В период существования Грузинского экзархата в составе Русской Православной Церкви экзархами назначались неизменно русские иерархи, что вызывало глухое недовольство, а иногда и открытый протест грузинского духовенства и населения. После падения российской монархии недовольство грузинского духовенства синодальной (русской) политикой приняло формы автокефалистского и антирусского движения. Все русские епископы в несколько месяцев вынуждены были покинуть свои кафедры. Фактически бежал в 1917 году епископ Бакинский Григорий (Яцковский) 275 , хотя Бакинское викариатство было, пожалуй, наиболее спокойным; удалился из Грузии и епископ Дамиан (Говоров), назначенный 3 июля 1917 года епископом Петровским, викарием Саратовской епархии 276 . Несколько лучшим было положение епископа Сергия (Петрова), чья кафедра находилась в абхазской части экзархата, но и здесь сепаратистские тенденции и влияние Грузии были сильны. Несмотря на это, епископ Сергий занимал кафедру до 1920 года, хотя последние годы были временем скорее номинального, чем фактического управления епархией. Церковные события в Грузии происходили на фоне государственных потрясений в России. Решение участников Мцхетского собора было направлено Временному правительству, которое признало автокефалию Грузинской Церкви, но только как Церкви национальной, без географических границ. Таким образом, русские приходы на территории Грузии оставались в юрисдикции Русской Церкви, что вызвало недовольство грузинской иерархии. Временное управление Грузинской Церкви направило Временному правительству протест по поводу признания только национальной, а не территориальной автокефалии, что «не гарантирует грузинам блага церковного и мирного сожительства с русским элементом края, ибо воинствующим представителям Русской Церкви открывается возможность создания среди грузин церковного русского прозелитизма, а равно фактического стеснения и умаления Грузинской Церкви» 277 . По мнению грузинской иерархии, автокефалия должна быть признана в территориальных пределах древнегрузинского католикосата; русские же приходы должны получить автономного русского епископа, канонически зависимого от главы Грузинской Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

На богослужении присутствовали: полномочный представитель Президента РФ в Центральном федеральном округе А.Д. Беглов; председатель Комитета по международным делам Государственной Думы ФС РФ Л.Э. Слуцкий; заместитель министра финансов РФ А.Ю. Иванов; глава городского поселения Сергиев Посад Московской области Д.С. Демин; глава Одинцовского муниципального района Московской области А.Р. Иванов. Богослужебные песнопения исполнил братский хор Троице-Сергиевой лавры под управлением архимандрита Глеба (Кожевникова). На телеканале «Союз»  шла прямая трансляция праздничного богослужения. После сугубой ектении Предстоятель Русской Церкви совершил молитву о мире на Украине. За Литургией Святейший Патриарх Кирилл рукоположил диакона Александра Быстрова в сан иерея. Проповедь перед причастием произнес игумен Филипп (Ельшин), насельник Троице-Сергиевой лавры. По окончании Литургии Предстоятель совершил великую вечерню праздника Пятидесятницы с чтением коленопреклонных молитв. Предстоятель Русской Церкви напутствовал епископа Люберецкого Серафима на служение и вручил ему архиерейский жезл. По традиции новорукоположенный епископ преподал верующим первое архипастырское благословение. Праздничные богослужения совершались во всех храмах Свято-Троицкой Сергиевой лавры. По завершении богослужений иерархи, духовенство, прихожане и многочисленные паломники собрались на Соборной площади Лавры. С балкона Патриарших покоев Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился к верующим с Первосвятительским словом. «Событие Пятидесятницы есть нечто совершенно особенное не только в жизни апостолов, но и в истории всего человеческого рода, — сказал, в частности, Предстоятель Русской Православной Церкви. — Через жизнь, страдания, Крест и Воскресение Спасителя миру была дана возможность постоянно пребывать в общении с Богом. Через сошествие Святаго Духа Божественное начало входит в повседневную жизнь человечества. И если Господь Иисус Христос, совершая Свою миссию, проповедовал тем, кто Его окружал, то силой Святаго Духа слово Божие стало распространяться по всей вселенной, и сегодня нет человека, который не мог бы его услышать; более того, нет никого, кто был бы лишен возможности вступить в общение с Богом».

http://patriarchia.ru/db/text/4922885.ht...

Такую судьбу имела созданная в 1458 году униатским патриархом Киевская митрополия, которую православный патриарх Константинополя принял под свое крыло в 1470 году (вопреки распространенному мифу никакого «разделения русской митрополии» при этом не было - даже в 1516 году патриарх Феолипт именовал русского митрополита Варлаама «митрополитом Киевским и всея Руси», своим «братом и сослужебником). Однако история этой постуниатской литовской митрополии закончилась в 1596 году полной изменой ее иерархов православию, принятием Брестской унии и уничтожением православной иерархии в западной Руси. В 1620 году проезжавший из Москвы патриарх Иерусалимский Феофан восстановил православную иерархию в Киеве под охраной казаков гетмана Сагайдачного, которых он предварительно заставил публично покаяться за нападение на Москву. Теперь киевский митрополит имел титул экзарха константинопольского патриарха. Понятие «экзарх» означало, что представитель патриарха действует в необычной политической ситуации и вне пределов регулярной канонической территории. Именно таковой была ситуация в Киеве, где, с одной стороны, польское правительство преследовало православие и запрещало православную иерархию, а с другой - город исторически был частью канонической территории предстоятеля Русской церкви, к тому моменту уже патриарха, который, однако, не мог осуществлять свою каноническую власть. История «Киевского экзархата» состояла в борьбе сторонников политического и церковного возврата под власть России с униатами, самым знаменитым из которых был Петр Могила, несколько раз предлагавший Риму свое присоединение к унии, однако так ни разу и не преуспевший. В 1686 году, по окончании русско-польской войны за Украину, Киевская митрополия вошла в состав Московского патриархата, а оставшиеся на территории Польши иерархи сделались униатами. Это показывает, что и до того они православными фактически не были. У Москвы для этого воссоединения были все основания - Киев изначально был кафедрой митрополитов всея Руси. Отделен он был чисто политическими причинами - оккупацией его Литвой и Польшей. Киевская митрополия 1458 года не была продолжением русской - это была униатская структура, временно спасенная Константинополем в интересах православия, но скатившаяся назад в униатство. Утверждение московского патриаршества всеми православными патриархами в 1589 году подразумевало власть над всей канонической территорией Русской церкви. Киевская митрополия 1620 года и вовсе была чрезвычайным экзархатом. Однако, несмотря на несомненность канонических прав патриарха всея Руси над Русью, Константинополь решили не обижать и заручиться его одобрением.

http://ruskline.ru/opp/2018/sentyabr/12/...

Подчеркивается, что список кандидатов будет составляться Советом архиепископии и затем «предоставляться на рассмотрение патриарха Московского и всея Руси, который вправе внести туда изменения». Однако архиереи будут выбираться на общем собрании приходов русской традиции, а не назначаться из Москвы. Все избранные иерархи станут членами Поместного и Архиерейского соборов РПЦ, а глава архиепископии будет приглашаться к участию в заседаниях Священного Синода Русской православной церкви наравне с другими епархиальными архиереями. Архиепископия также полностью сохранит свою «финансовую автономию» и «будет управлять своим движимым и недвижимым имуществом в рамках действующей юридической формы существования и в соотвествии с законодательством стран, на которых она действует». Если приходы русской традиции согласятся с этим предложением, то на ближайшем Архиерейском соборе в устав РПЦ будут внесены необходимые изменения «предусматривающие пребывание архиепископии в составе Московского патриархата с особым статусом». Отмечается и то, что после вхождения в состав РПЦ главой архиепископии останется архиепископ Хариупольский Иоанн (Реннето) с титулом, который позже определит для него синод РПЦ.  Как прояснил «НГ» один из разработчиков этого предложения — заместитель управляющего делами Московской Патриархии епископ Зеленоградский Савва (Тутунов), при составлении документа учитывались те традиции, которые сложились в архиепископии с момента ее создания и которыми, особенно в последние годы, пренебрегал Вселенский патриархат. «В отношении архиепископии Константинополь вел двойную игру. С одной стороны он, вроде бы, признавал ее специфику, а с другой — и это хорошо показала практика последних лет, Константинополь считал, что устав архиепископии условен, и Фанар мог сам определять порядок выборов архиепископа. Русская православная церковь готова сохранить управленческую традицию архиепископию вместе с другими ее особенностями. В частности мы максимально ясно прописали такой порядок выборов архиереев, который отражал бы практику определения кандидатов и самого избрания внутри архиепископии и одновременно давал бы священноначалию Московского патриархата «droit de regard»—«npabo посмотреть» на список кандидатов. Это ложится в русло той практики, которую предложил Собор 1917-1918 гг., а именно на этот собор часто ссылаются в архиепископии». 

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Теперь же сам Патриарх Варфоломей, разоблачая самого себя, заявляет, что он, выполняя просьбу нынешнего президента Украины Порошенко, присваивает себе неслыханное право вмешиваться в дела другой автокефальной Церкви и без ее согласия и ведома собирается разрезать живое Тело Церкви Христовой в лице Церкви Русской на две части. Но всем известно (это во всеуслышание признается всеми западными государствами), что Порошенко является марионеткой США, поставленной американскими спецслужбами и деньгами (это открыто сообщается американскими и европейскими СМИ), не является членом канонической Православной Церкви и выполняет заказанную ему программу по расчленению России и Русской Православной Церкви. Следует напомнить, что проблемы с Крымом и Донбассом был созданы первыми же указами самого Порошенко о запрете преподавания русского языка в русскоязычных регионах. В 1439 г., когда Константинопольский патриарх принял унию с католической церковью на Ферраро-Флорентийском соборе, Русская Церковь была вынуждена объявить автокефалию (1448 г.). В 1589 г. всеми греческими патриархами Русская Церковь была признана патриархатом. В XVIII веке в результате распада Речи Посполитой в историческом контексте жестокого турецкого ига и агрессивной крайне жестокой католической унии территории Малороссии и Белоруссии, вошли в состав Российской империи, а их православное население - в юрисдикцию Русской Церкви, что не вызывало возражений ни в Константинопольской, ни в других поместных Церквах. В течение долгих столетий турецкого ига святые, иерархи Греческой Церкви и весь греческий народ верили, что именно Россия поможет им освободиться от турецкого ига, что и произошло в XIX веке, при чем погибло множество русских солдат. Ввиду полной антиканоничности действий патриарха Варфоломея нельзя не видеть в них мощного давления геополитических сил, враждебных Российской Церкви и России. Причем в случае успешности этой недопустимой акции любая поместная Церковь может оказаться жертвой «непослушания» константинопольскому патриарху, именующему себя «вселенским» и объявляющим о своем «пророческом служении». Последствия будут безусловно катастрофичны для всего христианского мира.

http://ruskline.ru/news_rl/2018/09/13/my...

В частности, новый глава РПЦЗ говорит об участии Русской Православной Церкви в работе экуменического Всемирного Совета Церквей (ВСЦ), что в Зарубежной Церкви воспринимается негативно. Ранее Московский Патриархат проигнорировал рекомендации IV Всезарубежного Собора выйти из ВСЦ. Сегодня, по мнению митрополита Илариона, эта организация «утратила свою значимость». То есть членство в ней не несет угрозы православию, так как реальное объединение с католиками и протестантами – вещь неосуществимая. И все же не исключено, что митрополит Иларион вновь поднимет этот вопрос – на Архиерейском Соборе, например. В таком случае он будет поддержан российскими противниками экуменической деятельности РПЦ, ряды которых за последние годы умножились. Так или иначе, «зарубежное» духовенство с его скепсисом по отношению к экуменизму объективно усилит позиции консервативного «крыла» внутри РПЦ. Другой интересный мотив в публичных выступлениях митрополита Илариона – перевод православных молитв с церковнославянского на современный русский язык. Фактически речь идет о частичной реформе богослужебного языка, которая активно обсуждается в РПЦ в последнее время. В самом Московском Патриархате у подобного нововведения немало противников. Что уж говорить о Зарубежной Церкви, которая на протяжении десятилетий консервировала церковные традиции царской России и до сих пор пользуется дореволюционной орфографией в официальных документах. Резкие перемены в этой сфере могут привести к углублению раскола в Зарубежной Церкви. В любом случае, если митрополит Иларион решится стать реформатором церковного языка, он несомненно получит одобрение представителей либерального течения в самой РПЦ. Таким образом, нового главу РПЦЗ можно с равным успехом отнести и к церковным либералам, и к консерваторам. Первые видимые изменения в Зарубежной Церкви с приходом митрополита Илариона выразились, во-первых, в принятии нового текста молитвы о спасении России (теперь она будет называться молитвой о благоденствии Русской Православной Церкви), а во-вторых, в создании нового церковного органа – Секретариата по межправославным отношениям. Все это стало логичным продолжением курса митрополита Лавра. Судя по всему, «зарубежные» иерархи считают, что Россия уже спасена и произошло это именно благодаря воссоединению Русской Церкви 17 мая прошлого года.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

На богослужении присутствовали: полномочный представитель Президента РФ в Южном федеральном округе В.В. Устинов; губернатор Краснодарского края В.И. Кондратьев; председатель Законодательного собрания Краснодарского края Ю.А. Бурлачко; прокурор Краснодарского края С.В. Табельский; войсковой атаман Кубанского казачьего войска, заместитель губернатора Краснодарского края Н.А. Долуда; глава муниципального образования города Армавир А.Ю. Харченко; главы районов Краснодарского края. Богослужебные песнопения исполнил сводный хор Армавирской епархии (регент О.В. Гелеван). На телеканале «Союз»  шла прямая трансляция Патриаршего богослужения, за которой многочисленные верующие могли следить на большом экране, установленном на площади перед собором. На сугубой ектении прозвучали прошения о единстве Православной Церкви и сохранении Церкви от разделений и расколов. После сугубой ектении Предстоятель Русской Православной Церкви совершил молитву о мире на Украине. Проповедь перед причастием произнес протоиерей Виктор Федоренко, благочинный Гулькевичского округа Армавирской епархии, настоятель Свято-Троицкого храма г. Гулькевичи. По окончании Литургии Святейший Патриарх Кирилл, сослужившие Его Святейшеству иерархи и духовенство совершили славление и поклонились Кресту Господню. Епископ Армавирский и Лабинский Игнатий приветствовал Святейшего Владыку и преподнес Его Святейшеству старинный крест и посох. Предстоятель Русской Церкви обратился к участникам богослужения с Первосвятительским словом . Святейший Патриарх Кирилл выразил благодарность митрополиту Исидора за труды на благо Церкви. «Хотел бы сердечно поблагодарить владыку митрополита Исидора, покидая пределы Краснодарской епархии, за его труды. Мы посетили Ейск, Краснодар и Армавир, и везде мы видим плоды Ваших трудов. Вы отдали значительную часть своей жизни возрождению Православия в этой замечательной митрополии, тогда еще епархии, когда Вы сюда были присланы. И сегодня, радуясь появлению новых епархий на территории Кубани, мы с благодарностью вспоминаем и Ваши труды», — сказал Святейший Владыка.

http://patriarchia.ru/db/text/5274538.ht...

Приведу лишь некоторые цифры по оценке статистики гонений на Русскую Церковь в указанный период. 1929—1936 гг. Осужденных 50 000, из них казненных — 5 000. 1937 и 1938 гг. были самыми страшными для духовенства и мирян — 200 000 репрессированных и 100 000 казненных. В 1939—40-х годах казни продолжались (около 2-х тысяч расстрелянных). Начавшаяся Великая Отечественная война показала всю мощь духовного Русской Церкви. Важной формой духовного участия Церкви стали Послания Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия к архипастырям и пастве, которые носили не только призывный и консолидирующий характер, но и имели разъяснительные цели. В них определялась твердая позиция Русской Православной Церкви по отношению к захватчикам и войне в целом независимо от положения на фронте. Руководствуясь гражданскими чувствами, иерархи, священники и верующие не ограничивались только молебнами о Красной Армии, а с первых дней войны участвовали в помощи фронту и тылу. Важнейшим материальным вкладом в фонд обороны стала построенная на средства Церкви танковая колонна имени Дмитрия Донского, в состав которой входили 40 танков Т-34. (Общий материальный вклад в фонд Обороны составил 300 млн. рублей). Но Русская Церковь не только помогала фронту морально и материально, многие священники солдатами и офицерами прошли дорогами воины, а некоторые из них участвовали в партизанском движении. Оценив духовный потенциал Русской Православной Церкви в начальный период войны, государство изменило не только отношение к ней, но и перешло к применению новых методов воздействия на Церковь и ее использование в своих внутри- и внешнеполитических целях. Год 1943-й открывает третий период в государственно-церковных отношениях советской истории ( 1943—1953 гг. , названные мной в исследовании " новым " курсом). Год 1943-й является той точкой отсчета, когда власть, окончательно отказавшись от планов уничтожения религии и Церкви, активно осуществлявшихся в предвоенные десятилетия, переходит к возрождению церковной жизни в стране под строгим государственным контролем. Восстановление церковной жизни проходило стремительно:

http://pravoslavie.ru/5206.html

Святейшего Патриарха поздравили представители Администрации Президента и Правительства Российской Федерации, полномочные представители Президента в федеральных округах РФ, главы российских регионов, послы ряда государств стран СНГ и дальнего зарубежья, представители общественных организаций, деятели науки, культуры и искусства, спортсмены, благотворители, руководители СМИ и светские журналисты, освещающие деятельность Предстоятеля Русской Церкви. В числе гостей были члены Священного Синода, иерархи и священники Русской Православной Церкви, представители Поместных Православных Церквей, Римско-Католической Церкви, других христианских конфессий, мусульманских и иудейских общин и объединений. От полноты Русской Православной Церкви с тезоименитством Святейшего Патриарха поздравил митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий : «Ваше Святейшество! В нашей жизни мы отмечаем немало праздников — церковных и светских, и они нас укрепляют. Церковные — в вере, в любви, в служении, а гражданские — в патриотизме. Сегодня у нас особый праздник — Ваше тезоименитство, которое является общецерковным праздником, потому что все Ваши слова, все Ваши идеи распространяются на всю Христову Церковь. И мы, конечно, Ваше Святейшество, все сочувствуем Вам. Вчера и сегодня Вы постоянно на ногах, постоянно получаете знаки внимания, любви. Это можно сравнить с магнитом, который все притягивает к себе. И наши сердца всегда стремятся к Вам, Ваше Святейшество. И поэтому хочется, с одной стороны, Вас поблагодарить за Ваше мужество, за Ваше терпение, за Вашу широчайшую любовь ко всем нам, и в то же время, как и вчера все мы Вам желали, и сегодня, в присутствии высоких гостей, хочется горячо, сердечно пожелать Вам терпения, здоровья и счастливого благословенного Патриаршества на благо нашей Церкви и нашего великого Отечества! Многая лета Святейшему Владыке!» Первый заместитель председателя Государственной Думы ФС РФ А.Д. Жуков огласил поздравление председателя Думы С.Е. Нарышкина. В ответном слове Святейший Патриарх Кирилл поблагодарил всех собравшихся за поздравления, молитвы и слова поддержки:

http://patriarchia.ru/db/text/4096539.ht...

Другие беженцы, в особенности из тех, кто добрался до Соединенных Штатов - страны эмигрантов, постепенно укоренились там, осознали себя в конце концов американцами русского происхождения, увидев свой особый долг в свидетельстве об истине Православия разноплеменному инославному и иноверному миру. Это был путь, который выбрал митрополит Северо-Американский Платон (Рождественский), стремившийся к расширению автономии своей епархии, преобразованной потом в митрополичий округ, не раз менявший свою юрисдикционную зависимость, и его преемники. Завершением этого извилистого пути был акт Московской Патриархии 1970 г. о даровании своей дочери - Американской Православной Церкви - автокефального статуса. Большая часть русских православных приходов во Франции и некоторые приходы в других странах Западной Европы, возглавляемые митрополитом Евлогием, в 1930 г., после очередного кризиса в отношениях с Московской Патриархией выбрали для себя оригинальный выход из сложившейся ситуации и временно, подчеркиваю, временно, перешли в юрисдикцию Константинопольского Патриархата в качестве особого русского экзархата в Западной Европе. Сам митрополит Евлогий, придававший серьезное значение временности этого перехода, уже в 1945 г. вернулся в юрисдикцию Московской Патриархии, однако после последовавшей вскоре его кончины большая часть клириков и паствы почившего митрополита предпочла вернуться под окормление Константинополя. Иным путем пошли те иерархи, клирики и миряне, которые ныне воссоединились с нами в лоне единой Русской Православной Церкви. Это был путь большинства духовенства, оказавшегося в эмиграции, за ними последовали и миряне, в особенности солдаты и офицеры белых армий, воевавшие " за единую и неделимую россию " , изгнанные из отечества и получившие приют в Королевстве сербов, хорватов и словенцев, где их по-братски приняли единоверные сербы. В 1921 г. в Сремских Карловцах был созван Всезаграничный собор, на котором был образован Зарубежный Синод и Высший церковный совет. В юрисдикцию Зарубежного Синода, помимо русской диаспоры на Балканах, вошла также диаспора в Китае и часть эмигрантов, осевших в странах Западной Европы, в особенности в Германии. Это был путь самоопределения себя как неразрывной части единой Русской Церкви, но без канонической связи с ее возглавлением, которая прервана была не сразу, а со временем. При этом вина за разделение в возникшей тогда полемики, которая по преимуществу велась в самой церковной эмиграции, представителями разных ее юрисдикций прежде всего возлагалась на политические обстоятельства и на тех, кто эти обстоятельства создавал, но также и на одну из сторон в этом разделении: апологетами Московской Патриархии - на Зарубежный Синод, а представителями Зарубежной Церкви - на Патриархию. Некоторые из авторов склонялись к признанию обоюдной вины.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/324/...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010