Современный храм: художественно-стилистический и богословско-литургический аспекты Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 52, 2008 1 января, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 52, 2008 На протяжении веков начиная с катакомб по наши дни согласно той или иной культурной традиции христиане стремились художественно организовать пространство своих церквей так, чтобы их литургическая жизнь была наполнена синтезом богословия и зримых образов. С самого раннего времени мы видим, как Церковь активно использует язык изобразительного искусства для выражения глубинного содержания веры и ради наглядности проповеди. Но наиболее важным фактором в формировании самого церковного искусства становится богослужение — Литургия с таинством Евхаристии в сердцевине. Каждая эпоха создавала свой тип храма, в котором единое содержание православной веры и смысл Литургии передавался по-своему — византийские храмы внешне и внутренне отличаются от древнерусских, грузинские от сербских, болгарские не похожи на храмы Каппадокии и т. д. Храмы Востока и Запада различались даже в I тысячелетии, когда христианство было ещё единым. И даже если мы возьмём образ русского храма, то увидим, какой сложный путь прошло церковное искусство от Киевской Руси до XXI века. Но под сводами любого православного храма, в каком бы стиле он ни был построен, совершается одна и та же Литургия. Двухтысячелетняя традиция церковного искусства является ярким выражением единства в многообразии, ибо православная вера исповедуется на многих языках; так и различные формы и стили искусства становятся тем многоголосым хором, в котором прославляется Единый Бог — Святая Троица. Но при всём разнообразии церковного искусства в нём есть мощный духовный стержень, который определяет назначение храма как места, где совершается Литургия. В нашей стране с окончанием гонений на Церковь в XX веке возникла возможность восстановления разрушенных храмов и строительства новых. Но в связи с этим встают и новые проблемы. Одна из них — проблема новых строительных технологий и материалов, которые во многом позволяют ускорить процесс возведения и благоустройства церквей. Однако здесь надо быть осторожными, потому что Церковь — это не просто общественное здание, а Дом Божий, где собираются люди для молитвы, поэтому при строительстве церкви и её украшении необходимо помнить, что не все средства хороши. Именно поэтому опытные архитекторы сегодня всё чаще приходят к выводу, что лучше использовать древние, опробованные веками технологии. Кроме того, важно помнить, что в Церкви недопустима никакая ложь, то есть подделки и бутафория.

http://pravmir.ru/sovremennyiy-hram-hudo...

2417. Одинцов М. И. ХХ век в российской истории: государство и религиозные организации//ИВ. 2000. Вып. 7(11). С. 59–62. 2418. Сомин Н. В. А. В. Карташев о взаимоотношении Церкви и государства//ЕжБК ПСТБИ, 1998. С. 159–162. 2419. Трофимчук Н. А. Государственно-церковные отношения: проблемы и пути их решения//ИВ. 2000. Вып. 7(11). С. 338–343. 2420. Филиппов Б. А. Церковь в правовом государстве//ЕжБК ПСТБИ, 1997. С. 110–117. 2421. Фирсов С. Л. Синодальная модель церковно-государственных взаимоотношений//ИВ. 2000. Вып. 5–6(9–10). С. 70–80. 2422. Цыпин В. , прот. Взаимодействие Церкви и государства: Канонические принципы и историческая действительность//ИВ. 2000. Вып. 5–6(9–10). С. 49–63. 2423. Шпиллер В. Д., прот. Из доклада министру иностранных дел и вероисповеданий Болгарии по вопросу об отделении Церкви от государства (авг. 1945). Докл. Комиссии по отделению Церкви от государства по вопросу гражданского брака. К вопросу о брачно-правовой реформе//БСб. 1997. 1. С. 79–141. 2424. Щипков А. В. Церковно-общественные отношения и проблемы государственного регулирования//ИВ. 2000. Вып. 5–6(9–10). С. 81–86. См. также 617, 1644. Церковные искусства Общие вопросы 2425. Артемьев А. В. Живопись церковная и светская в наши дни//РЧ, 7-е: Христианство и культура. 1999. С. 89–93. 2426. Барская Н. А. Современные представления о художнике и личность древнерусского иконописца//РЧ, 7-е: Христианство и культура. 1999. С. 40–57. 2427. Киселев М. Религиозная тема в русской живописи в эпоху тоталитаризма: (С. М. Романович, А. А. Рыбников, B. В. Каптерев)//Страницы. 1998. Т. 3. 3. С. 434–440. 2428. Лаевская Э. Л. Место изобразительного искусства в христианской культуре//Страницы. 1997. Т. 2. 1. C. 109–112. 2429. Ратнер Л. Светское и религиозное в изобразительном искусстве//Страницы. 1997. Т. 2. 1. С. 112–116. 2430. Филаткина А. И. «Общество любителей духовного просвещения» и его деятельность по изучению церковного искусства//ИХМ. 1999. Вып. 3. С. 242–248. См. также 1656, 2721. Общая история искусства

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«Бога жалко»: на кого похож Христос в пермских скульптурах. Неканоничные изображения и ангелы в париках Пермская деревянная скульптура – сюжеты, иконография и имена мастеров 5 декабря, 2019 Пермская деревянная скульптура – сюжеты, иконография и имена мастеров Деревянная скульптура – особенное явление православного церковного искусства. Когда мы говорим об иконе, традиционно замечаем, что ее язык иной, не такой, как у реалистической картины, что живет она по законам мира Горнего, а не профанного. Как быть со скульптурой, которая сама по себе, как вид изобразительного искусства, все-таки строится по законам реального мира? Но и перед скульптурами молились верующие, причем не только начиная с XVII века, когда в церковном искусстве стало очевидным влияние искусства западноевропейского – в Третьяковской галерее находится образ святителя Николая – «Никола Можайский», который датируется XIV веком. Традиция православной иконы, народного творчества, элементы западноевропейского искусства – обо всем этом вспоминаешь, когда смотришь на скульптуры, представленные в коллекции Пермской художественной галереи. Скульптуры коллекции датируются не ранее чем XVII веком, как говорит Ксения Зубакина, хранитель коллекции деревянной скульптуры, это связано с поздним этапом христианизации и заселения русскими территорий края. Есть косвенные упоминания в источниках о деревянных скульптурах святых в пермских церквях в XVI веке, но эти памятники не сохранились.  Образ святителя Николая Один из традиционных образов, который любили создавать мастера деревянной скульптуры – святитель Николай. Причем изображали святого чудотворца в особой иконографии с мечом и храмом в руках. Такой извод называется «Святитель Николай Можайский» или «Никола Можайский». По преданию, появление этого образа связано с чудесным избавлением Можайска от врагов. В XIII или XIV веке верующие молились в храме святителю Николаю, чтобы тот помог спасти город от осаждавшего его войска, как считают, татаро-монгольского. И, по молитвам, верующим было видение святителя – в одной поднятой руке он держал меч, словно защищая город, в другой – град Можайск, словно сохраняя его. Такой образ потом сделали можайские мастера из дерева, град в руке святителя порой изображается в виде храма или просто некоего строения.

http://pravmir.ru/boga-zhalko-i-na-kogo-...

Закрыть itemscope itemtype="" > Образ России от истоков до наших дней Севастополь продолжит культурную эстафету XIII Славянского форума изобразительных искусств «Золотой Витязь» 01.09.2022 372 Время на чтение 7 минут Фото: Предоставлено организаторами 2 сентября 2022 года легендарный Город-герой Севастополь уже в пятый раз принимает культурную эстафету обширной программы мероприятий XIII Славянского форума изобразительных искусств «Золотой Витязь» в рамках XIII Международного Славянского форума искусств «Золотой Витязь», который проходит с 16 марта по 26 ноября 2022 года по маршруту  Владимир – Владимирская область (Суздаль, Гороховец, п. Муромцево) – Севастополь, Москва, говорится в пресс-релизе, поступившем в редакцию РНЛ. В рамках Севастопольского этапа откроется две выставки: 2 сентября 2022 года в 11-30 во Дворце культуры рыбаков (г. Севастополь ул. Павла Корчагина, 1) состоится открытие выставки «С чего начинается Родина…» художника Ильи Лысенкова. Илья Лысенков – профессиональный художник, живописец, продолжатель традиционной школы русской живописи, член Союза Художников России. Выпускник и старший преподаватель рисунка и живописи кафедры живописи в Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова. Дипломант и лауреат многих всероссийских конкурсов и фестивалей изобразительного искусства, неоднократный участник Славянского форума изобразительных искусств «Золотой Витязь», участник более 20 сборных и персональных выставок в Москве, Московской области, Санкт-Петербурге, Ростове Великом (Ярославская область), Рязани, Владимире и Владимирской области, Севастополе. Работает в направлении современный русский реализм. Концепция выставки – образ России от истоков до наших дней. Горячую любовь к Родине, гордость за ее красоту художник Илья Лысенков пытается передать через свои картины. Его живопись можно разделить на два направления. Первая группа – это историческая картина. Вторая группа включает в себя пейзажи, натюрморты, жанровые картины и портреты современников.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/09/01/ob...

RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_100484.html 26 марта 2013 Ирина Языкова Иконописец, священник Андрей Давыдов От временного к вечному от тленного к нетленному Источник:  http://www.patriarchia.ru/Сайт ЖМП Каждый год, совершая празднование Торжества православия, мы вспоминаем события более чем тысячелетней давности – победу над иконоборчеством. Тем самым Церковь свидетельствует, что и в XXI веке богословские основы иконопочитания остаются неизменными, а иконописание остается литургическим искусством. Священник и иконописец Андрей Давыдов размышляет о том, как икона участвует в создании пространства для общения предстоящего с первообразом, и какие сегодня на этом пути возникают препятствия. – Икона древнее искусство. Оно родилось в определенную эпоху, когда Церкви важно было найти действенное средство проповеди веры в мире. Но насколько сегодня актуальна икона? Христианская вера не передается генетическим путем, каждый человек и каждое поколение призваны открыть ее для себя как единственные " путь , истину и жизнь " . Поэтому проповедь, передача, распространение веры – – постоянная творческая задача Церкви с момента произнесения слов " Идите и научите все народы... " . Чтобы " научить " недостаточно произнести список догматических постановлений Церкви. Надо увлечь, вовлечь и показать на деле содержание и результаты веры. Для меня образ Богоматери Владимирской или Спасителя из Синайского монастыря и многих, многих других икон непосредственно являет " истину, добро и красоту " Христианства и при каждом обращении к ним заставляет меня снова и снова возвращаться " от временного к вечному, от тленного к нетленному " . Мир меняется. Церковь меняется. Меняется ли икона? Церковное искусство менялось и развивалось во все периоды своего существования, начиная с живописи катакомб и по сей день. Неправильно представлять, что иконопись – некое вневременное, неизменяющееся явление, некогда доразвившееся до идеальной формы и теперь только бесконечно воспроизводимое. Проповедь должна быть живой, актуальной, насущной, лично обращенной к собеседнику. Христианское изобразительное искусство, так же как и другие формы церковного провозвестия, обращено лично к каждому человеку и всегда диалог современника с современниками. Каждый христианин еще и дитя своей эпохи. В иконописи есть незыблемая традиция, с которой всё начинается. Эта традиция постоянно пополняется за счет её новых интерпретаций в различных локальных школах и в каждом новом времени.

http://religare.ru/2_100484_1_21.html

Бычков В. В. Содержание Введение Часть первая. Христианские апологеты. II-III века Глава I. Основные тенденции развития позднеантичной культуры и эстетики 1. Перекресток культурных традиций 2. Попытка эллинистического синтеза Глава II. Культурология ранней патристики 1. Критика античной культуры Религия Этика Науки. Философия 2. Философско-богословская концепция ранней патристики Глава III. Религиозно-этическая доминанта художественной культуры 1. Концепция человека 2. Эстетика отрицания Изобразительные искусства Словесные искусства Зрелища 3. Предпосылки новой теории искусства Глава IV. Новая эстетическая проблематика 1. Творение как творчество 2. Прекрасное 3. Образ Глава V. Эстетическое в первой системе христианского вероучения 1. Неформализуемый гносис 2. Эстетика космического бытия Часть вторая. Эстетика блаженного Августина вводные замечания Вводные замечания Глава I. Жизнь как зеркало истории Глава II. Два града Глава III. Не ratio единым Глава IV. Порядок Глава V. Ритм Глава VI. Красота и прекрасное Глава VII. Творчество Глава VIII. Искусство Глава IX. Знак Глава X. Восприятие эстетического Заключение Список сокращений Указатель произведений отцов церкви Августин Аристид Арнобий Афинагор Гермий Философ Дионисий Александрийский Ерм Ипполит Римский Ириней Лионский Киприан Климент Александрийский Лактанций Минуций Феликс Ориген Татиан Сириец Тертуллиан Феофил Антиохийский Иустин Философ Псевдо-Иустин Zusammenfassung Summary RÉSUMÉ     Введение AESTHETICA PATRUM, эстетика Отцов Церкви – кому-то это словосочетание может показаться неожиданным, а кому-то даже и модернизаторским... Публика, интересующаяся духовной культурой, важной составной частью которой и является эстетика, хорошо знает, что существует античная эстетика, средневековая эстетика (западноевропейская, византийская, русская и т. п.), эстетика Возрождения и, само собой разумеется, разнообразные эстетические учения Нового и Новейшего времени по наш век включительно. Изучению этих этапов истории эстетики посвящены многочисленные научные труды 1 . Однако среди них и по сей день нет специального исследования по эстетике Отцов Церкви, хотя вскользь иногда и упоминается об эстетических суждениях отдельных представителей патристики. Как правило, с них начинается разговор о средневековой европейской эстетике 2 . Больше всего в этом плане повезло Блаженному Августину . Его эстетическим взглядам посвящен ряд специальных работ, на которых мы остановимся подробнее во второй части книги. Что касается других Отцов Церкви, историки эстетики упоминают лишь имена «великих каппадокийцев» ( Василия Великого , Григория Богослова , Григория Нисского ), безымянного автора «Ареопагитик» да иногда еще Иоанна Дамаскина .

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/es...

Закрыть itemscope itemtype="" > Создаётся каста «неприкасаемых» Правовед Андрей Антонов об антиконституционности концепции закона «О культуре» 30.05.2019 1031 Время на чтение 5 минут Вчера в Санкт-Петербурге прошел круглый стол , посвященный обсуждению концепции закона «О культуре». Мероприятие организовано Петровской академией наук и искусств (ПАНИ). В дискуссии приняли участие: Алексей Васильевич Воронцов, президент ПАНИ, депутат Законодательного Собрания Санкт-Петербурга I-V созывов, руководитель Санкт-Петербургского отделения ВСД «Русский Лад», экс-вице-губернатор Ленинг радской области, доктор философских наук, профессор; Александр Леонидович Казин, доктор философских наук, профессор, и.о. директора Российского института истории искусств (Санкт-Петербург), член Союза писателей и Союза кинематографистов России, Заслуженный работник культуры Российской Федерации, автор отзыва на доработанную концепцию закона «О культуре»; Валентин Евгеньевич Семёнов, доктор психологических наук, профессор, Заслуженный деятель науки России, председатель совета «Собора православной интеллигенции СПб», член Президиума Совета православных общественных объединений Санкт-Петербургской епархии; Борис Александрович Орлов, председатель Санкт-Петербургского отделения Союза писателей России, капитан первого ранга в отставке; Андрей Витальевич Антонов, адвокат, вице-президент ПАНИ, член Союза писателей России; Анатолий Дмитриевич Степанов, председатель международной общественной организации «Русское Собрание», главный редактор «Русской народной линии»; Александр Федорович Полозов, Заслуженный художник России, член Союза художников России, профессор; Борис Михайлович Сергеев, член Союза художников России, председатель отделения изобразительных искусств ПАНИ. На «Русской народной линии» будет опубликован подробный отчет о мероприятии. Сегодня предлагаем вниманию читателей «Русской народной линии» выступление модератора состоявшегося круглого стола, члена Союза писателей России, вице-президента ПАНИ адвоката Андрея Антонова .

http://ruskline.ru/news_rl/2019/05/30/so...

Открытое обращение в связи с письмом представителей музейного сообщества на имя Президента России Д.А. Медведева Икона живет там, где совершается молитва, где она является органичной частью церковного убранства, призванного создавать особую атмосферу, настраивающую душу и сердце человека на общение с Творцом. Пребывание икон, подобно другим экспонатам, в музейных запасниках, на полках и стеллажах противоречит самому замыслу их создателей. 25 марта, 2010 Икона живет там, где совершается молитва, где она является органичной частью церковного убранства, призванного создавать особую атмосферу, настраивающую душу и сердце человека на общение с Творцом. Пребывание икон, подобно другим экспонатам, в музейных запасниках, на полках и стеллажах противоречит самому замыслу их создателей. «Церковь обладает многолетним опытом в области сохранения произведений религиозного искусства и при современном уровне развития технологий консервирования и реставрации способна взять на себя ответственность за все, что ей передается». Об этом говорится в открытом обращении , под которым поставили свои подписи председатель Отдела Московского Патриархата по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин , председатель Информационного отдела Московского Патриархата В.Р. Легойда и ответственный секретарь Патриаршего совета по культуре , наместник Сретенского ставропигиального мужского монастыря архимандрит Тихон (Шевкунов) . Уважаемые представители музейного сообщества! Хотелось бы отреагировать на Ваше письмо, направленное Президенту России и продолжающее дискуссию вокруг законопроекта о передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения. Ваше обращение свидетельствует в первую очередь о том, что существует серьезная проблема сохранности зданий и предметов, являющихся важной частью отечественного культурного наследия. В этом подходе позиции музейных работников и Церкви совпадают. Однако аргументы, которые вы приводите, в ряде случаев вызывают серьезные возражения. Вами утверждается, что ни один православный храм России сам по себе не способен обеспечить правильное хранение древних икон и фресок, а также то, что в церковном обиходе древние иконы ранее не сберегались. Невольно возникает вопрос: если все обстояло так, то каким же образом огромное количество старинных икон, входящих ныне в музейные собрания, сохранилось до XX века? Ведь большинство этих памятников, среди которых подлинные шедевры изобразительного искусства русского средневековья, до двадцатых-тридцатых годов прошлого столетия находилось в действующих храмах. Именно оттуда иконы, как правило, насильственно изымались в послереволюционные годы. Церковь обладает многолетним опытом в области сохранения произведений религиозного искусства и при современном уровне развития технологий консервирования и реставрации способна взять на себя ответственность за все, что ей передается. Свидетельством тому — многие и многие современные храмы и монастыри.

http://pravmir.ru/otkrytoe-obrashhenie-v...

поиск:   разделы   рассылка Ирина Языкова Иконописец, священник Андрей Давыдов От временного к вечному от тленного к нетленному Источник:  Сайт ЖМП Каждый год, совершая празднование Торжества православия, мы вспоминаем события более чем тысячелетней давности – победу над иконоборчеством. Тем самым Церковь свидетельствует, что и в XXI веке богословские основы иконопочитания остаются неизменными, а иконописание остается литургическим искусством. Священник и иконописец Андрей Давыдов размышляет о том, как икона участвует в создании пространства для общения предстоящего с первообразом, и какие сегодня на этом пути возникают препятствия. – Икона древнее искусство. Оно родилось в определенную эпоху, когда Церкви важно было найти действенное средство проповеди веры в мире. Но насколько сегодня актуальна икона? Христианская вера не передается генетическим путем, каждый человек и каждое поколение призваны открыть ее для себя как единственные " путь , истину и жизнь " . Поэтому проповедь, передача, распространение веры – – постоянная творческая задача Церкви с момента произнесения слов " Идите и научите все народы... " . Чтобы " научить " недостаточно произнести список догматических постановлений Церкви. Надо увлечь, вовлечь и показать на деле содержание и результаты веры. Для меня образ Богоматери Владимирской или Спасителя из Синайского монастыря и многих, многих других икон непосредственно являет " истину, добро и красоту " Христианства и при каждом обращении к ним заставляет меня снова и снова возвращаться " от временного к вечному, от тленного к нетленному " . Мир меняется. Церковь меняется. Меняется ли икона? Церковное искусство менялось и развивалось во все периоды своего существования, начиная с живописи катакомб и по сей день. Неправильно представлять, что иконопись – некое вневременное, неизменяющееся явление, некогда доразвившееся до идеальной формы и теперь только бесконечно воспроизводимое. Проповедь должна быть живой, актуальной, насущной, лично обращенной к собеседнику. Христианское изобразительное искусство, так же как и другие формы церковного провозвестия, обращено лично к каждому человеку и всегда диалог современника с современниками. Каждый христианин еще и дитя своей эпохи. В иконописи есть незыблемая традиция, с которой всё начинается. Эта традиция постоянно пополняется за счет её новых интерпретаций в различных локальных школах и в каждом новом времени.

http://religare.ru/2_100484.html

Послы Владимира у царевны Анны. Воскресенский собор в Тутаеве, фреска 1679-80 гг. ЖМП 7 июль 2016 /  5 августа 2016 г. 14:30 Десять веков святого Владимира. Родъ правыхъ благословится Тысячелетие с момента земной кончины крестителя Руси, широко отмечавшееся в прошлом году, вызвало живой интерес верующих к духовному наследию святого равноапостольного князя Владимира. Важная годовщина также придала новый импульс глубоким искусствоведческим, агиографическим и историографическим исследованиям, связанным с этим святым. Юбилей миновал, но тема влияния Крещения Руси на последующее развитие восточноевропейской цивилизации, на историю этносов восточных славян по-прежнему не закрыта. Вниманию читателей «Журнала Московской Патриархии» предлагает  новую работу из этой серии — московского ученого, культурологически исследующего различные аспекты осмысления святости великого князя — Красна Солнышка в середине XVII столетия. Образ святого князя Владимира и киевская тема в русском искусстве второй половины XVII века С середины XVII века в русской культуре наблюдается особый интерес к киевской теме, к образам истории и искусству Киевской земли. Великую Русь с этим регионом объединяло общее прошлое, общие моменты славы и скорби, общие предки, в том числе герои и святые. Память о богоспасаемом Киеве, о «первопрестольной матери градам» (как называли его уже древнейшие источники времени Киевской Руси — Повесть временных лет, Слово на обновление Десятинной церкви середины XII века, тропарь святому равноапостольному князю Владимиру и др.) навсегда сохранилась в русской истории. Открытие мощей митрополитом Петром (Могилой) На протяжении нескольких веков непрерывная преемственность с Киевом традиционно подчеркивалась в письменных источниках и в изобразительном искусстве Великой Руси. В московской культуре образы святых князей — равноапостольного Владимира, его мученически погибших сыновей Бориса и Глеба — оказываются своеобразными архетипами, собирательными образами великого киевского прошлого. В русском искусстве середины — второй половины XVII века в иконографии этих святых возникают новые акценты и новые варианты, связанные со ставшей вновь актуальной киевской темой.

http://e-vestnik.ru/history/desyat_vekov...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010