Государственное бюджетное учреждение культуры " Мордовский республиканский музей изобразительных искусств имени С.Д. Эрьзи " см. Автор не известен Икона " Мир дому. Пресвятая Богородица Праворучица. " Местонахождение Муниципальное бюджетное учреждение культуры " Музей Орджоникидзевского района " Икона " Мир дому. Пресвятая Богородица Праворучица " с образами Девы Марии и Иисуса Христа. .................... Над головами сияющие жёлтые лучи на светлоголубом. Надписи: " МР.ДУ. ПР.БОГ. ПРАВОРУЧИЦА " 4. Музейные спецы вообще отдельная история можете проверить в Госкаталоге Икону Ярославская (Печерская) http://pravicon.com/image-33842 Период создания: XVIII в Местонахождение Государственное автономное учреждение культуры Ярославской области " Ярославский художественный музей " А в клеймах события 19 в. после 1823 г. значит икона пророческая. Попытки опознаний [ 2022-01-26 01:54:27 ] marinakova : Благодарю за ответ. Другой связи с Вами у меня нет. На форуме я не регистрировалась, там я только гость. Иногда хочется у Вас что-то спросить, но... Если у Вас есть свой сайт, с удовольствием к нему подключусь. С уважением, Маринакова.(Марина). [ 2022-01-27 23:52:41 ] qwerty : сайта не имею, соц сетями не пользуюсь даже Госуслуги , этот сайт едтинственный где зарегистрирован, форумом в отсутствии полемики пользуюсь как записной книжкой чтобы если что вспомнить и быстро найти изображение и информацию ну может кому будет интересно и полезно. что я могу ответить или что либо советовать в датировке икон я не понимаю я не искусствовед и даже не гуманитарий я технарь, интерес к иконам хоби, иконы имею только на компе. нас учили искать информацию инет хотя и помойка дает такую возможность [ 2022-01-28 16:59:03 ] marinakova : Ещё раз благодарю. Поняла Вас. Просто помогаете тем, кто прислал вопрос. А вот если нет вопроса? Поместили икону и ждут. Я так бодро с инетом не работаю, не умею. Сайта нет, но разложила в папки 70000 образов,это не много, но нет задачи перенести к себе всё, без описания, ведь описания есть и на этом сайте и на других.Стараюсь, чтобы не было ошибок, что тоже нереально.Вот и возникают иногда вопросы. Часто и образ Богородицы не имеет конкретного наименования. Нельзя всё взять в систему. Надеялась на поддержку, ну и на том спасибо, что как и я, отправили меня в инет.

http://pravicon.com/unknown-3112

ДОКУМЕНТЫ ИСТОРИИ ДРЕВНЕХРИСТИАНСКАЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ СИМВОЛИКА Самые ранние христианские символические изображения относятся ко временам древней катакомбной Церкви и первых гонений. Тогда символика употреблялась в первую очередь как криптограмма, тайнопись, чтобы единоверцы могли узнавать друг друга во враждебном окружении. Однако смысл символов был всецело обусловлен религиозными переживаниями; тем самым можно утверждать, что они донесли до нас богословие ранней Церкви. Мир " иной " приоткрывается в этом мире через символы, поэтому и символическое видение есть свойство человека, который предназначен к бытию в этих двух мирах. Поскольку Божественное в той или иной степени открывалось людям всех дохристианских культур, то неудивительно, что Церковь использует некоторые из " языческих " образов, уходящих своими корнями не собственно в язычество, а в глубины человеческого сознания, где даже у самых пламенных атеистов дремлет жажда богопознания. При этом Церковь очищает и проясняет эти символы, показывает стоящую за ними истину в свете Откровения. Они оказываются подобными дверям в другой мир, прикрытыми для язычников и распахнутыми настежь в христианстве. Отметим, что в дохристианском мире в наибольшей полноте была просвещена Богом ветхозаветная Церковь. Израиль знал путь познания Единого Бога, а следовательно, и язык его символов был наиболее адекватным тому, что за ними стояло. Потому многие ветхозаветные прообразовательные символы естественно входят в христианскую символику. Объективно это связано и с тем, что первыми христианами были в основном выходцы из иудейской среды. Символизм христианского искусства этой поры был проявлением " естественного " для религиозного человека видения мира, был способом познания сокровенных глубин мироздания и его Творца. Отношение к непосредственному изображению Бога и " мира невидимого " было неоднозначным даже среди ранних Отцов Церкви; у всех перед глазами был пример язычества, в котором религиозное почитание отнималось у первообраза божества и переносилось на его воплощенную в том или ином материале форму.

http://pravoslavie.ru/archiv/simvolika/s...

Е.Б. Громова Глава 3. Донаторская композиция на иконе «Похвала Богоматери с Акафистом» из Успенского собора Московского Кремля § 1. Композиционные особенности построения цикла Акафиста на иконе Успенского собора Реалии литургических сцен Одним из самых необычных циклов Акафиста, созданных в палеологовское время, является цикл, изображенный на иконе Успенского собора Московского Кремля. Эта икона до сих пор не была предметом специального изучения, в котором подробно и полно раскрываются особенности сюжетов клейм, живописная манера или композиционное построение сцен. Тем не менее все историки византийского и древнерусского искусства, так или иначе упоминающие этот памятник древней живописи в своих работах, единодушно считают его произведением византийского мастера (греческого или сербского), исполненным во второй половине XIV столетия. Поскольку других атрибуций не имеется, то такую точку зрения удобно принять за исходную, для того чтобы уточнить в процессе дальнейшего изложения причину, время и место создания иконы. Цикл Акафиста на иконе из Успенского собора Московского Кремля состоит из 25 сюжетов, а это означает, что имеется отдельная иллюстрация к строфе-зачину, которая в памятниках XIV в. встречается только два раза: в ц. св. Петра на Преспе и в рукописи Акафиста Син. греч. 429 (см. приложение 1). Однако в отличие от представленных в этих композициях «Осады Константинополя» и Богоматери Оранты на иконе Успенского собора изображена сцена поклонения иконе Богоматери Одигитрии в необычном иконографическом типе. Ни в одном из рассмотренных выше 13 циклов не был нарушен порядок последовательности сюжетов, здесь же верхний ряд клейм начинается строфой и да лее следует в таком порядке: μ, τ, ψ, χ. Все сцены второй части гимна как бы в беспорядке помещены в верхних регистрах клейм, а первая часть начинается в верхнем из двух нижних рядов и почти правильно заполняет их, однако в конце повествовательной половины гимна следует нарушение порядка: вместо ζ, η, θ ,ι ,μ, λ , необходимого в нижнем из двух нижних рядов клейм строфы построены в последовательности ζ, η, τ, λ, θ, , то есть сцены приезда и отъезда волхвов вынесены в конец изобразительного ряда. Порядок чередования изображений никогда не нарушается ни в ранних, ни в более поздних памятниках, иллюстрирующих Акафист, существующих в Румынии, Болгарии и России; более того, в копии кремлевской иконы, обнаруженной Г. В. Поповым в Кировском художественном музее 69 и датированной им XVI в., последовательность правильно восстановлена, хотя многие другие непонятные в XVI в. детали композиций произведения более раннего времени точно скопированы.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/istorija...

Е. О. Костецкая Промыслительным для меня событием явился мой приход на Маросейку к отцу Сергию Мечёву , совершившийся ровно тридцать лет назад. С человеческой точки зрения это событие совершенно непонятно: почему я, коренная ленинградка, не могла найти себе духовного руководителя в Ленинграде и должна была найти его в абсолютно чужом мне городе. Необъяснимым также является то, что мой приход на Маросейку был не только одним важным этапом моей жизни, но обусловил и до сих пор как-то обуславливает различные ее моменты. В 1922 году я пережила очень большое горе. Я принуждена была уйти от моего духовного руководителя, ставшего главою обновленчества, и покинуть основанное им братство. Братство это было для меня дорогою семьей. В течение двух лет я вся ушла в работу в нем, и другой жизни, чем в братстве, для меня не существовало. Осиротев духовно, я решила никогда больше ни в какие церковные организации не вступать и не искать никакого духовного руководства. Я оказалась совершенно одинокой, нужно было буквально начинать жизнь заново, черпать силы из каких-то новых духовных источников. Интересуясь всегда изобразительным искусством, в 1923 году я поступила в Институт истории искусств и решила заниматься византийской и древнерусской живописью. Я сразу почувствовала связь иконографии с литургикой и одновременно с изучением ее принялась изучать православное богослужение, правда, главных образом, насколько оно отражалось в изучаемых мною памятниках. Результатом этих занятий стало то, что у меня появилась какая-то потребность простого уставного богослужения, которое прежде казалось мне скучным и утомительным; я начала вдумываться в слова различных песнопений, и их глубокий смысл постепенно стал открываться для меня. Занятиям иконографией я посвящала все свободное от педагогической работы время – в них черпала необходимые жизненные силы. Я ходила в церковь , раз в год говела по обязанности, но от жизни в церкви я себя совершенно сознательно удаляла. Однако в тайне души я искала духовного руководства и завидовала тем, кто имел возможность открывать свою душу определенному духовнику. Некоторые близкие люди имели руководителей и советовали мне обратиться к тому или иному, но я, если можно так выразиться, обжегшись раз, не хотела и пробовать, продолжая мучительно вариться в собственном соку.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Mechev/...

Если что-то наболело, лучше идти в храм Продолжение разговора с пианистом Константином Лифшицем Пианист Константин Лившиц - Кто-то из великих сказал, что Господь хотел создать красоту и для этого создал материю. Имеется в виду, что красота – это место соединения материи и духовного мира, потому что красота – это наивысшее выражение материи… - С другой стороны, по другой версии, вся материальная красота – это тоже прелесть, это тоже нечто такое, что нас способно соблазнить. - В этой связи можно сказать, что и музыка – это в свою очередь звуковое соприкосновение материального мира и мира духовного? - Она, как уже было сказано, наименее материально воплощена из всех известных нам видов искусств, поэтому традиционно считается, что она обладает особой силой воздействия на человеческое сознание. Ведь почему музыка привлекается для богослужения в храме? В храме присутствуют и все другие виды художественного творчества; поэзия, изобразительное искусство, само убранство храма, и архитектурная красота тоже здесь имеют большое значение. Это не моя мысль, но я ее повторю: если рассматривать храм как некое подобие человека, во времена средневековья была такая концепция, то в таком храме музыке принадлежит свое определенное место. В западной церкви в этом месте расположен орган, инструменты, певцы а в православной церкви - хор, без инструментов. И это место музыки – сердце храма. Это его душа. Музыка вдыхает одухотворенность в богослужение, потому что существует столько же, сколько существует само богослужение, будь то христианское или дохристианское. - Древнее богослужение не всегда опиралось на музыку – тогда просто все читалось нараспев… - Чтение нараспев – это ведь тоже музыка, читалось-то все с определенной мелодической интонацией. Грегорианское песнопение, знаменный распев, византийские распевы, которые пришли в Киев, затем собственно русские распевы  - пусть даже это было достаточно монотонно, не было современного нам многоголосья, но такова была эта музыка тогда.  - У музыкантов обостренное восприятие музыкальной стороны богослужения. Что для Вас ближе – композиторская, авторская  музыка или обиход? Я имею в виду не ту музыку, для которой свойственна итальянская традиция, а музыку более простую по форме, тяготеющую к более древним канонам.

http://pravoslavie.ru/4621.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Воплощение национальной славы Запорожцы пишут письмо турецкому султану 31.08.2014 487 Время на чтение 6 минут «Кто знаменитейший из русских художников?» - ответ будет один: Репин! Его имя приходит первым», - писал о Илье Ефимовиче один из критиков. - Наша память и мысль подсказывают его прежде всего. Он - воплощение национальной славы русской живописи. Он самый полномочный из ее представителей. В общенародном сознании это Русский Художник, с двух заглавных букв». И, действительно, картины Репина это целые миры, пережившие их создателя и живущие своей самостоятельной жизнью. Из церкви в академию Выдающийся живописец Илья Ефимович Репин родился 5 августа 1844 года в небольшом городке Чугуеве Харьковской области, в семье военного поселенца. Грамоте и арифметике обучился у местных пономаря и дьякона. Затем занимался в топографической школе. Рано обнаружив склонность к рисованию, с 13 лет начал учиться живописи у иконописца И.М. Бунакова. Вскоре вся округа заказывает у него работы. В 15 лет И.Е. Репин вместе с артелями иконописцев и ремесленников работал по подряду в сельских церквях. Осенью 1863 года получив деньги за работу в Сиротинской церкви, Репин на «свой страх и риск» отправился в Петербург. Вначале учится в рисовальной школе на Бирже, где знакомится с И.Н. Крамским, который становится его наставником. Затем поступает в Академию художеств, где с самого начала обучения делает серьезные успехи. В 1865 году Репин получил звание свободного художника. Ав 1869 году получает свою первую серьезную награду - Малую золотую медаль, за картину «Иов и его друзья». В 1870 году отправляется в путешествие по реке Волге, делает зарисовки и эскизы, на основе которых создает картину «Бурлаки на Волге», по заказу великого князя Владимира Александровича. Работа над картиной длилась три года. Выставленная в марте 1873 года картина «Бурлаки на Волге» сразу обратила на себя внимание как одно из примечательных явлений русского изобразительного искусства. «Никогда еще горькая судьба вьючного людского скота не представала перед зрителем на холсте в такой страшной массе, в таком громадном пронзительном аккорде. Что за людская мозаика со всех концов России», - писал В.В. Стасов. О картине появилось много статей в периодической печати. Имя Репина стало широко известным.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/0...

Закрыть itemscope itemtype="" > Духовная основа русского театра Доклад на Рождественских чтениях 17.03.2009 1067 Время на чтение 12 минут Искусство театра происходит из потребности человека моделировать мир в пространстве и времени. Никакое другое искусство не обладает этим свойством. Драматический театр, будучи искусством синтетическим, вобрал в себя и изобразительное искусство, и музыку, и танец (пластику), и, главное, - слово. Слово, произнесенное вслух, то есть слово, как таковое, в первичном своем образовании. Потому как слово, зашифрованное в буквах, то есть слово написанное, - вторично по отношению к слову, произнесенному вслух. Театр пользуется словом в первичном своем значении и до кинематографа являлся единственным из искусств, обладающим этим качеством. Но и сейчас театр отличается от кино, потому как только в театре слово рождается теперь и сейчас. " В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог " , - начинается Евангелие от Иоанна. Думается, неслучайно слово " Теос " переводится с греческого как Бог. Театр - это место, где рассказывают (или должны рассказывать) о Боге. В слове заложено действие, театр - это искусство действия. Действия во времени и пространстве, и пространстве духовном в том числе. Слово, заключающее в себе духовную основу, действует в мире, наполняя его духовностью. Слово, произносимое со сценических подмостков, также духовно. Недуховного театра не бывает. Пляски и заклинания языческих шаманов потому и имели такое сильное воздействие на людей, что они были порождаемы духами. Какие это духи, мы, как православные христиане, знаем. И, тем не менее, следует подчеркнуть: театр заключает в себе духовное содержание. Другое дело, какого он духа и может ли театральное действо иметь в себе и нести в зрительный зал христианскую православную духовность? Совершенно справедливо обличали современный им театр свт.Иоанн Златоуст и Тертуллиан. Но, как мы знаем, опыта христианского театра в то время еще не было. Театр был откровенно языческим, с культом похоти и разжигания низменных страстей. Не стоит задаваться вопросом, какого духа был такой театр. Он из одного источника, что и заклинания шаманов. Иоанн Златоуст пишет: " Театр - это храмина сатаны, школа безнравственности, зла, заразы, вавилонская печь. Не все ли здесь соединено для того, чтобы губить душу? И безстыдные женщины, и нецеломудренные песни, и страстная музыка " . Несомненно, такой театр ничего не имеет общего с христианской нравственностью.

http://ruskline.ru/analitika/2009/03/17/...

Закрыть itemscope itemtype="" > К чуду привыкнуть нельзя К 25-летию кончины Иосифа Муньеса-Кортеса Владимир Воропаев   14:59 29.10.2022 2115 Время на чтение 10 минут В ночь с 30 на 31 октября 1997 года, произошло событие, потрясшее весь православный мир – в Афинах был убит Иосиф Муньес-Кортес, хранитель чудотворной мироточивой иконы Божией Матери «Иверская» (Вратарница). 12 ноября 1997 года он был погребен на кладбище Свято-Троицкого монастыря в Джорданвилле (США). В этом человеке воскрес дух древнего мученичества за Христа, – он отдал свою жизнь за православную святыню. По слову Господа нашего Иисуса Христа: Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать, и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь; ибо велика ваша награда на небесах... (Мф. 5: 11–12). Потомок древнего испанского рода Иосиф (Хосе) Муньес-Кортес родился 13 мая 1948 года в Чили в благочестивой католической семье. Однажды, когда ему едва исполнилось четырнадцать лет, он по пути в католический собор заблудился среди улочек Сантьяго, и Господь привёл его в православный храм. В тот день, 27 сентября, был праздник Воздвижения Животворящего Креста Господня. Красота убранства храма, икон и богослужения поразила отрока, взволновала его до глубины души, и с тех пор он начал посещать эту церковь. Через два года архиепископ Леонтий Чилийский с ведома матери благословил его перейти в Православие. В течение трех лет Иосиф изучал в колледже иконопись и богословие. Переехав в Канаду, он окончил там курсы при школе изобразительных искусств и впоследствии преподавал историю иконописи в Монреальском университете. Иосиф желал стать монахом, но в Канаде не существовало православной мужской обители. В 1982 году во время паломничества на Святую Гору Афон Иосиф побывал в Спасо-Рождественском скиту. Здесь, в иконописной мастерской, он увидел глубоко поразивший его образ Божией Матери и стал настойчиво просить продать ему эту икону, но получил отказ. Уходя из скита, Муньес все же молил Богородицу позволить ему увезти этот образ в Америку. И что же? Выходя из ворот обители, он вдруг увидел торопливо догонявшего его игумена, который вручил ему икону со словами: «Пресвятая Дева должна уехать вместе с вами».

http://ruskline.ru/news_rl/2022/10/29/k_...

Закрыть itemscope itemtype="" > Небо. Сталевар. Девушка со сверлом Портрет в интерьере 20.10.2010 450 Время на чтение 4 минуты Небо Аустерлица, когда-то остановившее житейский бег героя русской эпопеи, как никогда актуально для современного человека. Бросить взгляд на бегущие облака, на их отражение в реках и каналах, задержаться взглядом на «ином небе» - синем в звёздах куполе храма... Свой взгляд на этот вечный предмет даёт выставка «Небо в искусстве», проходящая в корпусе Бенуа Русского музея. Начинается она со странноватой конструкции из груды деревянных палок, обсиженной тучей птичек и облепленной разноцветным пухом и перьями. «Небеса - не беса» - так обнадёживающе называется эта инсталляция Алёны Аносовой, претендующая на сакральное звучание. А на противоположном конце выставки - подлинная святость: три иконы, объединённые образом небес, «Преображение» и два «Огненных восхождения Ильи Пророка». (Хотя любая икона изначально есть взгляд из мира горнего, из оБóженных небес, на наш, падший земной мир.) Между этими двумя полюсами зритель проскальзывает сквозь гряды облаков и завихрения туч, охватывая почти полтора века изобразительного искусства - не только живописи и скульптуры, но и всевозможных видеопроекций и инсталляций. Вообще авторы этого выставочного проекта перенасытили пространство актуальным искусством, несколько залов заполнены разными по изобретательности «кунштюками» - от видеоарта до концепт-арта. К примеру, дверь с видеопроёмом в небо (так сказать, экран, а в нём облака). Вместо когда-то знаменитого слова neon - слово «небо» как отдельный арт-объект. Цинковое ведро с подсвеченным, будто лазурное небо, днищем (а рядом - ещё несколько проектов талантливых выучеников академической школы И. Говоркова и Е. Губановой). Кстати, интеллектуалу Ивану Говоркову принадлежит отличная формулировка: «Сегодня абсолютно передовым в искусстве считается то, чего не понимает никто, кроме самого создателя», причём создателем нового «художественного текста» может быть уже не только художник, но и искусствовед-интерпретатор, он же куратор выставок, он же арт-критик. Симулякр там правит бал?

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2010/1...

Закрыть itemscope itemtype="" > " Реквием " . " Мое сердце плакало, когда я работал над картиной " 09.12.2003 991 Время на чтение 4 минуты " .В своем творчестве я в начале XXI века сознательно обращаюсь к Достоинству и Чести России, ее величию и святыням, чтобы не прерывалась серебряная нить нашей исторической памяти " В.Н.Балабанов Имя народного художника России Валерия Николаевича Балабанова широко известно любителям изобразительного искусства не только в нашей стране, но и за рубежом. Его картины можно увидеть в галереях и музеях России, Европы и Америки. Валерий Балабанов - член Союза писателей России, академик Государственной академии славянской культуры и Международной академии духовного единства народов мира, автор Высшего полководческого ордена России и медали Жукова. За подвижнические труды в деле духовного возрождения России он награжден орденом Русской Православной церкви - Святого Благоверного Князя Даниила Московского. " Творчество в моем понимании - род общественной исповеди. Я пишу картины типа философских притч, перед которыми зритель сам в спокойном созерцании что-то достраивает. Я как бы приглашаю его к сотворчеству. Для меня картина - это не только холст и краска, а прежде всего тот духовный мост, который соединяет сердце художника и душу зрителя " , - говорит Валерий Николаевич. И добавляет: " А Православная Вера - это та духовная высота, приближаясь к которой, я могу творить свой гармоничный мир в искусстве, и основа, позволяющая выжить в реальном мире в наше роковое время. Именно вера дает мне великое счастье осознать себя частью вечной России!.. " Непонятная русская душа " , к которой я имею честь принадлежать, выпестована русской историей и взращена русской культурной традицией, выстрадана Несением Креста и восхождением на Голгофу своей души. Лучшие произведения русской культуры созданы с душевной болью и соединены Святоотеческой Любовью! Это творческие исповеди! Понять такое невозможно, пока сам не повторишь этот крестный путь духовного исцеления. Русское искусство - это Имя Сострадательное! "

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2003/1...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010