А.Г. Долженко Скачать epub pdf Пояснение первой Заповеди Блаженства В этой заповеди говорится следующее: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное» ( Матф.5:3 ). Эти слова нужно понимать так. Нищие люди – это те, кто ничего не имеет. Обычно нищие не стесняются просить помощи у других и признают то, что свою пищу и одежду получают как дар. Нищие духом в отличии от обычных нищих сознают, что ничего своего они в своей духовности (в душе) не имеют, так как все их духовные богатства (включая таланты и способности) они получили от Господа Бога. Эти люди ничем не хвалятся и не гордятся перед Богом и перед людьми, а проявляют смирение и кротость, доброту и любовь к Богу и ближним. Такие люди просят у Бога духовной пищи и Господь Бог питает их плодами Святого Духа. К таким плодам относятся: «любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» ( Гал.5:22 ). То есть нищие духом – это такие люди, которые не «осуетились в умствованиях своих» ( Рим.1:21 ), осознали свою греховность и недостатки и отказавшись от эгоистических побуждений и гордыни, поняли, что без Бога они ничего не значат и не достигнут. Такая блаженная нищета Господом названа духовной. Она представляет собой определенное состояние человеческого ума и сердца, и характеризуется тем, что человек «упорству своего сердца» ( Иер.23:17 ) противопоставляет открытость своей души перед Богом, когда человек свободен от тщеславных мыслей и злых дел. Только такой человек, который способен жить с Богом в сердце, сможет принять Благодать Божью и стать блаженным. Сам Иисус Христос был образцом нищеты духовной. Он не только был нищим в прямом смысле слова, так как не обладал никакой собственностью, кроме одежды, и не имел места «где приклонить голову» ( Матф.8:20 ), но и ничего не творил от Себя, исполняя Волю Отца Своего Небесного. «Истинно, истинно говорю вам: Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего» ( Иоан.5:19 ). Во времена Христа религиозные руководители народа израильского считали себя людьми, наделенными богатыми духовными дарами.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/nagorna...

А.Г. Долженко Скачать epub pdf Пояснение пятой Заповеди Блаженства В этой заповеди говорится следующее: «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» ( Матф.5:7 ). Милостивыми называют тех людей, которые милосердно и сострадательно относятся ко всем остальным людям. Милостивые люди имеют доброе сердце, и они всегда готовы помочь нуждающимся людям по мере возможности. За это милостивые люди сами будут удостоены у Бога великой милости, они будут помилованы. С позиции христианского учения, быть милостивым – это значит, к другим людям относиться лучше, чем они это заслужили. Именно так к людям относится Бог , проявляя Свою великую милость к нечестивым и неблагодарным. Об этом и говорит Апостол Павел: «Будьте друг к другу добры, сострадательны, прощайте друг друга как и Бог во Христе простил вас» ( Еф.4:32 ). Быть милостивым – это значит быть подобным Богу. «Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив» ( Пс.102:8 ). Господь является источником милосердия. В Ветхом Завете Бог говорил Моисею так: «Господь, Бог человеколюбивый и милосердный, долготерпеливый и многомилостивый и истинный, сохраняющий [правду и являющий] милость в тысячи родов, прощающий вину и преступление и грех» ( Исх. 34,6–7 ). Эти же качества милосердия и доброты провозглашает и Иисус Христос в Своей Нагорной проповеди : «Любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым. Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд» (Лука 6:35–36). Однако проявление милосердия не сводится к оправданию всех видов греха, не сводится к выявлению терпимости к глупости и злу, не сводится к подчинению несправедливости и беззаконию. Быть милосердным – это значит в первую очередь сострадать заблудшим людям и помогать им избавиться от греха, и уметь прощать людям, делающим неправду. И как сказано в Библии: «У Тебя прощение, да благоговеют пред Тобою» ( Пс.129:3–4 ). Господь не спрашивает у людей, достойны ли они Его любви, а изливает на грешное человечество богатство Своей любви. Поэтому «будем любить Его, потому что Он прежде возлюбил нас» ( 1Иоан.4:19 ). Будем подражать Господу в милосердном отношении к ближним. Милостивые и милосердные сопричастны Богу и через таких людей проявляется Божественная любовь. Поэтому милосердные стремятся не судить ближнего, а помочь ему и спасти его. Истинно милосердные – это те люди, которые проявляют сострадание, сочувствие к бедным, страдающим и угнетенным людям. В сострадающей душе присутствует мир и покой. А Святой Дух, пребывающий в такой душе, проявляет себя в добрых делах, смягчает ожесточившиеся души и вызывает взаимное примирение и милосердие. Милостивые будут помилованы, то есть пожнут (получат) то, что сеют.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/nagorna...

«А как вы – сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющаго: Авва, Отче!» ( Гaл. IV, 6 ). »Возлюбленные, мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть« ( 1Uoah. III, 2 ). § 33. О восьмой заповеди блаженства 268. Что означает 8-я Христова Заповедь: «Блажени изгнани правды ради, яко тех есть Царствие Небесное» ( Mф. V, 10 )? Одушевленные жаждой правды и поднявпгие данное от Бога знамя истины, – по слову сей заповеди, втечении земной жизни претерпят изгнание и за это Христос наградить их блаженством, введением в Царство Небесное. 269. Как следует здесь разуметь слово – изгнание? Изгнание за правду может иметь различный степени и оно заключается в душевных страданиях, которым подвергаются поборники истины: а) духовное отчуждение от них, которое выказывают близкие по вере люди; б) отвержение или порицание их трудов и служения; в) противодействие их Богоугодной деятельности; г) стеснения, чинимыя при помощи властей; д) удаление их в ссылку; е) опорочение клеветой. " Чужим я стал для братьев моих и посторонним для сынов матери моей, ибо ревность по доме Твоем снедает меня, и злословия злословящих Тебя падают на меня« ( Nc. LXVIII, 9, 10 ). 270. Возможно ли изгнание за правду в христианском обществе и от близких по вере? Общая история наполнена примерами преследований лучших слуг человечества. Но и церковная история показывает, что те из святых мужей, которых, сообразно их дарованиям или их духовному преуспеянию, Бог поставил на высокое служение Церкви, – подвергались непризнанию, поруганию, изгнанию и даже мученичеству . Все это перенесли такие светочи веры, как Афанасий Великий , Иоанн Златоуст , Максим Исповедник , Софроний Иерусалимский и др. " Да и все, желающие жить благочестиво во Христи Иисуси, будут гонимы» ( 2Tuм. III, 12 ). Св. Апостол Павел был сильно побит камнями, когда проповедывал Евангелие в Листре, «утверждая души учеников, увещевая пребывать в вери и поучая, что многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие» ( Дeяh. XIV, 22 ).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Блаженны нищие духом (видящие в себе недостатки в духовном отношении), ибо их есть (то есть им принадлежит) Царство небесное. Блаженны плачущие, ибо они утешатся. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся (то есть этой правдой). Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят (увидят). Блаженны миротворцы (примирители, водворители мира), ибо они будут наречены сынами Божиими. Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное. 9. Блажени есте, егда поносят вам, и ижденут, и рекут всяк зол глагол, на вы лжуще Мене ради. Радуйтесь и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех. ( Мф. 5:4–12 ). Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать, и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах 170 . Относительно всех этих изречений Господа для правильного понимания их необходимо заметить следующее. Господь предложил в этих изречениях учение о достижении блаженства, обязательное для всех Своих последователей, как об этом свидетельствует выражение евангелиста: Отверз уста Своя, учаше – Он, отверзши уста Свои, учил ( Мф.5:2 ). Но, будучи кроток и смирен сердцем ( Мф.11:29 ), Спаситель предложил Свое учение, не повелевая, а ублажая тех, кто свободно примет Его учение и будет исполнять его. Заповеди закона Моисеева выражены в форме приказания, а Христос свои заповеди выражает в форме увещания, предложения – избрать лучшее. Он не говорит: «будьте нищими духом, плачьте, будьте кротки, будьте милостивы», а «блаженны нищие духом, блаженны плачущие, блаженны кроткие», то есть блажен (счастлив) тот, кто будет кротким; блажен, кто будет милостивым и т. д. 171 Так как Господь в Своих изречениях, ублажая исполняющих Его учение, обещает и особую награду за исполнение, то в каждом изречении о блаженстве надо рассматривать: во-первых, учение или заповедь о подвиге; во-вторых, ублажение или обещание награды, соответственно подвигу. О первой заповеди блаженства

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

В благоразумных совесть действует двояким образом. С одной стороны, она предостерегает от ошибок, с другой – указывает на обязанности, то есть укрепляет. Когда мы, опираясь на откровение и духовный закон, повинуемся Божественной воле, которая заключается в Божественных заповедях, то тем самым укрепляем свою совесть к большей бдительности, посредством которой выражается полнота любви к Богу. Мы подчиняемся, например, заповеди Божественных блаженств: «блаженны нищие духом» ( Мф. 5, 3 ), и с помощью совести унижаем себя до самой низкой степени смиренномудрия. И тогда немедленно вступает в силу духовный закон: «унижающий себя возвысится» ( Лк. 14, 11 ). Это совершает преизбыточествующая благодать, ибо Бог «смиренным дает благодать» ( Иак. 4, 6 ). Только смиренный, возведенный благодатью к Богу, имеет истинно высокое положение и, более того, единение с Ним, и таким образом входит в полноту Божественного ведения. А ведение это есть полное познание истины. Так исполняется обетование: «и познаете истину, и истина сделает вас свободными» ( Ин. 8, 32 ), и: " если Сын (Который есть Истина) освободит вас, то истинно свободны будете» ( Ин. 8, 36 ). Все добродетели, а также отдельно от них и пороки, представляют собой некую цепь. Эта цепь состоит из многих звеньев, соединенных друг с другом, и если взяться за одно звено, по необходимости за ним потянутся и остальные, потому что между ними существует связь. Если мы будем хранить заповеди Господних блаженств, в которых Он открыл, как угодить Ему, и вменим это себе в обязанность, то, как звенья одной цепи, за ними последуют и прочие добродетели, и мы без специального попечения о них постепенно преуспеем в духовном подвиге. Чувство нашей душевной нищеты, о которой сказано в первом блаженстве, вызывает сознание своей вины и понуждает к труду покаяния. Покаяние рождает прошение и молитву, а молитва приносит плач и рыдание. И тогда приближается материнская благодать, не терпящая рыдания и боли кающегося, как сказано: «Блаженны плачущие, ибо они утешатся» ( Мф. 5, 4 ). Но кто подает утешение, если не Святый Дух, названный «Утешителем» ( Ин. 14:16, 26, 15:26, 16:7 )? И что это за утешение, если не уверение, что Бог принял нашу прилежную молитву и простил нам грехи? После прощения грехов, соответственно усердию наших прошений, изменяются наши члены и органы чувств и становятся «орудиями праведности» ( Рим. 6, 13 ), как в прежней греховной жизни они были рабами беззакония. Действенное послушание Божественным заповедям вызывает горение к полноте Божественной любви, и чувство этой любви есть достоверный факт. «Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам» ( Ин. 14, 21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Vatopeds...

Основание праксиса составляет «соблюдение заповедей». В меньшей степени эти «заповеди» отражены в Декалоге (там они представлены не столь масштабно по сравнению с тем, как Иисус раскрыл и воплотил их духовный смысл), в большей — в поступках и предписаниях Христа, прежде всего в Нагорной проповеди с ее «заповедями Блаженства». Ведь «Блаженства» описывают Самого Христа, красоту Христа, а через Него — таинство самого Бога в «кенозисе» и любви. Соблюдать заповеди Христовы — значит любить Его и позволять Ему в самой нашей молящей немощи облечь нас Своей жизнью и преобразовать. Кто знает могущество заповедей Божиих и понимает свойства души, тот знает, что они целительны для нее и ведут ее к истинному созерцанию. Евагрий Понтийский Сотницы, 2, 19. Вот суть этих заповедей в строгом и конкретном стилизованном изложении Бенедиктинского устава. Здесь в каждой строчке встречается пример и речение Иисуса — будь то пояснение библейской заповеди, Его Нагорная проповедь или притча о Суде из двадцать пятой главы Евангелия от Матфея: Алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне… Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне (Мф. 25, 35, 40). Монах становится постепенно существом благословенным. Вера в безграничное милосердие Божие позволяет ему надеяться. Глубинное знание того, что он любим, влечет за собой не только возможность, но и требование служить ближнему и любить врагов. Страх Божий не позволяет человеку даже в состоянии бытийной тоски потеряться в неподлинном, безоговорочно отождествить себя с этим миром. Размышление об аде заставляет нас осознать, от чего Христос спас нас, если всем своим существом мы обратимся к спасению… (Некоторые темы — например, систематическое подавление дурных помыслов — будут рассмотрены в четвертой главе этой части книги.) Каковы средства доброделания? Прежде всего надлежит возлюбить Господа Бога всем сердцем, всей душой, всеми силами.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=754...

О третьей заповеди блаженства 3 . Блажени кротцыи, яко тии наследят землю. Блаженны кроткие, потому что они наследуют (получат во владение) землю. Кротцыи – кроткие, незлобивые; яко – ибо, потому что. Кротость есть спокойное, полное христианской любви, состояние духа человека, при котором человек никогда не раздражается и никогда не позволяет себе ропота, не только на Бога, но и на людей. Кроткие люди и сами не раздражаются и других людей не раздражают. Христианская кротость выражается, главным образом, в терпеливом перенесении обид, причиняемых другими, и есть свойство противоположное гневу, злобе, самопревозношению и мстительности. Кроткий человек всегда сожалеет о жестокости сердца обидевшего его человека; желает ему исправления; молится о нем и отдает его действия на суд Божий, внимая наставлению Апостола: «Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми. Не мстите за себя, возлюбленные, Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь» ( Рим.12:18–19 ). Высочайший для нас пример кротости – Сам Господь наш, Иисус Христос, молившийся на кресте за Своих врагов. Он и нас учил не мстить врагам, но делать им добро. «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» ( Мф.11:29 ). Кротость покоряет самые жестокие сердца людей, как в этом убеждает нас наблюдение над жизнью человеческою, а подтверждает это вся история гонения на христиан. Христианин может гневаться только на самого себя, на свои грехопадения и на искусителя – диавола. Господь обещает кротким, что они наследят землю. Обещание это означает, что кроткие люди в настоящей жизни силою Божиею сохраняются на земле, несмотря на все козни человеческие и на самые жестокие гонения, а в будущей жизни они будут наследниками небесного отечества, новой земли ( 2Пет.3:13 ) с ее вечными благами. Читать далее Источник: Закон Божий: для семьи и школы/сост. прот. Серафим Слободской. – Минск : Издательство Белорусского Экзархата, 2011. - 720 с. ISBN 978-985-511-297-7 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Slobod...

Н.И. Державин Вероучение Православной Церкви Заповеди блаженств В ветхозаветные времена Бог дал людям через Моисея десять заповедей 34 (см. Исх. 20, 2–17 ). Десять заповедей – это система строгих запретов, направленная на то, чтобы обуздать подчас самые грубые проявления человеческой натуры. В Новом Завете Христос дает людям новое учение, которое, не отрицая ветхозаветного Закона, возводит его на новую, более высокую ступень нравственного и духовного состояния (см. Мф. 5, 3–12 ). Заповеди блаженств – это не закон строгой правды, но закон Божественной любви и благодати. Святитель Иоанн Златоуст называет их «Золотой лестницей добродетелей», в которой каждая последующая заповедь является очередной ступенью в духовном возрастании, это путь в Царствие Божие, указанный Самим Христом: Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны плачущие, ибо они утешатся. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими. Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах. Первая заповедь В наши дни особое недоумение вызывает первая заповедь. Действительно, мы привыкли положительно оценивать духовно богатого человека. А человек нищий духом с современной точки зрения – это убогий, забитый, и, уж конечно, совершенно никому не интересный субъект. Христианство несколько иначе понимает духовную нищету. Все наши духовные и телесные блага, наша жизнь – все это принадлежит Творцу. Мы владеем этим только как Божиим даром. И в этом смысле мы не имеем ничего своего, мы – нищие. Без небесной помощи невозможно ни духовное богатство, ни материальное благополучие. Богатство материальное не может заменить богатства духовного. Господь сказал: Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою? ( Мф. 16, 26 ).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

В книгах Священного Писания Нового Завета. Слова Самого Господа в Евангелии и апостольския послания приводят много ссылок на тексты Ветхого Завета. " Иисус говорить им: неужели вы никогда не читали в Писании...» ( Mф. XXI, 42 ). »... зная прежде всего то, что никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою» ( 2Пет. 1, 20 ). Поучение об использовании Писаний Ветхого Завета дает Церковь . В церковных молитвах, в самом составе богослужений введены тексты тоже и из книг Ветхого Завета. Книга псалмов св. царя Давида неотемлема от наших богослужений и молитв. Часто в храмах читаются отрывки из книг великих и малых пророков, и бывают чтения из других книг Ветхого Завета. 5. Можно ли видеть различие по духу между Синайскими заповедями Ветхого Завета и заповедями Блаженства, которыя возвестил Иисус Христос в Его Нагорной Проповеди? Различие есть потому, что эти законодательства были преподаны народу, стоявшему на разных ступенях веры. Во время св. пророка Моисея – израильтяне, едва сохранявшие Единобожие, могли лишь усвоить закон, в котором выражены восемь запретов и два повеления. Иисус Христос возвысил верующого до высшей ступени: Господь обещал ему блаженство, если он соберет в себе добродетель и проявит это Богоугодным образом; »... и кто захочет судиться с тобою, и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду» ( Mф. V, 40 ); »... и кто принудить тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два» ( Mф. V, 41 ). " Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего, и ненавидь врага твоего ( Лeb. XIX, 17, 18 ). А Я говорю вам: любите врагов ваших, благославляйте проклинающих вас ...» ( Mф. V, 43,44 ). 6. Есть ли высший Божий закон, который сближает заповеди Ветхого и Нового Заветов? Высший духовный закон, проистекающий от Существа Божия и все соединяющий, есть заповеданная Богом любовь. Эта заповеданная человекам любовь выражена дважды в Ветхом Завете, как Божье повеление: «и люби Господа, Бога твоего всим сердцем твоим и всею душею твоею и всеми силами твоими« ( Bmop. VI, 5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Не слабость, но сила Но плакать можно не только о своих грехах. Можно разделить слезы горечи и печали с теми, кому тяжело. В послании к Римлянам святой апостол Павел призывает: Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими (Рим. 12, 15). Поэтому блаженны будут не только те, кто очистил себя слезами покаяния, но и те, кто не остался безразличным к слезам других людей. Принять чужие слезы, как свои, чужую скорбь, как личную. Это тоже подвиг. Подвиг исполнения заповеди Господа — возлюби ближнего твоего, как самого себя (Мф. 22, 39). Христианская любовь - не эгоистичное самообожание. Любовь, о которой говорит Господь, открыта для других. Настоящая любовь способна разделить с другими и радости, и скорби. Поэтому для христианина слезы и плачь — это не проявление слабости, а проявление любви. И покаяние, соединенное со слезами, делает нас сильными. Дает силы в борьбе с греховными страстями. Слезы о чужом горе помогают нашей душе не очерстветь. И Утешением для верующих становится Сам Господь Иисус Христос. Заповеди блаженства — не бессвязные тезисы. Каждая из них связана с другой. Человек, осознавший или, лучше сказать, достигший состояния духовной нищеты, обретет и блаженный плач. Да, без Бога я не могу ничего. И чувство божественного присутствия, благодатное чувство обретенных божественных даров —выливается для нас слезами и о своем недостоинстве, и, одновременно слезами радости. Ведь что может быть радостнее присутствия Христа? Ведь и Сам Господь плачет и радуется вместе с нами. Именно слезы открывают путь Господу в нашу душу и сердце. «Сильный», который никогда не проливает ни единой слезинки, может и не почувствовать той нужды в Боге, которую открывает духовная нищета и плач. Вся наша сила в Боге, а не в нашем «я», которое может все, как порой может казаться. В Апокалипсисе есть замечательные по своей глубине слова Господа Иисуса Христа: Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним, и он со Мною (Апок. 3, 20). Господь стучит в двери человеческого сердца, опечаленного, обуреваемого скорбями, чтобы разделить эту скорбь и печаль. Господь взошел на крест и принял смерть, чтобы разделить с нами всю глубину человеческой жизни, вплоть до самой смерти. Но Господь не просто погружается в эти глубины, Господь выводит нас из них. И вопрос в том, готовы ли мы и хотим ли мы принять эту помощь, принять Христа? Хотя бы раз в жизни каждый хотел бы, чтобы кто-то разделил с ним его скорбь. Господь готов сделать это всегда. Еще и еще раз радоваться и плакать вместе с нами, чтобы стать нашим Утешением. Ведь Христос Сам обещает это в заповедях блаженства. И, наверное, тот, кто по-настоящему не плакал, тот не сможет по-настоящему, во всей полноте испытать радость утешения. Не случайно же все так взаимосвязано и в обычной жизни, и в жизни духовной.

http://pravoslavie.ru/73261.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010