Лахти. Церковь Николая Чудотворца при 9-ом Финляндском Стрелковом полку. Никольская церковь /// Объект не принадлежит Православной Церкви Церковь. Не действует.   Престолы: Николая Чудотворца Архитектурный стиль: Русский стиль Год постройки:1914. Архитектор: Ф.М. Вержбицкий (образцовый проект) Адрес: Финляндия, провинция Пяйат-Хаме, Лахти (Lahti), территория гарнизона Хеналла (Henalla) Координаты: 60.969516, 25.623197 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты Церковь была построена по образцовому проекту военных храмов, утверждённому Строительной комиссией в 1901 г. (арх. Ф.М. Вержбицкий). Всего в Российской Империи к 1917 г. было выстроено не менее 68 таких церквей. Церковь Святителя Николая Чудотворца для расквартированного на окраине Лахти в гарнизоне Хеналла 9-го Финляндского стрелкового полка была заложена 28 июля 1913 г. На строительство церкви был заключен договор с артелью каменщиков Белогрудова, закуплено 60 000 кирпичей по цене 18 руб. за 1000 шт. Торгово-промышленным объединением " Братья Оловянишниковы " были отлиты семь колоколов, общим весом 130 пудов, самый большой весил 70 пудов. Два колокола были установлены в 1914 г. Иконы для иконостава и запрестольный образ писал художник Виктор Васнецов. К концу 1914 г. полковая церковь была построена, однако её внутренняя отделка, в связи с началом Первой Мировой войны была не завершена, и богослужения в ней не совершались. После обретения Финляндией независимости территория военного городка отошла к финским военным. Бывшая полковая церковь до 1923 г. использовалась как склад, а в 1923-1924 годах по проекту арх. Каролуса Линдберга (Carolus Lindberg) была перестроена в солдатский клуб. В 1938 г. здание было расширено пристройкой с южной стороны. Изначальный архитектурный объём церкви был сохранён, однако детали её фасадов полностью ликвидированы. В настоящее время в здании по прежнему расположен клуб гарнизона Хеналла. На территории Финляндии по идентичному проекту полковые церкви были построены в Коуволе http://sobory.ru/article/?object=23008 и Рийхимяки http://sobory.ru/article/?object=40936 Источники: РГИА ф. 806, оп. 11, д. 279 (1913 г.) http://fontanka.fi/posts/17/ Комментарии и обсуждение Согласно финскому источнику, точный год постройки -- 1914. 10 февраля 2022. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=40935

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРГУНОВ Спаситель. Икона из иконостаса ц. Воскресения Христова Воскресенского Новоиерусалимского мон-ря. 175(3?) г. (ГРМ) Спаситель. Икона из иконостаса ц. Воскресения Христова Воскресенского Новоиерусалимского мон-ря. 175(3?) г. (ГРМ) Богородица с Младенцем. Икона из иконостаса ц. Воскресения Христова Воскресенского Новоиерусалимского мон-ря. 175(3?) г. (ГРМ) Богородица с Младенцем. Икона из иконостаса ц. Воскресения Христова Воскресенского Новоиерусалимского мон-ря. 175(3?) г. (ГРМ) Иван Петрович (1727 или 1729-1802, усадьба Кусково Московской губ.), рус. живописец, иконописец, педагог; крепостной кн. А. М. Черкасского, с 1743 г.- гр. П. Б. Шереметева, на протяжении мн. лет был управителем городскими домами графа в С.-Петербурге и Москве (с 1788). Обучался живописи у нем. худож. Г. Х. Гроота, работавшего в 40-х гг. XVIII в. в России при высочайшем дворе. С 1753 г., еще до образования Академии художеств , А. начал преподавать живопись в С.-Петербурге, его учениками были А. П. Лосенко, К. И. Головачевский, И. С. Саблуков. В последние годы жизни обучал живописи своих сыновей; впосл. Николай и Яков стали художниками, Павел - архитектором. В 1747 г. вместе с Гроотом А. писал иконы для церкви Большого Царскосельского дворца (в наст. время - Екатерининский дворец-музей, г. Пушкин), в т. ч. запрестольный образ св. Иоанна Дамаскина. Сохранились 2 подписные иконы 1753 г. (?) из иконостаса собора Воскресенского Новоиерусалимского мон-ря - «Спаситель» и «Богоматерь» (ГРМ), др. иконописные работы в наст. время не известны. В творческом наследии А. преобладают портреты имп. особ и представителей дворянских родов России, прежде всего Шереметевых Б. П. и В. А. (1760, оба портрета - Московский музей-усадьба «Останкино»). В 1762 г. он написал портрет императрицы Екатерины II (ГРМ) по заказу Сената. А. является создателем нового в России типа камерного портрета (К. А. и X. М. Хрипуновых (1757; Московский музей-усадьба «Останкино»)), а также он один из первых обратился к написанию портретов простых людей. Среди поздних работ А. наиболее знаменит в этом направлении «Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме» (1784; ГТГ). Лит.: Станюкович В. Семья Аргуновых. Л., 1926; Данилова И. Е. И. Аргунов. Русский крепостной художник XVIII века. М.; Л., 1948; Антонова Л. В. Крепостные таланты в усадьбе Шереметевых. Л., 1964 Антонова Л. В. Крепостные таланты в усадьбе Шереметевых. Л., 1964; Селинова Т. И. П. Аргунов. М., 1973; Шарандак Н. П. И. Аргунов. Л., 1977; Вдовин В. Г. Становление «я» в русской культуре XVIII века и искусство портрета. М., 1999. Е. И. Столбова Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/75872.html

Санкт-Петербург. Домовая церковь Михаила Архангела при бывшей Михайловской клинической больнице баронета Виллие. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Карта и ближайшие объекты Шотландец Якоб Виллие большую часть жизни провел в России. Он стал лейб-хирургом в 1799 г., пользовал Александра I и в 1809–1838 гг. возглавлял Медико-хирургическую академию. В 1859 г. перед ней был поставлен памятник Виллие, созданный совместно скульптором Д.И. Иенсеном и арх. А.И. Штакеншнейдером. Основную часть своего состояния Виллие завещал на устройство больницы в память вел. кн. Михаила Павловича. В 1857 г. был одобрен первый проект больницы из пяти отделений на 150 коек. Однако после нескольких конкурсов для строительства избрали проект К.Я. Соколова, по которому план здания имел форму W, по первой букве фамилии учредителя. Целых восемь лет – с 1865 по 1873 гг. – длилось это строительство, стоившее 854 тыс. руб. Больница была торжественно открыта 27 декабря 1873 г. в присутствии Александра II как „лечебное заведение для безвозмездного пользования больных обоего пола“. Несколько раньше – 8 ноября того же года – в центре второго этажа была освящена больничная церковь с хорами и звонницей, приписанная к храму Военно-медицинской академии. Интерьер украшала лепка, алтарь – большой запрестольный образ. Аллегорические горельефы на фасаде больничного храма создал Д.И. Иенсен, автор фонтана „Гигиея“, который до 1949 г. стоял на углу Боткинской и Б. Сампсониевского проспекта. В 1908 г. у входа в больницу открыт памятник С.П. Боткину работы В.А. Беклемишева. Памятник Я. Виллие у главного фасада Военно-медицинской академии в 1949 г. демонтировали и в 1964 г. установили в саду за больницей. Последним дореволюции священником в церкви был о. Михаил Александрович Лебединский. 20 декабря 1922 г. храм, закрытый еще раньше, ликвидировали. Ныне в здании – клиники Военно-медицинской академии, в церкви – палата для больных. Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=12215

Санкт-Петербург. Домовая церковь Рождества Пресвятой Богородицы при бывшей 2-й мужской гимназии. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Домовая церковь. Не действует.   Престолы: Рождества Пресвятой Богородицы Год постройки:Между 1907 и 1913. Архитектор:Л.П. Шишко Адрес: Россия, город Санкт-Петербург, переулок Гривцова, 12. Координаты: 59.930284, 30.315234 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Церковь Рождества Пресвятой Богородицы при 2-й гимназии Императора Александра I Это была старейшая гимназия столицы, основанная в 1805 г. на базе существовавшего с 1783 г. Главного народного училища. Сперва гимназия называлась губернской, а с 1830 г. – 2-й классической. Она заняла перестроенное здание б. губернского правления (ранее дом католического митрополита Богуша-Сестренцевича), фасад которого Л. Руска украсил колонным портиком в стиле ампир. В таком виде здание простояло до его переделки в духе неоклассики в 1911–1913 гг. арх. Л.П. Шишко. Еще в 1835 г. Е.И. Мартыновым был разработан проект гимназической церкви, но она долго отсутствовала, и ученики ходили молиться в Казанский собор или Училище глухонемых; молебны же в самой гимназии служились в столовой перед старинным образом свт. Николая. Лишь после того как пот. поч. гражд. К.Н. Целибеев и кн. В.В. Вяземский предоставили нужные средства, 11 июня 1883 г. во дворовом флигеле, надстраиваемом третьим этажом по проекту А.Н. Иоссы, был заложен рядом с библиотекой обширный домовый храм в шесть окон, который 21 ноября того же года освятил епископ Выборгский Арсений. Образа в иконостасе мореного дуба, сработанном охтянином М.Н. Игумновым, написал акад. А.И. Корзухин, он же стал автором запрестольной иконы. Утварь пожертвовал директор гимназии К.И. Смирнов; паникадило и аналой из бронзы, по рисунку И.П. Ропета, сделал мастер А. Стрем. Настоятель Коневского подворья, бывший ученик гимназии, подарил образ Коневской Божией Матери. Гимназию окончили сыновья Пушкина – Александр и Григорий, путешественник Н.Н. Миклухо-Маклай, юрист А.Ф. Кони, архитекторы Н.Е. Лансере и Альберт Н. Бенуа, дирижер Е.А. Мравинский. В 1896–1900 гг. священником и законоучителем был известный проповедник о. Константин Илларионович Сергеев, последним – прот. Иродион Дометианович Холопов. Закрыт храм в августе 1918 г. и через шесть лет ликвидирован. Сейчас в здании – гимназия. Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=24704

Санкт-Петербург. Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы при гимназии Русского собрания. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Русское собрание возникло в январе 1901 г. по инициативе издателя В.В. Комарова, писателя В.Л. Величко и генерала А.М. Золотарева с монархическими и патриотическими целями. Оно имело филиалы в разных городах. В собрание входили известные консервативные деятели: гр. А.А. Бобринский, гр. Н.Ф. Гейден, депутат Думы В.М. Пуришкевич, издатель А.С. Суворин, писатель кн. М.Н. Волконский и др.; почетным председателем состоял архиепископ Волынский и Житомирский Антоний (Храповицкий). К концу года число членов выросло до тысячи, и в последующие годы Собрание сделалось идейным центром православно-монархического движения. Председатель Собрания кн. М.Л. Шаховской предложил создать мужскую гимназию. Она была открыта в 1907 г. и помещалась в наемном доме на Троицкой улице. Вскоре на деньги, которые пожертвовал Император, был куплен дом члена собрания Ф.Г. Бажанова, возведенный в 1872–1873 гг.  акад. М.А. Макаровым. В 1908–1909 гг. гражд. инж. А.И. Носалевич надстроил его этажом и возвел дворовый флигель, где 1 февраля 1910 г. на четвертом этаже была освящена церковь со звонницей. До этого ученики молились перед иконой в столовой. На втором этаже размещался двусветный зал заседаний Собрания, на первом – „палата“ имени Александра III, расписанная в старомосковском духе. Церковь с иконостасом Сводного пехотного полка, привезенным из Царского Села, была устроена в рекреационном зале за один день. Запрестольный образ „Благовещение“ написал в Москве придворный иконописец В.П. Гурьянов. Храм считался временным, но к десятилетию собрания была исполнена его новая отделка в стиле XVIII века и установлен великолепный бронзовый иконостас с образами кисти Гурьянова, подаренный действ. стат. сов. И.А. Колесниковым. 23 ноября 1911 г. епископ Бессарабский и Кишиневский Серафим (Чичагов), член совета, освятил заново отделанное помещение, прибавив к первоначальному названию церкви второе – Феодоровской Божией Матери. Настоятелем уже постоянной церкви был назначен прот. Тимофей Буткевич, известный богослов и член Госсовета. Храм был закрыт 21 августа 1918 г., после того как новый настоятель о. Антоний Вих произнес резкую антибольшевистскую проповедь. Ценные предметы переданы в Троицкую церковь на Стремянной. Некоторое время церковь действовала в доме Перцова по Лиговскому пр., 44. В наши дни дом занят медицинским училищем Октябрьской железной дороги. http://www.encspb.ru/object/2804676566?lc=ru Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=36081

Санкт-Петербург. Церковь Василия Парийского при благотворительных заведениях Мещанского общества. /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Церкви прп. Василия, епископа Парийского, и мц. Надежды при благотворительных заведениях Мещанского общества Когда в 1864 г.на городской окраине у Московской заставы был открыт Дом призрения для взрослых мещан (с 1872 г.– и для детей), храма вблизи не было, и в здании сделали образную. Чтобы 550 призреваемых могли молиться „с большими удобствами“, К.К. Вергейм в том же году разработал проект домовой церкви, который, однако, остался на бумаге. Только в 1876 г.по плану П.Ю. Сюзора была завершена пристройка северного флигеля, где 29 января 1879 г. епископ Псковский и Порховский Гермоген освятил на верхнем, втором этаже храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Освящение задержалось из-за требования Императора изменить фасад здания. При расширении богадельни эта церковь стала вскоре тесной, и в 1888–1890 гг. Н.Н. Никонов возвел небольшой новый храм с двумя престолами. Освятил его 3 февраля 1891 г. епископ Ладожский Николай. Отдельно стоящий храм в „русском стиле“ с шатровым завершением и колокольней находился восточнее основного корпуса богадельни и был соединен с ним переходом. Название он получил в честь небесных покровителей пот. поч. гражд. Василия Григорьевича Ананьева и его жены, пожертвовавших деньги на строительство и похороненных в мраморном склепе под церковью. Покровскую церковь упразднили. Золоченый резной иконостас с большими образами украшали царские врата из бронзы, отделанные эмалью. Запрестольный образ „Тайная вечеря“ написал Д. В. Трунов, утварь, одежда престола и крест были сделаны в Москве, в ювелирной мастерской Постникова. На колокольне висели семь колоколов. С открытия до 1918 г. в церкви служил прот. Владимир Афанасьевич Каменев. После закрытия храма 28 апреля 1923 г. иконы были перенесены в Преображенскую церковь, пустовавшее здание в 1926–1927 гг. снесли. В начале 1927 г. останки четы Ананьевых были перенесены на кладбище жертв 9 января 1905 г. В здании богадельни оборудовали Дом призрения им. Карла Маркса, а ныне в нем размещается отделение милиции. Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=37708

5 В день перенесения святых мощей в городе святую литургию отправлять в 7 часов. 6 Во время шествия из города крестнаго хода архиерей со служащими и прочим духовенством во всей священной одежде в церкви ожидает приближения крестнаго хода. 7 Когда оный приблизится к монастырю около полуверсты, Преосвященный шествует из церкви к святым мощам со всем духовенством таким порядком: посреди идут два диакона с кадилами, и два диакона несут крест и образ Богоматери запрестольный, священники по два в ряд. Преосвященный позади, а перед ним два диакона с кадилами. 8 По приходе в палатку, где святыя мощи, Преосвященный начинает. «Слава Тебе, Боже наш, Слава Тебе», и все духовенство поет: «Царю Небесный»; в продолжении онаго пения, преосвященный кадит святыя мощи, потом – 9 Вземлет преосвященный с первенствующим духовенством святыя мощи, несут на сретение крестнаго ходу и чудотворнаго образа; напереди идет градский голова, коммерции советник со свечами Дмитрий Мыльников и два бургомистра городового магистрата и 20 человек лучших граждан со свечами, и по два в ряд, потом идет протоиерей – благочинный Сухих кропит святою водою все шествие священники и иеромонахи, по два в ряд, со свечами в лучшей священной одежде, за ними идут четыре диакона с кадилами и два диакона несут крест и образ Богоматери запрестольный и два подиакона с трикириями; затем несут святыя мощи архиерей с настоятелями и со служащими, вокруг оных по сторонам же шесть диаконов свещи большия в подсвечниках несут и два диакона над мощами несут рапиды; четыре священника несут над святыми мощами балдахин, приготовленный из дорогой материи, который за ними поддерживают шестеро первенствующих граждан, а именно: г.г. Сибиряков, Мыльников, Василий Ситников, Степан Дудоровский, Дмитрий Сизых, Григории Баженов, и за святыми мощами идут граждане; в продолжение шествия, ко стретению, священники, певчие и весь клир поют: «Спаси Господи люди Твоя», потом тропарь Святителю. 10 Святый и чудотворный образ Божией Матери и кресты встречаются, пред которыми святыя мощи поставляют на постланное для того сукно; архиерей кадит образ Божией Матери обыкновенным порядком, прикладывается к оному, и отправляется лития, по окончании которой – 11 Шествует таким же порядком к соборной Вознесенской церкви, святый чудотворный образ с крестами несут пред святыми мощами и, обойдя церкви, входят во внутрь оной; во время сего шествия духовенство и певчие поют «Всемирную славу».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Приращенье в иконах и в утвари церковной не отличались многочисленностью. В состав предметов, преподаваемых в семинарии, входит живопись, и воспитанники, посвящавшие себя этому искусству, издавна имели обыкновение жертвовать лучшие свои работы, иконы, в семинарскую церковь. Иногда воспитанники перед окончанием курса складывались между собою и на общий счет покупали в память своего курса св. икону. Так воспитанники VIII курса пожертвовали запрестольный крест в серебряном окладе, с приделанными по бокам иконами Спасителя и Божией Матери; воспитанники VI курса пожертвовали образ Воскресения Христова, в позолоченной раме, в серебряном вызолоченном орнаменте, усыпанном камнями; воспитанники VII курса пожертвовали образ Покрова Пресв. Богородицы в позолоченной раме, в серебряном вызолоченном орнаменте; воспитанники IV курса пожертвовали образ Воздвижения честного креста Господня в серебряной вызолоченной ризе. Все эти пожертвованные в разное время иконы размещены в алтаре. Из посторонних жертвователей особенную щедрость заявил бывший 15 лет (1860- 1875 гг.) почетным блюстителем по хозяйственной части с.-петербургский купец 1-й гильдии Александр Эзелев; им пожертвованы: серебряный позлащенный ковчег, весом в 7 ф. 12 зол., ценою в 885 руб. сер., облачения из золотой парчи по серебряному полю на престол и жертвенник, плащаница, хоругви и несколько облачений для священнослужителей. Всего купцом Эзелевым в семинарскую церковь пожертвовано на 15 тысяч. По ходатайству семинарского правления купец Эзелев за эти пожертвования получили 4 золотые медали и орден св. Станислава 3 степени. В 1861 г. перед клиросами устроены были две большие вызолоченные киоты на окрашенных под дуб постаментах; в киотах помещено по 6 икон, писанных в разное время воспитанниками семинарии. 3 апреля 1876 г. в 3 часа утра семинарская церковь подверглась опасности от пожара, в так называемом " пономарском " отделении церкви, прилегающем к алтарю, загорелся пол перед камином, потом огонь по балке и плинтусу перешел к дверям, ведущим в алтарь. Пламя быстро охватило всю внутреннюю сторону пономарской комнаты, и вся церковь наполнилась густым дымом. Священник семинарской церкви Иоанн Нечаев поспешил вынести из алтаря в комнату физического кабинета: св. антиминс, напрестольные вещи, а также священные сосуды, хранившиеся на жертвеннике; туда же вынесена была св. плащаница и св. престол. К пяти часам утра удалось прекратить пожар домашними средствами. От пожара вся внутренность пономарской комнаты обгорела, внутренняя сторона левой части иконостаса обуглилась, верхний край завесы у царских врат сотлел; запрестольный образ от сильного жара потрескался; попорчены: подсвечник, две тарелочки и два серебрянных ковша, находившихся в пономарской.

http://sobory.ru/article/?object=10040

18 апреля 1806 г. проект перестройки Корпуса был утвержден Императором Александром I. Домовый храм построен в стиле высокого классицизма и освящен 10 апреля 1810 г. В 1828 г. Главный архитектор Горного Корпуса А.И. Постников перестраивает интерьер церкви, сохраняя при этом ее стиль. Новый, одноярусный иконостас в стиле ампир имел серебряную отделку с позолоченными деталями. Перед клиросами в киотах установлены две наборные иконы, выполненные по заказу в 1826 г. в Екатеринбурге: образ Преображение Господне и образ Воскресение Христа Спасителя. В алтаре находился малахитовый запрестольный крест на горке из уральских камней – дар Императора Николая I, на престоле - бронзовая дарохранительница с платиновыми колонками. На основании декрета об отделении Церкви от государства и школы от Церкви в августе 1918 г. храм Горного института был закрыт. В помещении бывшей церкви вначале был оборудован кинозал, затем спортзал, в результате чего полностью утрачен интерьер, уничтожен барельеф фасада по 21 линии. Сохранились лишь потолочная розетка люстры и остатки профилей панелей стен. В 1922 г. в Горный музей были переданы четыре уникальных наборных иконы: Преображение Господне, Воскресение Христа Спасителя, Пророка Илии, Николая Чудотворца, а также живописные портреты и запрестольный малахитовый крест. Иконы сохранились до наших дней, но требуют реставрации. Остальные иконы и церковная утварь были переданы в Государственный Музейный фонд и Государственный Музей религии в 1923 г. Указом Президента РФ Б.Н. Ельцина от 30.07.1996 г. Санкт-Петербургский государственный Горный институт включен в свод особо ценных объектов культурного наследия народов России. В 1998 г. начался поиск архивных документов по церкви Горного института и через два года начались работы над проектом воссоздания церкви. 30 марта 2001 г. по инициативе ректора и поддержке Ученого Совета Горного института было принято решение о воссоздании домовой церкви преподобного Макария Египетского Горного института. Проект воссоздания храма Горного института осуществлен на основании архивных материалов и натурного изучения памятника по состоянию на 1867 г.

http://sobory.ru/article/?object=01680

Крестный ход в обычном порядке идет вокруг храма при непрерывном трезвоне. Войдя в притвор, крестный ход останавливается пред закрытыми западными дверями храма. Носящие святыни останавливаются около дверей лицом к западу в следующем порядке: фонарь (по центру, непосредственно перед дверями), затем (от южной стороны к северной) запрестольный Крест, Евангелие, икона Воскресения, запрестольный образ Божией Матери, по сторонам становятся хоругвеносцы и свещеносцы. Предстоятель и сослужащие священники становятся пред святынями по чину. Трезвон прекращается. Настоятель, приняв от диакона кадило, при полной тишине совершает каждение святынь, духовенства, певцов и предстоящих и, в заключение, диакона. Диакон принимает кадило, кадит предстоятеля и возвращает ему кадильницу. Предстоятель, трижды (а не один раз) крестообразно назнаменовав кадилом затворенные церковные двери, возглашает велегласно: «Слава Святей, и Единосущней, и Животворящей, и Нераздельней Троице, всегда, ныне и присно, и во веки веков». Певцы: «Аминь». Далее следует пасхальное начало, которым начинается вечерня, утреня и Литургия во все дни Светлой седмицы. Священнослужители «велегласно» поют тропарь Пасхи: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав» (трижды). Певцы повторяют то же «со сладкопением» (трижды). Священнослужители поют стихи : 1. «Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его, и да бежат от лица Его ненавидящии Его». 2. «Яко исчезает дым, да исчезнут, яко тает воск от лица огня». 3. «Тако да погибнут грешницы от лица Божия, а праведницы да возвеселятся». 4. «Сей день, егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся во-нь». 5. «Слава». 6. «И ныне». На каждый стих певцы поют тропарь: «Христос воскресе из мертвых...» (единожды). В завершение предстоятель или все священнослужители поют высшим гласом: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ». Певцы заканчивают: «И сущим во гробех живот даровав». Отверзаются церковные двери (по Уставу, самим настоятелем), и крестный ход шествует в храм.

http://patriarchia.ru/bu/2024-05-05/

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010