Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МУРОМСКИЙ В ЧЕСТЬ ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТОВА ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Муромской епархии Владимирской митрополии), находится в г. Муроме Владимирской обл. Расположен на высоком холме. Местная легенда о начале М. В. м., не подтвержденная письменными источниками, связана с именами Муромских святых кн. Петра (Давида) Георгиевича и кнг. Февронии (Евфросинии) , живших в XIII в. Данные археологии позволяют констатировать, что холм, где впосл. возникла обитель, был заселен уже в X в. (Археол. карта России. 1995. С. 176). На этом месте исследователями были обнаружены лепная муромская керамика, древнерус. гончарная керамика, а также обломки стеклянного браслета. Этому археологическому памятнику было присвоено наименование «Воскресенское селище». В раннее средневековье это поселение, видимо, находилось вне городской черты. Одно из первых достоверных сведений о храме в честь Воскресения Христова относится к 1566 г. ( Кучкин. 1969. Л. 239). На Воскресенской горе находилось 26 дворов посадских людей. Более подробные сведения о Воскресенской ц. приводят в писцовой книге г. Мурома 1623/24 г.: «Да за руч[ь]ем же на горе Воскресенской девич монастырь, а на монастыре церковь Воскресение Христа Бога нашего древяна о трех верхах на подклете, верхи шатровые, главы и кресты обиты железом. Да в пределе собор архистратига Михаила, да другой предел великого чюдотворца Николы. Да теплая церковь Введение пресвятые Богородицы древен клецки и с папертью ж» (Сотная с писцовых книг г. Мурома 1623/24 г. 2010. Л. 51 об.). Далее подробно описываются иконы и церковные предметы, находящиеся в обители. Отдельные иконы были богато украшены серебряными окладами с позолотой и чеканными венцами. Иконостас Воскресенской ц. тоже был изысканно украшен: «Двери царские и сень и столбцы и в тябле деисус и праз[д]ники и апостолы и пророки все на золоте». Перед Деисусом находилось медное паникадило. Запрестольный алтарный образ Божией Матери был написан «на золоте». Крест был обложен серебром, церковные сосуды оловянные. В приделе арх. Михаила в 20-х гг. XVII в. также находились иконы, обложенные серебром и украшенные венцами со сканью. Однако иконостас был скромнее: «Двери царские и сень и столбцы на празелени». Такой же иконостас - «на празелени» - был и в приделе свт. Николая Чудотворца (Там же. Л. 52-53). Рядом стояла теплая ц. в честь Введения во храм Пресв. Богородицы, иконы в к-рой были украшены серебряными окладами с позолотой; иконостас был простым: «Двери царские и сень и столбцы и в тябле диесус на празелени».

http://pravenc.ru/text/2564380.html

Санкт-Петербург. Церковь Александра Невского при малолетнем отделении Сиротского института Императора Николая I. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Карта и ближайшие объекты Здание отделения Сиротского института было перестроено в камне в 1869 арх. И.Е. Иогансоном, тогда появился церковный флигель, до 1869 отделение не имело церкви. Деньги на устройство церкви дал пот. поч. гражд. Григорий Галов, и 2 ноября 1869 она была освящена епископом Ладожским Павлом в присутствии принца П.Г. Ольденбургского. Фасад церкви был украшен большим заглубленным крестом и завершен ступенчатым фронтоном. Церковь находилась на 2 этаже рядом с рекреационным залом и отделялась от него раздвижной перегородкой. Её убранство отличалось скромностью: даже 4 иконы в белом с золотом одноярусном иконостасе были цветными литографии. Запрестольный образ " Спаситель, благословляющий детей " художник К.Л. Петерсон скопировал с работы акад. Т.А. Неффа. Первоначально в здании размечалось 100, а после перестройки - 150 детей. С 1909 до закрытия 1 марта 1918 священником в церкви был о. Николай Николаевич Васильев. Ныне здание занято средней школой 328. (Текст составлен на основе статьи из книги " Святыни Петербурга " (стр. 208-209), 2003, В.В. Антонов, А.В. Кобак). Малолетнее отделение Николаевского сиротского института находится на левом берегу Невы, по Шлиссельбургскому тракту, на 12 версте, на даче " Александровской " , бывшей князя Куракина. В 1837 г. при воспитательном доме образовался сиротский институт, названный впоследствии Николаевским, для воспитания девиц, сирот штаб- и обер-офицеров. При нем устроено отделение для сирот, девочек, малолетних. 22 ноября того же года высочайше повелено было: принимать в это отделение дочерей обер-офицерских и соответствующих им по классу чиновников, от 4 до 8-летнего возраста; по достижении ими 8 лет предполагалось переводить их в классы существовавшего тогда Императорского института наставниц, переименованного тогда же в Императорский сиротский институт.

http://sobory.ru/article/?object=17793

Яхрома. Церковь Вознесения Господня в Перемилове. Вознесенская церковь Карта и ближайшие объекты Церковь построена С.С. Апраксиным в 1792 г. из кирпича и отделана штукатуркой и белокаменными деталями в духе псевдоготики. Звонница сооружена в начале 19 в. Боковые приделы Михаило-Архангельский и Екатерининский. Не закрывалась. Памятники архитектуры Подмосковья. Северное направление. Фотопутеводитель/А.А. Колмовской. М., 2002 Впервые село Перемилово упоминается около 600 лет назад, когда на месте нынешнего храма стояла маленькая деревянная церковь в честь Архангела Михаила, много раз перестраиваемая из-за ветхости. В 1619 году эти земли переходят в руки Дмитровского старосты Ф.П. Чаплина. Его стараниями на месте ветхого храма возводиться новый, но пока деревянный храм, названный в честь Вознесения Господня, с приделом Михаила Архангела. Своему «каменному устроению» храм обязан сыну генерал-фельдмаршала С.Ф. Апраксина Степану Степановичу Апраксину. В 1792 году на его средства возводиться новый кирпичный двупрестольный храм с тем же посвящением, что и предыдущий. В 1801 году церковь освящают и тогда же, по желанию С. Апраксина, в правой стороне церкви устраивают третий престол во имя святой великомученицы Екатерины – небесной покровительницы его супруги Екатерины Владимировны, урожденной Голицыной. Существует предположение, что автором проекта был Франческо Кампорези, в это время работавший для Апраксиных. Этот архитектор построил великолепный усадебный дворцово-парковый ансамбль в другом имении Апраксиных – Ольгово. Архитектура постройки оригинальна сочетанием классицизма с декоративными элементами псевдоготики. В квадратное основание храма вписан крест с центральной ротондой, которая, поднимаясь над стенами, образует световой барабан купола. Внутри стены и своды покрыты масляной живописью конца XIX века с поновлениями. К тому же времени относится центральный и два придельных иконостаса. В церкви сохранилось несколько старых икон. Главная храмовая икона – запрестольный образ придела святой великомученицы Екатерины – находиться в алтаре.

http://sobory.ru/article/?object=03596

Первый период (до IV в.) христианского искусства, по его главному направлению, – период символический. Нельзя представлять это дело так, будто в названный период были совершенно неизвестны исторические изображения и наоборот в последующий – исторический период, не находил применения символ. Нет; на всем протяжении истории христианства символ в области искусства – весьма обычное явление. Особенно богато символизмом средневековое христианство . Трудно отыскать в сфере христианского богослужения хотя один акт, одну церковную принадлежность, которым в средние века не усвоилось бы символическое значение. В этом отношении символизм первых веков христианства, в виду еще неполного образования христианской обрядности, можно назвать лишь азбукою, из которой в средние века образовался целый символический язык; там были одни элементы, здесь целый резвившийся организм. Стоит обратить внимание на сочинения Симеона Солунскаго , чтобы видеть, какой прогресс сделан был теперь в символизме. Здесь напр. и алтарь храма, и киворий, и мозаики на триумфальной арке, и крест запрестольный, вход, крещальня, свящ. одежды и свящ. Сосуды – все имеет символическое значение. Целое здание церковное является нередко в форме креста – образ Иисуса Христа распятого; причем средний корабль означает тело Спасителя, транссепт – Его руки; алтарь христианского храма обращен к востоку на известном символическом основании, или к северо-западу, так как, по мнению западных средневековых писателей, в эту сторону наклонена была голова Спасителя в момент его смерти и т. п. 1 Итак, если мы называем искусство первого христианского периода символическим то единственно потому, что тогда весьма редко оно являлось в прямой форме; в средние же века хотя символизм получил более широкое развитие, но он применялся здесь главным образом к произведениям искусства, имеющим историческую форму. В первом случае мы видим таким образом символизм непосредственный, во втором символизм – как оттенок, наложенный на произведения исторического характера.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

на церемонии открытия музея церковного искусства ЦВ 5 (450) март 2011 /  11 марта 2011 г. 10:02 Частная коллекция государственного масштаба В начале года в столице состоялось открытие нового музея церковного искусства. Владелец коллекции, известный предприниматель Михаил Абрамов, увлекся русской иконописью шесть лет назад. Теперь в его собрании более четырех тысяч предметов, среди которых не только русские, но и византийские иконы, а также уникальная коллекция древнего христианского искусства Эфиопии. Масштаб коллекции, которая разместилась в двух специально реконструированных под нее особняках на Гончарной улице, позволяет говорить о том, что музей готов занять особое место на культурной карте Москвы. Экспозиция оборудована по последнему слову техники и организована с помощью ведущих искусствоведов и реставраторов страны. Так, например, научным консультантом музея стала Ирина Шалина, специалист в области древнерусского искусства из Русского музея. «Главная задача нашей экспозиции — показать весь спектр древнерусской иконописи с византийского времени до сегодняшнего дня. При этом музей наш не должен был стать неким хранилищем, он общедоступен, посещение его бесплатно», — рассказал «Церковному вестнику» Михаил Абрамов. «Реставраторам и искусствоведам было очень интересно работать с коллекцией. Это новые для публики, не изученные еще памятники», — добавил он. Впрочем, подобная новизна не единственный принцип формирования коллекции. Значительную часть в музее занимают иконы, которые когда-то были вывезены из России. «Самая известная наша история, конечно, — это запрестольный деревянный крест XVI века, похищенный из музея-заповедника " Ростовский кремль " . Он был украден в 1995 году и увезен из России, и когда мы выяснили, что купленный нами крест — это именно тот самый памятник, то сразу же вернули его в Ростов. Это была сенсационная находка», — поведал Михаил Абрамов. Иконы передаются не только известным музеям, но и храмам. «Если мы выясняем, что этот храм существует до сих пор и есть возможность установить образ на место, то, конечно же, наша святая обязанность икону этому храму подарить, как бы ни была она нам дорога и сколько бы денег ни пришлось за нее отдать. Например, Савино-Сторожевскому монастырю мы подарили три иконы, которых не хватало в иконостасе и которые были нами найдены», — рассказал Михаил Абрамов.

http://e-vestnik.ru/culture/chastnaya_ko...

Посопная Пелетьма. Церковь Рождества Христова. Церковь. Действует.   Престолы: Рождества Христова Год постройки:Между 1845 и 1848. Адрес: Россия, Пензенская область, Лунинский район, село Посопная Пелетьма (Песчанка, Рождественское) Координаты: 53.73453, 45.397005 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Храм Рождества Христова. Каменный, с приделами во имя Рождества Богородицы (справа) и свт. и чуд. Николая (слева). 8 апреля 7200 (1692) г. был дан антиминс на освящение деревянной церкви Рождества Христова с приделом Николая Чудотворца в Пелетминскую Посопную слободу попу сей церкви Степану Иванову. 4 декабря 7201 (1692) г. село с крестьянами было пожаловано в вотчину стряпчему с ключом Панкратию Богдановичу Суморокову. В это время в Рождественской церкви находились: “местные иконы: Спасителев Нерукотворный образ в окладе, венец и гривна; образ Пресвятыя Богородицы Казанския в окладе, венец и гривна; да образ архидиакона Стефана, образ пророка Илии, образ Флора и Лавра, образ Сергия Чудотворца, образ Пресвятой Богородицы запрестольный в окладе, венец и гривна и поля серебреные позолочены; крест большой за престолом же; Евангелие напрестольное, евангелисты медные; крест благословенной в окладе серебреном. Царские двери и сень и деисусы с праздники и с пророки; сосуды церковные оловянные; два кадило медные; паникадило деревянное. Ризы тафтяные, ризы полотняные, стихарь кумачной, другой полотняной. – Да придел во имя чудотворца Николая, а в нем святые иконы: Спасителев Нерукотворный образ, образ Пресвятой Богородицы Одигитрии, образ Рождества Пресвятой Богородицы, образ чудотворца Николая в окладе, венец и гривна серебреные, образ Пресвятой богородицы за престолом. Царские двери и деисус. Сосуды церковные оловянные. В паперти: деисус, образ Страшного суда Господня. Да книги: Евангелие толковое воскресное, минея общая, устав, треоть постная и цветная, шестоднев, житие чудотворца Николая, часослов, псалтырь со воследованием, псалтырь учебная, треодь постная письменная. На колокольнице четыре колокола. – Строением та церковь Божия и церковная утварь и колокола Пелетминской слободы крестьян. Да у той церкви двор попа Стефана Иванова, двор дьячка Потапки Васильева...”

http://sobory.ru/article/?object=25588

Санкт-Петербург. Домовая церковь Троицы Живоначальной в бывшем дворце принца П.Г. Ольденбургского. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Домовая церковь. Не действует.   Престолы: Троицы Живоначальной Год постройки:Между 1860 и 1870. Архитектор:Г.Х. Штегеман Адрес: Россия, г. Санкт-Петербург, Дворцовая наб., 2. Координаты: 59.946336, 30.332046 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Мысль устроить во дворце великой княгини Евгении Максимилиановны православную церковь принадлежит принцу Петру Георгиевичу Ольденбурскому и явилась в то время, когда принц Александр Петрович вступил в брак с Евгенией Максимилиановной. По назначении места для церкви поручено было архитектору Штегеману составить проект церкви. Постройка, начатая весною шестидесятых годов, была окончена к зиме. Зимою вице-президент академии художеств князь Гр. Григ. Гагарин предложил свои услуги для расписания потолка, свода и украшения стен. По его предложению в иконостасе были помещены царские двери по образцу древних царских дверей, хранящихся в музее Академии художеств. Иконы, первоначально написанные для здешней церкви, были впоследствии переданы по другим церквам... Так, запрестольный образ пожертвован в Троицкую общину сестер милосердия, а царские двери, с находящимися в них иконами - в приют малолетних преступников. Вся живопись на стенах и на потолке исполнена по рисункам князя Гагарина, причем все иконы-фрески исполнены им собственноручно, а иконы на дереве и запрестольный образ - другими лицами. По рисункам же Гагарина сделаны шандалы и паникадило. Ко дню освящения был вполне готов только иконостас. Остальные иконы приготовлялись в продолжении всего года. Хоругви вышиты женою чиновника конторы его высочества Петрова, плащаница сделана в Москве, на фабрике. Церковная утварь приобретена в магазине Грачева. Многие предметы сделаны Верховцевым. Внутри церковь представляет вид комнаты со сводом, свет проходит в церковь через окна, помещенные в своде, алтарь занимает приблизительно треть церкви и возвышается над церковью в две ступени. Свод разделен двумя широкими поясами на три равные части. Один пояс проходит над иконостасом, другой - на соответственном расстоянии от входа в церковь. В этих поясах сделано по 4 медальона и в каждом по одному лику святого. Над алтарем помещены: св. Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст и Григорий Двоеслов; в другом поясе к низу - Кирилл и Мефодий, к верху - равноапостольные Владимир и Ольга.

http://sobory.ru/article/?object=24644

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла История чудотворных и чтимых икон (см. также " Иконопись " ) «КУКУЗЕЛИССА» ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ чудотворный образ, находящийся в Лавре св. Афанасия на Афоне (празд. 1 окт., по др. источникам - 21 нояб., в день Введения во храм Пресв. Богородицы) ЛЕСНИНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (Леснянская) Икона Божией Матери (празд. 8, 14 сент. и в день Св. Троицы), чудотворный образ, обретенный в Холмской Руси, почитается православными и католиками МЕЖИРИЧСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ «ЖИЗНЕПОДАТЕЛЬНИЦА» чудотворный образ, главная святыня Межиричского во имя Святой Троицы мужского монастыря Ровненской епархии (УПЦ) МИРОЖСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ чудотворный образ, находившийся в Спасо-Преображенском соборе Мирожского монастыря в Пскове (празд. 24 сент.) МИШКОВСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ местночтимый чудотворный образ, получивший название по месту нахождения в с. Мишковка Стародубского у. Черниговской губ. (ныне Стародубский р-н Брянской обл.), в 18 верстах от г. Стародуба МЛЕКОПИТАТЕЛЬНИЦА извод икон Божией Матери в христианской иконографии, включающий изображение Богородицы, кормящей грудью Младенца Христа ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (праздн. 19 марта), чудотворная икона, известна с сер. XVII в., считается покровительницей Могилёва (Республика Беларусь) МОДЕНСКАЯ-КОСИНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ Моденская-Косинская икона Божией Матери, чудотворный образ 1-й пол. XVII в., находящийся в ц. Успения Божией Матери в с. Косине (ныне в черте Москвы; празд. 3 июля) НОВОДВОРСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (празд. 20 дек.), чудотворная, является одним из наиболее ранних прославившихся в России списков Ченстоховской иконы Божией Матери НЯМЕЦКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (празд. 26 июня), чудотворный процессионный, запрестольный двусторонний образ (на обороте - вмч. Георгий Победоносец) XIV в., один из древнейших в Румынии ОВИНОВСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ чудотворный образ, происходящий из Паисиева галичского монастыря в честь Успения Пресвятой Богородицы

http://pravenc.ru/rubrics/122374_4.html

Ксизово. Церковь Иоанна Дамаскина. Карта и ближайшие объекты Церковь святого Иоанна Дамаскина в селе Ксизове, Задонского уезда, первоначально (до 1759 года) была деревянная; в 1759 году помещиком капитаном Яковом Дмитриевичем Бехтеевым построена каменная; освящена 30 октября 1759 года Задонского монастыря архимандритом Корнилием. (Приписана к Никольской церкви того же села).  По описи, составленной перед освящением храма и предоставленной Преосвященному Кириллу, епископу Воронежскому: «во оной церкви иконостас гладкой столярной работы, весь позолоченный. Царские врата гладкие же столярной работы позолоченные же, на них написано шесть (?) евангелистов; по сторонам оных царских дверей местные образа на правой первой Спасителев без окладу; второй Иоанна Дамаскина, на нем венец серебряной позолоченной, на южных дверях ангел Господень, человеческой жизни хранитель. По левую – образ Богоматери Казанская, на нём оклад поля и венец серебряной и позолоченной, образ Николая чудотворца без оклада, на южных (?) дверях архид. Стефана. Сверху царских врат Вечерня тайная. По верху же образ Спасителев сидящий на престоле, по сторонам дванадесять апостолов с пророки. Сверх же всего писанной на дереве животворящий крест. В алтаре запрестольный образ Богоматери Казанская, а по другую сторону образ Николая чудотворца, животворящий крест носящие (?) священнослужительные облачении разных материев т.е. риз десятеро, епитрахиль 5, поручей 5, стихарей 5 и оларей 5. Книг: 12 миней месячных, два евангелия толковые, апостол, требник, псалтирь следования, псалтирь учебная, часослов, ирмологий, два октоиха, устав церковный, служебник, канонник. И оная вновь построенная каменная церковь как ныне, как и впредь в священнослужении недостатка ни в чём иметь не будет». В селе Ксизове (кроме приписанной церкви святого Иоанна Дамаскина) была ещё другая церковь в честь Покрова Божией Матери. Она была устроена в доме генерал майора Алексея Дмитриевича Бехтеева в 1770 году с разрешения Тихона 2-м, епископа Воронежского, а дозволено было устроить «по резону тому, что приходская церковь в оном селе от дому г. Бехтеева отстоит не в близком расстоянии, а за слабостью своего здоровья в зимнее время стужи сносить не может и к слушанию святой литургии и прочего священнослужения за отдалением помянутой приходской ездить немощь не дозволяет».

http://sobory.ru/article/?object=02136

Муром. Церковь Параскевы Пятницы. Пятницкая церковь /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Время первоначального основания церкви в честь святой мученицы Параскевы, нарицаемой Пятницы, не известно. В сотной книге г. Мурома 1574 г. она не упоминается и первые сведения о ней мы находим в описи Бартенева в 1637 г. " Да по конец посаду церковь великой мученицы Христовой Параскевы, нарицаемой Пятницой древяна клетцки и с трапезой. А в церкви Божией милосердия образ местный великой мученицы Христовой Парасковеи, нарицаемой Пятницой. А тот образ и венец обложен серебром басменым, позолочен, да четыре гривны серебреных позолочены басменые ж, да гривна серебреная чеканная золочена, да 4 серги каменье червцы, да 4 креста серебреных позолочены, да 10 копеек позолочены. Да образ местный Пречистой Богородицы Одигитрии на празелени, венцы да две гривны серебреные позолочены, басмены, камень червец, двои серги, да две же серги камень серовик, да 9 копеек позолочены. Да перед местными образами две свечи. Двери Царские и сень и столбцы и в тябле деисус на празелени. Да в алтаре образ пречистой Богородицы запрестольный на празелени, венец и гривна серебреные позолочены, басменые. Крест воздвизальный серебреный. Да на жертвеннике сосуды церковные древяны. Да в церкви ж книг: Евангелие напрестольное, евангелисты серебреные позолочены, да Апостол письменный; Шестодневец; Триодь постная; Трефоль; Минея; Святцы; Тропари; да Псалтырь; да Часовник - все письменные. Да на колокольнице 4 колокола невелики, а по смете в них весу полтрети пуда. А церковь и в церкви Божия милосердия образы, свечи, книги и ризы и на колокольнице колокола и все церковное строение мирское приходных людей. А земли под тою церковью и что около церкви кладбища в длину 30 сажен, поперек 22 сажени. Да на церковной же земле двор попа Ивана. В длину его двора и с огородом 30 сажен, поперек 24 сажени. Да на церковной земле бобыльских дворов: дворишко вдовы Ульянки Васильевской жены Березова, двор вдовы Ненилки Кузминой жены сапожника, двор Власки Федорова сына. Да на Курпилке дворе двор Гаврилки сына Крупенникова, двор вдовы Фотиньицы Левкинской жены Парамонова. И всего 6 дворишек бобыльских, людей в них тож. А оброку они платят пятницкому попу Ивану со дворишка на год по две гривны, итого рубль, 6 алтын 4 денги. А земли под теми бобыльскими дворами 86 сажен, поперек 56 сажен. Да пятницкий же поп Иван пашет за своим двором и бобыльскими дворишками церковную землю, что дана к той же церкви прежним попам в руги, место в поле 4 чети без полутретника, а в дву потому ж. А владеет он, поп Иван, той землей по старине как прежние попы владели. А по приправочным книгам Григория Кириевского 132 г. платил он с той пашни с сошными людьми с живущего по полутретника пашни. А ныне ему, попу Ивану, платить с той пашни с сошными людьми с живущего по прежнему с полутретника так же, что и Воздвиженскому дьякону Леонтию " .

http://sobory.ru/article/?object=45766

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010