Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЗОЛОТОЙ ТЕЛЕЦ [евр.    ,     греч. χρυσ δμαλις], термин, к-рым в Свящ. Писании ВЗ обозначаются литые идолы, воздвигнутые в разное время представителями евр. народа и посвященные Яхве, но затем ставшие символом идолопоклонства (3 Цар 12. 28). Др. название З. т.- «литой телец» (евр.    ,     греч. μσχος χωνευτς - Исх 32. 4). Согласно Исх 32. 1-6, во время длительного пребывания прор. Моисея на горе Синай народ, не дождавшись его возвращения, упросил первосвящ. Аарона «сделать... бога, который бы шел» перед ними (Исх 32. 1). Аарон, собрав золотые украшения, к-рые по его просьбе принесли люди, сделал литого тельца, который был обработан «резцом» (Исх 32. 2-4a). После этого весь народ признал в идоле того бога, к-рый вывел их из Египта (Исх 32. 4b). Перед идолом был поставлен жертвенник, и народ «сел... есть и пить, а после встал играть» (Исх 32. 6). Господь в беседе с Моисеем не признал в З. т. Своего изображения (Исх 32. 7-8), назвал поведение народа «развращением», а поклонение З. т.- идолопоклонством, решив уничтожить всех выведенных из Египта людей и произвести новый народ от Моисея, но по молитве последнего не сделал этого (Исх 32. 9-14). Поступок народа стал знаком нарушения недавно заключенного Завета (см.: Исх 20. 4), поэтому Моисей, сойдя с горы, разбил скрижали Завета (Исх 32. 15-19) и затем, уничтожив литого тельца, приказал представителям колена Левиина убить 3 тыс. наиболее активных зачинщиков идолопоклонства (Исх 32. 26-28). Кроме того, Сам Господь «поразил» народ, наказав его за сделанного тельца (Исх 32. 35). Повторный рассказ об этом событии содержится во Втор 9. 11-19. Позднейшие библейские авторы расценивали это событие как пример уклонения евр. народа от Господа, ослушания Его воле, а помилование Господом народа как величайшую милость Божию (Пс 105. 19-23; Неем 9. 16-19; Деян 7. 40-41). Золотой телец. Клеймо иконы «Св. Троица в деяниях». 2-я пол. XVI в. (ГТГ)

http://pravenc.ru/text/199981.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АГНИ [санскр.   - букв. огонь], важнейший божественный образ Ведийской религии . Ему посвящено 200 гимнов Ригведы (РВ). Образ А.- жертвенный огонь и, шире, любой огонь. А.- жрец богов и бог жрецов. Имел общее индоевроп. значение (ср. рус.- огонь, лат.- ignis, литов.- ugnìs), что прослеживается не только в имени, но и в ритуалах. В форме  /   А. известен хеттам (Богазкейский архив, II тыс. до Р. Х.). Как и др. божественные образы вед , А. не имеет четкой иконографии и происхождения: он муж с огненной бородой, мчащийся на красных конях и пожирающий леса сияющими золотыми зубами (метафора лесного пожара), он может реветь как бык, иметь рога быка, крылья орла, хвост коня. Часто в ведах подчеркивается, что А. исходит от Дьяуса, что он - «сын силы» (  ) и порождение Адити, один из Адитьев. Иногда А. именуется «сыном самого себя» (  ). А. триипостасен, «имеет три жилища» (  ). Символически эта идея отражается в 3 жертвенных кострах торжественного ритуала: вост. алтарь, означающий местопребывание богов, солнце; юж. алтарь, означающий мир предков, луну; и зап. алтарь (  ), означающий земной мир, мир людей. Пребывая и на божественном небе, и на земле, и в мире предков, А. соединяет миры, он - знаток всего, «знаток существ» (  ). А. сливается с иными божественными лицами вед: «Ты, о Агни, Индра - бык существ, Ты - Вишну, широко шагающий... Ты, о Агни,- царь Варуна, чей обет крепок... Ты, о Агни, - Рудра, Асура великого неба...» (PB. II 1, 3-6). А. нередко именуется    «Дитя вод» - намек на пребывание его и в грозовой туче, и в запредельном божественном сверхбытии, универсальным символом к-рого являются воды (ср. егип. Нун , месопотамские Тиамат , Апсу). Для ведийского индо-ария огонь-А.- не просто средство в совершении жертвоприношения, но личностная божественная сущность, к-рую следует воспевать и прославлять, чтобы священнодействие свершилось успешно. Он «пробуждается» во время возжигания дров жертвенного костра (PB. V 1, 1). А. именуется «Хранителем Сомы», и две эти сущности обеспечивают единство мира божественных небесных сил, людей и предков, причем А. в первую очередь почитается как божественная сила, золотой зародыш (Хираньягарбха), пребывающий среди людей и возводящий их в мир богов, «он - хранитель бессмертия» (PB. VI 9, 3). А. также «зародыш вселенной» (РВ. Х 45, 6, 1), т. е. мир произошел из него, ибо в основе творения - божественная жертва (РВ. Х 90, также Панчаагни - Учение о пяти огнях). А. именуется переносчиком жертвы и переносчиком плоти, ибо с погребального костра, являющегося парадигмальным жертвенным огнем, умерший восходит в мир богов (PB. X 16).

http://pravenc.ru/text/63324.html

Скачать epub pdf 21 ноября. Введение во храм Пресвятой Богородицы 1. Исхода чтение И сказал Господь Моисею, говоря: в первый месяц, в первый день месяца поставь скинию собрания, и поставь в ней ковчег откровения, и закрой ковчег завесою; и внеси стол и расставь на нём все вещи его, и внеси светильник и поставь на нём лампады его; и поставь золотой жертвенник для курения пред ковчегом откровения и повесь завесу у входа в скинию собрания. И возьми елея помазания, и помажь скинию и всё, что в ней, и освяти её и все принадлежности её, и будет свята; помажь жертвенник всесожжения и все принадлежности его, и освяти жертвенник, и будет жертвенник святыня великая. И сделал Моисей всё, как повелел ему Господь, так и сделал. И покрыло облако скинию собрания, и слава Господня наполнила скинию; и не мог Моисей войти в скинию собрания, потому что осеняло её облако, и слава Господня наполняла скинию. Исх 40:1–5, 9–10, 16, 34–35 2. Царств третьих чтение Так была совершена вся работа, которую производил царь Соломон для храма Господа. Тогда созвал Соломон старейшин Израилевых и всех начальников колен, глав поколений сынов Израилевых, чтобы перенести ковчег завета Господня из города Давидова, то есть Сиона. И подняли священники ковчег, и понесли ковчег Господень и скинию собрания и все священные вещи, которые были в скинии. А царь Соломон и с ним всё общество Израилево, собравшееся к нему, шли пред ковчегом. И внесли священники ковчег завета Господня на место его, в давир храма, во Святое Святых, под крылья херувимов. Ибо херувимы простирали крылья над местом ковчега, и покрывали херувимы сверху ковчег и шесты его. В ковчеге ничего не было, кроме двух каменных скрижалей, которые положил туда Моисей на Хориве, когда Господь заключил завет с сынами Израилевыми. Когда священники вышли из святилища, облако наполнило дом Господень; и не могли священники стоять на служении, по причине облака, ибо слава Господня наполнила храм Господень. 3Цар 7 :51А; 8:1, 3–7, 9–11 3. Пророчества Иезекииля чтение Так говорит Господь: по окончании сих дней, в восьмой день и далее, священники будут возносить на жертвеннике ваши всесожжения и благодарственные жертвы; и Я буду милостив к вам, говорит Господь Бог . И привел он меня обратно ко внешним воротам святилища, обращенным лицом на восток, и они были затворены. И сказал мне Господь: ворота сии будут затворены, не отворятся, и никакой человек не войдет ими, ибо Господь, Бог Израилев, вошел ими, и они будут затворены. Что до князя, он, как князь, сядет в них, чтобы есть хлеб пред Господом; войдет путем притвора этих ворот, и тем же путем выйдет. Потом привел меня путем ворот северных перед лицо храма, и я видел, и вот, слава Господа наполняла дом Господень. Иез 43:27; 44:1–4 Читать далее Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Митрополит Владимир поздравил Золотую Книгу Санкт-Петербурга с 15-летием ноября 2010 Ныне исполняется 15 лет с того момента, когда в городе на Неве было положено начало большому и значимому проекту — Золотой Книге Санкт-Петербурга. Первым в фолиант было занесено имя святой блаженной Ксении Петербургской. Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир поздравил с 15-летием Золотую Книгу Санкт-Петербурга. Главными критериями для занесения имен в ее список были и остаются жертвенность, благотворительные деяния и бескорыстное общественное служение тех, кого мы желаем запечатлеть в бессмертной летописи, отмечается в послании. " Ныне исполняется 15 лет с момента, когда в городе на Неве было положено начало большому и значимому проекту - Золотой Книге Санкт-Петербурга. Первым в фолиант было занесено имя блаженной Ксении Петербургской. С тех пор страницы великой летописи заполнили многие другие имена знаменитых и прославленных деятелей и граждан нашего Великого города, а также названия его главных достопримечательностей. За эти годы Золотая Книга стала одним из примечательных явлений истории нашего города, неотъемлемой частью его общественной и духовной жизни, внося лепту в возрождение вековых российских традиций " , - говорится в поздравлении. " Благодаря занесению в Золотую Книгу имена многих граждан нашего многострадального Отечества, незаслуженно поруганные и забытые, возвращаются к нам из исторического забвения. Происходит словно бы их воскрешение в нашей памяти, а их деяния становятся для нас добрым примером для подражания " , - подчеркивается в обращении. Ряд участников проекта Золотой Книги отмечены церковными наградами за вклад в духовную жизнь города и страны. Митрополит Владимир пожелал, чтобы и впредь эта добрая традиция была продолжена. " Вода живая " , 29.11.10 Поделиться 18 апреля 2024 18 апреля 2024 17 апреля 2024 17 апреля 2024 17 апреля 2024 Карта сайта Санкт-Петербургская епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) Сайт поддерживается информационным отделом Санкт-Петербургской епархии Отзывы и пожелания просим направлять по адресу: mitropolia.pressa@gmail.com © 2012 - 2024 Санкт-Петербургская Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=201...

1 августа 2011 г. 6 августа-8 сентября. Мотопоход «Неизвестный Александр Невский». Россия-Монголия Настоятель Михаило-Архангельского храма города Кушвы протоиерей Димитрий Меньшиков организует мотопоход по России и Монголии – «Неизвестный Александр Невский», в честь 790-летия со дня рождения Святого Благоверного Великого Князя Александра Невского и 750-летия основания Сарайской Епархии Русской Православной Церкви. Поход стартует 6 августа из города Владимир и завершится 8 сентября в Городце Нижегородской области, где скончался русский князь. Протяженность пути – 17 тысяч километров, из них более полутора тысяч – по степям Монголии. В составе группы мотоциклистов 13 человек, включая самого отца Димитрия. В пути их сопроводит «Газель» с запчастями, топливом и продовольствием. Мотопутешествие должно привлечь внимание как широких кругов общественности, особенно молодежи, так и научно-исторического сообщества к малоизвестным страницам биографии великого русского полководца. Поход святого Александра Невского в центр Азии - в столицу империи Чингизидов Каракорум, является удивительным примером мужества, стойкости, беззаветного жертвенного служения Отечеству, и к тому же интересным историко-географическим фактом. Нужно также отметить усилия и заслуги князя по открытию Сарайской (ныне Крутицкой), епархии в Золотой Орде, 750-летие основания которой будет отмечаться в год празднования 790-летия святого Александра Невского – 2011-й. На протяжении всего пути будут совершаться богослужения. Предварительное время группы мотоциклистов в пути - 33 календарных дня. Маршрут пробега пройдет по территории 20 субъектов Российской Федерации и по территории Монголии: Владимир - Нижний Новгород – Казань - Пермь - Кушва - Екатеринбург - Тюмень – Омск - Новосибирск - Кемерово - Красноярск - Канск - Тулун - Иркутск - Улан-Удэ - Кяхта - Улан-Батор (Монголия) - Каракорум (Монголия, историческая ставка Чингизидов) - Алтай (Монголия) - Кобдо (Монголия) - Улэгэй (Монголия) – Бийск - Новосибирск - Омск - Курган - Челябинск - Уфа - Казань - Городец. 1 августа 2011 г. HTML-koд для сайта или блога: Поделитесь с друзьями

http://e-vestnik.ru/db/6_avgusta-8_senty...

В Кемеровской епархии освятят часовню в память о жертвах политических репрессий 12 августа 2009 г. 13:27 Епископ Кемеровский и Новокузнецкий Аристарх 14 августа в 12:00 освятит в г. Мариинске недавно достроенный каменный храм-часовню в честь св. Анастасии Узорешительницы, а также находящийся на его территории мемориал Памяти жертв Сиблага. Возведение архитектурного комплекса началось в октябре прошлого года по инициативе губернатора Амана Тулеева. Присутствовать на чинопоследовании приглашены глава Кемеровской области Аман Тулеев, представители областной, районной и городской администрации. Участие в нем примут местные священнослужители во главе с благочинным церквей округа иереем Димитрием Малюкиным. По совершении чина освящения состоится вручение клирикам церквей Кузбасса, а также всем, кто оказал помощь в возведении часовни, архиерейских и областных наград. К настоящему моменту в храме-часовне полностью завершены строительные и отделочные работы, приобретена церковная утварь. Установлены резной иконостас с писаными иконами, изготовленный в г. Томске, престол и жертвенник. Ведется уборка здания и прилегающей территории, идет подготовка к предстоящему освящению. Храм-часовня св. великомученицы Анастасии Узорешительницы достигает 32,5 метра в высоту и увенчан шпилем с куполом и крестом. Его стены оштукатурены и выкрашены в белый цвет, а купол — в золотой. Рядом с церковью установлен мемориал Памяти жертв Сиблага, который состоит из нескольких архитектурно-художественных композиций: барака для заключенных, «Холма памяти» и «Расстрельной стены». Автор проекта – известный в области новокузнецкий архитектор Виктор Усольцев. Впервые поисковые работы по истории Сиблага на территории Мариинского района начались еще восемь лет назад по инициативе местного благочинного, ныне покойного протоиерея Алексия Баранова. С помощью прихожан и архивных документов ему удалось отыскать несколько могил политзаключенных священнослужителей, отбывавших сроки в кузбасских тюрьмах и лагерях во времена советской власти. Также была найдена братская могила, в которой покоятся сотни репрессированных священников и политических деятелей. Сайт Кемеровской епархии /Патриархия.ru Календарь ← 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/718126.htm...

Завершается пребывание митрополита Лавра в Курске 22 мая 2007 г. 23:12 22 мая, в день памяти перенесения мощей святителя Николая, архиепископа Мирликийского, Председатель Архиерейского Синода Русской Зарубежной Церкви митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Лавр возглавил служение Божественной литургии в Знаменском кафедральном соборе Курска. Владыке Лавру сослужили схимитрополит Иувеналий , архиепископ Курский и Рыльский Герман , епископ Женевский и Западноевропейский Михаил , собор клириков Курской епархии . По окончании соборного служения архиепископ Герман и митрополит Лавр обменялись приветствиями. От себя лично, от руководства области и многочисленных верующих Курской епархии правящий архиерей поблагодарил митрополита Лавра за посещение Курска и выразил надежду, что в свете достигнутого 17 мая долгожданного единства Русской Православной Церкви чудотворная Курская-Коренная икона Божией Матери «Знамение» — главная святыня Русского Зарубежья — посетит в будущем Курскую землю, то место, где она была явлена православной России. В память о совместном служении архиепископ Герман преподнес в дар митрополиту Лавру икону святителя Николая, а также крест и панагию. В ответном слове владыка Лавр выразил благодарность за возможность вновь совершить паломничество к местам, связанными с явлением Курской-Коренной иконы Богородицы, которая «в течение многих десятилетий церковного разделения укрепляла русских людей в рассеянии в их надежде о примирении с многострадальной Церковью в Отечестве, вышедшей из под гнета безбожной власти. И это по воле Божией совершилось». Митрополит Лавр передал в дар Курской епархии образ преподобного Серафима Саровского. В тот же день митрополит Лавр принял участие в работе круглого стола «Одигитрия Русского Зарубежья», собравшего депутатов Государственной Думы Российской Федерации, представителей администрации города и области, ректоров российских вузов, лидеров политических и общественных движений, журналистов. Председатель Всероссийского общественного движения «Россия Православная» А.И. Буркин как знак общественного признания и благодарности за усердные труды по восстановлению единства Русской Православной Церкви вручил митрополиту Лавру золотой орден «За жертвенное служение». Вечером в тот же день митрополит Лавр по приглашению схимитрополита Иувеналия посетил женский монастырь во имя святого Алексия, человека Божия, в поселке Золотухино. Эта обитель возрождается по благословению и тщанием владыки Иувеналия. Посещением монастыря завершается программа пребывания в Курске Председателя Архиерейского Синода Русской Зарубежной Церкви митрополита Восточно-Американского и Нью-Йоркского Лавра. На следующий день делегация Русской Зарубежной Церкви отбудет на Украину. Служба коммуникации ОВЦС /Патриархия.ru Календарь ← 4 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/247428.htm...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Гедеон Димитриадский, прмч. - житие Гедеон — библейский персонаж Ветхого Завета, пятый по счёту из судей израильских, родом из Время деятельности Гедеона — XI век до н. э. Пользуясь нравственным упадком и политической раздробленностью евреев, мадианитяне и другие «сыны Востока» предпринимали против них нашествия из года в год, потравляя засеянные поля, угоняя скот и расхищая всякое достояние. «И весьма обнищал Израиль». Угнетение продолжалось семь лет, и только тогда, когда народ отчаялся в своём избавлении, явился Гедеон, «отважный воин», как показывает само его имя. Два старших брата его погибли в борьбе с врагами Израиля. Получив высшее призвание к избавлению народа, Гедеон с небольшим отрядом в 300 воинов сделал удачное ночное нападение на мадианитян которых было как саранча и как песка на берегу моря; в ужасе и ночной суматохе они рубили друг друга и в беспорядке бежали за Иордан, надолго оставив в покое Ханаан. Слава о победе Гедеона разнеслась по всей стране, и благодарный народ предлагал ему наследственное царское достоинство и одновременно сменить форму правления на монархическую; но он отказался от этой власти, в которой видел нарушение теократо-республиканского принципа. Земля под его управлением благоденствовала сорок лет. Сам Гедеон дожил до глубокой старости, оставив от своих многих жён 70 сыновей. В народе Гедеон получил также прозвание Иероваал, то есть «противоборец Ваалу», за то, что разрушил жертвенник, установленный в честь этого языческого божества. В Православии почитается святым в сонме пророков. Память совершается 26 сентября по юлианскому календарю (9 октября по Росписи, посвящённые Гедеону, имелись в Средней (Золотой) палате Димитрий Ростовский назвал одно из своих сочинений «Руно орошенное», намекая на популярную в христианстве трактовку эпизода с овечьей шерстью как прообраза Благовещения. Примечание от PRAVICON.COM : Описание со старой версии сайта. Статья опубликована участником [ tol ] 2013-01-06. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Гедеон Димитриадский, прмч. " .

http://pravicon.com/info-2030

Конкурс «Учитель года России — 2020» открыл в Волгограде год празднования 800-летия святого благоверного князя Александра Невского 5 февраля 2021 г. 13:03 Празднование 800-летия со дня рождения святого благоверного князя Александра Невского в Волгограде открылось всероссийским конкурсом профессионального мастерства среди педагогов «Учитель года России — 2020» в дни памяти 78-й годовщины победы в Сталинградской битве. Лучшие учителя из 85 регионов страны прибыли в Волгоград, чтобы продемонстрировать свои профессиональные знания, разработки, поделиться опытом со своими коллегами. 1 февраля 2021 года в Волгоградском государственном социально-педагогическом университете с лауреатами конкурса встретился митрополит Волгоградский и Камышинский Феодор . В своем выступлении глава Волгоградской митрополии раскрыл духовный образ святого князя Александра Невского как государственного деятеля, защитника русского народа, православной веры, устроителя церковной жизни в столице Золотой Орды, миссионера и семьянина. Митрополит Феодор предложил педагогическому сообществу при организации педагогической и воспитательной работы обращаться к личности святого князя как к образцу жертвенного служения Богу и Отечеству. В тот же день лауреаты конкурса приняли участие в круглом столе «Образ святого благоверного князя Александра Невского в образовательном и воспитательном пространстве школы». Круглый стол на базе вуза был организован сотрудниками отдела Волгоградской епархии религиозного образования и катехизации и Центра духовно-нравственного воспитания имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия Волгоградского государственного социально-педагогического университета. Участники круглого стола познакомились с различными практиками организации внеурочной деятельности школьников, связанной с именем Александра Невского, методическими приемами проведения уроков истории, посвященных святому князю. Были представлены доклады об образе святого в житийной литературе, музыке и кинематографе, в отечественной словесности. В течении конкурсных дней с лауреатами встретились министр просвещения Российской Федерации Сергей Кравцов, губернатор Волгоградской области Андрей Бочаров, ректор Московского государственного университета имени М. Ломоносова Виктор Садовничий. По материалам епархиальной пресс-службы Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Фимиам Фимиам ( Исх. ХХХ, 34 ; Лeb. XVI, 12, 13 ; Cup. XXIV, 18 ; Mф. II, 11 ; Лk. I, 9 ) – благовонное курение, употребляемое в иудейском ежедневном богослужении и при всех жертвоприношениях ( Лeb. II:1, VI:15 ; Чuc. V:15 ; Ucx. XLIII:23 ). В торжественный день Освящения, когда первосвященник входил во Святая Святых, он должен был полные горсти фимиама возложить на огонь, чтобы облако фимиамного курения покрыло очистилище ( Лeb. XVI, 12, 13 ). Оно было составлено из ароматических веществ. Способ приготовления порошка для богослужебного фимиама и запрещение его для домашнего употребления указаны в кн. Исход: И сказал Господь Моисею: возьми себе благовонных веществ: стакти, ониха, халвана душистого и чистого ливана, всего поровну. И сделай из них искусством составляющего масти курительный состав, стертый, чистый, святый; и истолки его мелко, и полагай его пред ковчегом откровения в скинии собрания, где Я буду открываться тебе: это будет святыня великая для вас. Курения сделанного по сему составу не делайте себе: святынею да будет оно у тебя для Господа. Кто сделает подобное, чтобы курить им, (душа та) истребится из народа своего ( Исх. ХХХ, 34–38 ). От горения фимиама, соответствовавшего нашему росному или обыкновенному ладану, распространялся очень ароматический запах, и потому при жертвенниках всегда находились кадильницы для возжжения оного. Курение фимиама было символом усердной молитвы, возносимой к Богу, и особенно ходатайства Церкви пред Господом за людей. Св. евангелист Иоанн в откровении видел на небеси ангела, которому дано было множество фимиама, чтобы он с молитвами всех святых возложил его на золотой жертвенник, который перед престолом. И вознесся дым фимиама молитвами святых от руки ангела пред Бога ( Omkp. VIII, 3, 4 ). Он тайно видел также двадцать старцев, которые пали пред Агнцем, имея каждый гусли и золотые чаши, полные фимиама, которые суть молитвы святых ( Omkp. V, 8 ). Читать далее Источник: Библейская энциклопедия/Никифор (Бажанов) – Москва : Локид-Пресс; РИПОЛ классик, 2005. – 795 с. ISBN: 5-320-00440-0 Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010