435. Какая первая заповедь Господа для достижения блаженства? Желающие блаженства должны быть нищими духом . 436. Что означает быть нищим духом? Быть нищим духом означает иметь духовное убеждение, что мы ничего своего не имеем, а имеем только то, что дарует Бог, и что ничего доброго мы не можем сделать без Божией помощи и благодати; и таким образом, должны считать, что мы – ничто и во всем прибегать к милосердию Божию. Кратко, по объяснению святого Иоанна Златоуста , нищета духовная есть смиренномудрие (Толкование на Евангелие от Матфея, беседа 15). 437. Могут ли богатые быть нищими духом? Быть нищими духом могут и богатые, если придут к мысли, что видимое богатство тленно и непостоянно и что оно не заменяет недостатка благ духовных. «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою?» ( Мф. 16:26 ). 438. Может ли нищета телесная послужить к совершенству нищеты духовной? Нищета телесная может послужить к совершенству нищеты духовной, если христианин избирает её добровольно, для Бога. Об этом сказал Сам Господь Иисус Христос богатому: «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое, и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи, и следуй за Мною» ( Мф. 19:21 ). 439. Что обещает Господь нищим духом? Нищим духом Господь обещает Царство Небесное. 440. Каким образом нищим духом принадлежит Царство Небесное? Нищим духом в настоящей жизни Царство Небесное принадлежит внутренне и предначинательно , благодаря их вере и надежде, а в будущей – совершительно , посредством участия в вечном блаженстве. О второй заповеди Блаженства 441. Какая вторая заповедь Господа для достижения блаженства? Желающие блаженства должны быть плачущими . 442. Что мы понимаем под плачем? Во второй заповеди под наименованием плача следует понимать печаль и сокрушение сердца и действительные слёзы о том, что мы несовершенно и недостойно служим Господу и заслуживаем нашими грехами Его гнев. «Печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению; а печаль мирская производит смерть» ( 2Кор. 7:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Так, святой апостол Павел часто вспоминал о своем житии в жидовстве и о гонении им Церкви Божией и называл себя первым грешником [ 1Тим. 1, 15 ]. Так, возлюбленный наперсник Христов Иоанн, сосуд чистоты и целомудрия, кротости, смирения, терпения, говорил: Если говорим, что не имеем греха, – обманываем самих себя, и истины нет в нас [ 1Ин. 1, 8 ]. А из ветхозаветных – Давид, Даниил?.. Они преисполнены были чувством сокрушения о грехах и не имели даже тени гордости при всех своих добродетелях. Радуйся довольству и счастию брата нахлебника, как своему собственному, а не завидуй ему, и не озлобляйся на него и не завидуй за употребление твоего хлеба-соли, паче же Божьего, а решительно не твоего. Блаженны [ Мф. 5, 3 – 11 ]. Человек сотворен для блаженства, и в начале он был совершенно блажен, но как согрешил – лишился блаженства; но стремление сердца к блаженству, сотворенного для блаженства, осталось: и вот человек (всячески ищет блаженства), лишенный первобытного блаженства, старается найти блаженство. Но он ищет его там, где его нет, – на земле, в тварях, а оно – в Боге и в исполнении заповедей Его. Ищут блаженства в пище и питье, в богатой одежде, в богатстве, в удовольствиях, например в театрах, и находят только некоторую тень его, и то на минуту, а после минуты земного удовольствия встречают опять тягость, пустоту, скорбь, тоску. Где же блаженство? Приидите, заблуждающиеся земнородные, в храм Божий, и Господь укажет вам истинный путь к блаженству, укажет вам истинное ваше назначение, источники воды живой. Вы высекли себе водоемы разбитые, которые не могут держать воды [ Иер. 2, 13 ]. Блаженны нищие духом [ Мф. 5, 3 ]. Молитва . Объятия Отча... Наше ничтожество. Греховность. Кратковременность жития. Предлежащий суд. Яко тех есть Царствие Небесное [ Мф. 5, 3 ]. Царство земное колеблемо, преходяще, а Царство Небесное неколеблемо, вечно. Есть другая жизнь, для которой мы подвизаемся. Если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков [ 1Кор. 15, 19 ].

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Восьмая, девятая и десятая заповеди Блаженства тесно связаны между собой и потому должны быть рассмотрены в совокупности: Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас ( Мф. 5:10–12 ). Все три заповеди скреплены сквозной темой гонений. Глагол δικω, трижды встречающийся в них в разных формах, означает «гнать», «преследовать». Тремя заключительными заповедями Блаженства Иисус открывает тему, которая пройдет лейтмотивом через весь корпус Евангелий. В первом наставлении двенадцати после избрания Иисус будет говорить им об ожидающих их гонениях и преследованиях ( Мф. 10:17–22 ). Незадолго до Своей смерти, беседуя с учениками в храме Иерусалимском, Он вернется к этой теме ( Мф. 24:9–13 ; Лк. 21:12–18 ). Наконец, на Тайной Вечере Иисус снова предупредит учеников, что они будут гонимы ( Ин. 15:18–20 ). Особый интерес представляет сопоставление восьмой заповеди Блаженства с девятой: если в первом случае речь идет об изгнанных за правду, то во втором случае Иисус говорит о тех, кого будут гнать, поносить и неправедно злословить за Него. «Правда» и «Иисус» здесь становятся синонимами. Мы говорили о том, что все заповеди Блаженства в совокупности глубоко христоцентричны, так как они содержат в себе нравственный портрет Иисуса. Но если в первых восьми заповедях этот портрет как бы скрыт под перечисляемыми человеческими качествами, то в девятой заповеди Иисус наконец раскрывает Себя не только как источник этих заповедей, но и как главную причину, по которой Его последователи будут гонимы. Они будут гонимы не потому, что они нищие духом, плачущие, кроткие, алчущие и жаждущие правды, милостивые, чистые сердцем, миротворцы, но потому, что они веруют в Него, являются Его последователями, исполняют Его заповеди. Иными словами, они будут гонимы не за те или иные качества и не за следование тем или иным нравственным установкам, а за то, что они делают все это во имя Его: будут гонимы именно как христиане.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

О второй заповеди блаженства Заповеди блаженства можно сравнить с башней. У башни должно быть крепкое основание — фундамент, без которого она просто не выстоит. И чем глубже и основательнее башня укреплена, тем неприступнее она для врагов. Каждый следующий ярус башни имеет свою определенную функцию и назначение. Основанием, фундаментом всего является заповедь о духовной нищете (читайте об этом СП 30 от 30 июля 2014 г.) А следующим ярусом, стоящим прямо на фундаменте является заповедь о плаче. Слезы — от чего? Вторая заповедь блаженства обращена к плачущим: Блаженны плачущие, ибо они утешатся. Эти слова звучат еще необычнее, чем слова о блаженстве нищих духом из первой заповеди. Сам собой возникает вопрос: разве слезы делают человека счастливым? Конечно, люди могут плакать и от радости. Но практически всегда и для всех, слезы — это скорбь, а плач — очень тягостное состояние печали, невыносимой грусти. К тому же слезы и плач воспринимаются зачастую как что-то отрицательное, даже как проявление слабости и бездействия. Наверное, всем знакомы крылатые выражения: «сильные не плачут» и «слезами горю не поможешь». Но почему-то Христос объявляет блаженными именно плачущих. Может быть, христианин должен как можно больше плакать, чтобы стать блаженным? Или в этой заповеди говорится только о тех, кто плачет от радости? Чтобы понять смысл второй заповеди блаженства, нужно еще раз вернуться к первой заповеди. Нищета, о которой говорил Господь Иисус Христос, не означала фактической нищеты. Нищий духом может уповать лишь на милосердие Божие, на бескорыстный дар Бога. Поэтому и плачущий - не тот, кого довели до слез трудности, обиды или огорчения. Святой апостол Павел писал к христианам древнего Коринфа: Я радуюсь не потому, что вы опечалились, но что вы опечалились к покаянию; ибо опечалились ради Бога... Ибо печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению, а печаль мирская производит смерть. Ибо то самое, что вы опечалились ради Бога, смотрите, какое произвело в вас усердие... (2 Кор. 7, 9-11). Печаль и плач ради Бога, слезы покаяния — вот что делает верующего блаженным, счастливым. И утешением для плачущих слезами покаяния будет прощение.

http://pravoslavie.ru/73261.html

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Райская пирамида. Толкование заповедей блаженств Райской пирамидой святитель Николай Сербский называл духовную жизнь христианина. Эта райская пирамида должна приобрести человеку бессмертие и возвести его на Небеса. Исполнение заповедей блаженств — суть её строительство. «Райская пирамида» святителя Николая Сербского, по сути — небольшое толкование заповедей блаженств. «Эти христианские пирамиды гораздо выше любой пирамиды фараонов. Но их нельзя мерить обычным метром. Они возносятся выше Солнца и Луны и всей материальной вселенной. Они возносятся к небесам и там только видны во всем своем величии и красоте. Они не боятся ни времени, ни дождя, ни ветра, ни мороза, ни бомб, ни гранат, ни какой бы то ни было слепой разрушительной силы. Весь мир немощен перед этими христианскими пирамидами. Они стоят вне разрушения и вне смерти. Им гарантировано бессмертие в мире, где имя смерти не упоминается и жало смерти не чувствуется.» Райская пирамида. Толкование заповедей блаженств Святитель Николай Сербский (Велимирович) Итак вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу, быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем, на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святой храм в Господе, на котором и вы устрояетесъ в жилище Божие Духом (Еф.2:19-22) ВВЕДЕНИЕ В старые-престарые времена египетские фараоны строили пирамиды из камня. Одни из тех пирамид были высотой пятьдесят метров, другие сто, а некоторые и выше ста метров. Есть и такие, которые в два раза выше храма Святой Софии в Царьграде, самой величественной церкви на православном Востоке. Поистине, это загадка, зачем фараоны строили такие гигантские пирамиды, впрочем, все в древнем языческом Египте загадочно, все сказка, все предчувствие. Вероятнее всего, фараоны воздвигали эти исполинские каменные сооружения, мечтая о бессмертии своем. Они мечтали о бессмертии тела, хотя догадывались и о бессмертии души. Во всяком случае, другим мотивом подобного строительства было тщеславие и взаимное соперничество. Каждый из них желал увековечить себя таким памятником, который бы мог противостоять времени и стоял бы, пока земля стоит. В египетской Книге мертвых приводится предсказание Египтянина о грядущем суде бога Осириса и бессмертии человека, однако выражено это все неясными догадками и основано на гаданиях.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=717...

И мы читаем далее: «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» ( Мф. 5:7 ). Слово «блаженны», которое мы встречаем перед каждой из заповедей Блаженств, имеет свою ветхозаветную предысторию: этим словом приветствовали паломников, которые в Иерусалиме восходили на Храмовую Гору. Каждая из заповедей Блаженств при ее исполнении возводит нас в Небесный Иерусалим. Ни одна из этих заповедей не несет в себе чисто формального повеления или приказа. Скорее всего, эти заповеди Блаженств есть некий религиозный манифест, исполнение которого проистекает из самого нашего акта веры, нежели чем из всех наших усилий (усилий дел). Данная заповедь о милостивых сама в себе имеет и разъяснение. Сказано: «милостивые… помилованы будут». Т.е., мера того, как мы относимся к другим, – это мера того, как Господь отнесется к нам. В Писании сказано, что добро всегда возвращается к человеку. Сказано: «Отпускай хлеб твой по водам, потому что по прошествии многих дней опять найдешь его» ( Еккл. 11:1 ). Блаж. Иероним добавляет: «Под милосердием разумеются не одни только милостыни, но и снисходительность ко всякому греху брата, когда мы будем носить тяготы один другого». Однажды апостолы спросили Христа: «…Господи! сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз? Иисус говорит ему: не говорю тебе: до семи раз, но до седмижды семидесяти раз» ( Мф. 18:21–22 ). Выражение «до седмижды семидесяти раз» означает бесконечное количество раз. Само число семь – есть некая полнота, а седмижды семьдесят означает – сверхполноту. Но милостивым можно быть только за свой счет, т.е., прощая личному врагу. А, если зло касается другого, будь решителен в противостоянии ему (имеется в виду злу). Как мы сегодня уже читали: «… спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову» ( Ис. 1:17 ). Блаж. Феофилакт показывает, что милосердие можно проявить по-разному: «Милосердие можно оказывать не имуществом только, но и словом, а если ничего не имеешь, то – и слезами и вздохом». Посмотрите вокруг себя и сразу увидите, кто нуждается в вашем милосердии. Кому пол нужно вымыть, кому белье постирать, а с кем просто посидеть и побеседовать. Много сейчас одиноких и брошенных людей, особенно среди пожилых, на них прежде всего и обратите свое милосердие. Но прежде всего помогайте своим по вере, как и сказано в Писании: «Итак, доколе есть время, будем делать добро всем, а наипаче своим по вере» ( Гал. 6:10 ). Но и о врагах не надо забывать. Сказано: «Если голоден враг твой, накорми его хлебом; и если он жаждет, напой его водою» ( Притч. 25:21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Истинное же счастье должно быть вечным, непреходящим. По учению Иисуса Христа таким счастьем есть Царство Божие. Только тогда человек будет истинно счастлив, когда будет жить в мире с Богом, когда станет членом Царства Божьего. Тогда Господь будет заботиться о таком человеке и будет удовлетворять все его потребности и желания. И такой человек ни в чем не будет знать нужды и будет защищен рукой Господней от бед и страданий. «Бог же силен обогатить вас великой благодатью, чтобы вы, всегда и во всем имея всякое довольство, были богаты на всякое доброе дело " ( 2Кор.9:8 ). Путь в Царство Божие начинается уже здесь в земной жизни человека, а продолжается и окончательно завершается на небе в вечности. Счастье в Царстве Божием не имеет конца, оно не временно, как человеческие кратковременные радости, а вечно и совершенно. Его никто не может отнять или украсть у человека, оно не зависит от случайностей. Такое счастье, по учению Иисуса Христа, есть Вечное Блаженство, Совершеннейшее Благо, воплощение Добра Красоты и Вечной Любви. Итак, истинное счастье это соединение человека с Богом, когда в душе человека живет Господь. А достижение такого счастья это исполнение Законов Божиих, выражающихся в совершении добрых дел, то есть жизнь человека в помыслах и поступках, подчиненных учению Иисуса Христа. Ибо «соблюдающий заповедь не испытывает никакого зла» ( Еккл.8:5 ). Согласно христианским представлениям, основы духовной жизни человека ясно и кратко изложены в девяти Заповедях Блаженства. Эти заповеди являются четким руководством для человека, который идет по пути спасения. В Святом Евангелии ясно сказано, что только тот человек сможет войти в Царство Божие, который исполняет учение Христа, в том числе соблюдая девять Заповедей Блаженства. «Не всякий, говорящий Мне: «Господи, Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» ( Матф.7:21 ). «Что вы зовете Меня: Господи! Господи! – и не делаете того, что Я говорю?» (Лука 6:46). Поэтому к Заповедям Блаженства христиане относятся с большим почтением. На протяжении всего христианства эти заповеди старательно пояснялись различными конфессиями и церквями. В православной церкви на литургии эти заповеди поются в тот момент, когда Святое Евангелие торжественно вносят в алтарь, что обозначает Святость этих заповедей, как и самого учения Христова.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/nagorna...

10 августа 2013 года исполнилось 10 лет со дня кончины священника Константина Галериу (1918–2003), одного из самых крупных румынских богословов и духовников. Предлагаем читателям сайта беседу отца Константина; вопросы ему задавал архимандрит Иоанникий (Бэлан) . – В Ветхом Завете мы получили от Бога в качестве закона жизни десять заповедей (см.: Исх. 20: 2–17; Втор. 5: 6–21). В Новом Завете Бог даровал нам девять блаженств (см.: Мф. 5: 3–11). Имеются ли сходства и различия между этими двумя дарами Божиими? – Сходство заключается в том факте, что и у закона, и у блаженств Один и Тот же Автор – Бог; оба они – дар любви и попечения о нас. – А различия? – Самое важное различие указывает нам Святое Евангелие: «закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа» (Ин. 1: 17). – Как вы объясните это Божественное слово? – В этом откровении показано, как дарованы были нам и закон, и блаженства . Закон был дан через человека, через Моисея. Дан он был на горе Синайской и в «духе страха» (ср.: Ис. 11: 3) по причине нашего греха, при громах и молниях(ср.: Исх. 19: 16). Блаженства дарованы нам были Самим Сыном Божиим, соделавшимся Человеком. Слов а «дан чрез Моисея», а благодать «пришла через Иисуса Христа» показывают, что Сам Автор блаженств, Бог, пришел к нам, Он здесь присутствует. Они [блаженства] тоже были даны на горе в знак того, что они приходят свыше, но в духе смирения, кротости, милости и мира Божественного. А если пришел к нам Сын Божий, ставший Человеком, то есть пришла полнота, из которой мы берем «благодать на благодать» (Ин. 1: 16), тогда это означает, что в даре блаженств, предложенном нам лично Богом, мы имеем полноту благодати, путь совершенства. – Из этого коренного отличия вытекают и другие? Не могли бы вы их показать. – Да! Вдумаемся в это. Закон был дан Промыслом Божиим, чтобы заградить путь зла вниз – наклонную плоскость падения нашего. Он словно крик, словно приказ: «Стой, останови, останови зло» – то есть грех, тлен, смерть . Поэтому он являет собой ряд запретов: «да не будет у тебя других богов пред лицем Моим; не делай себе кумира; не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно; не убивай; не прелюбодействуй; не кради»(Исх. 20: 3–15).

http://pravoslavie.ru/63387.html

Наконец, последняя из Заповедей блаженства (Мф 5:11–12) окончательно закрепляет истинное их понимание: блаженны претерпевшие всякого рода притеснения ради истины Христовой: Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах. Здесь нет никакого упоения собственными страданиями (оно чуждо в первую очередь и Самому Спасителю), а тем более — нарочитого их поиска; Христос просто указывает на свойства падшего мира, на его стремление отторгать то, что не связано напрямую с плоской идеей земного процветания. Так и в последней Своей беседе, о которой упоминалось выше, Христос говорит: В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир (Ин 16:33). Радость, которую сулит Нагорная проповедь, совершенно не походит, скажем, на те ужимки, гримасы и прыжки, которые демонстрируют персонажи рекламных роликов, удостоверяя ими качество предлагаемых товаров. Пожалуй, наиболее глубокое понимание радости о Христе содержится в Соборном послании святого апостола Иакова: С великой радостью принимайте, братья мои, когда впадаете в различные искушения, зная, что испытание вашей веры производит терпение; терпение же должно иметь совершенное действие, чтобы вы были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка (Иак 1:2–4). Из этих слов видно, что радость рождается тогда, когда наша вера выстояла, когда мы, избежав уныния, отчаяния, ожесточения, терпеливо вверили себя всеисцеляющей руке Божией. Замечательно, что сразу после Заповедей блаженства в Нагорной проповеди следуют слова благословения и высочайшей хвалы, которая только может выпасть на долю верных: Вы — соль земли (Мф 5:13); Вы — свет мира (Мф 5:14). Евангелие убедительно показывает, что эти слова должны относиться к тем, кто глубоко воспринял Заповеди блаженства: блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его (Лк 11:28; ср. Ин 13:17). И становится само собой разумеющимся, что Заповеди блаженства, как и заповеди Моисеевы, обращены не к отдельным группам людей, характеризующихся теми или иными свойствами, а к каждому из верных и к их единой совокупности — к Церкви. Каждый из нас призван Господом быть и нищим духом, и плачущим, и кротким; призван жаждать правды, быть милостивым, чистым сердцем, миротворцем и с радостью принимать гонения и поношения за Христа.

http://pravmir.ru/pered-nagornoy-propove...

595. Кто такие – милостивые? «Милостивые» это те, которые сочувствуют страждущим и помогают им как могут. 596. Кто такие – чистые сердцем? «Чистые сердцем» это те, которые оберегают свое сердце от греховных мыслей и желаний и избегают бесстыдных слов и поступков. 597. Кто такие – миротворцы? «Миротворцы» это те, которые сами стараются жить с каждым человеком в покое и мире и других взаимно примиряют. 598. Кто такие – изгнанные за правду? «Изгнанные за правду» это те, кто любят справедливость и готовы ради нее переносить и страдания. 599. Что подчеркнул Господь Иисус Христос в девятой заповеди блаженства? В девятой заповеди блаженства Господь Иисус Христос подчеркнул основную мысль, что мы должны быть Ему преданы. 600. Почему истинные христиане преданы Богу? Истинные христиане преданы Богу потому, что Господь Своих верных не оставит, что Он поможет преодолеть грехи, а сверх того в вечной жизни обратит их страдания в радость. Пояснения: I. Кто по смыслу заповедей блаженства нищ духом, тот убежден, что без Бога он ничего доброго совершить не может. Нищими духом могут быть и люди, обладающие большими материальными средствами, если они только сознают, что материальное богатство преходяще, и если его употребляют согласно воле Божией на добрые дела, а не на чванливое самовозвышение. Также и люди весьма образованные могут быть нищими духом в смысле заповедей блаженства, если они не возгордятся, а наоборот, поймут, что и самая большая образованность по сравнению с всеведением и мудростью Божьими является ничем. II. Христос сказал: «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» ( Мф.16:26 ). III. Многие люди из-за любви к Богу и стремления к совершенству пожертвовали все свое имущество на благотворительные, религиозные или патриотические цели и жили в добровольной бедности. Этим они исполнили слова Господа Иисуса Христа: «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение свое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною» ( Мф.19:21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Gorazd_Pavlik/...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010