Вскоре после рождения младенцу дают имя. Какую роль это может играть в конечном итоге в его воспитании? Чаще всего, увы, это никакой роли не играет — в том отношении, что родители большей частью выбирают имя по благозвучности и не задумываются над тем, что они поручили своего ребенка тому святому, имя которого ему дано, что этот ребенок становится как бы храмом, как у нас бывает храм святого Трифона, Сергиевское подворье и т. д. И этим делается колоссальная, даже трагическая ошибка, потому что ребенок должен быть посвящен, вернее, вручен хранению, защите, молитвам того святого, имя которого ему дается. Родители должны были бы выбирать святого, который для них что-то значит, то есть житие которого их чем-нибудь поразило или который по чему-нибудь связан с зачатием этого ребенка. В старой России (вероятно, это и теперь еще порой делается) крестили ребенка именем того святого, в день которого были крестины. В этом есть какой-то смысл, при условии, опять-таки, что это будет не кличка, а будет как бы освящение нового храма во имя данного святого. Родители должны были бы, когда хотят дать то или другое имя ребенку, узнать, каково житие святого, что в нем есть, что поражает их не благозвучием имени, а внутренним обликом, почему они хотят, чтобы их ребенок был под защитой этого святого или, во всяком случае, чтобы этот святой особенно молился о нем. Поэтому наименование ребенка может иметь громадное значение. И вот тут надо воспитывать — конечно, еще не ребенка, а родителей. Надо говорить: вот, вы будете крестить ребенка, вы хотите его назвать таким-то именем, вам имя нравится, а чт о за этим именем стоит? кто стоит? чего вы от него ожидаете? какие его черты могут иметь значение и влияние в жизни вашего ребенка?.. Потому что так же, как отец и мать воспитывают свое дитя, так и святой, кому поручена забота о ребенке, тоже имеет какое-то воздействие на него. Конечно, в церковной среде есть много прекрасных имен, прекрасных святых, мы знаем их жития и часто употребляем их имена, особенно в монашеской среде, где никто не стесняется при таком или другом имени.

http://pravmir.ru/katehizis-dlya-roditel...

Бог обращается со своими детьми как с уникальными личностями. Он воспитывает нас, наставляет нас, наказывает нас, чтобы мы стали тем, что соответствует Божиим замыслам о нас. Бог никогда не создает копий. Он творит только оригиналы. Родители должны искать Его сокровенной воли, мудрого и единственного в своем роде замысла для каждого ребенка. Наставь ребенка, чтобы он был тем, кем хочет видеть его Бог , – вот что говорит родителям этот стих книги Притчей. Какое представление должны иметь родители о греховности души ребенка? Все мы грешники с самого рождения, ибо унаследовали грех от Адама. Вот почему не надо учить детей плохому, они уже испорчены. Родители не должны игнорировать греховность души ребенка, его греховную природу. На это необходимо обратить внимание, притом делать это нужно со дня рождения. В Библии даны подробные указания о дисциплинировании ребенка. Большинство родителей наказывают своих детей, но, к сожалению, для многих воспитание этим заканчивается. Они останавливаются на картине, изображающей укрощение лошади. Но есть другой образ, который говорит о жажде, возникающей у ребенка, когда его десны протирают соком финиковой пальмы. Почему так важно возбуждать в ребенке жажду к хорошему? Это важно потому, что таким образом родители наделяют своего ребенка непреходящей ценностью, которую мы находим в Иисусе Христе. С самых первых дней ребенок должен быть окружен христианской атмосферой любви, заботы, искренности, которая возбудит в нем голод и жажду по Богу. Эта жажда в первую очередь должна развиваться в семье. Именно родители ответственны за духовное воспитание детей. Если ребенок не видит, что в семье имеет место последовательное живое христианство , то маловероятно, что он примет церковное христианство. Родителям предоставлена возможность прививать детям желание посещать церковь . Тогда не будет необходимости подталкивать их, чтобы они шли в храм, потому что они сами захотят побольше узнать о Боге, Который занимает такое важное место в семье. Для чего родителям необходима мудрость?

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Nefed...

р.б. Надежда 2012/05/29, 16:20:39 Святой Целителю Пантелеймон! Помоги мне рабе Божией Галине избавиться от недугов, исцели меня и помолись Господу, чтобы я забеременела, выносила и родила здорового ребенка. Аминь. Галина 2012/05/29, 16:19:13 Св. Великомученик и целитель Пантелеймон, моли Господа Бога нашего об исцелении мамочки моей Любови,дай доброго здоровья и долгих лет жизни! Галина 2012/05/29, 16:11:23 Святой Пантелеймон! Прошу помоги рабам Божиим Галине и Юрию зачать, выносить и родить здорового, счастливого ребёнка. Аминь. Галина 2012/05/24, 20:59:51 Целитель Пантелеймон помоги моей дочери Иулии исцелиться, дай ей здоровья, сил, любви и покоя.Пусть сегодняшний день принесет ей радость и веру в хорошее, прошу для нее исцеления, радости жизни, исполнения ее мечты. р.б. Ирина 2012/05/24, 15:13:11 Святой Целитель Пантелеймон! Прошу милости и защиты, заступничества и Твоих молитв о новорожденном ребенке дочери моей Ксении. Святой Пантелеймон, спаси и сохрани, исцели ребенка, пусть почки и надпочечники ребенка будут здоровы, огради ребенка от бед и несчастий, от болезней и хворей. Святой Пантелеймон, помоги вырастить ребенка здоровым и крепким, помоги воспитать его, чтобы он мог прославлять нашего Господа, спаси ребенка, помоги ему быть здоровым. Святой Пантелеймон, верю в силу Твоих молитв, в помощь, милость и заступничество. Да свершится воля Господа нашего. Аминь. р.Б.Лариса 2012/05/23, 17:01:11 Целитель Пантелеймон! Молю усердно Тебя о прощении грехов, о спасении души и тела. Святой Пантелеймон, помоги, спаси и исцели новорожденного ребенка моей дочери Ксении, пошли ему здоровье телесное, пусть почки и надпочечники будут здоровыми, сохрани жизнь, помоги воспитать. р.Б.Лариса 2012/05/23, 11:21:57 Святой Пантелеймон Целитель! Умоли Господа Бога нашего даровать здравие душевное и телесное моей крестнице рБ Наталье. Очень сильно больна. Не за себя прошу. Прости ей все прегрешения вольные и невольные. Благословите Братия Иноки Святого острова Афон, помолитесь за исцеление рБ Натальи. Да будет на всё воля Господа Бога нашего Иисуса Христа. Спасибо за всё!

http://isihazm.ru/?id=489&c_pid=44

Или, вот «дитя в храме»: благолепие храма, освещение, светлыя облачения священнослужителей, общая молитва, пение, благоговейное предстояние молящихся, общее торжественное, безмолвное внимание, – разве все это не уроки благоговения пред Богом? Этих уроков не заменит никакая красноречивая речь законоучителя. При этих уроках нельзя заметить минуты, с которой в детях открывается понимание того, что читается и поется в церкви; но что понимание уже проникает в душу ребенка, это несомненно. В самом деле, разве не доступно пониманию ребенка двух, трех, четырех лет то, что есть Бог, Который все создал, Который об нас заботится, питает нас, к Которому нужно обращаться с молитвой? Разве не может понять дитя этих лет, что Сын Божий сходил на землю, чтобы спасти нас грешных, что Он учил людей добру, правде, что Он страдал и умер за наши грехи? И сердце дитяти проникается горячей любовью к Богу, к Спасителю, проникается глубоким религиозным чувством; ребенка уже этих лет можно научить молиться. Пусть проста, детски проста будет молитва, которой научит ребенка любящая мать, пусть она вся будет составлена из слов, доступных детскому пониманию, пусть ребенок видит пример молитвы матери, – и, несомненно, богатые плоды последуют от этих немудрых, простых уроков благочестия; сердце ребенка глубоко преисполняется благоговейным восторгом, уста лепечут детскую молитву: «спаси, Господи, папу, маму, меня, братьев и сестер моих». Вот что говорят припоминающие свои первые уроки веры люди верующие, глубокочтимые православными христианами: «мы знаем, что любили нашего Спасителя еще задолго до уроков закона Божия, потому что часто слышали повествования о Нем, много молились Ему, лобызали Его Евангелие, плакали о Нем при чтении Его страданий и радовались всем сердцем, празднуя светлое воскресение» (Из поучений преосвященного Амвросия). Правда, в этот ранний возраст ум ребенка еще не раскрылся для полного уразумения, душа ребенка наполняется неясными ощущениями и представлениями; но все это богатые задатки, это первые опыты духовной жизни, благодаря которым значительно облегчится дальнейшее изучение истин веры и усвоение духа благочестия. Любви к Богу нельзя выучиться по учебникам, сердечных чувств нельзя втолковать; чистое детское сердце всего более доступно глубоким религиозным чувствам; общение с Богом, неясно сознаваемое, однако делается потребностью детского сердца; в молитве, своей детской молитве, дитя, – как иногда приходилось наблюдать, – совершенно свободно, без приказания родителей, находит утешение и наслаждение.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

КОГДА КТО-ТО ПРОТИВ – Бывает так, что один из родителей ребенка придерживается другого вероисповедания. Возможно ли тогда крещение ребенка по православным канонам? – Конечно, возможно, если второй родитель согласен на крещение младенца и его православное воспитание. Если же он против, то необходимо смотреть по ситуации. Иногда детей приносят крестить и тайно. Были случаи, когда мама – христианка, а отец – мусульманин. Но тогда один из родителей может подвергнуть риску всю семью. Как отнесется отец к такому факту? Может быть скандал, и даже разрушится семья. Поэтому сложно дать однозначный ответ. Лучше в такой ситуации подойти к священнику и подробно изложить все жизненные обстоятельства конкретной семьи. Но вообще Церковь не рекомендует выходить замуж за инаковерующего, чтобы не случилось подобных разногласий. Потому что человек ради сохранения семьи может пренебречь своей верой, сначала у него возникнут сложности с посещением богослужения, а потом может произойти и отпадение от веры. – Можно ли крестить ребенка, если один или более членов семьи против? – Таких людей следует постараться уговорить на встречу со священником. Здесь главное понять, что внутри у человека, почему он отказывается от крещения своего ребенка. Если люди – атеисты, переубедить их и заставить отказаться от своих взглядов бывает трудно. Но убедить в необходимости спокойного и лояльного отношения к факту крещения ребенка все же можно. – Бывают ли случаи, когда родители не крестили ребенка, не сочли нужным, а он, достигнув совершеннолетия, уже сам пришел креститься? – После четырнадцати лет подросток может сам прийти, без родителей и крестных, и принять крещение. Но подобные ситуации стоит рассматривать отдельно, дабы уменьшить возможность создания скандалов в семье. У нас были случаи, когда домашние вели чуть ли не войну с крестившимся тайно членом семьи. Но со временем ссоры сглаживались, и в семье потихоньку смирялись с произошедшим. – При совершении Таинства Крещения мальчиков вносят в алтарь, а девочек – нет. С чем это связано?

http://pravoslavie.ru/48414.html

Иногда от ребенка отказываются родители и он попадает в сиротское учреждение, а иногда и вовсе не успевает родиться и погибает во время аборта. Когда мы говорим о детях, ни у кого не вызывает возражений, что они нуждаются в особой защите. Но с какого момента мы должны защищать жизнь детей? Если ребенок еще не родился, это не значит, что его нет. Церковь призывает защищать ребенка, у которого уже есть душа, у которого уже есть будущее, у которого это будущее должно быть светлым и радостным, вне зависимости от его веса и возраста. Вне зависимости от того, родился он или еще находится в утробе матери. Только по официальным данным, в России в 2015 году было совершено 746 тыс. абортов. Это дети, которым их родители не дали родиться. Мы призываем защищать жизнь ребенка и признать, что его жизнь должна находиться под защитой с момента зачатия. Если мать допускает убийство нерожденного, не дает ему родиться на свет, она убивает в себе мать. И это тоже очень важно понимать: она наносит вред прежде всего самой себе. Она думает, что этим освобождается от лишних забот, думает, что она избавляет ребенка от бедности, возможно — от какой-то врожденной болезни, но на самом деле она его убивает и причиняет ему страшную муку, потому что, даже находясь в утробе, ребенок во время аборта переживает страдание, и врачи это подтверждают. Мы говорим не только о защите ребенка, но и о защите нравственного, духовного и физического здоровья женщины. Операция прерывания беременности не является лечением и медицинской помощью. Она не помогает здоровью, а вредит здоровью женщины, она не спасает жизнь, а наоборот — лишает жизни ребенка. И об этом тоже надо вспомнить в этот день. Епископ Пантелеимон (Шатов), из интервью газете «Известия», 1 июня 2017 года.   Селин Дион Канадская певица, актриса, композитор История рождения канадской певицы и композитора Селин Дион отличается от историй многих других знаменитостей. Селин выросла в небогатой, но дружной семье. Забеременев, мать артистки стала сомневаться, сможет ли она выносить четырнадцатого ребенка, и отправилась к священнику, который дал ей совет слушать свое сердце.

http://azbyka.ru/zdorovie/gorkij-opyt-zn...

Восприятие мира происходит только в связи с собой: «моя мама», «моя игрушка». Оценка самого себя, своих действий еще очень слабы, в мышлении нет места для критики и сравнения. Мораль ребенка такова: хорошо-плохо, можно-нельзя; все принимается на веру, родители – безусловный авторитет во всем. Основное воспитание происходит в семье, зависит от духовной атмосферы, царящей в доме. Религиозное восприятие Бога и духовной жизни в раннем возрасте очень живо. В силу такой особенности детей, как подражание, дети сами охотно следуют примеру благочестивой жизни родителей, воспринимают простые религиозные обряды и правила. Поэтому задача родителей в этом возрасте максимально напитать ребенка духовно: показать, что основу жизни, центральное место занимает вера, Церковь. Пусть чувства детские получают первые впечатления от предметов священных: икона и свет лампады – для глаз, молитвы и священные песни – для слуха и прочее. Дитя еще не понимает ничего из того, что у него перед глазами, но его глаз и слух привыкают к священным предметам, и они, предзанимая сердце, тем самым ставят вдали другие предметы. Особую заботливость должны проявлять родители к обстановке тех комнат, в которых спят дети, и уголков, где они играют и проводят большую часть времени. (свт. Феофан Затворник . Путь ко спасению. С. 342). В первые годы детской жизни душа ребенка так нежна, так впечатлительна и беспомощна. Она вся всему доступна и не защищена никакой защитной броней; все может стать или уже становится ее судьбой, все может повредить, «испортить ребенка». В эти годы ребенка надо беречь, не терзать его никакими страхами и наказаниями, не будить в нем преждевременно элементарные и дурные инстинкты. Однако упускать эти годы в смысле духовного воспитания было бы столь же недопустимо и непростительно. Надо сделать так, чтобы в душу ребенка проникало как можно больше лучей любви, радости и Божией благодати. Здесь надо не баловать ребенка, не потакать его капризам, не изнеживать его и не топить его в физических ласках, но заботиться о том, чтобы ему нравилось, чтобы его умиляло и радовало все то, что есть в жизни божественного – от солнечного луча до нежной мелодии, от жалости, сжимающей сердце, до прелестной бабочки, от первой лепетом сказанной молитвы до героической сказки и легенды… (И.

http://azbyka.ru/deti/traditsii-pravosla...

Девочку занимала книжка Видимого Мира, или, вернее, картинки книжки, и она сама указывада на нее матери, приглашая ее к уроку наглядного обучения. Путем катехизическим дети могут ознакомиться с теми эпизодами священной истории, которые и для детского возраста представляют интерес, например с историей Иосифа, и из истории отечественной. Эти разсказы, стихотворения и устная передача сказов и басен будут развивать детский ум, давать направление сердцу и воле ребенка. Из русской истории должны быть передаваемы дитяти такие разсказы, которые затрагивали бы его сердце, которые могли бы вложить в душу ребенка зародыши любви к родине, к нашей родной свято-русской земле. Если наука в высших своих областях является как бы интернациональною, космополитическою, то первоначальное обучение ребенка в семье должно наоборот носить исключительно-национальный, патриотический характер. Русская мать должна воспитать русского, а не космополита, пристрастного ко всему иноземному и все иноземное охотно перенимающего. Само собою разумеется, что первые уроки, полагающие основание всей умственной жизни ребенка, никто не может вести с большим успехом, как любящая мать, так как эти уроки, как и все последующие детские уроки, должны быть ведены вполне воспитывающим образом, а первая естественная воспитательница ребенка – мать. Уже этот долг, налагаемый на женщину природою, указывает, что образование женщины должно быть поставлено на твердых началах, ибо только подготовленная образованием мать может быть полезною воспитательницею своего ребенка. Поэтому для правильного воспитания детей низшего сословия, желательно увеличение числа народных школ, в которых будущие матери могли бы получать не только образование, но и воспитание: народная школа должна воспитывать нравственных и религиозных людей по началам православной Церкви и русской народности. Желательно, чтобы народные школы сообщали девочкам такие познания, которые давали бы возможность прошедшей школу, сделавшись материю, вести правильно воспитание и первоначальное обучение своего ребенка.

http://azbyka.ru/deti/mysli-o-vospitanii...

Кроме того, работа в поте лица заповедана человеку, можно сказать, на всю его жизнь. Потомки Адама так всю жизнь и трудятся в поте лица: без труда, как говорят, не вынешь и рыбку из пруда. И вот рождение ребенка и вообще вся сфера деторождения должна была бы иметь продолжительный срок и смысл. Если бы речь шла о том, что только родивши один раз ребенка, женщина уже освобождается от епитимии, то было бы существенное неравенству между мужчиной и женщиной: мужчина должен всю жизнь трудиться, а женщина только один раз родит ребенка — и все. Тем более что дети бывают не у всех. Тут понятно, что детородная деятельность и жизнь женщины тоже воспринимается Церковью как епитимия. Ею налагается некое ограничение евхаристической жизни на женщину. Когда человек согрешил, он приходит на исповедь и очень часть слышит от духовника: грехи тебе прощаются, а причащаться ты еще не можешь. Пойди и исполни то, что я тебе скажу: помолись в течение какого-то периода или еще что-то сделай и тогда будешь допущен к причастию. Подобно этому и здесь. Когда женщина носит ребенка, то ей говорят: причащайся как можно чаще. И до рождения ребенка стараются часто причащать ее, чтобы укрепить, напитать ее благодатными силами. Когда же она родит ребенка, и уже как бы исполнила свою епитимию, то здесь в соответствии с природой и с духовным смыслом епитимии ей дается продолжительное время, когда она ограничена в евхаристической жизни, не может приходить в храм. Она должна понять, что рождение ребенка — не только радость, не только торжество, но и епитимия за первородный грех. Поэтому на 40й день женщина должна придти в храм и получить молитву очистительную, т. е. молитву, в которой говорится, что она исполнила то, что Господь ей дал исполнить, и теперь. Так что все это не просто является пережитком ветхозаветной жизни, а полно глубокого смысла. В чине молитв сорокового дня мы находим две молитвы, обращенные к матери. В них говорится, что пришла женщина, «да не осужденно сподобится причаститься Святых Твоих Таин». И во второй молитве тоже говорится: «…причащение Святаго Тела и Крови Твоея». В этой молитве как раз акцентируется то, что она приходит и снова будет допущена к причащению Св. Христовых Таин.

http://azbyka.ru/lekcii-vorobjeva

Старец Паисий Святогорец Запланированное убийство ребенка, то, что в нашем лицемерном обществе называют гнусным по своей лжи, наукообразным термином «регулирование семьи», содержит в себе прелюбодеяние, т. к. голый секс – это разрушение и семьи, и личности; убийство, притом зверское и циничное, лишение человеческого существа простого предания земле. Имя первой женщины Ева означает «жизнь». Имя женщин, совершающих детоубийства, – «смерть». Эти матери становятся демонами своего собственного тела, т. е. ту, созданную Богом палату, в которой зарождается и развивается человеческая жизнь, они превратили в застенок, где палач четвертует их ребенка, их сына или дочь. Архимандрит Рафаил (Карелин) (род. в 1931 г.) Перед тем как убить своего ребенка, женщина внутренне совершает ряд грехов, связанных друг с другом как звенья цепи. Чтобы убить ребенка, она должна прежде убить в себе любовь к этому ребенку. Это уже внутреннее отречение от Христа, Который есть Любовь и Который сказал: «Не препятствуйте детям приходить ко Мне» (см. Мф. 19, 14 ). Во-вторых, она должна уничтожить в себе присущий женщине инстинкт материнства, т. е. в этом отношении стать хуже животного и зверя. Затем она должна внутренне отчуждить себя от своего ребенка, смотреть на него не как на часть себя, а как на инородное тело в своем организме, вроде опухоли или кисты, которые подлежат удалению. Она должна отрицать ценность вечной жизни и отрицать у ребенка право на личную жизнь, лишая Таинства Святого Крещения, оставляя его не приобщенным к Церкви. Она отрицает право Бога на этого ребенка, считает, что может распорядиться им как вещью. Она отрицает Промысел Божий об этом ребенке, думая, что не сможет воспитать его. Она отрицает Ветхий и Новый Завет, которые говорят: «Не убий». Архимандрит Рафаил (Карелин) В состоянии душевного опьянения гневом или ревностью убийца, будучи вне себя, может, как в припадке безумия, лишить жизни свою жертву. А здесь происходит нечто худшее и более страшное: родители спокойно, чуть ли не со счетами в руках рассуждают, жить или не жить их ребенку. От этого недалеко до тех нацистов, которые рассуждали, сколько килограммов мыла можно сварить из трупа или сколько мешков волос можно настричь с расстрелянных или задушенных в газовых камерах жертв.

http://azbyka.ru/deti/o-detyakh-svyashhe...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010