Закрыть itemscope itemtype="" > Российское правосудие на страже куратора богохульной выставки в Манеже Веры Трахтенберг? Заметки адвоката об уголовном деле Людмилы Есипенко 04.02.2016 1533 Время на чтение 16 минут 2 февраля сего года совершился очередной акт беззакония, теперь уже в Апелляционной инстанции Московского городского суда в отношении православной христианки Людмилы Аркадьевны Есипенко, которая с 14 августа 2015 года - первого дня Успенского поста пыталась с помощью правоохранительных органов остановить преступные действия куратора кощунственной выставки в Манеже Веры Трахтенбер. Что же требовала Есипенко Л.А. от следствия и суда и за что сегодня безвинно страдает? Вероятнее всего за то, что кому-то очень невыгодно привлечение куратора выставки ВЕРЫ ТРАХТЕНБЕРГ к уголовной ответственности на основании многочисленных заявлений граждан Российской Федерации за организацию ею в Манеже " публичной демонстрации в выставочном зале Манеж Православных Святынь : Образа Иисуса Христа ( работ Сидура В.А. " Распятие Христа " , " Снятие с Креста " , " Вскрытие Креста " ), Святой Главы Предтечи Иоанна Крестителя (работ Марии Минаковой " Усекновение главы святого Иоанна Крестителя " ), направленной на формирование определенного оскорбительного для верующих христиан очернение, принижение Святых Образов Господа нашего ИИСУСА ХРИСТА, ПРЕДТЕЧИ ИОАННА КРЕСТИТЕЛЯ, ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ, уничижительное издевательство над Православием, Православными Святынями, над верующими христианами, унижение их человеческого достоинства, оскорбление их религиозных чувств " , с применением семантической метафоры, связанной с мифологией сатанизма в отношении Святого Предтечи Иоанна Крестителя (см. с.5, 8, 9 Заключения специалистов И.В.Понкина и В.И.Слободчикова - далее сокращенно - Заключение). Исследование экспертами работ художника Сидура Вадима Абрамовича ( ныне покойного) и художницы Марии Минаковой выявило, что " нет никаких оснований считать эти объекты сатирическими " ( с.9 Заключения). Европейский суд по правам человека подчеркивает, что " художник и лица, распространяющие его произведение, не обладают иммунитетом от возможных ограничений, предусмотренных пунктом 2 статьи 10 Конвенции (параграф 26 Постановления Европейского суда по правам человека от 25.01.2007 (окончат.-25.04.2007) по делу " Союз изобразительных искусств против Австрии " ), а также " агрессивное выражение идей может оказываться вне пределов зашиты свободы выражения, если таковое реализует беспричинное очернение (дениграцию), например, когда единственной самоцелью посягающего утверждения выступает оскорбление " . Это позиция совершенно четко прозвучала в ряде Постановлений ЕСПЧ (с.10,11 Заключения).

http://ruskline.ru/analitika/2016/02/05/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Святыни возрожденной обители 20.05.2020 451 Время на чтение 5 минут В июне 2020 года Свято-Троицкий Антониево-Сийский монастырь отметит 500-летие. За свою историю обитель переживала времена расцвета, когда она была настоящим духовным и культурным центром Подвинья, и времена упадка, когда у нее изъяли все церковные земли. Молодая советская власть и вовсе в 1920 году закрыла монастырь, храмы и корпуса использовались в разные периоды под детскую колонию, дом престарелых и пионерский лагерь. Возрождение святой обители началось в 1992 году. Когда в Сию вернулись монахи, их ждали лишь полуразрушенные храмы, по которым словно смерчем прошлись последние 70 лет. Не осталось ни старинных икон, ни книг, ни богослужебных предметов, ничего, что долгие столетия хранилось в ризнице обители. Многое было утрачено, часть собрания разошлась по музеям и архивам. При восстановлении церковных построек и на хозяйственных работах братия стала находить предметы старины, в возрождающуюся обитель потянулись паломники и понесли туда старинные иконы и книги, которые хранились в их семьях в годы лихолетья. Так в Сие начал формироваться фонд церковно-археологического кабинета. За свою 28-летнюю историю его коллекция насчитывает более 2500 единиц хранения. После окончания всех карантинных мер в архангельском Доме Плотниковой откроется выставка «Церковные древности Антониево-Сийского монастыря». О том, какие ценности можно будет на ней увидеть, «Вестнику митрополии» рассказала Татьяна Кольцова — заслуженный работник культуры России, доктор искусствоведения, заведующая отделом древнерусского искусства архангельского музея изобразительных искусств. Совсем не та коллекция — Название выставки подразумевает те древности, которые были собраны монастырем за последние 28 лет, то есть с момента его возрождения. Надо понимать, что это совсем не та коллекция, которая была в древней обители в XVI–XVIII веках. Руководитель церковно-археологического кабинета Сийского монастыря — Александр Юрьевич Карушев — один из руководителей этого проекта, ему помогают наместник монастыря игумен Феодосий (Нестеров) и иеромонах Феофил (Волик).

http://ruskline.ru/opp/2020/05/20/svyaty...

Закрыть Антон Стекольщиков: «Русские словно прилагаюся к безбрежным просторам родной земли...» Беседа с художником 09.03.2016 712 Время на чтение 37 минут Осенью прошлого года в залах Российской академии художеств на Пречистенке прошла выставка московских живописцев Вячеслава и Антона Стекольщиковых и Млады Финогеновой «Любить Родину». Все они яркие представители русской реалистической школы изобразительного искусства. Не самый легкий путь в наше время. Большую часть времени семья художников проводят не в Москве, а в Борисоглебе, обосновавшись в этом провинциальном городе около сорока лет тому назад. О русской глубинке, о красоте и прелести старинного уклада жизни, о том, как с помощью красок можно донести до зрителя сопричастность судьбам Родины, размышляет член общины храма преподобного Андрея Рублева заслуженный художник России Антон Стекольщиков. ДВА ЧУВСТВА ДИВНО БЛИЗКИ НАМ... Антон, ваша выставка называется «Любить Родину». Звучит как вызов и императив. Родина - лейтмотив вашего творчества. Но сегодня (да и не только сегодня) такое чувство как любовь к Отчизне, особенно в среде «полурусской полинтеллигенции», приватизировавшей право называться культурным слоем, - качество редкое. Привычнее «отчизну ненавидеть». К тому же сейчас понятие патриотизма во многом себя дискредитировало - развелось много «патриотов» самого разного толка... Название предложил отец, а мы с мамой (Млада Финогенова - прим.ред. ) долго сомневались, не слишком ли оно банально и политизировано. Две выставки, два названия у нас уже были - «Изумрудные купола» и «Борисоглебская летопись». Почему «Изумрудные купола»? Наверное, потому что, приехав в Борисоглеб в 1979 году и осев в нем на долгие годы благодаря неожиданной для нас самих покупке старого бревенчатого дома, мы были очарованы древним монастырем, почти все купола которого были красивого изумрудного цвета. И только на Благовещенской трапезной церкви куполок, некогда тщательно вызолоченный, со временем сильно потускнел и казался опаленным, как космический корабль, прошедший через плотные слои атмосферы. Борисоглебский монастырь находится в стороне от Золотого кольца и до его серьезной реставрации, что называется, руки (да и деньги, наверное, тоже) не доходили долгие годы. Проводили ее урывками и местами, из-за чего монастырь всегда имел вкусную патину, так привлекающую художников. Купола в монастыре Бориса и Глеба были покрашены самой обычной зеленой краской. Но природа, будучи сама удивительным и талантливым художником, зачастую улучшает творение рук человеческих. Со временем краска деградирует, где-то немножко выгорает, преображаясь в более сложный, нерукотворный цвет. Тогда, в 1979-м, за год до Олимпиады в Москве, мы и увидели монастырь с бархатисто-изумрудными куполами, ставшими для него характерной и отличительной чертой.

http://ruskline.ru/analitika/2016/03/10/...

Икона Рождества Христова Сюжет иконы Рождества на первый взгляд прост. Но если посмотреть на икону внимательно, вспомнить тексты богослужения и Священного Писания, то содержание иконы открывается во всем богатстве и красоте. Рассмотреть и понять икону помогает прот. Александр САЛТЫКОВ 7 января, 2016 Сюжет иконы Рождества на первый взгляд прост. Но если посмотреть на икону внимательно, вспомнить тексты богослужения и Священного Писания, то содержание иконы открывается во всем богатстве и красоте. Рассмотреть и понять икону помогает прот. Александр САЛТЫКОВ Икона Рождества Христова, на первый взгляд, имеет довольно простой сюжет. Но так ли это на самом деле? Читайте подробную аналитику в статье на «Правмире». Икона Рождества Христова и её смысл Сюжет иконы Рождества на первый взгляд прост. Однако если посмотреть на икону внимательно, рассмотреть ее детали, вспомнить тексты богослужения и Священного Писания, то содержание иконы открывается во всем богатстве и красоте. Рассмотреть и понять икону помогает прот. Александр САЛТЫКОВ, настоятель храма Воскресения Христова в Кадашах, декан факультета церковных художеств Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Андрей Рублев. Рождество Христово Рождество Христово — праздник великого обновления мира, день спасения и всеобщей радости навечно. С самых ранних времен Церковь славит Господа и в песнопениях, и в живописных произведениях. Иконопочитание развивалось практически параллельно со сложением богослужебного чина и распространением веры. В греко-римском мире изобразительные искусства стояли очень высоко. В середине III века по Р.Х. святой Григорий Неокесарийский в слове на праздник Рождества Христова говорил, выражая мнение своих современников: «Люди, считая глаза более верными свидетелями, чем уши, верят тому, что видят, и сомневаются в том, чего не видят». Величайшее событие — приход на землю Сына Божия в Вифлеемской пещере — Церковь торжественно представляет в величественной композиции, основные черты которой сложились к VI — VII векам и которая была распространена вплоть до XVII века.

http://pravmir.ru/ikona-rozhdestva-xrist...

Как художники выражали тоску по утраченному раю? Ужас Гефсимании — какими средствами его пытались передать на полотне? Третья лекция в рамках Лектория «Правмира» Лилии Николаевны Ратнер «Пейзаж как воспоминание об Эдемском и Гефсиманском садах» Лилия Николаевна Ратнер – известный художник-график. Автор множества иллюстрированных книг для детей и взрослых, участник многих выставок, в том числе знаменитых – «Авангардисты на Коммунистической» (1961 год) и выставки в Манеже, разгромленной Хрущевым, за что была исключена из Союза художников (после отставки Хрущева восстановлена). Участник многих международных выставок: в Монреале, в Осаке, Нью-Дели, биеннале графики в Брно. В 1989 году состоялась ее персональная выставка в Вашингтоне. Награждена международным дипломом за иллюстрации к повести Ф.М. Достоевского «Неточка Незванова» на конкурсе в Лейпциге, посвященном 150-летию со дня рождения великого русского писателя. Начала работать над графической серией «Пророки» в конце 1990-х годов и продолжает до сих пор. Лилия Ратнер – автор сборника эссе об изобразительном искусстве «В поисках смысла красоты», изданного в 2008 году Общедоступным Православным университетом, основанным протоиереем Александром Менем, где Лилия Ратнер читает курс «Искусство и христианство». Бог создал мир по законам гармонии, красоты и порядка, но человек разрушил эту гармонию, и с тех пор идет постоянная и все более углубляющаяся ее разрушение. Тут надежда, может быть, правда, на художников в какой-то степени, не только живописца, но вообще деятеля любого искусства, любого чистого без примесей собственных каких-то корыстных целей, бескорыстного служения – вернуть миру утраченную гармонию. Вот это, мне кажется, действительно художник призван. Особенно, когда мы будем рассматривать пейзаж, там особенно это видно. Что такое пейзаж? Пейзажа как жанра не существовало. Вообще ни один жанр, который мы знаем сейчас… изначально их не было. Изначально был только образ Божий – икона. И все. И все жанры родились из иконы – и портрет, как я в прошлый раз рассказывала. Из лика родилось лицо и личина. А пейзаж что такое? Это воспоминание. У нас в генах заложены воспоминания о двух садах. Каждый монастырь сейчас имеет у себя два сада или старается их обязательно иметь – это Эдемский сад, который находится обычно в передней части зданий монастырских, и сзади – сад Гефсиманский, где Христос молился до кровавого пота, чтобы Господь эту чашу, если можно, пронес мимо, потому что Его человеческое естество восставало против этой страшной жертвы, на которую Он решился. Он знал, что ждет Его немыслимо страшная, мучительная смерть и боялся. Ученики в это время, которых Он попросил молиться вместе с Ним, Ему так нужна была, видимо, их поддержка в этот момент, они спали, как часто спим мы с вами, забывая о том, что мир в общем нуждается и в нашей молитве, и в нашей помощи. Это, так сказать, общая преамбула.

http://pravmir.ru/liliya-ratner-peyzazh-...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Время в иконе Один из вопросов, который необходимо рассмотреть для " адаптации " в мире икон - как в эпоху Средневековья людьми воспринималось и понималось время. Различие в понимании времени, как философской категории в Западной Европе и в Византии обозначилось и сформировалось в эпоху Возрождения, когда Европа, в отличие от Византии, встала на путь нового миропонимания. После временного захвата Константинополя крестоносцами в 1204 г. отчуждение Византии от Европы стало во многом еще более глубоким и непримиримым. Разный подход к тому, что такое время, в значительной степени определил разницу в отношении к миру, к происходящим в нем событиям, к роли человека в этих событиях и, как следствие, к целям, смыслу и возможностям изобразительного искусства, которое в Византии и на Руси было религиозным и преимущественно оставалось таким еще и в Западной Европе. Это в свою очередь непосредственно сказалось в формировании принципиально разных изобразительных приемов, использовавшихся художниками Западной Европы и иконописцами православных стран. Эпоха Возрождения воскресила понятие истории, отделив священную историю, данную людям через откровение, от истории светской, то есть от истории общества, которая может быть реконструирована на основании документов, преданий и опыта, сохранившегося в народной памяти и в материальных свидетельствах прошлого. У истоков истории как науки стоят великие итальянцы - Франческо Петрарка (1304-1374), Леонардо Бруни (1374-1444) и Лоренцо Балла (1403-1457). Лоренцо Балла - автор знаменитого сочинения " О красотах латинской речи " - вслед за Петраркой ставил своей целью возрождение классической латыни античности, в традициях которой философия - риторика - язык были неразделимы. Пришлось не только прямо обратиться к наследию античности, но и проследить причины " порчи языка " и упадка культуры в " век варварства " . Это привело к открытию исторической ретроспективы и исторического времени.

http://pravicon.com/text-4

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Иконография Пресвятой Богородицы в православной церкви В русском церковном искусстве иконография Богоматери наиболее разработана. Поразителен факт, отмеченный священником Павлом Флоренским: " Как в иконостасе, так и в богослужении чуть ли не половина молитвословий обращена к Божией Матери; в иконописи опять-таки значительнейшая часть икон - Богородичные " . Удивительна симметрия образов Христа и Богоматери в православном сознании, отражающая сущность Церкви, которая имеет два центра: Христа и Богоматерь. В духовном смысле они и обусловливают единство Церкви, ее святость и неповрежденность никакими событиями земной истории, ибо ее не одолеют врата ада (Мф. 16, 18). Призвание каждого христианина - стать одушевленной иконой Церкви. Православный духовный опыт стремится соединить ум и сердце, преодолеть их разделение. Иконостас, который можно назвать иконой Небесной Церкви, тоже имеет два центра. С древнейших времен в православных храмах с правой стороны Царских врат помещается икона Спасителя, с левой - Богоматери. Отверстые во время богослужения Царские врата символизируют Откровение Царствия Небесного людям, которое возможно именно благодаря Спасителю и Его Пресвятой Богоматери. Уже на заре становления святоотеческой мысли образ Богородицы таинственно отождествлялся с образом Церкви. Язык изобразительного искусства позволил выразить гораздо большее. Икона Богоматери - икона Церкви, Дева Мария - Мать Церкви, потому что через Нее рождается Богочеловек во плоти. Таинственна и связь между Божественной Софией и Богоматерью. В новозаветную эпоху богословская мысль, исходя из духовного опыта Церкви, начала воспринимать святую Софию как Пресвятую Деву. В Богоматери впервые в истории человечества Божественная София предельно просветила человеческое существо. Литургически это выражено знаменательным образом, ибо течение церковного года связано с Богородичными праздниками таким образом, что события жизни Пресвятой Девы - это и ступени развития церковного организма в его мистической целостности, и ступени развития каждого члена Церкви, живущего в ее ритмах.

http://pravicon.com/text-9

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Прямая и обратная перспектива Одной из причин, затрудняющих понимание древних русских икон, является особый способ изображения пространства и находящихся в нем земных и " небесных " существ и предметов. Мы смотрим на картины глазами европейца, и изображенное на них нам представляется очень похожим на то, что мы видим в окружающем мире. Важнейшим фактором, объясняющим " правдоподобность " европейской живописи, является применение в изобразительном искусстве Европы линейной перспективы. Учение о перспективе зародилось в XIII веке, и это явилось событием, сыгравшим весьма заметную роль в судьбе европейской культуры. Первым художником, в творчестве которого нашло практическое воплощение представление о перспективе, создавшим в изображении на плоскости иллюзию трехмерного пространства, был итальянец Джотто (Джотто ди Бондоне, 1267-1332). Этого гениального художника эпохи Предвозрождения по праву можно считать предтечей в применении линейной перспективы в живописи. Яркой иллюстрацией являются фрески в капелле Скровеньи (капелла дель Арена в Падуе) " Благовещение Анне " и " Рождение Марии " (1305-1313). У праведной четы Иоакима и Анны не было детей. Однажды Анне явился ангел и уведомил ее о том, что у нее родится дочь (будущая Богородица). И Анна родила Марию. Посмотрим, как изобразил эти события Джотто. Геометрически правильно, в аксонометрии показан интерьер дома Анны. До Джотто собственно интерьера на картинах, фресках и иконах практически вообще не было. Действующие лица помещались рядом или на фоне строения или горы с пещерой, но при этом подразумевалось, что действие разворачивается внутри этого строения или внутри пещеры. Чтобы показать интерьер, на фреске ближайшая к зрителю стена как бы снята. Дан " разрез " дома. Рассеченные стены деликатно декорированы узором. Уже сам факт изображения интерьера таким способом знаменует великое новаторство Джотто. Это - смелый отход от традиции условного письма, хотя связь с ней еще окончательно не разорвана: показан не только интерьер, но и его " вместилище " - само здание.

http://pravicon.com/text-22

Красаускас Чеслав Иванович Надпись на обороте: «На память Преосв[ященному] Владыке А[фанасию] Гр[игорьевичу] Сахарову от благодарного за доброту сердца Ч. И. Красаускаса. Клайпеда. Лит[овская] ССР. Лигонинес ул. 22, кв. 3». ЦИА ПСТГУ Соузник святителя Афанасия. Жил с ним в одной комнате в Зубово-Полянском Доме инвалидов, где они близко сошлись и находились в переписке до кончины Чеслава Ивановича 31 октября 1958 г. 1. 16 декабря 1954 г. 16. XII.54 Дорогой Владыко. После долгих путешествий я приехал на постоянное место жительства к своей любимой дочери и внукам. В Москве меня встретили все сестры и братья на станции и сестра Валерия, которая была у меня в Потьме, пригласила всех к себе, где собралось 14 человек самых близких мне родных. У нее я прожил 8 дней, или, вернее, ночей, а днями был в гостях у всех, по заранее составленному графику сестрой Валерией. За это время я был на вечерней службе в церкви св. Пимена. Очень хорошо содержится эта церковь . Мрамор, масса икон в золоте и серебре. Священник глубокий старец, а дьякон еще не старый, очень представительный с прекрасным баритоном. Хор средний из одних женщин, не считая одного мужчины. Церковь была полна народом, но большинство женщины, хотя было много военных и штатских мужчин. Посетил я Мавзолей, музей изобразительного искусства, выставку Китайской народной республики, очень интересная, кино, театр и на дому у знакомых сестры – смотрел через телевизор оперу «Аида» и еще 2 пьесы. Рассказал сестрам и братьям, как много я Вам, Владыко, обязан – все они просили, как и просят моя дочь и внуки, которым я тоже рассказал о Вашей доброте, – от их имени благодарить Вас и желают, чтобы Бог берег Вас на долгие годы в прекрасном здоровье и счастье. Я же со своей стороны приношу искреннейшую благодарность и обещание, как только буду в состоянии, понемногу возвращать свой долг. Я очень извиняюсь, что не возвратил 56 р[ублей] 50 к[опеек] со ст[анции] Потьма, но я был так расстроен, что совсем об этом забыл и только в поезде вспомнил и очень переживал.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви Главная / Журнал / 10, 2007 год Информационная служба «Вода живая» Полная лента новостей: http://news.aquaviva.ru 10-14 августа в Петербурге состоялась выставка-ярмарка «Медовый Спас». Уже в четвертый раз компания «Нева Экспо» организует ее в Выставочном центре Северо-Запада РФ (пл. Победы, 2). 10 августа молебен на открытии выставки совершил иерей Артемий Пиянзов, клирик храма Святого Великомученика Георгия Победоносца в Купчине, а ансамбль звонарей собора Владимирской иконы Божией Матери порадовал гостей концертом колокольных звонов. Как и в прошлые годы, выставка была приурочена к празднику Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня. По традиции, по случаю праздника «Медового Спаса», на выставке продавался мед нового урожая. Помимо меда, на этот раз покупателям был предложен большой выбор книг, фильмов, записей духовной музыки и сувениров от производителей из Украины, Белоруссии и даже из Израиля. Также, уже в третий раз, в рамках выставки прошел Всероссийский праздник современной православной песни с участием музыкантов из Екатеринбурга, Костромы, Волгограда. 10 августа в Орловском музее изобразительных искусств открылась фотовыставка, посвященная памяти одного из выдающихся уроженцев Орловской земли, протоиерея Василия Ермакова, настоятеля храма прп. Серафима Саровского на Серафимовском кладбище Петербурга. Отец Василий большую часть своей жизни провел Петербурге, но родился он в городе Болхове Орловской области. В годы войны он был угнан оттуда немцами в Прибалтику, где его из концлагеря вызволил отец будущего Патриарха Алексия II. За одной скамьей с Алексеем Ридигером он уже в Ленинграде получил духовное образование и позже остался здесь священником. Отца Василия не стало в ночь со 2 на 3 февраля 2007 года. В последние годы жизни он регулярно посещал родной Болхов, имел теплые и дружеские отношения с руководством Орловской области. На выставке были представлены работы, на которых отец Василий Ермаков запечатлен в разные моменты его жизни и церковного служения, в окружении близких, духовных чад и известных общественных деятелей.

http://old.aquaviva.ru/archive/2007/10/2...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010