Они ограничивали свое религиозное служение формальным исполнением обрядов, что почиталось за праведность, а сами стремились к земной власти, удовольствиям, богатству и почестям, проявляли высокомерие и гордыню. Молитва фарисея «Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди» (Лука 18:11) наглядно выражает настроения и мысли всего их класса и демонстрирует национальное высокомерие иудеев. Однако были и такие иудеи, которые считали себя несчастными и жалкими, слепыми, нищими и нагими духовно. Они то и жаждали чтобы явилась «Благодать Божия, спасительная для всех человеков» ( Тит.2:11 ). Эти люди, сознавая свои недостатки и греховность, просили Бога подобно мытарю в его молитве: «Боже! будь милостив ко мне грешнику!» (Лука 18:13). Именно таким людям, которые искренне каются в своих грехах, осознают и ценят помощь Иисуса Христа и желают идти по пути создания добра, Иисус Христос предлагает сменить тяжесть их греха на Богатство Его праведности, говоря: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» ( Матф.11:28 ). Таким людям Христос предлагает счастливую жизнь. Счастье по учению Иисуса Христа -это Царство Божие. Для того, чтобы быть счастливым, нужно быть членом Царства Божьего, то есть жить с Богом в душе, то есть служить Богу, жить по Его заветам, делать добрые дела. Царство Божие начинается на земле (в земной жизни человека) и продолжается на небе в Вечности. По учению Иисуса Христа, Царство Небесное есть Блаженство, Совершенное Благо, Добро, Красота и Любовь. Это Царство вечно. Оно не зависит от случайностей. Его никто не может отнять у человека. Именно это Царство Небесное унаследуют нищие духом, от имени которых сказал Апостол Павел: «Мы нищи, но многих обогащаем; мы ничего не имеем, но всем обладаем» ( 2Кор.6:10 ). Потому, что их духовное богатство открывает им (а их пример и другим людям) путь в Царство Небесное. Таким образом, в первой заповеди говорится о людях, которые сознают свои недостатки и свою греховность, и каются в этом, сами понимая, что без помощи Бога ничего не достигнут. Такие люди не проявляют гордыни, эгоизма, похвальбы, а становятся кроткими и смиренными, то есть нищими духом. За это они получат награду от Бога в виде того, что станут блаженными, то есть счастливыми, радостными. Поэтому первая заповедь Блаженства представляет собой главное условие жизни человека, и говорит о том, что христиане должны оставить соблазны и земное богатство, и в нищете духа следовать за Христом по жизни, творя добро, проявляя смирение и кротость, и освобождаясь от греха и вожделений бренного мира. Так как: «Кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо всё, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего. И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек» ( 1Иоан.2:15–17 ). Читать далее Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/nagorna...

Ныне мы попытаемся просветить свои души изучением выше обозначенных притч. И начнем с Притчи о зерне горчичном. И мы читаем Евангелие от Матфея 13 -ю главу с 31-го стиха и ниже: Мф.13:31 . «Иную притчу предложил Он им, говоря: Царство Небесное подобно зерну горчичному, которое человек взял и посеял на поле своем». Блаженный Феофилакт так истолковал эти слова: «Горчичное зерно означает проповедь и апостолов, которые объяли всю вселенную, хотя их было не много» . Действительно! Община первых учеников Господа Иисуса Христа была малочисленна, и малочисленна настолько, что Господу потребовалось однажды поддержать и укрепить их словами: «Не бойся, малое стадо! ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство» ( Лк.12:32 ); в дни самих апостолов христианские общины состояли из людей, которые, по мирским меркам, воспринимались как «неудачники». Сказано: «Посмотрите, братия, кто вы, призванные: не много из вас мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных; но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; и незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее» ( 1Кор.1:26–28 ). Из этих слов мы видим, что никакой идеологии «процветания» и «обогащения» древние христиане не исповедовали. Напротив, самое древние наименование христиан было: «нищие». Во всех древнейших списках Нагорной проповеди известная заповедь блаженства: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное» ( Мф.5:3 ) записана без слова «духом», то есть эта заповедь блаженства читалась просто: «Блаженны нищие… ибо их есть Царство Небесное». Но когда Церковь соединилась с Римским государством, став как бы одним из имперских институтов, тогда уже и стали появляться описки и приписки в священном тексте Нового Завета. Монашество, с его обетами нищеты и нестяжательства, и возникло как протестное движение против секуляризации приходской жизни, когда в церковные общины толпою вслед за императором Феодосием, поставившим Церковь в особое привилегированное положение, бросились вчерашние язычники, позавчерашние гонители христианства. Под их номенклатурные стандарты и начали переделывать, перестраивать и коверкать нормы христианской морали и нравственности. Наверное, тогда и состоялись новые формы взаимоотношения Церкви со светской властью.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Блаженны плачущие, ибо они утешатся. Интересно, но в оригинале у Матфея стоит не плачущие , а скорбящие . Наше слово плачущие было сюда перенесено переводчиками из Лк. 6:21 . Переводчики сделали это, чтобы не путать читателя и синхронизировать тексты Матфея и Луки, но, сами того не подозревая, сделали доброе дело. Именно это слово и должно стоять по смыслу, и непонятно, почему Матфей его заменил. Сюжет этого блаженства взят из Ис. 61:2 . Там, в греческом, стоит четко: плачущие – утешатся . Весь смысл этого блаженства, несомненно, связан с пророчеством Исаии: Господь помазал Меня благовествовать нищим… утешить всех сетующих, возвестить сетующим на Сионе, что им вместо пепла дастся украшение, вместо плача – елей радости, вместо унылого духа – славная одежда, и назовут их сильными правдою… ( Ис. 61:1-3 ). Если можно сказать, что первую Заповедь блаженств Матфей отредактировал, сдвинув фокус смысла в сторону этики, то эта Заповедь, судя по всему, дана практически в той форме, как ее произнес Иисус. Смысл Заповеди в том, что приход Христа прекращает всякий плач и дарует Спасение. Как можно плакать, когда такая радость миру – родился Спаситель, Который приведет нас на Небеса! Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. Что значит кроткие ? Святые отцы любили размышлять о том, что такое праис , забывая, что это греческое слово приводит Матфей, а Иисус говорил на арамейском языке. Значит, необходимо найти еврейский эквивалент этому слову. Помочь нам может то соображение, что, скорее всего, это блаженство – цитата из Пс. 36:11 (по Септуагинте): …Кроткие наследуют землю и насладятся множеством мира. Здесь словом праис переводчики Септуагинты перевели др.еврейское слово, означающее кротость, соединенную с дружелюбием, открытостью и доброжелательностью. У нас слово кротость обычно ассоциируется с мягкостью и нежностью, тогда как оно скорее означает силу, соединенную с доброжелательной приветливостью. Теперь, что такое наследовать землю ? В Ветхом Завете первоначально это выражение означало Землю Обетованную. Потом понятие земля стало включать в себя всю землю мира и даже весь Космос.

http://azbyka.ru/parkhomenko/zapovedi-bl...

П. Мельников-Печерский Уважение к старцам В одной стране (Спарте) был закон, который предписывал молодым людям вставать при появлении старца, молчать, пока он говорит, и уступать ему дорогу при встрече. На одном народном празднике почтенный грек искал места, где бы он мог отдохнуть. Несколько молодых людей, его соотечественников, стали знаками подзывать к себе старца, и когда он с трудом добрался до них, то, вместо почтительного приема, встретил грубые насмешки. Бедный старик, вытесняемый отовсюду, обратился в ту сторону, где сидели спартанцы. Верные священному обычаю своей земли, они скромно встали и посадили его рядом с собой. Те самые греки, которые над ним так бесстыдно потешались, удивились поступку своих великодушных соперников, и громкие крики одобрения раздались со всех сторон. Слезы потекли из очей старца. Обратившись к народу, он громко произнес: – Греки постигают добро, а спартанцы его делают. Сильвио Пеллико Благодарный ученик Преподобный Симеон, будучи мальчиком, пас овец своего отца. Но это не мешало ему ходить и в церковь . В один из воскресных дней юный Симеон пришел со своими родителями к литургии. С благоговением слушая чтение и пение, он с особенным вниманием воспринимал слова Евангелия, из которого на этот раз читалась нагорная проповедь Спасителя о девяти Заповедях Блаженства. Но так как он не понимал значения этой проповеди , то обратился за разъяснением к стоящему подле него старцу. Незнакомый старец объяснил мальчику непонятое. Тогда благодарный Симеон упал ему в ноги и, принося благодарность, между прочим сказал так: – Ты мне отец, ты мне мать, ты учитель благочестия и вождь моего спасения. Преподобный Симеон хранил юношеское воспоминание до конца жизни. Об отношении к подчиненным У современника Апостола Павла, Филимона, был слуга Онисим, который, в чем-то провинившись перед своим господином и боясь его гнева, убежал от него. Раб, да еще беглый, – какой это жалкий изгой для тогдашнего общества, смотревшего на рабов как на рабочую скотину! Но Апостол видит и в рабе Онисиме одинаково бессмертную душу, искупленную Кровью Христа. Поэтому он его утешает, говорит ему о Боге униженных и угнетенных, возвещает ему Евангелие; и когда сердце его открывается для восприятия Христова учения, он его рождает для новой жизни, то есть крестит. И для него Онисим уже не раб, а сын по вере. Желая, однако, примирить его со своим господином, Филимоном, Апостол отсылает его к нему с посланием, в котором пишет следующее: «Прошу тебя о сыне моем Онисиме, которого родил я (т. е. крестил) в узах моих... Прими его, как мое сердце... Не как уже раба, но выше раба, брата возлюбленного, особенно мне, а тем больше тебе, и по плоти и в Господе. Итак, если ты имеешь общение со мною, то прими его, как меня» ( Фил. 1, 10, 12, 16, 17 ). Этим Посланием Апостол устанавливает сердечное отношение между господином и слугой.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

«Блаженны нищие духом» — первая заповедь блаженства. Потому что Христос обнищал от Своей небесной славы, да нас обогатит. Нищие духом — это те, кто ни во что ставит богатства этого мира, кто сознает, что они не имеют ничего, кроме того, что Бог им дает — по дару Своей безмерной любви. Их есть Царство Небесное. Царство благодати состоит из таких. Царство славы принадлежит им. Это первая заповедь блаженства заключает в себе все остальные и, по слову святых отцов, является основанием всей христианской жизни. Потому «блаженны плачущие» — плачем покаяния о своих грехах и плачем сострадания к страждущим. Сеющие слезами радостью пожнут. Они будут утешены Утешителем Духом Святым. И Бог отрет всякую слезу с очей их. «Блаженны кроткие», потому что они научились кротости и смирению у Христа. Они наследят землю — ту новую землю и то новое небо, которые принадлежат Вседержителю. «Блаженны алчущие и жаждущие правды» — той правды, которую пришел исполнить Христос. Они насытятся, потому что душа человеческая ничем не может насытиться, кроме как Богом. «Блаженны милостивые», потому что блаженнее давать, чем принимать. Это блаженство быть причастным милосердию Божию, радующемуся вместе с Ангелами о возвращении всякого блудного сына. Это блаженство быть под покровом обнимающей всех молитвы Христа на Кресте: «Отче, прости им, не знают, что творят». Это блаженство прощать имеет только один предел — отказ быть прощенным. «Блаженны чистые сердцем» — подлинное христианство заключается в чистоте сердца. Все, что исходит из неочищенного покаянием сердца, оскверняет человека. Но там, где покаяние, его наполняет Своей чистотою Христос. «Сердце чисто созижди во мне, Боже», чтобы я мог видеть Тебя и следы Твоего присутствия всюду, где Ты есть. «Блаженны миротворцы» — те, кто участвует во всех духовных сражениях вместе со Христом, пришедшем убить вражду и возвестить на земле мир и в человецех благоволение. Они нарекутся сынами Божиими вместе с Сыном Божиим по дару Его. «Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня». «Так гнали и пророков, бывших прежде вас», — добавляет Христос. Так гнали древних мучеников, говоря: «Вам не должно быть», возжигая из них живые факелы или отдавая их на растерзание диким зверям. Так гнали новых мучеников и исповедников российских.

http://moral.ru/седмица-1-я-по-пятидесят...

Следовательно, люди, не сознающие своей принадлежности к Церкви Христовой, живут истинно и подлинно лишь в той мере, в какой они следуют Божьему закону, «написанному в сердцах их». А те люди, которые считают себя членами Церкви, являются ими настолько, насколько они по-настоящему разделяют её жизнь. К сожалению, бывает, что человек формально считается членом Церкви, но при этом продолжает жить по закону плоти, закону греха и смерти. Итак, подводя итог всему выше сказанному, можно сформулировать, что единственным содержанием духовной жизни человека является «стяжание Духа Святого» в «искании прежде Царства Божия и праведности Его» ( Мф.6:33 ). Именно для этого, и только для этого, человек был сотворён Богом. Я говорю: поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти, ибо плоть желает противного духу, а дух – противного плоти. Они друг другу противятся… Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, соблазны, ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. …поступающие так Царствия Божия не наследуют. Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. ( Гал.5:16–21 ) Глава вторая. Заповеди Блаженства Заповеди Блаженства наиболее чётко и сжато излагают основы духовной жизни человека. На Литургии они поются в тот самый момент, когда Евангелие торжественно вносится в алтарь, чтобы провозгласить верующим Слово Божье. И Евангелие, и Церковь учат, что человек может войти в таинства Христа и Царства Божия только следуя учению Господа, выраженному в этих Заповедях: И Он, отверзши уста Свои, учил их, говоря: блаженны нищие духом; ибо их есть Царство Небесное. Блаженны плачущие; ибо они утешатся. Блаженны кроткие; ибо они наследуют землю. Блаженны алчущие и жаждущие правды; ибо они насытятся. Блаженны милостивые; ибо они помилованы будут. Блаженны чистые сердцем; ибо они Бога узрят. Блаженны миротворцы; ибо они будут наречены сынами Божиими. Блаженны изгнанные за правду; ибо их есть Царство Небесное. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь; ибо велика ваша награда на небесах. ( Мф.5:2–12 ) Блажени нищии Духом, яко тех есть Царство Небесное

http://azbyka.ru/otechnik/Foma_Hopko/osn...

Проповедь Христа говорит о настоящем (блаженны вы сейчас) и о Самом Христе (блаженны, когда будут гнать за Меня). Мы уже говорили, что начальная фраза проповеди должна быть понятна. Действительно, слово нищие в первой заповеди Блаженств не требовало в те времена дополнительных пояснений. Одновременно начало проповеди должно быть и достаточно необычным, чтобы привлечь внимание слушателей. И это правило также осуществляется в Нагорной проповеди, когда нищим, то есть тем, кто по сути весь в будущем, говорится: вы сейчас блаженны. Но ведь израильский ани может быть блажен, только если его единственное упование уже свершилось. Без осуществления этого своего чаяния он никакого счастья и блаженства не примет. Один из этих подлинных израильских нищих скажет потом: «я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти, то есть Израильтян» (Рим 9:3). Тем самым нищий Израилев не может принять личного блаженства, если не пришел час утешения всего Завет Бог заключает не с Моисеем и не с Петром — с собранием, с народом. И анавим ждут часа Церкви. Характерно, что евангельские анавим, тот остаток, что узнал Мессию, молятся от лица всего народа. «Благословен Господь Бог Израилев, что посетил народ Свой и сотворил избавление ему» — это Захария (Лк 1:68). В посещении Бога видит славу людей Израиля Симеон (Лк 2:32)… Утешение же и слава Израиля есть День Яхве, приход Всевышнего. Значит, обещать нищим блаженство — это ни больше ни меньше как возвестить им приход «Дня Господня». Именно это и составило главное содержание Нагорной проповеди. Не «новая мораль», а осуществление эсхатологии. Главный предмет проповеди Христа всегда — Он Сам. О чем бы Он ни говорил, Он подводит к пониманию того, что главное — в Нем Самом как в Воплотившемся Сыне Божием и Господе. Заповеди Блаженств не связаны между собою жесткой логической связью, хотя такая точка зрения распространена в поздней экзегетической литературе. Они связаны гораздо более цельно — через общий подразумеваемый центр: все они соотнесены с пророчеством Исайи и через него — с возвещением Дня Господня, который меняет, перевертывает порядок мира сего и воистину «низлагает сильных с престолов и возносит смиренных».

http://zavet.ru/a/post_1318510881.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010