Утверждена сводная программа I Славянского форума искусств «Золотой Витязь» 17 мая, 2010. Редакция " Правмира " Утверждена сводная программа I Славянского форума искусств «Золотой Витязь», открывшегося 5 мая в Москве. Утверждена сводная программа I Славянского форума искусств «Золотой Витязь», открывшегося 5 мая в Москве. 5 мая. Музыка , СФИ. 19-00. Торжественное открытие I Славянского форума искусств «Золотой Витязь» Большой зал консерватории Подробная информация http://www.zolotoyvityaz.ru/content/view/605/171/ http://www.zolotoyvityaz.ru/content/view/643/129/ 6 мая 2010 года, Музыка 19.00. Концерт солистов театра «Геликон–опера», лауреатов международных конкурсов Михаила Гужова и Светланы Российской  Ветеранам Великой Отечественной войны Конференц-зал РГБ им. В. И. Ленина 7 мая. Музыка. 19-00. Концерт хора и солистов Академии хорового искусства им. В. С. Попова и оркестра театра «Новая опера» Песни времён Великой Отечественной войны Концертный зал «Новой оперы» им. Е.В. Колобова 7-21 мая . Изобразительное искусство Выставка   «Клыковы. Проба  династии»    А.В. Клыкова   (ул. Большая Ордынка,  д.33) Тел. 697 9857, 697 7310 Вход свободный. 7 мая. Изобразительное искусство 12-00. Открытие I Славянского Форума изобразительных искусств «Золотой Витязь». Галерея А.М. Шилова (ул. Знаменка д. 5) Вход для журналистов по аккредитации. Для посетителей выставки — билеты в кассах галереи. Тел. 697 9857, 697 7310 Подробная информация: http://www.zolotoyvityaz.ru/content/view/649/203/ 7 мая . Изобразительное искусство 15-00. Открытие выставки « Художники России – I -ому СФИ «Золотой Витязь». «Выставочный зал «Галерея в Измайлово» (Измайловский проезд, д. 4) Вход для журналистов по аккредитации. Для посетителей выставки — вход свободный Тел. 8 (495) 166-1727 8 мая. Изобразительное искусство 15-00. Открытие выставки  «Православные монастыри и славянский дух»  Милены Велчевой (Болгария).  8 мая -7 июня. Музей Храма Христа Спасителя (ул. Волхонка, д. 15) Вход для журналистов аккредитации.

http://pravmir.ru/utverzhdena-svodnaya-p...

Г. Колпакова Искусство Византии. Ранний и средний периоды Памяти Сергея Сергеевича Аверинцева Содержание Введение География и хронология Периодизация Общие категории византийской культуры I. Архитектура и изобразительное искусство I – VIII вв Раннехристианская культура I – IV вв. Фрески и мозаики крепости Дура-Европос (232–244) Христианское искусство после Миланского эдикта Архитектура Архитектура времени Константина Великого Базилики конца IV – начала VI в. Центрические храмы доюстиниановой эпохи Изобразительное искусство Римские мозаики Мозаики Салоник Византийские мозаики Рима и Милана Мозаики Константинополя Мозаики Равенны Искусство эпохи Юстиниана Архитектура Купольные базилики Храм Св. Софии Константинопольской Изобразительное искусство Монументальная живопись Ранняя миниатюра Ранние иконы Искусство периода завершения иконоборчества. Конец VIII в II. Художественная культура IX–XII вв Македонский ренессанс. IX–XI вв. Система декорации храма Архитектура Изобразительное искусство Мозаики и фрески Рукописная книга Искусство эпохи Дуков Эпоха Комнинов. XII в Эволюция живописи Стиль времени Ангелов. 1185 – 1200 гг Архитектура Список сокращений     Введение История изучения византийского искусства обширна: историография византинистики могла бы явиться отдельной темой. Возможны диаметрально противоположные точки зрения на это явление в целом – от «miserable Byzance» Петра Чаадаева до возвышенных восторгов в духе Константина Леонтьева . Точка зрения часто зависела от отношения не столько к византийской культуре, сколько к православию, и это обстоятельство нельзя не учитывать. Неизменными остаются общие положения: византийская культура – это утонченная, изощренная художественная система, сумевшая органично соединить в неразрывное целое традиции античной культуры и мировосприятия и христианство восточного (православного) толка. Высота интеллектуального начала, умение сложно мыслить и тонко чувствовать – одна из главнейших характеристик этого феномена. П. П. Муратов, в попытке выявить специфику византийского искусства, пишет: «Когда мы пробуем проникнуть в красоту Византии, нас поражает ее крайняя сложность. В ней нет ничего простого, природного, свободного, ничего, что давалось бы человеку легко, вместе с воздухом полей, светом солнца и шумом рек. Это самое сложное и самое искусственное из всех искусств» 1 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Джудит Херрин. Женщины и иконопочитание в ранней церкви 230 С культом икон связаны несколько парадоксов. Он прямо противоречит ветхозаветному запрету поклонения «идолам», сохранявшему своё значение и в ранних христианских общинах. Кроме того, он представляет собой по сути языческую форму искусства – поминание мертвых, предков, правителей, бессмертных божеств и смертных гсроев. Отсюда возникает вопрос: как случилось, что иконы заняли центральное место в христианском искусстве? Значит ли это, что Церковь попросту проигнорировала языческие корни этого рода изобразительного искусства и его запрещение Законом Моисея? Или же она при помощи специально разработанной богословской аргументации оправдала христианскую адаптацию и повторное использование этой древней формы художественного творчества? Один ответ на этот вопрос был дан в VIII в., когда византийская империя пыталась разрешить это очевидное противоречие, вкравшееся в раннехристианское искусство, уничтожая иконы и иные фигуративные изображения. Другой ответ выработала западная Церковь , не пожелавшая порвать со своей собственной традицией, освященной, к тому же, авторитетом столь выдающегося лица, как сам папа Григорий Великий . Последний писал, в частности: «Ибо то, что писание (scriptura) несет умеюшим читать, изображение (pictura) дает тем, кто этого не умеет, но взирает; ибо посредством него даже невежды научаются тому, чему должно следовать, – посредством него неграмотные читают. А посему – и главным образом – для язычников (gentibus) изображения суть заменитель чтения» 231 . Искус иконоборчества раскрыл глубокую приверженность идее христианского изобразительного искусства как на Востоке – где иконопочитание в конце концов восторжествовало, так и на Западе – где иконоборчество было отвергнуто сразу и навсегда. Под натиском иконоборцев культ икон нашел в Церкви широкую поддержку, хотя эта ответная – иконопочитательская реакция и не была однородна в некоторых важных аспектах. В настоящей работе будет рассмотрен прежде всего восточный вариант ответа на приведенный выше вопрос – та вера в иконы, которая представляет собой более личную форму почитания христианских изображений.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/vostochn...

17 августа, 2015 Что такое икона? Как благодать действует на нас через священные изображения? Откуда появились иконы в храмах? Можно ли иметь иконы дома? Как правильно относиться к иконам? Содержание статьи Икона в православии В православной традиции икона занимает особое место, и это место определяется тем, что икона — это не только украшение храма и предмет почитания, икона имеет вероучительное значение. С древности икону называли « Библией для неграмотных», «живописным Евангелием», «бессловесной проповедью», «богословием в красках». Христианство зародилось в иудейской среде, где изобразительное искусство было сильно ограничено второй заповедью Декалога, но уже во II в. у христиан появляются символические изображения — на стенах катакомб, на саркофагах, в мелкой пластике и т.д. После Миланского эдикта, даровавшего христианам свободу вероисповедания, начинается строительство храмов, их украшают мозаиками, фресками, иконами. При этом изображениям отводится не только декоративная роль; святые отцы в изображениях ценили, прежде всего, эффективный способ научения вере . Так  св. Василий Великий  пишет: «молчаливая живопись то же что и слово Евангелия для слуха». А  св. Нил Синайский  (IV в.) советует: «Пусть рука превосходнейшего живописца наполнит храм с обеих сторон изображениями Ветхого и Нового Завета, дабы те, кто не знает грамоты и не может читать Божественных писаний, рассматривая живописные изображения, приводили себе на память мужественные подвиги искренне послуживших Христу Богу и возбуждались к соревнованию достославным и приснопамятным доблестям, по которым землю обменяли на небо , предпочтя невидимое видимому». Почему для Церкви так важны были иконы, что люди за них отдавали свою жизнь, а порой не щадили и чужую? Это не всегда понятно современному человеку, который привык оценивать изобразительное искусство с эстетической точки зрения, а тут, как говорится, о вкусах не спорят. Но для иконоборцев и иконопочитателей речь шла о чем-то большем, чем художественное творчество, речь шла об исповедании веры. Икона — образ

http://pravmir.ru/ikona-2/

Византийская иконописная традиция Византийская мозаика и фреска IV-VII веков Расцвет храмоздательства в IV-VII веках стал причиной мощного всплеска христианского изобразительного искусства. Стены величественных храмов, создававшихся по всей империи, украшались фресками и мозаиками. Кроме того, в храмах стали появляться отдельные иконы, написанные на доске. Иконографический канон сложился далеко не сразу. Об этом свидетельствует, в частности, послание святого Нила Подвижника, ученика Иоанна Златоуста , к Олимпиодору епарху (ок. 400). Последний намеревался в создаваемом им мученическом храме «поставить иконы и изобразить различные охотничьи и рыболовные сцены». Но святой Нил, назвав это «ребячеством», советовал «изобразить в алтаре на восточной стороне храма один только крест, ибо через один спасительный крест спасается род человеческий». Что же касается восточной и западной стен, то святой Нил дает такое указание: «Пусть рука искуснейшего живописца наполнит храм с обеих сторон изображениями Ветхого и Нового Заветов, дабы те, кто не знает грамоты и не может читать Божественных Писаний, рассматривая живописные изображения, приводили себе на память мужественные подвиги искренне послуживших Богу». Отсюда следует, что стены храмов украшались как декоративной живописью, не имевшей специально религиозного смысла, так и изображениями святого креста и сценами из Библии . Наиболее полное представление о христианском монументальном изобразительном искусстве V-VI веков дают мозаики Равенны. Этот город в силу своего уникального геополитического положения стал выдающимся центром христианского изобразительного искусства. С 402 по 476 год Равенна была столицей Западной империи, с 493 по 540 год она находилась в руках остготов, а в 540 году была захвачена византийцами. Помимо латинян, здесь проживали греки, сирийцы, армяне, представители других народностей. В строительстве и украшении равеннских храмов принимали участие византийские императоры, римские папы и готские вожди. Мозаики Равенны отличаются богатством колорита: в них преобладают яркие, сочные тона – зеленый, синий, голубой, золотой, коричневый, красный, белый.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Настоящее комплексное (психолого-культуролого-юридико-лингвистическое) исследование выполнено по обращению депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Н.В. Поклонской от 26.10.2017. Данные о специалистах Комиссия в составе: Слободчиков Виктор Иванович, доктор психологических наук, профессор (стаж научной деятельности - 49 лет, стаж экспертной деятельности - 29 лет), председатель комиссии; Понкин Игорь Владиславович, доктор юридических наук, профессор (стаж научной деятельности - 28 лет, стаж экспертной деятельности - 18 лет), член комиссии; Троицкий Всеволод Юрьевич, доктор филологических наук, профессор (стаж научной деятельности - 59 лет, стаж экспертной деятельности - 27 лет), член комиссии; Евдокимов Александр Юрьевич, кандидат культурологии, доктор технических наук, доцент (стаж научной деятельности - 41 год, стаж экспертной деятельности - 13 лет), член комиссии, - провела комплексное (психолого-культуролого-юридико-лингвистическое) исследование предложенного для исследования материала в рамках поставленных перед специалистами вопросов. Предложенный для исследования материал Для исследования комиссии было предложено просмотреть и исследовать аудиовизуальное произведение (фильм) «Матильда» (режиссёр - А.Е. Учитель) продолжительностью 1 час 42 минуты. Исследование проводилось в рамках следующих поставленных вопросов: 1. Содержатся ли в фильме «Матильда» смысловые элементы и особенности (выраженные лексическими средствами, визуальными художественно-изобразительными или иными средствами кинематографического искусства), имеющие отношение к религии? Если да, то к какой именно религии имеют отношение указанные элементы и особенности и на чём основывается сделанный вывод? 2. Какие образы Российского Императора Николая II (Романова) и его супруги Александры Фёдоровны формируются и транслируются фильмом «Матильда»? Имеются ли в фильме «Матильда» какие-либо смысловые элементы и особенности (выраженные лексическими средствами, визуальными художественно-изобразительными или иными средствами кинематографического искусства) сексуально-семантического содержания? Если да, то какие именно элементы и особенности и на чём основывается сделанный вывод, как указанные элементы и особенности соотносятся с элементами и особенностями, имеющими отношение к религии, если таковые выявлены в ходе ответа на вопрос 1?

http://ruskline.ru/analitika/2017/11/02/...

Древнехристианская изобразительная символика Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 6, 1995 22 марта, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 6, 1995 Самые ранние христианские символические изображения относятся ко временам древней катакомбной Церкви и первых гонений. Тогда символика употреблялась в первую очередь как криптограмма, тайнопись, чтобы единоверцы могли узнавать друг друга во враждебном окружении. Однако смысл символов был всецело обусловлен религиозными переживаниями; тем самым можно утверждать, что они донесли до нас богословие ранней Церкви. Мир “иной” приоткрывается в этом мире через символы, поэтому и символическое видение есть свойство человека, который предназначен к бытию в этих двух мирах. Поскольку Божественное в той или иной степени открывается людям всех дохристианских культур, то неудивительно, что Церковь использует некоторые из “языческих” образов, уходящих своими корнями не собственно в язычество, а в глубины человеческого сознания, где даже у самых пламенных атеистов дремлет жажда богопознания. При этом Церковь очищает и проясняет эти символы, показывает стоящую за ними истину в свете Откровения. Они оказываются подобными дверям в другой мир, прикрытыми для язычников и распахнутыми настежь в христианстве. Отметим, что в дохристианском мире в наибольшей полноте была просвещена Богом ветхозаветная Церковь. Израиль знал путь познания Единого Бога, а следовательно, и язык его символов был наиболее адекватным тому, что за ними стояло. Потому многие ветхозаветные прообразовательные символы естественно входят в христианскую символику. Объективно это связано и с тем, что первыми христианами были в основном выходцы из иудейской среды. Символизм христианского искусства этой поры был проявлением “естественного” для религиозного человека видения мира, был способом познания сокровенных глубин мироздания и его Творца. Отношение к непосредственному изображению Бога и “мира невидимого” было неоднозначным даже среди ранних Отцов Церкви; у всех перед глазами был пример язычества, в котором религиозное почитание отнималось у первообраза божества и переносилось на его воплощенную в том или ином материале форму.

http://pravmir.ru/drevnexristianskaya-iz...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых О древней иконописи В наше время весьма высок интерес к древним иконам. Специалисты изучают их исторические, художественные, стилевые особенности. Публикуются брошюры, издаются ученые труды, выпускается множество книг, посвященных древнему искусству. Но еще для многих верующих древняя икона остается загадкой, многое в ней вызывает недоумение. При поверхностном знакомстве с древней иконой некоторые приходят к неожиданному заключению, что в древнее время не умели писать. Но не надо забывать, что еще за четыре столетия до Рождества Христова художники античности умело писали картины. С пришествием на землю Богочеловека на почву этой культуры упало зерно, которое проросло и дало росток нового искусства, христианского, особого по своей природе и внешним формам. Древняя икона - составная часть жизни Церкви, основанной на земле Христом Спасителем. Христос же, Глава Церкви, сказал о Себе: . И Церковь Христова не от мира сего; ее природа иная, нежели у земного мира. Сущность Церкви Христовой духовна, возвышенна. Ее жизнь и дыхание есть Господь и Небесная Церковь; ее назначение - продолжение дела Христова, а (Мф. 18, 11). Спасение мира и приуготовление его ко грядущему Царствию Божию есть миссия Церкви на земле. Такая надмирность сущности и цели Церкви сообщила и всем внешним проявлениям ее жизни особые формы, совсем не похожие на формы и образы мирские, начиная от внешнего вида храма и кончая самыми малыми предметами церковного обихода. Все в Церкви приведено в соответствие с ее надмирной природой и все согласованно служит её конечной цели - спасению мира. Поэтому и церковное искусство, и, в частности, изобразительное искусство, а оно занимает значительное место в храме, получило особое направление, совсем особое содержание, а содержание обусловило и совсем иные формы, то есть внешность его. Уже этой необычайностью своих форм Церковь служит спасению человека, напоминая, что есть иной мир и что наша земная жизнь - лишь малая ступенька, приуготовление к жизни вечной. Начало этой иной, вечной жизни должно быть положено здесь, на земле. И всеми своими установлениями Церковь еще здесь приоткрывает нам таинственную завесу вечности и ведет к благодатному общению с Богом, Который есть жизнь и дыхание, пища и питие блаженной вечности. Одним из таких установлений Церкви является и церковное изобразительное искусство.

http://pravicon.com/text-14

Культовое, религиозное и светское в изобразительном искусстве. Часть 2 Ил. 1. Л. Иванова. Знамение. 2006 г. Правило 100-е Трулльского Собора требует от каждого художника христианского трезвения: «Очи твои право да зрят, и всяким хранением да соблюдай твой дух – завещает премудрость, ибо телесные чувства удобно вносят свои впечатления в душу. Посему изображения на досках или на ином чем представляемые, обаяющие зрение, растлевающие ум и производящие воспламенение нечистых удовольствий, не позволяем отныне каким бы то ни было способом писать» . Некоторые исследователи склонны видеть в 100-м правиле запрет церковному живописцу заниматься светским искусством. А религиозным искусством разрешается? Можно допустить, что речь идет о несовместимости занятий светским искусством и иконописью. Но в канонах Соборов запреты всегда прописывались явственней. 100-е правило прежде всего говорит о соблазнах, а не о светском искусстве. Соблазны не определяются теми или иными видами искусства. Соблазнительной может быть и неканоничная икона. Отцы Собора поэтому выступали не против светской культуры, а против творческой разнузданности и за синергию художника с Богом. Если на выставке картины заменить иконами – получим (и уже получаем) извращенное отношение к иконе. Христианство с самого начала оживотворяло не только формы и виды искусства, но и социум. Христианство ничего в обществе не сталкивало между собой – оно гармонизировало. В.В. Медушевский отмечает: «Всемирному триумфу христианства послужили и мирские сферы культуры, впервые в истории принявшие на себя величайшую, неслыханно новую миссию – ассистировать Церкви, стать приуготовительной проповедью красоты и истины на паперти, так что и светское искусство начало осознавать себя в свете великой цели – возвышения человеческого духа к небесной красоте, принимать в себя критерии серьезности, строгой и сосредоточенной глубины, целомудренно-благоговейной небесной чистоты и ясности духа, окрыленного стремления к дивному Божественному совершенству, а вместе с критериями – и сам великий опыт церковных искусств» .

http://pravoslavie.ru/4527.html

Одна из проблем современного российского искусства состоит в том, что границы церковного и светского в нем в значительной мере размыты. До революции в России облик храма, его благоукрашение было общей заботой, понятной и важной для всех, включая государственные структуры, а не только духовенство. И государство, и общество были заинтересованы в высоком качестве и достоинстве церковной архитектуры и живописи. Сегодня, отделенная от государства и светского общества Церковь, стала «территорией с особым статусом». Сообщество авторитетных искусствоведов и культурологов принципиально не вмешивается в вопросы развития церковного искусства, хотя в качестве исполнителя туда может попасть практически любой желающий. Объективно оценить  значимость тех или иных художественных процессов в церковном искусстве, достоинства и недостатки конкретных произведений публично никто из специалистов не спешит, считая эту область специфически церковной проблемой. Оказалось, что сфера современного церковного искусства – область табуированная, закрытая от внешней критики, как-бы осененная святостью Церкви. Высказываться публично о результатах росписи храмового интерьера, судить об архитектуре  иконостаса или новой церковной постройки в целом – можно только как о покойнике: или хорошо, или – никак. На сайтах приходских и монастырских храмов почти никогда не упоминаются имена художников-авторов икон или росписи. Даже имена архитекторов-авторов современной постройки указываются крайне редко. Официальным лицом изобразительного искусства Русской Православной Церкви стала продукция комбината «Софрино», которая вообще находится вне критики. Публично судить о ней не принято ни в церковной публицистике, ни в светской. Таким образом, художественные произведения церковного искусства, которые требуют специальных навыков, знания истории искусства вообще и церковного в частности, квалифицированного знакомства с богословскими дисциплинами и церковной практикой, сразу после появления становятся авторитетным «образцом», и канонизируются без всякой экспертизы. Любые попытки просто задать вопрос: почему сделано именно так, а не иначе? – вызывают непонимание и объявляются «происками злобных завистников».

http://radonezh.ru/analytics/obschestva-...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010