Вот, Я стану пред тобою там на скале в Хориве, и ты ударишь в скалу, и пойдет из нее вода, и будет пить народ. И сделал так Моисей в глазах старейшин Израильских. Святое святых (важнейшее местом скинии и храма) служило образом Божией Матери, вместившей воплощенное Слово Божие. И устроят они Мне святилище, и буду обитать посреди их; всё [сделайте], как Я показываю тебе, и образец скинии и образец всех сосудов ее; так и сделайте. Вторая завеса, отделявшая святилище от Святого Святых, как прообраз Богородицы, «потому что Она Самого Господа Святилища носила в Своем чреве, покрыла внутри чрева завесой» ( Андрей Критский ). И сделай завесу из голубой, пурпуровой и червленой шерсти и крученого виссона; искусною работою должны быть сделаны на ней херувимы; и повесь ее на четырех столбах из ситтим, обложенных золотом, с золотыми крючками, на четырех подножиях серебряных; и повесь завесу на крючках и внеси туда за завесу ковчег откровения; и будет завеса отделять вам святилище от Святаго Святых. Жертвенник курений – прообраз Богородицы. «Радуйся, Кадильница, золотой сосуд. Ты носишь в себе Божественный угль, и из Тебя разлилось благоухание Духа, изгоняющее из мира зловонное тление», – пишет Иоанн Дамаскин о Божией Матери. И сделал жертвенник курения из дерева ситтим: длина его локоть и ширина его локоть, четыреугольный, вышина его два локтя; из него выходили роги его; и обложил его чистым золотом, верх его и стороны его кругом, и роги его, и сделал к нему золотой венец вокруг; под венцом его на двух углах его сделал два кольца золотых; с двух сторон его сделал их, чтобы вкладывать в них шесты для ношения его. Золотой Светильник – прообраз Богородицы. Отсюда происходит невечерний Свет – Христос, осиявший жизнью сидящих во тьме. И сделай светильник из золота чистого; чеканный должен быть сей светильник; стебель его, ветви его, чашечки его, яблоки его и цветы его должны выходить из него. Трапеза или стол для хлебов предложений – прообраз Богородицы. От Нее сошел на землю Хлеб – Христос, питающий человека для жизни вечной.

http://azbyka.ru/shemy/vetkhozavetnye-pr...

Глубоко значение жертвенника в домостроительстве нашего спасения. Великой святыней почитался он уже в Ветхом Завете ( Исх. 30:10 ). Но ветхозаветный жертвенник был только тенью новозаветного. Потому и говорит апостол: «Мы имеем жертвенник, от которого не имеют права питаться служащие скинии» ( Евр. 13:10 ). Жертвенник Нового Завета – это Крест, на котором был заклан Агнец Божий. Перед этим жертвенником Христу сослужат ангелы. Крест – всемирный жертвенник. Под крестами покоится тленный прах усопших христиан. Под небесным жертвенником покоятся души святых (6,11). Так и в наших земных храмах устрояется жертвенник (престол), на котором Церковь каждодневно приносит Богу страшную евхаристическую жертву. Как под небесным жертвенником – души убиенных, так и евхаристия совершается ныне на мощах святых (в древности на гробах мучеников, теперь – на антиминсах со вшитыми частичками мощей). От небесного жертвенника молитвы святых возносятся, как благовонный фимиам к престолу Божию. Так встанем и мы с вами перед жертвенником в наших храмах и помолимся со святым Давидом: «Да направится молитва моя как фимиам пред лице Твое, воздеяние рук моих – как жертва вечерняя» ( Пс. 140:2 ). Мы видим здесь ангела, предстоящего престолу Божию с молитвами всех святых. Ранее мы видели 24 старцев, как они предстоят также с молитвами всех святых (5,8). Потому Церковь на земле и призывает ангелов как усердных о нас ходатаев: «Небесных воинств Архистратизи, молим вас присно мы недостойнии, да вашими молитвами оградите нас кровом крил невещественныя вашея славы» или: «Святый Ангеле Божий, хранителю мой, моли Бога о мне». Так ангелы играют таинственную роль в вознесении нашей молитвы Богу. Потому и не безразлично ангелам, как мы предстоим перед Богом в молитве, и апостол Павел, увещевая нас к приличному виду во время молитвы, говорит: «жена и должна иметь на голове своей знак власти над нею, для Ангелов ( 1Кор. 11:10 ). Если какая жена без стыда приступает к молитве без покрытия головы, то хотя бы ради ангела, которому предстоит вознести ее молитву Богу, она покрыла бы голову! И опять мы видим, как по образу небесному строится наше богослужение земное. Жертвеннику и престолу предстоит ангел с золотой кадильницей, полной фимиама молитв святых, – как и в наших алтарях перед жертвенником и престолом предстоит священник, ангел Церкви (2,1), с кадильницей, воскуряет фимиам и возносит к Богу молитвы своих прихожан о их нуждах, нуждах их близких, о всех христианах. Так по образу служения небесного в Церкви есть образ служения земного. И не раз являемо было, как ангелам земным (священникам) при их служении у престола являлись и ангелы бесплотные. Так преподобный Ефимий Великий (†473), палестинский подвижник, часто видел ангела, совершающего вместе с ним литургию, также преподобному Сергию Радонежскому во время литургии сослужил ангел Господень, что однажды было открыто его ученикам.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

«Обложи его чистым золотом, верх его и бока его кругом, и роги его; и сделай к нему золотой венец вокруг; под венцом его на двух углах его сделай два кольца из [чистого] золота; сделай их с двух сторон его; и будут они влагалищем для шестов, чтобы носить его на них; шесты сделай из дерева ситтим и обложи их золотом. И поставь его пред завесою, которая пред ковчегом откровения, против крышки, которая на [ковчеге] откровения, где Я буду открываться тебе. На нем Аарон будет курить благовонным курением; каждое утро, когда он приготовляет лампады, будет курить им; и когда Аарон зажигает лампады вечером, он будет курить им: [это] – всегдашнее курение пред Господом в роды ваши. 61 Не приносите на нем никакого иного курения, ни всесожжения, ни приношения хлебного, и возлияния не возливайте на него. И будет совершать Аарон очищение над рогами его однажды в год; кровью очистительной [жертвы] за грех он будет очищать его однажды в год в роды ваши. Это святыня великая у Господа» ( Исх. 30:3–10 ). Это жертвенник, освященный единственной жертвой Христа Спасителя, на нем возносится только один единственный дар. Жертвенник курения есть символ молитв всей Церкви. Ведь ладан, аромат его курения – знак молитвы святых, которая возносится перед лицом Бога. Об этом еще в древности сказал царь Давид: «Да направится молитва моя, как фимиам, пред лице Твое, воздеяние рук моих – как жертва вечерняя» ( Пс. 140:2 ). Поэтому небесный жертвенник являет собою молитву, которую Христос приносит Своему Отцу от всей Церкви. Когда же молитва не принимается Богом, дым ладана опускается. Помните, как жертва Каина была отвергнута и дым от жертвенника опустился вниз. Здесь же молитва поднимается к небесам. Недаром мы просим, чтобы Господь, приняв молитвы в небесный Свой жертвенник, ниспослал нам взамен благодать Святого Духа. Молитвы возносятся на этот жертвенник руками Ангела, чтобы возносились они вместе с молитвами всех святых – поэтому Ангел Хранитель ставится над престолом каждого освященного православного храма. 62 Господь спасает людей в Церкви, Он желает, чтобы люди пребывали в единстве между собой и в единстве со святыми, а единство проявляется в совместной молитве. И Ангелы соучаствуют с нами в жертвоприношении на Литургии и во всех наших молитвах. Кстати, Ангел возносит молитву всех мучеников, и мы видим плод их прошений – конец мира приближается по молитвам святых. Мы привыкли просить о том, чтобы отдалить конец мира, а на небесах мученики молятся об обратном – чтобы он наконец-то наступил, чтобы справедливость восторжествовала на земле и была отмщена кровь невинно убиенных праведников.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

— Каково впечатление от II форума православных женщин? — Форум Союза православных женщин «Жертвенное служение женщин Богу, Отечеству, народу» вдохновил своей целенаправленностью и, отчасти, оптимизмом. Я принимала участие в работе секции «Женщины в Церкви». Там было много живых и разнообразных выступлений, очень интересных предложений. Одна женщина-филолог очень интересно и глубоко говорила о церковнославянском языке. Это живой язык, на котором говорит Русская Православная Церковь. Это тот ручей нашей русской речи, который питает и обогащает наш язык. Русская Православная Церковь ни в чем не изменила своей церковной культуре. Она та же, что и в первые века христианства, во времена Апостольской Церкви. Русская Православная Церковь имеет истинную культуру, прекрасное хоровое пение. Ярким подтверждением тому являются духовные произведения композитора и церковного песнотворца митрополита Волоколамского Илариона (Алфеева). А на поэтическом вечере, посвященном Оптинскому старцу Амвросию, прозвучали стихи, которые были присланы из Афонского монастыря русским иноком. Один из лучших православных фильмов «Спас на холму» снял монах. И возникает надежда, что, может быть, из монастырей, как и прежде, возродится культура, которую, подхватит мир. В разных странах и в разное время был свой Золотой век, например, эпоха Возрождения. Наша эпоха Возрождения — это XIX век: это классическая литература, музыка, живопись. А вот если мы свой золотой стержень — XIX век — выдернем (и это понимают наши враги), то культуры больше не будет. Есть много хороших писателей, которых я очень люблю и глубоко почитаю, и в XX веке, но Достоевский остается Достоевским. Поэтому наш Золотой XIX век должен быть обязательно возвращен в школы для изучения в полном объеме. И речь не только о литературе. Например, образовалась огромная пропасть между прекрасной церковной музыкой и современной. А как неполно, некрасиво звучит русский язык в наших СМИ! Дикторы не обладают речевыми данными, говорят очень поспешно, глотая гласные, а гласные — это глас Божий.

http://pravoslavie.ru/63621.html

Особо следует отметить четыре мозаики на сводах рукавов главного креста: Преображение Господне, Крещение, Воскресение и Вход в Иерусалим, в принципе неплохо сохранившиеся, если не считать почти полного отсутствия золотого фона. У всех мозаик в храме Двенадцати Апостолов утрачен золотой фон, сбитый по приказу турецких хозяев перед тем, как своды храма были покрыты штукатуркой. Вероятно, штукатурка была нанесена сразу после превращения церкви в мечеть, но при этом золотые кубики фона были вынуты очень аккуратно. Судя по всему, работы выполняли местные христиане, которые не только постарались сохранить контуры фигур, но и оставили неповрежденными многие надписи, аккуратно выбрав вокруг них кубики золотой смальты. Мозаичная отделка храма осталось в свое время незавершенной из-за прекращения финансирования, и алтарная часть так и осталась без мозаичного убранства. Отсутствие золотого фона сильно ослабляет нынешнее восприятие уцелевших фрагментов. О былой красоте можно судить по нижним частям изображения Евангелистов где золотой фон сохранился у подножий. Большинство фресок украшают алтарную часть церкви, оствшуюся в свое время без мозаичной отделки. В жертвеннике – фигуры диаконов, обращенные влево, в диаконнике изображен Свт. Григорий Нисский и еще два святителя. Под конхой главной апсиды по обе стороны от алтарного окна расположены шесть фигур святителей со свитками в руках. Их ряд визуально продолжают фигуры святых на стенах главного храма, высота их достигает 2,1 м. Над арками проходов в галерею – погрудные изображения. Сохранность росписи неважная, везде следы ударов молотком для лучшего сцепления с покрывавшей их турецкой штукатуркой. Сюжеты росписи внутреннего нартекса посвящены Рождеству и отрочеству Богородицы: молитва Анны, явление ангела Иоакиму, благословение отроковицы Марии первосвященниками, Введение во Храм, а так же изображения Сорока мучеников, Св. Димитрия Солунского, Преп. Марии Египетской и игумена Зосимы. В тимпанах расположены композиции «Души праведных в Руке Божией» и вышеупомянутая ктиторская композиция.

http://sobory.ru/article/?object=35480

На стиховне стихиры, глас 5: Подобен: Радуйся: Радуется небо и земля, небо умное грядущее зряще, в Божественный дом воспитатися честно, Деву едину и непорочную, к Нейже дивяся Захариа вопияше, двере Господня, храма отверзаю Тебе двери, радующися в нем ликовствуй: познах бо и веровах, яко уже избавление приидет проявленно Израилево, и родится из Тебе Бог Слово, даруяй мирови велию милость. Стих: Приведутся Царю девы в след Ея: искренния Ея приведутся Тебе. Анна Божественная благодать яве, от благодати данную Чистую Приснодеву приводит с веселием в храм Божий, призвавши ити пред Нею отроковицам свещи носящим, и глаголющи: пойди Чадо, Давшему Тя буди возложение, и благовонный фимиам. Вниди в невходимая, и увеждь тайны, и уготовися быти Иисусово вместилище веселое и красное, подающаго миру велию милость. Стих: Приведутся в веселии и радовании, введутся в храм Царев. Внутрь в храм Божий, Боговместимый храм возлагается Дева Всесвятая, и отроковицы Ей ныне свещи носяще предходят. Играет родителей сопряжение изрядное, Иоаким же и Анна ликовствующе, яко родиша Творца Рождшую, Яже ликовствующи в Божественных скиниих, и питаема рукою ангеловою Всенепорочная, Христа явися Мати, подающаго миру велию милость. Слава, и ныне, глас 6. [Сергиа Агиополита:] Днесь собори верных сошедшеся, духовне да торжествуим, и Богоотроковицу Деву и Богородицу, в храм Господень приводиму, благочестно восхвалим: предызбранну от всех родов, во обителище всех Царя Христа и Бога: девы свещи носяще предыдите, Приснодевы чтуще честное происхождение: матери печаль всю отложивше, радостно споследствуйте Матери Бога бывающей, и радости мира ходатаице. Вси убо радостно, еже радуйся, со ангелом возопиим Обрадованней, присно молящейся о душах наших. На благословении хлебов, тропарь, глас 4: Днесь благоволения Божия предображение: трижды. [писан на Малей вечерни.] Книга Исхода (XL, 1 – 5, 9 – 10, 16, 34 – 35) И сказал Господь Моисею, говоря: в первый месяц, в первый день месяца поставь скинию собрания, и поставь в ней ковчег откровения, и закрой ковчег завесою; и внеси стол и расставь на нем все вещи его, и внеси светильник и поставь на нем лампады его; и поставь золотой жертвенник для курения пред ковчегом откровения и повесь завесу у входа в скинию [собрания]. И возьми елея помазания, и помажь скинию и все, что в ней, и освяти ее и все принадлежности ее, и будет свята; помажь жертвенник всесожжения и все принадлежности его, и освяти жертвенник, и будет жертвенник святыня великая. И сделал Моисей все, как повелел ему Господь, так и сделал. И покрыло облако скинию собрания, и слава Господня наполнила скинию; и не мог Моисей войти в скинию собрания, потому что осеняло ее облако, и слава Господня наполняла скинию.

http://pravmir.ru/vvedenie-vo-xram-presv...

К сер. XVIII в. древняя Борисоглебская ц. обветшала и по решению Свящ. Синода в 1784 г. была разобрана. В 1796 г. совершилось освящение новопостроенного Борисоглебского собора, возведенного на средства, пожертвованные имп. Екатериной II . К освящению собора императрица прислала ризы с епитрахилью из золотой парчи, 3 одежды на 3 престола, одежду на жертвенник и покров на мощи Е. Основателю обители был посвящен правый придел нового храма. В 1839-1840 гг. в соборе шли ремонтные работы, после чего он был вновь освящен, придел во имя Е. сохранился. Мощи Е. почивали в центре Борисоглебского собора, на правой стороне, в серебряной позолоченной раке под бронзовой сенью, украшенной венецианским бархатом с золотой бахромой и кистями. В XIX в. в монастырской ризнице хранились деревянные богослужебные сосуды, к-рые, по преданию, употреблял Е. В 1893 г. Тверской архиеп. Савва (Тихомиров) обратился в Синод с ходатайством об установлении общецерковного празднования памяти Новоторжских чудотворцев Е. и Аркадия и о внесении их имен в Типикон, Следованную Псалтирь и др. богослужебные книги. Ходатайство было передано Владимирскому архиеп. Сергию (Спасскому) , давшему отрицательный отзыв, в силу чего Синод определением от 19 февр. 1897 г. постановил оставить в силе существовавший порядок местного чествования Новоторжских чудотворцев. В XIX в. в день памяти Е. 11 июня в Торжке совершался перед литургией крестный ход из Спасо-Преображенского собора по городу, после литургии - крестный ход с мощами Е. вокруг монастырского Борисоглебского собора. 26 сент. 1900 г. по ходатайству Тверского архиеп. Димитрия (Самбикина) Синод разрешил ежегодно совершать крестный ход с иконой Е. из Борисоглебского мон-ря и ближайших к нему храмов Торжка к «святому Семену» - бывш. монастырскому храму «на Дорогоще» на территории совр. дер. Семёновское. Ежегодно мощи святого 15 сент. переносились из холодного Борисоглебского собора в теплую монастырскую ц. в честь Введения во храм Пресв. Богородицы, 1 мая святыня возвращалась в Борисоглебский собор.

http://pravenc.ru/text/182089.html

Надворный советник М. М. Лонгинов в службу вступил в 1812 г., был награжден знаком отличия беспорочной службы за XXV лет. Его усадьбы в Ивановке располагалась южнее усадьбы брата. Здесь был построен каменный дом с великолепным парадным портиком, от которого центральная липовая аллея уходила в ландшафтный парк, восточная часть которого граничила с большим прудом. Южнее дворца располагались служебные постройки, каретный сарай, конюшня. К усадьбе примыкал сосновый и смешанный лес, у края леса располагался старый дом Захаржевич-Капустянских, переделанный им во флигель. В лесу была устроена сторожка, а у пруда – винокуренный завод. В 1839 г. М.М. Лонгинов венчается с дочерью помещика Купянского уезда Любовью Ивановой Шидловской, отец которой подарил ей имение Ново-Любовка в Купянском уезде. С 27 апреля 1841 г. М.М. Лонгинов был избран церковным старостой в Ивановскую церковь. Он видит, что церковь постепенно приходит в упадок. Благодаря его стараниям, все ближайшие родственники Захаржевич-Капустянских делают посильные вклады, ведь могилы их предков были размещены у храма. В 1843г. М.М. Лонгинов подарил храму большое количество утвари, необходимой при богослужениях: две пары с позолотой лампад, бисерной работы серебряную свечу, два образа при царских вратах в серебряной с позолотой оправах, два деревянных шкафчика, два посеребренных подсвечника, ризу золотой парчи, аналой и шкаф для книг, а также доплатил 290 руб. для приобретения дарохранительницы и 94 руб. на паникадило. В том же году уплатил каменщикам за настил пола в храме (174 руб.) и за покраску зеленой масляной краской крыши (250 руб.), построил домик для дьячка (150 руб.) А всего за 1843 г. он истратил 1 931 руб. ассигнациями, что составило 551 руб. 71 ¼ коп. серебром. Всего же за время служения на посту церковного старосты М.М. Лонгинов из собственного капитала выделил 1 699 руб. 57 коп. серебром. Благодаря этому был возобновлен иконостас, живопись и позолота. Установлены новые окна и железные двери, позолочен крест и шар на куполе, приобретены новые ризы с позолотой, новая решетка перед иконостасом, устроено новое горнее место, два жертвенника и 6 киот. А помимо прочего, ежегодно назначил выделять причту 28 руб. серебром. Епархиальное начальство представило М.М. Лонгинова к золотой медали на Анненской ленте, однако Синод 30 июня 1858 г. передал ему свое Благословение. В 1859 г. М.М. Лонгинов отказался от избрания в церковные старосты на новый срок. Вот что писал об этом Преосвященный Филарет благочинному: «Глубоко жалею что усердный благотворительный Михаил Михайлович по болезни не находит себя в состоянии продолжать служение святому храму, против желания, исполняю желание его, пусть изберут другого…».

http://sobory.ru/article/?object=07953

Пусть возьмут для этого золото, голубую, пурпуровую и багряную пряжу и лен. Пусть сделают эфод из золотой нити, голубой, пурпуровой и багряной пряжи и тонкого льна, с вытканным орнаментом. По сторонам к нему должны быть пришиты два наплечника. Поясок эфода должен быть соткан так же, как и сам эфод, – из золотой нити, голубой, пурпуровой и багряной пряжи и тонкого льна; он должен составлять с эфодом единое целое. 40:33–34 Вокруг скинии и жертвенника он устроил двор, а в воротах двора повесил полог. Завершил Моисей свой труд – и облако скрыло Шатер Встречи, и Слава Господня наполнила скинию. Из книги 3 царств 6:1–38 В четыреста восьмидесятый год после исхода израильтян из Египта, в четвертый год царствования Соломона над Израилем, в месяце зив (это второй месяц года) начал Соломон строить Храм Господа. Храм, построенный царем Соломоном для Господа, имел шестьдесят локтей в длину, двадцать локтей в ширину и тридцать локтей в высоту. Притвор перед храмовым залом имел двадцать локтей в ширину (в соответствии с шириной Храма) и выступал вперед, перед Храмом, на десять локтей. В Храме Соломон сделал глухие окна, с карнизами. Вокруг стены Храма он построил ярус пристроек – построил стены вокруг всего Храма (то есть вокруг храмового зала и святилища) и по всему периметру устроил боковые комнаты. Ширина нижнего яруса пристройки – пять локтей, ширина среднего яруса – шесть локтей, ширина третьего яруса – семь локтей; стена Храма была сделана снаружи ступенчатой, чтобы не вделывать перекрытия ярусов в стену Храма. (Храм строился из цельных камней, доставленных готовыми из каменоломни, и не было слышно на стройке ни молота, ни тесла, ни иного железного орудия.) Вход в средний ярус боковых комнат был на южной стороне Храма. По лестнице с нижнего яруса поднимались на средний, а оттуда на верхний. Завершив возведение Храма, Соломон облицевал Храм кедровыми панелями и пилястрами. Вокруг всего Храма он сделал ярус пристроек, высотой по пять локтей, их кедровые балки опирались на стену Храма.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/h...

Лк.1:11 . «Явился»: это не было видение Захарии экстатическое (в исступлении, ν χστα’σει), подобное, например, видению Апостола Петра ( Деян.10:10–17, 11:5–10 ), но действительное явление Ангела Захарии в телесном виде: ибо все повествование ни одной чертой не указывает, чтобы это было внутреннее видение, подобное пророческим.– «По правую сторону жертвенника кадильного»: этот жертвенник стоял во Святом или Святилище, перед завесой, которая отделяла таинственное Святое Святых от Святого, прямо против входа во Святое, посредине. По правую сторону от него невдалеке перед той же завесой стоял стол с хлебами предложения (см. прим. к Мф.12:3–4 ). По левую руку от него, также не в дальнем расстоянии, перед завесой же, стоял золотой семисвечный светильник, на котором лампадки поправлялись ежедневно утром и вечером в то же время, как совершалось курение на жертвеннике кадильном ( Исх.30:7–8 ). Этот жертвенник был небольшой, четырехугольный, позлащенный ( Исх.30 и дал.). На него возлагался благовонный курильный порошок и возжигался, – и это называется кадить перед Господом. Этот курильный порошок составлялся из благовонных веществ: стакти, ониха, халвана душистого и чистого ладана, всего поровну ( Исх.30:35–36 ). Кроме этого курения не должно было быть иного курения пред Господом на этом жертвеннике и не должно было приносить на нем ни всесожжения, ни приношения хлебного, ни возлияния; а курения, сделанного по составу этого курения Господня, не должно было делать для обыденного житейского употребления под угрозой смерти ( Исх.30:9, 37–38 ). – Ангел Господень явился Захарии «по правую сторону» этого жертвенника кадильного, следовательно, между ним и столом с хлебами предложения. Лк.1:12 . «Смутился»: уединение в Святилище пред лицом Божиим, при виде священных предметов, без сомнения возбуждало в старце-священнике, совершавшем здесь священные действия, особенные чувства некой священной робости и страшливости, наполнявшие душу, между другими ощущениями, и смущением. Тем более должно было возобладать это ощущение, когда неожиданно является в этом священном таинственном месте небесный вестник, особенно если принять во внимание поверие древних евреев, что видение Ангела предвещает близость смерти ( Суд.13:22, 6:22–23 ). Во всяком случае, и смущение, и страх очень естественны в душе святого священника в этом месте при виде Ангела Божия. «Необычайное видение смущает и святых» (Феофил.).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010