Состояние душ умерших до всеобщего суда. Души умерших праведных людей до всеобщего воскресения находятся в свете, покое и в предначатии вечного блаженства. Иисус Христос в притче о богатом и Лазаре говорит, что Лазарь был несен Ангелами на лоно Авраамово, т.е. удостоился получить Царство Небесное; а души грешных людей будут находиться в муках. Богатый воззвал к Аврааму: «Отче Аврааме! пошли Лазаря, чтобы он омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, потому что я мучаюсь в этом пламене» ( Лк. 16:19–31 ). Молитвы за умерших. Православная Церковь заповедует молиться за умерших и подавать милостыни. Особенно бывают действенны молитвы за умерших, которые возносятся верующими перед великой жертвой Тела и Крови Иисуса Христа во время Литургии. Что будет с теми, которые останутся в живых до пришествия Господа? Тела тех людей, которые останутся в живых до второго страшного пришествия Иисуса Христа, изменятся и будут такими же духовными и бессмертными, как и тела умерших людей. Двенадцатый член Символа веры И жизни будущаго века. Аминь. В двенадцатом члене говорится о будущей жизни, которая наступит после воскресения мертвых и всеобщего суда Иисуса Христа. Будущая жизнь для людей праведных будет в высшей степени блаженная, а грешники будут осуждены на вечные мучения вместе с дьяволом . Степени блаженства будут различны. Чем более человек на земле старался делать добрых дел, тем высшую степень блаженства он получит в будущей загробной жизни. Часть вторая. О молитве. Понятие о молитве. Молитва есть усердное обращение человека к Богу. Три главных рода молитвословий. В молитвах мы должны 1) прославлять Бога за Его Божественные совершенства; 2) благодарить Его за все те благодеяния и милости, которые мы получаем от Него, и 3) наконец, просить Его о своих нуждах. Поэтому три главных рода молитвословий: 1) славословие, 2) благодарение и 3) прошение. Исцеление десяти прокаженных. Пример славословия и благодарения показал самарянин, исцеленный Иисусом Христом от проказы. Однажды Иисус Христос встретил десять прокаженных, которые остановились вдали и громким голосом взывали: «Иисус, Наставник, помилуй нас!». Иисус Христос сжалился над ними и сказал: «пойдите, покажитесь священникам». Когда они шли, то очистились. Один из исцеленных – самарянин – возвратился, громким голосом прославляя Бога. Он припал к ногам Иисуса Христа и благодарил Его. Иисус Христос спросил: «не десять ли очистились, где же девять? Почему они не пришли воздать славу Богу?». И сказал самарянину: «встань, иди, вера твоя спасла тебя» ( Лк. 17:11–19 ) 34 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gorodcev...

На примере этого юноши видно было, как сильно богатство может препятствовать вступлению в царствие Христово. С печалью Иисус посмотрел на уходившего молодого человека, которого Он полюбил, и сказал ученикам Своим: «истинно говорю вам: трудно богатому (который надежду свою полагает на богатство свое и привязывает к нему свое сердце) войти в царствие Божие. И еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в царство Божие». Ученики устрашились этих слов и робко спросили: «так кто же может спастись?» Иисус же, знаменательно посмотревши на них, подтвердил их мнение словами: «человекам это невозможно, но, и этим Он опять утешает их – Богу все возможно». (См. кн. «Земная жизнь Господа Иисуса Христа» перев. с нем. свящ. Орды). 2. Что нужно делать, чтобы унаследовать живот вечный? Чтобы верно знать, что нам должно делать для получения вечного живота, или вечного блаженства, без сомнения всего надежнее обратить внимание на то, что признавал или предъявлял нужным для получения вечного блаженства Сам Иисус Христос. а) Иисус Христос предъявлял нужною для получения живота вечного, или вечного блаженства, веру в Него. Ибо так сказал Никодиму: якоже Моисей вознесе змию в пустыни, тако подобает вознестися Сыну человеческому: да всяк, веруяй в Он, не погибнет, но имать живот вечный. Тако бо возлюби Бог мир, яко и Сына Своего Единородного дал есть, да всяк, веруяй в Он, не погибнет, но имать живот вечный ( Ин.3:14–16 ). б) Иисус Христос объявлял нужною для получения жизни вечной любовь к Богу и ближнему, именно: когда спрашивал Иисуса Христа законник: «что сотворив живот вечный наследую?» и когда Господь спросил его: «в законе что написано?» а тот отвечал: возлюбиши Господа Бога твоего от всего сердца твоего, и от всея души твоея, и всею крепостию твоею, и всем помышлением твоим: и ближнего своего яко сам себе: тогда Господь ему сказал: сие сотвори, и жив будеши ( Лк.10:25–28 ). в) Иисус Христос предъявлял нужным для получения живота вечного соблюдение всех заповедей Божиих, именно: когда некоторый юноша, подобно означенному законнику, спрашивал Господа: что благо сотворю, да имам живот вечный? тогда Господь ему сказал: аще ли хощеши внити в живот, соблюди заповеди ( Мф.19:17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Плачущие — утешатся О второй заповеди блаженств 29 августа, 2014 О второй заповеди блаженств Заповеди блаженства можно сравнить с башней. У башни должно быть крепкое основание — фундамент, без которого она просто не выстоит. И чем глубже и основательнее башня укреплена, тем неприступнее она для врагов. Каждый следующий ярус башни имеет свою определенную функцию и назначение. Основанием, фундаментом всего является заповедь о духовной нищете. А следующим ярусом, стоящим прямо на фундаменте является заповедь о плаче. Слезы — от чего? Вторая заповедь блаженства обращена к плачущим: Блаженны плачущие, ибо они утешатся. Эти слова звучат еще необычнее, чем слова о блаженстве нищих духом из первой заповеди. Сам собой возникает вопрос: разве слезы делают человека счастливым? Конечно, люди могут плакать и от радости. Но практически всегда и для всех, слезы  — это скорбь, а плач  —  очень тягостное состояние печали, невыносимой грусти. К тому же слезы и плач воспринимаются зачастую как что-то отрицательное, даже как проявление слабости и бездействия. Наверное, всем знакомы крылатые выражения: «сильные не плачут» и «слезами горю не поможешь». Но почему-то Христос объявляет блаженными именно плачущих. Может быть, христианин должен как можно больше плакать, чтобы стать блаженным? Или в этой заповеди говорится только о тех, кто плачет от радости? Чтобы понять смысл второй заповеди блаженства, нужно еще раз вернуться к первой заповеди. Нищета, о которой говорил Господь Иисус Христос, не означала фактической нищеты. Нищий духом может уповать лишь на милосердие Божие, на бескорыстный дар Бога. Поэтому и плачущий — не тот, кого довели до слез трудности, обиды или огорчения. Святой апостол Павел писал к христианам древнего Коринфа:  Я радуюсь не потому, что вы опечалились, но что вы опечалились к покаянию; ибо опечалились ради Бога… Ибо печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению, а печаль мирская производит смерть. Ибо то самое, что вы опечалились ради Бога, смотрите, какое произвело в вас усердие…  (2 Кор. 7, 9-11). Печаль и плач ради Бога, слезы покаяния  — вот что делает верующего блаженным, счастливым. И утешением для плачущих слезами покаяния будет прощение.

http://pravmir.ru/plachushhie-uteshatsya...

А.Г. Долженко Скачать epub pdf Высказывания о Заповедях Блаженства Первая заповедь «Христианин же (всякий нищий и богатый) должен сознавать себя нищим духовно, то есть видеть что в нем нет ничего своего доброго. Все доброе в нас от Бога. От себя же мы прибавляем лишь зло: себялюбие, прихоти, чувственности и греховную гордыню, и это должен помнить каждый из нас» (Игумен Филарет «Конспект по Закону Божьему», Москва, 1990, стр.27). Вторая заповедь «Блаженны те, кто не только скорбит о своем несовершенстве и недостоинстве, но и плачет об этом. Таким образом под плачем здесь прежде всего разумеется духовный плач о грехах и в связи с этим об удалении от Царства Божия кроме того среди подвижников христианства много было и таких исполненных любви и сострадания, которые плакали о других людях – об их грехах, падениях и страданиях но и вообще не противно духу Святого Евангелия под плачущими понимать также всех скорбящих и обездоленных людей если они свою скорбь принимают по-христиански смиренно и покорно. Они поистине блаженны ибо будут утешены Богом любви» (Игумен Филарет «Конспект по Закону Божьему», Москва, 1990, стр. 28). Третья заповедь «Кроткий человек никогда не платит злом за зло, обидой за обиду, не сердится, не возвышает во голоса на согрешающих и обижающих «не воспрекословит не возопиет и никто не услышит голоса его» ( Матф.12:19 ). Кроткий «будучи укоряем не укоряет, терпя злострадания и напасти от других, не грозит мучением, но предоставляет мыслить за себя Судящему праведно» ( 1Петр.2:23 ). Вот величайший образец кротости! Вот ее существо» (Полное собрание сочинений протоиерея Иоанна Сергиева, т1, стр.173) Четвертая заповедь «Приходящий ко Мне не будет алкать, а верующий в Меня не будет жаждать никогда» (Иоанн 6,35). «Но ныне независимо от закона явилась правда Божия о которой свидетельствует закон и пророки. Правда Божия через веру в Иисуса Христа во всех и на всех верующих, ибо нет различия. Потому что все согрешили и лишены Славы Божьей, получая оправдание даром по благодати Его в прощении грехов соделанных прежде» ( Рим. 3,21–24 ). Пятая заповедь

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/nagorna...

Жить подлинной человеческой жизнью — значит приобщаться той любви к Богу, которую Пречистая Дева явила от Своего Рождества до Благовещения, и с которой Она ожидала рождения Сына Божия. Вместе с Нею, Ее молитвами за нас, грешных, идти навстречу идущему к нам Христу. Мы помним из Евангелия ответ Господа вопрошающему, что надо делать, чтобы войти в жизнь вечную. Речь идет об известных заповедях Божиих: «не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй; почитай отца и мать; и: люби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 19, 18—19). А что же тогда означают заповеди блаженства, которые Господь дает в Нагорной проповеди? Н.Е. Голубева, г. Пенза Что означают для нас эти заповеди? Не заключена ли в них новая духовная программа спасения, пастырская стратегия Господа? И ученики Христовы, вдохновленные ею, наконец-то, могли бы по праву сказать: «Не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю?» (Деян. 1, 6). А другие услышат в них учение, обращенное к каждому из них, новое Десятисловие, заповеди, устанавливающие еще более возвышенный нравственный порядок: «Учитель благий! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную?» (Мф. 19, 16). Эти ожидания и эти вопрошания — законны. Но если внимательнее прислушаться к тому, что говорит Господь, можно воспринять их иначе. Стать нищим духом, плакать, испытывать алкание и жажду, быть оскорбляемым и гонимым не есть в собственном смысле заповеди совершенства. Потому что на самом деле здесь Господь ничего не заповедует. Он делает другое. Он называет блаженными всех восходящих к Богу, во Святое Святых, крестным путем, обозначая особенности этого восхождения — то, чем определяется блаженство. Обратим внимание, что заповеди блаженства открывают нашу Евхаристию — то благодарение, которое мы приносим в молитвах Господу. И без которого не может совершиться чудо освящения. Оказывается, не всегда нужно что-то просить у Господа. Иногда достаточно принести Ему заранее благодарение, как если бы просимое уже было получено. «Имейте веру Божию, — говорит Господь.

http://moral.ru/dom-11-2020/

Седьмая заповедь Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.      Блаженны миротворцы... Заповедь иметь мир с людьми и примирять враждующих ставится в Евангелии очень высоко. Такие люди называются детьми, сынами Божьими. Почему? Мы все — чада Божьи, его творения. Отцу и матери нет ничего более приятного, когда он знает, что его дети живут в мире, любви и согласии между собой: Как хорошо и как приятно жить братьям вместе! (Пс 132, 1). И наоборот, как горестно для отца и матери видеть ссоры, распри и вражду между детьми, при виде всего этого сердце родителей словно обливается кровью! Если мир и хорошие отношения между детьми радуют даже земных родителей, тем паче Отцу нашему Небесному нужно, чтобы мы жили в мире. И человек, который хранит мир в семье, с людьми, примиряет враждующих, приятен и угоден Богу. Мало того, что такой человек получает радость, спокойствие, счастье и благословение от Бога здесь, на земле, приобретает мир в душе и мир с ближними, — он получит несомненно награду и в Царстве Небесном. Миротворцы еще потому назовутся «сынами Божиими», что в своем подвиге уподобляются Самому Сыну Божьему, Христу Спасителю, Который примирил людей с Богом, восстановил связь, которая была разрушена грехами и отпадением человечества от Бога. Восьмая заповедь Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.      Блаженны изгнанные правды ради. О взыскании Истины, Божественной Правды уже говорилось в четвертой заповеди блаженства. Мы помним, что Истина — это Сам Христос. Он также называется Солнцем правды . Именно о стеснениях, гонениях за правду Божию говорится в этой заповеди. Путь христианина — всегда путь воина Христова. Путь сложный, трудный, узкий: тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь (Мф 7, 14). Но это — единственная дорога, ведущая ко спасению, иного пути нам не дано. Конечно, жить в бушующем, часто очень враждебном христианству мире сложно. Даже если нет гонений и притеснении за веру, просто жить по-христиански, исполнять заповеди Божьи, трудиться для Бога и ближних очень непросто. Гораздо легче жить «как все» и «брать от жизни всё». Но мы знаем, что как раз этот путь ведет в погибель: широки врата и пространен путь, ведущие в погибель (Мф 7, 13). И то, что очень многие люди следуют в этом направлении, не должно смущать нас. Христианин всегда иной, не как все. «Старайся жить не как все живут, а как Бог велит, потому что... мир во зле лежит.» — говорит преподобный Варсонофий Оптинский. Не беда, если за нашу жизнь и веру нас будут здесь, на земле, гнать, потому что отечество наше не на земле, а на небе, с Богом. Поэтому гонимым за правду Господь в этой заповеди обещает Царство Небесное.

http://pravoslavie.ru/104825.html

А.Г. Долженко Скачать epub pdf Пояснение второй Заповеди Блаженства В этой заповеди говорится следующее: «Блаженны плачущие, ибо они утешатся» ( Матф.5:4 ) . Плачущие, о которых говорится в этой заповеди, это те обычные люди, которые искренне раскаиваются и чистосердечно скорбят о своем грехе. Известно, что если человек страдает и плачет из-за гордости, страстей или самолюбия, то такие страдания приносят мучение душе и не дают никакой пользы. Но если человек переносит страдания, как испытание, посланное Богом, то слезы его очищают душу, и после страданий Господь обязательно ниспошлет ему радость и утешение. Но если человек отказывается каяться и страдать во имя Господне и не оплакивает грехов своих, а только готов радоваться и веселиться, то такой человек не получит Божьей поддержки и защиты при жизни, и не войдет в Царствие Божье. О таких людях Господь сказал: «Горе вам, смеющиеся ныне! ибо восплачете и возрыдаете» (Лука.6:25). Таким образом под плачущими Христос имел ввиду людей, истинно скорбящих о своих грехах и просящих со слезами прощение у Бога. Таким людям Господь говорит: «Изменю печаль их на радость и утешу их, и обрадую их после скорби их» ( Иер.31:13 ). Человек, ставший «нищим духом», то есть человек, освободившийся от душевных и физических вожделений, не может также не оплакивать греховное состояние падшего человечества. Такого человека ужасает и заставляет возрыдать безбожие греховного мира, плененного собственной гордыней и тщеславием. Такой человек плачет из сострадания над грешным миром заблудших людей, как Господь над Иерусалимом. Такие люди блаженны, то есть счастливы, так как они плачут со Христом из чувств сострадания к грешному миру. Благословенная скорбь о грешниках и слезы сострадания к ним, являются неотъемлемой частью духовного развития человека и его нравственной жизни. Но такая скорбь не окрашена мраком и безысходностью, а пронизана светом надежды и веры в то, что Христос поможет людям избавиться от грехов их, и принесет им утешение. «Отец милосердия и Бог всякого утешения, утешающий нас во всякой скорби нашей, чтобы и мы могли утешать находящихся во всякой скорби тем утешением, которым Бог утешает нас самих!» ( 2Кор.1:3–4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/nagorna...

Едва Ева вняла лукавому совету, как её душа уже стала темнеть: она отвратила свой ум от источника света, Бога, и тем погрузила его в тьму греховного мрака. В этом мраке она не видела, куда идет, решившись преступить заповедь Божию. Дерево, которого она должна была бояться, чтобы не подвергнуться тому осуждению, которое неминуемо угрожало нарушителям заповеди, это дерево ей показалось хорошим в пищу, приятным для очей, и вожделенным в надежде совершенного знания. Этот мрак объял и Адама, когда послушал Еву, и вкусил плода от запрещенного дерева. Как омрачился разум падших прародителей, видим из поступков их после преступления заповеди. Моисей повествует: «и услышали глас Господа Бога, ходящего в саду во время прохлады дня, и скрылся Адам и жена его от лица Господа Бога между деревьями сада». ( Быт. 3:8 ). Смотрите, как сделался малосведущ тот, кто прежде, как земной владыка тварей, светлым оком своего ума, обозрев приведенных к нему животных, давал свойственное имя каждому из них! Он теперь, лишенный благодатного света, потерял правильное понятие и о том, кто дал ему жизнь и все, о своем Творце и Боге: от Вездесущего и Всеведущего он думает скрыться между деревьями сада. Так омрачился разум грешников! До преступления заповеди Божией, невинное и чистое сердце человека всецело принадлежало Богу, любило Его, как верховное свое благо, стремилось к Нему, как источнику жизни и блаженства. Но грех удалил сердце человека грешника от источника его блаженства; грех лишил человека мира, радости и блаженства, каким он наслаждался, осеняемый светом благодати Божией, и наполнил сердце его беспокойством и страхом. Бог воззвал к Адаму и сказал ему: «Адам! где ты? Он сказал: я услышал глас Твой в саду, и убоялся, потому что я наг, и скрылся» ( Быт. 3:9, 10 ). Грех извратил волю человека. В невинном человеке воля, как правая, стремилась к одному концу, к исполнению воли Божией. А после грехопадения, когда разум помрачился и сердце уклонилось от Бога: тогда и воля потеряла свою правоту и прямое стремление к исполнению Божеской воли; она сделалась более наклонною к злу, чем к добру. Видим, как Адам и Ева превратно стали действовать: вместо того, чтобы, сознав свою вину, раскаиваться и сокрушаться о своем грехе пред Богом, они ищут мнимого оправдания. Бог говорит Адаму: «кто тебе сказал, что ты наг? Разве ты вкусил от древа, от которого я запретил тебе вкушать? Адам сказал: жена, которую Ты мне дал, она дала мне плод от этого дерева, и я ел. И сказал Господь Бог жене: что ты это сделала? жена сказала: змей обольстил меня, и я ела» ( Быт. 3:11–13 ). Так нарушители заповеди Божией слагают вину преступления один на другого: Адам обвиняет жену, и некоторым образом Самого Бога, говоря: «жена, которую Ты мне дал, она дала мне плод». А Ева слагает свою вину на змея: «змей, говорит, обольстил меня».

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

Рубрики Коллекции Нагорная проповедь. Заповеди блаженств (Мф 5:2-12) 8 мин., 27.03.2012 Поделиться Призвав первых учеников, Христос проповедует в галилейских синагогах, уча и исцеляя. К Нему стекается народ; все больше людей сопровождает Его в пути, и не только галилеяне, но и люди из Десятиградия (Декаполиса, группы городов к востоку от Иордана), Иерусалима, Иудеи и Заиорданья. И вот, Иисус взошел на гору и сел на вершине. Ученики расположились вокруг, а народ — на склонах. И зазвучали впервые слова, названные затем Нагорной проповедью. Они прекрасно нам известны, но ради удобства читателей их следует здесь привести. Нагорная проповедь. Карл Блох, 1890.  Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны плачущие, ибо они утешатся. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими. Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство небесное. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас. Этот текст (за исключением последней полуфразы о пророках) поется по-церковнославянски на Литургии в качестве третьего антифона, то есть третьего из хоров, поющихся попеременно на клиросах. Тем самым это очень-очень знакомые слова. Но, к сожалению, при частом и не очень внимательном повторении смысл не проясняется, а наоборот, подергивается туманом. Так вернемся же к нему, тем более что существующих толкований — море. Предлагается выбрать из них максимально единообразные и для начала договориться, что все эти заповеди относятся не к разным людям: каждый слышащий их призван относить к себе все. Христос не делит Своих на десяток категорий, а просит, чтобы каждый из нас стремился быть вот именно таким, соединяющим в себе все эти качества. Теперь посмотрим, какие именно.

http://foma.ru/nagornaya-propoved-1-zapo...

О девятой заповеди блаженства 9 . Блажени есте, егда поносят вам, и ижденут, и рекут всяк зол глагол на вы лжуще, Мене ради. Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, потому что велика ваша награда на небесах. Блажениблаженны, счастливы и угодны Богу; егда поносят вам – когда будут поносить вас, т. е. ругать; ижденут – будут гнать; рекут всяк зол глагол – скажут любое злое слово, будут всячески злословить, клеветать; на вы – на вас; лжуще – клевеща, несправедливо обвиняя в чем-нибудь; Мене ради – за Меня; яко – ибо, потому что; мзда – награда; многа – велика. В последней, девятой заповеди Господь наш Иисус Христос называет особенно блаженными тех, которые за имя Христово и за истинную православную веру в Него терпеливо переносят поношение, гонение, злословие, клевету, издевательства, бедствия и самую смерть. Такой подвиг называется мученическим . Выше подвига мученического ничего не может быть. Мужество христианских мучеников нужно строго отличать от фанатизма, который есть ревность не по разуму, неразумная. Христианское мужество нужно также отличать от вызванной отчаянием бесчувственности и от напускного равнодушия, с которым некоторые преступники, по своему крайнему ожесточению и гордости, выслушивают приговор и идут на казнь. Христианское мужество основано на высоких христианских добродетелях: на вере в Бога, на надежде и уповании на Бога, на любви к Богу и ближним, на всецелом послушании и непоколебимой верности Господу Богу. Высоким образцом мученического подвига, служат Сам Христос Спаситель, а равно и Апостолы и бесчисленное множество христиан, которые с радостью шли на мучения за имя Христово. «Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех, и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную Престола Божия. Помыслите о Претерпевшем такое над Собою поругание от грешников, чтобы вам не изнемочь и не ослабеть душами вашими», говорит Апостол ( Евр.12:1–3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Slobod...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010