Участие РПЦ в международном движении за мир началось с принятия на Московском совещании глав и представителей Поместных Православных Церквей в 1948 г. обращения к христианам всего мира, отражающего тревогу за будущее человечества в период нараставшей «холодной войны» и гонки ядерных вооружений. Миротворческий форум в Троице-Сергиевой лавре в 1952 г. положил начало не только межрелиг. служению в СССР, но и становлению международного межрелиг. служения в защиту священного дара жизни на земле. Вторая подобная конференция с участием зарубежных религ. деятелей «За сотрудничество и мир между народами» прошла в лавре 1-4 июля 1969 г. Всемирные мирные конференции религ. деятелей проходили в Москве в 1977 и 1982 гг. Во время политического конфликта 1993 г. в России ОВЦС организовал переговоры между враждующими сторонами, а также участвовал в разработке «Договора об общественном согласии» в апр. 1994 г., наметившего мирные пути развития политического процесса в России. Взаимодействие по линии гражданских обществ Секретариат по делам дальнего зарубежья ОВЦС осуществляет контакты с международными правительственными и неправительственными организациями, руководством и официальными представителями зарубежных гос-в, иностранными общественными институтами и структурами; поддержку соотечественников, проживающих вне пределов канонической территории РПЦ, участие в диалогах по линии гражданских обществ России и иностранных гос-в, а также реализацию духовно-просветительских и культурных проектов в зарубежных странах. На регулярной основе осуществляется взаимодействие РПЦ с Мин-вом иностранных дел РФ, Россотрудничеством, фондом «Русский мир». Проводятся ежегодные круглые столы, посвященные соработничеству РПЦ и соотечественников, проживающих в различных регионах мира. По инициативе ОВЦС был создан Всемирный русский народный собор, ставший одним из главных общенациональных форумов, предоставляющих пространство для дискуссий на самые волнующие темы политическим и общественным лидерам. Представители ОВЦС принимали участие в разработке и согласовании Закона РФ «О свободе совести и о религиозных объединениях» . Участие в форумах по линии гражданских обществ, наиболее заметным из к-рых является российско-герм. форум «Петербургский диалог», позволяет РПЦ развивать сотрудничество с общественными орг-циями, научными и деловыми кругами, а также частными лицами с целью реализации совместных проектов, направленных на укрепление и продвижение христ. ценностей в обществе. Совместно с Мин-вом культуры и Мин-вом иностранных дел организуются церковно-гос. проекты, представляющие культуру России, важное место среди них занимают Дни духовной культуры России. Организуются выступления церковных хоровых коллективов, выставки детского художественного творчества, презентации паломнических маршрутов, форумы и конференции, посвященные обсуждению богословских и церковно-исторических тем. Информационно-издательская деятельность

http://pravenc.ru/text/Отдел внешних ...

53 Дионисий Ареопагит (ум. ок. 96 г.) – ученик ап. Павла, услышал проповедь о хри стианстве в афинском Ареопаге. Пострадал во время миссии в Галлии, во время гонения императора Домициана. В VI в. в среде христианских богословов получили известность сочинения, так называемые Ареопагитики, которые приписывали перу Дионисия Ареопа гита. В этих сочинениях заметно влияние неоплатонизма. Одно из самых известных тво рений данного корпуса – «О небесной иерархии», где речь идет об иерархии ангельских чинов в горнем мире, на вершине которой находится Бог. Еп. Василий ссылается именно на это сочинение, намекая на то, что конфликта не должно быть в первую очередь с духовным, трансцендентным миром. 54 Архимандрит Корнилий (в миру Дмитрий Николаевич Фристедт; 1902–1982) – ро дился в Красноярске, в 1927 г. переехал в Финляндию, имел финское гражданство. В 1938 г. поступил в парижский Свято-Сергиевский православный богословский институт, но обучение не закончил в связи с началом Второй мировой войны. Принял монашество в Париже в 1957 г., направлен на служение в Лондон, затем в Брюссель. Помощник настоятеля Патриаршего прихода в Лондоне (1959–1982), настоятель кафедрального собора Св. Николая Чудотворца в Брюсселе 55 Старк Михаил Борисович (1944–2001) – протоиерей. Сын священника о. Бориса Старка, друга о. Софрония, с которым они вместе служили в Русском доме в Сент-Женевьев-де-Буа. Михаил Старк родился во Франции, в 1952 г. вместе с родителями переехал в Россию. Принял священство в 1972 г., служил в Свято-Никольском соборе в Брюсселе (1983–1990),с 1985 г. был его настоятелем. После 1990 г. вернулся в Россию, служил в Яковлевско-Благовещенском храме г. Ярославля до конца дней. 56 Сент-Женевьев-де-Буа (Sainte-Genevieve-des-Bois) – город в предместье Парижа, в котором находился Русский старческий дом. При нем действовала кладбищенская церковь (сейчас находится в юрисдикции Вселенского патриархата). Русский дом был организован в 1927 г. княгиней В.К. Мещерской. Всего на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа похороне но около 15 тыс. русских. В церкви Успения Божией Матери (освящена в 1939 г.). служил о. Борис Старк (с 1940 по 1952 г.), архим. Софроний служил помощником настоятеля Никольской церкви при Русском старческом доме (1947–1956), которая относилась к юрисдикции Московского патриархата. На кладбище погребены наиболее известные русские эмигранты, оно имеет большое историко-культурное и мемориальное значение.

http://azbyka.ru/otechnik/Sofronij_Sahar...

Виктор-Викентий Чекалин — от советского социолога до диакона и самозваного «епископа»  Согласно автобиографии Викентия (Чекалина Виктора Владимировича), направленной им в июле 1989 г. в Архиерейский Синод РПЦЗ в Нью-Йорке, родился он 19 февраля 1952 г. в городе Тула. В 1969 г. окончил среднюю школу, в 1974 г. — Тульский политехнический институт. В 1978 г. получил диплом социолога, работал в «государственных учреждениях», с 1980 г. — член «Советской социологической ассоциации» (ССА), объединявшей советских социологов, а также инструкторов по идеологической работе КПСС и ВЛКСМ. В то же время в автобиографии, представленной им в 1982 году в патриарший Даниловский ставропигиальный монастырь в Москве, он сообщал несколько иные сведения о себе — в частности, что по окончании института получил диплом не социолога, а инженера, и до перехода на церковную службу работал «ведущим инженером Головного специализированного конструкторско-технологического бюро автоматизированных систем управления» (ГСКТБ АСУ) . Был женат, но вскоре развелся. С февраля 1981 г. «оставил государственную службу и нес послушание чтеца и певца левого клироса Спасского храма г. Тулы, затем кладовщика, эконома и делопроизводителя Тульского епархиального управления. В апреле 1982 г. Епископом Тульским и Белевским Германом (Тимофеевым) был рукоположен во диакона. Служил на приходах Тульской епархии» . Сначала диакон В. Чекалин был назначен клириком Успенского храма г. Алексин, однако здесь он, ссылаясь на болезнь горла, постоянно пропускал богослужения без благословения и уважительных причин, о чем в личном деле Чекалина сохранились рапорты настоятеля храма и объяснительные записки самого Чекалина. 20 декабря 1982 г. он написал на имя правящего архиерея прошение освободить его от послушания при храме в г. Алексин, после чего приказом 36 от 17 февраля 1983 г. епископ Тульский Герман освободил его от упомянутого послушания и назначил сторожем Тульского епархиального управления . Однако после перевода на должность сторожа, уже 2 мая 1983 г.

http://bogoslov.ru/article/6025766

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Артемий (Кищенко), еп. Гродненский (Кищенко Александр Анатольевич; род. 25.04.1952, Минск), архиеп. Гродненский и Волковысский. По окончании средней школы в 1969 г. поступил в Белорусский ин-т механизации и электрификации сельского хоз-ва, окончил 3 курса. После службы в рядах Советской Армии (1975-1976) был послушником Псково-Печерского мон-ря . В 1976 г. поступил в ЛДС, в 1979 г.- в ЛДА, где окончил 3 курса. 10 окт. 1979 г. посвящен во чтеца, 2 февр. 1982 г. назначен псаломщиком Успенской ц. г. Олонца Карельской АССР, 21 февр. 1982 г. рукоположен во диакона в состоянии целибата, с 1 окт. служил в храме св. блгв. кн. Александра Невского в Минске. 24 марта 1984 г. рукоположен во священника к той же церкви. Пастырские труды совмещал с преподавательской деятельностью: читал курс основ Православия на богословском фак-те при Европейском гуманитарном ун-те Минска, нес послушания по организации работы воскресной школы при храме, попечительства над интернатом престарелых и инвалидов. 3 янв. 1996 г. в Жировицком в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ре пострижен в монашество с именем в честь Артемия , вмч. Антиохийского, 8 янв. возведен в сан архимандрита, 4 февр. в минском кафедральном соборе хиротонисан во епископа Гродненского и Волковысского. 18 июля 2012 г. возведен в сан архиепископа. А. является председателем совета Центра правосл. просвещения во имя прп. Евфросинии Полоцкой и преподает катехизис на богословском фак-те Европейского гуманитарного ун-та. Открыл в Гродно правосл. миссионерский центр, ведущий активную работу в больницах и тюрьме. Лит.: «Я считаю, что в Церкви нужно начинать с самих себя»: Беседа с еп. Артемием (Кищенко)//Русская мысль. 1999. 11 февр. 4257. Рубрики: Ключевые слова: АВГУСТИН (Беляев Александр Александрович; 1886-1937), архиеп. Калужский и Боровский, сщмч. (пам. 10 нояб., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Самарских святых)

http://pravenc.ru/text/76382.html

Осенью 1928 года община разделилась: большинство вместе с настоятелем, строителем С.Г. Чаевым и старостой генералом С.Н. Розановым решили придерживаться Русской Православной Церкви Заграницей, меньшинство - митрополита Евлогия. Храм остался за большинством, тогда как другая часть образовала общину святого Иоанна Воина. В Фомино воскресенье 1929 года, в день престольного праздника, новый храм освятил архиепископ Западноевропейский Серафим (Лукьянов). На освящении снова присутствовал вел. кн. Борис Владимирович с супругой. В этот же день настоятель посадил у храма березки и две елочки, росшие и на начало XXI века. В годы Второй мировой войны многие прихожане уехали. Оставшиеся в приходе, под началом игумена Зосимы (Валяева) и старосты И.А. Мацевича, обязались ежемесячно вносить на содержание церкви по 25 франков с человека. В 1946 году в церкви случилось чудо обновления двух икон: Воскресения Христова и четырёхчастного образа Божией Матери. После освидетельствования обе иконы были помещены на видном месте. В 1946 году в Мёдон переехала школа-интернат святого Георгия для русских мальчиков, в которой имелась двухпридельная церковь с иконостасом по эскизу Н.И. Исцеленова и иконами кисти Е.С. Львовой, Г.В. Морозова и Т.В. Ельчаниновой; работала иконописная школа. В 1947-1952 годах Мёдон сделался резиденцией Западноевропейских владык Нафанаила (Львова) и святителя Иоанна (Максимовича), а маленькая церковь на время сделалась кафедральным собором. При епископе Нафанаиле на приходе было создано сестричество. В 1970-е годы школа-интернат святого Георгия закрылась. Старый храм, построенный как временная церковь, на десятилетия пережил срок годности и сильно обветшал. Церковь действовала до 1981 года, когда один мальчик оперся снаружи на стену церкви и упал прямо внутрь храма. Несколько ранее, при протоиерее Александре Трубникове, началась постройка нового храма по проекту Отара Коблова. Колокола на звонницу отлили в Голландии. Здание в 1980 заложил и 19 сентября 1982 освятил архиепископ Западноевропейский Антоний (Бартошевич). Всё внутреннее убранство было взято из прежней церкви. В 1982 году Е.Б. Бортоли подарила написанные ею девять икон праздников; в 1988 году икону с изображением Новомучеников Российских написала К.Б. Первишина. Паникадило, семисвечник и дарохранительницу в 1990-е гг. вырезал из дерева прихожанин скульптор С.Ф. Артамонов; он же сработал деревянный рельеф с изображением Воскресения Христова помещенный над северным входом.

http://sobory.ru/article/?object=43511

Назарий, епископ Кузнецкий и Никольский (Лавриненко Николай Алексеевич) Дата рождения: 11 августа 1952 г. Дата хиротонии: 28 мая 2009 г. Дата пострига: 1985 г. День ангела: 27 октября Страна: Россия Биография: Родился 11 августа 1952 г. в с. Ивковцы на Черкащине (Украина) в многодетной семье. В 1974 г. окончил Крымский сельскохозяйственный институт. В 1974-1975 гг. служил в группе Советских войск в Германии. С 1978 г. работал в Центральном республиканском ботаническом саду Академии наук Украинской ССР в должности старшего инженера. В 1982 г. поступил в Ленинградскую духовную семинарию . В 1985 г. пострижен в монашество и рукоположен во диакона, а затем во иеромонаха. С марта 1986 г. нес послушание в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры . С ноября 1987 г. настоятель Спасо-Преображенского собора г. Выборга. В 1988 г. окончил Ленинградскую духовную академию. В 1988 г. возведен в сан игумена. 1 января 1990 г. назначен настоятелем подворья Казанской иконы Божией Матери Валаамского монастыря в Ленинграде. В феврале 1991 г. в Александро-Невской лавре возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Рождество-Богородичного Коневского монастыря. В 1996 г. назначен благочинным монастырей и подворий Санкт-Петербургской епархии . 25 ноября 1996 г. назначен и.о. наместника Александро-Невской лавры. Решением Священного Синода от 17 апреля 1997 г. утвержден в должности наместника Александро-Невской лавры. Решением Священного Синода от 27 мая 2009 г. ( журнал 52 ) избран епископом Выборгским, викарием Санкт-Петербургской епархии. Наречен  во епископа 27 мая в домовом храме Святейшего Правительствующего Синода в Петербурге. Хиротонисан 28 мая за Литургией в Троицком соборе Александро-Невской лавры. Богослужения возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Решением Священного Синода от 12 марта 2013 г. ( журнал 16 ) присвоен титул «Кронштадтский». Решением Священного Синода от 24 августа 2023 г. ( журнал 55 ) определено быть епископом Кузнецким и Никольским с освобождением от должности наместника Александро-Невской лавры. Образование:

http://patriarchia.ru/db/text/657671.htm...

Вся его жизнь была пламенным горением любви ко Господу и людям. Отец Феодор Соколов покинул земную жизнь в день памяти своего небесного покровителя великомученика Феодора Стратилата, — 21 февраля этого года исполняется четвертая годовщина его трагической гибели. Его служение Богу, Церкви и русскому народу оставили значительный след в новейшей истории нашего Отечества. Вся его жизнь была пламенным горением любви ко Господу и людям. О. Феодор родился в семье, глубоко укорененной в православной вере. Его отец, священник Владимир Соколов, с 1952 г. служил в храме мучеников Адриана и Наталии, настоятелем которого он пребывал в течение долгих лет, а мать, Наталия Николаевна Соколова, была дочерью профессора Н. Е. Пестова, пользовавшегося уважением в кругах людей, хранивших веру при всех гонениях, автора ряда трудов, увидевших свет уже в наши дни, а до этого десятилетиями распространявшихся в машинописи. О. Феодор был самым младшим и горячо желанным ребенком в этой многодетной семье, потому и нарекли его родители Божиим даром . В 1979 г. Ф. Соколов окончил школу, в 1977–79 гг. проходил военную службу, был десантником. В 1979 г. он поступил в Духовную семинарию, в 1982 — в Академию, в 1986 г. стал кандидатом богословия; с 1979 по 1990 г. был референтом Святейшего Патриарха Пимена. 7 августа 1982 г. он был рукоположен во диакона, а 6 января 1983 г. — во иерея. Первым храмом, где служил о. Феодор, был храм Успения Пресвятой Богородицы в Гончарах. 21 мая 1990 г. протоиерей Феодор Соколов был назначен настоятелем в храм Преображения Господня в Тушине. В это время от храма оставались одни стены, а на территории были склад и свалка. Но богослужения начались сразу же; через 20 дней о. Феодор отслужил заупокойную службу сорокового дня по Святейшему Патриарху Пимену и молебен на начало благого дела, а 17 августа храм освятил Святейший Патриарх Алексий II. За время своего служения о. Феодор не только полностью восстановил храм, но и сделал его поистине центром духовного притяжения: за Великий пост здесь принимает причастие 10 000 человек, на обычных воскресных службах к Святой Чаше подходят сотни причастников.

http://pravmir.ru/protoierej-feodor-soko...

Предстоятели Кенийской Церкви написали снова уже патриарху Христофору. В 1942 г. митрополит Николай Аксумский 3 нанес визит в Восточную Африку и сделал доклад перед Священным Синодом в Александрии, благодаря чему в 1946 г., после второй мировой войны, Патриархат принял в общение Африканские Православные Церкви в Кении и Уганде. В период с 1946 по 1952 гг. Православная Церковь в Кении, без сомнения, росла очень быстро, но в 1952 г. колониальное правительство установило чрезвычайное положение вследствие деятельности партизан мау-мау. KKEA и KISA были запрещены. Большинство православных церквей закрыли, несколько школ и храмов сожгли. Почти все духовенство было отправлено в концлагеря. Аналогичная же борьба против колониального режима на Кипре велась архиепископом Макариосом. В марте 1956 г. он был выслан на Сейшельские острова. В апреле 1957 г. его освободили; путь архиепископа домой лежал через Кению, и в кафедральном храме в Найроби он произнес антиколониальную проповедь. Эта проповедь воодушевила лидеров антиколониальной борьбы в Кении, которые до тех пор находились в лагерях для интернированных. После освобождения Кении и Кипра между архиепископом Макариосом, первым президентом Кипра, и Джомо Кениатой, первым президентом Кении, установились дружеские отношения. В 1970 г. архиепископа Макариоса пригласили в Кению с официальным визитом. Он был поражен нищетой Православной Церкви и ее чад. Это побудило его написать Александрийскому Патриарху и предложить свою помощь. В 1971 г. он приехал снова, теперь уже по церковным делам. Архиепископ заложил фундамент семинарии на участке, пожертвованном президентом Кениатой. Кроме того, он крестил тысячи людей у р. Кагеры 4 и в Ньери 5 , где за 35 лет до того учил епископ Александр. В то же время, в 1958 г., Александрийский Патриархат учредил новую архиепископию в Иринополисе (Дар-эс-Салам 6 ) для окормления православных христиан Кении, Уганды и Танзании. Вскоре митрополичий центр был перенесен в Кампалу 7 , а затем в Найроби. Семинария открылась только в 1982 г., когда правящим митрополитом был владыка Анастасий (Яннулатос).

http://pravmir.ru/pravoslavnaya-missiya-...

Мост через Неман плавно соединяет исторический центр Гродно с современными кварталами      — Несколько храмов-новостроек в вашей епархии возводятся по проектам польского архитектора Ежи Устиновича — на первый взгляд, если честно, не вполне традиционным... — Не могу согласиться с такой оценкой, поскольку абсолютно во всех храмах, спроектированных профессором Устиновичем, прослеживается современное прочтение архитектурных канонов как древнерусского, так и византийского храмостроительства. Именно поэтому один из его проектов победил в Москве в конкурсе архитекторов, проводимом при поддержке Финансово-хозяйственного управления Мос­ковского Патриархата. Должен также сказать, что этот польский зодчий предоставляет нам свои чертежи совершенно бесплатно, за что мы ему весьма благодарны. Вообще же мы считаем основополагающим первозданный облик Борисоглебской Коложской церкви. Никто не знает, правда, как он выглядел целиком, так как вид его купола нам неизвестен. Но очевидно: этот храм XII века возводился в лучших традициях византийской архитектуры. Имея в виду внешний облик наших церквей, мы хотели бы закрепиться на образе Коложи, тем более что ее архитектурные элементы входят в епархиальную геральдику. И вот, к примеру, храм в честь Собора всех Белорусских святых у нас построен так, как автор его проекта представил себе один из возможных вариантов первоначального вида Коложской церкви. БИОГРАФИЧЕСКАЯ СПРАВКА. Архиепископ Гродненский и Волковысский Артемий родился 25 апреля 1952 г. в Минске. Учился в Белорусском институте механизации и электрификации сельского хозяйства. В 1976 г. после демобилизации поступил в Ленинградскую духовную семинарию, в 1979 г. — в Ленинградскую духовную академию, где окончил три курса. С 1979 г. исполнял различные послушания при Успенской церкви г. Олонца (Карелия). В 1982 г. рукоположен во диаконы. В 1982–1984 гг. служил в минском храме св. блгв. кн. Александра Невского. Рукоположен во иереи 24 марта 1984 г. Пострижен в монашество 3 января 1996 г., 8 января того же года возведен в сан архимандрита. 4 февраля 1996 г. в Свято-Духовом кафед­ральном соборе Минска хиротонисан во епископа Гродненского и Волковысского, 18 июля 2012 г. возведен в сан архиепископа.

http://pravoslavie.ru/122538.html

Во время учебы принимал участие в конференциях в качестве стипендиата Вселенского Патриархата. По возвращении на Крит в 1980 году принял монашеский постриг и был рукоположен в диакона в монастыре святого Георгия Эпаносифи. В 1982 году хиротонисан в пресвитера, возведен в сан архимандрита и назначен проповедником Критской архиепископии. В 1984 году становится настоятелем монастыря святого Георгия Горголаини, на восстановление которого положил впоследствии много трудов. Уделял большое внимание работе с молодежью, участвовал в многочисленных конференциях, публиковал статьи в различных изданиях. 14 июня 1994 года был избран митрополитом Иерапитнийским и Ситийским. Тезоименитство: 13 декабря. Преосвященный митрополит Мосхонисийский и экзарх Идийский и Эгиалонский Апостол (Данилидис). Родился в Стамбуле в 1952 году. Начальное образование получил в городской школе района Галата, продолжил обучение в Зографийской гимназии, а по окончании лицея Халкинской богословской школы был принят в качестве стипендиата Константинопольского Патриархата на богословский факультет Фессалоникийского университета. Получив диплом о высшем образовании, поступил в аспирантуру, где защитил магистерскую диссертацию. Еще во время учебы на богословском факультете рукоположен в диакона в 1973 году. В январе 1976 года принят на службу в Константинопольскую Патриархию в качестве диакона и секретаря Первой патриаршей канцелярии. В 1982 и 1986 годах выезжал за границу для изучения итальянского и английского языков. В 1984 и 1987 годах по предложению Святейшего Патриарха Димитрия назначен делопроизводителем и помощником секретаря Священного Синода Константинопольского Патриархата. Сопровождал Патриарха Димитрия во многих официальных поездках за рубеж, а также был в составе официальных делегаций Константинопольской Православной Церкви. 1 ноября 1995 года единогласно избран титулярным митрополитом Агафоникийским. Архиерейская хиротония состоялась 26 ноября в патриаршем храме святого Георгия. 21 ноября 1995 года Патриарх Варфоломей назначает преосвященного Апостола настоятелем патриаршего и ставропигиального монастыря Святой Троицы на острове Халки.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010