В миниатюре из Менология Василия II (около 986 г., Ватиканская библиотека) Сретение изображено на фоне архитектурного ограждения с закрытыми дверями. Внутри виднеется алтарь и изящным навесом-киворием на колонках. Младенец показан на руках Богоматери в сложной позе полулежа, ножками в сторону св. Симеона. Точно так же Он представлен и в иллюминированном армянском Евангелии Монги 11 века (хранится в Ереване). На полиптихе со сценами двунадесятых праздников из монастыря св. Екатерины на Синае (XII век) Сретение представлено в верхнем люнете одной из створок. Спаситель в золотой тунике изображен на руках Симеона, который словно полагает Младенца на жертвенник. Подобным образом выявляется литургический замысел композиции, в которой Христос изображается как приносимая за весь мир искупительная жертва. Также трактована и композиция Сретения на эпистили XII века из того же монастыря. Здесь Младенец представлен прямо над престолом в центре сцены. Наряду с Благовещением, Рождеством и Крещением, Сретение являлось одной из ведущих сцен в мозаичном убранстве храмов средневизантийского периода – св. Луки в Фокиде, Неа Мони на о. Хиос, церкви Успения в Дафни. На Руси древнейшими образцами сцены Сретения являются фрески XII века в Кирилловской церкви (Киев) и церкви Спаса на Нередице (Новгород). Интересной особенностью в изображении Кирилловской церкви является то, что Младенец не сидит на руках Богородицы, а представлен на них лежащим. Пресвятая Дева несет Его на двух вытянутых и покрытых платом руках. Евангельский цикл Нередицы начинается на лицевых сторонах восточных столпов композицией «Благовещение». Напротив, на западной стене храма, в третьем регистре росписи хор была помещена сцена «Рождество Христово». Цикл продолжался на северной стене, где в пятом регистре находилось Сретение, а на противоположной, южной стене – Крещение. Таким образом, прочтение первых четырех сцен цикла, располагавшихся по центральным осям церкви, было подчинено логике организации архитектурного пространства крестово-купольного храма, четко выявляя его осевую ориентацию по сторонам света. При этом сцена Сретения была расположена рядом со сценой Введения во храм Богородицы. Основу для сопоставления композиций дала 7-ая глава Протоевангелия, запечатлевшая обращенные к Марии слова ветхозаветного первосвященника: «Господь возвеличит имя Твое во всех родах, ибо чрез Тебя явит Господь в последние дни сынам Израиля Искупление». И в Сретении и в Введении во храм Марии повторяется мотив пророчества – как первосвященник узнает в Марии будущую Богоматерь, так и Симеон узнает в Младенце Спасителя.

http://pravoslavie.ru/457.html

В ней-Тайна тайн,а значит Мудрость мудростей или Знание знаний от Самого Бога Триединого! Одним словом,Тайна Пресвятой Троицы-это высокодуховнейшее и всеобъемлющее Первоучение,или Всеучение,Всеведающего Бога Триединого! Она во всей полноте была прекровено теоретически и деятельно раскрыта Всеучителем Христом-Законоисполнителем в 1 веке,в Святом Израиле и,судя по всему,будет явно повторена,открыта и утверждена в Православной России-Доме Пресвятой Троицы в последние года мира сего тленного! Богословие рублёвской иконы Пресвятой Троицы,естественно,не на рубль золотой,а безценно во всех отношениях!.. Поэтому уже в веках особо приковывает к себе самых чистых и глубоких Сердцем и возвышенных Умом Христовым людей со всего мира!Без которых её не понять и тем более не постигнуть её досточудную глубокомысленную Тайну Божию,отправляющую нас к Среднеземноморским берегам,к временам блаженного Августина,епископа и богослова 4 века,дерзновенно и всепохвально пытавшегося постичь самую главную Тайну тайн Триединого Бога Живого!.. О Софийной и Мистической Символике Святой Иконы Пресвятой Троицы, Святого Андрея Рублёва,Всевышняя Теология в Радужных Красках просто восхитительна,премудра и спасительна! Что не символ,что не штрих,то целое Теологическое учение.Поэтому о самом главном,сразу бросающемся в глаза плотские... 1)Дом над Богом Отцом Истины,Первой Ипостасью Пресвятой Троицы-выражает самый главный Его замысел,идею,учение по просвещению и спасению человечества от греха и смерти,во-первых,Домостроителство Церкви Спасения и,во-вторых,сам Храм Спасения,который ровно за три мистических дня построил Распятый Христос на Древе Креста Всевышней Премудрости и Просвещения Божия! 2)Древо над Второй Ипостасью Триединого Бога,Иисусом Христом-знаменует Его Самого и Его Мистическое Тело,которое в единственно истинное просвещение и спасение человечеству греха Он в течение Трёх Дней создал на Своём Премудром Древе Креста Голгофы,принеся его,на сём Всевышнем Жертвеннике Апокалипсиса,в Жертву Богу Отцу Огню Благодатнейшему!

http://isihazm.ru/1/?id=384&sid=1&iid=99...

В самом деле, возражение сильно, таково, что в состоянии поколебать даже и несколько знакомых с писаниями; но разрешается оно весьма легко. Ибо отнюдь не плакал бы Господь о разрушении Иерусалима, если бы не любил его. Он плакал и о Лазаре, потому что любил его. Да и с первого взгляда ясно, что грех принадлежал людям, а не месту. Но как избиение народа, пленение города клонились к тому, чтобы при разрушении города был наказан народ; так и храм затем был разрушен, чтобы погибли прообразовательные жертвы. А что касается самого места, то с течением времени оно стало гораздо священнее, чем было дотоле. Прежде иудеями почитались Святая Святых, потому, что там находились Херувимы, очистилище, ковчег завета, манна, жезл Ааронов и золотой жертвенник. Но не досточтимее ли кажется тебе гроб Господень? Потому что, когда ни войдем в него, всегда увидим Спасителя, лежащего в плащанице, а пробудем там немного, увидим и ангела, сидящего у ног, а в головах сударь свитый. Слава этого гроба была предсказана задолго до того, как он был иссечен Иосифом; это мы знаем из пророчества Исаии, говорящего: и будет покой Его – честь ( Ис. 11:10 ), то есть место погребения Господня сделается для всех достопокланяемым. Но ты скажешь, как же мы читаем в Иоанновом Апокалипсисе: зверь, иже исходит от бездны, убиет я, и трупы их оставит на стогнах града великаго, иже нарицается духовне Содом и Египет, идеже и Господь наш распят бысть ( Апок. 11:7–8 ). Если, говоришь ты, града великого, идеже распят бысть Господь, нет другого, кроме Иерусалима, а место, где распят Господь, нарицается духовне Содом и Египет, значит Содом и Египет, где распят был Господь, и есть Иерусалим. Сначала мы хотим заметить тебе, что священное Писание вообще не может противоречить самому себе, и в особенности не может разногласить одна и та же книга, или, сказать еще ближе, – одно и то же место одной и той же книги. Но в Апокалипсисе, из которого ты теперь представила свидетельства, менее чем десять стихов назад, написано: востани и измери церковь Божию и олтарь и кланяющыяся в ней: а двор сущий внутрь церкве изнеси внеуду, ниже измери его, зане дан бысть языком: и град святый поперут четыредесять и два месяцы ( Апок. 11:1–2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

В статье приводится восторженное описание здания: «Вновь сооруженный храм, по своей красоте и великолепной внутренней отделке, принадлежит к числу выдающихся церквей Ярославской епархии. Он выстроен в византийском стиле, по проекту архитектора Гейнца. Длина церкви с алтарями 17 саженей, ширина 9, а вышина более двенадцати саженей (36х19х27 м). Все три алтаря расположены в один ряд. Верх церкви увенчан пятью громадными куполами, с вызолоченными крестами. К западной части храма примыкает трапеза, а над западными дверями помещается о четырех ярусах колокольня с шатрообразною кровлей, увенчанной вызолоченною главою и крестом. На третьем ярусе колокольни помещены восемь колоколов, из которых главный весит триста пудов, а остальные более трехсот пудов. Средний храм посвящен св. Николаю чудотворцу, правый придел – св. апостолу Петру, а левый – свв. Преподобным Зосиме и Савватию, Соловецким чудотворцам. Иконостасы главного храма о пяти ярусах, а приделов – о трех ярусах, вызолоченные и по местам украшены резьбою. Все святые иконы художественно написаны во фряжском стиле по вызолоченному фону в Москве художником Соколовым. Перед иконами помещены вызолоченные подсвечники и лампады, а у клиросов ценные хоругви. Утварь: свв. Евангелия, напрестольные кресты и сосуды сделаны из серебра с позолотой и весят около двух пудов. Облачения на св. престол, жертвенники и духовенство сделаны были ко дню освящения из дорогой золотой парчи. Снаружи весь храм окрашен в светлые краски, и так как он расположен на возвышенном месте возле села, то поэтому и виден на далекое пространство. Вокруг храма устроена каменная ограда». Приведенное описание со страниц «Ярославских епархиальных ведомостей», давало единственные сведения, позволявшие представить облик Никольской церкви. Каким бы содержательным оно ни было, самого подробного описания недостаточно, чтобы даже в общих чертах достоверно установить композицию, детали и другие архитектурные особенности. Как говорится, лучше один раз увидеть. И такая возможность, к счастью, существует. Содержащиеся в архивном деле проектные чертежи позволяют воочию представить каким был храм.

http://sobory.ru/article/?object=39135

— Верно ли, что чем больше роль соответствует характеру человека, его образу жизни, тем лучше он ее сыграет? Это так. Например, после выхода фильмов Андрея Тарковского «Иваново детство» и «Андрей Рублев» я прославился, но это не моя заслуга. Я делал все, что говорил мне Андрей Тарковский. Это было не мое. Он создал хорошие образы. Это и Бориска, отливающий колокола, и Иван, маленький разведчик, — оба практически жертвующие жизнью. Это ведь главная тема Тарковского — жертвенность. Иван погибает за Отечество, Бориска готов принести себя в жертву. Но потом, когда я уже перешагнул тридцатилетний возрастной рубеж, пришла роль, которая была мне очень близка, для меня она стала песней души. Мне предложили сыграть главного героя в фильме «Военно-полевой роман». Когда я читал, у меня все резонировало внутри от полного соответствия этому персонажу. Ничего подобного мне раньше не предлагали, поэтому я с таким чувством пришел на пробы, что обнял режиссера, хотя до того мы с ним только издали раскланивались…. А тут обнял его как брата, потому что увидел, что это мой брат по духу, и произнес: «Заканчивайте кинопробы, эту роль я никому не отдам!» — Как Вы относитесь к другим религиям? Верят — и слава Богу. Однако не все религии истинны, не все учат тому, чему нужно. На мой взгляд, они учат жить в этом пространстве и не достигают Создателя. Я поддерживаю православие и Православную Церковь, потому что в моем понимании это единственный стержень, удерживающий Россию от полного распада. Самое главное — помнить о том, что Христос был послан на землю для того, чтобы стать мостом между нами и Отцом Небесным. — Каковы Ваши дальнейшие творческие планы? Продолжать делать форум всех искусств «Золотой Витязь», потому что это попытка собрать позитивные силы деятелей культуры всех видов искусства: кино, театра, музыки, литературы. Он проходит при поддержке Патриарха и крепнет с каждым годом. Даже наши оппоненты признают, что только у нас одних есть идея, и, несмотря на то что они идут иным путем, с уважением относятся к нашему делу.

http://pravoslavie.ru/53697.html

Во втором фильме цикла рассказано о камне Иакова, на котором семь веков коронуются все короли и королевы Великобритании. В 1296 году его похитил у шотландцев Эдвард I. Еще раньше шотландцы привезли его из Ирландии в свою столицу Скун. В Ирландию в свое время его доставили испанские кельты. Перед Испанией он был в Египте, перед Египтом – на Святой Земле. По древнему преданию, это тот самый камень, который Иаков использовал как подушку, когда спал и видел знаменитую лестницу на небо. Третий фильм посвящен жертвеннику Авраама. Это камень, на котором праотец готов был принести в жертву своего сына Исаака. Сейчас над ним возвышается мечеть Омара – золотой «Купол Скалы», а когда-то стоял храм царя Соломона. В четвертой серии речь идет о главе Иоанна Крестителя. Часть святыни до сих пор хранится в главной мечети Сирии – мечети Омейядов. Лицевая часть главы Иоанна Предтечи была в свое время перенесена в Константинополь. Оттуда при разграблении Царьграда в 1204 году ее выкрали крестоносцы и перевезли в специально построенный для этой реликвии Амьенский собор. Там глава хранится и по сей день. В пятой серии цикла рассказано о месте крещения Господа нашего Иисуса Христа, которое находится на восточном берегу реки Иордан, в Иордании, а также о чуде поворота Иордана вспять, которое происходит ежегодно в канун праздника Богоявления по юлианскому календарю, то есть 5 января (18 января н. ст.). Шестая серия посвящена Туринской плащанице. В седьмой серии рассказывается о сударе – плате, которым была обернута глава умершего на кресте Господа. В VII веке, спасаемый от персидского нашествия, он был перевезен христианами в Испанию, где и хранится с тех пор. Завершающий фильм цикла рассказывает о Гробе Господнем, его двухтысячелетней истории и о Благодатном огне (7). Приятно видеть, что с каждым годом пространство православной кинокультуры все больше увеличивается. В Тбилиси открылся Дом милосердия для заблудших женщин С благословения Блаженнейшего Католикоса-Патриарха всея Грузии Илии II в Медицинском центре им. Мананы Шарашидзе начал функционировать Дом милосердия для заблудших женщин. Цель этого учреждения – помочь молодым женщинам в трудных ситуациях, а также будущим матерям, намеревающимся сделать аборт. Чтобы не допустить совершения женщинами чудовищного греха детоубийства, им будут предлагать родить ребенка с тем, чтобы оставить его в Доме милосердия, где младенец будет жить под опекой и присмотром, мать же в любое время сможет забрать его оттуда по собственному желанию.

http://pravoslavie.ru/5009.html

Во дни игуменства Феодосия, направляющего монастырь по новому уставу, с помощью молитв святого Антония, пришел в Печерскую обитель семнадцатилетний юноша, которого с любовью принял преподобный Феодосии и благословил преподобный Антоний, – это был Нестор, составивший впоследствии житие Феодосия, наш славный летописец. В летописи, ради назидания верующим, рассказал преподобный Нестор о подвигах основателя Печерского преподобного Антония. Расскажем теперь о чудесах преподобного Антония и о его честной кончине. Преподобный Антоний, живший в уединенной пещере, прошел по всей русской земле, прославившись различными чудесами и особенно даром исцеления и пророчества. Обладая даром чудотворных исцелений, преподобный Антоний из смирения прикрывал его, давая болящим для вкушения зелень, которой он сам питался, вкушая эту зелень, недужные становились здоровыми, а исцеляла их молитва преподобного Антония. О даре провидения, которым обладал преподобный Антоний, есть много свидетельств, расскажем же об этом. Три князя Ярославича – Изяслав, Святослав и Всеволод, отправляясь в поход на половцев, пришли к Антонию за благословением. Но он предвидел гнев Божий, который падет на них, и сказал им: «Вы будете побеждены, обратитесь в бегство, и воины ваши или утонут в реке, или будут взяты в плен, или падут от меча». Так и было в битве на реке Альте в 1066 году. Предсказал Антоний и Шимону, сыну варяжского князя Африкана, его судьбу: что Шимон не погибнет в битве при Альте, хотя и будет лежать среди трупов, и что впоследствии он первый будет погребен в каменной печерской церкви, которая чудесным образом воздвигнется в Печерском монастыре. Узнав о предсказании преподобного Антония, Шимон принес ему золотой пояс и венец, снятые им с иконы Христа Спасителя у себя на родине, в Варяжской земле. Шимон рассказал, что был ему голос Божий, повелевший, чтобы этим поясом было измерено основание церкви – и образ этой церкви видел Шимон на воздухе – в которой Шимон будет похоронен, – а венец должен быть помещен над жертвенником. Вот как дивно подтвердилось предсказание преподобного Антония.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Возложив на главу св. мощи по чину освящения, Владыка с крестным ходом вышел из храма, обошёл кругом и, войдя в него, остановился в притворе нового храма. Завеса заграждала вход в него; св. мощи сняты со главы; читалась молитва… минута была торжественная; многие плакали… Раздался громкий возглас Святителя: «Возмите врата князи ваша, и возмитеся врата вечная: и внидеть Царь славы». Возглас повторён, св. мощи снова подъяты на главу, завеса разверзлась и Господь Сил, Царь славы вниде в дом свой. 5 Внесённые в алтарь и поставленные на престол св. мощи руками Владыки вложены во св. антиминс и серебряный ковчег, который ключарем собора и поставлен под престол. «Господи Боже наш, взывал после сего в молитве архипастырь, молитвами святых, их же благоизволил еси положению мощей в сем честнем жертвеннице Твоем быти, сподоби нас неосужденно безкровную Тебе на нем приносити жертву и еже чудодействовати теми к нашему спасению». По окончании чина освящения возглашено мнолетие Государю Императору и всему Царствующему Дому, Святейшему Синоду и Владыке-Митрополиту, строителям и благоукрасителям храма. Когда было пропето последнее многолетие, церковный староста Я.И. Простяков поднёс от лиц благодарных прихожан за долголетнюю службу и усердные труды по сооружению храма настоятелю церкви священнику В.Ф. Рудневу золотой украшенный бриллиантами наперсный крест. 6 Владыка-Митрополит изволил сам возложить св. крест на священника Руднева, при чём произнёс речь, в которой указал ему на то, что, нося, на персях подносимый крест, как дар любви и расположения его прихожан и духовных детей, он, как пастырь и духовный отец их, должен носить имена их в сердце своём, вознося о них молитвы свои Триединому Богу. Пред литургией во время чтения часов как Владыка, так и все священнодействующие переоблачились в золотое глазетовое облачение; при чём на престол была возложена одежда серебряная, чеканная, вызолоченная. Божественную литургию совершал Владыка с теми же лицами, которые сослужили ему при освящении храма; пел Чудовской хор в полном составе.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Rudnev/o...

Его религиозно-культурный архетип резко отличается от аналогичного архетипа католико-протестантского Запада. Основой русского религиозно-культурного «топоса» можно назвать следующую цепочку: общинность, коллективизм, соборность, труд, нестяжательство, патриотизм». Фундаментом всего этого является православная культура. Известный историк-русист Георгий Вернадский в своей книге «Золотой век Киевской Руси» (М., ЭКСМО, Алгоритм 2012) пишет: «Возрождение язычества в Киеве в 80-х годах X века не могло не встретить жесткой оппозиции; оно было также анахронизмом в свете международной панорамы этого периода. Как мы знаем, к тому времени христианская вера уже пустила корни на Руси. Христианское влияние исходило из различных регионов - из Моравии, из Византии, из Скандинавии. Первая русская епархия появилась при патриархе Фотии в 867 г., предположительно в Тмутаракани. Из договора Игоря 945 г. мы знаем, что часть его воинов была христианами, что в Киеве в это время уже существовала христианская церковь св. Элии. Затем около 955 г. княгиня Ольга была обращена в христианство. Итак, почва в России была хорошо подготовлена к обращению. Хотя в 80-х годах X века христиане еще составляли меньшинство в Киеве и не сопротивлялись с оружием в руках усилению язычества при Владимире, их жертвенность должна была привлечь значительные симпатии народа. Морально они победили». Начиная с Киевской Руси (Киев - мать городов русских), русский народ стал особым хранителем связи времен, идущей из Византии (Рима) и продолжающейся во Владимирско-Московской Руси, имперской России и СССР. Русская идентичность исходит из глубины веков, и основана она на реальности великой русской цивилизации, реальности, определяющей духовную, душевную да и физическую жизнь тех, кто себя с ней (сознательно или бессознательно) отождествляет. Речь идет об особом типе психической реальности. Психологами она описывается с помощью понятия этнических констант. Дочь известного историка Льва Лурье, известный ленинградский этнопсихолог Светлана Лурье, так говорит об этом в свой работе «В поисках русского национального характера» ( ): «Русские пережили в своей истории немало драматических перемен - трудно было стать из язычников христианами, трудно было из свободной городской вольницы попасть под монгольское иго, трудно было перешагнуть из Руси московской в петровскую Россию, трудно было вместо царской России оказаться в ленинском и сталинском Советском Союзе, трудно было из тихих советских заводей нырнуть в постсоветские водовороты.

http://ruskline.ru/analitika/2013/12/6/m...

Зная об этом, Иисус говорит, что время Его пребывания в мире подходит к концу и Он уйдёт к Пославшему Его. И так как иудеи ещё не поняли, Кто Его послал, им неизвестно, куда Он пойдёт. Господь возвратится к отцу, а там они уже не смогут Его найти, так как не смогут пойти вслед за Ним. Услышав, что Он намеревается от них уйти, иудеи задаются во просом: «...Куда Он собирается идти, что мы не найдем Его?» Они думают, что Он хочет покинуть Палестину и пойти «в рассеяние, учить еллинов» (7:35). Беседа в последний день праздника Кущей С праздником Кущей был связан один специфический ритуал. Его участники должны были взять «Ветви красивых деревьев, ветви пальмовые и ветви дерев широколиственных и верб речных» ( Лев 23:40 ). Саддукеи считали, что из этого материала следовало строить Кущи, а фарисеи говорили, что эти ветви народ должен принести с собой в храм. Каждый день люди приходили в храм со своими пальмовыми и вербными ветвями и шествовали с ними вокруг большого жертвенника. В это время один из священников брал золотой кувшин, вмещавший три лога (около полутора литров), спускался к Силамскому источнику и наполнял его водой. Народ при этом пел: «И в радости будете почерпать воду из источников спасения» ( Ис 12:3 ). Воду приносили в храм и выливали на жертвенник как приношение Богу. Присутствовавшие кричали и махали своими пальмовыми вствями. Эта драматическая церемония представляла собой яркое благодарение Богу за Его чудный дар – воду, драматизированную молитву о дожде и воспоминание о воде, ударившей из скалы в пустыне. В последний день эта церемония была ещё более торжественной: люди обходили вокруг жертвенника семь раз в память о том, что иудеи семь раз обходили стены Иерихона, после чего они пали и город был взят. Присутствуя в это время в храме, Иисус провозгласил: «...если кто жаждет, да идет ко Мне и да пьет. Кто верует в Меня, как говорит Писание, из чрева его потекут реки воды живой» (7:37 – 38). И евангелист поясняет: «Это сказал Он о Духе, которого должны были получить верующие в Него. Ибо еще не было Духа, потому что Иисус еще не был прославлен» (7:39). Прославлением евангелист Иоанн называет крестную смерть Иисуса Христа (17:1).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/lektsi...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010