Существует вариант Служебника, предназначенный для епископов 4 – Архиерейский служебник. В нем указаны таинства Рукоположения (Хиротонии) и чин освящения антиминса которые может совершать только епископ (3, с. 50, 2, с. 45). Часослов, как и Служебник, содержит неизменяемые части служб суточного круга. Но поскольку эта книга, как мы уже говорили, предназначена для чтецов и певцов на клиросе, в нее включены только те молитвословия, которые произносятся или поются именно ими. В Часослов входят тексты полунощницы, утрени, часов, вечерни и повечерия, а также ряд других последований и приложения. Отметим, что Часослов построен не по богослужебному, а по астрономическому времени, и первым в нем напечатан текст полунощницы. Октоих. Название этой книги происходит от двух греческих слов: окто – восемь и ихос – глас. Дословный перевод – «Осьмогласник». В Октоихе, как мы уже говорили, содержатся изменяемые молитвословия седмичного круга богослужения. Октоих состоит их 8 частей – гласов. Они имеют одинаковую структуру и отличается только содержанием текстов. В каждом гласе приведены изменяемые в соответствии с днями недели тексты утрени, литургии, вечерни, повечерия, а для воскресенья – и полунощницы. Октоих, как и Часослов, построен по астрономическому времени, поэтому, к примеру, вечерню пятницы 1 гласа мы будем искать в службах пятницы, а не субботы. О начале и конце гласа мы говорили в разделе 1. Кроме изменяемых текстов седмичного круга Октоих содержит несколько приложений. Период пения Октоиха – от Недели всех святых (следующее воскресенье после Троицы) до Недели мытаря и фарисея (воскресенье за три седмицы до Великого поста). Составителем Октоиха считается прп. Иоанн Дамаскин . Минеи содержат изменяемые тексты всех неподвижных праздников церковного года. Название происходит от греческого слова «месяц». В соответствии с числом месяцев в году Минея месячная состоит из 12 книг. Кроме Минеи месячной есть еще Минея праздничная, в которую включены тексты Господских, Богородичных праздников, а также дней памяти некоторых икон Пресвятой Богородицы и особо чтимых святых. Все эти тексты взяты из Минеи Месячной. Существует еще одна разновидность Миней – Минея Общая. В ней находятся службы, общие каждому лику святых: служба апостолам, служба преподобным, служба мученикам и пр. В ней есть также общая служба Господу и общая служба Богородице. Эта книга бывает нужна в двух случаях: когда какому-либо святому (напр. недавно прославленному) нет отдельной службы или когда храм (по каким-либо причинам, в том числе и по бедности) не может приобрести 12 книг Месячной Минеи 5 (2, с. 46; 3, с. 53–54).

http://azbyka.ru/liturgika-bogosluzhebny...

Октоих (древнерус. назв. Октáй) заключает службы или последования с изменяемыми молитвословиями и песнопениями для подвижных дней богослужения седмичного круга. В первый день по субботе, в который Господь Иисус Христос воскрес, воспоминается событие Его Воскресения. На греческом языке он называется – κυριακ – «(день) Господень», по-церковнославянски – неделя (от «не делать»). Русское название, подобно греческому, указывает на священное событие дня. Затем в седмичные (будние) дни совершаются службы ликам, или чинам, святых. В понедельник – службы в честь Небесных чинов бесплотных, которые в соборе святых после Божией Матери, Честнейшей Херувим, занимают первое место. Во вторник – в честь Иоанна Предтечи, который прославляется более всех человеков ( Мф. 11, 11 ). В лице Предтечи Церковь прославляет и всех пророков. В среду совершается воспоминание предания Господа на смерть и бывают молитвословия и песнопения Животворящему Кресту, так как на нем Господь претерпел смерть за нас. В четверг (слав. «четверток») воспоминаются святые апостолы и Святитель и Чудотворец Николай, а в лице его и все святители. В пятницу (слав. «пяток») бывает воспоминание страданий Господа и смерти Его на Кресте. В субботу воспоминаются все преподобные, мученики и все святые и совершается служба за умерших. Молитвословия и песнопения в честь Матери Божией полагаются на каждый день седмицы, но Она, по преимуществу, прославляется в недели, в среду и пяток, когда положены молитвословия Кресту. Матерь Божия стояла при Кресте Господа, сострадая Распятому, поэтому Церковь , прославляя страдания, смерть и Воскресение Христово, при этом прославляет и Матерь Божию. Каждое последование содержит для седмичных дней (с понедельника по субботу) молитвословия и песнопения вечерни, повечерия, утрени и литургии, а для недель, кроме того, малой вечерни и полунощницы. Семь таких служб, иначе восследований, которые принадлежат семи дням седмицы и поются в продолжение седмицы одним напевом (слав. «глас»), в Октоихе называются «гласом». Гласов в нем восемь – на восемь седмиц. Отсюда он получил название «Осмогласник», «Октоих» ( " οκτ – восемь, ηχος – глас). Все последования восьми гласов печатаются большей частью в двух частях, по четыре гласа в каждой части. К той и другой части присоединяется Канон молебный Пресвятой Богородице, авторства Луки Ласкаря, который поется и на молебне об избавлении от всякой скорби и печали и на утрене в праздники великих святых. В той и другой частях Октоиха печатаются указания об отправлении служб общественного богослужения, что составляет также содержание 1-й, 2-й, 3-й, 4-й, 5-й и 7-й глав Типикона. Пред последованием субботы первого гласа помещается глава о том, как совершается восследование о усопших, что является содержанием 14-й главы Типикона, при этом печатаются и самые молитвословия панихиды.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Кроме простой Псалтири есть еще Псалтирь Следованная (или с последованием) обычно и употребляемая при Богослужении. Здесь к простой (малой) Псалтири прилагаются еще разные последования из церковных служб. Приложения эти следующие: Кроме того, в Следованной Псалтири между избранными псалмами и величаниями помещена еще 17я кафизм с «похвалами», какие поются в Великую Субботу на утрени. 10. Книги церковно-богослужебные Неизменяемые части Богослужения, относящиеся к кругу суточного Богослужения, содержатся в Служебнике и Часослове. Служебник есть руководство для священника и диакона, а Часослов — для чтецов и певцов. Особый вид Служебника, предназначенный для архиерея, называется Чиновником Архиерейским. В нем в изложении литургии указаны те обряды, которые бывают только при архиерейском служении ее. В конце Чиновника изложены чины посвящения в степени священства и должности церковные и чин освящения антиминсов. Изменяемые части Богослужения, положенные на каждый день седмицы, содержатся в Октоихе или Осмогласнике. Так называется эта книга потому, что содержащиеся в ней песнопения приспособлены к различным 8ми напевам (гласам) и по числу этих напевов разделяются на 8 отделов или гласов. Каждый глас Октоиха содержит в себе семь отделений, по числу дней недели (т.е. каждый глас поется целую неделю — седмицу) По истечении восьми недель (седмиц), когда пропоются песнопения всех 8ми гласов, службы Октоиха снова повторяются. Пение всех 8ми гласов в продолжении восьми седмиц называется в церковном Уставе столпом. Таких столпов в году поется шесть. Начало рядового (т.е. по порядку одного гласа за другим) пения песнопений Октоиха полагается в неделю Всех Святых (8й глас), первую по Пятидесятнице; столп же начинается со второй недели (воскресенья) по Пятидесятнице — с 1го гласа. Октоих не поется: начиная с Великого поста — по будням (кроме суббот, 1й, 2й, 3й и 4й седмиц) 1 и начиная с недели Ваий — по воскресеньям до недели Всех Святых. Пение Октоиха еще оставляется: а) в двунадесятые праздники Господни, случающиеся как в седмичные, так и воскресные дни;

http://azbyka.ru/rukovodstvo-k-izucheniy...

Протоиерей Александр Куликов: — Владыка очень любил богослужения, знал прекрасно церковный устав, не окончив ни семинарии, ни академии. Но это было глубокое знание, приобретенное практикой, реально совершаемой службой, потому что владыка Стефан правил суточную службу в келии, если в данный момент не было храмового богослужения, и утреннюю, и вечернюю службы, а порой и повечерие совершал. Вот это очень важно. И не только у себя, а иногда знакомых навещал, и вместе молились. Не любил владыка акафистов. Он мне так говорил: «Акафист – неуставная служба. К сожалению, сейчас вошло в обычай сокращать до минимума изменяемые части, такие как стихира, канон, где весь смысл праздника, весь смысл духовной жизни, и вталкивать в службу неуставные акафисты. Акафист раз в году положен». «Человек некий схождаше из Иерусалима в Иерихон» Протоиерей Валериан Кречетов: — Владыка очень хорошо знал не только богослужебные тексты. Он, мне говорила Е.В. Апушкина, знал наизусть всё Евангелие. И сейчас сразу я не вспомню о других беседах, но последнюю беседу, которая была за неделю до его кончины, помню. Я приехал к нему, Господь сподобил меня, в Калугу, и он рассказал мне замечательные вещи. Он сказал: «запомните, в Евангелии ни одно слово не написано так просто». И начал объяснять притчу о милосердном самарянине (Лк.10,30-37).   «Вот, – говорит, – возьмите притчу о милосердном самарянине». И, видимо, взял объяснение её из богослужения: «Человек некий схождаше от Иерусалима во Иерихон». А почему из Иерусалима в Иерихон, а не из Иерихона в Иерусалим? Это одна и та же дорога. Или не из Иерусалима в Вифлеем? Почему из Иерусалима в Иерихон? Потому что Иерусалим – город горний, город святой, а Иерихон – город греха. Всё человечество идёт по пути греха. «И в разбойники впаде, иже совлекше его и язвы возложше отидоша, оставльше едва жива суща», то есть израненного грехами и бесовскими кознями. Вот, оно, человечество, лежит израненное и еле живое. «По случаю же священник некий, – говорит, – схождаше   путем тем». Тоже замечательно: тем же путем шёл, « и видев его, мимоиде». И левит, «видев его, мимоиде». И тот, и другой «видев, мимоиде». Хотя они были представители ветхозаветной церкви, но происходили из того же народа, «который шёл путём греха», поэтому и сами шли тем же путём, увы. Господь почему их назвал? Чтобы обличить, что они немилосердные? Нет: ветхозаветная церковь не могла помочь этому умирающему, полумёртвому человечеству.

http://pravmir.ru/o-episkope-stefane-nik...

— Звучит очень утилитарно как-то… — Однажды я взял с полки их перевод богослужения Страстной седмицы. Известный каждому верующему человеку тропарь «Благообразный Иосиф» — там слово «благообразный» переведено как «достопочтенный». Чем это лучше? При переводе богослужения есть очень много подводных камней, о которых мало кто думает. Некоторые богословские понятия трудно будет перевести, да и сами переводы будут дико громоздкими, непоэтическими. Нельзя забывать, что церковнославянский язык является калькой с древнегреческого языка. Все древние богослужебные последования написаны в поэтической форме, хоть и переведены с греческого на славянский без рифмы, белым стихом. — И при переводе размер изменится… — Все изменится, все гласы «полетят»! Музыкальная сторона службы, какой мы ее знаем сегодня, будет практически разрушена. Поэтому даже трудно представить себе объем работы, которую необходимо выполнить — не только переводчикам, богословам, но и церковным композиторам, регентам. Может быть, эту работу проведут со временем, но только надо это делать спокойно, постепенно, никуда не спеша, установив принципы перевода и привлекая к этому очень серьезную научную общественность. Это труд, я бы сказал, национального значения. Поэтому я не сторонник перевода, но сторонник освобождения церковнославянского языка от архаичных форм, которые вышли из употребления, таких, например, как двойственное число. И упрощения синтаксиса, потому что древнегреческий синтаксис, конечно, довольно сложен для понимания. — Неспроста именно молодой человек задал этот вопрос. Сейчас ведь широко обсуждается идея о том, что если перевести богослужение на современный русский язык, это привлечет людей, им станет понятнее. Знаю, что в других Церквах был такой опыт. — В Болгарии, в Сербии. — И как-то это способствовало распространению Православия? — Вообще никак. К тому же там перевели на современные языки только неизменяемые части богослужения, а изменяемые — каноны, стихиры, тропари и прочее — не перевели. Почти уже сто лет, наверное, прошло, и вот что получилось: неизменяемое читается на современном языке, а изменяемое — то, что продолжает петься и читаться на церковнославянском,— стало совершенно непонятным и просто было выброшено из службы. В Болгарской Церкви вечерня длится пятнадцать-двадцать минут максимум, и то, если есть какой-нибудь певец, который будет петь долгое византийское песнопение. Утреня заняла то место, которое у нас занимают часы перед Литургией. Воскресная утреня так гнусавенько поется одним певцом на клиросе, в это время совершаются проскомидия и исповедь… Вот к чему это привело, и на самом деле это жалкое зрелище. Мы, Русская Православная Церковь, имеем замечательную традицию богослужения. И если мы ее потеряем, усердием людей, постоянно будирующих эту тему, лишимся очень многого. Но это тема для долгого разговора.

http://pravoslavie.ru/122679.html

Итак, в каких же книгах находятся сами антифоны изобразительны? Они находятся в книге Ирмологии и в книге Часослов; в Ирмологии – среди песнопений Божественной литургии и в Часослове – в чине изобразительных. Чин изобразительных (так называемая «обедница») совершается, когда нет литургии, или когда литургия положена, но не совершается «нужды ради церковныя», или когда литургия служится на вечерни. Тропари на Блаженнах находятся в книгах с изменяемыми частями службы: в Октоихе, Минее и Триоди – в зависимости от того, по какой книге вы сегодня служите. Антифоны изобразительны употребляются во все недели и во все субботы, если нет двунадесятого Господского праздника, и в седмичные дни, когда Типикон назначает Блаженны. А когда он их назначает? При всех знаках праздников. Только при отсутствии знака может не быть Блаженн; когда нет Блаженн, в седмичные дни поются антифоны вседневные. Итак, мы видим, что антифоны изобразительные – самый частый, самый употребительный вид антифонов. Праздничные антифоны поются очень редко, а вседневные еще реже. И в неделю, и в субботу, даже если попадает святой без знака, все равно будут петься антифоны изобразительны, с недельного и субботнего богослужения их могут вытеснить только праздничные антифоны. Вторая часть нашей темы – песнопения на малом входе. Малый вход совершается в заключительной части третьего антифона. Первое песнопение, или богослужебный текст – это «входное» (стих на входе). При входе в алтарь, когда диакон возвышает Евангелие и возглашает «Премудрость, прости», хор должен спеть входное. В большинство дней года употребляется входное песнопение «Приидите, поклонимся и припадем ко Христу, спаси ны, Сыне Божий... поющия Ти: Аллилуйя». Здесь после слов «Сыне Божий» всегда следует изменяемая, соответствующая празднику вставка. Эта вставка собственно в Типиконе нигде не оговаривается, это устная традиция. Можно сказать, что эта вставка берется из антифонов: в будничных и праздничных антифонах есть слова, из которых может быть заимствована эта вставка. Самая распространенная вставка – это «во святых дивен Сый», она употребляется в седмичные и субботние дни, когда нет Господского и Богородичного праздника. По воскресеньям, если нет двунадесятого Господского праздника, поется «Воскресый из мертвых» (как на Пасху); на Богородичные праздники – «молитвами Богородицы».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Крещение – таинство, в котором человек получает прощение всех – и личных, и наследственных – грехов, совершенных до момента крещения. Миропомазание – таинство, в котором крещенному даются дары Святого Духа через помазание особым веществом – Святым Миром, освящаемым главой Церкви совместно с другими епископами. Евхаристия (причащение) – таинство соединения с Христом через вкушение Его Тела и Крови, которые даются верующим под видом хлеба и вина. Освящение хлеба и вина, преложение их в Тело и Кровь Господни, совершается на главном христианском богослужении – Божественной Литургии, переданной нам без изменения Самим Иисусом Христом через Своих апостолов. Покаяние – таинство, в котором верующий в присутствии священника исповедует перед Богом свои грехи и получает от Бога их прощение. Необходимое условие действенности таинства – раскаяние в грехах и твердое намерение никогда их больше не совершать. Священство – таинство, в котором избранные для служения в Церкви люди законно посвящаются в священный сан, получая благодатный дар Божий для совершения таинств и других священнодействий. Брак – таинство, в котором благословляется христианская семья, где супруги получают особые благодатные дары. Елеосвящение – таинство, в котором при помазании елеем (растительным маслом) больного на него призывается благодать, исцеляющая болезни тела и души, а также дающая возможность больному познать подлинные причины болезни. Кроме таинств Вселенская Православная Церковь имеет и другие священнодействия , которыми она освящает всю жизнь верующего человека, а также и его посмертное существование. Огромное значение для православия имеет общение с умершими людьми . Смерть для христианина – не прекращение существования, а переход в новую, вечную жизнь, новое рождение. Поэтому в православии присутствуют обязательные молитвы за умерших людей, всегда остается надежда на милосердие Божие. Таинства и молитва – основа духовной жизни православного человека. Православный христианин молится практически непрерывно. Но особое значение имеет общая молитва , на которую верующие собираются в храмах (церквях). Богослужебный (литургический) день начинается с вечера в соответствии с последовательностью творения мира. В богослужебном времени присутствуют три совмещенных круга (цикла): суточный, недельный и годовой. Каждый из этих кругов содержит изменяемые и неизменяемые части. Кроме того, на них накладываются неподвижный (по датам календаря) и подвижный (по дню Пасхи) циклы. Все эти особенности, несмотря на кажущуюся сложность, имеют ясное и строгое богословское обоснование, вытекающее из самой сущности православия.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Молитвословия минеи обозначаются в ц. уставе словами « святого " праздника », напр., стихиры святого, стихиры праздника и т. п. 5) Минея общая содержит последование общих молитвословий для всех святых одного лика, или чина, напр. пророков, апостолов, святителей, преподобных мучеников и др. Она требуется тогда, когда для какого-либо святого в минее месячной особой службы не положено; а между тем во имя его устроен храм, или в число это случится высокоторжественный день, когда по уставу полагается всенощное бдение: в общей минеи на эти случаи и есть для каждого лика святых последования вечерни – со стихирами и паримиями и стихирами на литии, и утрени – с каноном и стихирами 13 . 6) Триодь ( τριδιον – трипеснец) содержит изменяемые песнопения и молитвословия для Богослужения в подвижные дни круга годичного. Название «триодь» произошло от того, что в ней заключаются для большей части дней каноны, состоящие из трех песней. По богослужению, изложенному в триоди, она разделяется: а) на постную и б) цветную 14 . а) Триодь постная содержит последования в приготовительные дни к Великому посту и в самый пост, именно: от недели (воскресенья) мытаря и фарисея до первого дня Пасхи. б) Цветная триодь содержит песнопения и молитвословия в Пасху и Пятидесятницу, именно: от 1-го дня Пасхи, кончая неделею (воскресеньем) всех святых. Цветною она называется потому, что время, в которое совершается по ней Богослужение, есть весеннее, радостное, и в самых песнопениях воспевается духовная весна, наставшая по восстании из гроба Христа Жизнодавца 15 . Так как цветная триодь содержит последования во дни, следующие от Пасхи до Пятидесятницы, то она называется греческим словом: пентикостарий – пятидесятница. Название свое триодь цветная получила также от трипеснцев и четырепеснцев, только они не поются наряду на утрени, как трипеснцы постной триоди, а поются на навечерии на каждый день седьмичный и печатаются в конце книги триоди цветной. В триодях содержатся песнопения и молитвословия: а) для вечерни, б) повечерия, в) утрени, г) часов и иногда для литургии.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

Православное богослужение по своей идее является соборным молитвенным деланием, где все «едино есмы» ( Ин.17:21-22 ), где все должны едиными усты и едином сердцем славити и воспевати Господа. Древнехристианская Церковь всегда строго соблюдала эту идейную сущность богослужения, и весь литургический материал, предназначавшийся как для песнословия, так и для славословия, исполнялся тогда исключительно или преимущественно соборно, посредством пения и «говорения» ( Деян.4:24-30 ). Ранняя христианская богослужебная практика клиросно-хорового пения не знала. Общим пением и «говорением» в храме могли руководить особо посвящавшиеся для этой цели так называемые канонические певцы, о которых упоминается в Апостольских правилах (прав. 26) – сборнике кратких указаний, вытекающих из апостольского предания, по времени же оформления относящихся ко II-III вв.; указание на существование письменного текста Апостольских правил впервые было сделано в Послании египетских епископов в IV веке. На протяжении многих веков роль этих певцов как руководителей, по-видимому, никогда не выступала за пределы их непосредственных обязанностей. Однако вопреки их строго установленным обязанностям как руководителей их роль и полномочия с IVV веков начинают постепенно расширяться за счет ограничения участия верующих в богослужениях. Причина этого кроется, по-видимому, в литургическом переломе, который вызван был в ту эпоху острой догматической борьбой, повлекшей за собой интенсивное развитие монашества, богослужебных чинов, уставов и песнотворчества с усложнением его догматического содержания, что, в свою очередь, не могло не усложнить и музыкальной стороны песнотворчества. Так или иначе, но действия певцов со времени указанной эпохи начинают все более и более распространяться в сторону самостоятельного исполнения и в первую очередь той изменяемой уставной части богослужения, которая была технически неудобна или музыкально трудна для общего исполнения. Историческое нарастание монопольной роли певцов в богослужениях и соответственное ему ограничение общего пения почти невозможно проследить из-за отсутствия данных, тем не менее этот процесс имеет некоторые следы в богослужебных чинопоследованиях.

http://azbyka.ru/partesnoe-penie

Иерей Евгений, Сергиев Посад 09 июня 2016г. 23:28 Изменяемые части богослужения желающие могут брать из Общей Минеи. Как вариант, можно было привести общую воскресную службу 6-го гласа из Следованной Псалтири. С Триодями, конечно, сложнее, но книга и не претендует (вроде бы) на полноту охвата службы. Во всяком случае, общие тропари и кондаки святым и воскресные по гласу, а также заупокойные, основных праздников плюс воскресений периода Триодей в приложении точно не помешали бы, благо их перевод имеется. Даже в обычном Часослове, как мы знаем, есть нужные приложения, не вошедшие в это издание. Увы, " Часослов для мирян " не позволит вычитать ни одной, даже вседневной службы, без привлечения других богослужебных книг - как минимум Минеи, Триоди, Октоиха, Псалтири. Поэтому, в самом деле, привлекает лишь возможность почитать перевод, где это необходимо. Повторюсь, в целом книга получилась сырая, не до конца продумана ее концепция. И она не рассчитана на людей, знающих службу хотя бы на уровне обычного клирошанина, даже не уставщика. Гвоздев Сергей, Нижний Новгород 11 ноября 2016г. 14:45 > Не совсем понятно, как использовать Часослов без Октоиха, Миней или Триодей. > Откуда брать изменяемые части богослужений? Насколько я понимаю, это вполне традиционная практика келейной молитвы в том случае, когда нет под рукой богослужебных книг - изменяемые песнопения опускаются или заменяются иными, доступными. Вот из наставлений преп. Серафима Саровского: " ... встань и разумно пой Шестопсалмие, Пятидесятый Псалом и Канон, какой хочешь. Потом сядь и, бодрствуя, чисто помолись полчаса; и опять встань и пой Хвалитны, обычное Славословие, первый Час, и за тем сотвори Отпуст. " Т.е. канон выбирается из тех, что есть в молитвослове или каноннике. Хвалитные псалмы поются без стихир после них (так бывает и в церковной будничной службе). Тропарь на часах, полагаю, читается дневной (в понедельник - Небесным силам, во вторник - св. Иоанну Крестителю, и т.д.) Михаил, Пятигорск 10 июня 2016г. 11:43

http://bogoslov.ru/article/4922459

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010