Раскол, возникший в XVII веке и получивший название «старо­обрядческий», на протяжении трёх столетий остаётся причиной глубокой скорби и озабоченности православного народа в нашем Отечестве. Помня завет Господа нашего Иисуса Христа «да будут все едино» (Ин. 17, 21), христианин не может, не имеет права мириться с состоянием разделения, воспринимая его как историческую данность, но всеми силами должен стремиться к уврачеванию этой болезненной кровоточащей раны на Теле Христовом, «дабы не было разделения в теле, а все его члены одинаково заботились друг о друге» (1 Кор. 12:25-26). Святитель Иоанн Златоуст свидетельствует: «Ничто тик не противно Богу, как разделения в Церкви. Даже если мы совершили тысячу благих дел, мы виновны, как те, кто мучил тело Господа нашего, если мы раздираем тело Церкви. Вот почему мы говорим вам это теперь, чтобы в последний день вы не могли сказать: никто не сказал мне об этом, никто не объяснил. Мы не знали об этом и не считали это грехом. Теперь я говорю и свидетельствую, что причинять разделение в Церкви есть не меньшее зло, чем впадать в ересь. Поскольку все вы совершеннолетние и отвечаете за свои дела, я прошу вас быть ответственными за свои поступки, не считая себя невинными и кладущими все у нашего порога, ибо так вы можете избежать столь вредного самообмана». Ныне мы отмечаем 200 лет с того дня, как Святейший Синод Российской Православной Церкви, движимый стремлением к уврачеванию пагубного разделения, рассмотрел просьбу части приверженцев старых русских обрядов о принятии их в церковное общение с восстановлением законного священства, и принял решение о воссоединении с Церковью обратившихся из раскола, благословив им отправлять богослужение по старопечатным книгам, соблюдая старые русские обряды. Решение Святейшего Синода вступило в силу 27 октября 1800 года и с этого дня многие вернулись в дом отчий, стали возлюбленными чадами Матери- Церкви, наследниками её благодатных даров. Однако постановления и клятвенные запреты Соборов 1656 и 1667 го­дов, где в старых обрядах дониконовских времён усматривался чуть ли не еретический смысл, вызывали определённое смущение у православных русских людей. Наиболее просвещённые иерархи Русской Православной Церкви, стремившиеся к уврачеванию раскола, понимали, что клятвенные определения Соборов 1656 и 1667 годов существенно препятствуют взаимопониманию и доверию, столь важных и необходимых в двустороннем диалоге. В результате длительной и кропотливой работы Поместный Собор Русской Православной Церкви 1917-1918 годов наметил ряд важных начинаний, направленных на обретение чаемого единства Русской Церкви, но известные исторические события и наступившее затем скорбное время гонений на христианство в России не позволили воплотить в жизнь эти благие намерения.

http://mospat.ru/ru/old-believers/voice/...

В своем интервью Вы громко заявляете, что деятельность Московского Патриархата в Юго-Восточной Азии якобы неканонична. Позволю себе напомнить историю появления Православия в регионе: русские священники начали свое пастырское служение в Китае в 1685-м году, святитель Николай (Касаткин) прибыл в Японию в 1861-м году, а Российская духовная миссия в Корее была учреждена в 1897-м году. Русские приходы в Индонезии появились в 1934-м году, в том же году был открыт приход в Маниле. Святитель Шанхайский Иоанн (Максимович) совершил первые богослужения во Вьетнаме в 1949-м году. И это всего лишь некоторые из документальных свидетельств начала действия миссии Русской Церкви в тех странах Южной и Юго-Восточной Азии, где в те годы не было представлено ни одной Православной Церкви. В своем интервью Вы приводите слышанный Вами из третьих уст якобы состоявшийся диалог между митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом – нынешним Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом – и неким русскоязычным прихожанином, в котором высказывалась претензия на Никольский собор в Сеуле. Об этом я специально спросил у Святейшего Патриарха. Это ложь. Такого разговора не было, да и быть не могло – Его Святейшество прекрасно знает историю Православной Церкви в Корее. Русская духовная миссия в Корее когда-то владела земельными участками и зданиями, и не только в Сеуле, но и на всем корейском полуострове. Что с ними случилось потом, были ли они проданы или переданы, и если да, то кем, кому и на каких условиях, мы пока в полной мере не знаем. Но будем изучать этот вопрос. Исторический факт заключается еще и в том, что за сотни лет в адрес Русской Церкви не прозвучало ни одной жалобы или упрека от православных собратьев по поводу наших действий в Азии, вплоть до недавних времен, когда Константинопольский Патриарх изменил свою экклезиологию и пожелал вместо «первого среди равных» Предстоятелей стать «первым без равных». Пастырское и миссионерское служение Русской Православной Церквив Азии никогда не оспаривалось никакими Поместными Православными Церквами, а наоборот, приветствовалось, что следует, в частности, из писем Иерусалимских Патриархов равноапостольному Николаю Японскому. Так, еще в 1896-м году Блаженнейший Патриарх Иерусалимский Герасим направил в дар Японской Церкви иконы, святые мощи и другие святыни. В дальнейшем поддержку японскому Православию и глубокое личное уважение к святителю Николаю продолжали оказывать как преемники Патриарха Герасима, так и иерархи различных Поместных Православных Церквей.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Все это может вызывать и вызывает смущение в умах некоторой части наших клира и паствы, недостаточно осведомленной о подлинных событиях истории Русской Православной Церкви в текущем столетии. Посему почти мы своим долгом перед лицом епископата, клира и всех верных чад нашей Русской Православной Церкви дать ответы по всем пунктам выдвигающихся в вышеуказанных документах обвинений, а также дать соответствующие разъяснения о самом характере оных, чтобы никто не питал иллюзий как относительно того, что вменяется в вину иерархии и клиру нашей Церкви, так и относительно их обличителей. Обращаясь к появившимся в нашей стране своим последователям, иерархи Русской Зарубежной Церкви предписывают им «не вступать в евхаристическое общение с Московской Патриархией», пока последняя не отречется от Декларации Митрополита Сергия и не отстранит от церковного управления иерархов, которым они вменяют в вину «антиканонические и аморальные поступки». Такое предписание клирикам и мирянам относительно их разрыва с иерархией, имеющей каноническое признание со стороны всей Православной Полноты в лице епископата Автокефальных и Автономных Поместных Православных Церквей, в соответствии с первым правилом святого Василия Великого может быть однозначно квалифицировано как подстрекательство к расколу со стороны лиц, уже фактически поставивших себя в положение раскольников. Как видим, главным пунктом обвинения в адрес иерархии и клира Московского Патриархата выдвигается их связь с Декларацией Митрополита Сергия, принятой в 1927 году. По этому поводу мы заявляем, что, отдавая дань глубокого уважения памяти Патриарха Сергия и с благодарностью вспоминая его борьбу за выживание нашей Церкви в тяжелые для нее годы гонений мы тем не менее вовсе не считаем себя связанными его Декларацией 1927 года, сохраняющей для нас значение памятника той трагической в истории нашего Отечества эпохи. Как заявил Священный Синод 3 апреля 1990 года, «Православная Церковь не может не встать на сторону тех или иных групповых или партийных интересов, не связывать свою судьбу с тем или иным политическим курсом».

http://mospat.ru/archive/86598-vozzvanie...

Многие раны были нанесены Сирии этой страшной войной. Мы надеемся на то, что постепенно совместными усилиями будем залечивать эти раны. Я хотел бы от имени Русской Православной Церкви сказать Вам, Ваше Блаженство, слова благодарности за Ваше исповедническое служение на сирийской и ливанской земле. Хотел бы выразить сердечную благодарность от имени всей Русской Церкви Вашему представителю в Москве Преосвященному митрополиту Филиппопольскому Нифону, который уже четыре десятилетия достойно и праведно представляет вашу великую Церковь при Патриархе Московском и всея Руси. Совсем недавно он отпраздновал  30-летие служения в архиерейском сане. Я хотел бы также в присутствии Вашего Блаженства сердечно поблагодарить нашего представителя при Антиохийском Патриаршем престоле игумена Арсения (Соколова). Отец Арсений начал свое служение в Ливане, и в самый разгар военных действий, когда еще над Сирией сбрасывались бомбы, он обратился ко мне и через меня к Святейшему Патриарху Кириллу с предложением возвратить Представительство Русской Православной Церкви из Бейрута в Дамаск. Несмотря на то, что продолжалась война и это было небезопасно для его жизни, он приехал сюда и начал восстанавливать здесь церковную жизнь. От Святейшего Патриарха Кирилла благодарю Вас, отец Арсений, за Ваше служение и желаю, чтобы Господь помогал Вам на жизненном пути». Митрополит Иларион преподнес Предстоятелю Антиохийской Православной Церкви дар Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла — святую панагию. Он также вручил настоятелю Подворья игумену Арсению (Соколову) награду Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата — медаль святителя Марка Эфесского (II степени), которой он удостоен за самоотверженное и ревностное служение Церкви. Затем в парадном зале Подворья состоялся прием, на который были приглашены Блаженнейший Патриарх Антиохийский Иоанн Х, иерархи и клирики Антиохийского Патриархата, представители традиционных религиозных конфессий России и Сирии. Служба коммуникации ОВЦС /Патриархия.ru

http://patriarchia.ru/md/db/text/5305561...

Для голосования членам Палаты попечителей были розданы бюллетени с именами номинантов. Подсчет голосов провела счетная комиссия, в которую вошли три члена Палаты попечителей: председатель Издательского Совета Белорусской Православной Церкви епископ Борисовский Вениамин, поэтесса, член Союза писателей России О.А.Николаева и ректор Московской государственной консерватории имени П.И.Чайковского А.С.Соколов. В это время на экранах демонстрировались видеоролики, рассказывающие о каждом из номинантов. По окончании подсчета голосов Святейшему Патриарху Кириллу был вынесен для подписания протокол счетной комиссии и диплом лауреата. Святейший Патриарх объявил, что за значительный вклад в развитие русской литературы лауреатом Патриаршей литературной премии имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия за 2011 год избран Владимир Николаевич Крупин. Затем состоялось краткое выступление первого лауреата Патриаршей премии. Святейший Патриарх вручил В.Н.Крупину диплом, нагрудный знак и памятные дары. Святейший Патриарх вручил также памятный подарок, грамоту и букет цветов каждому номинанту. Мероприятие сопровождалось выступлениями Государственного академического русского народного ансамбля «Россия» (руководитель лауреат всероссийских и международных конкурсов Дмитрий Дмитриенко), а также группы солистов Московского Синодального хора под руководством заслуженного артиста России Алексея Пузакова. По завершении церемонии награждения состоялся праздничный концерт. На торжественной церемонии присутствовали первый заместитель председателя Совета Федерации ФС РФ А.П.Торшин, председатель Комитета Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций С.А.Попов, председатель Комитета Государственной Думы по культуре Г.П.Ивлиев, управляющий делами Московской Патриархии митрополит Саранский и Мордовский Варсонофий, председатель Издательского Совета Русской Православной Церкви митрополит Калужский и Боровский Климент, иерархи и духовенство Русской Православной Церкви, представители Поместных Православных Церквей, ответственный секретарь Патриаршего совета по культуре архимандрит Тихон (Шевкунов), председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин, председатель Синодального информационного отдела В.Р.Легойда, участники XV Всемирного русского народного собора, представители общественных организаций и деятели культуры.

http://ruskline.ru/news_rl/2011/05/27/ru...

Кстати, покойный владыка Антоний всегда поддерживал добрые отношения и молитвенно-евхаристическое общение с Сербской Православной Церковью, подчеркивая глубокую к ней благодарность Русской Зарубежной Церкви за то, что она с братской любовью приютила русских архипастырей, пастырей и мирян, оказавшихся в ее пределах после революции и гражданской войны. За это его тоже критиковали многие зилоты. Помню, как 25 лет тому назад наш кафедральный собор в Сан-Франциско посещал Святейший Патриарх Сербский Павел и какая поистине братская встреча произошла между Его Святейшеством и архиепископом Антонием. После совместной заупокойной литии в усыпальнице архиепископа Иоанна (Максимовича), которую сопровождавшие Святейшего Патриарха Павла иерархи спели умилительным сербским напевом, все присутствующие последовали примеру митрополита Амфилохия, после «Вечной памяти» начавшего петь у гроба приснопамятного святителя общий тропарь святителю «Православия наставниче». Это очень всех умилило и указало на то, что этот подвижник Русской Зарубежной Церкви почитается не только в ее пределах, но и по всей Вселенской Церкви Православной. Затем состоялась частная беседа между Патриархом и архиепископом Антонием, которая прошла за закрытыми дверями, без свидетелей. После этой встречи владыка Антоний вышел со слезами на глазах, но не стал рассказывать о содержании их длинного разговора. Он только сказал, что Патриарх Павел - это живой святой и большой молитвенник. Через несколько лет митрополит Амфилохий мне говорил, что Патриарх Павел сказал то же самое о владыке Антонии. Мне было поручено написать подробную статью о посещении Сан-Франциско Патриархом Павлом. Одобрив статью, владыка Антоний попросил меня переправить ее владыке Лавру, тогда еще архиепископу, секретарю Архиерейского Синода и главному редактору «Православной Руси». К сожалению, митрополит Виталий, которого мы тоже любили за его подвижническую жизнь, запретил ее к публикации, что очень огорчило архиепископа Антония, решившего отметить это радостное событие - посещение Сан-Франциско Патриархом Павлом - в своем Рождественском послании к пастве.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2017/m...

перенесена на Гору Афон, где с тех пор хранится в монастыре святого Павла. По нашей просьбе впервые за всю историю эта святыня приносится в Россию. И сейчас мы встретим Дары волхвов. Они будут стоять в центре храма и каждый из вас в течение всей этой Божественной службы может молиться пред этой святыней, прося у новорожденного Спасителя милости для себя, для своих родных и близких, особенно для детей своих, милости Божией и Его помощи богохранимой стране нашей, всей исторической Руси и Церкви нашей. И верим, что по нашим молитвам от этой святыни, исполненной благодатью Божией, будет подано то, о чем мы с глубокой верой и надеждой испросим Господа. Аминь». Затем у западных врат Храма Христа Спасителя  Предстоятель Русской Православной Церкви, иерархи и духовенство встретили ковчег с Дарами волхвов. Священная реликвия, с XV века хранящаяся в монастыре святого Павла на Афоне, была доставлена в Москву чартерным авиарейсом из г. Салоники. Из аэропорта Внуково в Храм Христа Спасителя святыню привезли настоятель монастыря святого Павла архимандрит Парфений (Мурелатос), насельники обители, а также председатель Попечительского совета Благотворительного фонда святителя Василия Великого К.В. Малофеев, руководитель Организационного комитета по принесению Даров волхвов в пределы Русской Православной Церкви С.Ю. Рудов, руководитель Департамента межрегионального сотрудничества, национальной политики и связей с религиозными организациями города Москвы Ю.В. Артюх. Приняв святыню, под пение хором тропаря Рождеству Христову Святейший Патриарх Кирилл прошел на середину храма и поставил ковчег с Дарами волхвов на уготованном месте. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла к празднику Рождества Христова в пределы Русской Православной Церкви впервые принесена священная реликвия Афона — Дары волхвов. Встреча святыни состоялась в аэропорту Внуково 6 января 2014 года. В Москве реликвия будет находиться в Храме Христа Спасителя. Доступ к ней верующих будет организован с 7 по 13 января с 8.00 до 22.00. Затем ковчег со святыней будет доставлен в Санкт-Петербург, Минск и Киев.

http://patriarchia.ru/db/text/3498182.ht...

В белостокском храме Святого Духа Святейший Владыка возглавил молебное пение. За богослужением молились Предстоятель и иерархи Польской Православной Церкви, члены делегации Московского Патриархата, сопровождающие Святейшего Патриарха в ходе визита в Польшу. Далее в сопровождении митрополита Белостокского Эдварда Озоровского (Римско-Католическая Церковь) Святейший Патриарх Кирилл посетил памятник католическому священнику Ежи Попелушко, ставшему жертвой репрессий в 1984 году. Во Дворце Браницких в честь Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла был дан торжественный обед от имени президента Белостока Тадеуша Трусколянского. В тот же день Предстоятель Русской Церкви посетил Супрасльский мужской монастырь в Белостоке. В крипте Благовещенского храма была совершена заупокойная лития на месте погребения бывшего настоятеля монастыря архиепископа Мирона (Ходаковского), погибшего при крушении самолета Президента Польши Леха Качиньского в 2010 году. Далее состоялось посещение Святейшим Патриархом Кириллом Троицкого собора в городе Гайновка. У входа в собор Святейшего Владыку приветствовали представители городской власти, члены православной молодежной общины, многочисленные верующие. Вечером 18 августа, накануне праздника Преображения Господня, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и Блаженнейший Митрополит Варшавский и всей Польши Савва прибыли в Марфо-Мариинскую обитель на святой горе Грабарке. У стен Спасо-Преображенского собора монастыря было отслужено всенощное бдение. Торжествами на горе Грабарке в день празднования Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа завершилась программа пребывания Святейшего Патриарха Кирилла в Польше. 19 августа Предстоятели Русской и Польской Православных Церквей совершили на святой горе Божественную литургию. За богослужением молились десятки тысяч паломников, прибывших со всех концов Польши и из-за рубежа. 20 августа 2012 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю:

http://pravoslavie.ru/55551.html

Митрополит Иларион: Да, теперь уже мы получаем оттуда книги. Теперь мы не должны проявлять такие усилия для их издания здесь, поскольку дешевле в России печатать. Поэтому мы имеем возможность больше заниматься печатанием литературы на местном языке - английском или другом. Михаил Дроздов: В прошлом году произошло такое важное событие как возобновление общения церквей - Московского Патриархата и Русской православной зарубежной церкви. Как было воспринято в зарубежье это объединение, были ли люди, которые не приняли его, какие сложности возникли на этом пути? Митрополит Иларион: Большинство верующих РПЦЗ приветствовали объединение, или, вернее, воссоединение русской православной церкви. Но были некоторые проблемы в ряде епархий: в частности у нас в Австралийской и Новозеландской епархии, а также в Восточно-Американской, в некоторых европейских и, особенно, в Южно-Американской. В среднем до десятка человек из духовенства в каждой епархии РПЦЗ воссоединения не приняли. Здесь в Австралийской епархии таких было около семи священнослужителей, включая дьяконов. Они сами начали организовывать свои общины. Нашли себе новых покровителей из числа непризнанных неканоничных иерархов, живут теперь своей жизнью. Такая перемена для многих была неожиданной, многие оказались неподготовленными к тому, чтобы ее принять. Они живут своими предубеждениями, своими подозрениями, что в России ничего не переменилось, что старшие иерархи остаются сотрудниками спецслужб и т. д. Кроме того были сомнения и догматического порядка - принадлежность Московской Патриархии к членству во Всемирном Совете Церквей. Это пугает многих, поэтому мы неоднократно выступали перед собраниями архиереев в России, указывая на то, что желательно бы нам выйти из этого Совета, либо приостановить экуменическую деятельность с Всемирным Советом Церквей, поскольку это многих соблазняет. Но, слава Богу, подавляющее число верующих за границей приняло это воссоединение спокойно, и радуется этому общению, которое духовно обогащает нас.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2010/0...

На богослужении присутствовали ветераны ВОВ и труженики тыла, ряд почетных гостей, а также полномочный представитель Президента РФ в Центральном ФО Г.С. Полтавченко и мэр столицы Ю.М. Лужков, которым Его Святейшество торжественно вручил церковные ордена св. Димитрия Дohckoro I степени. Различных церковных орденов были удостоены также герои Советского Союза и Герои Труда. В тот же день Его Святейшество, Святейший патриарх Алексий II совершил торжественноеосвящение храма-часовни в честь св. великомученика Георгия Победоносца на Белорусском вокзале г. Москвы. Вечером того же дня в зале Церковных Соборов Храма Христа Спасителя прошел торжественный концерт и чествование священно- и церковнослужителей-ветеранов Великой Отечественной Войны.Приветствие Святейшего Патриарха Алексия II ветеранам зачитал Управляющий делами Московской Патриархии митрополит Калужский и Боровский Климент. 7 мая Святейший Патриарх Алексий II молитвенно почтил память погибших в Великой Отечественной войне, совершил заупокойную литию и возложил венок к могиле Неизвестного солдата у Кремлевской стены. На возложении венка присутствовали иерархи Русской Православной Церкви, московское духовенство, ветераны войны, а также дети, учащиеся в воскресных школах столицы. 8 мая, в воскресение Святейший Патриарх Алексий совершилБожественную Литургию в Кафедральном Соборном храме Христа Спасителя и панихиду по вождям и воинам,  погибшим в годы войны, и вручил ордена священнослужителям — участникам ВОВ. В богослужении приняло участие несколько тысяч человек. Всем собравшимся от имени Святейшего Патриарха по окончании службы были вручены иконки с изображением великомученика Георгия Победоносца. К самому дню юбилея Великого события Его Святейшество направил православным христианам и всем гражданам Россиипослание по случаю 60-летия Победы в Великой Отечественной войне. Вместе с тем специальными юбилейными патриаршими грамотами были награждены ветераны ВОВ и труженики тыла, являющиеся прихожанами православных храмов. 9 мая во всех храмах Русской Православной Церкви по окончании Божественной Литургии были совершены панихиды по всем христианам, погибшим в военное время. В 12 часов дня во всех храмах г. Москвы был организован колокольный звон в память о погибших.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1201489...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010