Для женщин временем особых испытаний является беременность. Нужно думать не столько о себе, сколько о ребенке, усиленно следить за здоровьем, соблюдать режим и, может быть, – ради ребенка расстаться с выгодной работой, отказаться от намечающегося карьерного роста. Такая аскеза-воздержание. А что уж говорить о перенесении родовых мук, о беспрерывных хлопотах с новорожденным младенцем. Родителям младенца приходится отказывать себе в элементарном отдыхе, недосыпать. Волноваться за малыша. И молиться в тревожных случаях о благополучии ребенка: «Господи, Ты знаешь всё, и любовь Твоя совершенна. Возьми же душу (имярек) и сделай то, что я хочу сделать, но не могу». А если ребенок родился инвалидом… сколько нужно веры в Промысл Божий, чтобы нести такой тяжкий крест! Практически сразу после рождения ребенка начинается и великий труд – воспитание ребенка. Даже если брать нецерковную сторону дела – без помощи Божией не обойтись. Прав был отец Глеб Каледа , настаивая на том, что воспитание и образование закладываются в семье, а средняя и высшая школа служат лишь дополнением к тому, что сделано в семье . Дополнение важное, но это лишь дополнение к главному. Часто мы видим, что в школе требуют много запоминать и мало учат самостоятельно думать. Еще меньше учат нравственности. Что же делать в этой ситуации? Семья может восполнить недостатки казенного и коммерческого образования и воспитания – если родители всерьез заботятся о ребенке. Не только о его телесных потребностях, но и о потребностях душевных. И всё это терпеливо, годами. И еще родители призваны заботиться о духовных потребностях ребенка. Маленького человечка хорошо бы научить молитве (в школе и университете его не научат молиться Богу). А для этого надо самим уметь внимательно молиться, самим понимать церковнославянские слова, уметь доходчиво рассказать ребенку о сути храмовых служб. Ближе к школе ребенка готовят на первую исповедь. Как ему объяснить, что такое грех и зачем надо о своих грехах при батюшке говорить? Здесь очень важен личный пример, личные усилия родителей на духовном пути. Если мама приводит ребенка причащаться, а сама к Чаше не приступает, на исповедь не подходит, если папа и в храм-то редко заходит, то ребенку трудно внушить, что церковные таинства всем нам необходимы.

http://pravoslavie.ru/64149.html

У нас родился сын, которого мы ждали 12 лет! Это был день апостолов Петра и Павла. Можем ли мы при будущем Крещении присвоить имя ребенку (Павел), отличное от его имени в миру (Антон)? Мы не можем отказаться от имени Антон, так как это было решенным вопросом еще полгода назад. По правилам Церкви имя дают до Крещения на 8-й день, а изменять имя при Таинстве Крещения можно, как мне известно, в двух случаях: если имени ребенка нет в православных святцах и если нечаянно дали имя, принадлежащее другому полу. В православной традиции, в отличие от католической, ребенок может носить только одно имя. Давать ребенку имя того святого, память которого праздновалась в день его рождения, представляет собой благочестивый обычай, но именно обычай, а не правило. Если Вы, и в будущем Ваш ребенок, будете особенно почитать первоверховных апостолов Петра и Павла, то они будут вместе со святым Антонием небесными покровителями Вашего сына. Меня попросили быть крестным отцом при крещении младенца из невоцерковленной семьи. Другими словами, родители этого ребенка – крещеные в православную веру, но участия в церковной жизни не принимают, постов не соблюдают, к Таинствам не прибегают и так далее. Понимая огромную ответственность восприемников перед Богом за души крестных детей, прошу Вашего совета – можно ли отказаться от этого бремени? В Вашей доброй воле – согласиться или отказаться быть крестным отцом ребенка. Если Вы полагаете, что родители будут препятствовать Вашим обязанностям – учить ребенка христианству, то это уважительная причина для отказа. Однако следует помнить, что крестный отец отвечает за то, делал ли он со своей стороны все необходимое, чтобы воспитать ребенка в Православии, а не за то, кем вырастет ребенок. И у святых людей бывали недостойные и даже неверующие дети. Подруга просит меня быть крестной матерью ее дочери. Я православная, а она – протестантка, и ребенка хотят крестить в Протестантской церкви. Могу ли я в этом случае быть крестной матерью? Может ли она крестить своего ребенка в Православной Церкви?

http://azbyka.ru/otechnik/Rafail_Karelin...

Как этот случай связан со святителем Николаем? А вот как: в тот самый момент, когда все происходило (я не видел, как мы летим с этого обрыва, я просто чувствовал какие-то удары), я совершенно отчетливо ощущал присутствие святителя Николая. Это было не какое-то видение, но абсолютно ясное ощущение его присутствия. Е. Грачева: Потрясающая история. Митрополит Иларион: Подобных историй я знаю очень много — из жизни близких мне людей, из жизни моих прихожан. Е. Грачева: Верховный суд России две недели назад издал разъяснение к тому, как следует решать споры между родителями, которые заключают договор о суррогатном материнстве, и суррогатной матерью. Как Церковь относится к такому зачатию, мы знаем. Как Церковь относится к разрешению подобных споров? Если бы к Вам пришла супружеская пара, которая заключила договор с суррогатной матерью, чтобы та им выносила ребенка, но во время беременности суррогатная мать вдруг приняла решение оставить ребенка себе или спустя несколько лет потребовала бы его вернуть. Какой бы Вы дали совет этой паре? Митрополит Иларион: Я бы дал совет оставить ребенка той женщине, которая его выносила и родила, хотя она и не является генетическим родителем этого ребенка, и само по себе это деяние, которое совершили и генетические родители, и так называемая суррогатная мать, греховно. Церковь не приемлет суррогатного материнства, потому что это искусственное вторжение в ту сферу, которая является священной. Ребенка должна вынашивать его собственная мать. Если по каким-либо причинам супружеская пара не может иметь детей, то Церковь знает только один способ решения этой проблемы — усыновление и удочерение. И очень многие семейные пары обрели свое счастье, когда усыновили или удочерили ребенка. Более того, мне известно много случаев, когда супружеская пара, которая в течение многих лет не могла зачать ребенка, усыновляла одного или нескольких детей, а спустя какое-то время у них появлялся свой ребенок. Такие случаи тоже бывают. А различные способы искусственного вторжения в человеческие взаимоотношения, в семейную сферу, когда создаются такого рода коллизии — все это с точки зрения Церкви греховно. Церковь ведь не зря устанавливает определенные правила, высказывает позиции по нравственным вопросам. Это делается не для того, чтобы кого-то в чем-то ограничить, а для того, чтобы люди потом не оказывались в том бедственном и трагическом состоянии, в которое они сами себя загоняют.

http://pravoslavie.ru/103819.html

Весьма благое дело – давать имена новорожденным в честь новомучеников. Понятно, что Николай Чудотворец непременно «справится» с обязанностями небесного покровителя тех миллионов Николаев, которым при Крещении дали имя в его честь. В то же время, почему бы не почтить подвиг святого новейшего времени, назвав ребенка в его честь? Думаю, такая просьба о христианском покровительстве своего чада станет как для святого, так и для ребенка большой радостью. Конечно же, он приложит все усилия, чтобы пестовать своего, может быть, первого избранника, родители которого не прошли мимо подвига новомученика. Вот, мы прославили, например, новомучениц – блаженную старицу Евдокию и ее келейниц Дарью, Дарью и Марию Пузовских из деревни Суворово Арзамасского района Нижегородской епархии, расстрелянных в 1919-м году. При обретении их мощей, в чем довелось и мне участвовать, произошел удивительный случай. Это был июнь 2002 года. Иконописец, который принимал участие в написании икон этих новомучениц, Евгений, как раз ждал ребенка, и они с женой уехали в роддом. В тоже время УЗИ, на которое мы все так уповаем, показало, что у них будет мальчик, и они уже и имя придумали – Иван. Святые наши – они всегда рядом с нами И мы с отцом Василием, тогда настоятелем храма с. Суворова, укладывали мощи, облачали их, а жена Евгения в этот момент как раз рожала. Мы мощи облачаем, а она рожает, и Евгений присутствует при родах. Врач принимает ребенка и, показывая, говорит: «Ну вот, девочка. Как будете называть?» А они в полном недоумении: какая девочка, если УЗИ мальчика показало? И тут они хором говорят: «Евдокия!» Хотя в роду никого с таким именем не было. Впоследствии, когда они сказали имя бабушкам и дедушкам, те опешили: «Вы что, с ума сошли? Какая Евдокия? Во-первых, дразнить будут Дунькой, а потом – у нас таких имен в роду не бывало! В честь кого?» Сам же Евгений с женой стали друг друга спрашивать: «А ты почему сказал?.. А ты почему сказала?.. Я не знаю… И я не знаю… А почему мы вместе сказали?» Сказали они потому, что святые наши – они всегда рядом с нами. Они, которые прославлены у Господа, – смотрят на нашу жизнь, глядят в наше сердце и ждут, как бы спрашивая: «Ну что? В честь кого ребеночка назовете?» Естественно, что новорожденную Евдокию крестили в честь блаженной Дунечки, нашей замечательной новомученицы Церкви Русской. И девочка растет прекрасная, умница. Сейчас уже большая выросла.

http://pravoslavie.ru/110146.html

— Некрещёных Церковь не может поминать по той причине, что они жили и умер ли вне Церкви – не были её членами, не были возрождены к новой, духовной жизни в Таинстве Крещения, не исповедовали Господа Иисуса Христа и не могут быть причастны к тем благам, которые Он обещал любящим Его. Об облегчении участи душ умерших, не сподобившихся Святого Крещения, и младенцев, умерших во чреве матери или при родах, православные христиане молятся (обычно читают канон) святому мученику Уару, испрашивая его ходатайства перед Богом и веря в силу его заступления. Подобное поминовение усопших, по смирению и послушанию Церкви перенесённое на нашу домашнюю молитву, будет намного ценнее в очах Божиих и отраднее для самих усопших, чем совершённое в храме, но с нарушением Церковного Устава. Кто такой новопреставленный, приснопоминаемый? — В течение сорока дней после кончины усопшего называют новопреставленным. В памятные для усопшего дни (кончины, именин, рождения) он именуется приснопоминаемым или приснопамятным. Что можно сделать для усопшего, если его погребли без отпевания? — Надо прийти в храм и заказать заочное отпевание, а также сорокоуст, панихиду. Молятся ли за нас усопшие? — Мёртвые уже не молятся, а требуют молитв и забот об их душах от живых. Но когда их грехи очищены молитвами, верой и делами живых, тогда молитва поминовения обращается на пользу души поминающего. Надо ли служить панихиду по младенцу? — По младенцам не надо служить панихид – достаточно поминать их на проскомидии. Панихиды служат о прощении грехов, а на проскомидии приносится жертва. Так как у младенцев нет сознательных грехов, то при их погребении просят не о прощении грехов, а об упокоении. Можно ли молиться о упокоении самоубийц и поминать их в храме? — В основе самоубийства лежит неверие в Промысл Божий и отчаяние – это смертные грехи. Смертные потому, что не дают места покаянию, удаляют от человека спасающую Божию благодать. Человек добровольно и всецело отдает себя во власть диавола, преграждает к себе все пути для благодати. Как же для него будет возможно воздействие этой благодати? Вполне естественно, что Церковь не может приносить за таких людей умилостивляющей бескровной жертвы и никакой молитвы вообще.

http://azbyka.ru/katehizacija/praktiches...

Списки иконы «В родах Помощница» («Поможение родам») будут переданы в роддома России, которые посещают вот уже в течение полугода, что они идут по нашей стране, участники первых двух крестных ходов программы – объединенного крестного хода Владивосток–Москва и Якутск– Москва. А первым, кому будет вручен такой список, станет один из роддомов Иркутской области, по которой сейчас движется молитвенно-покаянное шествие. Церемония передачи списков чудотворной иконы Божией Матери «В родах Помощница» состоялась в фонде «Андреевский флаг», куда их привез директор центра «Радость материнства» Владимир Николаевич Старунов. В его семье семь детей. В церемонии участвовали двое самых младших – Георгий и Татьяна. В дар будущим мамам России они привезли 11 икон. По словам Владимира Николаевича, в настоящее время в женских консультациях и роддомах нашей страны, увы, наблюдаются многочисленные случаи негативного отношения к женщинам, желающим родить третьего-четвертого ребенка. В них открыто действуют 200 филиалов Ассоциации планирования семьи. Комитет по биоэтике при Московской Патриархии не раз заявлял, что действия этой Ассоциации противоречат национальным интересам России. Зачастую беременную женщину уговаривают сделать аборт, пугают родовыми осложнениями, что в свою очередь вызывает у будущей матери психо-эмоциональные стрессы, влекущие за собой ухудшение здоровья и угрозу неблагополучных родов. Поэтому то, что происходит сегодня в российских роддомах (их система появилась лишь в 1930-е годы), сильно влияет на рождаемость в стране. «Наша бедная женщина, идущая рожать, – отмечает Владимир Николаевич, – не знает, куда она попадает. И с ней начинают делать то, что она даже предположить не может. “Очень хороший специалист” ей предлагает (если аборт “не пройдет”): “Мы вам сделаем кесарево сечение”, “Сделаем химическую стимуляцию”. А о том, что при кесаревом сечении безусловно повреждаются и плод, и мать, “хороший специалист” не очень-то информирует… И о том, что у женщины, согласившейся на химическую стимуляцию, нарушается материнское чувство, тоже. Она не знает полноты родов, когда человек, помучившись, награждается любовью к своему ребенку, так что хочется рожать и еще!»

http://pravoslavie.ru/1073.html

В книге благодарности от верующих, получивших помощь по молитвам ко Пресвятой Богородице перед Ее чудотворным образом «В родах Помощница» («Поможение родам»), уже немало записей. Вот одна из них. «Хочу выразить свою глубочайшую благодарность. Моя молитва Пресвятой Богородице была услышана, а просьба моя чудесным образом исполнилась. Мне 45 лет, а сыночку 7 месяцев. Я забеременела после долгих лет трудного лечения, и все врачи хором предостерегали меня от возможных отклонений в развитии ребенка, а также сразу говорили, что мне обязательно будут делать кесарево сечение. В самом начале беременности, в феврале 2005 года, я обратилась к иконе “Поможение родам”. Скажу только одно – беременность моя протекала настолько легко, что я даже на учет в женскую консультацию встала не по необходимости получить медицинскую помощь, а по существующим правилам. А роды мои были настолько быстрыми и правильными, что врачи отменили назначенное кесарево сечение. Мой сыночек родился сам, совершенно здоровый и очень красивый. Не знаю таких слов благодарности, чтобы выразить все мои чувства. Пресвятая Богородица, слава Тебе! Еще раз с благодарностью, Лунева Мария Сергеевна из г. Москвы. 03.06.2006».  «Рожать – это так же естественно, как дышать…»  Недавно православный просветительский центр «Радость материнства» при храме благоверного великого князя Александра Невского (МГИМО) передал организаторам Международной духовно-просветительской программы «Под звездой Богородицы», посвященной историческому воссоединению Русской Православной Церкви, – фонду «Андреевский флаг» и Русскому Афонскому обществу – списки чудотворной иконы Божией Матери «В родах Помощница» («Поможение родам»). Международная духовно-просветительская программа «Под звездой Богородицы» осуществляется по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II с мая 2007 года по июнь 2008 года. В этой программе уже участвуют чудотворные иконы, мощи святых угодников из монастырей и храмов Иерусалима, Афона, Кипра, США, различных епархий России.

http://pravoslavie.ru/1073.html

Они разрезали печень ее отца пополам и пересадили ее. Всё прошло благополучно, и оба, девочка и отец, здоровы. Кроме того, мои роды задерживались на две недели, и я была в ужасе. На улице были снежные бури. Я боялась, что не смогу выбраться из дома во время родов. Мы также беспокоились, что семья моего мужа осядет у нас, когда родится ребенок. Я боялась, что будут боли при родах. Всё в предстоящих родах пугало меня. Но, конечно, всё прошло прекрасно. Врачи решили ускорить процесс, чтобы не было неожиданных родов. Они использовали новое лекарство, о котором было известно, что оно действует только в половине случаев. Но всё прошло прекрасно. Все лекарства действовали идеально. Врачи снова и снова повторяли: «Мы никогда не видели, чтобы всё проходило так хорошо, без побочных эффектов и так быстро». У меня не было болей. Врач сказал, что роды будут продолжаться по крайней мере всю ночь и, вероятно, еще и день. Но ребеночек родился после трех-четырех усилий. Врачи не могли этого понять. Они в отделе сделали ставки на то, сколько часов я буду рожать, и все ошиблись на несколько часов. Они сказали, что никогда не видели таких легких родов первого ребенка. Рядом со мной всё время была икона святителя Иоанна. А снежные бури помогли мне в том, что наш дом был в покое целый месяц. Из-за снега мой муж (тогда очень несчастный учитель) находился целый месяц дома, причем с выдачей за эти дни жалованья. Нет надобности писать о том, что наша дочь Христина прелестная, здоровая и счастливая. Она называет святителя Иоанна «Нан Джон». Джен Патукас Ланкастер, Пенсильвания, США 1997 год, 5 декабря 37. Операция на сердце оказалась ненужной Пишу из Югославии, Сербии, г. Младеновац, зовут меня Драгица Йованович. О святителе Иоанне я узнала из журнала «Светигора» [«Святая Гора»], издаваемого в Югославии митрополитом Амфилохием. Я вырезала из журнала фотографию владыки Иоанна и освятила ее в храме, а затем повесила в доме как икону. В то время (это было в 1995 г.) я была очень больна и молилась святителю Иоанну, чтобы он помог мне.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maksimov...

Продолжением могут стать детские программы от ясельного возраста и до подросткового включительно, и завершать эту многоуровневую систему работы должны молодежные программы – от профильных студенческих до программ семейного типа. Таким образом, круг замкнулся, мы охватываем все возрасты человеческой жизни, присущие молодежи, то есть, до 35 лет» (Из выступления на Съезде православной молодежи Дальнего Востока и Забайкалья «За духовное возрождение России»; Хабаровск, 18–19 сентября 2005 года). Это миссия внутренняя, и она крайне важна. Если разложить все эти возрасты и таланты по полочкам, получится следующая картина: Дородовый период. Это время, когда закладываются глубинные слои психики ребенка, когда женщина осознает себя мамой… Неслучайно в традиционных культурах всегда так берегли матерей «в положении». В наши дни впервые на этот этап в жизни женщины всерьез обратили внимание протестантские церкви Скандинавии. В 1980-е годы в связи с резким падением посещаемости богослужений они начали устраивать специальные встречи для будущих матерей, обсуждать с ними различные грани материнства, приглашать на эти семинары специалистов по ведению беременности, родам и вынянчиванию малышей. Эффект превзошел все ожидания: в течение пяти лет было зафиксировано 20-процентное увеличение численности прихожан в тех храмах, где проводились подобные собеседования. С позиций философской антропологии понятно, почему: беременность и роды – это пограничные состояния в жизни женщины. Сиюминутные «моды» и развлечения отходят в сторону, и начинают проявлять себя те глубинные архетипы и модели поведения, о которых писал Юнг. В частности, просыпается интерес к религиозным знаниям, к молитве, приходят переживания, связанные с риском и ожиданием тех скорбей в родах, которыми, с одной стороны, женщина, по слову апостола Павла, спасается (см.: 1Тим. 2:15 ), а с другой, – и уже по слову Христа, – приобщается великой радости, потому что рождается человек в мир (см.: Ин. 16:21 ). Понятно и то, что в этот период женщины особенно нуждаются во внимании и заботе. С миссионерских позиций непонятно, почему лишь в отдельных епархиях ведется такая работа с будущими мамами. В городе Губкине Белгородской области резко вверх пошла статистика крещений и причащений младенцев после того, как батюшка организовал собеседования в местной женской консультации и роддоме. Женщины счастливы, что Церковь не забыла о них в их нелегком служении, и конечно же, многие из них потом приходят в храм, тем более, что в городском кафедральном соборе есть чудотворный образ Матери Божией «Помощница в родах». В самом Белгороде священники присутствуют при выдаче свидетельства о рождении и помогают всем желающим определиться со временем и необходимыми условиями крещения.

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/pravos...

Какая пародия на правду! Нет, не за то женщины благодарят Бога, что он уберег их от боли и опасности. Ни разу я этого не слышал. Женщины благодарят Господа за то, что он дал им ребенка. Церковь в соответствии с основными учениями Библии должна учить красоте и отважности, готовя женщину к естественному исполнению своей функции. Мы не должны забывать Рождества Христова. Миллионы католиков почитают Мадонну с младенцем. Протестанты также признают духовное участие в родах. Давайте воспринимать учения прошлого, в которых говорится об ужасах родов, не подтверждающимися жизнью и помнить о том, что история родов — это позор цивилизации. Последнее столетие С 1847 г. роды стали казаться для женщин более светлым событием, так как именно в это время Джеймс Симпсон открыл хлороформ, тем самым положив начало эры обезболивания. Церковь жестоко критиковала Симпсона за обеспечение обезболивающими средствами женщин при патологических родах. Высокие церковные сановники с гневом писали: “Хлороформ — это ловушка Сатаны. Сатана якобы хочет осчастливить женщину, но на самом деле стремится к тому, чтобы в трудные минуты жизни она обращалась за помощью не с молитвой к Богу, а к нему. Это приведет к ожесточению общества”. Подумать только, это было во времена моего отца! Но, как бы то ни было, анестезия осталась. Более того, она начала использоваться во всех родах, вне зависимости — патологические они или нет. Однако почему же всегда анестезия? Ведь в естественном состоянии в ней нет необходимости. Хотя понятно — всегда легче использовать открытые наукой препараты, снижающие боль, чем исследовать причины боли. Но, несмотря на то, что анестезия часто становилась причиной того, что женщина лишалась радости осознания своего достижения, она была величайшей подмогой для будущей матери, начало ее применения стало важным шагом в развитии акушерства. В 1854 г. Флоренс Найтингел одной из первых заговорила о том, что чистота и свежий воздух крайне необходимы для лечебниц. За этим начали внимательно следить во времена Крымской войны. Тогда санчасти являли собой образец того, как нужно ухаживать за больными и ранеными. Пьющие, непорядочные врачи, присутствующие в больницах и роддомах, начали исчезать. С их уходом уменьшились случаи возникновения послеродового сепсиса, но все равно процент смертности у рожениц был еще весьма велик — 12–15% потенциально нормальных родов. Это означало, что от послеродового сепсиса умирала каждая восьмая совершенно здоровая женщина!

http://azbyka.ru/zdorovie/rody-bez-strax...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010