Главные организаторы этого дела твердо держали курс на скорейшую унию с Румынией, отмечает «Коммерсант Plus», напоминя, как Мирча Снегур, бывший секретарь ЦК Компартии Молдавии, странным образом преисполнившийся «великорумынскими идеями», в своем интервью зарубежным журналистам в сентябре 1991 года с предельной откровенностью заявил о «временном характере» молдавской независимой государственности, за которой, как он был уверен, уже вскоре последует ее непременное воссоединение с Румынией. Единственное, что сорвало тогда планы унионистов — это упорное сопротивление той части молдавского народа, которая проживает в Приднестровье. Именно они, молдаване-патриоты Транснистрии, фактически спасли тогда едва вставшую на ноги независимую Республику Молдова от той печальной участи, которая постигла в 1918 году ее предшественницу — Молдавскую Демократическую Республику, утверждает издание. На состоявшихся 23 ноября в Болгарии межцерковных переговорах представители Русской Православной Церкви представили все исторические документы, подтверждающие, что ни в XIX веке, когда Молдавия входила в составе России, ни после Второй мировой войны не было никаких посягательств Румынской Церкви на то, что молдавская территория является ее канонической территорией, напоминает «Независимая Молдова». Однако иерархи Румынской Церкви считают, что Молдавия — это часть Румынии, а апостольские каноны и решения Соборов «устарели». «Решение иерархов Румынской Православной Церкви вносит раздор не только в Православную Церковь Молдавии, но и сеет недоверие и даже неприязнь между молдавским и румынским народами, и атакует устои православного мира, — подчеркнул епископ Бельцкий Маркелл, член делегации Русской Церкви на переговорах в монастыре Троян. — Такие интервенции редко встречаются в исторической практике. Православному человеку, православному архиерею, не говоря уже о целом Синоде, такой дух дерзости чужд. Мы призываем людей к сохранению спокойствия, к принятию взвешенных решений в самые сложные моменты.

http://patriarchia.ru/db/text/334074.htm...

В последние годы Церковь стала все чаще упоминаться в материалах европейской и американской прессы как непременный участник дискуссий о современной российской идентичности. Эти дискуссии стали очень острыми, и западная пресса эту тему поднимает очень часто. В последнее десятилетие иерархи Церкви, в том числе нынешний Местоблюститель митрополит Кирилл, начали активно высказываться на такие темы как права человека, биоэтика. Все это довольно ново для западных средств массовой информации. Замечу, что Архиерейский Собор 2000 года, который принял социальную концепцию Русской Православной Церкви и одновременно канонизировал царскую семью и десятки других новомучеников, также вызвал внимание на Западе. Потому что это было несомненно событие, продемонстрировавшее, что Церковь пытается стать независимым участником общественной жизни России. — Давайте поговорим о людях. Интересно посмотреть, кто представляет Церковь в медийном пространстве. В России есть две группы таких комментаторов: с одной стороны, это иерархи — почивший Патриарх Алексий и митрополит Кирилл. С другой протоиерей Всеволод Чаплин, диакон Андрей Кураев и некоторые другие. Кто из них реально присутствует в пространстве западных СМИ? — Конечно, главными фигурами в репортажах о жизни Русской Православной Церкви являются почивший Патриарх Алексий и митрополит Кирилл. Я с трудом припоминаю, чтобы кто-то из высших церковных иерархов занимал бы сравнимое с ними место в репортажах о Церкви. Кроме того, есть известные комментаторы. Это такие фигуры как протоиерей Всеволод Чаплин, диакон Андрей Кураев, священник Владимир Вигилянский. Здесь важную роль играет, например, способность человека говорить по-английски, вообще на любом иностранном языке. Потому что часто комментарий берется по телефону. Такие священники, как о. Всеволод Чаплин, Игорь Выжанов или, скажем, епископ Иларион (Алфеев), владеют одним или несколькими иностранными языками, и потому известны как комментаторы на Западе. К сожалению, набор таких фигур ограничен.

http://e-vestnik.ru/interviews/pravobraz...

— Прошло почти три года после официального воссоединения Русской Православной Церкви Заграницей с Русской Православной Церковью. Как сегодня Ваша паства оценивает это событие? — Воссоединение двух частей Русской Православной Церкви на Родине и за границей стало великим событием последнего времени. Разрыв между нашими Церквами — это результат гонений со стороны советской власти. Когда гонение прекратилось, Россия получила свободу вероисповедания, а Церковь стала единой. Конечно, наша паства радуется. Это как духовная весна в жизни Церкви, новая радость. И я уверен, что все православные люди в России также радуются этому великому событию. — Почему во время присоединения к Русской Православной Церкви РПЦЗ оставила свое название? — Когда начинался наш диалог с Русской Православной Церковью, все понимали, что Зарубежная Церковь, хотя и имеет свой уклад, более чем девяностолетний опыт и продолжает жить своей жизнью, все же является частью Русской Православной Церкви. Это та же Русская Церковь, только за рубежом. Мы имеем одну веру и одинаковую структуру богослужения, а также общие традиции. Поэтому так исторически сложилось, что нас давно уже воспринимают как Церковь, пребывающую в единстве с каноническими общинами в России, Украине и Белоруссии. — Сегодня в мире есть несколько десятков бывших приходов РПЦЗ, которые не признали воссоединения с Русской Православной Церковью. Предпринимаются ли какие-либо шаги к возвращению отпавших общин? — Церковь Заграницей через воззвание и в личных беседах старалась убедить этих людей, которые видели разные препятствия для воссоединения, чтобы они все-таки поняли необходимость единства Церкви. Тем более что все преграды уже устранены и нет причин не войти в единство. К сожалению, некоторые иерархи, которые когда-то были частью Зарубежной Церкви, не согласились с этим и устроили раскол. Но мы молимся, чтобы Господь смягчил их сердца и дал им понять, что без церковного единства не может быть настоящей церковной жизни и спасения. Поэтому мы сожалеем о том, что такое разделение продолжается, и надеемся, что со временем они поймут свою ошибку и вернутся в церковное единство.

http://e-vestnik.ru/church/itropolit_ost...

Международная деятельность Московской Патриархии существенно активизировалась с сентября 1943 г., сразу же после приема председателем СНК митрополитов Сергия, Алексия и Николая. Конечно, нельзя ее оценивать исключительно с политических позиций. Русская Православная Церковь имела традиционные многовековые связи с различными религиозными конфессиями. И поэтому было естественным, как только были сняты запреты, восстановление их. Эти контакты касались и сугубо церковных вопросов. Однако внешние связи Патриархии являлись областью, в которой зависимость Церкви от государства ощущалась более всего. Некоторые иерархи были заинтересованы в восстановлении могущественной Русской Церкви с ее дореволюционным международным влиянием, сочувствовали они и идее «Великой Руси». Правда, активность руководящих деятелей Патриархии в выполнении чисто политических акций, тяготивших их, оказалась весьма далека от расчетов сталинского окружения. 8 сентября, в день избрания Патриарха, было принято «Обращение Собора епископов Русской Православной Церкви ко всем христианам мира». А через полторы недели произошла встреча Первосвятителя с делегацией Англиканской Церкви. В начале осени руководители стран антигитлеровской коалиции готовились к первой личной встрече в Тегеране. Для оказания воздействия на союзников с целью скорейшего открытия второго фронта И. Сталин использовал различные способы, в том числе влиятельные общественные движения. В числе таких организаций, с руководителями которых председатель СНК вел личную переписку, был Объединенный комитет помощи Советскому Союзу в Англии во главе с одним из высших деятелей Англиканской Церкви, настоятелем Кентерберийского собора X. Джонсоном. В движение за скорейшее предоставление помощи СССР в Великобритании активно включились и другие иерархи, в том числе архиепископ Кентерберийский Коэмо Г. Ланг, написавший специальную молитву о даровании победы русскому воинству 778 . Руководство Англиканской Церкви в конце лета 1943 г. обратилось к советскому правительству с просьбой разрешить визит своей делегации в Москву. Накануне Тегеранской конференции такой визит был признан И. Сталиным желательным и полезным.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Точно так же сегодня мы должны защитить то, что дано нам Богом, то, что дорого нашим сердцам. И пусть верующих людей не смущают слова призывающих согласиться с грехом и беззаконием, простить тех, кто не просит прощения и заявляет, что не нуждается в нем. Будем помнить, что отсутствие покаяния способно утвердить грешника в сознании собственной «правоты» и подтолкнуть к повторению греховных деяний. Всех иерархов, пастырей и мирян призываем 22 апреля, в день воспоминания уверения апостола Фомы, вновь явить всему миру торжество истины Христовой, совершив молебен и стояние в защиту веры, поруганных святынь, Церкви и ее доброго имени. Такие молебен и стояние призываем совершить при каждом кафедральном соборе епархий Русской Церкви. Во граде же Москве они будут совершены перед Храмом Христа Спасителя, перед иконами и крестом, пострадавшими от злоумышленников и безумцев. В дни Великого поста мы обращаем ко всем, кто нас слышит, призыв к покаянию и изменению жизни. Именно покаяние открывает двери прощения. Господь и Церковь готовы с радостью принять любого кающегося грешника. Тем, кто скорбит и унывает в связи с произошедшими событиями, напоминаем слова Самого Господа Иисуса: «В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир» (Ин. 16:33). Уверены, что из нынешних испытаний, как и в ХХ веке, наша Церковь выйдет более сильной. Ни новые трудные времена, ни «немощные дерзости» не разделят и не ослабят нас, ибо мы преодолеем их с молитвой и с упованием на всесильную помощь Божию, зная, что всякое зло и всякая неправда уже побеждены силой Креста и Воскресения Христова. скрыть способы оплаты Комментарии joanna 27 апреля 2012, 10:56 Воинственное безбожие ничем не хуже воинственного " божия " .Ключевое слово ВОИНСТВЕННОЕ.Против воинствующей церкви,как и против воинствующего безбожия,будет подавляющее число людей.Однако,похоже,что церковь разводит " этих лохов " ,пытаясь сделать из них воинство Христово.Разве кто-нибудь собирал 65000 атеистов,чтоб поругать церковь? РПЦ и многие верующие по-разному понимают идеалы христианства.Говорят-пусть ваши дети учат основы православия,православие -это духовность.А затем оказывается,что духовность РПЦ понимается как воинственность,слепое подчинение иерархам церкви.Не многие захотят этому учить своих детей.При желании,иерархи легко справятся с атеистами.Они бы не вооружали верующих,а разоружали атеистов своей порядочностью,честностью,нестяжательством и т.д.Словом,духовностью.Моё личное мнение - на Руси всегда уважали именно бессребренников.Иерархи РПЦ ведут себя как олигархи,разве так можно пропагандировать идеи христианства? И почему надо воевать,а не сменить линию поведения?

http://pravoslavie.ru/52663.html

Рункевич С. Г. Русская церковь в XIX в.: Исторические наброски С. Г. Рункевича . – СПб., 1901. – С. 20–57. Здравомыслов К. Я. Иерархи Новгородской епархии от древнейших времен до настоящего времени: Краткие биографические очерки. – Новгород. 1897. – С. 128–140. Бантыш-Каменский Д. Н. Словарь достопамятных людей русской земли, содержащий в себе жизнь и деяния знаменитых полководцев, министров и мужей государственных, великих иерархов Православной Церкви, отличных литераторов и ученых, известных по участию в событиях отечественной истории: в 5 ч. – М., 1836, ч. 1. Евгений (Болховитинов) , митрополит. Словарь исторический о бывших в России писателях духовного чина Греко-российской Церкви. – СПб., 1827. Сушков Н. В.//Чтения в Московском обществе истории и древностей российских. – 1867, ч. 1. – С. 156. П. М. Из прошлого//Русский вестник. – 1868, 4. Греч Н. И. Опыт краткой истории русской литературы. – М., 1822. – С. 297. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. – Киев, 1913. – С. 1401, 1407, 1411. Толстой Ю. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1871 гг.). – М., 1872, 143. Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. – М., 1908. – С. 638–639, 401–403. Родосский А. С. Биографический словарь студентов первых XXVIII курсов Санкт-Петербургской духовной академии. 1814–1869 гг. – СПб., 1907. – С. 11. Венгеров С. А. Критико-биографический словарь русских писателей и ученых: в 6 т. – СПб., 1889–1904, т. 1. – С. 491–493. Рассказы митрополита Филарета, записанные А. В. Горским//Русский архив. – 1888. Письма митрополита Киевского Евгения (Болховитинова) к В. Г. Анастасевичу//Русский архив. – 1889. Дневник М. С. Ребелинского//Русский архив. – 1897, кн. 1. Юбилейный сборник исторических материалов у Троицы в Академии 1814–1914 г. – М., 1914. – С. 239, 261. Бекетов П. П. Портреты именитых мужей Российской Церкви с приложением их краткого жизнеописания. – М., 1843. – С. 52.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Святейшего Патриарха Кирилла приветствовали представили Русской Православной Старообрядческой Церкви, Римско-Католической Церкви, других христианских конфессий, мусульманских и иудейских общин и объединений. На торжественном вечере в Храме Христа Спасителя также присутствовали постоянные члены Священного Синода Русской Православной Церкви, иерархи Русской Православной Церкви, руководители и сотрудники синодальных учреждений Русской Православной Церкви, сотрудники Московской Патриархии, руководители СМИ и светские журналисты, освещающие деятельность Святейшего Патриарха Кирилла. Святейшего Владыку поздравили представители олимпийской и паралимпийской сборных России. Предстоятель Русской Церкви пожелал олимпийцам помощи Божией, новых спортивных достижений и побед во славу России. Министр иностранных дел С.В. Лавров огласил поздравление председателя Правительства РФ Д.А. Медведева. Во время приема от лица всех собравшихся Святейшего Патриарха Кирилла с годовщиной интронизации поздравил митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий: «Завтра исполняется четыре года со дня Вашей Патриаршей интронизации и мы как православные Ваши дети собрались, чтобы выразить Вам наши горячие чувства. Если заглянуть в Устав Русской Православной Церкви, то человек, далекий от Церкви, ужаснется, потому что там написано на нескольких страницах, что обязан делать Святейший Патриарх. Он ответственен за многомиллионную паству Русской Православной Церкви. Если по-человечески рассуждать, то написано что-то нереальное, потому что один человек не может все это исполнить. Ваше Святейшество, несмотря на то, что Вы обладаете крепким здоровьем, характером, все равно без помощи Божией невозможно осуществить все, что Вы осуществляете». В ответном слове Святейший Патриарх Кирилл, в частности, сказал: «Полностью согласен с тем, что Вы сказали, владыка. Это относится не только к Патриаршему служению — когда объем ответственности превышает возможности человеческой психики, интеллекта, физических сил. В моем положении помощь Божия настолько зрима и ощутима, что это для меня является самым мощным доказательством того, что Бог рядом. Так же точно, как величайшим доказательством Божественного присутствия для людей, которым нужно было подниматься в атаку и идти навстречу огню, была надежда на помощь Божию. Как говорят, в окопах не было неверующих, потому что там рядом была невероятная опасность, колоссальная ответственность, груз, несовместимый с силами человека.

http://pravmir.ru/v-xrame-xrista-spasite...

Тексты документов были розданы участникам прошедшего Архиерейского Собора Русской Православной Церкви, и в соборных Постановлениях говорится: «Члены Архиерейского Собора свидетельствуют, что в своем нынешнем виде проекты документов Святого и Великого Собора не нарушают чистоту православной веры и не отступают от канонического предания Церкви». «Святейший Патриарх в своем докладе на Архиерейском Соборе подробно рассказал о подготовке к Всеправославному Собору, осветил вкратце содержание каждого из документов и сказал об еще одной очень важной теме, которая для нас была ключевой при подготовке этого Собора, — продолжил владыка Иларион. — К сожалению, некоторые иерархи Константинопольского Патриархата из США и Канады (там есть украинские структуры, бывшие раскольники, которые в 1990-е годы были приняты в лоно Константинопольской Церкви) постоянно приезжают на Украину, встречаются с раскольниками и говорят, что Константинопольский Патриарх обязательно предоставит им автокефалию… Святейший Патриарх Кирилл прямо поставил этот вопрос на Собрании Предстоятелей, поскольку у нас было честное и братское общение, Предстоятели видели друг друга лицом к лицу и у нас не должно было оставаться никаких сомнений в отношении позиции, которая озвучивается». Как отметил председатель Отдела внешних церковных связей, Святейший Патриарх Варфоломей заверил Святейшего Патриарха Кирилла — сначала на двусторонней встрече, а затем на общей встрече всех делегаций — что ни на Соборе, ни после Собора со стороны Константинопольского Патриархата не будут предприняты какие-либо шаги по предоставлению автокефалии украинским раскольникам или по какой-либо иной форме легитимации раскола. «Думаю, эти обещания, которые были сделаны публично, сняли напряженность, которую в наши отношения, к сожалению, внесли иерархи украинских структур Константинопольского Патриархата из США и Канады. И мы сейчас можем спокойно смотреть в наше ближайшее будущее и участвовать во Всеправославном Соборе», — констатировал митрополит Волоколамский Иларион.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4370118...

Литургические песнопения исполнили хоры Киево-Печерской лавры и Киевской духовной академии . Во время богослужения возгласы произносились на церковнославянском, греческом, грузинском, сербском, румынском, албанском и английском языках. По завершении Божественный литургии множество людей радостными криками приветствовали Предстоятеля Русской Православной Церкви, возглашая: «Наш Патриарх Кирилл». «Сердечно всех благодарю за поддержку меня как Патриарха Московского и всея Руси, за вашу любовь, которую я всегда чувствую, когда приезжаю на землю Украины, — сказал Святейший Владыка. — Такая теплота, такой духовный энтузиазм, такая радость, которую я здесь вижу, согревают мою душу и помогают нести мой Первосвятительский крест». Далее прозвучало слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла . Блаженнейший Патриарх Святого града Иерусалима и всей Палестины Феофил, обращаясь к участникам торжества, отметил: «Сегодня мы отмечаем одно из величайших событий человеческой истории — событие, которое поныне имеет глубокое значение для Православной Церкви в ее полноте и для народов этих земель в особенности, ибо здесь в 988 году святой князь Владимир принял Крещение и дал пример всему населению этих земель также креститься в водах реки Днепр, которая находится неподалеку от площади, где мы сегодня совершаем Божественную литургию». Блаженнейший Владыка напомнил о свидетельствах предания, согласно которому святой апостол Андрей Первозванный первым принес христианскую веру в эти земли, упомянул о подвиге Солунских братьев Кирилла и Мефодия, святых просветителей славян, о житии равноапостольной княгини Ольги и ее внука равноапостольного князя Владимира, крестителя Руси. Божественная литургия, которую ныне совершали Предстоятели и иерархи всех Поместных Православных Церквей, является благословенной для всех нас, засвидетельствовал Блаженнейший Патриарх, подчеркнув:  «Мы не просто обращаемся к прошлому, но и должны смотреть в будущее, ибо Господь наш является Тем, Который был, есть и грядет (Откр. 4:8), по свидетельству Книги Откровения Иоанна. Перед лицом вызовов современной эпохи, начиная с бедности, войны, насилия, дискриминации и всех форм разделения и бесчеловечности, Православная Церковь имеет богоданную апостольскую миссию и нравственное обязательство свидетельствовать о любви, мире, примирении, единстве и общении. Мы призваны быть светом миру (см. Мф. 5:14). Во времена, когда наступает глобализация, которая приносит новые требования для всех нас, мы должны, как свидетельствует Писание, бодрствовать и твердо стоять в нашей вере, быть мужественными, крепкими (см. Кор. 16:13) и делать все дела ради любви, по свидетельству святого Павла».

http://patriarchia.ru/db/text/3132529.ht...

Выдающиеся иерархи Румынской Православной Церкви 6. Церковные реформы в начале XX века 7. Митрополии Сибиуская и Буковинская 8. Румынская Церковь-Патриархат 9. Современное положение Румынской Православной Церкви 10. Связи Румынской Православной Церкви с Русской в прошлом и настоящем 11. Отношения с иными православными и неправославными Церквами 12. Борьба за мир Митрополии Предстоятели румынской Православной Церкви Глава IV. Болгарская Православная Церковь Исторический очерк Болгарской Православной Церкви 1. Проникновение христианства к болгарам 2. Стремление князя Бориса к провозглашению церковной автокефалии; автономия Церкви 3. Деятельность в Болгарии учеников святых братьев Кирилла и Мефодия; период расцвета славянской письменности 4. Обстоятельства установления автокефалии и возведения Болгарской Церкви в ранг Патриархата 5. Охридская Архиепископия 6. Тырновский Патриархат 7. Церковь во время турецкого господства на Балканах 8. Первые Экзархи 9. Положение Церкви после Балканской войны 10. Прекращение схизмы 11. Восстановление патриаршества и отношение к этому Константинополя 12. Патриарх Кирилл; его ученые труды 13. Патриарх Максим 14. Современное положение Болгарской Православной Церкви: 15. Особо чтимые святые 16. Монастыри 17. Сношения Болгарской Православной Церкви с Русской 18. Связи с иными Православными и инославными Церквами 19. Борьба за мир Митрополии Болгарской Православной Церкви Предстоятели Болгарской Православной Церкви Библиография к главе IV «Болгарская Православная Церковь» Глава V. Кипрская Православная Церковь Исторический очерк Кипрской Православной Церкви 1. Церковь со дня основания до завоевания Кипра английским королем Ричардом Львиное Сердце (1191) 2. Латинское господство 3. Церковь во время правления турок 4. Английское господство на Кипре 5. Церковь со времени получения Кипром независимости 6. Известнейшие Архиепископы 7. Особо чтимые святые 8. Современное положение Кипрской Православной Церкви 9. Отношение Кипрской Православной Церкви к инославному миру; отношение к миротворческому движению 10.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010