Да пелена тавта зеленая. Да в ризнице три ризы камчатые, стихарь камчатый же, другой стихарь дорогой двуличные, четыре ризы миткалиные, а у риз у всех оплечье атлас золотной, шесть стихарей подризных миткалиных, оплечье у всех атлас золотной же, шесть епатрахилей бархатных, да шесть наручни. Да на колокольнице 4 колокола, а в них по смете весу пуд сорок. А даны эти покров, ризы, колокола и сукно, что покрыта рака, блаженной памяти государя царя и великого князя Феодора Иоанновича. Да по стороне той соборной церкви теплая церковь муромских чюдотворцев благоверного князя Петра и Февронии древяна брусяная на подклете. А в церкви Божией милосердии образ местной муромских чюдотворцев, да местный же образ Живоначальной Троицы, да образ Пречистой Богородицы Одигитрии все писано на празелени, да образ Пречистой Богородицы запрестольный. Двери Царские и сени и столбцы и в тябле деисус на празелени. Строение церковь и в ней Божие милосердия образы и всякое строение церковное протопопа Ивана з братией, а иное мирское. А под тою соборною каменною церковью и под теплым храмом и под кладбищем и что около церкви земли в длину двадцать две сажени с полусаженью, поперек шестнадцать сажен. Да под тою церковью две полаты, а в них всякий городовой снаряд: пушки и ядра железные и каменные и свинец и зелье " . Этот памятник русской церковной архитектуры XVI в. существует в настоящее время, но уже не в первоначальном виде. Вместо трех на соборе возвышается пять глав; вокруг храма идет открытая галерея с трех сторон; в нижнем этаже в прежней палатке устроен храм. И внутренняя отделка, и украшения храма принадлежат уже новому времени. Престолов в верхнем этаже храма три: главный в честь Рождества Пресвятой Богородицы, в приделах во имя св. Апостолов Петра и Павла и во имя преподобного Алексия, человека Божьего и Марии Магдалины; в нижнем этаже во имя Муромских чудотворцев - благоверного князя Петра и княгини Февронии. Главную святыню храма составляют мощи благоверного князя Петра и княгини Февронии, которые покоятся в раке, устроенной в 1797 г. на средства " Московского именитого гражданина и Высокоблагородного надворного советника и градского головы Василия Яковлева Жигарева " . Рака кипарисная, обложена медью, снаружи вызолочена. Над ракой устроена сень на четырех резных колоннах. На св. мощах лежит бархатный покров, приложенный, как было отмечено выше, царем Федором Иоанновичем в 1594 г.

http://sobory.ru/article/?object=36087

В иконостасе правого придела - иконы Спасителя, Богоматери, направо Архидиакона Филиппа, налево Архидиакона Никанора. Над царскими вратами -Тайная вечеря. В иконостасе левого придела - иконы Спасителя, Богоматери, направо Архидиакона Стефана, налево Архидиакона Лаврентия. Над царскими вратами - Тайная вечеря. В киотах у правых колонн - иконы св. великомученицы Екатерины и свт. Николая Чудотворца. В киотах у левых колонн – Казанская икона Божией Матери и икона святых празднуемых 17-го октября. По старинной традиции все новые храмы, освещавшиеся именем небесного покровителя кого-либо из Российских императоров, получали в подарок от Царствующего дома икону. В Ревельский собор Александра Невского была пожертвована икона в честь пророка Осии, преподобного мученика Андрея Критского и других святых, память которых празднуется 17 октября. Выбор иконы не случаен, так как именно 17 октября 1888 года в железнодорожном крушении царского поезда у станции Борки чудесным образом не пострадали император Александр III и его семья. Иконы за клиросами : за правым - Вселенских святителей: Василия Великаго, Григория Богословаи, Иоанна Златоуста и за левым - угодников Павла, Димитрия и Иоанна. Запрестольный образ главного придела - Таинство Евхаристии- был написан на линолеуме художником М.М.Васильевым по образцу мозаичного изображения 11 века, находящегося в главном алтаре киевского Софийского собора. Изображения четырех Евангелистов на парусах центрального купола созданы художником А.П. Блазновым. Внутренние стены храма расписал по эскизам М.Т. Преображенского Г.П. Прокофьев. По эскизам А.Н. Новоскольцева в окнах алтарной апсиды установили витражи с изображениями Спасителя, Божией Матери и Иоанна Предтечи. Фасады собора украсили большими мозаичными панно работы архитектора-академика А.Н. Фролова. Над главным входом водружен образ Знамения Пресвятой Богородицы и выше - Нерукотворного Спаса, над южным входом помещено изображение св. благоверного князя Александра Невского и выше, в кокошнике – прп. Сергия Радонежского и св. равноапостольного князя Владимира, над северным входом возвышается образ свт. Николая Чудотворца и в кокошнике - лики св. князя Всеволода Псковского и смч. Исидора Юрьевского. Фасадные мозаики собора до сих пор остаются уникальными для всей архитектуры Эстонии как по своим масштабам, так и по мастерству исполнения.

http://sobory.ru/article/?object=00141

В писцовых книгах 1623-1625 гг. погост и церкви описаны подробнее. " Волость Окологородняя: погост на речке на Ковде, а на погосте церковь Иванна Богослова, древяна, клетцки, с трапезою. А в церкве образов местных: образ Иванна Богослова, образ Преч. Богородицы Одегитрея, образ Козмы и Демьяна, деисусы и двери царские, Пречистая запрестольная - все на празелени; евангелье напрестольное писменое, евангелисты медные, крест воздвизальный, сосуды церковные древяные, риза и стихарь полотняные... Церковь другая страстотерпцев Христовых Бориса и Глеба, древяна, клетцки, а в церкве образов местных: образа страстотерп. Христовых Бориса и Глеба, деисусы и двери царские на празелени. Да на колокольнице два колокола медные. Церковное строение и колокола - все Живоначальные Троицы Сергиева монастыря. Да на погосте ж двор попов Деонисья да две кельи, а в них живут нищие, питаютца в миру. Пашни церковные паханые худые земли две чети в поле, а в двух потому ж. Да церковная ж полянка тут же, после церковной пашни, что бывало дворище старого Тотемского посаду; пашни перелогом три осмины. Сена церковного под погостом на речке Ковде пять копен; лесу нет " (Прим. К. 480, л. 157-158). Как видим, и здесь о приделе при Борисоглебской церкви не упоминается. Кроме того, если сравнить перечень икон в церквах по " данной " вдовствующего священника Василия Остолопа с переписью писцовой книги 1623-1625 гг., то окажется, что прежде в обеих церквах икон было больше и расположены были они иначе, в Борисоглебской церкви даже в несколько ярусов. Все это (отсутствие придела, меньшее количество икон) говорит, что когда-то, в период с 1579 по 1620 гг. церкви были перестроены или даже вновь построены, но когда именно, неизвестно. В течение последующих годов XVII в. в церквах Богословского погоста, по-видимому, существенных переделок не было, так как в переписных и писцовых книгах этого времени они описаны так же, как и в книгах 1623-1625 гг. Отмечены лишь небольшие подробности в архитектуре их, в земельных владениях да перемены в составе клира. Так, в переписных книгах 1646 г. сказано только: " Церковь Иванна Богослова; церковь страстотерпцев Христовых Бориса и Глеба. Да на церковной же земле во дворе поп Петр. А стоят церкви и двор на Троицкой земле Сергиева монастыря " .

http://sobory.ru/article/?object=50393

В эти годы иеромонах Пимен дружил с художником Павлом Кориным. Среди образов знаменитого коринского “Реквиема” (известного еще под названием “Русь уходящая”) особо выделяется 25-летний иеромонах Пимен. В 1946 году иеромонах Пимен продолжал священнослужение в Одесской епархии, которой управлял тогда Епископ Херсонский и Одесский Сергий (Ларин). Отец Пимен был также казначеем Одесского Ильинского монастыря, помощником благочинного монастырей епархии, преподавал в открывшейся в то время Одесской духовной семинарии, исполнял другие послушания. За неутомимые труды иеромонах Пимен в декабре 1947 года был удостоен сана игумена с возложением креста с украшениями. В том же году он перешел в Ростовскую епархию. Игумен Пимен занимал должность секретаря епископа, был членом епархиального совета и ключарем Кафедрального собора в честь Рождества Пресвятой Богородицы в Ростове-на-Дону. Обладая драгоценной способностью вносить порядок и благочиние в церковную жизнь прихода, монастыря, епархии, игумен Пимен вскоре был призван к более ответственному служению: Указом Святейшего Патриарха Алексия он в конце 1949 года был назначен Наместником Псково-Печерского монастыря. На Светлой седмице в 1950 году Митрополит Ленинградский и Новгородский Григорий (Чуков), временно управляющий Псковской епархией, возвел игумена Пимена в сан Архимандрита. Псково-Печерский монастырь нуждался после трудных военных лет в значительном ремонте и благоустройстве. Архимандрит Пимен провел в обители большие ремонтно-реставрационные работы. В прежней красе предстали храмы обители, хранящие бесценные произведения церковного искусства, дорогие православному сердцу святыни: образ Успения Пресвятой Богородицы, чудотворную Владимирскую икону Богоматери, древний образ преподобного Корнилия Печерского, резное изображение святителя и Чудотворца Николая, запрестольный беломраморный образ Воскресения Христова и многие другие святыни. Архимандрит Пимен мудрым и рассудительным управлением благоустроил всю монастырскую жизнь и снискал у братии и многочисленных паломников глубокую любовь.

http://pravoslavie.ru/35069.html

Иван Егорович Забелин опубликовал данные из книг и дел Патриарших приказов, которые уточняют участие патриархов в крестных ходах в XVII веке, когда патриархи лично ходили за иконой в Сретенскую обитель и обратно, а по пути раздавали милостыню. Патриарх Филарет ходил в 1627 и 1628 годах, патриарх Иоасаф I – в 1636 и 1637 годах, патриарх Никон – в 1653, 1655, 1656 годах, патриарх Питирим – в 1672 году, патриарх Иоаким – в 1674, 1675, 1677, 1682, 1688 годах, патриарх Адриан – в 1692, 1694, 1696 и 1696 годах. Патриарх Филарет оплачивал праздничный молебен Пресвятой Богородице во Владимирском соборе. Патриархов во время крестного хода сопровождал дьяк или подьячий, раздававший, по указаниям патриарха, милостыню нищим, а на обратном пути иногда и «сидельцам Стрелецкой тюрьмы» на Лубянской площади. Количество пожертвованных денег с каждым годом увеличивалось вплоть до патриарха Питирима, установившего своеобразный рекорд благотворительности. Особенно щедрым был патриарх Никон, который каждый раз тратил на милостыню не менее 3 рублей. Это были значительные деньги, если вспомнить, что, например, молебен, заказанный патриархом Филаретом, стоил гривну – десятую часть рубля. Во время крестного хода с Владимирской иконой 26 августа 1672 года патриарх Питирим роздал милостыню на 6 рублей 19 алтын 2 деньги . Со времени царя Федора Алексеевича крестный ход 26 августа проводился двумя частями. После статьи хода на лобном месте часть хода отправлялась обходить половину Белого города по крепостным стенам до Сретенских ворот, где ход спускался со стены и входил для празднования в Сретенский монастырь. После окончания празднования в обители эта часть хода обходила другую половину Белого города и, отдельно от основного хода, возвращалась в Успенский собор. Таким образом, град Москва полагался на небесную защиту Пресвятой Богородицей. Во второй половине XVIII века, до тех пор, пока не были разобраны крепостные стены, этот ход совершали с Петровской иконой Богородицы из Успенского собора: «Ход болшой бывает в Сретенский монастырь, а в ход носится образ Владимирския и Петровския Богородицы, крест болшой и фонарь болшой же носится… Образ Петровския Богородицы носится по городу по Белому да рипиды соборныя, а от Архангела носится образ запрестольныя Богородицы и крест запрестолной, и Евангелие, и миса со крестом, кропило да кунган… И как кресты придут в собор, которыя прежде, и им бывают звоны особыя» . Поэтому в 1812 году, когда к Москве приближался завоеватель Наполеон с огромным войском, в день Бородинской битвы 26 августа 1812 года вокруг бывшего Белого города и по набережной мимо Кремля и Китай-города обнесли чудотворные Владимирскую, Смоленскую и Иверскую иконы Богоматери. Крестный ход в Сретенский проводил викарий Московской епархии Августин (Виноградский) с двумя грузинскими архиереями. После литургии и молебнов в честь Владимирской иконы Богоматери в Сретенской обители чудотворные иконы были вывезены во Владимир.

http://pravoslavie.ru/31829.html

Посетив с супругой накануне освящения новопостроенный храм, отличающийся гармоничными пропорциями, саксонский Король наградил Боссе крестом Альбрехта 1-й степени. 16 июня 1875 в храме молился Император Александр II, о чем напоминает медная мемориальная табличка на стене. Стиль храма — русско-византийский, близкий к стилю эклектики. В здание ведет высокое крыльцо с металлическими фонарями. Стены выложены из кирпича и облицованы тесаным тюрингским песчаником, фасады прорезаны узкими окнами, в которые вставлены матовые стекла. Главный объем украшен кокошниками, арками, пилястрами и сложным карнизом и увенчан пятью голубыми куполами с ажурными золочеными крестами. К нему примыкает низкая трапезная; на улицу выходит высокая (40 м) одноярусная шатровая колокольня, оформленная арочным порталом и завершенная золоченой главкой. На первом этаже размещается приходской зал, квартира для сторожа и котельная. Священник живет в домике при церкви. Двухъярусный иконостас сложного профиля и ограда солеи сделаны из белого каррарского мрамора. Иконы (числом 13) написал на золотом фоне местный художник Джеймс Маршал, запрестольный образ св. Симеона привезен из Праги. Резные царские врата позолочены; новый витраж в алтарном окне изображает Воскресение Христово. Цесаревич Александр Александрович подарил храму большую серебряную дарохранительницу, сделанную ювелиром А. М. Постниковым (она изображает Пантелеимоновскую церковь в Удельной, в Петербурге), Иерусалимский Патриарх Никодим — образ Воскресения Христова, написанный на доске от Кувуклии. Бронзовое паникадило было изготовлено в Вене. Сохранились старые бронзовые кандилы и хоругви. Задуманную полную роспись интерьера так и не удалось осуществить из-за недостатка средств. Над входом помещен образ Казанской Божией Матери работы Юнкера. Вскоре после освящения храма русская колония резко сократилась из-за экономических и политических причин, и потому в 1876 церковь пришлось приписать к местной российской миссии. В 1879 настоятель создал при храме братство для восстановления православных церквей и монастырей в Боснии и Герцеговине. Умерших прихожан хоронили на Вейдендамском и Троицком кладбищах.

http://sobory.ru/article/?object=10147

Храм представляет собой сердце вселенной. В нем Сын непрестанно возносит к Отцу приношение и фимиам молитвы. Горнее место за престолом символизирует святую гору Сион, самого Христа. Крест за престолом — святая лестница, по которой Бог спускается к людям, по которой Церковь восходит к Отцу. Алтарь — место, где во время Евхаристии совершается единство земной Церкви и Пресвятой Троицы. Через евхаристическое общение все становится святым, все становится храмом Духа Святого, поскольку все соединяется в тело Христа. Иконография алтарной преграды, апсиды и купола делает ощутимой эту динамику духовного восхождения. Купол: образ небесного свода Под иконой Вседержителя на стене под куполом размещены чины ангелов, которые созерцают Славу Божию и непрестанно совершают Божественную литургию, воспевая гимн: «Свят, свят, свят Господь Саваоф» (Ис. 6, 3). За каждой Литургией человеческая молитва сливается с молитвой ангелов. Единство земной и небесной Литургии — одна из традиционных и главных тем литургического богословия. Поэтому ниже под куполом размещены чины ветхозаветных патриархов, пророков, апостолов, а в парусах над колоннами храма — четыре евангелиста, которые символизируют собой Слово Божие, достигшее четырех концов света. Алтарная апсида — место Богоявления Настенная роспись алтарной апсиды изображает эсхатологическую реальность. Помимо уже упомянутого образа Божией Матери «Знамение», в алтаре можно увидеть икону Тайной вечери, а также сонм великих святителей во главе со святителями Иоанном Златоустом и Василием Великим, совершающими Евхаристию. В некоторых храмах можно увидеть запрестольный образ Престола уготованного («этимасия»), который указывает на связь Евхаристии с грядущим возвращением Спасителя и вечной жизнью. Мы видим на нем Престол, в ожидании Страшного Суда облаченный в багряницу, нераскрытое Евангелие, украшенное крестом (ср. Откр. 5, 1), и орудия Страсти. Этот образ знаменует собой наступление конца времен. Связь Евхаристии с явлением Христа во Славе также подчеркивается на иконе Вознесения Христова. Важное значение в ней играет динамика ответного возвышения человека к Богу. Изображение Сошествия Святого Духа на апостолов в алтарной апсиде представляет свершение домостроительства спасения в образе человечества, возрожденного благодатью Духа Божия.

http://old.aquaviva.ru/archive/2010/12/8...

Белые оштукатуренные стены оформлены по углам лопатками, прорезаны узкими высокими окнами и завершены величественным железобетонным шатром, облицованным венецианской стеклянной мозаикой. Шатер венчает золоченая главка и крест, поддерживаемый цепями. С южной стороны возвышаются две стройные башенки. Общая высота храма — 55 метров. Над коваными входными дверьми помещен мозаичный образ Нерукотворного Спаса, созданный в мастерской В. А. Фролова. Его обрамляют фигуры летящих ангелов, сделанных из цемента и позолоченных. На апсиде находится другая мозаика, изображающая Господа Вседержителя. Общая стоимость постройки и убранства храма-памятника достигла 1 млн. марок или 300 тыс. руб. О павших в битве напоминают по-русски и по-немецки две мраморные доски, помещенные у главного входа в часовню. Рядом с нею расположен склеп (в него ведет железная лесенка), где погребены три русских офицера: генерал-лейтенант И. Г. Шевич, генерал-майор кн. Н. Кудашев, подполковник А. Юргенев; в нишах покоится прах неизвестных солдат. Снаружи, на стенах и столбах нижней галереи, укреплены 20 каменных досок с именами погибших офицеров и числом убитых солдат. На стенах внутри верхней церкви можно увидеть 8 потемневших бронзовых стелл с перечнем полков и частей, участвовавших в битве. Снаружи, с восточной стороны, находится могила двух неизвестных гренадер Черниговского полка, перенесенных в 1988 с поля битвы. Интерьер храма не расписан и выдержан «в светлых тонах, и эта благородная белизна создает при входе впечатление монументальности и возвышенной торжественности». Главное украшение — богатый семиярусный иконостас из темного дуба, который подарен донскими казаками и имеет в высоту 18 м. Он сделан известной московской фирмой И. П. Хлебникова. Обрамленные орнаментированной басмой образа написал на золотом фоне в стиле XVII века московский иконописец Л. М. Емельянов, ученик В. М. Васнецова. Царские врата имеют бронзовую раму и филенки из серебра и тоже покрыты басмой. По бокам этих низких врат находятся образа Нерукотворного Спаса и Смоленской Божией Матери в серебряных окладах. Они скопированы с тех, которые сопровождали русскую армию в войне с Наполеоном. Оренбургские казаки пожертвовали большой образ вмч. Георгия Победоносца, помещенный в резном киоте слева от входа. Запрестольная картина изображает «Моление о чаше» и является копией Богословского с известного оригинала Ф. А. Бруни. Пол храма, сделанный из мозаики белого и черного мрамора, был некогда покрыт большим ковром с изображением рая (теперь в кабинете настоятеля).

http://sobory.ru/article/?object=19000

Благодаря крупным пожертвованиям предусмотренная сметой сумма была в конце концов собрана. Удалось также приобрести кирпич, полученный от разборки поврежденных зданий, и некоторые другие материалы. В 1951 было дано разрешение на строительные работы, которые возглавил техник-строитель Б. Пауламо. Надзор за строительством члены комиссии выполняли безвозмездно. 2 сентября 1951 епископ Гельсингфорсский Александр, совместно с духовенством прихода, торжественно заложил храм. К лету 1953 здание вчерне было готово и 15 июля было освящено малым освящением. Внутренняя отделка осталась незавершенной, - из-за недостатка средств ее пришлось отложить. Несмотря на это, в церкви сразу начались отпевания. Белый оштукатуренный храм возведен в новгородском стиле, поэтому во внутренней отделке требовалось сохранить тот же стиль и высокий художественный уровень. В 1955 было принято решение сделать двухъярусный дубовый иконостас, который вырезал И. В. Репин в мастерской И. Хейнцмана по эскизу автора храма. В Париже в обществе Икона заказали образа Г. В. Морозову и кжн. Е. С Львовой. Кроме икон в Париже были также написаны: запрестольный образ Нерукотворного Спаса, Взятие на небо пророка Илии, Успение Пресвятой Богородицы, Распятие с предстоящими и хоругви. Паникадило взяли из снесенной часовни-памятника, стоявшей около Успенского собора. К лету 1958 работы по внутреннему убранству закончились. Хранившиеся на складе прихода пять колоколов подняли на звонницу, после чего храм был готов к торжественному освящению, которое 28 сентября 1958 совершил Преосвященный Александр в сослужении приходского клира. Благодаря ценным вкладам прихожан внутренний облик храма постепенно стал соответствовать внешнему. Особого внимания заслуживают иконы свт. Николая с житием (дар М.А. Фаберже), древний образ Спаса, складень с Владимирской Божьей Матерью (дар Е.А. Буман) и другие. На северной стене помещен киот в форме креста в память русских моряков, погребенных на кладбище, с указанием имен и дат жизни. Снаружи церковь украсили мозаичные иконы, исполненные и пожертвованные финской художницей Инной Коллиандер.

http://sobory.ru/article/?object=20714

В 1521 году совершили 4 общегородских крестных хода из Успенского собора Кремля в Сретенский монастырь В 1521 году в Москве должны были совершать 4 общегородских крестных хода из Успенского собора Кремля в Сретенский монастырь. С раннего утра на Соборную площадь Кремля к Успенскому собору стекались маленькие крестные ходы. Из каждой церкви приносили хоругви, запрестольную икону и, при наличии, почитаемую святыню (особенные иконы, ковчеги со святыми мощами и т.п.) храма. На Соборную площадь торжественно выносили под покрывалом чудотворный Владимирский образ, окруженный хоругвями и святынями Успенского собора. Хоругви выстраивались полукольцом перед Владимирским образом. Епископы и митрополит стояли на ковриках-орлецах. Во время чтения Евангелия и пения молебна пелены с образа открывали. Действие на остановке хода называли статьей . По ходу движения к Сретенскому монастырю на Лобном месте и на Лубянской площади перед воротами Китай-города также совершали статьи хода с чтением Евангелия. Во дворе Сретенского монастыря хоругви останавливались за алтарями собора, пока митрополит со священным чином служили праздничную Литургию в соборе. После службы чудотворный образ провожали опять до Успенского собора, пели благодарственный молебен и расходились с пением молитв по своим церквям. По времени непрерывные молитвы крестного хода продолжались до 10 часов. По убеждениям горожан, все 4 крестных хода были одним общим богослужением в честь Божией Матери, посвященным Владимирской Ее иконе, начинавшимся 21 мая и заканчивавшимся 15 сентября. Непрерывные молитвы крестного хода продолжались 10 часов Уже упомянутая повесть середины XVI века так описывает поведение москвичей в 1521 году: «Преосвященный же Варлам, митрополит всея Русии, такоже со святители, сущими тогда на Москве и со всем соборам и инок множество и со всем народным достоянием во святых церквах непрестанно Бога моляху. Людие же вси еще великою скорбию одержими бяху и в нечаяниа впадоху, яко ниоткуду же помощи не имуще, развие всесилнаго Бога, и Пречистые Его Матери, и великих чюдотворцев руских, и всех святых… Вси сокрушенным сердцем и духом смиренным возопиша к Богу с плачем горким, яко да помилует их и от нашедшия скорби избавит их» .

http://pravoslavie.ru/138332.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010