влияния и систематизация А. о. Ландульф Старший (XI в.) в «Медиоланской истории» приписывает имп. Карлу Великому († 814) попытку упразднить А. о. путем уничтожения или «изгнания» из Милана всех традиц. богослужебных книг. Однако в анонимной поэме, написанной в мон-ре Монте-Кассино (Ms. 318), упомянуто, что имп. Карл лишь ограничил область применения А. о. Медиоланским диоцезом, Валафрид Страбон об этом инциденте вовсе умалчивает (Paredi. Milanese rite. P. 840). К кон. VIII в. в амвросианском Сакраментарии были унифицированы тексты молитв литургии , в календарь введены формуляры новых праздников, заимствованных из Геласия Сакраментария (VII-VIII вв.). Позднее дважды была проведена ревизия оффиция (последований служб суточного круга): 1-й раз под влиянием богослужения визант. обряда , во 2-й - богослужения бенедиктинцев (Schneider), о чем свидетельствует наличие разных версий перевода псалмов в составе мессы (используется «Vetus Latina») и оффиция (используется т. н. Старая Римская Псалтирь - вариант «Vetus Latina», исправленный Иеронимом по греч. тексту Гекзапл Оригена (А. Nohe)). В это время также появились амвросианские монашеские литургические кодексы, что говорит о росте влияния монастырских обычаев на А. о. (Borella. Influssi carolingi. P. 110-115). Из сохранившихся ранних амвросианских литургических рукописей основные датируются IX-XII вв. (Righetti. P. 175-177). Сакраментарий содержал молитвы, библейские чтения, ординарий и канон мессы, а также последования таинств и треб. В Мануале находились изменяемые части оффиция и мессы (кроме библейских, агиографических и святоотеческих чтений), а часто и нек-рые требы. Псалтирь, содержавшая также библейские песни, иногда включалась в Мануал. Антифонарий представлял собой нотированный Мануал. Ритуал содержал последования таинств (кроме Евхаристии) и треб; чины архиерейского богослужения встречались в отдельных рукописях. Календарь и Церемониал (Ординал) совмещены в сочинении смотрителя Медиоланского собора Берольда (нач.

http://pravenc.ru/text/114338.html

Изменяемые части богослужений, связанные с днем недели, содержатся в книге, называемой Октоих (κτηχος – осьмогласник). эта книга названа так потому, что в ней богослужение на каждый день недели приводится для восьми различных напевов, или гласов 29 . Богослужение каждого дня недели посвящено определенной теме. Так, понедельник посвящён бесплотным силам, т. е. Ангелам. Во вторник прославляется св. Иоанн Предтеча. Среда посвящена воспоминанию предательства Господа Иудой (поэтому среда – постный день). В четверг прославляются апостолы и св. Николай Чудотворец. В пятницу вспоминается распятие Христа (поэтому пятница, как и среда, – день постный). В субботу прославляются Богоматерь, мученики и все святые, и, наконец, воскресенье посвящено воспоминанию о Воскресении Христовом. Таким образом, Октоих содержит дополнения к Служебнику и Часослову на каждый из семи дней недели. Каждый день года посвящён воспоминанию об определенных событиях церковной истории или святых. Дополнительные тексты, связанные с днём года, содержатся в Служебных Минеях (μν – месяц). Месячные Минеи – это 12 объёмных томов. В каждом томе содержатся службы одного месяца. Если мы возьмём, например, майскую Минею, то на 11 мая найдём службу свв. Кириллу и Мефодию (даты в Минеях, как и во всех православных богослужебных книгах, приводятся по старому стилю 30 : 11 мая по старому стилю соответствует 24 мая по новому). Служба свв. Мефодию и Кириллу включает тропарь и кондак (они помещены на форзаце этого учебника), стихиры, канон (о них вы сможете прочитать в соответствующих разделах этой хрестоматии) и некоторые другие тексты. Самый главный христианский праздник – Пасха – празднуется всегда в воскресенье, но каждый год дата его меняется. День празднования Пасхи устанавливается путём относительно сложных вычислений и связан с датой первого полнолуния, наступающего после весеннего равноденствия (правила вычисления даты дня Пасхи были установлены в 325 г. на Никейском соборе). Соответственно, не имеют фиксированной даты и начало предшествующего Пасхе Великого поста, и Пятидесятница (Троица), празднуемая через семь недель после Пасхи, и др. Праздники, дата которых зависит от дня Пасхи, называются пасхальным циклом или подвижными праздниками. Молитвы и песнопения пасхального цикла содержатся в Триодях (τριδιον). Постная Триодь охватывает период приготовления к Пасхе (недели подготовительные к Великому посту, Великий пост и Страстная неделя), а Цветная Триодь содержит службы Пасхи и недель после Пасхи.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

А для определения первоочередных задач важно будет провести подробное анкетирование участников, чтобы понять и определиться, в какой системе координат мы сейчас находимся, каково наше нынешнее положение и в каком направлении двигаться дальше. В советские  времена, например, в хрущевские, несмотря  на то, что Церковь жила в  условиях несвободы, богослужебное пение сохранялось усилиями регентов и священнослужителей, которые помнили и унаследовали дореволюционную богослужебную традицию. Какие Вы видите возможности для возрождения регентского и певческого мастерства сегодня? Время, которое Вы упомянули, было сложным для Церкви во всех отношениях, в том числе и для богослужебно-певческой традиции. Но следует помнить, что в Церкви как в богочеловеческом организме во все времена литургическая традиция, передача богослужебного, молитвенного опыта не прерывалась. Сегодня мы можем встретить разные, в том числе и противоположные оценки того, в каком состоянии находится регентское дело. Некоторые говорят о секуляризации церковного пения, потере профессионализма, утрате значительной части эстетичности и красоты, свойственной церковно-певческому искусству дореволюционного периода. Встречаются такие «научные» характеристики, как «трансформация  молитвенного устроения», «деформация механизма межпоколенной передачи духовного и  певческого опыта» т.п. Некоторые  полагают, что сегодня основная проблема русского церковного пения заключается в отрыве церковно-богослужебной практики от национальной древнерусской канонической традиции и в скудости знаний в этой области большинства руководителей церковных хоров, певцов, духовенства и прихожан. Распространено мнение, в том числе и среди профессионалов, что  клиросное исполнительство находится в состоянии кризиса, при этом кризис, видимо, понимается как затянувшееся явление, поскольку настойчиво звучат призывы к восстановлению певческого дела. Мысль о «возрождении регентского и певческого мастерства» прозвучала и в вашем вопросе. Принимая во внимание все эти суждения, местами справедливые, а местами слишком категоричные, всегда следует помнить, что клирос – это живой организм. И всегда, «на всякое время и на всякий час»,  приходится решать целый ряд тесно связанных между собой проблем. Это соотношение уставного и неуставного певческого компонента и средств выразительности в богослужении, отношение к указаниям устава, соответствие системе осмогласия, соотношение изменяемых и неизменяемых песнопений. Это степень церковности и художественного уровня авторского богослужебного творчества, цельность и гармоничное стилевое сочетание. Ну и конечно, во все времена регенты будут сталкиваться с проблемой исполнительского профессионализма, укомплектования клироса, наличия нотного материала, формирования клиросных библиотек. Об упомянутых сложностях следует помнить всегда, и всегда нужно заботиться об их решении.

http://bogoslov.ru/article/5119803

Богатство литургической традиции - это настоящее богословие. Есть такое понятие как  литургическое богословие . Если кто-то хочет понять, какие тексты точно обладают богословским авторитетом, это как раз литургические тексты. Литургическое богословие - это попытка, изучая тексты известных литургий и древних малоизвестных литургий, выявить веру древней Церкви, т.е. в более достоверных формулировках. Вера-то одна, в древней Церкви или сейчас, но вот эти более достоверные формулировки древности взаимообогащают одна другую. Поэтому у литургий как бы двойное назначение. С одной стороны, - это, конечно, самое главное, - причащать верующих людей.  Но в то же время здесь огромное догматическое богатство. И есть такой автор, Иустин Попович, он как раз занимался литургическим богословием. Если он хотел выразить какую-то богословскую мысль, он находил в тексте литургии или же в тех же самых догматиках , - есть такая часть богослужения, - такие формулировки, которые без сомнения выражают веру всей Церкви. Потому что литургическая часть церковной жизни - это самая сакральная её часть. В.Носов: - Но есть какие-то моменты движимые, да? о.Олег: - Да. Есть как бы неподвижное ядро, а есть изменяемые части. И мы знаем, например, отличие Литургии Иоанна Златоуста от Литургии Василия Великого. Обычно, когда верующие стоят в храме, им кажется просто, что у Василия Великого она дольше. Но реально мы, священники, видим, что там другие молитвы. Или те же самые молитвы, но с каким-то добавлением. Дополнительные прошения там существуют. И если взять Литургию Иакова, она вообще очень редко служится, от революции она служилась в академических храмах. Я слыхал, по-моему, на Ордынке несколько раз служили Литургию Иакова. Это очень древняя литургия. Она совершается вечером. Это богатство нашей традиции. Таких литургий, как я сказал, достаточно много. В.Носов: - Т.е. этим объясняется именно разница службы? Многие знают, что монастырские службы особенно длинны. Поэтому, видимо, есть моменты, которые сокращаются у нас в храмах.

http://radonezh.ru/text/efir-ot-08-02-20...

В новом издании эти и другие аналогичные опечатки исправлены, текст приведен к орфографическому единообразию, унифицирована орфография и пунктуация неизменяемых молитвословий: ирмосов, стихов, прокимнов. Выход Октоиха завершает собой определенный этап в создании корпуса новых наборных богослужебных книг, вместе со служебными минеями (пока еще репринтными) создающих суточный, седмичный и годовые подвижный и неподвижный богослужебные круги. Октоих (или Осмогласник) — одна из основных богослужебных книг Православной Церкви. Она организует молитвенный ритм жизни христианина на протяжении большей части года. Книга содержит изменяемые песнопения богослужений суточного круга для каждого дня седмичного (недельного) круга. Богослужебное последование каждого седмичного дня включает в себя песнопения вечерни, повечерия, утрени и Литургии, а воскресный день имеет еще и песнопения малой вечерни и полунощницы. В свою очередь, каждый день седмицы в песнопениях вечерни, утрени и Литургии посвящен воспоминанию, прославлению и молитвенному переживанию священных событий, а также молитве Божией Матери, Небесным Силам и ликам святых. Так, воскресенье посвящено Воскресению Господа нашего Иисуса Христа, неразрывно связанному с Животворящим Крестом и предстоянием у его подножия Пресвятой Богородицы, понедельник — Небесным Ангельским Силам, вторник — святому Пророку, Предтече и Крестителю Господню Иоанну, среда и пятница — Кресту Господню, четверг — святым апостолам и святителю Николаю, суббота — всем святым и молитве за усопших. Каждый день седмицы содержит также канон Пресвятой Богородице на повечерии. Объем книги ограничивается циклом из восьми гласов — определенных музыкальных ладов или, в современной русской практике, мелодических систем. Тексты каждой седмицы, начиная с вечерни воскресенья, имеют строгую гласовую принадлежность и поются на конкретную мелодию. Для каждого гласа в Октоихе есть полный цикл песнопений седмичного круга. Цикл из восьми недель называется «столпом». Таких гласовых столпов в течение года шесть. Первый столп начинается с первой недели Петрова поста, его сменяет второй, начинающийся после Ильина дня. Далее границы повтора осьмогласного цикла проходят: после Воздвижения Креста Господня, в Рождественский пост, после Крещения Господня, в Великий пост.

http://patriarchia.ru/db/text/1608164.ht...

— В советские времена, например, в хрущевские, несмотря на то, что Церковь жила в условиях несвободы, богослужебное пение сохранялось усилиями регентов и священнослужителей, которые помнили и унаследовали дореволюционную богослужебную традицию. Какие Вы видите возможности для возрождения регентского и певческого мастерства сегодня? — Время, которое Вы упомянули, было сложным для Церкви во всех отношениях, в том числе и для богослужебно-певческой традиции. Но следует помнить, что в Церкви как в богочеловеческом организме во все времена литургическая традиция, передача богослужебного, молитвенного опыта не прерывалась. Сегодня мы можем встретить разные, в том числе и противоположные оценки того, в каком состоянии находится регентское дело. Некоторые говорят о секуляризации церковного пения, потере профессионализма, утрате значительной части эстетичности и красоты, свойственной церковно-певческому искусству дореволюционного периода. Встречаются такие «научные» характеристики, как «трансформация молитвенного устроения», «деформация механизма межпоколенной передачи духовного и певческого опыта» т.п. Некоторые полагают, что сегодня основная проблема русского церковного пения заключается в отрыве церковно-богослужебной практики от национальной древнерусской канонической традиции и в скудости знаний в этой области большинства руководителей церковных хоров, певцов, духовенства и прихожан. Распространено мнение, в том числе, и среди профессионалов, что клиросное исполнительство находится в состоянии кризиса, при этом кризис, видимо, понимается как затянувшееся явление, поскольку настойчиво звучат призывы к восстановлению певческого дела. Мысль о «возрождении регентского и певческого мастерства» прозвучала и в вашем вопросе. Принимая во внимание все эти суждения, местами справедливые, а местами слишком категоричные, всегда следует помнить, что клирос — это живой организм. И всегда, «на всякое время и на всякий час», приходится решать целый ряд тесно связанных между собой проблем. Это соотношение уставного и неуставного певческого компонента и средств выразительности в богослужения, отношение к указаниям устава, соответствие системе осмогласия, соотношение изменяемых и неизменяемых песнопений. Это степень церковности и художественного уровня авторского богослужебного творчества, цельность и гармоничное стилевое сочетание. Ну и конечно, во все времена регенты будут сталкиваться с проблемой исполнительского профессионализма, укомплектования клироса, наличия нотного материала, формирования клиросных библиотек. Об упомянутых сложностях следует помнить всегда, и всегда нужно заботиться об их решении.

http://patriarchia.ru/db/text/4666700.ht...

Глас 7 04:24 Глас Преображения . Болгарский распев. Одноголосно исполняется в фа-мажоре. Глас 8 03:24 Глас Вечности . Сокращенный киевский распев. Одноголосно исполняется в фа-мажоре. Счет гласов начинается со второй седмицы после Пасхи (службы первой пасхальной седмицы — Светлой — совершаются по особому чину без участия Октоиха). За седмицей 1го гласа следует седмица 2го, потом 3го — и так до 8го, а затем снова 1го, и цикл повторяется. И на каждый день седмицы каждого гласа в Октоихе содержатся изменяемые части богослужений. Как определить глас Недели ? – Если порядковое число (номер) Недели по Пятидесятнице больше 8, нужно от числа Недели отнять единицу (потому что на Неделю всех святых назначен глас 8й, а не 1й, первый же глас начинается с Недели 2й) и остаток разделить на 8. Остаток от деления укажет глас. Если остатка не будет, это означает глас 8й. Если порядковый номер Недели меньше 8, глас определяется опять же вычитанием единицы из номера Недели. Восемь церковных гласов составитель В. Хорецкая Гласы – музыкальная система из восьми ладов (гласов), лежащая в основе старинных песнопений в Православной Церкви. В широком смысле гласом можно назвать набор мелодий, на которые поются те или иные песнопения. В певческой практике сложилось понимание гласа как мелодии, служащей трафаретом для распевания всех текстов, к данному гласу относящихся. Попевки одного гласа не одинаковы (как в греческом, так и в русском пении) для ирмосов, прокимнов, тропарей. Так как в богослужении употребляются песнопения разных типов: тропарь, стихира, прокимен, ирмос и др. – для них установлены и различные напевы. Таким образом, чтобы правильно спеть, необходимо знать не только номер гласа, но и его тип: тропарный, стихирный или иной. Тем не менее, музыкальная основа всех мелодических вариантов одного и того же гласа и доныне одна и та же – она сохранялась более или менее постоянно в течение веков. Восемь гласов составляют т.н. систему «осмогласия» (т.е. восьмигласия), которая охватывает почти весь основной фонд церковной музыки. Большинство песнопений богослужений одной недели подчинено одному из восьми гласов. Восемь недель образуют восьминедельный гласовый цикл.

http://azbyka.ru/glas

Если бы Церковь всегда оставалась такой, какой она по своим внешним формам была в первые годы своего существования, то невольно стала бы чужой пусть и в малой степени для современников более поздних веков. Образно выражаясь, Церковь можно сравнить с великолепным, грандиозным храмом, начатом строительством еще во время «оно», но постоянно улучшаемом и ремонтируемом ее чадами, хотя в ней уже служатся Литургии и совершаются таинства, есть священники и прихожане, а за ее стенами существует иной, нецерковный мир. В Церкви хранится сокровищница истины, над которой не вольны ни время, ни люди. Но в Церкви есть и изменяемые формы, дети своей эпохи, которые не могут и не должны оставаться в статичном состоянии. С течением лет меняется очень многое – отдельные части богослужения, обряды, правила, молитвы. Попытка их консервации, столь любимой нашими старообрядцами, неизбежно, как показывает история, приводит к фетишизации формы, которая оттесняет собой содержание, обесценивает сакральную природу Церкви. Как следствие влияния внешней социально-политической среды и духовного состояния христиан, система церковного управления не остается неизменной, раз и навсегда данной, она динамична, изменчива. В чем несложно убедиться на многочисленных исторических примерах. II . Нет никакой необходимости уподобляться протестантским богословам и отрицать необходимость наличия в Церкви иерархии, полагая, будто бы именно с ее структуризацией и оформлением закончился «золотой век» христианства. У каждого из нас, составляющих Тело Христово, свои дары и свои служения, мы все различны, что уже предопределяет возникновение иерархии, но Дух – один и тот же, и Господь один и тот же (1 Кор. 12:4-6). Уже Апостолы не были равны между собой, и Господь, как известно, выделял Петра, Иоанна и Иакова из двенадцати учеников. В свою очередь, Апостолы из числа «семидесяти», призванные Спасителем, являлись в большей степени проповедниками, их служение качественно отличалось от первоапостольного. Позднее рядом с Петром появилась фигура другого Апостола – Павла, названного Церковью, как и Петр, «первоверховным».

http://ruskline.ru/analitika/2023/12/25/...

Каждая из служб суточного круга имеет свою тематику. Темы вечерни и утрени мы уже вспоминали. Тексты повечерия вводят нас в правильное духовное состояние перед отходом ко сну: призывают к покаянию в соделанных за день грехах, напоминают о быстротечности этой временной жизни и Страшном Суде. Полунощница, совершаемая в полночь или в другой час ночи до рассвета, установлена в воспоминание Гефсиманской молитвы Спасителя ( Мф.26:30-46 ). Ее основная тема – Второе Пришествие Христово. Оно, по преданию, основанному на притче о десяти девах ( Мф.25:1-13 ), будет в полночь, о чем напоминает известное песнопение полунощницы «Се, Жених грядет в полунощи…». Тексты полунощницы, по словам архиеп. Аверкия Таушева , располагают нас к духовному бодрствованию в ожидании нечаянного Второго Пришествия Христова (2, с. 51). При совершении первого часа вспоминается суд Пилата над Господом ( Мф.27:1-2 ), а также возносится благодарение Богу за наступившее утро и испрашивается Его помощь на грядущий день. Третий час – это час ниспослания Святого Духа на апостолов ( Деян.2:1-15 ). На шестом часе вспоминается распятие Спасителя, на девятом – Его Крестная Смерть. Темы часов ясно отражены в их тропарях, которые очень красиво поются Великим постом. Тропарь первого часа: «Заутра услыши глас мой, Царю мой и Боже мой». Тропарь третьего часа: «Господи, Иже Пресвятаго Твоего Духа, в третий час апостолом Твоим ниспославый, Того, Благий, не отыми от нас, но обнови нас молящихтися». Тропарь шестого часа: «Иже в шестый день же и час, на кресте пригвождей в раи дерзновенный Адамов грех, и согрешений наших рукописание раздери, Христе Боже, и спаси нас». Тропарь девятого часа: «Иже в девятый час нас ради плотию смерть вкусивый, умертви плоти нашея мудрование, Христе Боже, и спаси нас». Неизменяемые (повторяющиеся изо дня в день) части служб суточного круга содержатся в Служебнике и Часослове. В основном, это тексты библейские, то есть взятые из Священного Писания (3, с. 46). Кроме неизменяемых для каждого дня молитвословий в службы вводятся изменяемые тексты, которые отражают священные воспоминания, связанные с конкретными днями седмицы (2, с. 52). Эти тексты составляют седмичный круг богослужения.

http://azbyka.ru/liturgika-bogosluzhebny...

Мы знаем, что еще тогда, когда нет богослужения по Постной Триоди, есть день, который предупреждает нас о том, что скоро начнется особый период церковного года. Это последнее воскресенье перед началом пения Постной Триоди – Неделя о Закхее. Евангельское чтение о Закхее не входит в круг Постной Триоди, но всегда ему предшествует. Но это – только евангельское чтение, никаких особенных богослужебных текстов, никакой гимнографии на эту тему нет. В следующее же воскресенье после Недели о Закхее начинается богослужение по Постной Триоди. Если мы откроем эту книгу, то увидим надпись: «Триодион, сиесть Трипеснец, с Богом Святым, обдержай подобающее ему последование». А какое подобает последование, известно. Триодь содержит изменяемые части служб подготовительного периода к Великому посту, святой Четыредесятницы и Страстной седмицы. Первая служба по Постной Триоди назначается в воскресный день, называемый «неделя, в нюже чтется священное и святое Евангелие притчи мытаря и фарисея». Неделю назад было чтение о Закхее, теперь – о мытаре и фарисее: но это чтение уже не остается без литургического комментария и осмысления: служба содержит гимнографические тексты, посвященные теме этого дня – это канон, стихиры, кондак, седален. Тексты Триоди сочетаются с гимнографией Октоиха. Уже начиная со стихир на Господи, воззвах включаются песнопения Постной Триоди. Сначала поется 7 стихир из Октоиха, а потом 2 стихиры из Триоди, но первая из них повторяется 2 раза; таким образом получаются три стихиры. Стихира, которая повторяется, – это самый первый текст, который находится в Постной Триоди, текст, ставший классическим: «Не помолимся фарисейски, братие, ибо возносяй себе смирится; смирим себе пред Богом, мытарски пощением зовуще: очисти ны, Боже, грешныя». Эта стихира 1-го гласа повторяется здесь два раза и еще один раз в конце службы. Сам строй богослужения направлен на то, чтобы она запечатлелась в нашем сознании. На стиховне поются стихиры из Октоиха, а на Славу – из Постной Триоди. На утрени мы встречаем совершенно особенное песнопение, которое звучит только в подготовительный период и во время Великого поста: «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче...». Место этого песнопения в службе необходимо понять. Вспомним, как на обычной воскресной службе читается Евангелие, затем поется Воскресение Христово видевше, затем по Уставу полагается пение 50-го псалма, которое иногда опускается. Итак, Воскресение Христово видевше, 50-й псалом. Слава, Молитвами апостолов, И ныне, Молитвами Богородицы, «Помилуй мя, Боже» и затем стихира по 50-м псалме, который является общей для всех воскресных служб: «Воскрес Иисус от гроба, якоже прорече...»

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010