Русские боголюбцы и народолюбцы из первопрестольной Москвы, где сияли житием названные святители и где они почивают ныне телами своими в благоухании святыни, – все патриотические союзы Москвы, членом коих состоял о. Иоанн, уполномочили меня к сороковому дню после его кончины доставить сюда и возложить на могилу батюшки эту икону святителей Московских. Сегодня мы по сему случаю и совершаем здесь нарочитую молитву. Прими, дорогой наш боголюбец и народолюбец, эту святую икону сродных тебе по духу великих русских святителей, верных слуг Церкви Божией, верных сынов своего народа. И да будет тебе в Церкви Божией, наряду со всеми, ей отдавшими безраздельно и без остатка всю жизнь и все дарования, всё труды и подвиги, – да будет тебе воистину вечная память! II. Слово, произнесенное на панихиде в церкви-усыпальнице о. Иоанна Кронштадтского 30 января 1909 г. 87 Дорогие братья и сестры, плачущие и болезнующие над этой дорогою могилою! Некогда, в Ветхом Завете, Исаия пророк видел Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном, и края риз Его наполняли весь храм. Вокруг Его стояли серафимы; у каждого из них по шести крыл; двумя закрывали они лица свои, и двумя закрывали ноги, и двумя летали. И взывали они друг к другу и говорили; Свят, свят, свят Господь Саваоф! Вся земля полна славы Его. И поколебались верхи врат от гласа восклицающих, и дом наполнился курениями. И сказал пророк, объятый ужасом: О, окаянный аз! Горе мне, погиб я! Ибо я человек с нечистыми устами, и живу среди народа тоже с нечистыми устами, – и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа! ( Uc. VI, 1–5 .) Через много столетий, во дни Завета Нового, Тайнозритель Иоанн также видел в откровении и Господа на престоле, и жертвенник, видел и ангела с золотою кадильницей: и дано было ему множество фимиама, чтоб он с молитвами всех святых возложил его на золотой жертвенник, который перед престолом; и вознесся дым фимиама с молитвами святых от руки ангела пред Бога... (Anokaл.VIII, 3–5.) Представьте теперь себе вдохновенным верою воображением и благочестивым сердцем: вот, в 40-й день кончины, когда, по верованию Церкви, определяется судьба души человека умершего, когда она поклоняется Престолу Божию, – вот предстал перед Господом наш батюшка отец Иоанн. Как Исаия, в духе глубочайшего смиренномудрия и благоговения, конечно, и он воскликнет: «О, окаянный аз! Человек я с нечистыми устами, и жил среди народа также с нечистыми устами, и глаза мои видят Царя моего, Господа Саваофа!»

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vostorgo...

Скиния в пустыне ( Исх. 25 – 31 ): Приношения для скинии, Ковчег Завета, Стол и хлеба предложения, семисвечник, скиния, завеса, медный жертвенник, двор скинии, устав богослужения (елей для светильника, одежды для священников, о посвящении священников, жертвенник кадильный, приношения Господу, медный умывальник, миро 120 для священного помазания, фимиам 121 . Исх. 25, 10–22 : Ковчег Завета. Сооружение скинии ( Исх. 35–40 ) Святилище, как место особого присутствия Божия. Коренное отличие между золотым изваянием в виде тельца и построенной скинией. Исх. 40, 34–38 : Слава Господня наполняет Скинию. Книга ЛЕВИТ Книга ЧИСЛА Книга ВТОРОЗАКОНИЕ Законодательство Моисея Книга закона – в святой скинии. Моисеев закон, как образец справедливости (о книге Второзаконие). Теократия Теократическая 141 форма правления – образец высшего и идеального духовного правления. Домашнее задание ПЕРИОД ЧЕТВЕРТЫЙ – От переселения в Египет до вхождения в землю Обетованную – Выписать из Священного Писания беседу Бога с Моисеем ( Исх. 3, 1–22 ); – Выписать из Священного Писания событие установления Пасхи ( Исх. 12, 1–28 ); – Выписать из Священного Писания ропот сынов Израилевых ( Исх. 16, 1–3 ); – Выписать из Священного Писания и выучить наизусть Десять Заповедей ( Исх. 20, 1–17 ); – Выписать из Священного Писания и выучить наизусть последние слова книги Исход, слава Господня наполняет скинию ( Исх. 40, 34–38 ); – Выписать из Священного Писания и выучить наизусть повеление Божие читать книгу Закона перед всем Израилем ( Втор. 31, 11 ); – Выписать из Священного Писания явление Господа Моисею и Иисусу Навину ( Втор. 31, 14–23 ). Повторить вопросы: 1 . Жизнь Израильтян в Египте. 2 . Жизнь Моисея. 3 . Призвание Моисея при горе Хорив. 4 . Десять казней египетских. 5 . Исход. История установления Ветхозаветной пасхи. 6 . Переход через Чермное море. 7 . Странствование по пустыне до горы Синай. 8 . Синайское законодательство. 9 . Золотой телец. 10 . Строительство скинии. Учреждение священства. 11 . Поход до земли Обетованной.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

25 . Власть на раменах Еммануила, о Котором Пророк Исаия говорит: владычество на раменах Его ( Ис. 9, 6 ), предзнаменуя Крест (по утверждению толкователей), который предстоит понести Христу на Своих раменах. 26 . Проображением Креста был Иона, молящийся внутри кита с распростертыми руками. Об этом говорится в Каноне на Воздвижение: «В утробе водяного зверя ладони Иона Крестовидно распростер, являя прообразование спасительных страстей» (Песнь 6). 27 . Пророк Даниил крестообразно распростер руки, молясь во рве. Об этом так поет Святая Церковь в Воскресном Каноне, глас 4: «Руки распростер Даниил и пасти львов во рве заградил». 28 . Иисус Навин, молясь, крестообразно поднимал руки. Так пишется в седальнах праздника Воздвижения: «Прообразовал таинственно в древности Иисус Навин Креста образ, когда руки простер крестообразно, Спасе мой, и остановилось солнце, доколе он не истребил врагов». 29 . Прообразом Креста был одр Соломонов и носилки из дерев Ливанских, в Песне песней, в главе 3. 30 . Проображением Креста был ключ, о котором пишется у Пророка Исаии: И ключ дома Давыдова возложу на рамена его; отворит он, и никто не запрет; запрет он, и никто не отворит ( Ис. 22, 22 ). Об этом же пишется и в Апокалипсисе, в главе 3. Таковы и другие преображения Святого Креста, такие, как рог спасения, виноградная кисть, понесенная на шесте, пестрая радуга, Богом данная в знамение мира, Соломонов престол, облачный столп, а также огненный, людей Божиих предводящий, жертвенник из негниющего дерева, Ветхозаветный светильник, ковчег, трапеза, мерило, знамение во благо, о котором говорит Давид: Сотвори знамение мне во благо ( Пс. 85, 17 ), золотой скипетр царя Артаксеркоса, и так далее. Первый вывод Все прообразы Ветхого Завета достойны почитания и в Новой Благодати. Поскольку Крест Господень имел прообразы в Ветхом Завете, то Крест Господень достоин почитания в Новой Благодати. А то, что прообразы Ветхого Завета достойны почитания в Новой Благодати, ясно, ибо и Сам Христос имел прообразы в Ветхом Завете, то в Моисее, выведшего людей из Египетского рабства, то в Исааке, приносимом в жертву, то в Иосифе, проданном братьями, и в прочих. Пречистую Деву Богородицу также прообразовали купина, стамна, руно, гора, дверь затворенная и прочее. Евхаристию прообразовали манна, хлеб Ангельский. Святое крещение прообразовали пришествие моря и потоп. Все эти прообразы Ветхого Завета особенно почитаются в Новой Благодати. Но поскольку Крест Господень имел столь много прообразов в Ветхом Завете, о чем было сказано выше, то Крест Господень достоин особого почитания и в Новой Благодати. Того же, кто не почитает Крест, Сам Бог почтит такими прообразами.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

IX. Иисус говорит Марии Магдалине: иди к братьям Моим и научи их. X. Проповедуйте всегда во имя Отца и Сына и Св. Духа. Следуя по пути к Мцхету, св. Нина должна была переходить через дикие горы (Боржомское ущелье), прежде чем достигнуть Грузии. Она пришла в еврейскую деревню и вместе с жителями её отправилась в Мцхет, столицу языческого царя Мириана и его супруги Наны. Здесь происходило большое празднество в честь главного их бога – Армаза. Там стоял медный идол: вправо от Армаза находился золотой Ганиз, влево – серебряная Гаим. Предание говорит далее, что сильная буря повалила идолов на землю, и они разбились вдребезги; что св. Нина совершила много чудес; что она искала хитон Господень у евреев и нашла между ними много приверженцев, и что она обратила в христианскую веру первосвященника иудейского Авиафара, который также распространял новое учение. Нина три года прожила в Мцхете. Она исцелила царицу Нану от тяжкой болезни и обратила ее в христианскую веру. Вскоре затем и сам царь, следуя примеру супруги, сделался приверженцем нового учения. Впрочем, в Грузии, еще слишком 200 лет спустя после обращения царя Мириана, сохранились идолы и жертвенники в виду столицы, на горе Заден. Местных средств к распространению христианства было, по-видимому, недостаточно, и около 550 г., с благословения знаменитого подвижника Симеона Столпника, в Грузию прибыла целая миссия святых мужей, известных в истории грузинской церкви под именем тринадцати сирийских отцов. Они почитаются основателями знаменитейших монастырей и церквей в крае; они довершили дело, начатое мцхетскими христианами из евреев и св. Ниною 4 . Время апостольской деятельности св. Нины и тринадцати сирийских отцов имело, конечно, благотворное просветительное влияние на сопредельную с Грузией Осетию. II. Современное местожительство осетин в центре Кавказских гор – Северная и южная Осетия. – Кавказ – ворота народов. – Дарьяльское ущелье и войны за него. – Гибельное влияние на существование христианства в Осетии со стороны вражеских нападений и разгромов от разных народов.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

     Подходя к Святой Чаше, мы складываем на груди крестообразно руки в знак жертвенной готовности отдать себя Господу, как Он отдает Себя нам. Священник с золотой ложечки (по-славянски лжица), вкладывая нам в уста драгоценную частицу, произносит: " Причащается раб(а) Божий(ия) имя рек (мы не должны забыть назвать свое полное имя) Пречистого Тела и Честной Крови Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа во оставление грехов и в жизнь вечную. Аминь " .      В это время певчие, а часто и молящийся в храме народ со умиленным вниманием поют: " Тело Христово приимите, Источника бессмертного вкусите " . Причастившись Святых Христовых Тайн, мы целуем основание Чаши как ребро Христово, прободенное копьем воина и источившее кровь и воду. Отойдя, принимаем из рук прислужника просфору и ковшик теплоты (так называется вода с вином) и вкушаем не торопясь. А чуть позже, по окончании Литургии, все причастники слушают благодарственные молитвы, начинающиеся словами: " Слава Тебе, Боже! Слава Тебе, Боже! Слава Тебе, Боже! " В них по существу выражено все. Бог в нас, а мы в Нем. Нет на земле большей благодати, ибо в этом дивном таинстве нам дарована полнота Богообщения. Причастник Святых Христовых Тайн меняется и внутренне, и внешне. Почему светлым становится его чело, лицо и взор дышат миром и отрадой? Отчего причастившиеся движутся так мерно и благоговейно, как будто держат на руках Богомладенца Христа? По какой причине, в иное время многословные и разговорчивые, в сей час они торжественно молчаливы? Бог излил на них благодать Духа Своего! Эта благодать как мысленный свет озарила их ум и соделала его светлым, чистым, проницательным, способным постигать духовные и земные тайны. Сердце, просвещенное благодатью, наслаждается неизъяснимым покоем. В этот час христиане на опыте познают смысл и силу слов Спасителя: " Приидите ко Мне, все труждающиеся и обременные, и Я успокою вас " . Если возможно быть на земле блаженными, то именно Святая Чаша причащения дарует нам это блаженство. А как слаба и изменчива воля человеческая, предоставленная самой себе! Укрепленная же Христовыми Тайнами, она свидетельствует вместе с Апостолом Павлом: " Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе " . Православным христианам даровано, таким образом, непостижимо сочетать в себе чувство смирения, сознание собственной немощи и дерзновенную веру во всесильную помощь Божию.

http://zavet.ru/book/07deti/001/008.htm

А тем временем мать Мария ездила по стройорганизациям, обивала пороги Владимирской областной и Камешковской районной администрации, и не напрасно: губернатор Светлана Юрьевна дала указание вице-губернатору, он – по инстанциям. В итоге в храме появились добротные двери на центральный и боковой входы, доски и стропила на крышу. Откликнулись на просьбу о помощи дорожники – и вокруг храма вместо зарослей репейника пролегла утрамбованная катком дорожка из асфальтовой крошки. Строительные фирмы тоже помогали чем могли – кто бетоном, кто техникой, кто специалистами. И вот долгожданное торжество – на 15 декабря было назначено освящение и поднятие купола с крестом. Крест золотили в монастыре сами сестры по отработанной технологии, а купол делал по сохранившемуся от него старому каркасу о. Адриан с помощниками. Утром 15 декабря все доставили в Лаптево, приехал монастырский хор и священник о. Сергий совершил молебен с чином освящения креста. Промыслительно, что первый деревянный храм в Лаптево в 1712 году освящал тоже священник Сергий из Боголюбского монастыря. Все кто приехал на поднятие успели приложиться ко кресту – прикоснуться к новообретенной святыне. Сперва отдельно краном поднимали купол – он медленно плыл в туманной дымке морозного декабрьского утра. Часа полтора прошло, пока его надежно закрепили на храмовой главке. Затем отдельно подняли крест, завернув в ветошь, чтобы ненароком не повредить позолоту. Крест сразу вошел в приготовленную в куполе выемку, его чуть развернули, сориентировав по сторонам света, закрепили, сняли обертку – и все вокруг преобразилось. Мгновенно рассеялись нависавшие облака, и золотой крест засверкал на фоне голубого неба. Фактически храм был готов к службе – крест на куполе, кровля над алтарем и средней частью покрыта, печки топятся, в алтаре для просушки стен поставили еще газовую «пушку», пол, престол, жертвенник – все есть. Устройство иконостаса упрощалось тем, что как часто встречается, алтарь от основной части храма отгорожен сплошной кирпичной стеной.

http://sobory.ru/article/?object=02479

Ангел предстательствует с христианскими молитвами: «и пришел иной Ангел и стал пред жертвенником, держа золотую кадильницу; и дано было ему множество фимиама, чтобы он, с молитвами всех святых, возложил его на золотой жертвенник, который пред престолом. И вознесся дым фимиама с молитвами святых от руки Ангела пред Бога» ( Откр.8:3–4 ). «Двадцать четыре старца пали пред Агнцем, имея каждый гусли и золотые чаши, полные фимиама, которые суть молитвы святых» ( Откр.5:8 ). Души убиенных молятся о мести ( Откр.6:9–11 ). Угодники знают наши нужды: Пророк Елисей и его слуга Гиезий ( 4Цар.5:26 ). Пророк Елисей и царь Сирийский ( 4Цар.6:12 ). Пророк Ахия и жена Иеровоама ( 3Цар.14:4–9 ). Ап. Петр знает, что на душе Анании и Сапфиры ( Деян.5:3–4 ). Пророк Самуил знает все о Сауле ( 1Цар.28:14 ). Авраам увидел день Спасителя и возрадовался ( Ин.8:56 ). 24 старца знают, о чем молиться за святых ( Откр.5:8 ). Ангелы знают о людях все ( Дан.10:12–13 ; Тов.12:12 ; Мф.18:10 ). Господь дает милость ради праведных: «ради Давида» ( 3Цар.11:11–15 ). Поэтому и молится: «вспомни Авраама» ( Исх.32:13 ). Само собой понятно, что если люди, живущие на земле, молятся друг за друга, то они не теряют этой возможности и в загробном Мире, что и доказано от Писания. Сектанты отвергают всякую связь Церкви земной с небесной, посему не прославляют Ангелов и угодников Божиих, не просят их молитв о себе, потому что в бесовской гордости считают себя безгрешными и спасенными уже. Посему и должно спрашивать сектантов: что за церковь у вас, что не «соединена» она с небесным собранием Христовым? Где вычитали вы себе право отвергать угодников Божиих, их прославление и молитвы? Разбор возражений сектантов Сектанты говорят: Не нужно ходатаев небесных, «ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, Человек Христос Иисус» ( 1Тим.2:5 ). Православный ответ: В той же главе, несколько стихов выше, говорится, что нужны взаимные ходатайства друг за друга ( 1Тим.2:1–2 ), и в 2Кор.1:11 говорится о «ходатайстве многих»; также Ис.43:27 ; Иер.15:1 ; Откр.5:8; 8:3–4 – говорит о ходатайстве пред Богом за других.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Varzha...

Близость святых к Престолу Божию и сила их молитв о верующих, пребывающих на земле, очевидна из книги Откровения, в которой апостол Иоанн пишет: “Видел я и слышал голос многих Ангелов вокруг престола и животных и старцев, и число их было тьмы тем и тысячи тысяч”. Далее онописывает видение праведников, на Небе молящихся за людей, бедствующих на земле: “И пришел иной ангел и стал пред жертвенником, держа золотую кадильницу, и дано было ему множество фимиама, чтобы он с молитвами святых возложил его на золотой жертвенник, который пред престолом. И вознесся дым фимиама с молитвами святых от руки ангела пред Бога” ( Откр.5:11; 8:3–4 ). Велика сила молитвы! “Молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного”, – наставлял апостол Иаков ( Иак. 5:16 ). Молитва за другого есть выражение любви к нему; и святые на Небе, молясь за нас, проявляют к нам свою братскую любовь и заботу. В Евангелии и в других новозаветных книгах мы находим множество случаев, свидетельствующих о силе молитвы за других людей. Так, например, по просьбе царедворца, Господь исцелил его сына; по мольбе женщины хананеянки ее дочь была освобождена от демона; по просьбе отца Господь исцелил его бесноватого сына; а по просьбе друзей – простил и исцелил расслабленного, которого они спустили с крыши на веревках; по вере римского сотника был исцелен его слуга ( Ин. 4:46–53 ; Мф.15:21–23 ; Мк. 9:17–25 ; Мк. 2:2–25 ; Мф. 8:5–13 ). При этом большинство чудесных исцелений Господь совершал на расстоянии, заочно. Таким образом, если молитвы простых людей имели такую силу, то тем более мощны молитвы праведников, предстоящих престолу Божию. “Вот, какое дерзновение мы имеем к Нему [Сыну Божию], что, когда просим чего по воле Его, Он слушает нас ”, – убеждает нас возлюбленный ученик Христов ( 1Ин. 5:14 ). Вот почему Церковь с самых древних времен содержала учение о пользе молитвенного обращения к святым. Это мы видим, например, из древних литургий и других письменных памятников. В литургии апостола Иакова мы читаем: “Особенно же творим память о Святой и Славной Приснодеве, блаженной Богородице. Помяни Ее, Господи Боже, и по Ее чистым и святым молитвам пощади и помилуй нас”. Святой Кирилл Иерусалимский , изъясняя Литургию церкви Иерусалимской, замечает: “Потому поминаем (на Литургии) и прежде почивших, во-первых, – патриархов, пророков, апостолов, мучеников, чтобы их молитвами и предстательством принял Бог моление наше”.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

В 1702 году составлена была подробная опись церкви и церковному имуществу; по этой описи она представляла собой следующее: Церковь Пресвятой Троицы - древяна клецки об одной главе, глава спаяна немецким железом, крест железный с перьями, церковь, алтарь, трапеза и паперть крыты тесом. Царские двери, на них Благовещение и Евангелисты и на столицах святые, а сени вечера - писаны красками; по правую сторону Царских врат образ Троицы местной писан краски, 3 венца да цата серебряные басемные золочены, привесу 3 креста серебряных и 1 золоченный, денег 5 алтын, 4 деньги - 3 коп. позолоченных, поверх образа убрусь полотняный, под образом пелена - кошка белая обложена камкою осиновый цвет, подложено крашениною, ветхо гораздо, лампада жестяная, под ней кисть витяная с шелком красным; образ Воскресения " Христова осмилистовый писан краски; образ Св. в. Ап. Петра и Павла, убрусь полотняный; образ Пресвятой Богородицы Одигитрия, убрусь полотняный, пелена кумач красный, крест кружево мишурное, обложено крашениною, подсвечник деревянный расписан краски, налепь жестяной с шандалы. На северных дверях образ Св. в. Стефана, Григория Богослова, Николая Чудотворца, пред ними подсвешники деревянные. Над царскими дверьми деисусы - образ Спасов, всего 11 образов в тяблах деревянных, перед Спасом лампада медная. Над правым клиросом Сошествие Св. Духа писан краски на холме в раме, над левым - Распятие; над " налоги " образ Троицы, налой деревянный. Престол обложен спереди кумачом красным, а другие стороны крашениною; за престолом образ Пресвятыя Богородицы Одигитрия выносной, венцы и цата, серебряные басемные золочены, привесу 13 алтын, 4 деньги, убрусь тафтяной алый, другой кумач - красный; на престоле Евангелие оболоченно бархатом красным, по середине Распятие, по углам евангелисты серебряные басемные золочены, застенки медные, 3 креста благословенных; на престоле покров - камка белая, крест тафтяной. Жертвенник обложен крашениною... сосуды оловянные, звезда медная, копие железное, 2 покрова - изарбав золотой. Епитрахиль киндяк осиновый цвет, обложено выбойкою полосатой, поручи - тафта желтая... подризник крашенинный, пояс нитяной тканый, под ним 4 кисти нитяные с узлами кафимскими; ризы киндяк - осиновый цвет и др. 3 кадила медных, 3 подсвечника деревянных выносных, 2 ширинки полотняные. В алтаре и церкви 3 оконницы; у церкви двери на крюках железных, замок с личиною; колокольня крыта тесом, на ней 3 колокола небольших.

http://sobory.ru/article/?object=03216

В 1859-1862 по проекту Л.Бонштедта возведена каменная, высотой 27 саж. колокольня. В последующие четыре года акад. Ф.И.Нестеров выстроил трапезную, ограду со сторожкой и часовню, где находился образ Святой велико­мученицы Екатерины, спасённый при пожаре первона­чальной церкви. В дальнейшем внешний облик храма почти не менялся. В плане храм имеет форму четырёхконечного креста, увенчан большим куполом на высоком барабане, декори­рованном 24-мя колоннами коринфского ордера. На куполе возвышается фигура Ангела на шаре, держащего медный крест. Первоначально крест и шар были позоло­ченными, купол храма обит белым железом, а кровля окрашена зелёной масляной краской. Стены интерьера были расписаны на Евангельские сюжеты, а своды выполнены в виде розеток. На северной стене находилась композиция «Поклонение волхвов», на южной – «Крещение Господне», на западной – «Вход в Иерусалим», в куполе была изображена Богородица, на столбах – четыре Евангелиста. Пол во всём храме был деревянный окрашенный жёлтой краской в алтарях, на амвонах и клиросах. В церкви было три придела и три престола: главный, освящённый в честь Святого Иоанна Крестителя, второй — в честь Святого Иоанна Богослова и третий – в честь Святой Велико­мученицы Екатерины. Над главным престолом на четырёх тумбах, украшенных позолоченной резьбой, была устроена сень из балдахина, стоявшего над гробом Императрицы Елизаветы Алексеевны во время следования её праха из Беляева в Чесьму. В 1907 году святые Престолы и жертвенники во всех трёх алтарях были обложены благолепною одеждою из белого каррарского мрамора с инкрус­тациями. На верхних досках у жертвенников были высечены слова: «Помяни, Господи, во царствии Твоем» и имена жертво­вателей. За святым престолом в главном алтаре находилась икона Воскресения Христова, работы К.П. Брюллова, в золотой раме. Скульптурная работа по оформлению иконостаса производилась профессором В.И. Демут-Малиновским. Иконы в большом иконостасе принадлежали кистям знаменитых художников Ф.П. Брюлло и академику Г.К.Угрюмову.

http://sobory.ru/article/?object=00739

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010