Однако в Русской Церкви есть самоуправляемые части, чьи священнослужители и даже иерархи до сих пор не только участвуют в политической жизни, но и избираются в законодательные собрания, пример: Украинская Православная Церковь. Интересно, что Архиерейский собор Украинской Церкви в 2007 году осудил смешение политической и церковной деятельности, как в форме этнофилетизма (церковного национализма), так и в форме «политправославия»: «Политправославие — это практика решать политические вопросы с помощью Церкви, это желание некоторых мирян выступать от лица Церкви, преследуя очевидно при этом политические цели», — объясняет пресс-секретарь Киевского митрополита и глава Информационно-просветительского отдела Украинской Православной Церкви прот. Георгий Коваленко. В недавнем прошлом в Украине за «политправославие» прещениям уже подверглись такие украинские общественные объединения как Союз православных граждан Украины и его лидер Валерий Кауров и Союз православных братств Украины под руководством Валентина Лукьяника. Однако депутаты-священники и даже депутаты-епископы тут до сих пор остаются. На волне политических событий начала 90-х значительная часть православных христиан на западе страны оказалась в расколе: «В Верховной Раде сейчас нет ни одного нашего клирика, но исходя из особенностей той исторической ситуации, в которую попала наша Церковь, некоторые наши иерархи остаются, в виде исключения, в составе местных советов, чтобы противостоять раскольникам и сектантам, — объясняет прот. Георгий Коваленко. — Последние выборы показали, что число священнослужителей, готовых избираться в местные органы власти, снижается, и это связано с тем, что священноначалие не поощряет такую практику, каноны не говорят ничего о законодательных собраниях, но в Украине их формирование происходит на основе партийных списков, а членство в партии не сопоставимо с пастырской деятельностью. Чтобы представлять интересы Церкви в Верховной Раде, существует специальное представительство УПЦ, наш представитель не является депутатом, но как наблюдатель он бывает на заседаниях парламента».

http://pravmir.ru/cerkov-bez-politpravos...

- Архиепископ Тиранский и всея Албании Анастасий, видимо, не хотел обидеть сербов, - поясняют батюшки. От геополитики даже здесь не уйти. Во всех пяти отрывках из Евангелия - слова Спасителя либо о загробной жизни, либо о воскресении из мертвых. Говорят, Алексий очень любил перечитывать эти места. Невольно ловишь себя на мысли, что и в пении, и в молитвословии не чувствуешь трагизма и обреченности. Происходящее вокруг, скорее, вселяет какую-то надежду и дает силы. " Не будем скорбеть. Лучше все силы употребим на молитву об усопшем и в храме, и дома. Ответим любовью на его любовь к нам " , - перекликаются с этими ощущениями слова отца Дмитрия Смирнова. Отпевание окончено. Под пение хора " Вечная память " к гробу подходят Дмитрий Медведев, Владимир Путин. Кланяются усопшему, крестятся, целуют митру с изображением Христа и Евангелие. Дальше - главы православных стран: суровый Александр Лукашенко, снова плачущий Владимир Воронин, строгий Борис Тадич, президент тесно связанной с православием христианской Армении Серж Саргсян. Тут же возникает лидер Партии регионов Украины Виктор Янукович. Политиков сменяют патриархи поместных православных церквей, патриархов - митрополиты РПЦ, митрополитов - другие иерархи. Вслед - Никита Михалков, Валентина Матвиенко, Сергей Миронов... Совсем уж под финал прощания к гробу скромно протиснулся полпред президента в Думе Александр Косопкин. Гроб выносят. Монахини посыпают путь розами. Сотни людей бросаются к аналою, чтобы припасть к месту, где только что было тело усопшего. Крестный путь вокруг храма - и гроб отправляется в Богоявленский собор. Там могут присутствовать лишь иерархи и священнослужители Русской Православной Церкви. " Присутствие представителей власти, общественных и политических деятелей на погребении не предусмотрено " , - сурово напоминает пресс-служба Патриархии. Тем не менее доступ к месту захоронения святейшего патриарха Алексия II будет открыт со среды. Из выступления Местоблюстителя Московского патриаршего престола митрополита Кирилла:

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

О. Иоанн оказался центром пересечения духовных и светских представлений о православии. Он сочетал в себе черты священника и пророка, обладая харизмой и частного человека, и священнослужителя. Однако его независимое поведение заставило церковных иерархов пристально присматриваться к его «оригинальности». Большие подозрения вызывало у них и огромное количество поклонниц о. Иоанна, создававших вокруг него нездоровый ажиотаж. (Трактовка женских религиозных чувств как невежественных, никчемных «бабушкиных сказок» была общепринятой в Русской православной церкви. Радикальная пресса пошла еще дальше в обличении отсталой сущности женского благочестия, и это наводит на мысль, что такое пренебрежительное отношение к женской религиозности выходило за богословские и даже идеологические рамки.) Подозрительное отношение иерархов к о. Иоанну было вызвано и тем, что он стал настоящей «знаменитостью» в современном смысле этого слова. Массовые паломничества в Кронштадт, открытые исповеди, серийное производство открыток, сувенирных платков и кружек с его изображениями, наконец, многотиражные специальные газеты и журналы для его почитателей и братства, действующие на всей территории России, – все это создавало ему широкую популярность, причем методами, присущими новой, капиталистической эпохе. А тот факт, что его пригласили служить у постели умирающего императора Александра III, принес ему не только всероссийскую, но и международную славу. О. Иоанн резко отличался от древнерусских святых, и его образ лег в основу нового эталона, неразрывно связанного с эпохой «модернити». Почему же в таком случае церковные иерархи все-таки приняли о. Иоанна? Прежде всего он достаточно уважал субординацию, чтобы завоевать благоволение начальства (так произошло и с его западным современником, кюре из Арса). Более того, он побуждал народ следовать тем православным формам благочестия (более частое приобщение к таинствам, благотворительность), за которые ратовали и сами иерархи. Наконец, он имел духовный сан, а значит, априори внушал иерархам больше доверия, чем любой мирянин. Для более вдумчивых епископов он был символом жизнеспособности православия перед лицом современных веяний и успешным ответом православия на перемены, которые принесли с собой в традиционное общество политические реформы, социальные изменения и индустриализация.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

2 октября Предстоятель Русской Православной Церкви прибыл в Совет Европы, где встретился с Председателем Парламентской ассамблеи Совета Европы Рене Ван дер Линденом и выступил на пленарном заседании Ассамблеи. В своем выступлении Святейший Патриарх напомнил о христианских корнях Европы и о необходимости сохранения неразрывной связи между правами человека и нравственностью. Указав на важность участия религии в общественной жизни, Его Святейшество подчеркнул важность мировоззренческого диалога о европейских ценностях на площадке Совета Европы. Святейший Патриарх ответил на вопросы представителей парламентских фракций, встретился с Генеральным секретарем Совета Европы Терри Девисом и с Председателем Правительства Республики Сербии Воиславом Коштуницей. Предстоятель также посетил храм Московского Патриархата в честь Всех святых, где был совершен молебен. Вечером Его Святейшество и сопровождающие лица прибыли в Париж. В аэропорту Первоиерарха Русской Православной Церкви встречали Преосвященный епископ Богородский Елисей, Посол России во Франции А.А. Авдеев, Посол России при ЮНЕСКО В.А. Каламанов, другие лица. 3 октября Святейший Патриарх Алексий совершил молебен в кафедральном храме Корсунской епархии во имя Трех святителей. За богослужением присутствовали, в частности, архиереи Русской Православной Церкви, несущие свое служение в Западной Европе, иерархи Поместных Православных Церквей, пребывающие во Франции, представители дипломатического корпуса, многочисленная паства. В своем слове по окончании молебна Предстоятель отметил важность восстановленного единства Русской Православной Церкви и подчеркнул необходимость доброго сотрудничества всех православных, живущих во Франции. За усердные труды на благо Церкви Святейший Патриарх вручил Преосвященному архиепископу Корсунскому Иннокентию орден святого равноапостольного князя Владимира (II степени). После молебна Предстоятель Русской Православной Церкви беседовал с православными иерархами, несущими свое служение во Франции и других странах Западной Европы. Состоялась также встреча Святейшего Патриарха с представителем Ватикана во Франции архиепископом Фортунатто Балделли.

http://sedmitza.ru/lib/text/429922/

Заседание совместной комиссии Русской и Болгарской Православных Церквей по вопросу канонизации архиепископа Серафима состоялось 3-4 декабря 2015 года в Софии. Были заслушаны доклады о различных аспектах деятельности архиепископа Серафима, дана оценка его богословских трудов. Особое внимание было уделено факту почитания иерарха в Болгарской Православной Церкви, систематизации и документальному подтверждению чудес, совершившихся по его молитвам. Члены комиссии приняли единодушное решение об отсутствии препятствий к канонизации архиепископа Серафима. Заслушав итоги заседания в Софии, Священный Синод Русской Православной Церкви 24 декабря 2015 года (журнал 94) принял решение вынести вопрос о канонизации архиепископа Серафима на рассмотрение Архиерейского Собора Русской Православной Церкви. По благословению Святейшего Патриарха Болгарского Неофита на настоящее заседание прибыли иерархи Болгарской Православной Церкви –сопредседатель Совместной комиссии Русской и Болгарской Православных Церквей по вопросу канонизации архиепископа Богучарского Серафима (Соболева) Преосвященный митрополит Варненский и Великопреславский Иоанн и член комиссии Преосвященный епископ Знепольский Арсений. Несмотря на сложившееся почитание в Болгарии, архиепископ Серафим известен в самой Русской Православной Церкви гораздо меньше, его жизненный путь, протекавший в обстоятельствах трудной и противоречивой исторической эпохи, заслуживает того, чтобы на нем остановиться более подробно. Николай Борисович Соболев родился 1 декабря 1881 года в Рязани, окончил Рязанскую духовную семинарию и Санкт-Петербургскую духовную академию. В 1908 году, на 4-м курсе академии, Николай Соболев принял монашеский постриг, в том же году был рукоположен во иеродиакона и иеромонаха; по окончании академии трудился на поприще духовного образования, встретив октябрьскую революцию в должности ректора Воронежской духовной семинарии, закрытой в 1918 году большевиками. На юге России архимандрит Серафим вошел в подчинение Временного высшего церковного управления (ВВЦУ). Его хиротонию во епископа Лубенского, викария Полтавской епархии, состоявшуюся по решению ВВЦУ 14 октября 1920 года в Симферополе, возглавил митрополит Антоний (Храповицкий). Уже через месяц епископ Серафим был вынужден покинуть Россию вместе с ВВЦУ.

http://patriarchia.ru/db/text/4367084.ht...

— То есть, практически все препятствия, которые мешали сближению, за эти годы удалось преодолеть? — Ну, не все. Нужны были еще, я думаю, и приезд, избрание нового предстоятеля, первоиерарха Русской Зарубежной Церкви митрополита Лавра, нужна была встреча президента Владимира Владимировича Путина с митрополитом Лавром и с Синодом Русской Зарубежной Церкви, когда иерархи и увидели в лице президента человека, который уже не борется с Церковью, не гонит Церковь. — Ваше Святейшество, а когда лично Вам впервые подумалось, что это долгожданное объединение возможно и станет реальностью? — Я никогда не думал, что это невозможно. В детские годы я прислуживал в храме, в котором служил протопресвитер Александр Киселев, тогда еще молодой священник. Мой покойный родитель был диаконом у него в этом приходе. И вот я встречался с представителями Русской Зарубежной Церкви в свои детские годы, и я помню, что все они жили любовью к России, жили и не мыслили себя вне Русской Православной Церкви. И во всех официальных высказываниях Русская Зарубежная Церковь всегда говорила и считала себя частью единой Русской Православной Церкви. — А вот общее сопротивление, которое, может быть, было с обеих сторон, трудно было преодолеть на этом пути к сближению? — Я думаю, что самой большой ошибкой на этом пути было решение Синода Русской Зарубежной Церкви о создании параллельных приходов на нашей канонической территории. Против этого выступал целый ряд иерархов Русской Зарубежной Церкви. Но, тем не менее, это решение было принято, и оно породило разделение у нас внутри. Не было идейных священников, которые перешли в приходы Русской Зарубежной Церкви на нашей канонической территории. Чаще всего это были священнослужители, которые по каноническим причинам подвергались каноническим прещениям со стороны своих законных иерархов. И конечно они высказывались против объединения, потому что большинство из них имели канонические нарушения, за которые надо отвечать. Я думаю, что и за рубежом не все воспринимают объединение, которое происходит, с пониманием и с радостью. Потому что усиливается свидетельство о единстве Православной Церкви. Происходит собирание русского народа. А это не у всех вызывает радость; у некоторых — беспокойство.

http://pravmir.ru/svyatejshij-patriarx-a...

Со своей стороны, Тосики Кудо отметил важность роли, которую играет Православная Церковь в развитии дружеских отношений между народами двух стран. Отвечая на вопросы собравшихся в аэропорту представителей СМИ, Святейший Патриарх Кирилл вновь обратился к апостольским подвигам святителя Николая Японского. За пятьдесят лет служения в Японии святитель основал православную общину, которая к концу его земной жизни насчитывала более 30 000 членов, напомнил Предстоятель Русской Церкви. «Одна из причин успеха миссии святителя Николая — это подлинное отождествление себя с культурой того народа, которому он проповедовал, — сказал Святейший Патриарх Кирилл. — Он полюбил этот народ, и японцы, почувствовав его искренность, ответили ему любовью, и сегодня мы радуемся тому, что Японская Православная Церковь, получившая права автономии от Русской Православной Церкви, продолжает свое служение». Из аэропорта Предстоятель Русской Православной Церкви направился в Воскресенский храм города Хакодате — старейшую православную церковь в Японии. Затем Патриарх посетил Воскресенский храм в городе Хакодате — первую православную церковь в Стране восходящего солнца. Проследовав в храм, где его ждали многочисленные верующие, Предстоятель Русской Церкви облачился в мантию и, поклонившись святыням алтаря, возглавил молебен святому равноапостольному Николаю. За богослужением молились иерархи и клирики Японской Автономной Православной Церкви, члены делегации, прибывшей в Японию вместе со Святейшим Патриархом. По окончании молебна со словом приветствия к Его Святейшеству обратился митрополит Токийский и всей Японии Даниил, который поблагодарил Предстоятеля Русской Церкви за то, что он прибыл в Японию для участия в торжествах, связанных со 150-летием со дня прибытия в Японию равноапостольного Николая Японского, сотой годовщиной его преставления и 40-летием прославления в лике святых. Митрополит Даниил также выразил искреннюю благодарность за материальную поддержку, которая была оказана Японии, пострадавшей в прошлом году от стихийного бедствия. Он отметил, что собранная Русской Православной Церковью помощь дала возможность в короткое время восстановить церковную жизнь в пострадавших приходах Японской Автономной Православной Церкви. «Эта помощь — как отцовская любовь», — сказал владыка.

http://ruskline.ru/news_rl/2012/09/15/sv...

Декретом Совета Народных Комиссаров в 1918 году Церковь отделялась от государства, а школа – от Церкви. В том же году специально учреждённые органы приступили к ликвидации административно-управленческих структур Русской Православной Церкви. По завершении Гражданской войны в 1922 году был издан Декрет об изъятии церковных ценностей. Издание журнала «Безбожник» и учреждение организации «Союз воинствующих безбожников» в 1920-е годы стало очередным шагом атеистической пропаганды. Общим результатом политики СССР в отношении Церкви в 1920–1930-е годы стало закрытие значительной части храмов и монастырей, а также арест подавляющей части духовенства и епископата Русской Православной Церкви. Существенные послабления для Русской Православной Церкви начались в годы Великой Отечественной войны. …Сталин и Молотов приняли в Кремле трёх иерархов Русской Православной Церкви – Патриаршего Местоблюстителя, митрополита Московского и Коломенского Сергия (Страгородского), митрополита Ленинградского и Новгородского Алексия (Симанского) и экзарха Украины, митрополита Киевского и Галицкого Николая (Ярушевича). Деятельность Патриаршего Местоблюстителя в дни, когда началась война с фашистской Германией, заслуживает особого уважения. …22 июня 1941 года, в День Всех Святых, в Земле Российской просиявших, через два часа после выступления по радио наркома иностранных дел Молотова о нападении Германии на Советский Союз и за две недели до обращения Сталина к советскому народу митрополит Сергий призвал верующих, собравшихся в Богоявленском кафедральном соборе Москвы, весь народ дать отпор агрессору. В тот же день он стал рассылать Послание «Пастырям и пасомым Христианской Православной Церкви» по всем приходам Русской Православной Церкви. В нем было сказано: «...Последние годы мы, жители России, утешали себя надеждой, что военный пожар, охвативший едва не весь мир, не коснётся нашей страны, но фашизм, признающий законом только голую силу и привыкший глумиться над высокими требованиями чести и морали, оказался и на этот раз верным себе. Фашиствующие разбойники напали на нашу Родину. Попирая всякие договоры и обещания, они внезапно обрушились на нас, и вот кровь мирных граждан уже орошает родную землю.

http://ruskline.ru/opp/2023/09/05/stalin...

7. Бабкин М.А. Иерархи Русской православной церкви и свержение монархии в России (весна 1917 г.)//Отечественная история. М., 2005. 3. С. 109–124. (1,6 п. л.) 8. Бабкин М.А. Реакция Русской православной церкви на свержение монархии в России. (Участие духовенства в революционных торжествах)//Вестник Московского университета. Серия 8: История. М., 2006. 1. С. 70–90. (1,3 п. л.) 9. Бабкин М.А. Современная российская историография взаимоотношений Русской православной церкви и государства в начале XX века (досоветский период)//Отечественная история. М., 2006. 6. С. 171–180. (1,1 п. л.) 10.Бабкин М.А. Духовенство Русской православной церкви и «старорежимные» символика и ономастика (весна 1917 г.)//Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия Социально-гуманитарные науки. Вып. 7. Челябинск, 2006. 17 (72). С. 7–10. (0,5 п. л.) 11. Бабкин М.А. «Священство» против «царства»?//Родина. М., 2007. 3. С. 27–33. (1,0 п. л.) 12.  Бабкин М.А. Восстановление патриаршества. 1905–1917 гг.//Свободная мысль. М., 2007. 10 (1581). С. 171–184. (1,0 п. л.) 13.  Бабкин М.А. Ещё раз о позиции духовенства Русской православной церкви в 1917 году. (Данные источников и мнение Ф.А. Гайды)//Свободная мысль. М., 2009. 1 (1596). С. 193–204. (0,74 п. л.) 14.  Бабкин М.А. Поместный собор 1917–1918 гг.: вопрос о совести православной паствы//Вопросы истории. М., 2010. 4. С. 52–61. (1,0 п. л.) 15.  Бабкин М.А., Галузо В.Н. О генезисе летосчисления в России//Закон и право. М., 2010. 9. С. 59–61. (авт. доля (50%) – 0,19 п. л.) 16. Бабкин М.А. Подарок историческому факультету МГУ им. М.В. Ломоносова от Общества любителей древней письменности//Вестник Московского университета. Серия 8: История. М., 2010. 5. С. 123–125. (0,2 п. л.) 17.  Бабкин М.А., Галузо В.Н. Летосчисление в России: историко-правовой анализ//Право и государство: теория и практика. М., 2010. 12 (72). С. 93–99. (авт. доля (50 %) – 0,44 п. л.) 18.  Бабкин М.А. О хронологии некоторых событий всемирно-исторического значения//Вопросы истории. М., 2011. 1. С. 171–175. (0,6 п. л.)

http://bogoslov.ru/person/213987

В данном случае, наша Церковь, обратив внимание на значительные сдвиги в церковной жизни России, решила вступить на путь примирения, ибо, если все вопросы и проблемы, создавшие преграды между обеими частями Русской Православной Церкви, решатся благополучно и без нарушения принципиальных позиций с принципиальными позициями Русской Зарубежной Церкви, то никакой " унии " , никакого " присоединения " , ни, тем более, " поглощения Зарубежной Церкви Московской Патриархией " не будет. По всей вероятности, форма будущего общения с Церковью в России такова: одна Чаша, т.е. совместное служение и духовное единство, и две совершенно отдельных церковных администрации. Я глубоко убежден, что, в случае положительного завершения переговорного процесса, наши иерархи не сочтут целесообразным вносить каких-либо существенных изменений в нашу церковную жизнь, которые могли бы причинить боль некоторой части нашей паствы и нанести ущерб делу русского православия за границей. Об этом говорил Высокопреосвященнейший Владыка Лавр в недавнем интервью газете " КоммерсантЪ " : " В течение более 80-летнего самостоятельного существования Русской Зарубежной Церкви, она не только сохранила преемственность, традиции и обычаи Русской Церкви, но и приобрела своеобразие, способствовавшее ей в сохранении своего православного наследия в чужой, инославной среде. Так она сумела передать нескольким поколениям русских православных людей в изгнании сокровище Православия и идеалы Святой Руси. Это служение следует продолжать в свете накопленного опыта и практики, но также при учете создавшихся новых обстоятельств. Русская Зарубежная Церковь являлась объединяющей силой в среде русских православных верующих, не только тех, кто внезапно оказался за границей, но и тех, кто там родились и выросли. Свое исповедническое служение Русская Зарубежная Церковь исполняла и тем, что вопреки кощунственной лжи возвещала всему миру правду о гонениях и страданиях Русской Православной Церкви от безбожной власти, о многочисленных мучениках и исповедниках Веры Христовой. Положение Русской Зарубежной Церкви в странах мировой русской диаспоры имеет свою специфику. Правовое положение ее структур обусловлено законодательством стран пребывания. Уже четвертое поколение ее духовенства воспитывалось, получало образование за границей, знает язык, обычаи и культуру стран пребывания. Поэтому радикально менять автономную структуру управления Русской Зарубежной Церкви на данном этапе не представляется целесообразным " . " ...Что касается имущества, то владение недвижимостью и иным церковным имуществом также регулируется законодательством стран пребывания. Внезапные перемены в этой области также не имеют смысла, и поэтому необходимо сохранить " статус кво " " ...

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2004/0...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010