Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации К Рождеству лондонская Национальная галерея представляет недавно отреставрированную картину Пьеро делла Франческа Кропотливая реставрация картины великого итальянского мастера недавно завершена   ЛОНДОН. Новая реставрация картины «Рождество» Пьеро делла Франческа (начало 1480-х гг.) разрешила давнюю загадку: картина не является незавершенной, как долгое время считалось. Скорее, как предполагают в Национальной галерее в Лондоне, эта картина представляет собой глубокое и трогательное видение рождения Богомладенца Христа, увиденное глазами мистика 14-го века святой Бригитты Шведской. Картина только что вернулась в экспозицию Национальной галереи в Лондоне после 15 месяцев кропотливой консервации и реставрации в мастерских музея, сообщает Тне Агт Newspaper. Картина Пьеро делла Франческа является одним из самых значительных шедевров Национальной галереи по многим причинам: утонченная грация и красноречие ее фигур, богатая мягкость и сияние ее красок (написанных в новой утонченной технике маслом), ее высочайшее равновесие и гармония, ее духовность и сила повествования в сочетании с торжественным величием и одновременно деревенской простотой. Богородица смиренно преклоняет колени на скалистом мысе, поклоняясь Младенцу Христу, который лежит обнаженным на земле перед ней (защищенный от голой земли раскинутым голубым плащом, которому Она позволила упасть до пояса). Его руки тянутся к Ней — как в видении святой Бригитты — в то время как ангелы обеспечивают полифоническое музыкальное сопровождение. Позади фигур земля исчезает, открывая взгляду извилистый умбрийский ландшафт городка Борго Сан-Сеполькро, родного для Пьеро делла Франческа. Два пастуха являются свидетелями этого видения, равно как и пожилой Иосиф, вол и осел. Стоит рассказать о сложной истории картины с точки зрения сопровождающей ее богатой документации. Начнем с того, что это не маленький запрестольный образ, как когда-то предполагалось. Документы 1500, 1514 и 1515 годов показывают, что эта довольно большая картина (124,4 см на 122,6 см) висела в спальне весьма внушительного семейного палаццо Пьеро делла Франческа как религиозная работа для личного созерцания. В 1515 году, когда она была частью семейного спора, ей была дана высокая оценка, и она не была названа незавершенной, тогда как две другие картины Пьеро были указаны как незаконченные. «Рождество» оставалось в семье потомков Пьеро делла Франческа до 1825 года, когда оно было отправлено родственнику во Флоренцию. К тому времени картина была уже в плохом состоянии и подверглась перекрашиванию.

http://sedmitza.ru/text/10193369.html

ЖМП 5 май 2011 /  12 мая 2011 г. Музей русской иконы: собрание шедевров Вопрос музеефикации и сохранения образцов церковного искусства стоит сейчас особенно остро. Осознав ценность поругаемых в течение 70 лет святынь, общество весьма озабочено, как же вернуть и сохранить остатки нашего наследия, рассеянные по всему миру. С февраля в Москве действует первый частный музей иконы. Это стало не только значимым культурным событием в жизни столицы, но и важным шагом к раскрытию для широкой публики частных коллекций, где до сегодняшнего дня хранится значительная часть сокровищ древнерусского искусства. Музей русской иконы — не только самое крупное и значительное по уровню представленных произведений частное собрание, но и, безусловно, самое широкое по охвату материала, поражающее своими хронологическими рамками. Оно включает произведения разных художественных центров восточнохристианского искусства: античные и позднеримские памятники, служившие основой византийской образности; раннехристианские и собственно византийские древности VI–XIV веков, некоторые из которых не имеют аналогов даже в богатейших музейных собраниях страны, греческие иконы, целый музей эфиопской христианской культуры. Основа коллекции — обширное собрание (около шестисот памятников) русской иконописи, охватывающее период от XIV до начала XX века и даже включающее произведения современной церковной живописи. Высокий уровень коллекции отличается подлинно музейным характером, позволяя проследить основные направления, художественные течения, особенности различных местных центров Руси на протяжении всего периода ее развития — от становления национальных особенностей в XIV веке и вплоть до эпохи возрождения древних иконописных традиций в начале XX столетия. Среди древнейших памятников музея отметим сирийскую надгробную стелу III века, надпись на которой сохранила имя погребенного под ней Клеоника, а вырезанный позже на ее обороте Голгофский крест — память о неизвестном благочестивом христианине. Уникальна по своему составу, древности и художественной значимости произведений византийская коллекция музея. Светильники-подсвечники, различные по форме и назначению кресты, поликанделоны, лампады и другие предметы литургического убранства VII–XII веков позволяют отчасти реконструировать образ византийского храмового пространства и церквей новокрещеной Киевской Руси, украшенных в домонгольское время привезенными сюда изделиями греческих мастеров. К числу особо ценных памятников относятся редкие выносные запрестольные кресты IX–XII веков.

http://e-vestnik.ru/culture/muzey_russko...

Первый период (до IV в.) христианского искусства, по его главному направлению, – период символический. Нельзя представлять это дело так, будто в названный период были совершенно неизвестны исторические изображения и наоборот в последующий – исторический период, не находил применения символ. Нет; на всем протяжении истории христианства символ в области искусства – весьма обычное явление. Особенно богато символизмом средневековое христианство . Трудно отыскать в сфере христианского богослужения хотя один акт, одну церковную принадлежность, которым в средние века не усвоилось бы символическое значение. В этом отношении символизм первых веков христианства, в виду еще неполного образования христианской обрядности, можно назвать лишь азбукою, из которой в средние века образовался целый символический язык; там были одни элементы, здесь целый резвившийся организм. Стоит обратить внимание на сочинения Симеона Солунскаго , чтобы видеть, какой прогресс сделан был теперь в символизме. Здесь напр. и алтарь храма, и киворий, и мозаики на триумфальной арке, и крест запрестольный, вход, крещальня, свящ. одежды и свящ. Сосуды – все имеет символическое значение. Целое здание церковное является нередко в форме креста – образ Иисуса Христа распятого; причем средний корабль означает тело Спасителя, транссепт – Его руки; алтарь христианского храма обращен к востоку на известном символическом основании, или к северо-западу, так как, по мнению западных средневековых писателей, в эту сторону наклонена была голова Спасителя в момент его смерти и т. п. 1 Итак, если мы называем искусство первого христианского периода символическим то единственно потому, что тогда весьма редко оно являлось в прямой форме; в средние же века хотя символизм получил более широкое развитие, но он применялся здесь главным образом к произведениям искусства, имеющим историческую форму. В первом случае мы видим таким образом символизм непосредственный, во втором символизм – как оттенок, наложенный на произведения исторического характера.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

Муром. Церковь Георгия Победоносца. Карта и ближайшие объекты Находилась на северо-восточной окраине города в Кожевниках. До середины 17 в. была деревянной. Каменный храм возведен на средства муромца Сидора Лопатина в 1651 г. Пятиглавая, одноапсидная с трапезой и колокольней. Закрыта в 30-е г.г., снесена в 1936 г. Георгиевская церковь находится на северо-восточной окраине города Мурома на берегу р. Оки, " в Кожевниках " , как значится в старинных актах. Упоминается в первый раз эта церковь в сотной выписи г. Мурома 1574 г. Описание этой церкви находим в описи Бартенева 1637 г. " За осыпью в Кожевниках на берегу под горою церковь великого страстотерпца Георгия с приделом св. страстотерпцев Бориса и Глеба древяна клетцки с папертью. А в церкви Божией милосердия образ местный великомученника Христова Георгия на празелени, венец и гривна серебреные, басменные, позолочены. Да образ Пречистой Богородицы Одигитрии, да образ великого чудотворца Николы - оба на празелени. У них венцы и гривны серебреные, оба на басменые, позолочены. Да образ Пречистой Богородицы запрестольный на празелени ж. Крест Воздвизальный обложен серебром. Двери Царские и сень и столбцы на празелени. Да в тябле деисус да девять образов - все писаны на празелени. Да в алтаре на жертвеннике сосуды церковные оловянные. Да в приделе Божия милосердия образ местный великих страстотерпцев Бориса и Глеба. Да на той же доске писан благоверный князь Владимир. А был тот образ обложен серебром и тот ободрали литовские люди как приходил Лисовский. А у святых страстотерпцев Бориса и Глеба венцы и гривны серебреные позолочены, басменые. Да образ местный же Покров св. Богородицы на празелени, да образ преподобных отцов Сергия и Никона радонежских чюдотворцев на золоте. Двери Царские и сень и столбцы на празелени. Да образ Пречистой Богородицы запрестольный на празелени ж. Да в церкве книг: Евангелие напрестольное письменное, а евангелисты медные, Триодь цветная, другая Триодь постная обе письменные. Шестодневник да охтай письменные же. Два Пролога да сборник да Апостол, да Трифоль письменная ж. Евангелие толковое печатное, Псалтырь печатный же, печать московская, служебник печатный ж. Да в церкви кадило медное да на колокольнице четыре колокола, а в них весу пуд с полтритьяцать.

http://sobory.ru/article/?object=47143

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ПАВЛОВСКИЙ ХРАМ ПРИ МОРСКОМ КОРПУСЕ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Санкт-Петербургский Морской корпус Петра Великого, нач. 2010-х гг. Фотография Анны Кудрявцевой с сайта mir.travel.ru Иконостас храма при Морском Его Императорского Высочества Наследника Цесаревича корпусе, нач. XX века В это время архитектор Ф.И. Волков перестраивал дворец Миниха для Корпуса чужестранных единоверцев (в основном греков и албанцев), который вскоре закрыли. Проект церкви с куполом исполнил помощник архитектора – молодой Л. Руска . Когда перестройка окончилась, в здание вновь въехали моряки, и архиепископ Псковский Иннокентий (Нечаев) в круглом зале верхнего этажа 15 марта 1797 года освятил храм во имя свт. Павла Исповедника, епископа Прусиадского , память которого приходилась на день восшествия на престол Павла I. Белый с позолотой иконостас в один ярус изготовил столяр Буфендорф, иконы исполнили И.Ф. Тупылев и М.Ф. Воинов; утварь частью взяли из прежнего храма, частью купили. Роспись сводов принадлежала кисти А.Н. Воронихина, будущего зодчего; запрестольный образ, две иконы и плащаницу написал Е.В. Мошков. В 1825 году церковный интерьер был поновлен. Долгое время храм простоял без изменений. Наконец началась его реконструкция по проекту Н.А. Антипова, архитектора корпуса. При реконструкции был поднят потолок, сделаны новый купол и звонница, стены отделаны стюком, свод – лепкой. И.А. Тюрин отреставрировал иконы, к которым были прибавлены новые, написанные корпусным учителем рисования Федюкиным. Воспитанники подарили своей церкви запрестольный образ " Воскресение Христово " – копию с работы П.М. Шамшина. Жены преподавателей поднесли большой ковер собственного изготовления с изображением морских символов. 30 сентября 1893 года храм был освящен о. Иоанном Кронштадтским . С 1852 года на стенах стали укреплять черные мраморные доски с именами павших в боях выпускников, с 1892 года – серые, с именами утонувших при кораблекрушениях.

http://drevo-info.ru/articles/24095.html

Столетовская (Лядины). Лядинский погост. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (Покрово-Власьевская). Покрово-Власьевская церковь Сортировка: Карта и ближайшие объекты Храмы Лядинского погоста. Покрово-Власьевская церковь Лядинский погост (Лядины – место, расчищенное от леса) расположен на левом берегу реки Лекшмы в 38 км от Каргополя. Лекшма соединяет Лекшмозеро с озером Лаче, близ которого стоит город Каргополь. Из этого озера берет свое начало Онега. Некогда здесь проходил большой торговый тракт Пудож-Каргополь. В наше дни Лядины представляют собой небольшое село (другое название его – Гавриловская), но еще в XIX веке погост был настоящим «гнездом» селений и объединял семь деревень «Лядинский погост расположен на открытой ровной площадке на краю группы деревень, улицы которых ведут к погосту» Лядины – один из самых древних населенных пунктов Каргопольской области. Первые письменные упоминания о нем встречаются в Писцовой книге Петра Воейкова и дьяка Ивана Льговского в 1616-1619 годы. Однако сохранились и гораздо более ранние свидетельства другого рода. В собрании Государственного Эрмитажа хранятся несколько богослужебных предметов, происходящих из храмов погоста. Запрестольный выносной крест датирован концом XV - началом XVI века, икону «Сташный Суд» северных писем специалисты относят к середине XVI века, к тому же времени принадлежит образ святого великомученика Георгия Все это позволяет утверждать, что возникновение Лядинского погоста (а, стало быть, и его храмов) можно отнести по крайней мере, ко второй половине XV века. Как уже было сказано, письменные источники, проливающие свет на историю погоста, относятся только к XVII столетию. В «Дозорной по Каргополю книге» (1648 год) содержаться следующие данные: «Волость Ледина, а в ней на погосте церковь Покрова Пресвятой Богородицы, да другая церковь страстотерпца Георгия, строение приходных людей» Кроме этого, в переписной книге 1648 года упомянут некто Иван Венедиктов (известный в науке как автор «Жития преподобного Кирилла Челмогорского»), и назван диаконом церкви Петра и Павла Лекшмозерской волости. 30 марта 1652 года он был рукоположен во иерея Никоном митрополитом Новгородским и переведен в Покровскую церковь села Лядины Из этих свидетельств можно заключить, что в середине XVII столетия на Лядинском погосте существовало, по крайней мере, два храма: Покрова Пресвятой Богородицы (к ее обиходу относится выносной запрестольный крест, хранящийся в собрании Государственного Эрмитажа) и Георгиевский (древний храмовый образ великомученика Георгия позже хранился сменившем его Богоявленском храме Лядинского погоста, а сейчас тоже передан в ГЭ).

http://sobory.ru/article/?object=06028

Домовый храм построен в стиле высокого классицизма и освящен 10 апреля 1810 г. На фронтоне восточного фасада был установлен четырехконечный крест на яблоке, под арочным окном находился барельеф " Всевидящее Око " . Церковь была перекрыта цилиндрическим сводом с кессонами, имела хоры, белый одноярусный иконостас с золочеными пилястрами и шестью иконами. Придворный живописец И. Гауер возобновил для церкви 15 икон. Священником церкви был Петр Аврамов. В 1828 г. Главный архитектор Горного Корпуса А.И. Постников перестраивает интерьер церкви, сохраняя при этом ее стиль. Новый, одноярусный иконостас в стиле ампир имел серебряную отделку с позолоченными деталями. Местные иконы были из старого иконостаса, а три новых образа написаны академиком Академии Художеств И.Е. Яковлевым. Перед клиросами в киотах установлены две наборные иконы, выполненные по заказу в 1826 г. в Екатеринбурге: образ Преображение Господне и образ Воскресение Христа Спасителя. В алтаре находился малахитовый запрестольный крест на горке из уральских камней – дар Императора Николая I, на престоле - бронзовая дарохранительница с платиновыми колонками. Стены храма были зеленого цвета. Большое арочное окно фасада по 21 линии было заложено. В ноябре 1864 г. в церкви произошел пожар, в результате которого прогорел потолок алтаря. Восстановительные работы поручены архитектору Санкт-Петербургского Монетного Двора академику архитектуры В.Е. Стуккею. В сентябре 1865 г. начались строительные работы. Интерьер церкви осуществлен в эклектическом стиле, был разобран цилиндрический свод, потолок с кессонами приобрел сложный поперечный профиль. Тяги потолка и панели темно-серых стен имели разделку под мореный дуб. Карниз стен завершался лепным фризом, заново были переделаны капители колонн и дубовая балюстрада хор. Дубовый двухъярусный иконостас создан по проекту В.Е. Стуккея, иконы на золотом фоне были написаны академиком Академии Художеств Уваровым еще до пожара церкви. Образ преподобного Макария Египетского и образ св. благоверного князя Александра Невского находились в первом ярусе иконостаса. Наборные иконы 1826 г. - Преображение Господне и Воскресение Христа Спасителя в предклиросных киотах, и старая бронзовая люстра были сохранены в новом интерьере храма.

http://sobory.ru/article/?object=01680

К каким бы вопросам истории Урала и особенно Прикамья XVI-XX века не обращались исследователи, они, как правило, начинают испытывать потребность в знании полной истории знаменитого русского рода предпринимателей и меценатов искусства Строгановых. 9 апреля 1529 года Строгановым была дана грамота на соляные промыслы в Сольвычегодске. Во второй половине XVI века они распространяют свои владения и в Перми Великой. Первая жалованная грамота на великопермские земли была дана от Ивана Грозного Григорию Строганову. Можно сказать, что этой грамотой было положено основание владений Строгановых в Перми Великой. Переписи Перми Великой XVI-XVII веков отмечают в Соликамском уезде, погосте Кудымкор деревянную церковь во имя Святителя и Чудотворца Николая (в это время весь бассейн реки Иньвы составлял один церковный приход, к которому принадлежали, например, деревни Кува, Майкор и Купрос): А так как это селение принадлежало графу Григорию Строганову, считается, что и церковь построена по инициативе и непосредственному участию этого человека, финансировавшего строительство деревянной церкви. Кривощёков И.Я. отмечает, что «между 1579 и 1623 годами построена в селе Кудымкор деревянная церковь во имя Святителя и Чудотворца Николая» (13,с.87) Церковь уже в XVII в. владела немалыми богатствами. По утверждению Шишонко В.Н. церкви принадлежали «образ Пречистыя Богородицы Одигитрия на красках, большая пядница, а у него прикладу две гривны басмены, серебряны, золочены, образ Николы Чудотворца, меньшая пядница обложена серебром прикладу венец сканной; образ Воскресения Христова, на золоте, у него прикладу гривна басмена, двери царские и деисусь на красках; Пречистыя запрестольня, середня пядница; евангелие напрестольное, письменное; евангелисты серебряные, октай на 8 гласов письменной, минея общая, апостол письменной, псалтырь письменная; часовник и на колокольнице три колокола; в погосте двор попа, дъячка, пономаря и просвирницы Ульяны; пашни пахотные, церковные земли, две чети с осьминою». (16,с.247).

http://sobory.ru/article/?object=19504

16-е Празднование Феодоровской Костромской иконы Богородицы Феодоровская-костромская икона Богородицы называется Одигитрия. По сказанию предания она написана св. ев. Лукою, с начала XII века находилась в часовне вблизи города Кидекша. Псковский князь, Георгий Всеволодович, устрояя этот город, по желанию жителей, хотел перенести сюда образ. Но когда, по окончании молебного пения, приступили взять образ: то не могли сдвинуть с места. Князь заключил, что Богоматери угодно своею иконою здесь пребывать и он в 1164 году основал обитель, известную ныне под именем Городецкой-Феодоровской, по имени Городца, города Нижегородской губернии, и храма во имя Феодора Стратилата. В соборном храме этого монастыря, до разорения Городца в 1238 году татарами при Батые, Феодоровская икона находилась запрестольною. В 1239 году, августа 16 дня, костромской князь Василий Георгиевич Квашня был на охоте. Вблизи того места, где стоял князь с небольшою свитою, пробежал зверь: князь погнался за ним; заехал в чащу леса и вдруг прямо пред собою увидел на сосновом дереве икону Богоматери; изумленный видением, князь сошел с коня и хотел взять икону; но она поднялась на воздух. Князь повергся на колена и долго молился пред явленною иконою. Она спустилась на прежнее место. Князь немедленно отправился в Кострому и возвестил о чудесной иконе протоиерею и священникам, в присутствии множества граждан. Духовные в священных одеждах, с иконами, крестами, кадилами и свечами, по указанию князя, отправились к месту явления, воспевая молебные пения. Пришедши на указанное князем место, действительно все увидели икону Богоматери на сосновом дереве. Совершив пред нею молебное пение, все пали пред нею на колена. Восстав от земли, священники приступили к иконе, невозбранно взяли ее на руки свои и отправились в город. Жители города вышли навстречу Богоматери и с умилением припадали пред нею. Икона внесена была в соборный костромской храм. Слух о явлении и перенесении в Кострому иконы Богоматери разнесся по окрестностям города и отовсюду стеклись бесчисленные толпы народа на поклонение ей.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации «О благоукрасителях святых Божиих церквей...» (Телепрограмма, 01.10.05) (комментарий в русле истории) Феодоровская икона Божией Матери Из истории чудотворного образа Список Федоровской иконы Божией Матери, конец XVII в. Во время опустошения Русской земли татарами, под предводительством Батыя, был ими также разорен и Городец Волжский, где в храме находилась запрестольная икона Богородицы. По преданию, написан был образ св. апостолом и евангелистом Лукой. На этой иконе Богоматерь была изображена с Предвечным Младенцем на правой руке; правая нога Младенца была простерта и покрыта ризою Богоматери; левая согбена и обнажена по колено. На другой стороне образа изображена святая мученица Параскева-Пятница. В 1239 году 16-го августа брат св. великого князя Александра Невского Костромской князь Василий Ярославич, по прозванию Квашня (впоследствии – великий князь Владимирский), отправился на охоту в густой лес, находившийся в версте от Костромы. Во время охоты недалеко от князя пробежал какой-то зверь. Князь бросился преследовать его, заехал в чащу леса и, потеряв след зверя, остановился. Вдруг он увидел пред собою на дереве образ Богоматери. Пораженный этим видением, князь сошел с коня. Поняв, что эта икона явилась чудесно, хотел взять ее; но едва прикоснулся к ней, как икона поднялась на воздух. Князь, пав на колени, долго молился пред образом. Икона спустилась на прежнее место. Но едва князь опять протянул руку, как икона снова поднялась на воздух. Подлинник чудотворной Феодоровской иконы Боогородицы Князь Василий тотчас отправился в Кострому и известил о явлении иконы священнослужителей. Духовенство, облачась, с крестным ходом, в сопровождении множества народа торжественно отправились к месту явления иконы. Придя на указанное князем место, все увидели икону на сосновом дереве. После молитвы, священники с благоговением подошли к иконе, беспрепятственно взяли ее и отправились в город. Все жители города, оставшиеся дома, вышли на сретение Богоматери и с умилением припадали пред Нею. Икону поставили в соборном Успенском храме Костромы, в приделе Феодора Стратилата. На другой день к литургии в собор пришел князь Василий с боярами и вельможами. Жители, подойдя к князю, сказали ему: «Вчера, до отбытия твоего на охоту, мы видели, что эту самую икону нес по городу какой-то человек в богатой воинской одежде: он очень сходен со святым великомучеником Феодором Стратилатом, как изображается он на иконе». Вследствие чудесного видения, бывшего гражданам Костромы и еще потому, что икону поставили в приделе собора, выстроенном в честь святого великомученика Феодора Стратилата, святую икону, найденную князем, назвали Феодоровскою. Празднование ей было установлено в день чудесного обретения – 16 (29 н.ст.) августа.

http://sedmitza.ru/text/403371.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010