II. Источники церковного права, которыми руководствуются церковные суды. Церковные правонарушения и наказания (прещения). Церковные суды Русской Православной Церкви осуществляют судебную власть, руководствуясь священными канонами, Уставом Русской Православной Церкви, Положением о церковном суде Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) и иными установлениями Православной Церкви. Важно отметить, что Устав Русской Православной Церкви и Положение регулируют вопросы церковного судоустройства и судопроизводства. Виды церковных преступлений и проступков, а также меры канонической ответственности за них Положением не предусмотрены. Примерный перечень церковных правонарушений, подлежащих рассмотрению церковными судами, утвержден Священным Синодом. Этот перечень включает пять категорий дел, а именно церковные правонарушения: против веры; против ближнего и христианской нравственности; против правил о монашестве; правонарушения архиереев и иных клириков против иерархического порядка и, соответственно, против пастырской службы. При необходимости передачи в  епархиальный суд дел по церковным правонарушениям, не предусмотренным настоящим перечнем,   епархиальным архиереям следует обращаться в Общецерковный суд за разъяснением. Виды канонических прещений (наказаний) за данные правонарушения определяются священными канонами. Вместе с тем, Положение устанавливает следующие основные правила наложения канонических прещений (наказаний): 1) Презумпция невиновности. Лицо, обвиняемое в совершении церковного правонарушения, не может быть подвергнуто каноническому прещению (наказанию) без достаточных доказательств, устанавливающих виновность данного лица. 2) Нравственная цель церковных прещений (наказаний). Каноническое прещение (наказание) должно побуждать члена Русской Православной Церкви, совершившего церковное правонарушение, к покаянию и исправлению. 3) Применение церковной икономии и акривии при наложении канонического прещения (наказания). При наложении канонического прещения (наказания) следует учитывать причины совершения церковного правонарушения, образ жизни виновного лица, мотивы совершения им церковного правонарушения, действуя в духе церковной икономии, предполагающей снисхождение к виновному лицу в целях его исправления, либо в подобающих случаях — в духе церковной акривии, допускающей применение  строгих канонических прещений в отношении виновного лица в целях его покаяния.    

http://patriarchia.ru/db/text/426316.htm...

В 2007 году представители УПЦ КП и УАПЦ обратились к нашей Церкви с обращениями, в которых было изложено их видение путей преодоления церковных разделений в Украине. В этих документах преодоление раскола связывается с получением Украинской Православной Церковью определенного усовершенствованного канонического статуса. В своих ответах на эти обращения Священный Синод нашей Церкви отметил, что «изменение канонического статуса Украинской Православной Церкви возможно лишь при условии достижения единодушия по этому вопросу среди епископата, духовенства и мирян. Однако в нашей Церкви сегодня существуют различные точки зрения относительно ее будущего» (Ответ Священного Синода Украинской Православной Церкви на «Обращение Архиерейского Собора УАПЦ к Поместному Собору УПЦ», 16 июля 2008 года). Несмотря на то, что вопрос канонического статуса Украинской Православной Церкви активно обсуждается уже более двадцати лет, не существует консолидированного ответа на этот вопрос. И мы констатируем этот факт сегодня, в преддверии Поместного Собора Русской Православной Церкви. Вполне очевидно, что и сегодня в украинском церковном народе нет единодушия в вопросе оптимального для нашей Церкви канонического статуса. Поэтому и сегодня любые окончательные решения по этому вопросу, полагаю, будут преждевременными. Но это не означает, что мы должны отказаться от открытого общецерковного обсуждения указанной проблемы или замалчивать ее существование. Наоборот, сегодня мы должны вывести это обсуждение на качественно новый уровень и привлечь к нему лучших специалистов в области церковной истории и канонического права. Чтобы достичь этой цели, считаю целесообразным создание специальной комиссии, в которую бы вошли не только представители иерархии Русской и Украинской Православных Церквей, но и церковные ученые из ведущих богословских учебных заведений России и Украины. Поскольку вопрос возможного канонического статуса Украинской Православной Церкви является одним из центральных в нашем диалоге с неканоничными группировками, то в случае создания указанной комиссии, она бы могла рассмотреть и возможные пути преодоления церковных расколов в Украине.

http://patriarchia.ru/db/text/531771.htm...

С подобными же поспешными заявлениями выступил и автор «Независимой газеты» Олег Недумов, заявивший, что «Объединение не состоялось» , а также – уверенный в том, что «решения Собора Зарубежной Церкви должны сильно разочаровать президента Путина». Он также уверяет читателей, что «объединение … откладывается на неопределенное время». И затем разъясняет, что де, якобы единственное, до чего могут договориться участники переговоров – до восстановления евхаристического общения, да и то, это решение может быть принято только как «итоговый результат соборной деятельности обеих частей Русской Церкви». При этом, складывается впечатление, что г-н Недумов, слушая только свои мысли, абсолютно пропустил то, о чем говорили иерархи Русской Православной Церкви в течение двух последних месяцев: а именно – те же самые слова, которые автор «Независимой газеты» выдает за собственную аналитику, приоткрывающую читателю какие-то «тайны». Подобное «объективное освещение» последних событий в прессе вызвали негодование автора сайта «Единое отечество» Антона Волынского, написавшего материал «Остановить восстановление единства Русской Православной Церкви уже невозможно, но «баба Яга против» . Сначала автор кратко вновь перечисляет принятые Собором решения, отмечает их важность и указывает на то, что в диалоге между Русской Православной Церковью и РПЦЗ сделан решительный шаг вперед по пути сближения и взаимопонимания. Затем Антон Волынский касается и собственно «противников восстановления единства Русской Православной Церкви». По его мнению, «политический заказ на дискредитацию диалога Патриаршей и Зарубежной Церкви исходит от антипутинской оппозиции»: «эти политические силы, что проиграли на прошедших парламентских выборах, итак негативно настроенные к Православному Возрождению, не могут простить Владимиру Путину того, что при нем началось действительно великое дело восстановления единства Русской Православной Церкви». Он называет те СМИ, которые за последний месяц распространяли откровенные «дезы»: «Например, раскручивалась тема визита в Россию для налаживания контактов» с «альтернативными», то есть раскольническими группками, тех священников Зарубежной Церкви, что недовольны курсом ее епископата на сближение с Московской Патриархией (речь идет как раз о тех священниках, которые не бывали в России, которых легко дезинформировать). Очевидно, что попытки сколотить подобную оппозицию будут продолжаться».

http://pravoslavie.ru/4868.html

Помимо заключения Управления делами, которое может быть на десяток-полтора страниц, это несколько сот страниц дела: письма, свидетельств и документы, эти свидетельства подкрепляющие, и т.д. И мы, судьи, подробно знакомимся со всеми этими материалами. Не надо думать, что мы довольствуемся заключением Управления делами: оно для нас служит лишь вспомогательным материалом для ознакомления с делами, и это действительно большая помощь в нашей работе. Но, вчитываясь в каждое дело, мы самостоятельно принимаем свое решение. И в половине рассмотренных дел наши решения отличались от заключения Управления делами: вносились уточнения, приговоры даже усиливались. А в одном случае следственные выводы были формально абсолютно правильны, но, поговорив с подсудимым, мы пришли к выводу о необходимости проявить высшую форму справедливости — милосердие и приняли решение, противоположное представленному заключению. — Согласно п. 3 ст. 1 Положения, Церковный суд Русской Православной Церкви осуществляет судебную власть, «руководствуясь священными канонами, Уставом Русской Православной Церкви, настоящим Положением и иными установлениями Православной Церкви». Полагаете ли Вы, что некоторые каноны могли устареть и выйти из употребления? Каким образом может происходить деление канонов на действующие и вышедшие из употребления? — Полагаю очевидным, что 85-е правило Трулльского Собора о форме отпущения рабов на волю на сегодняшний день неприменимо в связи с отсутствием рабства... Но в истории бывали прецеденты, когда рабство вдруг возвращалось, как, например, в США в определенный период. Потому не стоит называть каноны устаревшими. Мне больше нравится выражение «вышедшие из употребления». — Какая иерархия источников права существует, по Вашему мнению, в правовой системе Русской Православной Церкви? — Традиционно церковное право, в зависимости от его источника, делят на Божественное, основанное на ясно выраженной Божественной воле, и положительное, или церковное право в узком смысле слова, основанное на точно установленных законодательных актах самой Церкви. Последнее может быть описано с различных позиций: внутреннее и внешнее, писаное и неписаное, общее и частное. Я не буду сейчас вдаваться в подробности, скажу о самом существенном. В Русской Православной Церкви, как и вообще в Православной Церкви, в отличие от западной традиции, нормы светских правовых отношений не определяют сферу права. Это право прежде всего каноническое, и оно даже в тех элементах, что касаются гражданских отношений, имеет нравственный характер, а не сугубо юридический. Хотя периодически предпринимаются попытки пересмотреть это положение вещей.

http://patriarchia.ru/db/text/1633706.ht...

На совещании был составлен пространный каталог тем (более ста), касающихся самых разных сторон жизни Православной Церкви. Они были обобщены в следующие разделы: I. Вера и догмат. II. Богослужение. III. Управление и церковный строй. IV. Взаимоотношения между Православными Церквами. V. Взаимоотношения Православной Церкви с остальным христианским миром. VI. Православие в мире. VII. Общебогословские темы. VIII. Социальные проблемы. Каталог был составлен с учетом того, что к уже упомянутым вопросам, требующим межправославного обсуждения, добавились такие темы, как календарная проблема, определение условий признания новых автокефальных и автономных Церквей, обустройство православной диаспоры и другие, касающиеся, в том числе, вопросов эвтаназии, кремации усопших, планирования семьи, молодежи и т.п. Согласно утвержденному порядку, все Православные Церкви должны были высказать свою точку зрения по данному каталогу. В Русской Православной Церкви проекты документов по всем темам каталога были подготовлены трудами специальной комиссии, состоявшей из ведущих богословов — как иерархов и клириков, так и мирян. Она была учреждена Священным Синодом 10 мая 1963 года во главе с митрополитом Никодимом и завершила свою работу к июню 1968 года. Был проделан огромный труд. Главнейшие проекты митрополит Никодим представлял на заседаниях Священного Синода, где они получали одобрение. В 1963 и 1964 годах состоялось еще два Всеправославных совещания на Родосе, которые были посвящены, в основном, вопросам, касающимся межхристианских отношений. 4. Сокращение каталога до десяти тем На четвертом Всеправославном совещании, которое проходило 8-15 июля 1968 года в Женеве, было принято решение вести подготовку Всеправославного Собора в рамках Межправославных подготовительных комиссий и Всеправославных предсоборных совещаний, которые с тех пор традиционно собираются в центре Константинопольского Патриархата в швейцарском местечке Шамбези близ Женевы. Для обслуживания работы Подготовительных комиссий и Предсоборных совещаний Вселенской Патриархии было поручено учредить в Шамбези секретариат, главой которого определено являться одному из Константинопольских иерархов, уполномоченному докладывать Вселенской Патриархии о результатах заседаний. Отмечу, что делегация Русской Православной Церкви предлагала ввести принцип ротации, то есть поочередного назначения Секретарем представителей разных Поместных Церквей, но это предложение не прошло. Рабочими языками Межправославных комиссий и Предсоборных совещаний были избраны греческий, русский и французский.

http://patriarchia.ru/db/text/1663993.ht...

6. 8 мая в 13 часов организовать возложение венков Святейшим Патриархом, иерархами и духовенством нашей Церкви к " Могиле неизвестного солдата " в память о славном юбилее Великой Победы. 7. 9 мая во всех храмах Русской Православной Церкви совершить Божественную литургию и панихиду о всех погибших в годы войны. 8. Организовать создание документального фильма посвященного патриотической деятельности Русской Православной Церкви в годы Великой Отечественной войны. 9. Учебным заведениям Русской Православной Церкви рекомендовать провести лекции, посвященные теме патриотического служения Русской Православной Церкви. 10. Всем епархиальным архиереям обратить особое внимание на попечение о ветеранах инвалидах и участниках Великой Отечественной войны. ЖУРНАЛ 80 СЛУШАЛИ: Сообщение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия о проходивших Церковно-общественных форумах " Духовно-нравственные основы демографического развития России " в Москве (18-19 октября 2004 г.) и Нижнем Новгороде (14 декабря 2004 г.). СПРАВКА: 18-19 октября 2004 г. в Храме Христа Спасителя, в Москве проходил церковно-общественный форум " Духовно-нравственные основы демографического развития России " . Форум проходил под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и при содействии Полномочного представителя Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе и Общественного объединения " Деловая Россия " . Целями и задачами Форума были: Содействие формированию демографической политики государства, отвечающей современным социальным реалиям и историческому опыту России; содействие сохранению исторического наследия и создание в обществе атмосферы уважения к традиционным духовно-нравственным ценностям; обсуждение вопросов взаимодействия государства с религиозными организациями в социальной сфере, в деле возрождения духовно-нравственных традиций российской семьи; выработка системы воспитательных мер раннего предупреждения прерывания беременности, широкая пропаганда счастья материнства и ответственности отцовства, формирование в молодежной среде приоритета ценностей семейной жизни. В первый день после открытия Форума состоялось пленарное заседание, на второй день работа Форума проходила по четырем секциям: " Демографическая ситуация и государственная демографическая политика в Российской Федерации " , " Духовно-нравственные основы демографического развития России " , " Вопросы духовно-нравственного воспитания и образования " ; " Общественное противодействие асоциальным явлениям в молодежной среде, содействие возрождению православных духовно-нравственных ценностей " .

http://pravoslavie.ru/news/12254.htm

4. Дела, выходящие за пределы компетенции Архиерейского Синода, разрешаются Собором Архиереев на основании Временного Положения о Русской Православной Церкви Заграницей, утвержденного Общим Архиерейским Собором 9/22 и 11/24 сентября 1936 г. В случаях, не терпящих отлагательства, дела, выходящие за пределы компетенции Архиерейского Синода разрешаются оным с обязательным, однако, представлением таковых на утверждение ближайшего Собора Архиереев. 5. Председатель Архиерейского Синода в звании Первоиерарха: а) Председательствует на Соборах Архиереев и на заседаниях Архиерейского Синода; б) Сносится, от имени Собора Архиереев и Архиерейского Синода, с Главами Церквей и высшими административными и законодательными учреждениями и лицами в различных странах по вопросам, касающимся устроения Русской Православной Церкви вне России; в) Обращается, по уполномочию Собора Архиереев и Архиерейского Синода, с окружными посланиями к пастве Русской Православной Церкви вне России; г) Имеет попечение о внутреннем и внешнем благосостоянии Русской Православной Церкви вне России; д) Дает братские указания иерархам как относительно их личной жизни, так и исполнения ими пастырского долга в отношении епархий и миссий непосредственно подчиненных Архиерейскому Синоду; е) Имеет ближайшее наблюдение за деятельностью Правителя Дел Архиерейского Синода и Синодального Казначея; ж) Созывает Соборы Архиереев и заседания Архиерейского Синода; з) Распоряжается расходованием сумм Архиерейского Синода в пределах утвержденных оным смет; и) Подписывает чеки Архиерейского Синода совместно с Синодальным Казначеем или правителем Дел Архиерейского Синода; к) Созывает Ревизионную Комиссию; л) Представляет годовой отчет и отчет Синодального Казначея, вместе с заключением Ревизионной Комиссии, на рассмотрение годового заседания Архиерейского Синода и на утверждение Собора Архиереев. 6. Секретарь, один из членов Синода, по его избранию: а) Ведает канцелярией и всей текущей перепиской Архиерейского Синода; б) Хранит протоколы деяний Соборов Архиереев и заседаний Архиерейского Синода;

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

На одном дыхании изложив перспективы, нарком наконец остановился. После паузы спросил: – Вопросы есть? – В чьем непосредственном подчинении я буду находиться? – В моем и только моем. – Будет ли мне придан оперсостав? – Для начала можете отобрать себе троих. Дальше видно будет. – Допуск к текущей информации и к архиву? – Без ограничений, вас уже ждет рабочий кабинет, машина и все необходимое на первое время. – Нарком встал и, крепко пожимая подчиненному руку, произнес напоследок: – За работу, полковник Карпов. Это твой шанс. Желаю удачи! Пожалуй, еще никогда за свою 45-летнюю жизнь Карпов не работал так напряженно. Поиск, сбор и обобщение информации о положении православной церкви в стране и за рубежом, на оккупированной территории, в европейских странах, на Ближнем Востоке. Обработка сведений, поступающих в НКГБ из партизанских отрядов, действующей армии, от самых различных источников информации за рубежом. Перехваты радиопередач немецких радиостанций и их союзников. Чтение церковных изданий, советской и иностранной прессы. И встречи, встречи, встречи – со всеми, кто мог дать сколь-либо полезную информацию о православной церкви, иерархах, духовенстве, активистах-мирянах. Карпов со своими сотрудниками негласно посетил все действующие в Москве и ближнем Подмосковье храмы – как православные, так и обновленческие. Обошел он и все мало-мальски известные закрытые в разные годы православные соборы и монастыри, проверяя собранную информацию о их состоянии и использовании. В самом конце августа Карпов провел свою первую «операцию» – в Москву из эвакуации возвратился митрополит Сергий. В столице к тому времени находились митрополиты Ленинградский Алексий и Киевский Николай. Казалось, всё было подготовлено для решающего шага государства навстречу православной церкви. Днем 4 сентября 1943 года, как и планировалось, Карпов был вызван в Кунцево на Ближнюю дачу Сталина и представлен председателю Совнаркома как возможный кандидат на пост председателя Совета по делам Русской православной церкви, создаваемого при Совнаркоме. Перед Сталиным лежали документы из личного дела Карпова, а также материалы о православной церкви и ее руководителях. И хотя вопрос о назначении был практически решен, он все же задал свои вопросы:

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Stragor...

В условиях недостатка средств и персонала Учебный комитет фактически не мог стать церковным аналогом министерства образования, с четкой системой принятия решений и иерархической системой управления и контроля, а также самостоятельной инновационной научно-методической деятельностью, потому что не было, к сожалению, ни финансирования, ни кадровой поддержки деятельности Учебного комитета. По разным причинам, по разным обстоятельствам, но это действительно было так. Для координации деятельности духовных школ была избрана модель сетевого взаимодействия — посредством проведения ректорских совещаний, а также методических встреч и семинаров. И благодаря этой сетевой модели Учебный комитет, несмотря на трудное положение, в котором он находился, осуществлял координацию деятельности всех учебных заведений и руководство ими. Методическая помощь вновь открывшимся семинариям оказывалась Учебным комитетом в значительной мере на базе Московской духовной академии и семинарии, учебные программы и пособия которой легли в основу соответствующей учебно-методической документации для региональных семинарий. Инспекционная деятельность Учебного комитета также осуществлялась при содействии Московских духовных школ. Тот факт, что председателем Учебного комитета был назначен ректор Московской духовной академии, помог использовать потенциал Московских духовных школ для руководства практически всей деятельностью учебных заведений Русской Церкви. Концепция богословского образования, задача подготовки которой была поставлена на Архиерейском Соборе в 1994 году, подготовленная Учебным комитетом в виде «Основных направлений концепции богословского образования Русской Православной Церкви», была утверждена Священным Синодом на заседании 28 декабря 1996 года (журнал 92). Статус структурных элементов системы богословского образования в концепции определялся следующим образом: «Духовная семинария — учебное заведение Московского Патриархата, готовящее священнослужителей Русской Православной Церкви. Духовная семинария является учебным заведением закрытого типа. Срок обучения в семинарии — 4-5 лет. По окончании семинарии, в случае успешной защиты дипломной работы, выпускнику присваивается звание бакалавра. Духовная академия — высшее учебное заведение Московского Патриархата, готовящее священнослужителей, преподавателей для духовных школ, богословов и научных сотрудников для учреждений Московского Патриархата. Православный Свято-Тихоновский Богословский институт — высшее учебное заведение Московского Патриархата открытого типа. Духовное училище — специальное учебное заведение Московского Патриархата, готовящее церковнослужителей Русской Православной Церкви».

http://patriarchia.ru/db/text/934945.htm...

Мы предпочитаем говорить о межконфессиональных отношениях. И в рамках комиссий у нас нашлось общее понимание того, что уместно в таких отношениях, а что – нет. При посещении знаменитого Кельнского собора и его святынь я отнюдь не ощущал, что наши зарубежные братья иначе, чем мы, воспринимают факт нашей беседы с местным католическим священнослужителем, проявившим большое внимание и уважение к представителям Православной Церкви. Более того, именно «зарубежная» сторона организовала эту встречу по собственной инициативе. – Предполагается, что после подписания «Акта» в VIII главу Устава Русской Православной Церкви («Самоуправляемые Церкви») будут внесены изменения. Чем будет отличаться статус РПЦЗ от статуса, скажем, Украинской Православной Церкви? – РПЦЗ, согласно «Акту», будет самоуправляемой частью Русской Церкви, фактически пользующейся правами Самоуправляемых Церквей на территории Московского Патриархата. Главное отличие в том, что у Русской Зарубежной Церкви нет ясно очерченной канонической территории. Но и существующие ныне Самоуправляемые Церкви имеют не вполне тождественный статус, что отражено в их уставах. Это естественно вытекает из различий в количестве архиереев, епархий, приходов, в условиях жизни. Те нормы, которые отражены в «Акте», адекватны нуждам и традициям Зарубежной Церкви. Вместе с тем они соответствуют каноническим требованиям. Дмитрий Хаустов 15 ноября 2006 Источник: " НГ-Религии " Ваш Отзыв Поля, отмеченные звездочкой, должны быть обязательно заполнены. Ваше имя: Ваш e-mail: Отзыв: Введите символы, изображенные на рисунке (если данная комбинация символов кажется вам неразборчивой, кликните на рисунок для отображения другой комбинации):   Материалы в данном сюжете 24.05.2022 11:02 Состоялось отпевание и погребение митрополита Восточно-Американского и Нью-Йоркского Илариона 15.12.2021 16:08 Благовест-инфо От соборности к иерархичности: о рецепции Поместного собора 1917-1918 гг. в зарубежье рассказал представитель РПЦЗ 12.03.2021 10:20 Состоялось очередное заседание Архиерейского Синода Русской Зарубежной Церкви

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010