Бог там, где смирение (версия для печати)/Православие.Ru Бог там, где смирение Православие.Ru , 14 июня 2011 г. Архимандрита Арсения (Папачока) вопрошал архимандрит Иоанникий (Балан) Перевела с румынского Зинаида Пейкова Архимандрит Арсений (Папачок) – старейший и один из самых почитаемых румынских старцев. Он представитель той золотой плеяды румынских духовников ХХ века, которые не имеют себе равных по истовости и всецелой жертвенности своей веры, опыту подвижничества в суровых условиях безлюдной пустыни, подобно аввам из древних патериков, – опыту, сочетающемуся с духовной мудростью, тонкостью проникновения в тайники человеческой души и недюжинными литературными дарованиями. Старец Арсений подвизался в непроходимых лесных дебрях румынских гор вместе с отцом Клеопой (Илие), подвергался преследованиям со стороны богоборческих властей, сидел за исповедание веры в тюрьме. С 1975 года он является духовником монастыря во имя святой Марии в городе Текиргёл под Констанцей. 15 августа 2011 года маститому и умудренному румынскому старцу архимандриту Арсению исполнится 97 лет. Предлагаем вниманию читателей ответы старца на вопрошания, с которыми к нему обратился архимандрит Иоанникий (Балан; 1930-2007) – талантливый духовный писатель и поэт, автор «Румынского патерика», духовное чадо, сподвижник и биограф старца Клеопы (Илие). – Отец Арсений, скажите, как избавиться от множества земных забот, чтобы иметь больше времени для молитвы? – Отец Иоанникий, великое дело – чистая молитва из сердца и уст к Богу! Молитва – это острая стрела, которую устремляли в небо тысячи лет все святые, да и самые простые христиане. Молитва пронзала сердце небес – может, и негодовавших на обитателей земли, – и тем же путем приходили спасительные ответы – так сохранялась вера на земле из рода в род. Брат-христианин, у тебя тоже есть своя история: ты входишь в великий христианский союз – Церковь и навсегда искуплен жертвой Спасителя. Значит, ты ст о ишь очень дорого, и на тебе лежит великая и благородная ответственность. Разве тяжело каждому из нас хоть немного попросить Бога, просто и прямо, чтобы Он помог нам в стольких бедах и страданиях, и поблагодарить Его?!

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Вера укореняется в нас через благочестие и претерпение испытаний, и если она не породит в тебе дух преданности и жертвенности во имя Христа, знай, что ты ещё далёк от истинной Божественной Веры. прп. Гавриил (Ургебадзе) Август 1937 Карьера Владимира Семеновича Балакирева складывалась неплохо. Шел второй месяц, как он назначен начальником райотдела в захолустное астраханское село Енотаевск, стоящее в цепи казачьих станиц, среди песка калмыцких степей, на тракте вдоль берега Волги, в месте легендарной древней столицы Золотой Орды, на полпути от Астрахани к областному центру. На полпути к карьерным высотам был и сам 35-летний Балакирев. В транспортном отделе УНКВД Сталинградской области он 8 месяцев отработал при Ягоде начальником отделения , а со сменой наркома и перетряской кадров на 9 месяцев был понижен до оперуполномоченного. При реорганизации транспортных отделов его перевели в Енотаевск начальником райотдела. Попав в поле зрения самого Ежова , он сразу сумел отличиться. В находящемся в 10 километрах от райцентра селе Владимировке удалось раскрутить дело о пожаре на колхозном току, который бригадир не сумел потушить. «Замели» 19 человек, включая 60-летнего священника Михаилоархангельской церкви Александра Троицкого. Этот «поп», бывший учитель-народник, вернувшись два года назад после трехлетней отсидки и обнаружив во Владимировке лиц, увильнувших от репрессирования и отправки на «хутор Лещев» , сколотил из них «контрреволюционную группу», захватившую все «командные высоты» в колхозе «Октябрьская Революция» . «Диверсии экономические» они сочетали с идеологическими: «Распространяли среди колхозников провокационные слухи о предстоящей войне и гибели Сов. власти, проводили к/р агитацию по проводимым решениям партии и правительства, выступая в защиту бандитов – Зиновьева, Троцкого, Тухачевского и др., дискредитируя вождя народов» . Использовали трудности в колхозах, где «имеют место факты опухания, употребления в пищу различных суррогатов и заболевания колхозников от недоедания... колхозники группами отказываются от выхода на работу... ежедневно собираются около зданий правлений и настойчиво требуют выдачи хлеба из семенных фондов... приняло широкие размеры неорганизованное отходничество колхозников в города... случаи самоликвидации колхозов... отмечается распродажа и убой скота...».

http://pravoslavie.ru/127279.html

Для молитвы больше всего нужно сердце (версия для печати)/Православие.Ru Для молитвы больше всего нужно сердце Православие.Ru , 21 июля 2011 г. Архимандрит Арсений (Папачок) Перевела с румынского Зинаида Пейкова Вопросы задавал Архимандрит Иоанникий (Балан) 19 июля 2011 года в возрасте 96 лет отошел ко Господу архимандрит Арсений (Папачок) – старейший и один из самых почитаемых ныне румынских старцев. Он был представителем золотой плеяды румынских духовников ХХ века, которые не имеют себе равных по истовости и всецелой жертвенности своей веры, опыту подвижничества в суровых условиях безлюдной пустыни, подобно аввам из древних патериков, – опыту, сочетающемуся с духовной мудростью, тонкостью проникновения в тайники человеческой души и недюжинными литературными дарованиями. Старец Арсений подвизался в непроходимых лесных дебрях румынских гор вместе с отцом Клеопой (Илие), подвергался преследованиям со стороны богоборческих властей, сидел за исповедание веры в тюрьме. С 1975 года он был духовником монастыря во имя святой Марии в городе Текиргёл под Констанцей. Предлагаем вниманию читателей ответы старца на некоторые актуальные вопросы духовной жизни. Архимандрит Арсений (Папачок) – Как можно стяжать дар смирения и слез на молитве? – Смирение не может прийти само по себе, без того, чтобы ты в духовном течении жизни не думал, что ничего не можешь сам без благодати Божией. Спаситель говорит: без Меня не можете делать ничего (Ин. 15: 5). 113-е правило Карфагенского Собора гласит: «Но если всё же кто-нибудь говорит, будто он что-нибудь может без Христа, да будет анафема» . Брат, неужели ты не знаешь, что если ты мнишь о себе и гордишься, то это от тебя отошла помощь Божия? Ибо сказано: Бог гордым противится, а смиренным дает благодать (Иак. 4: 6; 1 Пет. 5: 5). Подумай же о том, что без благодати Божией ты – прах и пепел. А если ты полагаешь, что вот, Господь терпел тебя до сих пор и так будет всегда, тогда с великим страхом поостерегись, ибо Бог долго терпит, но иногда и предваряет события!

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Икона «Воспитание». Опыт созерцания Не было лжи во устах Его, никто не мог обличить Его в неправде – но человеческая злоба превозмогла человеческую чистоту и красоту Отрока Господня. Обнаженный, был Он повешен на древо, и тело Его, растянутое крестообразно на орудии пытки и позора, само образовало крест… 18 марта, 2013 Не было лжи во устах Его, никто не мог обличить Его в неправде – но человеческая злоба превозмогла человеческую чистоту и красоту Отрока Господня. Обнаженный, был Он повешен на древо, и тело Его, растянутое крестообразно на орудии пытки и позора, само образовало крест… В этой статье Ольга Шульчева-Джарман делится своим опытом созерцания иконы Пресвятой Божией Матери «Воспитание». Также Вы найдёте здесь текст акафиста. Икона Божьей Матери «Воспитание» Отрок Христос, одетый в золотой гиматий, спадающий с Его плеч – без хитона. Плоть Воплощения, Плоть Сына Божия – и есть риза Его, хитон нешвенный. Хитон обнажает и плечи, и ноги –  Сын Божий над бездной, образованной складкой в темном мафории, словно над бездной смерти. Он готов к погружению в бездну, к шагу, к прыжку вниз, к «крайнему истощанию Своему», к кенозису… Икона Божией Матери «Воспитание» Он – Слово Отчее, Он – великий Проповедник. И проповедь Его – вся жизнь, и смерть, и Воскресение Его. Прекрасна Матерь Христова – фигура Ее стройна, как древо, вырастающее из земли к небу. Так прорастает земля в Небо… Об этом мечтали люди с глубочайшей древности – возводя гигантские менгиры или колонны храмов, украшенные листвой деревьев. Дерево, древо земное прорастает в божественную, небесную высь – и земля, темная почва, смиренная и молчаливо принимающая в себя «от века мертвецов» сама становится небом. Так мечтали люди, и порой отчаивались в своих мечтаниях, почитая их недостижимыми, и обращались к богам иным — суетным, понятным и практичным. Они совершали жертвы и культовые игрища под священными деревьями, в священных рощах, «между идолами своими вокруг жертвенников их, на всяком высоком холме, на всех вершинах гор и под всяким зеленеющим деревом, и под всяким ветвистым дубом, на том месте, … они приносили благовонные курения всем идолам своим» (Иез.6:13).

http://pravmir.ru/ikona-vospitanie-opyt-...

Интересный вопрос читателя дал нам возможность рассмотреть, чем первый храм израильского народа — скиния (по древнегречески σκην — шатер, палатка), которую Бог повелел устроить Моисею и где хранились полученные им от Бога скрижали завета с десятью заповедями, — похож, а чем отличается от современного православного храма? Разобраться в этом нам помогали библеист, автор учебника по Ветхому Завету, проректор ПСТГУ иерей Геннадий ЕГОРОВ и старший преподаватель кафедры литургики ПСТГУ Александр ТКАЧЕНКО. Дорогая редакция! Я слышал, что христианские храмы устроены по образу ветхозаветной скинии — храма израильского народа, который к тому же был храмом-палаткой. Не могу понять, чем же православный храм похож на скинию? Вопрос читателя нам показался интересным и дал возможность рассмотреть, чем первый храм израильского народа — скиния (по древнегречески σκην — шатер, палатка), которую Бог повелел устроить Моисею и где хранились полученные им от Бога скрижали завета с десятью заповедями, — похож, а чем отличается от современного православного храма? Разобраться в этом нам помогали библеист, автор учебника по Ветхому Завету, проректор ПСТГУ иерей Геннадий ЕГОРОВ и старший преподаватель кафедры литургики ПСТГУ Александр ТКАЧЕНКО. Какой была скиния Моисей строил скинию около полугода. В центре двора площадью более квадратного километра, устроенного из дорогих тканей, привешенных к столбам, находился большой шатер, разделенный завесой на две части. Первая комната располагалась напротив входа и называлась Святое или Святилище. В ней размещался золотой жертвенник воскурения, семисвечный светильник и стол, на котором лежало 12 хлебов, разложенных в два ряда по шесть штук в каждом. Эти «хлебы предложения» символизировали 12 колен Израилевых и обновлялись раз в неделю — это было основное место, где совершались богослужения.   Ветхозаветняа скиния. Справа — Святилище, слева — Святая Святых, где находился Ковчег Завета и куда первосвященник мог заходить только раз в год Второе помещение, скрытое занавесом, называлось Святая Святых, там находился Ковчег Завета. В Ковчеге хранились каменные скрижали, данные Моисею Богом на горе Синай, золотая чаша с манной небесной, питавшей еврейский народ во время 40-летнего скитания по пустыне, а также жезл Аарона, расцветший в доказательство того, что именно его, брата Моисеева из рода Левитов, Бог избрал первосвященником.

http://pravmir.ru/pervyj-xram-palatka/

Кипрская Православная Церковь 20-22 января 2011 г. состоялся визит Блаженнейшего Архиепископа Новой Юстинианы и всего Кипра Хризостома II в Москву, в рамках которого в Зале Церковных соборов Храма Христа Спасителя Его Блаженство был удостоен премии Международного фонда единства православных народов «За выдающуюся деятельность по укреплению единства православных народов. За утверждение и продвижение христианских ценностей в жизни общества» имени Святейшего Патриарха Алексия II. 21 января состоялась встреча Архиепископа Хризостома II с Московским Патриархом. И в тот же день предстоятели Русской и Кипрской Церквей имели беседу с Президентом России Д.А. Медведевым. 8-11 июня 2012 г. состоялся официальный визит Святейшего Патриарха Кирилла в пределы Кипрской Церкви. Предстоятели двух Церквей обсудили перспективы сотрудничества, в том числе в сфере паломничества, затронули вопросы общеправославного взаимодействия. 8 июня Патриарх Кирилл и члены делегации Русской Православной Церкви приняли участие в торжественном заседании Священного Синода Кипрской Церкви. В приветственном слове Архиепископ Хризостом II отметил, что «в нынешней сложной и трагической ситуации жители острова исполнены ожидания, что Русская Православная Церковь продолжит свои усилия по урегулированию кипрской проблемы». В ответном приветствии Святейший Патриарх Кирилл заверил греческих иерархов: «Я также ощущаю долг выразить поддержку Кипрской Церкви во времена испытаний, возвысить голос в защиту христианских святынь, обсудить совместные шаги в деле сохранения христианства в регионе… Многие испытания пришлось пережить Кипрской Церкви в прошлом, большие испытания переживаются в настоящем. Но поистине — врата адовы не одолели ее (Мф. 16:18), потому что она стоит на надежном основании неколебимой верности Христу. Даже в самые тяжкие времена Церковь всегда оставалась и остается рядом со своим народом, в безграничной жертвенности сораспинаясь вместе с ним Христу и ведя его к совоскресению с Господом». Святейший Патриарх Кирилл в присутствии Архиепископа Хризостома II совершил освящение закладного камня в районе Калойири г. Лимасола, на месте строительства храма святителя Николая Чудотворца для русскоязычной общины, при котором планируется открыть духовный центр и школу. 10 июня Святейший Патриарх Кирилл и Кипрский архиепископ Хризостом II совершили Божественную литургию в храме Святой Софии в Никосии. По завершении Литургии архиепископ Хризостом II вручил Патриарху Московскому и всея Руси высшую награду Кипрской Православной Церкви — золотой орден апостола Варнавы. Во время переговоров Патриарха Кирилла с Хризостомом II и членами Священного Синода, в который входят все иерархи Кипрской Церкви, были затронуты вопросы развития двусторонних отношений, подходы Церквей к урегулированию кипрской проблемы, а также темы общеправославного значения. На встрече Святейшего Патриарха Кирилла с Президентом Республики Кипр Д. Христофиасом обсуждались духовные аспекты мирового кризиса.

http://patriarch.patriarchia.ru/kiprskay...

«Олень плохо бежит по двум причинам» Из наставлений старца Арсения (Папачока) 19 июля 2011 года в возрасте 96 лет отошел ко Господу архимандрит Арсений (Папачок) – старейший и один из самых почитаемых ныне румынских старцев. Он принадлежал к золотой плеяде румынских духовников ХХ века, которые не имеют себе равных по истовости и всецелой жертвенности своей веры, опыту подвижничества в суровых условиях безлюдной пустыни, подобно аввам из древних патериков, – опыту, сочетающемуся с духовной мудростью, тонкостью проникновения в тайники человеческой души и недюжинными литературными дарованиями. Старец Арсений подвизался в непроходимых лесных дебрях румынских гор вместе с отцом Клеопой (Илие), подвергался преследованиям со стороны богоборческих властей, сидел за исповедание веры в тюрьме. С 1975 года он был духовником монастыря во имя святой Марии в городе Текиргёл под Констанцей. Предлагаем вниманию читателей ответы старца на некоторые актуальные вопросы духовной жизни. Архимандрит Арсений (Папачок) – Сегодня, когда христиане уже не могут соблюдать пост и вести нравственную жизнь так, как этого требуют священные каноны, на каких условиях мы можем причащать их? – Христиане тоже переживают свои исторические моменты и не свободны от желаний и житейских забот, но зерно истины, вложенное в человека, не может не встрепенуться и не разбудить голос Бога в нем – совесть. Я не верю, что существует такой христианин, у которого не встрепенется сердце и который не вздохнет и не поклонится, услышав звон колоколов, бьющих по церковному обычаю или в какой-нибудь особый момент. Он знает этой самой божественной искрой, живущей в нем, что этот строгий, священный и проникающий в душу звон колоколов призывает живых, оплакивает мертвых и разгоняет злые тучи. Каноны остаются в силе как великие маяки, на которые ориентируются, чтобы видеть в особенности тяжесть греха; у них есть свои определения и толкования, но следует знать, что у них есть и гибкость. Великое дело – исцелить его [христианина] рану, а не оставить его одного на целые годы без великих благодатей Святых Таин. Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Ты хочешь годы назначить ему? Надо сделать его здоровым!» Чтобы он пришел в знание себя и сам открыл великие сокровища небесных благодатей. Чтобы он знал, что пришествие Спасителя, Который снизошел до глубин человеческой мизерности, было не для того, чтобы уничтожить Свое создание, а чтобы его преобразить; что великая жертва Спасителя была принесена, чтобы мы через покаяние были прощены во всех грехах и чтобы он, христианин, жил в великой надежде без опаски. Ибо «никакое несчастье ничего не значит и ничего не потеряно, пока вера стоит на ногах, покуда голова поднимается и душа не отрекается» (М. Метерлинк).

http://pravoslavie.ru/48107.html

Подпишитесь на наш Телеграм Источник фото: сайт Санкт-Петербургской Духовной академии «Праздников Праздник и Торжество из торжеств» — эти слова преподобного Иоанна Дамаскина подчеркивают исключительное положение Пасхи , Воскресения Христова и в церковном календаре, и в человеческой жизни. Пасха не входит в число самых важных двенадцати (по-церковнославянски — двунадесятых) праздников. Она выше, это центр, вокруг которого расположены остальные торжества, подобно тому, как «солнечный диск окружен золотой короной лучей» (архимандрит Рафаил (Карелин). Пасха — древнейший праздник христианства, отмечавшийся еще в апостольские времена. Традиция отмечать Воскресение Христа в первое воскресенье после иудейского Песаха во II веке поддерживалась фактически во всех христианских церквах, равно как и обычай держать пост перед праздником. Слово «Пасха» происходит от древнееврейского «Песах» («миновал», «прошел мимо»), события, отмечаемого как память исхода евреев из Египта, когда смерть поразила всех первенцев, за исключением еврейских домов, помеченных кровью жертвенного ягненка. В христианской традиции с этим молодым ягненком, «агнцем», стал ассоциироваться Христос, принесший в Себя в жертву за грехи всего мира. Пасха же стала праздником избавления, перехода от смерти к вечной жизни. В иудейском календаре праздник Песах отмечается в 14-й день весеннего месяца Нисана (нынешняя традиция предписывает отмечать Песах в течение семи дней). В раннем христианстве стала формироваться традиция отмечать праздник Воскресения в первое воскресенье после 14 нисана. В 325 году на Первом Вселенском соборе в Никее было принято решение отмечать христианскую Пасху повсеместно в ближайшее воскресение, следующее за первым после весеннего равноденствия полнолуния. В наше время из-за разницы стилей (григорианский и юлианский) у католиков и православных Пасха часто не совпадает. Разница может быть от одной недели (как в 2022-м) до пяти недель (как, например, будет в 2024-м). Главным песнопением отмечаемой по Византийскому обряду Пасхи, звучащим в течение 40 дней каждый день на службе, является тропарь «Христос воскресе из мертвых». Пасхальный тропарь (партесное переложение)

http://blog.predanie.ru/article/chto-poy...

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Божественная литургия «Литургия» – греческое слово. В Древней Греции некоторые общие работы, непосильные для одного человека, назывались «литургиями». Первые христиане назвали этим словом главную службу Богу. Божественная литургия – самая главная церковная служба На Литургии вспоминается земная жизнь Иисуса Христа от рождения до вознесения Его на Небо, Его учение и принесенные Им на землю спасительные блага. Порядок Литургии такой: сначала готовится все необходимое для Таинства Причащения; затем верующие готовятся к Таинству; и, наконец, совершается само Таинство, и верующие причащаются. Литургия таким образом делится на три части: Проскомидия «Проскомидия» – слово греческое и означает «принесение». Название первой части Литургии связано с обычаем древних христиан приносить хлеб, вино и все нужное для совершения Литургии. Поэтому хлеб, употребляемый на ней, называется просфорою , что означает «приношение» . Мы не можем жить без еды и питья. Поэтому наши дары значат, что мы приносим Богу в дар нашу жизнь. Во время Проскомидии священник приготавливает наши дары (просфоры). Для Проскомидии употребляются пять служебных просфор ( в воспоминание того, как Иисус Христос накормил пятью хлебами более пяти тысяч человек ) а также просфоры, заказанные прихожанами. Для причащения употребляется одна просфора (Агнец) , которая по своей величине должна соответствовать числу причастников. Из каждой просфоры священник вынимает по частице и располагает их на дискосе (золотой тарелочке) в строгом порядке: Соединение на дискосе всех частиц в таком порядке означает всю Церковь Божию . Возглавляет Церковь Сам Господь Иисус Христос . Проскомидия совершается священником вполголоса на Жертвеннике при закрытом Алтаре. В это время читаются третий и шестой часы по Часослову (богослужебная книга) . Литургия оглашенных Во время Литургии оглашенных (оглашенные – готовящиеся к принятию Святого Крещения) мы учимся, как надо жить по Заповедям Божиим. Начинается она Великой ектенией, в которой священник или диакон читает короткие молитвы о мирных временах, о здоровье, о нашей стране, о наших близких, о Церкви, о Патриархе, о путешествующих, о находящихся в тюрьмах или попавших в беду. После каждого прошения хор поет: «Господи помилуй» .

http://azbyka.ru/detyam-o-liturgii

Фрагмент фото Sh4rp_i      В сегодняшнем мире люди не клянутся ничем. И даже честного слова друг другу не дают. Только контракт, только договор, скрепленный подписями, печатями и заверенный у нотариуса. Ну, или на худой конец – хотя бы расписка. Обещание, произнесенное устно, давно уже перестало иметь какой-нибудь вес. Совсем не так было в Евангельские времена, когда слово или клятва были не просто гарантией исполнения договора, но также могли стать и предметом мошеннической спекуляции. Есть в Евангелии два места, которые говорят примерно об одном и том же, и потому в одинаковой степени непонятны для многих современных читателей. Одно – о клятве золотом храма (Мф 23 16-22), другое – тоже о клятве отдать на храм средства, в которых нуждаются родители отдающего – «корван» (Мк 7:9–13). В обоих случаях Иисус гневно обличает фарисеев за эти клятвы, из чего легко сделать вывод об их неуместности. Но почему в ту пору людям приходили в голову такие странные идеи – поклясться золотом храма, или сказать своим родителям слово «корван», обрекая их на нищету – сегодня понять трудно. А между тем, обе клятвы были частью обыденных денежных отношений в тогдашнем Израиле, и ни у кого из жителей не вызывали протеста. Вот что пишет об этом блаженный Феофилакт Болгарский: «…по учению фарисеев, кто поклялся золотой утварью, тельцом или овцой, принесенными в жертву, а потом нарушил клятву, тот обязан уплатить стоимость того, чем клялся. А дар они предпочитали жертвеннику из-за выгоды, получаемой от жертв. Но кто, поклявшись храмом, нарушал клятву, тот уже не мог создать ничего, равного храму, и потому освобождался от клятвы. Так из-за корыстолюбия фарисеев клятва храмом считалась более ничтожною». С «корваном» дело обстояло так же неприглядно. Слово это буквально означает, дар Богу, жертва. Еще так называли само хранилище в Храме, куда складывались пожертвования. Все, что объявлялось таким даром, изымалось из обычного употребления как принадлежащее Богу. И если человек объявлял, что часть его денег или имения — корван, их уже нельзя было потратить никаким другим способом.

http://pravoslavie.ru/103622.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010