Итак, в этой истории можно видеть, во-первых, то благодеяние, творимое нам святыми Ангелами, Хранителями нашими, что они приносят молитвы наши, творимые с сокрушением сердечным, пред славой Вышнего Бога, к Божественному Престолу Его, о чем свидетельствует и святой Иоанн в Апокалипсисе, говоря: «И пришел иной Ангел, и стал перед жертвенником, держа золотую кадильницу; и дано было ему множество фимиама, чтобы он с молитвами всех святых возложил его на золотой жертвенник, который перед Престолом. И вознесся дым фимиама с молитвами святых от руки Ангела пред Бога» ( Откр. 8:3–4 ). Из этого можно видеть, что святые Ангелы возносят наши молитвы к Богу и делают их известными всем прочим предстоящим Богу небесным чинам. Идет молодой Товия, посланный старым, в мидийский город Раги, сопровождает его Ангел в образе человека-наемника. Благословил отец сына своего в путь, сказав: «Идите во благо, и да будет Господь с вами и Ангел Его да проведет вас». Обещает и Ангел неложно: «Я здорового веду и здорового приведу к тебе сына твоего» (см. Тов. 5 гл.). Мы же отсюда можем видеть, что святые Ангелы, Хранители наши, пребывают с нами неотступно в путях наших, невидимо сопутствуют нам, охраняя нас во всех путях наших по велению Человеколюбца Бога, в чем проявляется превеликая и неизреченная любовь и милость Его к нам, недостойным рабам Его, как из многих иных неизреченных благодеяний, постоянно являемых нам, так и из того, что Он заповедал Ангелам Своим хранить нас во всех путях наших. Знать, любит нас Господь наш, если имеет о нас такое попечение, что ограждает нас святыми Своими Ангелами, «да ополчением их соблюдаемые и наставляемые достигнем» спасения (см. молитву на Часах). Достойные блюстители приставляются к достойным вещам. Знать, и мы достойны в очах Творца нашего, если Он приставил к нам таковых достойных блюстителей, бесплотных и бессмертных духов, жителей небесного града, предстоящих Престолу Божию. К малым детям обычно приставляются пестуны-хранители, чтобы носить их на руках. Мы малы в очах Владыки нашего, «умалены пред Ангелами» ( Пс. 8:6 ), однако мы возлюбленные дети Его: «Дал нам власть быть чадами Божиими» ( Ин. 1:12 ); «Я буду вам Отцом, и вы будете Моими сынами и дщерями», – говорит Господь Вседержитель» ( 2Кор. 6:18 ). И как к малым детям, Он приставил к нам пестунов и хранителей – святых Ангелов, чтобы носить нас на руках: «На руки возьмут тебя, чтобы не преткнулся ты ногою своею о камень» ( Пс. 90:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

М. Кучерская: Разумеется. Но я пойму того преподавателя, который, предпочтет Лескову какого-то другого своего любимого автора. Откликаясь на первую часть Вашего высказывания, я замечу, что, насколько мне известно, речь идет не о том, чтобы уничтожить этот золотой фонд и выкинуть его из программы, а о том, чтобы он не заполонил собой всю программу. Ведь в таком случае он превратится в медного истукана для наших школьников, потому что им дышать будет нечем. Они будут придавлены этими классиками, и воздух, а именно возможность любить другую литературу, будет выкачан из такой схемы. Что же касается Лескова… Да, я его очень люблю, но если мы посмотрим, что и как он писал о Церкви, то увидим, что его книги — это как раз проповедь бесконечной свободы. Мой любимый рассказ «На краю света» говорит как раз о том, что самый дикий, самый необразованный и непросвещенный человек может оказаться настоящим христианином, гораздо более жертвенным, чем тот, кто себя таким называет и посылает другого на гибель, как это показано в рассказе. Лесков был даже гоним за свободу своих взглядов. Мы знаем, что один из его томов оказался под цензурным запретом, потому что тогдашним руководителям, в том числе Церкви, показалось, что он действует кощунственно. Мы знаем, что это не так. И больше ни один автор русской классической литературы так глубоко и с такой любовью и теплотой священство не описал. Может, потому что у Лескова дед был священником, много поколений его предков служили в Церкви. Может быть, это что-то в крови, но такого понимания я больше ни у кого не вижу. Теперь мы можем Лескова благодарить. При жизни его за это вовсе не благодарили. Было много споров и даже довольно драматичных событий, с этим связанных. Митрополит Иларион: В беседе с Вами мне также хотелось бы затронуть тему современной христианской литературы. За последние, наверное, 30 лет на нашей отечественной почве появилось довольно много произведений, посвященных христианству, Церкви или как-то затрагивающих христианские мотивы. И это не богословские книги, а именно литературные произведения. Моя мама, Валерия Алфеева, в 1987 году выпустила повесть «Джвари». Тогда ее книга, можно сказать, стала первой ласточкой. Это совпало с постепенным наступлением новой эпохи религиозной свободы, когда было положено начало открытости, с одной стороны, общества к христианской проповеди, а с другой стороны — писательского сообщества к этой тематике. Мне думается, что писательское сообщество очень по-разному отреагировало на новую ситуацию, когда Церковь вдруг вышла из катакомб, когда стало понятно, что большинство наших людей так или иначе ассоциирует себя с религиозной традицией.

http://patriarchia.ru/db/text/4557113.ht...

Они возносят молитвы наши к престолу Божию: Откр. 8:3 . И пришел иной Ангел и стал пред жертвенником, держа золотую кадильницу; и дано было ему множество фимиама, чтобы он с молитвами всех святых возложил его на золотой жертвенник, который пред престолом. 4 .И вознесся дым фимиама с молитвами святых от руки Ангела пред Бога. Ангелы управляют разными странами по воле Божией: Откр. 7:1 . И после сего видел я четырех Ангелов, стоящих на четырех углах земли, держащих четыре ветра земли, чтобы не дул ветер ни на землю, ни на море, ни на какое дерево. Само слово Божие показывает нам примеры чествования св. Ангелов: Нав. 5:14 . Он сказал (ангел): нет; я вождь воинства Господня, теперь пришел (сюда). Иисус пал лицом своим на землю, и поклонился и сказал ему: что господин мой скажет рабу своему. Суд. 13:20 . Когда пламень стал подниматься от жертвенника к небу, Ангел Господень поднялся в пламени жертвенника. Видя это, Маной и жена его пали лицом на землю. Быт. 19:1 . И пришли те два ангела в Содом вечером, когда Лот сидел у ворот Содома. Лот увидел и встал, чтобы встретить их и поклонился лицом до земли. 1Пар. 21:16 . И поднял Давид глаза свои, и увидел Ангела Господня, стоящего между землею и небом, с обнаженным его мечем, простертым на Иерусалим; и пал Давид и старейшины, покрытые вретищем, на лица свои. То же слово Божие говорит и о заступничестве св. Ангелов: Тов. 12:12 . Когда молился ты и невестка твоя Сарра, Я (Ангел) возносил память молитвы вашей пред Святого... Возражающим же против того, чтомы теперь никогда не видим ангелов, следует ответить, что по слову Апостола: 2Кор. 5:7 . мы ходим верою, а не видением. III. Для миссионерской полемики с сектантами о почитании святых Ангелов Тексты свящ. Писания, которыми сектанты оправдывают свое мудрование. Истинный смысл сих текстов. Тексты свящ. Писания, коими опровергается сектантское мудрование Деян. 7:42 . Бог же отвратился и оставил их служить воинству небесному, как написано в книге пророков. Втор. 4:19 . И дабы ты, взглянув на небо и увидев солнце, луну и звезды (и) все воинство небесное, не прельстился и не поклонился им и не служил им, так как Господь, Бог твой, уделил их всем народам под всем небом.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

После краткого слова митрополита начались поздравления как от архиереев и священников, так и от представителей государственных и общественных учреждений. Поздравили, в частности, мэр столицы С.Собянин и зам. министра культуры А.Журавский. Трапеза предварялась выступлением владыки. В нем он отметил жертвенность русского народа, отстаивавшего правую веру, и испросил прощения за допущенные ошибки. Закончил уместным четверостишьем. Выступили владыки, которые еще не говорили, множество священников (о. Валерий Шабашов, о. Евгений Чунин, о. Андрей Вознюк, о. Андрей Орлов, о. Иоанн Курбацкий, о. Артемон из Боровска, о. Игорь из Петербурга, о. Димитрий из Тольятти, о. Вадим из Самары, протодиакон Виктор Савельев и др.). Выступали и миряне - А.Антонов, А.Муравьев, Е.Юхименко, мэр Орехово-Зуево Панин и др. Охват был по максимуму - мы тоже так стараемся делать. От Древлеправославной Патриархии приветственный адрес зачитал диакон Виктор, а от митрополитов Илариона и Ювеналия (РПЦ МП) соответственно о. Иоанн Миролюбов и о. Иринарх (Денисов). Выступления перемежались пением духовных стихов и богослужебных ирмосов (тон ирмосам задавал о. Алексий из Арзамаса). Запомнились следующие богослужебные песнопения: «Днесь благодать Святаго Духа нас собра», величание Владимирской иконе Богородицы, любимый духовный стих владыки «А я с Богом живу». Все вместе пели припев известного песнопения «Слава Богу за всё». Двое молодых людей прекрасно пропели духовный стих «Уж вы, голуби». Ученики воскресной школы - «Пресветлый Ангел мой хранитель». Из выступлений запомнилось следующее: «Время предстоятельства митрополита Корнилия - 12 лет - столько же продолжался золотой век старообрядчества в начале ХХ века»; владыка характеризовался как «открытый и сердечный, доступный и скромный», «что в его лице люди видят не чиновника в рясе, а пастыря», «визит Президента свидетельствовал о признании старообрядчества, без которого государство не полно и неполноценно». Конечно, было много и общих слов, но всё было от души.

http://ruskline.ru/special_opinion/2017/...

Приращенье в иконах и в утвари церковной не отличались многочисленностью. В состав предметов, преподаваемых в семинарии, входит живопись, и воспитанники, посвящавшие себя этому искусству, издавна имели обыкновение жертвовать лучшие свои работы, иконы, в семинарскую церковь. Иногда воспитанники перед окончанием курса складывались между собою и на общий счет покупали в память своего курса св. икону. Так воспитанники VIII курса пожертвовали запрестольный крест в серебряном окладе, с приделанными по бокам иконами Спасителя и Божией Матери; воспитанники VI курса пожертвовали образ Воскресения Христова, в позолоченной раме, в серебряном вызолоченном орнаменте, усыпанном камнями; воспитанники VII курса пожертвовали образ Покрова Пресв. Богородицы в позолоченной раме, в серебряном вызолоченном орнаменте; воспитанники IV курса пожертвовали образ Воздвижения честного креста Господня в серебряной вызолоченной ризе. Все эти пожертвованные в разное время иконы размещены в алтаре. Из посторонних жертвователей особенную щедрость заявил бывший 15 лет (1860- 1875 гг.) почетным блюстителем по хозяйственной части с.-петербургский купец 1-й гильдии Александр Эзелев; им пожертвованы: серебряный позлащенный ковчег, весом в 7 ф. 12 зол., ценою в 885 руб. сер., облачения из золотой парчи по серебряному полю на престол и жертвенник, плащаница, хоругви и несколько облачений для священнослужителей. Всего купцом Эзелевым в семинарскую церковь пожертвовано на 15 тысяч. По ходатайству семинарского правления купец Эзелев за эти пожертвования получили 4 золотые медали и орден св. Станислава 3 степени. В 1861 г. перед клиросами устроены были две большие вызолоченные киоты на окрашенных под дуб постаментах; в киотах помещено по 6 икон, писанных в разное время воспитанниками семинарии. 3 апреля 1876 г. в 3 часа утра семинарская церковь подверглась опасности от пожара, в так называемом " пономарском " отделении церкви, прилегающем к алтарю, загорелся пол перед камином, потом огонь по балке и плинтусу перешел к дверям, ведущим в алтарь. Пламя быстро охватило всю внутреннюю сторону пономарской комнаты, и вся церковь наполнилась густым дымом. Священник семинарской церкви Иоанн Нечаев поспешил вынести из алтаря в комнату физического кабинета: св. антиминс, напрестольные вещи, а также священные сосуды, хранившиеся на жертвеннике; туда же вынесена была св. плащаница и св. престол. К пяти часам утра удалось прекратить пожар домашними средствами. От пожара вся внутренность пономарской комнаты обгорела, внутренняя сторона левой части иконостаса обуглилась, верхний край завесы у царских врат сотлел; запрестольный образ от сильного жара потрескался; попорчены: подсвечник, две тарелочки и два серебрянных ковша, находившихся в пономарской.

http://sobory.ru/article/?object=10040

Рипсиме и 32 ее подруги погибли в северо-восточной части Вагаршапата, их наставница Гаяне вместе с двумя другими девами – в южной части города, а одна больная дева была замучена прямо в давильне. Предание относит гибель рипсимеянок к 300/301 гг. Мученическая смерть дев, которую они героически приняли, вызвала у царя сильнейшее душевное потрясение, от которого он тяжело заболел. Β V в. в народе эту болезнь прозвали «свиной», поэтому в последующие времена скульпторы изображали Трдата со свиной головой. Сестре Трдата Хосровадухт приснилось, что Трдата может исцелить чудом выживший в темнице Григор. Он немедленно был освобожден из заключения и торжественно препровожден в Вагаршапат, где собрал и предал земле мощи дев-великомучениц, а затем 66 дней проповедовал христианство царю, после чего исцелил его. Царь и все его придворные приняли крещение, а христианство было провозглашено государственной религией Армении. Вскоре на местах мученичества святых дев были построены три часовни. Григор Лусаворич отправился в Кесарию Каппадокийскую, где был рукоположен каппадокийскими епископами во главе с Леонтием Кесарийским. Епископ Себастии Петр совершил обряд возведения Григора на престол в Армении. Церемония состоялась не в столице Вагаршапате, а в Аштишате, где уже издавна существовал епископский престол. По возвращении в Вагаршапат Григор Лусаворич приступил к строительству кафедрального собора. Согласно Преданию, ему было видение: небо отверзлось, и с него сошел луч света, предшествуемый сонмом ангелов. Позади них был виден образ человеческий с золотым молотом в руке. Там, где ударил молот, земля разверзлась, и из глубины ее раздался страшный вопль. Затем на этом месте поднялся золотой пьедестал в виде жертвенника, от него восходил огненный столп с облачным покровом, над которым блистал крест. Явившийся Григору ангел объяснил, что «образ человеческий – есть Господь; здание, увенчанное крестом, означает Вселенскую Церковь , пребывающую под охраной Креста, ибо на кресте умер Сын Божий. Место это должно сделаться местом молитвы. Повергнись перед благодатью, которую явил тебе Бог, и воздвигни здесь церковь ».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Сад представлен четырехугольным, огороженным невысокой золотой балюстрадой и насаженным регулярными рядами трав и цветов, в основном — тюльпанами и гвоздиками. Эти же цветы стоят в вазах по углам ограды и у водоема. В показе рая передается не столько впечатление художника от реально существовавших на Руси царских и боярских регулярных садов того времени, сколько представление о благоустроенности, ухоженности и упорядоченности райского сада, отгороженного на иконе от «дикого» холмистого пейзажа. Строго регулярная планировка райского сада являлась одним из многочисленных свойств, приписываемых раю, и особо подчеркивалась, например, в видении блаженного Андрея Юродивого (Четьи Минеи, 2 октября), где говорится: «Прекрасные эти сады стояли там рядами, как стоит полк против полка» . Интересно, что изображенный сад не замкнут оградой — балюстрада имеет всего три стеночки, на первом же плане функцию преграды выполняет изображенный водоем, пруд, который отделяет сад от зрителя. Возможно, здесь нашло отражение одно из многочисленных средневековых представлений, по которым рай отделяется от всего остального мира рекою, неким водным пространством, которое сложно преодолеть . В то же время Богоматерь стоит на полукруглом выступе как бы над прудом, она приближена к нижнему краю иконы, к предстоящим. Этот выступ ассоциируется с таким же по форме выступом солеи в храме, точно так же как небольшие прямоугольные площадки по сторонам от центра соотносятся со ступеньками, ведущими в боковые двери алтаря . Богоматерь, стоящая словно на солее перед алтарем, представлена здесь как дверь царских врат, ведущая в святая святых храма, дверь в рай. В то же время Она являет собою и образ всей Церкви — Невесты Христовой, Царицы с Царственным Младенцем на руках, Который изображен с державой. В связи с этим звучит и тема страстей Христовых, ибо Царь славы во время литургии невидимо проходит через главные врата иконостаса (которые поэтому и получили название царских) при перенесении святых даров из жертвенника на престол. Богоматерь словно предчувствует жертвенную смерть Спасителя — в правой руке у Нее красная гвоздика, символ крестных мук Господа. Иконописец создал утонченный и настолько лиричный образ Пресвятой Девы, насколько это было возможно в рамках православной иконы.

http://pravoslavie.ru/615.html

Сие яснее показывают нам книги маккавейские, первая и вторая, подробно также описал это историк Иосиф; и мы согласно с ним перескажем сие вкратце. Иудеи, из рода первосвященнического, себе желавшие первосвященнической власти, возмутились против бывшего тогда первосвященника, и отправившись к Антиоху, убеждают его иудейские постановления превратить в эллинские и построить в городе эллинское училище. Когда, произошло это, благочестивые были в слезах, видя явное нарушение законов, остальная же часть народа небоязненно попирала Божий закон, и смеялись над заповедью об обрезании. Между тем возмущение усиливалось, и Антиох, прибыв в Иерусалим, большую часть благочестивых предал смерти, даже осмелился войти во святилище храма. И вошедши ограбил весь храм, присвоил себе сокровища и все приношения, сосуды, фиалы, чаши, золотую трапезу, золотой кадильный алтарь, из золота устроенные светильники, и, кратко сказать, все утвари для Божественного священнодействия. А сверх того в Божием храме поставил жертвенник Дию, весь город наполнил идолами, и всех принуждал приносить жертвы: сам же на Божественном жертвеннике в жертву принес свинью, и храм назвал храмом Дия олимпийского; о всем этом предвозвещает блаженный Даниил; ибо под образом рога видит самого Антиоха, видит, что «возвеличися» он «даже до силы небесныя», то есть, с неистовством восстал против самого Бога веяческих, которому посвящены были и народ и храм. «И паде на землю от силы и от звезд, и попра я» . Ибо весьма многие из народа, преступив закон Божий, ниспали из чина небесных, и сама себя низринув, попраны были сим мучителем. Наименовал же их Пророк звездами; потому что известно и славно было прежнее их благочестие. Но дает разуметь сим и обетование, данное Аврааму, ибо сказано: соделаю «семя твое, яко звезды небесныя» ( Быт. 22, 17 ). Антиох же не удовольствовался тем, что попрал многих, именуемых звездами, но «возвеличися даже до» начальника силы; потому что с неистовством и яростью восстал против самого Бога и царя этой силы, то есть святого народа. И не престанет сие делать, как говорит Пророк,

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Согласиться с этим мнением трудно. То верно, что мантия Симеона не имеет признаков священнической одежды; но, во-первых, мозаист, живший в V в., мог не знать одежд ветхозаветного священства, что вполне вероятно; во-вторых, мантия Симеона здесь совершенно отличается от одежд других лиц, помещенных в том же изображении; она пышнее их, красивее, а это дает повод думать, что мозаист отличал Симеона от других и по званию и едва ли не считал его первосвященником. Стоящих позади Симеона, на втором плане, лиц мозаист трактует не как праздную толпу, но как священников и книжников: их туники и паллиумы те же самые, что на первосвященниках и книжниках ( Мф. 2:4 ), стоящих перед Иродом в тех же мозаиках 829 ; те же одежды и на Мельхиседеке, встречающем Авраама 830 . Но мантия Симеона указывает на высшее, по сравнению с этими священниками, достоинство. Симеон простирает руки, покрытые его паллиумом, для принятия Младенца: покрытие рук для принятия чего-либо священного – неизменный византийский обычай, начало которого, быть может, коренится на Востоке. На него указывает, между прочим, Евангелие псевдо-Матфея, когда в рассказе о сретении замечает, что Симеон принял Младенца в свой паллиум 831 . Если в мозаиках Марии Великой формы сретения не определились еще со всей ясностью, то в парижском кодексе Григория Богослова 510 (л. 137) 832 , они уже очень близки к иконописному шаблону и сюжет узнается легко по первому впечатлению 833 (рис. 54). Изображен киворий византийский с золотым куполом, однако без креста; под киворием жертвенник, покрытый материей багряного цвета. По левую сторону его стоит Симеон в сером паллиуме и принимает от Богоматери Младенца, который охотно простирает к нему руки. Младенец в золотой тунике; Богоматерь в багряных одеждах. Позади Богоматери стоит Иосиф в бледно-голубой тунике и розоватом иматии; он держит двух птичек. Прав. Анны нет. Все действие здесь сосредоточено на одной стороне миниатюры, а киворий остается позади Симеона. Композиция эта представляется более натуральной, чем позднейшая, где Симеон, в интересах симметрии, отделен от Младенца киворием.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

Становясь почти всегда в обличительное отношение к Церкви, какой она им представляется, люди интеллигенции не суть люди церковного исповедания. Но тем не менее они проявляют в своей деятельности и жизни нечто такое, что решительно не позволяет принимать их, как силу, чуждую света Христова, вдохновенную одной только гордостью богоотступной. Требуя безупречности на своём пути от себя и своих вождей и чуть ли не аскетической верности своему идеалу, они готовы были отвратиться от своих вождей, как только начинала чувствовать, что слово у них идёт в разрез с делом. Так было развенчано много личностей, иногда поистине замечательных. Одно это заставляет видеть в интеллигенции нечто большее, чем силу отрицательную с церковно-христианской: точки зрения. 4. Есть много оснований думать, что в интеллигенции, теперь неверующей, потенциально скрыт особый тип благочестия и служения, – иной, чем благочестие священническое... её упорная противоположность Церкви и священству заслуживает поэтому серьёзного и вдумчивого к себе отношения. Представители Церкви, – повторяем, Церкви исторической, – свои священные упования ограничивают загробным миром. Все слова пророков о торжестве истины Божьей и на земле они принимают в так называемом „переносном смысле“. Интеллигенция отдалась, напротив, одному только земному идеалу и признаёт только его. Она отстаивает веру, что на свете когда-то будет хорошо, что человечество найдёт путь к единению и будет едино и счастливо. Эту веру она носит в себе, как некий золотой сон сердца. Среди невыносимых затруднений и тесноты эта почти религиозная вера в грядущее всеобщее счастье спасала её неоднократно. Русская Церковь народна. Она не покидала народа среди всех его унижений и в трудные времена крепостного права была с ним. Она дала его гражданскому терпению религиозный смысл особого жертвенного делания, она спасла его с одной стороны от бунта, с другой – от отчаяния и тихого умопомешательства. Его душевный вопль она обратила в молитву. Жажду освобождения вправила в надежду на Бога живого, держащего в страшной руке Своей сердце Царя. Церковь , а не что-либо иное, была главной причиной того, что освобождение было принято народом честно и с достоинством. Не чернь-зверь, спущенный с цепи и жаждущий мести за долгие обиды, вошёл в гражданское общество, а человек, вкусивший откровений Божиих, в подвиге непрестанного терпения. „И как ты сохранил слово терпения Моего, то и Я сохраню тебя от годины искушения, которая придёт на всю вселенную“... ( Откр.3:10 ). Ни правительство, ни войско, ни земство, ни наука-просвещение, ни литература – ничто в России так не народно, как Церковь.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010