– 2-я часть: по 2-м Трисвятом поется кондак праздника (или великого святого); – молитва «Помяни, Господи, в надежди Воскресения...» опускается. Утреня Утреня – служба суточного круга, совершаемая после полунощницы. Это самая продолжительная из служб суточного круга, так как древние христиане во время гонений в основном совершали богослужение ночью и ранним утром. Утреня служится всегда в храме, при открытой завесе царских врат, а на праздничной утрени в определенное время царские врата отверзаются. Возжигаются светильники 309 и совершается каждение по Уставу. Священник, на практике, в течение всей утрени облачен в епитрахиль, фелонь и поручи. Идейное содержание утрени В последовании утрени содержатся следующие темы: – состояние человечества после грехопадения (Шестопсалмие); – Рождество Христово, Воплощение («Бог Господь...»); – наиболее полное отображение празднуемого события, прославление празднуемого святого (полиелей, если есть, и канон). Виды утрени в Православной Церкви В Православной Церкви существует три вида утрени: Утреня вседневная совершается в седмичные дни, когда празднуется память святого «без знака» или шестеричного святого; Утреня с Великим славословием совершается в те седмичные дни, когда Устав предписывает петь Великое славословие без полиелея – в праздники в честь славословных святых, отмеченных в Типиконе знаком , а также во дни отдания двунадесятых праздников; Утреня полиелейная совершается в те дни, когда случится полиелейный или бденный праздник. В последовании утрени есть как неизменяемые, так и изменяемые молитвословия. Неизменяемые тексты утрени находятся в Служебнике, Следованной Псалтири и Часослове, а изменяемые – в Октоихе, Минее и Триоди. В настоящем разделе мы рассмотрим только последование вседневной утрени и особенности утрени с Великим славословием. Последование полиелейной утрени опускается, так как по своей схеме полиелейная утреня очень близка к утрени воскресной, последование которой детально разобрано в 1-й части данной книги. Нам лишь необходимо указать те особенности, которыми полиелейная утреня, совершаемая в седмичный день, отличается от воскресной утрени. Об этом будет рассказано позднее в главе «Особенности богослужения полиелейному или бденному святому в седмичный день». Последование вседневной утрени

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Отпуст литургии преждеосвященных Даров, кроме дней страстной седмицы, такой же, какой и на литургии св. Василия Великого и св. Иоанна Златоустог о, т. е. «Христос истинный Бог наш молитвами пречистыя Своея Матере». Далее, на нем следуют воспоминания, – смотря по дню седмицы, затем воспоминается святой, его же есть день. Не должно при этом, забывать, что служба вечерни и следующей за ней литургии относится к последующему дню. На Литургии Преждеосвященных даров, совершаемой в 24-й день февраля и 9-го марта. Священник на отпусте поминает прежде празднуемого святого, потом наставшего (Тип., послед. 24-го февраля, аще случится в понедельник 2-й, 3-й или 4-й седмиц Великого поста, и послед. 9-го марта) 783 . Наконец, на отпусте священник воспоминает: «Иже во святых отца нашего Григория Двоеслова », т. е. трудившегося в составлении Литургии Преждеосвященных даров (Служебн., Литургия Преждеосвященных даров). В страстную седмицу произносится особый отпуст (там же), именно в начале его прибавляются слова: «Грядый Господь на вольную страсть, нашего ради спасения, Христос истинный Бог наш» и т. д. (Служебн., отпусты Владычних праздников). Глава вторая. О днях и службах кругов седмичного и годового В Православной Церкви назначены известные службы для каждой части суток. Таковы службы: вечерни, повечерия, полунощннцы, утрени, часов и литургии. Эти службы составляют собою суточный, дневной круг служб. К службам дневного круга присоединяются молитвословия и песнопения, сообразные с воспоминаниями, усвоенными дням седмицы и дням года, иначе сказать, присоединяются службы, составляющие седмичный круг и годичный, или годовой круг богослужения. Службы кругов седмичного и годового не отправляются без служб круга дневного, но всегда соединяются с ними. В службы круга дневного, например – вечерню, повечерие и другие, в которых содержатся постоянно, одни и те же молитвословия неизменяемые, входят службы круга седмичного (своими молитвословиями, изменяемыми с каждым днем седмицы) и службы круга годового (молитвословиями, изменяемыми с каждым днем года).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Начало пения Октоиха связано с некоторыми трудностями. Мы помним, что окончанием пасхального периода является Неделя Всех святых, в этот день оканчивается пение Триоди Цветной. На следующий день в понедельник начинается пение Октоиха. Но поскольку в Неделю Всех святых в Триодь Цветную включены воскресные тексты 8-го гласа, то и следующая седмица, начинающаяся с понедельника, тоже относится к 8-му гласу. Это немного странно. Почему пение Октоиха с последней части? Здесь действует закон о начале седмицы. Начало седмицы — это неделя, она во многом определяет течение богослужебной седмицы, поэтому поется 8-й глас. А само начало гласового столпа приходится на Неделю Всех русских святых, это всегда воскресенье 1-го гласа.   Обратимся к следующей богослужебной книге, которая называется Минея . Это название происходит от греческого слова μην — месяц. Минеи бывают разные. Первый вид — Минея месячная. Минея месячная содержит изменяемые песнопения неподвижных праздников . Минея содержит только одно приложение, которым мы будем пользоваться, это Богородичны. Естественно, Минея месячная состоит из 12 книг по числу месяцев в году, но практически каждый месяц может быть распределен по двум или трем книгам, так что томов гораздо больше, чем 12. Год, как вы знаете, начинается у нас 1 сентября по старому стилю, т. е. 14 сентября по новому, это церковное новолетие. Минея праздничная не является необходимой книгой для совершения богослужения, можно обойтись и без нее. Это удобный богослужебный сборник, некая выборка из Минеи месячной в масштабе всего года. Из Минеи месячной выбраны праздники: двунадесятые — Господские и Богородичные, некоторых, наиболее чтимых икон Божией Матери, великих святых; это довольно удобно. Минеей праздничной обычно пользуются чтецы. Минея общая — довольно интересная богослужебная книга. Основное содержание Минеи общей — это изменяемые молитвословия, которые Церковь назначила святым того или иного лика. Что такое лик святых? Это собрание святых, объединенных единством подвига. Как на иконе Покрова: лик пророков, лик святителей, лик мучеников. Минея общая построена по типу службы святому, но имя святого не указано. Службы называются так: служба пророку, служба пророкам; служба святителю, служба святителям; служба апостолу, служба апостолам; преподобному, преподобным; преподобномученику, священномученику, исповеднику, бессеребренику, юродивому, блаженному и т. д. Тексты составлены так, что прославляют подвиг святого в его общих чертах, а в большинстве песнопений оставлены пробелы: имярек — вставляется имя того святого, которому мы служим. Справедливости ради скажем, что в Минее общей есть и господская служба — служба Господу общая и служба Богородице общая. Так что, если мы окажемся в храме, где будет только Минея общая, можно совершить замену воскресной службы и службы любого праздника, потому что у нас есть некий общий текст.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=709...

С 34-й же главы до конца 1-й части, т. е. до 47-й главы Типикона, находятся правила, касающиеся монашествующих, живущих в общежитии. В них говорится о трапезе монашествующих (гл. 35–36). об их поведении вне храма (гл. 37 и 38), об одежде и обуви (гл. 39–40) и о трудах (гл. 41– 46). II Вторая часть Типикона содержит последования, заключающие в себе указания на изменяемые молитвословия для всех дней в году неподвижных и подвижных. Перед этого частью находится глава (47-я), в коей объясняются «знамения», или знаки праздников Владычных, Богородичных и – Святых, те знаки, кои в следующей 48-й главе Типикона постоянно видим наряду с проследованиями. Знаки показывают различие великих, средних и малых праздников и служб, в них бывающих. 48-я глава Типикона носит название «месяцеслова», потому что она содержит последования на числа всех двенадцати месяцев – для всех праздников, дней предпразднств, отданий праздников и памяти святых, которым службы находятся в Месячной Минее. Месяцеслов заключает в себе и Марковы главы. Так называются статьи, написанные Марком иеромонахом, которые указывают, какие должны быть в службе изменяемые молитвословия, если случатся праздники Богородицы, или попразднства и отдание всякого двунадесятого праздника в Неделю (воскресение), или если подобные праздники случатся в седмичные и Недельные дни пения Триоди Постной и Цветной. В Типиконе, в Месячной Минее и Триодях против этих указаний пишется такой знак ##М##, т. е. Марк. Месяцеслов начинается 1 -м числом сентября, в которое Православная Церковь празднует начало индикта, и оканчивается августом. Подобно тому, как 48-я глава называется «месяцесловом» от указаний на службы Месячной Минеи; 49-я и 50-я главы называются «Триодион» от того, что в последованиях сих глав указывается на пение Триоди Постной и Цветной. В 49-й главе находятся последования для дней приготовительных к посту и для самого Великого поста, т. е. от Недели Мытаря и Фарисея до Пасхи. В 50-й главе, которая озаглавливается словом «Пентикостарион» (Πεντηκοστριον, т. е. Пятидесятница), содержатся последования для дней, начинающихся днем Св. Пасхи и простирающихся до Недели Всех Святых. А о том, какие молитвословия должны быть читаемы и петы, если в дни пения Триодей случатся неподвижные праздники (Минеи), например: 40-ка мучеников (9-го марта), Благовещения (25-го марта), – надлежит смотреть в месяцеслове Типикона под тем числом, в которое празднуется (неподвижный) праздник.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

В Богослужении недели мясопустной Церковь воспоминает страшный суд и будущее на нем воздаяние, чтобы предохранить нас от беспечности о своем спасении и пристрастии к земным заботам. В субботу пред этим воскресением Церковь совершает поминовение усопших православных христиан. Сыропустная неделя названа так потому, что ею оканчивается употребление сырной пищи. В молитвах и песнопениях этой недели Церковь воспоминает грехопадение наших прародителей, происшедшее от невоздержания, а на литургии положила читать евангелие о прощении обид, как непременном условии прощения наших грехов. Богослужение в Великий пост . Приготовив верующих к подвигам поста и покаяния, Церковь вводит их в самые подвиги. Богослужение Великого поста представляет нам постоянные побуждения к посту и покаянию и изображает и самое состояние души, кающейся во грехах. В Богослужении Великого поста, соответственно внутреннему содержанию, Церковь отлагает всякую торжественность. Во все церковные службы она вводит молитву Ефрема Сирина с поклонами. Богослужение будничное. Простодневное великопостное Богослужение все направлено на возбуждение покаяния. Неизменяемая часть Богослужения совершается до часослову, псалтири и служебнику, а изменяемая – по триоди постной и минее; впрочем, из минеи поются только на вечерни стихиры на «Господи воззвах» и на утрени – канон святому – поемые вместе со стихирами и трипеснец триоди; тропари же читаются не из минеи, а из часослова, а именно: на вечерне – «Богородице Дево, радуйся» и пр., на повечерии в 1-й части «День прешед» …; во 2-й части: «Помилуй нас, Господи» ..., в 3-й ч. «Господи сил» ...; в конце утрени по «Благо есть» «В храме стояще» ... Октоих совсем оставляется. Во дни: понедельник, вторник, среду и четверг в Великий пост совершается великое и отдельно от вечерни повечерие. Оно состоит из трех частей. Каждая часть начинается с: «Приидите поклонимся» и состоит из псалмов, тропарей, Трисвятого и оканчивается особой молитвой. В первые четыре дня 1-ой седмицы в начале первой части по благословении священника читается «Слава Тебе, Боже наш», Царю небесный, Трисвятое, Отче наш, псалом: «Боже в помощь мою вонми» ..., и читается великий канон св. Андрея Критского : «Помощник и покровитель» ..., на котором после каждого тропаря припевается: «Помилуй мя, Боже, помилуй мя».

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pol...

Прежде всего необходимо знать, что для составления какой-нибудь одной службы на любой день года необходимо пользоваться несколькими книгами. Это оттого, что в составе каждой службы одно бывает постоянно, является неизменяемой частью данной службы, а другое изменяется в разные дни седмицы и разные дни года. Невозможно было бы изложить все это неизменное и изменяемое в одной книге, потому что богослужение ежедневно изменяется в зависимости от празднуемых Церковью священных воспоминаний и памятей святых угодников Божиих. Поэтому в одних книгах излагаются неизменяемые части богослужения, а в других те, которые изменяются в зависимости от разных неподвижных и подвижных праздников. Книги, относящиеся к общественному богослужению, суть следующие: Служебник Это книга, в которой излагаются неизменяемые части ежедневного богослужения, причем именно то, что должны произносить и делать священники и диаконы. Служебник содержит в себе последование вечерни, утрени, литургии св. Иоанна Златоуста, литургии св. Василия Великого, литургии Преждеосвященных Даров и дополнительные отделы, как: собрание отпустов, прокимны, месяцеслов, а в конце Известие учительное, в котором объясняется, как священнослужители должны поступать в разных недоуменных случаях богослужения. Чиновник архиерейского священнослужения Это тот же Служебник, но назначенный для употребления архиереев, совершающих богослужение с указанием всех особенностей архиерейского служения. Кроме чинов трех литургий, он содержит чины поставлений в разные церковные степени и чин освящения Антиминсов. Часослов Это книга, в которой содержатся неизменяемые части суточного богослужения, кроме литургии, для употребления чтецами и певцами на клиросе. В ней излагается чин Полунощницы, Утрени, часов первого, третьего, шестого и девятого, Вечерни и Повечерия великого и малого. Название свое Часослов получил от изложения в нем чина часов. В Часослове имеется также дополнительная часть, в разных изданиях разного содержания. Обычно бывают молитвы утренние, читаемые перед полунощницей, чин возвышения панагии, благословение трапезы, канон Богородице параклисис, составленный Феостириктом монахом, молитвы на сон грядущим, тропари и кондаки, богородичны, которыми заключается пение тропарей и стихир. В Великом Часослове бывает также приложен Месяцеслов. Малый Часослов представляет собою сокращение Великого. Эти сокращения касаются лишь дополнений. Октоих, или Осмогласник

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=899...

231 Обыкновенно при богослужении употребляется, вместо Часослова, Следованная Псалтирь, так как она заключает в себе и Часослов. О Следованной Псалтири см. далее. Часослов иногда озаглавливался словом Полуустав, вероятно, потому, что в нем находились не все, требуемые уставом церкви, службы. 234 К изменяемым молитвословиям относятся на вечерне: стихиры на «Господи воззвах», стихиры на стиховне, тропари по «Ныне отпущаеши»; на повечерии – канон; на полунощнице – канон и ипакои; на утрени: тропари по «Бог Господь», седальны по кафизмах, канон, по 3-й песни коего бывает седален, по 6-й – кондак и икос, но 9-й – светилен и ексапостиларий; стихиры на «Хвалите», стихиры на стиховне; на часах – тропари и кондаки; на литургии: антифоны, тропари по Входе, прокимны, аллилуиарии, задостойники, причастны и другия. 235 Восемь гласов печатаются, большею частью, в двух частях, по четыре в каждой части. К той и другой части присоединяется канон молебный к Пресвятой Богородице (Дуки Ласкаря), который поется и на молебне об избавлении от всякия скорби и печали, и на утрени в праздники великих святых. В той и другой части Октоиха печатаются указания об отправлении служб общественного богослужения, что составляет предмет 1-й, 2-й, 3-й, 4-й, 5-й и 7-й глав Типикона. Пред последованием субботы 1-го гласа, иногда 8-го гласа, печатается глава о том, как бывает об усопших восследование, что составляет предмет 14-й главы Типикона; при сем печатаются и самые молитвословия панихиды, печатается великая ектения, произносимая на панихиде. 236 Столпы гласов в разные года начинаются не в одни числа. В которое же число начинается каждый столп Октоиха в известном году, это указано в Зрячей Пасхалии, находящейся в Типиконе и в Следованной Псалтири. Там сперва нужно найти ключевую букву того года (Ключевыя буквы в Индиктионе – в Типиконе и Следованной Псалтири печатаются в особом столбце). Найдя ключевую букву известного года, следует потом ее сыскать в Зрячей Пасхалии. В ней, при ключевой букве, и показано, в какое число месяца в том году начнется каждый столп Октоиха. При этом должно помнить, что столпы Октоиха ведут свой счет от Недели Всех Святых; а по этому до Недели всех святых должно искать столпы гласов под того ключевою буквою, которая относится к предыдущему году.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Евхаристический канон литургии Василия Великого, а по возгласе «Изрядно о Пресвятей…» поется ирмос 9-й песни канона Не рыдай Мене, Мати, — это тоже особенность литургии Великой Субботы. Причастен этого дня тоже победный: «Воста яко спя Господь: и воскресе, спасаяй нас». После отпуста Божественной литургии назначен чин благословения хлеба и вина, не просто так, а потому, что, по мысли Типикона, братия не должна расходиться по кельям (для этого и времени особого нет). Все сидят в храме, и келарь раздает этот хлеб и вино, которые благословляются на службе только для того, чтобы народ подкрепился. Все сидят в храме и слушают Деяния апостольские, которые должны быть прочитаны целиком до полунощницы воскресной, начала пасхального богослужения. 19. Богослужения Цветной Триоди. Р ассмотрим богослужение послепасхального периода, которое совершается по Триоди Цветной. Говоря об этой книге, как и о любой другой, мы должны прежде всего знать границы ее действия. Триодь Цветная употребляется с утрени первого дня Пасхи до Божественной литургии в Неделю Всех святых, когда в последний раз поются песнопения Триоди Цветной, а в заключение написано: «Конец и Богу слава». Такой огромный период, конечно, распадается на составные части. Безусловно, выделяется первый день Пасхи и Пасхальная седмица; затем имеет общие законы богослужения время от Фоминой недели до отдания Пасхи; Вознесение с попразднством, Троица (Пятидесятница) с попразднством и последний день пения Триоди Цветной — Неделя Всех святых. Какие же части богослужения включает Триодь Цветная? Триодь Цветная содержит изменяемые части служб от первого дня Пасхи до Недели Всех святых. Говоря об этой книге, нам нужно уяснить себе еще раз ее название, которое происходит от греческого слова «триодион», что означает трипеснец (неполный канон, состоящий из трех песен). Но если относительно Триоди Постной с трипеснцами, казалось бы, все ясно, то относительно Триоди Цветной возникают некоторые вопросы, потому что можно не один год служить по Триоди Цветной, но трипеснцев там не заметить. Тем не менее, трипеснцы в Цветной Триоди есть, находятся они в приложении, и замечено, что в прежних (т. е. дореформенных) Триодях они предназначены для пения на блаженнах на литургии, а в греческих — на повечерии. Впрочем, сейчас в Греции на повечерии вместо канонов читается акафист Пресвятой Богородице и в современных греческих изданиях Цветной Триоди трипеснцев нет (поэтому она и не называется Триодью, а Пентикостарием). По нашему же современному уставу эти трипеснцы должны употребляться на повечериях, а, поскольку на приходах повечерия не совершаются, трипеснцы практически выпадают из богослужения, мы их не слышим.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=709...

Названный выше Андрей Рублёв, пользовавшийся исключительной славой, как иконописец, пользовался такой же славой, и как живописец 619 . В половине XVI века лучшими живописцами, так же как и иконописцами, считались Новгородские и Псковские мастера, о чём должно заключать на основании того, что мастерам этим, вызванным в Москву для написания икон в Благовещенский собор, было поручено расписывание и царских палат, также выгоревших в пожар 1547г.. Известная нам часть написанного в Москве Новгородско-Псковскими мастерами даёт знать, что и в живописи, как иконописании, они были поклонниками символически аллегорического: из дела Висковатого узнаём, что на середине свода большой царской палаты или нынешней Грановитой они изобразили одну „притчу” или аллегорию, которая, как не без вероятности можно думать, принадлежала к числу их заимствований от иконописцев-живописцев западных 620 . Между сюжетами церковно-настенных изображений есть один, сложный по составу, в воспроизведении которого живописцы позволяли и позволяют себе большую или меньшую свободу и разнообразие относительно подробностей и частностей. Сюжет этот – Страшный суд, будущую действительность которого евангелие описывает только в общих чертах, оставляя подробности собственному воображению людей. Не знаем, сравнение возможно достаточного количества изображений Страшного суда привело ли бы к каким-нибудь в каком-нибудь отношении интересным результатам, во всяком случае, мы не берём этого труда на себя 621 . [Обозрение стенных росписей в уцелевших доселе памятниках византийских и русских от VI до XV в. указывает в них с одной стороны черты общие типические, обычно в них повторяющиеся, с другой – черты изменяемые, происхождение которых объясняется личными соображениями художников, заведовавших убранством храма. Как в храмах византийских, так и в древнерусских, наибольшей типичностью отличаются росписи алтаря и купола: зависит это от сравнительно большей важности этих частей в смысле теоретической символики, отчасти также и от устойчивости их архитектурных форм, повторявшихся в большей части храмов с замечательным однообразием: к устойчивым формам архитектуры легко прирастают и устойчивые формы иконографии. В алтарной абсиде полагалось изображение Богоматери с Предвечным Младенцем или без Оного; евхаристия в виде раздаяния Спасителем апостолам св. хлеба и св. чаши, при чём присутствуют и ангелы, служащие с рипидами, святители и диаконы. На столбах, отделяющих алтарь от средней части храма, благовещение Пресвятой Богородицы; на арках – деисус. В куполе Господь Вседержитель, ангелы, апостолы, пророки и праотцы; в парусах сводов – евангелисты. На стенах храма и сводах главнейшие праздники православной церкви; на западной стене по большей части Страшный суд. На столбах и в арках отдельные изображения святых мучеников, преподобных, столпников. Относительно росписи притворов трудно сказать что-либо определённое, потому что росписей их мы имеем слишком мало].

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Существует две категории литургических книг: 1)литургические тексты, используемые в богослужениях; 2)книги, регулирующие использование текстов. Категория 1, тексты сами по себе, распадается на два уровня элементов: неизменяемые части богослужения (ординарий) и изменяемые части (проприй). Ординарий службы – это ее каркас, остающийся неизменным вне зависимости от дня, праздника или времени литургического года. Проприй содержит части, изменяющиеся согласно календарю. В ординарии заключена сердцевина богослужения: вечерня всегда содержит вечернюю песнь и молитву, читаемую на закате солнца на завершение дня, будь то Рождество или рядовой день. Проприй привносит в богослужение праздничный и сезонный колорит. Есть две литургические книги для ординария византийских богослужений, евхологий и орологий, и несколько других для проприя: мы коснемся только псалтыри и антифонария. Следующие две книги регулируют использование вышеуказанной библиотеки: типикон, т. е. устав, управляющий сочетанием нескольких конфликтующих циклов проприя; и диатаксис, который описывает рубрики и говорит священнослужителям, что и когда им следует делать. 220 Так как агиориты оказали лишь небольшой импульс на развитие литургических текстов, особенно проприя, мы можем обратить особое внимание на типикон и диатаксис и в значительно меньшей степени на две других книги ординария: евхологий, или сакраментарий, и орологий, или часослов. Исследование древнейших манускриптов последних двух книг показывает, что они возникли в двух различных и изначально неродственных литургических традициях. Евхологий является молитвословом чина кафедрального храма Святой Софии, содержащим молитвы предстоятеля и диаконики для соборных богослужений, отправляемых в столице. Древнейшим дошедшим до нас памятником евхология является рукопись Barberini gr. 336, датируемая серединой VIII столетия. 221 Для отправления служб суточного круга в константинопольской традиции не было отдельной литургической книги: последование, состоящее из псалмов, припевов и чтений, совершалось на основе антифонария и профитология. Главная византийская богослужебная книга, орологий, находящаяся в современном обиходе, вообще не является византийской. Она пришла из Палестины, и в своих древнейших списках Sinai gr. 863 и 864 датируется IX веком. 222

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/stat...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010