Летом 2003 г. продолжались работы по росписи стен в нижнем храме. А за осень 2003, зиму и весну следующего года в иконописной мастерской Лавры были выполнены деисусный и пророческий чины ля верхнего иконостаса. Иконы для праздничного чина были написаны учениками дипломного класса иконописной школы Санкт-петербургской Семинарии. В это же время написан запрестольный образ Воскресения Господня, продолжены работы по исполнению резного декора иконостаса, спроектированы и изготовлены три бронзовых паникадила для верхнего храма в художественно-реставрационной фирме «Ампир». Для нижнего храмов в Лаврской мастерской изготовлен двухсторонний запрестольный крест. 2003 г. — это год освящения нижнего храма. 17 мая для освящения храма прибыл викарий СПб епархии архиепископ Тихвинский Константин, архимандрит Назарий и проч. После освящения храма и Божественной литургии Владыка Константин зачитал указ Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II о возведении о настоятеля иерея Сергия Белькова в сан протоиерея. В проповеди Владыка Константин отметил изысканность оформления нижнего храма. Безусловно, милость Божия поспешествует во всех делах в нашем центре, но и о. настоятель не сидит сложа руки. Немало пролито пота, крови и слез прежде, чем все это свершилось. Еще в 2003 году началось строительство новой мастерской, значительно превосходящей по размерам первую. Осенью 2003 строительство закончено. Старая мастерская была переоборудована под жилые помещения для реабилитантов. К 19 июня 2003 г. на территории приходского подворья возвели временный храм для участников противонаркотической конференции «Союз священника, врача и учителя». В работе конференции принимали участие наши реабилитанты. В лето 2004 г. выполнены три заключительные композиции для притвора нижнего храма. К 2005 году завершены работы по возведению иконостаса в верхнем храме, но благоукрашение храмового комплекса продолжается, и кажется, ему нет конца. Весной 2004 года начинается строительство ограды вокруг храмового комплекса и приходского подворья.

http://azbyka.ru/palomnik/Церковь_Коневс...

Святыней П.-З. Н. м. считалась чтимая икона свт. Николая Чудотворца, происхождение и датировка к-рой не установлены ( Меморский. 1851. С. 67; Косаткин. 1906. С. 298; Делекторский. 1904. С. 23). К 2019 г. ее местонахождение неизвестно. В настоящее время чтимой иконой обители является житийный образ свт. Николая кон. XVIII в. Др. святыня - выносной запрестольный Корсунский крест, принесенный, по монастырскому преданию, из Киева в Ростово-Суздальскую землю в кон. X - нач. XI в. Как и когда крест оказался в обители, неизвестно. Скорее всего он появился здесь не ранее кон. XVII в. По художественным особенностям крест относится к памятникам 2-й пол. XVII - нач. XVIII в. ( Сукина Л. Б. «Корсунский» запрестольный крест из переславского Никольского монастыря//Ставрографический сб. М., 2003. Кн. 2. С. 157-163). Из П.-З. Н. м. происходят иконы письма Кирилла (в монашестве Корнилия) Иванова Уланова, с 1926 г. хранящиеся в Переславль-Залесском музее-заповеднике: «Спас Вседержитель на престоле» 1716 г. (ПЗИХМЗ. Инв. 2529), «Димитрий Прилуцкий» 1719 г. (Инв. 2534), «Богоматерь Владимирская с чудесами» кон. XVII - нач. XX в. (Инв. 2530), «Богоматерь Владимирская» кон. XVII - нач. XX в. (Инв. 2531), «Николай Чудотворец» кон. XVII - нач. XX в. (Инв. 5589). В музей из Никольского собора поступили также иконы письма Стефана Довментиева (Дементьева) Нарыкова: «Святые Ирина, Агафья и Иония» 1706 г. (Инв. 1683), «Богоматерь Иверская» 1707 г. (Инв. 1685), «Вседержитель поясной» нач. XVIII в. (Инв. 1658), «Богоматерь Одигитрия» нач. XVIII в. (Инв. 1659). С 2000 г. в монастырском Никольском соборе находятся мощи святых, перенесенные из прежних мест их почитания (Никольской ц. у городских ворот и Смоленско-Корнилиевской ц. Переславля): св. блгв. кн. Андрея Переяславского и прп. Корнилия Переяславского. Библиотека Библиотеку мон-ря составляли книги XVII-XVIII вв.- времени материального благополучия обители. Из П.-З. Н. м. происходят рукописные книги: «Житие Димитрия Прилуцкого» XVII в. (ПЗИХМЗ.

http://pravenc.ru/text/2580000.html

Утреня заканчивается словами: «Друг друга объимем, рцем: братие! и ненавидящим нас простим вся воскресением». И все, сначала священнослужители в алтаре, потом верующие в храме, начинают христосоваться, то есть троекратно целовать и приветствовать друг друга радостными словами «Христос воскресе!» -  «Воистину воскресе!» Потом в храме читают огласительное слово на Пасху святителя Иоанна Златоуста. В нем есть слова, которые в полной мере выражают победу Христа над смертью: «Где твое, смерте, жало? Где твоя, аде, победа? Воскресе Христос, и ты низверглся еси. Воскресе Христос, и падоша демони. Воскресе Христос, и радуются ангели. Воскресе Христос, и жизнь жительствует». После утрени совершаются Часы и Литургия, причем при открытых царских вратах. Они будут открыты всю Светлую седмицу в знак того, что Христос навсегда открыл всем христианам врата Царствия Небесного. Часы Святой Пасхи — это молитвы, которыми в Пасхальную седмицу заменяутся обычные молитвословия перед Литургией. Крестный ход на Пасху Пасхальный крестный ход — радостное шествие вокруг храма, которое совершает в ночь с Великой Субботы на Воскресение Христово. Пасхальная заутреня начинается прямо перед полуночью. Из-за закрытых царских врат звучит стихира (вид церковногло гимнографического текста): «Воскресение Твое, Христе Спасе, ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити». Потом царские врата открываются, и священнослужители вместе с прихожанами выходят из храма и обходят его крестным ходом. Впереди несут большой запрестольный крест, запрестольный образ Богородицы, Евангелие, другие иконы, хоругви (укрепленные на древке полотнища с изображением Христа или святых). У каждого верующего в руках — свеча или лампадка. Все поют: «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити». Крестный ход сопровождается особым пасхальным колокольным звоном. Шествие останавливается у затворенных западных врат храма. Эти врата символизируют двери гроба Господня. Колокола умолкают, и священник провозглашает: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав». Эта песнь священнослужители и все верующие повторяют три раза. Потом священник поет стихи пророчества Царя Давида: «Да воскреснет Бог и расточатся врази Его...». Люди вторят на каждый стих: «Христос воскресе из мертвых...»

http://foma.ru/5-maya-2013-pasxa-svetloe...

«В веницком же погосте монастырь Никольской, Корнильева пустыня, на реке на Шокше, на Подом острову. А в приправочных книгах диака Ивана Лговского тот монастырь не написан. А в монастыре церковь Николы чудотворца с трапезой, древяна, клецки. А в церькве образов: образ местной Николы чудотворца на краске, да у того ж образа венец и гривенка серебрена, басмяна, золочена, да у гривенки крест древян, резной обложен серебром сканым; образ местной Спасов нерукотворенной на краске, образ местной Живоначальные Троицы на краске; образ Николы чудотворца обложен серебром, оклад басмян, золочен, венец и цата сканные, в венце две вставочки плохие, поставленные Александровы (Свирской) пустыни старца Моисея; Дейсус и двери царские и сень и столицы на краске; перед дейсусом паникадило медное не велико о девяти подсвечниках; два креста благословящих – один обложен серебром, а другой – медью; да на престоле индитья и покров полотнянные; сосуды церковные – потир и блюда и звезда оловянные; покровцы и воздух сатынные, опушены крашениною; да в олтаре за престолом образ Пречистые Богородицы воплощение, а на другой стороне образ Николы чудотворца на краске, крест запрестольной, выносной, на краске». «Да в том же монастыре другая церковь преподобного Чудотворца Александра Свирского , древяна, клецки, теплая, с трапезой. А в церкве образов: образ местной преподобного чудотворца Александра Сверского на краске; да в олтаре, за престолом, крест благословящей обложен белым железом: сосуды церковные – потир и блюда древяные, звезда железная, покровцы и воздух полотняные». «Да за монастырем в роще церковь Введение Пречистые Богородицы древяна, клецки. А в церкве образов: образ местной Введение Пречистые Богородицы; образ местной Пречистые Богородицы одигитрия на золоте; Дейсус и праздники и пророки на золоте; двери царские сень и столицы на краске: да в олтаре на престоле крест благословящей на краске; на престоле индитья и покров крашенинные; сосуды церковные – потир и блюда древяные, звезда железная, покровцы и воздух крашенинные; ризы полотняные – оплечье выбойчатое; другие ризы посные крашенинные, оплечье сатынное; два стихаря полотнянные, у одного оплечье крашенинное, а другого оплечье выбойчатое; две патрахели, да двои поручи выбойчатые.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Иконы во Св. алтаре: образ Пресвятой Богородицы запрестольный/какого названия в описи не сказано/. Крест с изображением распятия Господня деревянный. Иконостас в два яруса, Царские врата деревянные, простые без резьбы, с изображением Благовещения Пресвятой Богородицы и Евангелистов; местные образа по правую сторону царских врат: образ Господа Вседержателя, Икона Божией Матери Владимирской, венец и гривна на ней басмяные золоченые, по полям оклад серебряный золоченый, образ Василия Великого, венец и гривна басмяные, образ Николая Чудотворца, Тихона Епископа Амафунтского; по левую сторону царских врат: образ Божией Матери Одигитрия; на пономарских вратах образ Архидиакона Стефана, образ Воскресения Христова, с двунадесятыми праздниками по краям. Во втором ярусе иконостаса иконы Св.Апостолов. Хоругвь одна, с изображением нерукотворного образа Христа Спасителя. Лампады пред местными иконами из белого железа. В трапезной: образ Спасителя нерукотворный; в притворе церковном образ Божией Матери Владимирской; кадило и укропник медные; венцы для брачующихся деревянные; чаща для освящения воды и купель для крещения младенцев деревянная; из одежд священнических были только следующие: одна риза и один подризник бумажные, одна риза крашенинная и один подризник полотняной. Колоколов на колокольне было только два; один весу 1 пуд 10 фунт., второй 30 фунт. На покупку первого колокола в архиве найдена запись, из которой видно, что он куплен в 1695 году приходским крестьянином Фролком Степановым Шишкиным за семь рублей. Первая церковь в Палаузе существовала с лишком 100 лет и сломана за ветхостию в 1762 году уже тогда, когда взамен ее построена была новая деревянная же церковь с таковою же в особом корпусе колокольнею. Сия церковь существует и поныне, хотя в оной уже не отправляется никакой службы; она построена в 1762 году об одном престоле и освящена по благословению Феодосия Епископа Велико-Устюжского и Тотемского в том же году 29 сентября того же года заказчиком поповским/Благочинным/Пыелдинской Николаевской церкви Священником Митрофаном, во имя Рождества Пресвятой Богородицы на новом антиминсе, печатанном на иностранном полотне.

http://sobory.ru/article/?object=13125

В 1784 году церковь Марии Египетской была возобновлена. В память об этом событии при входе в храм находилась доска с надписью: «Возобновлен бысть храм сей в лето от воплощения Бога Слова 1784 в царство великия государыни императрицы Екатерины Алексеевны всея России по благословению Московского архиепископа Платона; иждивением г-на коллежского асессора Афанасия Абрамовича Гончарова, а освящена бысть онагож года месяца ноембрия в 18-й день; а освящал сея обители игумен Арсений с освященным собором» . В 1785 году Афанасий Гончаров продолжал помогать в ремонте монастырских храмов. В приделе святого Иоанна Предтечи он готовился вычистить иконостас, а святые образа на нем, на царских дверях и над иконостасом, запрестольный образ Богоматери и на горнем месте образ Владимирской Богоматери с предстоящими исправить и привести в «самое твердое и лучшее состояние». «Аналойный листовой образ, писанный на клееной бумаге по обе стороны – два из двунадесятых праздников: Рождество и Введение Богоматери, также исправить вновь. Венцы на всех святых иконах позолотить червонным золотом, а над входной дверью придела образ Спасителя починить и около него резьбу выкрасить желтой краской. В церкви святой Марии Египетской образ Воскресения Христова исправить вновь; за правым и за левым крылосами… у святых лики, одежды и подписи поправить у всех до единого святого. В Сретенском приделе северную дверь переклеить. В церкви Николая Чудотворца в алтаре на жертвеннике образ Смоленской Богоматери поправить. Снять с него оклад, который, вычистив, по-прежнему наложить». Всю выше показанную как иконостасную, так и иконную работы и все ветхости Афанасий Гончаров должен был сделать «своим коштом самыми добрыми красками и лучшим мастерством» с первых чисел июня до августа 1785 года . По указу Синода 5 ноября 1786 года был послан указ в Крутицкую духовную консисторию о назначении настоятелем Мещовского Георгиевского монастыря игумена Арсения. В декабре 1786 года игумен Арсений передавал управление монастырем и в нем все имущество новому настоятелю (строителю) – казначею Высоко-Петровского монастыря Иоакинфу. Передавались «принадлежащие к монастырю письменные дела, жалованные грамоты и разных вкладчиков на земли духовные завещания и другие документы и указы, при этом же и собранные игуменом Арсением от доброхотных подаятелей деньги – 340 рублей 83 копейки – да вкладной от г-на Гончарова в Императорский Воспитательный дом билет в 1000 рублей в монастырскую пользу» .

http://pravoslavie.ru/34537.html

В приделе Св. Иоанна Предтечи Господня местные иконы в серебреных же ризах с сребропозлащенными венцами. Храмовой образ Св. Иоанна Предтечи Господня, в золоченой рельефной в виде оклада дске. Внизу ея в клейме надпись: «Сей образ написася 1797 года, месяца Февруария 25 дня иждивением Коренного монастыря монахов ....(имена заглажены). В алтаре настоящей церкви запрестольный образ большого размера, на котором изображено распятие Господне с предстоящими. А в придельном алтаре образ Спасителя стоящего, а по сторонам его внизу группа коленопреклоненных апостолов, оклад серебреный, а на Спасителе риза и венец позолоченные, на полях большие камни жёлтого цвета в гнёздах, на нижнем поле вычеканена надпись: «Тщанием и усердием Александры и Марфы Веревкиных»; клеймо 1813 года. Чудотворная икона Знамения Божией Матери, (мерою: в вышину 9, а в ширину 6 вершков), как известно, бывает ныне лишь временно на месте своего первоначального явления и в это время помещается в вышеупомянутом боковом, нарочно для сего устроенном в виде иконостаса месте. Заимствуем описание сей иконы и бывших на ней царских украшений, из старинной описи Курского Знаменского монастыря 1667 года. Образ местной осмилистовой, Пречистыя Богородицы честнаго и славнаго ея Знамения, Чудотворной иконы, по искони вечному нарицанию Курская, на полях написан образ Господа Саваофа со пророки. У того чудотворного образа Пречистой Богородицы украшения: венец золот чеканный, в венце в челе камень яхонт лазорев, по сторонам два камени яхонты ж красные; у товож чудотворного образа Пречистыя Богородицы в челе жемчугу 34 зерна бурмицких, а около венца жемчугу 63 зерна, да ожерелье жемчужное низано по атласу; усерязи золотые, а в них в гнёздах два камени небольшие бирюзы, около усерязей 16 жемчужных зерен; две рязы жемчужные, а в них во шти (в 6-ти) плетенках в каменья место 9 прокладец, серебренных позлочены, тощие; у товож образа 3. П. Б. у предвечного Младенца Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа венец золот чеканный. У товож образа Пресвятыя Богородицы поля обложены золотом резным с чернью, а около тех золотых пол, на краях, жемчугу 121 зерно; на придельных полях товож Чудотворного образа Пресвятой Богородицы около Господа Саваофа и пророков оклад серебряный резной позлачен, около тех резных пол, жемчугу 254 зерна, а около всего образа приделанных около края полях, оклад серебряный чеканный позлачен; а около тех от крайних пол со всех четырёх сторон по краям, жемчугу 80 зёрен.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Духа в киоте, на золоте; икона местная Пречистая Богородица Одигитрия, на золоте; двери царские, сень и столпцы на празелени; икона местная - образ Илии Пророка в киоте на празелени; икона местная - Образ Афанасия Великого и Кирилла Александрийского на празелени. А в церкви вмч. Христа Никиты – икона местная Образ св. вмч. Христова Никиты, на золоте, в киоте; икона местная - Образ Николы Чудотворца с деяньем, на золоте; икона местная Николы чудотворца на празелени; икона местная Пречистой Богородицы Одигитрии на золоте; двери царские, сень и столпцы на празелени, где Иисус на золоте; три свечи поставные, одна пуд весом, а две по полпуда, да во алтаре Образ Пречистой Богородицы, запрестольная на золоте… Колокольница на столбах, а на ней два колокола четыре пуда, три колокола три пуда. В 1889 г. церковным старостой вяземской градской Афанасьевской церкви вяземским мещанином Иваном Ефимовичем Чемизовым пожертвовано на обновление внутри и снаружи приходской церкви 1000 рублей. Литература: Смоленские Епархиальные ведомости 1882 г. 21 С.572-573 Смоленские Епархиальные ведомости 1889 г. 2 С.65 В Вязьме было 27 церквей, разбросанных по всему городу. За площадью в фруктовом саду стояла маленькая Дворцовая церковь, белая с зелеными куполами. Очень старая церковь была в Кремле, но там был женский монастырь, и я никогда ее не видел. На Торговой площади под горой Большой Московской стояла Богородицкая церковь, совсем провинциальное " барокко " , выкрашенная синим да коричневым, а купола — темно-синие со звездами. Была Никитская церковь на горе в конце Большой Московской. В ней с обеих сторон Царских Врат стояли какие-то нерусские деревянные статуи. Говорили, что это с того времени, как поляки заняли Вязьму и превратили церкви в костелы. Отец Алексей говорил: " Не по порядку в православных церквах статуям стоять, но уж давно они там, теперь убрать нельзя " . За Смоленским мостом — миленькая Смоленская церковка, была и большая Троицкая церковь, очень красивая, красная с белым, — да много, много было церквей, всех не перечесть. Волков-Муромцев Н.В. Юность. От Вязьмы до Феодосии (1902–1920). Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=34508

В алтаре, за престолом, поставлен также иконостас, на коем резьба вызолочена, гладкия места покрыты белою, а в тумбах голубою краскою. Запрестольныя иконы обложены сребропозлащенными венцами, из коих некоторые украшены алмазами и другими драгоценными камнями; в особенности же замечательны: на правой стороне от престола – образ св. Димитрия Митрополита и св. Иннокентия Епископа Иркутскаго; на левой – образ св. Алексея Митрополита Московскаго и св. Амфилохия Епископа Иконийскаго. Святители представлены в полном Архиерейском облачении; лики их изображены живописью, а одежды вышиты золотом и местами серебром по малиновому бархату: образа сии поставлены в золоченных рамах и закрыты цельными стеклами. Помянутая святыня пожертвована Графинею А.А. Орловой-Чесменскою. За престолом поставлена серебряная, позолоченная Дарохранительница, в виде храма, весом 1 пуд 25 фунт. – дар Графа Н.П. Шереметева. Сия драгоценность обратила на себя особенное внимание Государя Императора Александра I-ro в бытность его в сем монастыре. Иконы в иконостасе живописныя, писаны в 1780 году Харьковским живописцом Венедиктом Вендерским и обложены сребропозлащенными ризами и венцами с дорогими камнями: из них на четырех главных оклады устроены Гр. А.А. Орловой-Чесменскою; перед образом Спасителя по правую сторону и Богоматери по левую от царских врат висят серебряныя, вызолоченныя лампады, перед прочими – серебряныя, без позолоты. Два каменные четырехугольные столба, поддерживающие своды и куполы церкви, обложены в нижнем ярусе иконостасом с драгоценными образами. Особенно достойны замечания: 1) на западной стороне праваго столба – образ Толгския Богоматери, писанный на доске покойным гробовым иеромонахом Амфилохием, длиною в пять четвертей. Позолоченные риза и венец осыпаны бриллиантами и другими драгоценными камнями. На правой руке Богоматери сделан бриллиантовый поруч в виде цветка, в средине его помещен алый яхонт, а края осыпаны изумрудами. В венце начальныя буквы имени Предвечнаго Младенца изображены бриллиантами. Образ поставлен в медном отзолоченном киоте за стеклом и обставлен вокруг богато убранными иконами;

http://sobory.ru/article/?object=05709

В соборе между тем, начинали петь молебен, и после ектении крестный ход отправлялся в Спасские ворота. Отпустив властей и кресты в ход, патриарх обыкновенно оставался в соборе и слушал литургию, которую совершал какой-либо архимандрит с игуменами, протопопами и «очередными» священниками, а «на крылосах пели певчие». Сам ход совершался в следующем порядке. «Во 175 и 176 (1667 и 1668) годах патриарх не ходил в ходу, посылал властей, митрополитов и архиепископов, а сам служил в соборе, государю выходу не было, и начинают молебен, и по ектении исходят со кресты западными дверьми, а кресты сам патриарх отпускает, в ход носят хоруговь меньшую да образ Пресвятыя Богородицы Петровския, образ запрестольной, да образа московских чудотворцев и Илии пророка и идут до Лобнаго места, впереди с хоругвьми, и с рипидами, и с фонари, и со кресты, а потом с образы, а как патриарх в ходу ходит, пред ним несут образ Богородицы Петровския, а по стороны несут диаконы, по правую евангелие, а по левую крест, поют канон Богородицы, и пришел на Лобное место, ставятся со образы на два лика, и образ Пресвятыя Богородицы ставится посреди прочих святых икон, и пред нею ектении и каждение бывает, а запрестольные образы позади тоя ставятся, да по сторон их по две рипиды, а хоругови стоят подле Лобнаго места, после евангелия бывает осенение, потом пойдут на Москву-реку на Живой мост и тамо воду святят, а по освящении воды идут во град в тежь Москворецкия врата и к церкви мученицы Ирины, а от того места идут окрест Китая и Кремля, и войдут в Москворецкия ж ворота, и так придут где ко вратам гражданским, и те кропят везде святою водою, дóндеже и в соборную церковь придут со образы, а вшед в собор, бывает ектения, потом молитва пред киотом Богородицы, и в то время отпускают кресты с кадилом, бывает звон средний, и конечный отпуст молебна со крестом». В крестном ходе участвовали обыкновенно два архиерея, бывшие в это время в Москве. Иногда один из них не ходил «по городам», но оставался служить литургию в одной из церквей, лежавших на пути крестного хода, или в церкви Николая чудотворца «в углу» или в церкви Ирины мученицы.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Georg...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010