Но вы, может быть, представите со стороны своей о точности сего времени сумнение в том, что сам Константин Багрянородный, в часто упоминаемой книге о Обрядах, прибытие Княгини Ольги в Царьград полагает в лето 946-е. Ответствую на сие. В самом подлиннике той книги ничего такова не видно, а только выводится сие из Надписи положенной над двумя статьями, имеющимися в главе 15-й из коих в одной упоминается о приеме, в 31-й день Маия, Послов присланных от Амерумна, 38 а в другой о назначении в честь тех же Послов Рыцарского позорища; а поскольку и первое и другое случилось в течение четвертого Индикта, то и произошло от того несправедливое сие мнение, яко бы в тот же самой Индикте не только означенные Послы, но и другие, коих прислал Амир, были приниманы. Но о приеме сих Послов сказано в следующей четвертой Надписи, а о принятии Российской Княгини Ольги упоминается в Надписи пятой 39 ; а что сии Надписи, время четвертого Индикта изображающие, совершенно несправедливы, на сие ясные предлежат доказательства. При отправлении означенных торжеств находился с Константином Багрянородным и Роман сын его, так как Ииператор, о чем пространно изъяснено предыдущем; но сие есть неоспоримая истина, что Роман вторый в соцарствование от отца своего принят в течение шестого Индикта, следовательно, с крайним леточисления превращением, отнесено сие к Индикту четвертому. 2) В той же книге сказано 40 , что 31-го числа Маия был прием Послов присланных от Амерумна. В 24-й день Октября приниманы были, таким же образом. Послы Ишпанские 41 . Потом в честь послов Срацынских назначено Рыцарское позорище 42 . В 6-й день Августа был празднован торжественный праздник Господня Преображения 43 , а после сего праздника в 9-й день Августа был при Дворе Императорском бал 44 ; в 30-й же день Августа был прием Княгини Российской Ольги. А там же ниже 45 , что к 18-му дню Октября приуготовляем был у Двора пир, на котором вельможи Российские с Императором, а Княгиня Ольга с Императрицею и с детьми имели обеденный стол. Но кто же может удостоверить, чтоб в течение одного и того же года, случились дела, которые происходили следующим порядком, а именно, 31 10 мая, 24 10 Октября, 6-го или 9-го и 30-го Августа, 9-го Сентября, и 18-го Октября? Все ж сие точно таким порядком в книге о Обрядах описано; следовательно Надписи оные время четвертого Индикта изъявлияющие, надобно чтоб были ложны, а по сему и свидетельство на них основывающееся, будто Ольга прибыла в Константинополь 946-го года, в которой полагается четвертый Индикт, никакого уважения не заслуживает.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij-Vulgar...

Слово в день рождения Его Императорского Высочества, 1770 года, Сентября 20 дня Примите вся оружия Божия, да возможете противитеся в день лют, и вся содеявше стати. Еф. 6:13 . Церковь Христова празднует ныне день храброго Воина своего, который дражайший веры своей залог почел больше, нежели собственную жизнь свою, и ополчившись оружиями Божиими, мужественно стал противу тех, кои на похищение оного сокровища Его напрасно устремилися. В сей же день и Всероссийский дражайший Наследник начал течение жизни своей, и взошед на театр мира, вступил в подвиг против всего того, что бы ему препятствовать могло в получении победы над всеми могущими случиться затруднениями и искушениями. О день благословенный! день с истинным благоговением и с непритворною радостию празднован быть достойный! Россия! празднуй праздники твои, и веселися в торжествах своих. Церковь тебе представляет воинов духовных. Вне предел твоих герои непобедимые славу твою сообщают концам вселенной. Внутри возрастает Герой к надежному сохранению снисканной славы. Престолом твоим Владычествует мудростию Божественною просвещенная Монархиня и отечества своего Мать истинная. Приидите, составим лик, вознесем имя Господне, и смешав нас с прочими смертными, единым токмо сим отличим себя, что мы, пользуясь большею пред прочими народами Божескою благостию, больше в том оказываем пред Ним признания и благодарности. Приимем, по увещанию Апостольскому, вся оружия Божия; и если мы не можем, или не имеем случая, стать таковыми Героями, каковыми ныне Россия прославляется: так можем, да и должны стать героями духовными, о каковых ныне чтенное Евангелие и Апостол нам воспоминали, и к подражанию которых днесь празднуемый Великомученик возбуждает нас примером самого себя. А Ты утешителю благий! представи нам трапезу слова, и души алчущие правды напитай пищею бессмертною. Приимите вся оружия Божия. Оружия, коими ополченного воина Христианского представляет нам Апостол, суть истина, правда, мир, вера, спасение, глагол Божий. И нет сомнения, что Павел, при описании таковым образом подвижника Евангельского, представлял себе вооружение военное: ибо в том же месте поминает он военный пояс, броню, шлем, щит, и меч. Известно же, что сии вооружения были, а некоторые и ныне воинами употребляются.

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Levshin...

Преосв. Иеремия требовал, чтобы перед богослужениями все ученики, не исключая и квартирных, собирались в зале семинарии и в порядке шли в семинарскую церковь , нередко приказывал нам присутствовать и при своих архиерейских богослужениях, в кафедральном соборе, сверх того заставлял нас учить все вечерние и утренние молитвы (это было, кажется, в словесности) и распорядился, чтобы в семинарской церкви за всенощною мы читали, поочередно, шестопсалмие и кафизмы. Приходилось и мне делать это последнее, что страшно волновало меня, застенчивого и слабоголосого. А когда в 1855 г. празднован был Харьковским университетом (основан в 1805 г.) 50-летний юбилей и по этому случаю произнесено было немало речей на латинском языке, то мы были обязаны, по его приказанию, выучить все их наизусть. Помнится, было их не меньше трех-четырех. Присутствуя на экзаменах в семинарии, он почему-то не задавал ученикам никаких вопросов и не дел возражений. Смиряя в себе и других гордость ума, может быть, он не хотел питать ее совопросничеством. Или, быть может, думал какую-нибудь думу. Смотря на нас пристально-проницательными и в то же время задумчивыми глазами, он был точно в созерцательном состоянии, думал, что выйдет из нас, птенцов его паствы, какие плоды принесем мы для Церкви Христовой. Ко мне он относился с неменьшим благоволением, чем в училище. На публичных экзаменах лучшими учениками читались их сочинения. У меня сохранилось два экземпляра такого сочинения, из философского класса, на тему, данную, помнится, самим Преосвященным: «О трудах Преосв. Питирима, архиепископа Нижегородского, как основателя Нижегородской семинарии». На первом экземпляре – надпись Преосв. Иеремии: «внести в книгу»; на втором – «списать для меня копию сего. 14 июня 1855 г.». Не помню, читал ли я это сочинение на публичном экзамене, но судя по обращению к владыке в конце его («Преосвященнейший владыко», «милостивый Архипастырь» и т. д.), нужно думать, что произносил его с кафедры. Следует прибавить, что окончательная редакция этого моего маленького труда не обошлась без участия преподавателя – А. Ф. Лазаренко.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Kata...

Основан Преподобным Макарием Унженским и Желтоводским, в 1439 году. Обитель эта – скудная до конца XVI века – состояла тогда из незначительных деревянных строений и не была ничем особенно замечательна. В царствование Феодора Иоанновича, как кажется, начались чудотворения от мощей св. Макария; по сему-то поводу, вероятно, царь обратил внимание на обитель: ибо прислал сюда в 1596 году строителем бывшего боярина Хвостова (в иноч. Давида), и приказал ему доносить о всех нуждах монастырских. Но кончина царя, вскоре последовавшая, а за тем смутные времена отдалили на долго совершенное благоустройство Унженского монастыря. Старец Давид построил новые церкви, но также деревянные, а каменных, как видно, не мог, по неимению пособий, хотя и удалось ему испросить у царя Василия Иоанновича Шуйского право на владение никоторыми близлежащими селениями. – В начале XVII века, когда Филарет Никитич томился в плену у поляков, Великая Старица Марфа Иоанновна посетила обитель, вместе с малолетним сыном Михаилом Феодоровичем, и молилась у гроба св. Макария о возвращении Филарета. По вступлении на престол царя Михаила и чрез два месяца по восприятии родителем его Патриаршеского сана, царь совершил в 1620 году торжественное шествие в Унженский монастырь для поклонения мощам св. Макария и принесения благодарности Угоднику Божию за минование всех бед молитвами его. Для сего заблаговременно построен был в обители деревянный дворец. День прибытия царя, 4 октября, празднован был при жизни его особенным торжеством до 1645 года, а с того времени до ныне, совершается здесь соборная панихида. – В то время обитель именовалась уже Лаврою, и управляема была игуменом. В 1669 году все ее деревянные церкви и строения, в том числе и Царский Дворец, погорели; после чего церкви уже сооружены каменные. Ныне здесь находятся семь великолепных церквей, из коих: 1) Соб. Живоначальной Троицы, в которой почивают мощи св. Макария Желтоводского, в богатой раке. Храм этот построен был прежде над могилою Преподобного Макария деревянный; Строителем Давидом сооружен новый в 1596, также деревянный, с приделом Флора и Лавра, а каменный воздвигнут в 1669 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Слово в неделю первую Великого поста Сей день уставлен празднован быть после несчастного для Церкви случая. Трудно понять, до чего дойти может развратность мыслей человеческих! Некоторые дерзнули изображений Господа Иисуса, Пресвятой Девы, и прочих в святости и добродетели великих мужей, не только не принимать, но и бесчестить их, и извергать и сокрушать. Сие бы меньше странным должно показаться, если бы таковые дерзновенные люди никак уже не почитали тех самых особ, кои на образах были представляемы. Но напротив они тех, кои были изображаемы, судили быть достойными почтения. Однако со всем тем по странной некоторой мысли превратности изображений их не терпели. К сему неистовству пристали и самые некоторые верховные начальники. Которые, впрочем, не могли сносить. Чтоб кто их изображения бесчестил и презирал: и таковой изображений их ругатель неминуемой предаваем был казни. Причиною же развратного поступка своего поставляли то, что, де, таковое святым изображениям воздаваемое почтение вводит идолопоклонство, которым Христианское Богопочтение делается похожим на языческое идолослужение. Но кто из благоразумных Христиан мог, когда помыслить, чтоб таблицу или деку, на которой представляется какое-либо святое изображение, чтоб таковую таблицу или деку почитать за самое Божество; Церковь Божия никогда такового учения не преподавала: а напротив всегда учила и наставляла, что Бог един есть и на небеси и на земли, непостижимый, неописанный и невместимый, и что един Он духом и умом Божественною честью должен покланяем быть. А изображениям воздаваемое почтение доказывает нашу любовь и усердие к тем святейшим лицам, коих они представляют, и дабы мы, взирая на них, подражали святости и житию их. Да и святой собор Никийский в защищение святых образов собравшийся, громогласно возгласил: Яко честь воздаваемая образу восходит на первообразное. Что в сем учении есть, кроме похвального, благорассудительного и благочестивого. Есть ли же вы некоторые малейшая людие часть изображения святые почитали несходственно с таковым церкви учением, то никак не следует. Чтоб потому и самые изображения бесчестить и извергать: а только настоит долг, особливо пастырям и учителям церковным, дабы невежество просвещали. И ясное давали бы наставление. Какое надлежит воздавать сходственно с разумом церкви святым иконам почтение. Почему за благо рассудил святой вселенский Собор ругателей и презрителей святых изображений. И в том нераскаивающихся предать анафеме.

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Levshin...

В обители четыре храма: домовый деревянный во имя Св. Митрофана Воронежского , соборные в честь Благовещения Богородицы, во имя свв. бесср. Косьмы и Дамиана и двухпрестольный во имя Св. Николая Чудотворца и святых, празднован коим совершается 17 октября. Обитель благоустроена в многолюдна. Таким образом, совершенно пустое дотоле место теперь цветет и сияет храмами Божиими и граду своему, а также окрестным весям проповедует о величии Божием и дел Его, которые суть плод веры ищущих спасения души своей. При обители устроена церковноприходская школа. Управляет Бежецким монастырем игуменья. Волговерховская община в Осташковском уезде. Расположена она в селе Волговерховье, при истоке р. Волги. Открыта в недавнее время, по определению Св. Синода от 28 февраля 1907 года, причем была приписана к Вышневолоцкому Казанскому женскому монастырю. В скором времени она была сделана самостоятельной. Вышневолоцкий Казанский монастырь. Казанский общежительный монастырь расположен в городе Вышнем Волочке, близ линия Николаевской железной дороги. Первоначально здесь существовала женская община, открытая на средства князя Путятина (1872 г.); затем ее обратили в монастырь. В обители пять храмов: соборный в честь Казанской иконы Богоматери, в честь Андрониковой иконы Богородицы, во имя Св. Илии и Св. Пантелеимона, в честь Боголюбской иконы Божией Матери, с двумя приделами, и под колокольней – во имя Св. Ефрема Сирина и Св. мчц. Неонилы. Главная святыня обители – Андроникова икона Богоматери, очень древняя, принесенная из Греции. Празднование ей совершается 1 мая. Монастырь многолюден. Управляет им игуменья. Кашинский Сретенский монастырь. Этот второклассный необщежительный монастырь находится в городе Кашине. По времени основания монастырь принадлежит к числу древних: он существовал уже в первой половине XV века. В обители четыре храма: главный в честь Сретения Господня, в котором находятся местночтимые древние иконы – Благовещения Пресвятой Богородицы, Тихвинской Божией Матери, Черниговской Богородицы и Св. мч. Пантелеимона (последние две присланы с Афона); второй храм – в честь Казанской иконы Богоматери; третий храм двухэтажный: вверху во имя Св. Троицы, а внизу во имя св. Митрофана.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Они молятся о тех, кто печален или искушаем, о каждом человеке, голодающим или сытом, о каждом городе, деревне и нуждах их Родины. Они молятся о тех, кто страдает во время войн. Они молятся о детях, которые тысячами умирают от голода, в то время как они сами сыты. Они молятся о вразумлении своих политических деятелей, поскольку столько бед вызвал на их родине «коварный раздор», как сказал наш народный поэт 117 . Они молятся за неразумных детей своих, которые так легко увлекаются в водоворот наркотиков, анархии, сатанизма и гуруизма. Они молятся о согласии супругов, чтобы не сотрясалось основание семьи и не было разводов. Радуются радости других. Сочувствуют в горе, печали, смерти. Сострадают в нужде и несчастье. Плачут и рыдают при впадении братьев в грех. Во время Божественной литургии прощают все и всех. Так мы идем вместе с Церковью от боли к радости и от тлена к вечности. Церковь молится за всех, но, особенно, за «верой живущих в них», то есть верных православных христиан, которые живут в городе, где есть храм, чтобы Бог хранил: Вместе с немногими, многих. Вместе с праведными и на радость праведным и грешников. Вместе с благочестивыми, просветил и нечестивцев. Вместе с хорошими, наставил и плохих. Вместе со святыми спас всех нас и нашу Родину. «О ГОРОДЕ НАШЕМ…» Урбанизация создала огромные и непреодолимые пастырские проблемы. Мы живем в больших городах и часто не знаем, что происходит в соседней квартире и какая драма там разыгрывается! Мы стали похожи на то, что нас окружает: бетонные стены! Однако Церковь молится за всех, «О городе нашем…» говорим мы во время Божественной литургии, а христиане безразличны. В наших деревнях церкви пусты, то же самое происходит в городах. Если бы хоть один христианин из каждой семьи ходил в церковь , тогда все храмы нас не вместили бы! Греки пресытились благами, комфортом, массовой культурой и грехом. Изобилие благ и комфорт стали величайшими врагами всего христианства и каждого христианина в его спасении. Следующее прошение великой ектении: «О БЛАГОРАСТВОРЕНИИ ВОЗДУХОВ, О ИЗОБИЛИИ ПЛОДОВ ЗЕМНЫХ И ВРЕМЕНЕХ МИРНЫХ, ГОСПОДУ ПОМОЛИМСЯ».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

А за короля-католика молились православные как за предержащую власть, в подчинении которой они жили, и молились согласно повелению Апостола – творить молитвы за царя и за всех, иже во власти суть. Моление за короля-католика не приводило их в подчинение Римского папы, ни в вере и ни в чем с папой не соединяло: посему и не осуждалось. Как же могут беспоповцы, не молящиеся за царя, оправдывать себя ссылкой на патриарха Филарета, который священников, молящихся за папу, причитает к католикам? В этом нет никакого оправдания. Как польские короли, за которых молились православные, находившиеся в их подчинении, не были папами, или епископами католическими, так и православный царь святительского сана не имеет; и если за католических королей повелевалось молиться их подданным, исповедующим православие, тем паче должны все русские подданные, без различия вероисповеданий, молиться за православного русского царя. Итак, федосеевцы и филипповцы не имеют никакого оправдания своему учению о немолении за царей, а являются точными последователями ереси Иуды галилеянина, возбранявшего приносить жертвы за римских императоров, и вместе с ними подлежат осуждению Спасителя, если не оставят своего лжеучения: аще не покаетеся, вси такожде погибнете. Федосеевцы, живущие на Преображенском кладбище в Москве, имея много молодых мужеского и женского пола людей, незаконно здесь живущих, и опасаясь за сие и за другие злоупотребления преследований от правительства, уставили ежедневно молиться после вечерни, или в другое время, «лестовку», т. е. по сту поклонов поясных с Исусовой молитвой, собственно о том, чтобы сохранил Бог от преследования правительства и оградил нерушимо их кладбище. И вот, когда их спрашивают власти: молятся ли они Богу за царя? – То они отвечают: молимся. А если спросят: как молитесь? – Отвечают: ежедневно кладем по лестовке сто поклонов. Этим они и правительство успокаивают, и себя утешают, что будто бы не лгут, а действительно молятся за царя. Но в каком смысле молятся? – В том ли, как повелел апостол, по толкованию святых отец, молиться за царя и сущих во власти? О.том ли, чтобы они были здравы и благоденствовали, чтобы им Бог благопоспешил во брани, чрез что все царство сохраняется в благоденствовании и тишине? Нет; а в том только смысле молятся, чтобы власти снисходительны были к ним федосеевцам. Значит, они тут молятся не за царя, а за самих себя, о своем благоденствовании, как и мы молимся, чтобы Бог сохранил нас от злых человеков. Таковым молением федосеевцы хотят только лукаво оправдать себя перед властью, что аки бы и они молятся за царя. Читать далее Источник: Полное собрание сочинений Никольского единоверческого монастыря настоятеля архимандрита Павла. - 1-е изд., посмерт. Братство св. Петра митрополита - Т. 1, 2, 4. - Москва : Тип. Г. Лиссера и А. Гешеля, 1897-1899./Т. 4. - 1899. - 605 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

Возражение 5 . Кроме того, душа Петра – это не сам Петр. Поэтому если души святых, будучи пока отделены от своих тел, молятся о нас, то мы должны просить молиться о нас не святого Петра, а его душу, однако Церковь поступает иначе. Следовательно, святые не молятся о нас, по крайней мере, до своего воскресения. Этому противоречат следующие слова [Писания]: «Это [бра-толюбец] который много молится о народе и святом городе, Иеремия, пророк Божий!» ( 2Мак. 15, 14 ). Отвечаю: как говорит Иероним, ошибка Вигилантия состояла в том, что, по его мнению, «пока мы живем, мы можем молиться друг о друге, но после смерти никакая наша молитва о других не может быть услышана, поскольку не вознаграждаются даже молитвы мучеников, просящих отмстить [живущим] за их кровь». Но это вовсе не так – ведь коль скоро, как было показано выше (7), молитва о других проистекает из горней любви, то чем большей является любовь святых на небесах, тем больше они молятся о странствующих [в этой жизни] постольку, поскольку им можно помочь молитвой, и чем ближе они соединены с Богом, тем более действенны их молитвы. В самом деле, таков уж божественный порядок, что низшие сущности воспринимают от преизбыточного превосходства высших, что подобно тому, как воздух воспринимает свою просветленность от солнца. В указанном смысле о Христе [в Писании] сказано: «Приходящие посредством Его силы к Богу... ходатайствуют за нас» 476 ( Евр. 7, 25 ). Поэтому Иероним говорит: «Если апостолы и мученики, ещё находясь в теле и имея необходимость заботиться о себе, могли молиться о других, то тем паче они делают это ныне, когда обрели венец победы и торжества». Ответ на возражение 1 . Святые на небесах, коль скоро они блажены, не испытывают недостатка ни в чем за исключением славы тела, и об этом они молятся. Молятся они и о нас, которым недостает окончательного совершенства блаженства, и их молитвы действенны в силу их предшествующих заслуг и приятия их Богом. Ответ на возражение 2 . Мольбы святых сообразуются с тем, что Бог желает исполнить благодаря их молитвам, и они молятся о том, что, как они знают, будет предоставлено по их просьбе в соответствии с божественной волей.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Молитва Господня Толкование молитвы Господней — молитвы, которую преподал Своим ученикам Сам Господь. Поводом к написанию «Молитвы Господней» послужила просьба одного человека, обеспокоенного тем, что в современные христиане всё меньше молятся, молитва — связь человека и Бога — уходит из мира… » Поводом к дерзновенной попытке написать истолкование Молитвы Господней послужило случайное обстоятельство. Одно лицо, даже неправославного исповедания (но глубоко сочувствующее Святому Православию), наблюдая современное «христианское» общество разных исповеданий, пришло к печальному и ужаснувшему его факту: люди почти не молятся! Мир весь запутался в неразрешимых вопросах разного рода. Все в беспокойстве и ожидании еще худших бедствий. Все ищут разрешения мировых узлов. И почти не молятся Богу о помощи в столь великих бедствиях» — начинает истолкование молитвы Господней митр. Вениамин (Федченков). Митрополит Вениамин Федченков. Молитва Господня Предисловие Поводом к дерзновенной попытке написать истолкование Молитвы Господней послужило случайное обстоятельство. Одно лицо, даже неправославного исповедания (но глубоко сочувствующее Святому Православию), наблюдая современное " христианское " общество разных исповеданий, пришло к печальному и ужаснувшему его факту: люди почти не молятся! Мир весь запутался в неразрешимых вопросах разного рода. Все в беспокойстве и ожидании еще худших бедствий. Все ищут разрешения мировых узлов. И почти не молятся Богу о помощи в столь великих бедствиях... Мало того, верующие разных направлений, даже и те, которые исповедуют себя открыто христианами, все-таки ищут разрешения мучительных вопросов теми же путями, как и неверующие разных стуепеней, то есть умом, политикой, войной, соглашениями, а не молитвой к Премудрому. Хуже того, заявляя себя верующими, люди в постоянной ежедневной жизни или не молятся совсем, или ограничиваются посещениями своих приходских храмов в известные праздничные дни (если только еще делают это).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=733...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010