Раннехристианская живопись. Фрески римских катакомб Развитие христианской живописи происходило параллельно с отходом молодого христианства от своих иудейских корней. Как известно, в иудейской традиции существовал строгий запрет на изображения Бога, людей и животных. Допускался растительный орнамент и различные символические изображения. Во внутреннем убранстве первого Иерусалимского храма присутствовал элемент изобразительности: на кедрах внутри храма были вырезаны подобия огурцов и распускающихся цветов, во внутренней части храма стояли статуи херувимов высотой в десять локтей, по стенам храма располагались резные изображения херувимов и пальмовых дерев и распускающихся цветов ( 3Цар. 6:18–29 ). Растительный орнамент и символические изображения (например, знаки зодиака) характерны и для убранства синагог. Впрочем, запрет на изображения людей в иудейской традиции не всегда исполнялся строго: были и исключения. Так, например, стены иудейской синагоги в Дура-Европос (1-я пол. III в. по Р.Х.) были украшены фресками, на которых изображались сюжеты из Ветхого Завета: детство Моисея; видения пророка Иезекииля; народ израильский переходит через Чермное море; пророк Илия противостоит лжепророкам Ваала; Илия воскрешает сына вдовицы; и другие. Наличие целого комплекса фресок на библейские сюжеты в синагоге Дура-Европос объясняют как влиянием античного искусства, так и близостью к синагоге христианского храма. Истоки христианской живописи следует искать не в иудейской, а в греко-римской традиции, где изобразительное и пластическое искусство было широко развито. И формально, и функционально христианская икона была преемницей античного погребального изображения. Это подтверждает сравнительный анализ раннехристианских икон и так называемых фаюмских портретов – египетских погребальных изображений, найденных археологами в Фаюме и других городах Египта (в общей сложности науке известно более 700 подобных изображений). На этих кипарисовой или кедровой доске размером приблизительно 40x20 см, изображены мужчины и женщины в римской одежде. Наиболее ранние фаюмские портреты (I-II вв. по Р.Х.) выполнены в технике энкаустики: краска, изготовленная из пигмента и пчелиного воска, нагревалась перед нанесением на поверхность доски. В более поздних портретах (III–IV вв.) чаще использовалась яичная темпера. С точки зрения живописного стиля фаюмский портрет представляет собой вполне реалистичное изображение умершего. В то же время в изображении присутствует элемент идеализации, героизации: черты лица сознательно облагорожены, облику усопшего придается возвышенный характер.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Репортажи Выставка «Свободное творчество сестры Иоанны Рейтлингер» открылась в Библиотеке-фонде «Русское Зарубежье» 17.05.2008 23:36 Москва, 17 мая, Благовест-инфо. Выставка «Свободное творчество сестры Иоанны Рейтлингер» открылась 16 мая в Библиотеке-фонде «Русское Зарубежье». В экспозиции представлены рисунки, эскизы, открытки, живописные и иконописные работы с. Иоанны, фотографии, письма, публикации о ней, страницы ее дневника, а также ее роспись храма св. Иоанна воина в Медоне, спасенная и вывезенная Никитой Струве перед окончательным разрушением церкви. Открыл вечер, посвященный сестре Иоанне (Юлии Николаевне Рейтлингер; 1898-1988), директор Библиотеки-фонда «Русское Зарубежье» Виктор Москвин, вкратце рассказавший о работе по собиранию и изучению ее наследия, в частности, об издании альбома. Он поблагодарил Никиту Струве, спасшего роспись храма в Медоне. Хранитель изобразительного фонда Библиотеки-фонда «Русское Зарубежье», куратор выставки  Наталья Белевцева, проводившая вечер, напомнила о первом событии, связанном с именем сестры Иоанны, - выставке ее икон в 2000 году в Центральном музее древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева. О Юлии Николаевне Рейтлингер поделилась воспоминаниями иконописец, супруга профессора Н. Струве Мария Струве, знавшая художницу с детства и бывшая ее ученицей по иконописи. Она отметила в Рейтлингер «невероятную внутреннюю свободу»: при том, что она знала все каноны, «ее подход к иконописи был свободный и богословский». «Часто иконописцы увлекаются своей техникой, у нее этого не было», -- сказала Мария Струве, отметив, что с. Иоанна «ничего не боялась, каждая ее икона была единственной, она относилась к иконописи как к творчеству». При этом она жила при о. Сергии Булгакове, в атмосфере «самого высокого и свободного богословия», и в ней соединилось все, что нужно для замечательного иконописца. «Правила иконописи не должны занимать первое место, от этого надо освобождаться, - считает Мария Струве. – Иконы IV века, Х века и XVIII века – все совершенно разные, а теперь происходит замораживание. Нужно читать богословские книги, нужно ввести икону в церковную жизнь». «Я пропиталась чувством, что икона в каждый момент должна быть актуальной, а не напоминать о стиле какого-либо века», - сказала далее М. Струве.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

«Родной язык есть неистощимая сокровищница духовного бытия человеческого» Ф. И. Буслаев На Светлой седмице, 29–30 апреля 2008 года, в Московском педагогическом государственном университете прошли VI Пасхальные чтения. В этом году чтения были посвящены 190-летнему юбилею Ф.И. Буслаева (1818–1897) – одного из самых ярких русских филологов середины XIX столетия. Перед началом конференции в храме архангела Михаила при клиниках на Девичьем Поле был отслужен молебен. Научно-методическое мероприятие открыла декан филологического факультета МПГУ, доктор педагогических наук, профессор А.Д. Дейкина. В своем приветственном слове она особо подчеркнула, что программа Пасхальных чтений в очередной раз демонстрирует синтез гуманитарного знания и православной культуры. Такой синкретизм нужно признать отличительной чертой научного творчества Федора Ивановича Буслаева. Он был признанным специалистом по широкому кругу вопросов языкознания, литературоведения, фольклористики, искусствоведения, эстетики, методики, блестящим лектором, настоящим гражданином. На пленарном заседании было заслушано три доклада. Г.Ю. Завгородняя в своем сообщении «Образы иконописи и древнерусской книжности в культуре серебряного века», которое сопровождалось показом слайд-фильма, продемонстрировала органичную связь литературного и изобразительного творчества рубежа XIX–XX веков с традициями средневекового искусства – в первую очередь на уровне эстетической стилизации и сюжетности. Основное внимание докладчица сконцентрировала на перекличках творчества А. Ремизова и Н. Рериха, сравнив их произведения «Жерлица дружинная. Зловещее» – «Зловещие»; «Жерлица дружинная. Город обреченный» – «Град обреченный»; «Жерлица дружинная. Сокровище ангелов» – «Сокровище ангелов» и др. Г.В. Аксенова посвятила свой доклад интерпретации наследия А.П. Рябушкина. Андрей Петрович Рябушкин (1861–1904) – выдающийся русский живописец, примыкавший к передвижникам. Учился в московском Училище живописи, ваяния и зодчества, а после в Академии художеств в Петербурге.

http://pravoslavie.ru/1355.html

Сайт «Православие.Ru» продолжает публикацию фрагментов книги церковного историка и канониста протоиерея Владислава Цыпина «История Европы дохристианской и христианской». Предыдущие фрагменты: В первое столетие после своего Крещения Русь языческая шаг за шагом становилась христианской страной. Язычество не умерло вдруг и скоропостижно. Из приблизительно 5 миллионов подданных Ярослава Мудрого ко времени его кончины около половины оставалось еще вне Церкви, но памятники культуры языческой Руси до нас не дошли, если не считать таковыми мотивы и образы, сохранившиеся в фольклоре – в былинах, песнях и сказках, записанных, однако, чрез много столетий после того, как вся Русь без остатка была крещена. Поэтому высокая культура Древней Руси, памятники которой, словесные, изобразительные и архитектурные, дошли до нас, – это христианские тексты и артефакты. Высокая культура Древней Руси, памятники которой дошли до нас, – это христианские тексты и артефакты Дебютом великой русской словесности с ее на сей день уже тысячелетней историей явился литературный шедевр и творение зрелой богословской мысли – Слово Митрополита Киевского Илариона «О законе и благодати». В нем святитель, следуя за апостолом Павлом, сопоставляет Ветхий закон и превосходящую его благодать, дарованную всему человеческому роду Спасителем. Распространяясь по миру, Евангельское благовестие достигло и Русской земли. По словам академика И. Н. Жданова, основная и вполне оригинальная идея «Слова» заключается в том, что «для нового вина нужны новые мехи, для нового учения нужны новые народы, к числу которых принадлежит и народ русский» . Творение святителя Илариона исполнено пафоса прославления Руси, которая, приняв веру во Христа, не уступает в духовном плане Империи ромеев. Превознося Новозаветную благодать, дарованную всем народам, всему человеческому роду, в отличие от Ветхого закона, который дан был Богом чрез пророка Моисея одному только еврейскому народу, Иларион прикровенно полемизирует против распространенного в среде ромеев убеждения в своей исключительности и избранности. Составитель «Слова о законе и благодати» мастерски владел риторическим искусством, умело использовал разные стилистические приемы: сравнения, метафоры, эпитеты, антитезы, призванные производить сильное впечатление на умы и сердца слушателей и читателей «Слова».

http://pravoslavie.ru/158555.html

Санкт-Петербург. Собор Исаакия Далматского. Исаакиевский собор Карта и ближайшие объекты Исаакиевский собор - самый выдающийся памятник архитектуры позднего русского классицизма. Его величественные, монументальные формы, богато разработанная пластика фасадов, насыщенность интерьера различными видами изобразительных искусств, и прежде всего живописью и скульптурой, неизменно привлекают к себе внимание. По своим грандиозным размерам (его высота составляет 101,5 м) Исаакиевский собор входит в число крупнейших купольных сооружений Европы. Он уступает только собору св. Петра в Риме и почти равняется величине собора св. Павла в Лондоне. Расположенный в самом центре города, Исаакиевский собор доминирует в ансамблях двух его главных площадей - Декабристов (бывшая Сенатская площадь) и Исаакиевской. К тому же он в значительной степени определяет силуэт города и хорошо виден в перспективах многочисленных улиц, проспектов, площадей и набережных. Созданию существующего Исаакиевского собора предшествовала многолетняя история строительства Исаакиевской церкви, восходящая к первым годам существования Петербурга и связанная с именем его основателя - Петра Великого. В 1710 г. в честь тогда еще царя Петра I, родившегося 30 мая 1672 г., в день св. Исаакия Далматского, была устроена Исаакиевская церковь на Адмиралтейском лугу, напротив башни Адмиралтейства. Она располагалась на том самом месте, где значительно позже был сооружен фонтан. Церковь была деревянной, одноэтажной, с одноярусной колокольней, увенчанной шпилем, и маленьким куполом на барабане, отмечающим местоположение алтарной части. Церковь перестроили из адмиралтейской чертежной, занимавшей отдельное строение. В 1712 г. в этой церкви Петр I венчался, а через пять лет, в 1717 г., была заложена каменная Исаакиевская церковь, но уже на новом месте, и ближе к реке Неве. Это место отмечает теперь памятник Петру Великому - знаменитый Медный всадник. Церковь строилась десять лет, но просуществовала недолго. Расположенная вблизи реки, она страдала от невских вод, размывавших фундамент в периоды частых наводнений. В конструкциях собора появились трещины, и после случившегося в 1735 г. пожара ее решили разобрать.

http://sobory.ru/article/?object=01555

Святой князь Владимир в окружении святых Бориса и Глеба ЖМП 6 июнь 2015 /  27 августа 2015 г. 15:50 Святой корень Образ святого князя Владимира Святославича — один из самых значимых в русском искусстве XIV–XV веков. Его облик, изобразительные подробности, композиционные детали не находили прямых прототипов в византийской художественной традиции, русским художникам пришлось их создавать самим. Несмотря на то что иконография князя Владимира начинает складываться относительно поздно (большинство исследователей относит ее формирование к концу XIII — началу XIV века), она активно развивается в период зрелого и позднего Средневековья, не раз оказываясь в центре внимания как столичных, так и провинциальных мастеров. Значение образа святого князя Владимира для русской культуры трудно переоценить: он связан с начальным периодом русской христианской истории и играет в ней апостольскую роль, основывая и укрепляя своим подвигом Русскую Церковь. Владимир вместе со своими сыновьями Борисом и Глебом представляет собой начало христианской династии русских князей, «святой корень», от которого произросло родословное древо киевских, владимирских, а затем и московских государей. К князю Владимиру возводили свою родословную не только Рюриковичи, но и сменившие их на престоле Романовы. Эти особенности культа Владимира во многом предопределили своеобразие его иконографии и неизменный интерес к ней древнерусских художников. Покровитель града и народа В отличие от иконографии святых братьев Бориса и Глеба, которая активно развивается уже в домонгольский период, история раннего почитания и изображения Владимира до сих пор остается неясной. Ученые до сих пор не могут точно ответить на вопрос, был ли он официально признан святым в домонгольском Киеве. Существует версия о возможном изображении Владимира и княгини Ольги по сторонам от Христа в составе ктиторской композиции в западной части киевского Софийского собора, перед фигурами Ярослава и Ирины с детьми1. Сохранность фрески не позволяет ни окончательно опровергнуть, ни подтвердить эту версию, однако большинство исследователей считает ее маловероятной.

http://e-vestnik.ru/church/svyatoy_koren...

Скачать epub pdf V. Лица Тихий свет В ХХ веке и в начале XXI века в России жил и творил уникальный человек, ученый с мировым именем – Сергей Сергеевич Аверинцев . Он был очень непохожим на своих собратьев. Уже с детских лет видна была его инаковость. Все, что он говорил и писал, являло редкую образованность, но не только ее; сквозь нее просвечивало что?то иное, что?то большее, чем научное знание. Иночество питало его как ученого. Сергей Сергеевич был глубоко просвещенным человеком, но не во французском смысле, а в истинном. Когда читаешь его произведения, видишь сияние света Разума. Его книги неожиданно становились для читателей Благовестием. В них открывался Свет Истины. Дух Святой, пронизывающий все его произведения, таинственно действовал на читателя, преображая его ум и чувства. Обладая редкостной эрудицией, Аверинцев открывал, что мудрость заключается не в объеме и широте знаний, а в том, чтобы знать главное – Истину. Берясь за его книги и статьи с целью пополнения своих научных познаний, многие далекие от веры люди неожиданно для себя обретали веру. Мне лично пришлось выслушать немало таких свидетельств. Сергей Сергеевич понимал, что самое главное – привести человека к Богу. Не к науке, не к профессии, а к Богу. Только в Боге человек становится свободной личностью. При этом он опытно знал, что лишь в Церкви человек может вырасти в полную меру внутренней свободы. Он испытал, что Царство Божие переживается только вместе. Поэтому, будучи по своему складу кабинетным ученым, он не был одиночкой, хранящим и скрывающим свою веру, ни с кем не общаясь. Даже в советское время он открыто ходил в храмы. Однажды я увидел его вместе с супругой на всенощном бдении в храме Воскресения Словущего на улице Неждановой. Сергея Сергеевича я уже знал в лицо, потому что прослушал его блестящую лекцию «Восток и Запад в их противостоянии и сближении», которую он прочел в Музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Меня удивило и порадовало мужество исповедника своей веры и церковности. Хотелось после службы подойти и поблагодарить его за это.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Mamonto...

Скачать epub pdf Лидов А. М. Византийский антепендиум. О символическом прототипе высокого иконостаса Вопрос о происхождении высокого иконостаса, явившегося как целостная многоярусная структура на рубеже XIV-XV вв., давно занимает умы исследователей, показавших истоки иконостаса в декорации византийского темплона и отметивших постепенный характер эволюции 158 . Однако между пестрой картиной темплонов и совершенной композицией первых иконостасов существует некий трудно объяснимый разрыв – как бы отсутствует промежуточное звено, позволяющее предположить, что в процессе превращения темплона в иконостас участвовали иконографические образцы, в рамках которых была разработана изобразительная концепция иконостаса. Согласно гипотезе, лежащей в основе этой статьи, одним из таких символических прототипов мог быть византийский антепендиум. Антепендиум Antependium, или предалтарная икона, закрывающая внешнюю сторону алтарного престола, хорошо известен в средневековом искусстве Запада 159 . Эта часть декорации алтаря также имела названия: pallium (pala, palliotto), paramentum, tabula, velamen, vestimentum 160 . Однако в качестве историко-художественного термина чаще всего используется antependium (дословно «впереди висящий»), в переводах термина на европейские языки акцентируется именно местоположение перед алтарем («altar frontal», «devant d " autel»). В русской традиции «антепендиум» мало известен, понятие отсутствует во всех словарях художественных терминов, пока не существует и адекватной замены латинского термина, который, на наш взгляд, может быть переведен как «предалтарный образ» или «предалтарная икона». Упоминания о золотых и серебряных антепендиумах (украшениях алтарных престолов) встречаются в письменных источниках с IV в. 161 Одно из ранних свидетельств об иконографии сохранилось в тексте Liber Pontificalis (деяния римских пап) от эпохи папы Сикста III (432–440), где говорится, что император Валентиниан разместил у алтаря апостола Петра «золотое изображение Спасителя, 12 апостолов и 12 врат, украшенное драгоценными камнями» 162 . По всей видимости, речь идет о композиции «Христос с апостолами, стоящие во вратах Небесного Иерусалима», которая хорошо известна по раннехристианским саркофагам.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikonosta...

Славское. Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Успенская церковь Церковь. Действует.   Престолы: Успения Пресвятой Богородицы Год постройки:Между 1900 и 1902. Архитектор:В. Нагорный Адрес: Львовская область, Сколевский район, пос. Славское Координаты: 48.84578, 23.44555 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Церковь построена в 1900-1902 гг. по проекту архитектора Василия Нагорного, освятил митрополит Андрей Шептицкий. Купол был поврежден после окончания Второй мировой войны. И церковь некоторое время стояла с поврежденным куполом, внутрь попадала влага. Стенопись в верхней части была сильно припылена, но в хорошем состоянии и нуждалась просто в реставрации. В мае 2019 года во время ремонта была полностью утрачена стенопись внутри храма. Предпринимаются попытки восстановить старый иконостас кисти художника Модеста Даниловича Сосенко. С росписями Модеста Сосенка есть еще три церкви: в Подберёзцах (1910 г. сделаны и стенопись, и витражи), в Рыкове очень красивая деревянная церковь (ныне село Поляны Золочевского района Львовской области) и в Золочеве (церковь Св.Николая). Источник: статья Оксаны Дударь и интервью с Ириной Гах (кандидат искусствоведения, исследователь изобразительности первой половины ХХ века, преподаватель и зав.аспирантурой и докторантурой Львовской академии искусств) на сайте " Церковь Успения Богородицы в Славском была построена в 1901 году при содействии тогдашнего священника Евстахия Качмарского, на месте разобранного в предыдущем году деревянного храма начала XVIII века. Сооружение было спроектировано Василием Нагорным — одним из самых уважаемых и популярных архитекторов того времени в Галиции, которого по праву считают основателем новейшей галицкой школы сакрального строительства. Им спроектировано и в основном реализовано более 200 церквей по селам Галиции. В.Нагорный в своих архитектурных поисках творчески переосмысливал традиции византийской архитектуры и сакрального строительства Киевской Руси. Все известные церкви В.Нагорного по планам и художественному решению исследователи делят на несколько групп. (1)

http://sobory.ru/article/?object=58839

сост. Т.Н. Семенова От составителя В настоящей библиографии представлены прижизненные и посмертные публикации текстов Святителя и литература о его жизни и творчестве, изданные на русском языке в 1847–2001 гг. в России и отчасти за рубежом. За пределами данной работы остались переводы сочинений святителя на иностранные языки. Материал систематизирован по следующим разделам: Творения: (Сочинения и письма: отдельные издания и публикации в сборниках и периодических изданиях); Материалы для изучения жизни и творчества: (Общие работы; Вологодский период, 1807–1833 гг.; Троице-Сергиева пустынь Санкт-Петербургской епархии, 1834–1857 гг.; Кавказская кафедра в Ставрополе, 1857–1861 гг.; Николо-Бабаевский монастырь Костромской епархии, 1861–1867 гг.; История рода Брянчаниновых; Усадьбы Брянчаниновых; Воспоминания, записки и письма современников; Письма разных лиц свт. Игнатию); О сочинениях и письмах; Святитель Игнатий и русские писатели XIX века; Святитель Игнатий, его духовно-нравственное влияние: современники и потомки; Канонизация, прославление: (житие, службы, акафист, иконы, освящение церквей; Общество по изучению православной культуры им. Игнатия Брянчанинова) ; Образ святителя Игнатия в художественной литературе и изобразительном искусстве; Справочные и библиографические издания. Внутри разделов литература расположена в хронологическом порядке, в пределах одного года – в алфавите авторов и заглавий. Переиздания во всех разделах помещены в хронологическом порядке (за исключением 144, 174, 626, 667, 797:956). Все материалы библиографии описаны de visu, исключения отмечены звездочкой. Библиографическое описание дается по принятой системе. Для выявления материала были просмотрены государственные библиографические указатели Книжной палаты, текущие указатели ИНИОН РАН, отраслевые и тематические библиографические пособия (см. раздел «Библиографические и справочные издания»), а также каталоги и картотеки Российской национальной библиотеки; Библиотеки Академии наук России; Библиотеки С.-Петербургской Духовной академии; Российской государственной библиотеки (Москва); Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы им. Рудомино (Москва); Библиотеки Оптиной пустыни.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010