О десятой заповеди Закона Божия 10. Не пожелай жены искренняго твоего, не пожелай дому ближняго твоего, ни села его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ни всего елика суть ближняго твоего.   Не желай себе жены ближнего твоего, не желай дома ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ни всего того, что есть у ближнего твоего.    Не пожелай — не желай себе; искренним, ближним, или другом, называется всякий другой человек; село — поле, земля; раб — слуга; рабыня — служанка; елика — того, что.    Десятою заповедью Господь Бог запрещает не только что-либо делать плохое другим, окружающим нас ближним нашим, но запрещает и худые желания и помышления по отношению к ним.    Грех против этой заповеди называется завистью.    Тот, кто завидует, кто в мыслях желает чужого, тот от худых мыслей и желаний легко может дойти и до худых дел.    Но и сама по себе зависть оскверняет душу, делая ее нечистой перед Богом, как говорит слово Божие: «мерзость пред Господом — помышления злых» (Притч.15:26). «Завистью диаволею грех в мир вниде» (Прем.2:24).    Одной из главных задач истинного христианина является — очищать свою душу от всякой внутренней нечистоты, согласно увещанию Апостола: «очистим себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием» (2 Кор.7:1).    Чтобы избежать греха против десятой заповеди необходимо хранить чистоту сердца от всяких пристрастий к земному, от всяких худых желаний и мыслей и быть довольным тем, что имеем: благодарить за это Бога, а чужого никогда не желать, но радоваться за других, если они имеют всего много. Девять заповедей блаженства    Заповеди блаженства, данные нам Спасителем, нисколько не нарушают заповедей закона. Напротив, эти заповеди взаимно восполняются.    Десять заповедей закона ограничиваются тем, что запрещают делать то, что греховно. Заповеди блаженства учат нас тому, как мы можем достигнуть христианского совершенства или святости.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3880...

Разделы портала «Азбука веры» Основы катехизации и воцерковления Для крещения необходимо иметь истинную веру, раскаяние в тех делах, за которые ты бы стыдился перед Господом, и желание жить по Заповедям Божиим. «Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святого Духа» ( Деян.2:38 ). Не может приступать к Таинству Крещения человек, для которого грех — образ жизни, который он не хочет менять. «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» ( Мк.8:34 ). Заповеди Божии Заповеди Божии – внешний закон, данный Богом в дополнение к ослабевшему (вследствие греховной жизни) у человека внутреннему ориентиру – совести. Десять ветхозаветных Заповедей (Декалог) Бог дал на горе Синай через Моисея народу еврейскому на двух каменных досках (или скрижалях). Первые четыре заповеди содержат в себе обязанности любви к Богу, последние шесть заключают в себе обязанности любви к ближнему (т.е. ко всем людям). Десять Заповедей Божиих ( Исх. 20:2-17 , Втор. 5:6-21 ) Заповеди Блаженств Заповеди Блаженств ( Матф. 5:2-12 ) — декларация христианских нравственных ценностей. Здесь содержится все необходимое для того, чтобы человеку войти в истинную полноту жизни. Все Заповеди блаженств говорят о наградах, которые те, кто верен Христу, получат в Царстве будущего века. Но уже сейчас, исполняя заповеди Христовы, человек получает утешение и радость в преддверии полноты бытия – наступления Царства Божьего. И Он, отверзши уста Свои, учил их, говоря: 1. Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. 2. Блаженны плачущие, ибо они утешатся. 3. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. 4. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. 5. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. 6. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. 7. Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими. 8. Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное. 9. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня.

http://azbyka.ru/katehizacija/sbornik-dl...

Скачать epub pdf Третья заповедь блаженства «Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю» Поучение 1-e. Объяснение третьей заповеди блаженства 1. Продолжим, братие, наши беседы о бла­женствах евангельских. Третья заповедь бла­женства говорит нам: «Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю». Итак, «кротость» есть тре­тья ступень лествицы, возводящей к небу. 2. Христианская кротость не есть какая-либо естественная тихость нрава, невозму­тимое состояние духа, не есть также и сла­бость характера, или хитрая сдержанность, кротость наружная, лицемерная. Все такие качества бывают и у людей, чуждых Христа и эти качества не составляют христианской доб­родетели, не суть подвиг для души спаситель­ный. а) Но что же есть кротость, в чем она со­стоит и какие свойства ее? «Чтобы нам точ­нее изобразить ее, обратимся, – говорит один известный проповедник, – к евангелию: там мы увидим сияющий, прекрасный и величе­ственный образ ее. Вот как Господь поучает кротости и живописует ее: «Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в пра­вую щеку твою, обрати к нему и другую: и кто захочет судиться с тобою, и взять у тебя ру­башку, отдай ему и верхнюю одежду. Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас; да будете сынами Отца вашего небесного; ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми, и посылает дождь на пра­ведных и неправедных» ( Мф. 5, 39–45 ) «Научитесь от Меня: ибо Я кроток и смирен сердцем» ( Мф. 11, 29 ). Из этих слов Божественного Настав­ника нашего вы видите, братия, что кротость есть тихое настроение души, утвердившейся во Иисусе Христе верой и любовью, спокойно пре­терпевающий всякое зло, причиняемое нам людьми или коварством бесов, не возмущаю­щейся и не приходящей в раздражение от раз­личных противностей и препятствий нашим намерениям, охотно прощающей обиды людс­кие и всячески доброжелательствующей врагам своим, из уважения к их человеческому и хрис­тианскому достоинству. Кроткий человек ни­когда не платит злом за зло, обидой за обиду, не возвышает во гневе голоса на согрешающих и обижающих; «не воспрекословит, ни возопиет, и никто не услышит голоса его» ( Мф. 12, 19 ); крот­кий, «будучи укоряем, не укоряет, терпя злострадания и напасти от других, не грозит мщением, но предоставляете мстить за себя Судящему праведно» ( 1Петр. 2, 23 ). Вот величе­ственный образ кротости! Вот ее существо!»

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Заповеди блаженства Окруженный множеством народа, Господь Иисус Христос взошел на гору и сел. У Его ног расположились Его ученики. Свою проповедь Спаситель начал заповедями блаженства, в которых указал нам путь к небу – в Царство Небесное. Будучи кроток и смирен сердцем, Он предложил Свое учение не повелевая, а ублажая тех, которые свободно примут и исполнят Его слово. «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное». Кто такой нищий? Это тот, кто ничего своего не имеет, кто ожидает всего только от милосердия других. А нищий духом – это тот человек, который искренно признает себя духовным бедняком, ничего не имеющим своего, кто считает себя грешнее, хуже, ниже всех, кто себя всегда укоряет и никого не осуждает. Духовная нищета – это смирение перед Богом и перед людьми. Будем всегда помнить, что в Царстве Небесном не будет душа гордая, осуждающая своего ближнего и ставящая себя выше других. Не войдет в Царство Небесное тот, в ком живет закваска евангельского фарисея, превозносившегося перед мытарем и другими грешниками. Наследниками Царства Небесного будут только нищие духом, смиренные рабы Божии, которые перед Господом считают себя последними грешниками, сознают, что своими силами ничего доброго они сделать не могут, и просят во всем благословения Божия, непоколебимо надеясь на Того, Кто сказал: «без Меня не можете делать ничего» ( Ин. 15:5 ). «Блаженны плачущие, ибо они утешатся». Спаситель ублажает не просто нищих, но нищих духом. И блаженны не просто плачущие, а те, кто плачет о правде и добродетели, которых не имеют, о грехах своих, которыми обременены. Истинный христианин должен плакать о том, что он осквернял и непрестанно оскверняет в себе своими грехами образ Божий. Разве нам трудно плакать о грехах, если мы знаем, что грехи будут служить для нас преградой при входе в Царство Небесное, если мы знаем, что грех – это самый страшный враг наш, который отнимает от нас наше светлое будущее? И чтобы никто из плачущих о своих грехах не впал в отчаяние и уныние, Господь Спаситель обещает ему утешение: и здесь – в прощении от грехов, и в царстве будущего века – в вечном и благодатном веселии.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Yarush...

То же самое можно утверждать и в отношении свидетельств евангелистов. К тому же изредка встречающееся разноречие в их повествованиях лишь свидетельствует о подлинности текстов: ведь если бы последние были подделаны, то фальсификаторы в первую очередь озаботились бы устранением всех возможных несовпадений. Вот пример подобной “несогласованности”. В Евангелии от Матфея говорится о Христе: “Увидев народ, Он взошел на гору; и, когда сел, приступили к Нему ученики Его. И Он, отверзши уста Свои, учил их...” (Мф. 5. 1–2). Далее следуют Нагорная проповедь и Заповеди Блаженств. Итак, у Матфея Господь “взошел на гору”. В Евангелии от Луки о том же событии рассказывается так: “В те дни взошел Он на гору помолиться и пробыл всю ночь в молитве к Богу. Когда же настал день, призвал учеников Своих и избрал из них двенадцать, которых и наименовал апостолами... И, сойдя с ними, стал Он на ровном месте, и множество учеников Его, и много народа из всей Иудеи и Иерусалима и приморских мест Тирских и Сидонских, которые пришли послушать Его и исцелиться от болезней своих, также и страждущие от нечистых духов” (Лк. 6. 12–13, 17–18). Далее — так же, как и у Матфея, Нагорная проповедь и Заповеди Блаженств. У Луки Спаситель учит, сойдя с горы. Однако разночтение по поводу места проповеди Господа на поверку оказывается мнимым, ибо каждый из апостолов прав по-своему. Дело в том, что гора близ Капернаума, с которой учил Господь, имеет возвышенную часть, подобную шпилю, и ровное плато. При первом же взгляде на гору Блаженств становится ясно, в чем здесь дело. Апостолу Матфею было важно подчеркнуть то обстоятельство, что Нагорная проповедь произносилась с высоты хорошо известного иудеям Галилейского холма. А апостол Лука акцентирует внимание на том факте, что Господь спустился с возвышенной и достаточно крутой части этого холма на плато, дабы возможно большее число пришедших могло Его слышать. Очевидно, что никакого противоречия между рассказчиками нет. Однако именно такого рода разночтения использовались атеистической пропагандой для того, чтобы посеять в душах людей семена сомнения относительно истинности Новозаветных текстов.

http://mospat.ru/archive/86419-o-dostove...

«Вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную» ( Иоан.4:14 ). Господь всем людям мира, стремящимся к праведности, открыл великий источник Своей любви,который освежает землю как животворный дождь. Господь сказал: «Кропите, небеса, свыше, и облака да проливают правду; да раскроется земля и приносит спасение, и да произрастает вместе правда» ( Ис.45:8 ). Вся жизнь человека должна состоять из поиска и приобретения правды Божией, то есть из стремления к жизни праведной и ее приобретения. Об этом учит Библия и святые отцы. Поэтому человек не должен заботиться о своих бытовых нуждах, а должен совершенствоваться в своем духовно-нравственном развитии, стремясь к жизни праведной. Господь так сказал об этом: «Не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» ( Матф.6:31–33 ). Подводя итог пояснения четвертой заповеди Блаженства, можно сделать следующий вывод. На протяжении веков человек всегда стремился к Богу, стараясь нравственно улучшить, усовершенствовать себя. Во времена язычества люди не знали истинного Бога и пытались умилостивить языческих богов. Но вот настало время, когда Сам Бог в лице Иисуса Христа пришел в мир людей, открыл людям Свою волю и законы. Принес им Свою Истину и Правду Божию. С этого момента каждому человеку, как великий дар Божий, дана возможность оправдаться перед Богом и вести праведную жизнь, потому, что человек уже знает Божьи истины и законы, то есть Божью правду. Отныне всякий человек, алчущий и жаждущий правды, и исполняющий ее, (то есть ведущий праведный образ жизни по Божьим законам) получит насыщение, удовлетворит свой духовный голод и духовную жажду. И таким путем (путем праведности и добра) получит оправдание перед Богом, войдет в жизнь вечную и в Царство Божие. Человеку, стремящемуся к правде Божьей, а затем ведущему жизнь праведную, открывающую двери в Царство Небесное, Господь дает награду в виде блаженства, то есть счастья и радости. Поэтому Иисус Христос и говорит о том, что люди, алчущие и жаждущие правды Божией, являются блаженными и насытятся, то есть получат удовлетворение своих духовно-нравственных потребностей на пути своего морального и философско-религиозного совершенствования.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/nagorna...

Но сие сказано для того, чтобы мы поняли, что истинный Учитель учит не только тогда, когда говорит, но и тогда, когда молчит; и говорить может не только словом, но и делом. Феофилакт пишет: «Он учил, и не отверзая уст, то есть своею жизнью… теперь учит, „отверзши уста“». Далее Господь говорит о Заповедях Блаженств. Хотя они прямо не противопоставляются и не противостоят Закону Моисееву, но их смысл иной, чудный и в новизне предлагаемого – необычный и точно НОВЫЙ. Вслушаемся в слова Заповедей Блаженств и в них попытаемся понять новизну Нового Завета – Бога с человеками. Сказано: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное» ( Мф. 5:3 ). Феофилакт, Иероним и Евфимий Зигабен под нищими духом понимают смиренных. Сказано: «…Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» ( Иак. 4:6 ). Следовательно, «нищие духом» – это те, которые осознают свою духовную нищету и, осознавая ее, испрашивают у Бога «сокровища благих». А «блаженны» они потому, что, прося, получают. Сказано: «Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святого просящим у Него» ( Лк. 11:13 ). Я иногда задаю себе вопрос: почему обычные нищие не просят подаяния там, где действительно много денег, перед банками и богатыми офисами, а приходят к православным храмам, где подавляющая часть прихожан – пожилые люди, пенсионеры (одним словом, малообеспеченные)? Да! У верующих денег мало, но милосердия, сострадания и любви значительно больше, чем у так называемых олигархов и «новых русских». Нищие это знают и идут туда, где денег меньше, а милосердия и подлинной, не показной благотворительности больше. Но вернемся к нищим духом. Горе тому человеку, который не осознает свою духовную несостоятельность, несовершенство и нищету. Такой явно возгордился и через сие отпал от благодати. В Книге Откровения о подобных сказано: «Ибо ты говоришь: „я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды“; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг» ( Откр. 3:17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

429. Что означает слово «аминь»? Слово аминь означает истинно или да будет . 430. Присоединением слова аминь к славословию показывается то, что молитва приносится с верой и без всякого сомнения, как учит апостол Иаков (см. Иак. 1:6 ). Учение о блаженстве 431. Что нужно, кроме молитвы, для утверждения в надежде спасения? Чтобы утвердиться в надежде спасения и блаженства, к молитве следует присоединять собственный подвиг для достижения блаженства. Об этом говорит Сам Господь: «Что вы зовете Меня: «Господи! Господи!» и не делаете того, что Я говорю» ( Лк. 6:46 ). «Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!» войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» ( Мф. 7:21 ). 432. Что для нас является руководством в собственном подвиге? Руководством в нашем подвиге может быть учение Господа Иисуса Христа, в краткой форме изложенное в Его заповедях о блаженстве. 433. Как читаются заповеди о блаженстве? Заповедей о блаженстве девять: 1. Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. 2. Блаженны плачущие, ибо они утешатся. 3. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. 4. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. 5. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. 6. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. 7. Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими. 8. Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное. 9. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах ( Мф. 5:3–12 ). 434. О чём следует помнить, чтобы правильно понимать эти заповеди? Для правильного понимания заповедей о блаженстве следует помнить, что Господь нам вручил их так, как говорит Евангелие: «Отверзши уста Свои, учил». Будучи кротким и смиренным сердцем, Он предложил учение Свое не повелевая, а ублажая тех, кто его свободно примет и будет исполнять. Поэтому в каждом изречении о блаженстве следует рассматривать: учение , или заповедь ; ублажение , или обещание награды . О первой заповеди Блаженства

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

" Господи, услыши молитву мою, внемли молению моему по истине Твоей; услыши меня по правде Твоей» ( Nc. CXLII, 1 ). 274. Отчего Господь Иисус Христос сблизил одинаковым блаженством изгнанных за правду и нищих духом? Блаженные в 1-й, как и в 8-й заповедях Христовых обретают награду: Царство Небесное. Первые победили гордость и разрушили «медную стену между Богом и человеком» (Авва Пимен). Вторые отринули тщеславие, противоположное Божией славе. И те и другие отреклись от славы земного царства и тем станут сопричастниками славы Царства Небеснаго. " Отче! которых Ты дал Мне, хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною, да видят славу Мою...« ( Uoah. XVII, 24 ). § 34. О девятой заповеди блаженства 275. Как выразить по-русски 9-ю Христову Заповедь ( Mф. V, 11, 12 )? Блаженны вы, когда станут поносить вас, и изгонять, и произнесут любое злословие с клеветою на вас – из за Меня. Радуйтесь и веселитесь тогда, ибо велико будет воздаяние вам на небесах. В изложении же св. евангелиста Луки добавлены слова Господа: когда возненавидят вас люди и отлучать вас от общения, и опозорят, и разславят ваше имя, как безчестное, – из за Сына Человеческаго ( Лyk. VI, 22 ). Подвиг Иисуса Христа и Его учение открыли для каждого христианина пресветлую радость спасения, а всему христианству – блаженное духовное будущее. Но, приготовляя к блаженству Своих последователей, Господь предупредил их о том, что их ждет на пути следования по Его стопам. «Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир» ( Uoah. XV, 19 ). »Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел« ( Uoah. XV, 18 ). 276. В каком значении Священное Писание употребляет слово мир? В двух различных значениях: 1) Мир – это все человечество, за которое страдал на Кресте Господь Искупитель ; например: »Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него« ( Uoah. III, 17 ). 2) Словом мир Писание называет ту часть человечества, которая, узнав Евангелие , осталась глухою к нему; это – люди, которые ограничили свое бытие соблазнами земной жизни, утратили чувство вечности, не дорожат обетами блаженства и живут вне воли Божией; напр.: »Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу» ( Uak. IV, 4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Отметим, что Исаак Сирин писал на том же языке, на котором говорил Иисус за шесть столетий до него. В сирийской традиции евангельское учение нашло особое преломление: здесь мы встречаем некоторые мотивы, отсутствующие у греческих авторов. В частности, представление Исаака о молитве за демонов, животных, птицах и пресмыкающихся чуждо греческой патристике. Отсутствует оно и в самом Евангелии. Однако Исааку, как никому другому из авторов патристического периода, удалось в цитируемых словах передать то эмоциональное наполнение, которое характеризует понятие «любовь» в христианской традиции. Любовь оказывает преображающее действие на все мировосприятие человека. Тот, кто приобрел любовь, начинает по-иному смотреть на людей и окружающий мир: видит его не через призму собственного эгоистического восприятия, а как бы глазами Самого Бога. И людей он видит такими, какими их видит Бог, прозревая за внешней оболочкой тот образ Божий, которым обладают все люди, вне зависимости от того, друзья они или враги. Милостивые (λεμονες), о которых идет речь в пятой заповеди Блаженства, это люди, обладающие тем милосердием и любовью, которые являются отражением Божественной любви, не делящей людей на друзей и врагов, злых и добрых, праведных и неправедных. Подобно солнцу Бог озаряет Своим светом и тех и других; подобно дождю орошает их Своей любовью и милостью. «Сердце милующее» в человеке является образом Божественного милосердия, простирающегося на всю тварь. Таким образом, в христианской перспективе быть милостивым – значит не просто поступать милостиво по отношению к ближним, но и иметь в сердце то милосердие, которое является отражением Божественного милосердия. Речь идет не только об образе поведения, но и о внутреннем качестве. О людях, обладающих этим качеством, в заповедях Блаженства говорится, что они помилованы будут (λεηθσονται). Как и в Ветхом Завете, здесь прослеживается прямая связь между отношением человека к своему ближнему и отношением Бога к человеку. Эта связь далее в Нагорной проповеди будет подчеркнута в словах молитвы Господней И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим, а также в комментарии, которым Иисус сопроводил эти слова: Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших ( Мф. 6:12, 14–15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010