В Синодальной палате состоялась церемония вручения Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу ордена святого благоверного и равноапостольного царя Бориса. Перед вручением высшей награды Болгарской Православной Церкви главный секретарь Священного Синода епископ Стобийский Наум огласил от лица Святейшего Патриарха Болгарского Максима и членов Священного Синода приветственное слово, в котором, в частности, говорилось: «Знаем и помним Ваше Святейшество еще молодым клириком Московского Патриархата, когда под руководством опытных наставников Вы возрастали на благословенном поприще двусторонних и межправославных отношений, исполняя с усердием послушания, возложенные на Вас Священноначалием Русской Православной Церкви. Имели честь и радость встречаться с Вами еще как архимандритом, епископом, архиепископом и митрополитом». По свидетельству Святейшего Патриарха Максима, весть об избрании митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла Предстоятелем Русской Церкви исполнила его и собратьев-архипастырей «большой радостью и надеждой о будущем как наших двух Сестер-Церквей, так и всего Православия». «Мы уверены, что и в годы Вашего Первосвятительства продолжат углубляться двухсторонние и межправославные связи, и особенно — наши совместные единомышленные усилия, направленные на созыв и проведение Святого и Великого Собора Православной Церкви, который ожидает весь православный мир, и в подготовку которого Московский Патриархат внес значительный вклад», — продолжил Предстоятель Болгарской Церкви. «Тысячелетние братские отношения соединяют наши две Церкви и наши благочестивые православные народы, — подчеркнул он. — Помощь и поддержка, которые мы получили в дни испытаний от Русской Православной Церкви и Православной Руси навсегда останутся в памяти нашей Церкви и нашего народа как свидетельство истинности слов Христа: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15:13). Навсегда мы будем благодарны за то, что сделали для нас ваши предки в период Османской империи, всегда будем помнить усилия, которые прилагали в свое время приснопамятные русские иерархи, чтобы преодолеть схизму, что десятилетиями омрачала нашу церковную жизнь, никогда не забудем поддержки, полученной от Русской Православной Церкви в годы печального раскола в нашей Церкви. Мы радуемся и тому признанию, какое наш скромный вклад в становление Святой Руси получал и получает в России, доказательством чему были торжества в связи 600-летием преставления святителя Киприана, митрополита Киевского, Московского и всея Руси».

http://patriarchia.ru/db/text/2187457.ht...

— Ваше Святейшество, а что же мешало диалогу двух частей Русской Церкви на протяжении этих 80 лет жизни в разделении? — Ну, во-первых, не было правдивой информации о жизни Церкви за рубежом. Были резкие высказывания и с одной, и с другой стороны. Многие не верили в ту информацию, которая поступала о жизни Церкви, и официальных контактов не было. Отдельные личные контакты были, когда наши священнослужители приезжали в Западную Европу, то архиепископ Женевский Антоний (Борташевич) с любовью принимал их. Многие священнослужители приезжали в нашу страну, и мы с любовью встречали их, знакомили с нашими святынями, рассказывали о жизни Русской Православной Церкви. Но должно было пройти время, чтобы настало время собирать камни и преодолевать разделение. — То есть какие-то отношения все-таки удавалось поддерживать на протяжении XX века между Церковью в Отечестве и за границей? — В 1990 году, уже после падения безбожного режима, было обращение Московского Патриархата к Русской Зарубежной Церкви, и ко всем, кто живет вне пределов Отечества, но этот призыв тогда не был принят. Не был принят он и в 1993 году, когда мы стояли на грани гражданской войны, и в Москве проходил Съезд соотечественников за рубежом. Но постепенно по милости Божьей… Я думаю, главное, что послужило толчком, — это Юбилейный Архиерейский Собор 2000 года, который прославил в лике святых Царственных мучеников и целый сонм новомучеников и исповедников. Это и архипастыри, и пастыри, монашествующие и миряне, которые пострадали в тяжелые годы гонений за веру Христову. На этом Соборе также была принята социальная концепция Русской Православной Церкви , которая говорила об отношении между Церковью и государством. Я рад, что Русская Православная Церковь За рубежом в этих решениях юбилейного Архиерейского Собора увидела и услышала подлинный голос Русской Православной Церкви. — То есть, практически все препятствия, которые мешали сближению, за эти годы удалось преодолеть? — Ну, не все. Нужно было еще, я думаю, и избрание нового Первоиерарха Русской Зарубежной Церкви митрополита Лавра , нужна была встреча Президента Владимира Владимировича Путина с митрополитом Лавром и с Синодом Русской Зарубежной Церкви, когда иерархи и увидели в лице Президента человека, который уже не борется с Церковью, не гонит Церковь.

http://patriarchia.ru/db/text/239825.htm...

Решением Константинопольского Собора 1593 года с участием всех четырёх Восточных Патриархов Московская митрополия была возвышена до статуса Патриархата. Этот Патриархат объединял все русские земли, о чём свидетельствует письмо Патриарха Константинопольского Паисия Патриарху Московскому Никону от 1654 года, в котором последний именуется " Патриархом Московским, Великой и Малой Руси " . Воссоединение Киевской митрополии с Русской Церковью произошло в 1686 году. Об этом было издано соответствующее деяние за подписью Патриарха Константинопольского Дионисия IV и членов его Синода. В документе нет ни слова о временном характере передачи митрополии, о чём ныне безосновательно говорят иерархи Константинополя. Нет утверждений о временной передаче Киевской митрополии и в текстах двух других грамот Патриарха Дионисия от 1686 года – на имя Московских царей, и на имя митрополита Киевского. Напротив, в грамоте Патриарха Дионисия Московским царям 1686 года сказано о подчинении всех Киевских митрополитов Патриарху Московскому Иоакиму и его преемникам, " иже ныне и по нем будущим, да познавают старейшаго и предстоящаго по времени сущаго Патриарха Московскаго, яко от него хиротонисаемаго " . Толкование представителями Константинопольской Церкви смысла упомянутых документов 1686 года не находит ни малейшего обоснования в их текстах. До XX века ни одна Поместная Православная Церковь, включая Константинопольскую, не оспаривала юрисдикцию Русской Церкви над Киевской митрополией. Первая попытка оспорить эту юрисдикцию связана с предоставлением Константинопольским Патриархатом автокефалии Польской Православной Церкви, имевшей на тот момент автономный статус в составе Русской Православной Церкви. В непризнанном Русской Церковью Томосе об автокефалии Польской Церкви 1924 г. Константинопольский Патриархат без всякого обоснования заявил: " Первоначальное отпадение от нашего Престола Киевской митрополии и зависящих от неё Православных Церквей Литвы и Польши и присоединение их к Святой Церкви Московской было совершено не в соответствии с каноническими постановлениями " .

http://religare.ru/2_116310.html

За Литургией пели Белградский мужской хор, хор собора святителя Саввы, хоровые коллективы «Србадиа» (г. Биелина, Республика Сербская)  и «Обилич» (г. Белград). Богослужение, за которым молились несколько тысяч верующих, транслировалось в прямом эфире сербского телеканала РТС. По окончания Литургии Святейший Патриарх Ириней обратился с приветствием к Святейшему Патриарху Кириллу и всем участникам богослужения. Предстоятель Сербской Православной Церкви напомнил об особой исторической духовной связи народов Сербии и России. «Мы бы не выжили в тяжкие времена без всесторонней помощи царской России и Русской Церкви», — заявил Святейший Патриарх Ириней. После революции Сербия стала второй родиной для многих эмигрантов из России. Среди них были выдающиеся иерархи Русской Православной Церкви, деятели науки и культуры. По словам Предстоятеля Сербской Церкви, многочисленные русские могилы во всех краях Сербии «еще глубже свидетельствуют о нашем неразрывном единстве». Святейший Патриарх Ириней выразил благодарность России и Русской Церкви «за самоотверженную любовь, выраженную по отношению к Сербской Церкви и к сербскому народу во время недавней гражданской войны в бывшей Югославии». «В особенности благодарим за поддержку в исцелении слишком глубокой раны на земле Косова и Метохии», — добавил Святейший Ириней.    По словам Предстоятеля Сербской Церкви, в Сербии с болью следят за конфликтом на Украине. «Наш народ заботится и молится, чтобы братоубийство прекратилось в братской Украине, и чтобы все раны исцелились на теле святой Киевской Руси», — сказал Сербский Патриарх. В завершение своего слова Святейший Патриарх Ириней вручил Святейшему Патриарху Кириллу высшую награду Сербской Православной Церкви орден святителя Саввы I степени, а также икону Божией Матери, святые панагии и крест.   Предстоятель Русской Православной Церкви сердечно поблагодарил Его Святейшество и обратился со словом ко всем собравшимся в храме. В дар Сербской Православной Церкви Святейший Патриарх Кирилл передал частицу мощей святого благоверного князя Александра Невского.

http://patriarchia.ru/db/text/3841914.ht...

11 июня делегация Русской Православной Церкви молилась за праздничной утреней и Божественной литургией в Патриаршем соборе во имя святого великомученика Георгия в стамбульском районе Фанар. Поздравить Предстоятеля Константинопольской Церкви прибыли также представитель Иерусалимского Патриархата епископ Амфидонский Нектарий, члены Священного Синода Константинопольского Патриархата, митрополит Аркалохорийский Андрей (Критская Архиепископия), архиепископ Тельмисский Иов (Экзархат православных русских церквей в Западной Европе), иерархи Элладской Православной Церкви, игумены святогорских монастырей Ксенофонт и Пантократор, представители греческого государства, архонты Константинопольской Патриархии и многочисленные верующие. По отпусте Литургии митрополит Белгородский и Старооскольский Иоанн огласил братское поздравление Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и вручил памятный подарок - хрустальный сосуд для хранения Святого мира, изготовленный уральскими мастерами. Святейший Патриарх Варфоломей сердечно поблагодарил за поздравления и передал свою братскую любовь Предстоятелю Русской Православной Церкви. Затем гости из Русской Церкви приняли участие в торжественном приеме, данном Константинопольским Патриархом по случаю своего тезоименитства. В беседе с Предстоятелем Константинопольской Церкви митрополит Иоанн рассказал о мерах, предпринимаемых в Белгородской митрополии в связи с резким увеличением количества беженцев из Украины, и попросил Святейшего Патриарха Варфоломея усилить молитвы о мире. Вечером того же дня члены делегации Русской Православной Церкви посетили храм Святой Софии и константинопольское подворье Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря, где отслужили краткий молебен. 12 июня делегация Русской Православной Церкви, посетив некоторые христианские памятники Константинополя, отбыла на Родину. В аэропорту ее провожали архимандрит Виссарион (Комзиас) и представитель Генерального консульства России. Служба коммуникации ОВЦС /Патриархия.ru

http://patriarchia.ru/ua/db/text/3672776...

7 мая Святейший Патриарх Алексий II молитвенно почтил память погибших в Великой Отечественной войне, совершил заупокойную литию и возложил венок к могиле Неизвестного солдата у Кремлевской стены. На возложении венка присутствовали иерархи Русской Православной Церкви, московское духовенство, ветераны войны, а также дети, учащиеся в воскресных школах столицы. 8 мая, в воскресение Святейший Патриарх Алексий совершил Божественную Литургию в Кафедральном Соборном храме Христа Спасителя и панихиду по вождям и воинам, погибшим в годы войны, и вручил ордена священнослужителя - участникам Великой Отечественной Войны. В богослужении приняло участие несколько тысяч человек. Всем собравшимся от имени Святейшего Патриарха по окончании службы были вручены иконки с изображением великомученика Георгия Победоносца. К самому дню юбилея Великого события Его Святейшество направил православным христианам и всем гражданам России послание по случаю 60-летия Победы в Великой Отечественной войне. Вместе с тем специальными юбилейными патриаршими грамотами были награждены ветераны Великой Отечественной Войны и труженики тыла, являющиеся прихожанами православных храмов. 9 мая во всех храмах Русской Православной Церкви по окончании Божественной Литургии были совершены панихиды по всем христианам, погибшим в военное время. В 12 часов дня во всех храмах г. Москвы был организован колокольный звон в память о погибших. Кроме того, мероприятия, посвященные юбилею Победы, прошли во всех епархиях Русской Православной Церкви. Наиболее широко празднование проходило в таких крупных городах, как Киев, Минск, Брест, Санкт-Петербург, Одесса, Волгоград, Курск, Орел и др. В тот же день Святейший Патриарх Алексий участвовал в приеме в Государственном кремлевском дворце, устроенном по случаю 60-летия победы в Великой Отечественной войне. Кроме того, по благословению Святейшего Патриарха Алексия II был создан документальный фильм, посвященный патриотической деятельности Русской Православной церкви в годы Великой Отечественной Войны: " Времена, когда молятся все " , а также памятные медали в ознаменование юбилея Великой Победы.

http://sedmitza.ru/lib/text/429874/

подробнее... МНОГИЕ СВЯТЫЕ, КАНОНИЗИРОВАННЫЕ АРХИЕРЕЙСКИМ СОБОРОМ, ДАВНО ПОЧИТАЮТСЯ В НАРОДЕ Многие из прославленных Архиерейским Собором подвижников веры уже давно признаны верующим народом как святые. Церковный форум подтвердил уже установленное их почитание как местночтимых святых в Костромской, Казанской, Санкт-Петербургской, Красноярской и других епархиях. подробнее... ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИЯ ПО ИТОГАМ ЮБИЛЕЙНОГО АРХИЕРЕЙСКОГО СОБОРА СОСТОЯЛАСЬ В ХРАМЕ ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ 17 августа, на другой день после завершения работы Юбилейного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви, в Храме Христа Спасителя состоялась пресс-конференция для аккредитованных журналистов. подробнее... ФОТОГРАФИЯ УЧАСТНИКОВ АРХИЕРЕЙСКОГО СОБОРА ПОСЛЕДНИЙ ДЕНЬ АРХИЕРЕЙСКОГО СОБОРА 16 августа завершилась работа Юбилейного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви, проходившего в Зале церковных Соборов Храма Христа Спасителя. подробнее... РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ СЧИТАЕТ БЕСПРЕЦЕДЕНТНЫМ ВМЕШАТЕЛЬСТВО КОНСТАНТИНОПОЛЬСКОГО ПАТРИАРХАТА В ДЕЛА РПЦ НА УКРАИНЕ О беспрецедентном вмешательстве Константинопольского Патриархата в дела Русской Православной Церкви на территории Украины заявил сегодня митрополит Одесский и Измаильский Агафангел. " Патриарх Варфоломей объявил Украину своей канонической территорией, что является грубым нарушением церковных канонов " , - отметил владыка. подробнее... СТАТУС САМОУПРАВЛЯЕМОЙ ПОЛУЧИЛА УКРАИНСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ Архиерейский Собор единогласно подтвердил независимость и самостоятельность УПЦ, которые были предоставлены ей Московский Патриархатом в 1990 году. В то же время Собор проявил готовность провозгласить автономию УПЦ, но эта проблема будет решаться на всеправославном уровне. Провозглашение автономии должно увязываться с улучшением ситуации на Украине, считают иерархи. подробнее... ПОЧЕТНЫЕ ГОСТИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ ПРИБЫВАЮТ В МОСКВУ НА ВЕЛИКОЕ ОСВЯЩЕНИЕ ХРАМА ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ Почетные гости Русской Православной Церкви прибывают сегодня в Москву на великое освящение Храма Христа Спасителя. На историческом событии, которое состоится в праздник Преображения Господня 19 августа, будут присутствовать около 600 представителей всех Поместных Православных Церквей и другие гости.

http://pravoslavie.ru/news/index37.htm

Нынешнее объявление о создании параллельных епархий на территории существующих епархий Православной Церкви Молдовы и в Украинской Православной Церкви порождает серьезную тревогу у православных верующих и создает новую угрозу для межнационального согласия в регионе, где издавна совместно проживают разные народы. Особое недоумение при этом вызывает учреждение Румынским Патриархатом в составе «Бессарабской митрополии» епархии Дубоссарской и всей Транснистрии (Приднестровья), так как хорошо известно, что земли по левому берегу Днестра никогда не являлись частью исторической Бессарабии. Беспокойство народа Божия усугубляется недавними заявлениями Преосвященного Петра в средствах массовой информации о том, что он ожидает «благоприятного времени», когда «поменяются границы» и «переместятся в соответствующие украинские города» епархии Хотинская, Белгород-Днестровская и Измаильская в составе возглавляемой им «Бессарабской митрополии». В недавнее время иерархи, представляющие Русскую Православную Церковь, участвовали как в погребении Блаженнейшего Патриарха Румынского Феоктиста , так и в торжествах интронизации Блаженнейшего Патриарха Даниила , искренне разделяя и скорбь, и радость Церкви-Сестры. Выраженная в посланиях Предстоятеля Русской Православной Церкви надежда на скорое восстановление диалога, который мог бы устранить все препятствия, мешающие столь необходимому для наших пастырей и верующих полноценному сотрудничеству двух Церквей, казалось, встречала поддержку и новоизбранного Предстоятеля Церкви Румынской. Тем большую печаль и недоумение вызывает постановление Священного Синода Румынской Православной Церкви, принятое менее чем за месяц до назначенной братской встречи в Москве, на которой планировалось обсуждение широкого круга вопросов. Заявляя решительный протест против нового вторжения в свои канонические пределы, Русская Православная Церковь призывает Священный Синод Румынской Православной Церкви отменить принятые им постановления, не только разрушающие наметившиеся перспективы сотрудничества двух Патриархатов, но и неизбежно влекущие за собой хаос в мировой православной семье.

http://patriarchia.ru/db/text/318310.htm...

В настоящее время является заместителем заведующего научно-исследовательским отделом новейшей истории Русской Православной Церкви и одновременно профессором кафедры истории Русской ПСТГУ. Читает курс лекций «Новейшая история Русской Православной Церкви» студентам Богословского факультета ПСТГУ, а также спецкурс «Новомученики и исповедники Российские» студентам ПСТБИ. Член Диссертационных советов ПСТГУ и СПбДА, а также редакционных коллегий «Вестника ПСТГУ» (серия II: «История. История Русской Православной Церкви») и «Церковно-исторического вестника». Библиография работ автора: Общий список публикаций (по данным на октябрь 2013 г.)   Монографии, сборники документов 1.             Мазырин А., свящ. Высшие иерархи о преемстве власти в Русской Православной Церкви в 1920–1930-х годах/Науч. ред. прот. В. Воробьев. М.: Изд-во ПСТГУ, 2006. 442 с. (27а. л.) 2.            Ради мира церковного: Жизненный путь и архипастырское служение святителя Агафангела, митрополита Ярославского, исповедника: В 2 кн./Сост. И. Г. Менькова при участии диак. А. Мазырина и Е. И. Большаковой. М.: Изд-во ПСТГУ, 2005–2006. 3.            Изъятие церковных ценностей в Москве в 1922 году. Сборник документов из фонда Реввоенсовета Республики/Сост. диак. А. Мазырин, В. А. Гончаров, И. В. Успенский. М.: ПСТГУ, 2006. 304 с. 4.             Лавров В. М., Лобанов В. В., Лобанова И. В., Мазырин А. В. Иерархия Русской Православной Церкви, патриаршество и государство в революционную эпоху. М.: Русская панорама, 2008. 376 с. (Авторский вклад – 6 а. л.) 5.            Алчущие правды: Материалы церковной полемики 1927 года/Сост., авт. вступ. ст. свящ. А. Мазырин, О. В. Косик. М.: Изд-во ПСТГУ, 2010, 2011. 424 с. (Авторский вклад – 5,5 а. л.) 6.             Мазырин А., свящ.Подвиг первосвятительского служения Патриаршего Местоблюстителя священномученика Петра, митрополита Крутицкого//Кифа – Патриарший Местоблюститель священномученик Петр, митрополит Крутицкий (1862–1937)/Отв. ред. прот. В. Воробьев. М.: Изд-во ПСТГУ, 2012. С. 343–714. (27,3 а. л.)

http://bogoslov.ru/person/325144

Из кафедрального собора Патриарх Кирилл и Католикос Гарегин II направились в Патриаршую резиденцию Эчмиадзина, где в тронном зале состоялась официальная церемония приветствия Святейшего Патриарха Кирилла. Затем состоялось подписание соглашения о сотрудничестве между городами Эчмиадзин и Сергиев Посад. Декларацию о дружбе и сотрудничестве между городами, в которых расположены духовные центры Армянской Апостольской Церкви и Русской Православной Церкви, подписали мэры городов — К.Григорян и Н.В. Маслов. После посещения Эчмиадзина Патриарх Кирилл и Католикос Гарегин II прибыли к памятнику русским воинам, погибшим в сражении при Ошакане в Русско-персидской войне 1826–1828 гг., и возложили венки к монументу. Иерархи и духовенство Русской Православной Церкви пропели вечную память воинам, павшим в боях за освобождение Армении. Католикос Гарегин II прочитал молитву об упокоении душ погибших. Утром 17 марта Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и Верховный Патриарх и Католикос Гарегин II посетили мемориал жертв геноцида армян на холме Цицернакаберд в Ереване и возложили венки к постаменту. Затем Предстоятели Русской Православной и Армянской Апостольской Церквей спустились к вечному огню, у которого возложили белые гвоздики. Верховный Патриарх и Католикос всех армян Гарегин II совершил заупокойное богослужение. Святейший Патриарх Кирилл и члены делегации Русской Православной Церкви пропели «Вечную память» невинно убиенным. Затем Патриарх Кирилл ознакомился с экспозицией Музея геноцида и оставил запись в книге почетных посетителей музея. По традиции в Аллее памяти Предстоятель Русской Церкви посадил серебристую ель. В тот же день Святейший Патриарх Кирилл и Верховный Патриарх и Католикос всех армян Гарегин II посетили русский православный храм Покрова Пресвятой Богородицы в Ереване. В Покровском храме Святейший Патриарх Кирилл совершил краткую молитву и обратился со словом приветствия к прихожанам и соотечественникам, собравшимся в храме. Среди тех, кто прибыл на встречу со Святейшим Патриархом, были военнослужащие102-й российской военной базы, дислоцированной в г. Гюмри.

http://e-vestnik.ru/church/pervosvyatite...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010