Храни крепко упование на Господа, и Он сохранит тебя. Береги благодать от всего дурного в мыслях, словах и поступках, и благость Божия защитит тебя, где бы ты ни был. Богу нужны помощники, а не паникеры. Ключ ко спасению всегда находится в твоих руках. Этот ключ есть полное согласие во Христе ума и сердца. Когда ум обретает сердечное место, появляется прямая возможность стяжать полноту благодати. Смиренный ум и кроткое сердце - это врата твоего спасения. Они открываются всякому человеку в любом месте и в любых обстоятельствах, ибо через эти врата входят в жизнь вечную. Следующий всем сердцем заповедям святого Евангелия не умрет, но будет жить на земле, как соработник у Бога и друг Христов. Возвращение ума в сердце приводит к полному прекращению безнравственных мыслей, а спокойное молитвенное удержание в нем ума становится душевным и телесным здоровьем. Мысли рождаются в уме, а ум исходит из сознания, поэтому возвращение мыслей в сознание, или в сердце, где пребывает Христос, называется истинным сердечным просвещением. Сосредоточение внимания глубоко в сердце, без каких-либо отвлекающих мыслей, есть непосредственное стяжанию благодати. А сосредоточение чистого просвещенного сердца, оставившего все помышления, на Божественной благодати и соединение с ней есть совершенное спасение от грехов, болезней и смерти. Любая болезнь - это, в первую очередь, греховная устрашающая мысль о болезни, ослабляющая душу и тело. Погружение ума с молитвой глубоко в сердце, где нет никаких тревожных мыслей, представляет собой совершенное избавление в сокровенности сердечной от болезней и достижение полной победы с помощью Христовой благодати над всеми мыслями и всяким злом, терзающим человека. Это есть внутреннее Царство Небесное, в которое входят те, кто в неколебимой решимости отказался от своего эгоизма. Ибо там, в сокровенности сердца, пребывает блаженство нищеты духа, блаженство сладостного покаянного плача, блаженство кротости душевной, которая наследует землю, блаженство всепоглощающего алкания и жажды истины Божией, блаженство милосердия сердечного, блаженство святой чистоты внутренней сердечной обители, блаженство обуздания ума и достижения степени миротворцев и молитвенников Христовых, величайшее блаженство смиренного принятия гонения за праведность и за стремление к спасению во Христе и нескончаемое блаженство сердца, претерпевшего поношения, злострадание и злословие ради Возлюбленного Христа и получившего благодатную награду неотмирной любви Христовой и помощи Его, вводящих душу в нескончаемую и нерушимую жизнь вечную: «И победившие зверя и образ его, и начертание его и число имени его, ...поют песнь Моисея, раба Божия, и песнь Агнца, говоря: велики и чудны дела Твои, Господи Боже Вседержитель! Праведны и истинны пути Твои, Царь святых!»(Откр.16:8).

http://isihazm.ru/?id=384&sid=31&iid=312...

О шестой заповеди Блаженства Желающие блаженства должны быть чисты сердцем, изгоняя из своего сердца пристрастие к земным предметам и непрестанно сохраняя в сердце память о Господе Иисусе Христе с верой и любовью. Господь обещает чистым сердцем, что они Бога узрят. Слово Божие сравнивает сердце человеческое с оком и приписывает совершенным христианам «просвещенна очеса сердца» ( Еф. 1, 18 ). Как чистое око способно видеть свет, так чистое сердце способно созерцать Бога, что само по себе высшая награда. О седьмой заповеди Блаженства Желающие блаженства должны быть миротворцами, т. е. поступать со всеми дружелюбно и не давать повода к несогласию. Надо также всех враждующих примирять, насколько это возможно, или молить Бога об их примирении. Господь обещает миротворцам то, что они нарекутся сынами Божиими. Поскольку они своим подвигом подражают Сыну Божию, пришедшему на землю примирить согрешившего человека с Богом, то им обещается это благодатное имя. О восьмой заповеди Блаженства Желающие блаженства должны быть готовы претерпеть гонение за правду. Этой заповедью требуются правдолюбие, постоянство и твёрдость в добродетели и истине, мужество и терпение в бедствии и опасности. Господь обещает гонимым за правду Царство Небесное, подчеркивая, что спокойствие и мир христианин получит лишь после исхода из земной жизни. О девятой заповеди Блаженства Желающие блаженства должны быть готовы с радостью принять поношение, гонение, бедствие и смерть за имя Христово. Подвиг согласно этой заповеди, называется мученическим. Господь обещает за этот подвиг великую награду на Небесах. Тема 43. Декалог (1–4 заповеди) О вере, любви и добрых делах Как уже говорилось, для христианина одной веры, без любви и добрых дел, не достаточно. «Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? может ли эта вера спасти его? Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва» ( Иак.2:14, 26 ). Различать добрые и злые дела помогает голос совести и Закон Божий или Заповеди.

http://azbyka.ru/kratchajshij-katihizis

Чему нас учат заповеди блаженства? В начале Своего служения Иисус Христос произнес очень важную проповедь, которая именуется «нагорной».Христос произнес ее, взойдя на гору (Мф. 5, 1) - то есть обратился к людям с вершины холма. Центральной частью «нагорной проповеди» стали заповеди блаженства. В ближайших номерах наш постоянный автор, священник Василий Куценко будет размышлять о том, что же означают эти загадочные заповеди, как «расшифровываются» и какими путями реализуются – все в целом и каждая в отдельности. Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны плачущие, ибо они утешатся. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими. Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас ( Мф. 5, 3-11). Такой странный «тренинг» Когда говорят о заповедях Христовых, то обычно подразумевают именно заповеди блаженства. Но вот вопрос: ведь задолго до проповеди Христа были даны десять заповедей, зачем же понадобились новые? Дело в том, что заповеди блаженства не отменяют и не заменяют собой десять заповедей, данные через пророка Моисея на горе Синай. Сам Господь Иисус Христос говорит: Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я,но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все (Мф. 5, 17-18). Но зачем все таки понадобились еще заповеди? Интересно, что заповеди блаженства очень сильно отличаются от заповедей Моисеевых. Я Господь Бог твой..., Не сотвори себе кумира..., Не кради..., Не убивай... - с одной стороны; и Блаженны нищие..., плачущие..., алчущие - с другой.Заповеди Моисеевы в большей степени говорят о том, что нельзя делать. Заповеди блаженства - о том, каким нужно быть. Поэтому можно сказать о том, что заповеди блаженства дополняют заповеди Моисея. Христос изображает нового человека и его состояние. Человека, который верует в Бога, не убивает, не крадет, не прелюбодействует. Заповеди блаженства — это откровение внутреннего, духовного состояния христианина.

http://pravoslavie.ru/73007.html

Таким образом, Царство Божие, состоящее, по апостолу, в правде, мире и радости о Духе Святом, и теперь принадлежит нищим духом, хотя и внутренно только, посредством веры и надежды. В будущей же жизни они вполне и совершенно будут участвовать в блаженстве вечном, где блаженство это не будет нарушаться скорбями мира сего, по неложному обетованию Слова Божия: «и отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет; ибо прежнее уже прошло». Что должно присоединить к молитве, чтобы утвердиться в надежде спасения и блаженства? Какое учение может руководствовать нас в подвиге для достижения блаженства? Что нужно сказать об изречениях, содержащих это учение? Как читается первая заповедь блаженства? Что значит быть нищими духом, и как можно приобрести нищету духовную? Могут ли быть нищими духом и богатые? Не может ли нищета телесная служить к совершенству нищеты духовной? Что Господь обещает нищим духом? Каким образом им принадлежит Царство Небесное? 15. Вторая и третья заповеди блаженства Ибо печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению, а печаль мирская производит смерть. 2Кор.7:10 . Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем. Мф.11:29 . Не воспрекословит, не возопиет, и никто не услышит на улицах голоса Его; трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит, доколе не доставит суду победы. Мф.12:19 –20. Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь. Рим.12:19 . В прошлый раз мы изъяснили учение Слова Божия о нищете духовной, как подвиге, необходимом для достижения блаженства. Подвиг этот, как мы видели, предполагает в человеке другие подвиги, низводящие на него благодать Божию и утверждающие его в надежде на спасение. Все эти подвиги предложены Спасителем в последующих восьми заповедях блаженства. В настоящий раз мы предложим изъяснение второй и третьей из них. Вторая заповедь блаженства читается так: блаженны плачущие, яко тии утешатся.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

435. Какая первая заповедь Господа для достижения блаженства? Желающие блаженства должны быть нищими духом . 436. Что означает быть нищим духом? Быть нищим духом означает иметь духовное убеждение, что мы ничего своего не имеем, а имеем только то, что дарует Бог, и что ничего доброго мы не можем сделать без Божией помощи и благодати; и таким образом, должны считать, что мы – ничто и во всем прибегать к милосердию Божию. Кратко, по объяснению святого Иоанна Златоуста , нищета духовная есть смиренномудрие (Толкование на Евангелие от Матфея, беседа 15). 437. Могут ли богатые быть нищими духом? Быть нищими духом могут и богатые, если придут к мысли, что видимое богатство тленно и непостоянно и что оно не заменяет недостатка благ духовных. «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою?» ( Мф. 16:26 ). 438. Может ли нищета телесная послужить к совершенству нищеты духовной? Нищета телесная может послужить к совершенству нищеты духовной, если христианин избирает её добровольно, для Бога. Об этом сказал Сам Господь Иисус Христос богатому: «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое, и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи, и следуй за Мною» ( Мф. 19:21 ). 439. Что обещает Господь нищим духом? Нищим духом Господь обещает Царство Небесное. 440. Каким образом нищим духом принадлежит Царство Небесное? Нищим духом в настоящей жизни Царство Небесное принадлежит внутренне и предначинательно , благодаря их вере и надежде, а в будущей – совершительно , посредством участия в вечном блаженстве. О второй заповеди Блаженства 441. Какая вторая заповедь Господа для достижения блаженства? Желающие блаженства должны быть плачущими . 442. Что мы понимаем под плачем? Во второй заповеди под наименованием плача следует понимать печаль и сокрушение сердца и действительные слёзы о том, что мы несовершенно и недостойно служим Господу и заслуживаем нашими грехами Его гнев. «Печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению; а печаль мирская производит смерть» ( 2Кор. 7:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

     – Владыко, продолжим наш разговор о заповедях блаженства. Четвертая заповедь блаженства звучит так: «Блажени алчущии и жаждущии правды, яко тии насытятся». Что такое алчба и жажда правды? – В этой заповеди Христос сопрягает понятия блаженства и правды. И правда выступает в качестве условия человеческого счастья. Правда – это верность человека завету с Богом. Ведь каждый из нас при крещении вступил в союз, или завет, с Богом. Те, кто стремятся жить по правде, на образном языке Библии именуются «алчущие и жаждущие правды». Жить по правде непросто, потому что в мире очень много лжи. Источник лжи – дьявол, о чем прямо говорит Господь: «Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи» (Ин. 8:44). И всякий раз, когда мы умножаем ложь, говорим неправду или совершаем дела неправедные, то расширяем владения дьявола. Живя во лжи, человек не может быть счастливым, ибо не дьявол источник счастья. Путем неправды мы входим в сферу зла, а зло и счастье несовместимы. Заповеди блаженства свидетельствуют: не может быть счастья без правды, как не существует счастья с ложью. И потому всякая попытка устроить личную, семейную, общественную или государственную жизнь на началах лжи неминуемо приводит к поражению, разделению, болезни и страданию. Алчущими и жаждущими правды были все те, которые с самого начала пошли за Христом и не оставили Его до смерти. И сегодня жаждущими правды станут те, кто жаждет Христа, ибо Иисус есть вся полнота правды, вся Истина и весь порядок жизни, как Сам Он сказал о Себе: «Я есть путь, и истина, и жизнь» (Ин. 14:6). – Пятая заповедь блаженства: «Блажени милостивии, яко тии помиловани будут». Эта заповедь нам говорит, что надеждой на помилование Божие может быть оказание милости ближним? Что относится к делам милости? – Святые отцы учат, что самым чистым источником милости является сострадание. Сострадание – это милующее сердце. Совершая дела добра и помогая ближнему, мы обнаруживаем, что человек, в судьбе которого мы приняли участие, перестает быть для нас чужим, он входит в нашу жизнь. Отзывчивость, сострадание и добро, обращенные нами к другим людям, соединяют нас с ними. Сам Господь перечисляет дела милости, совершение которых вводит человека в Царство Божие: «…ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне» (Мф. 25:35–36).

http://pravoslavie.ru/98266.html

Гонения за правду. Человек, идущий по пути, указанному Христом, не останется без внимания окружающих. В ком-то он будет вызывать насмешку, в ком-то зависть, в ком-то —  раздражение. Безусловно, он будет мешать – просто самим фактом своего присутствия, и свидетельством о Господе. Реакция неизбежна – он встретится с враждебностью и даже гонениями. Но Иисус утешает: в таком случае человек поднимается до уровня пророков и обязательно получит свою награду у Бога. Поразмышляйте: как использовать блаженства в собственной молитве? Как эти блаженства могут вас утешить? Чего из сказанного Христом вам больше всего не хватает, о чем можно молиться? Как блаженства могут помочь определить свое внутреннее состояние, подготовиться к исповеди? Блаженства могли вызвать у учеников смешанные чувства: «однако трудные эти блаженства!» Обычный человек, сообщив такие новости, попытался бы здесь приласкать, утешить. Но Иисус поступает иначе. Он показывает, насколько Он на нас надеется: 13 Вы — соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям. 14 Вы — свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы. 15 И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. 16 Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного. Соли обычно немного, но как она важна! Она придает вкус, сохраняет от порчи, а в некоторых случаях способна остановить процесс разложения. Но посыпь соль на рану – и будет щипать. Так и христиане: несмотря на пользу для этого мира, их служение и присутствие будет далеко не всегда приятно окружающим! Многих интересовало, как Иисус относится к закону Моисея. Ходили слухи, что Он отвергает заповеди. Этот же вопрос волновал и первых христиан. Некоторые считали (и сегодня такие находятся), что после Христа главное – жить «по любви», а детали не важны. Но Иисус говорит: 17 Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить.

http://blog.predanie.ru/article/blazhens...

208. Покушается ли тщеславие на искажение лика смирения? Одно лишь смиреннословие, как и показное поведете, противоположны истинному смирению, так как являются от тщеславия. Еще более погибельно – «мнение», т.е. убежденность в своем смирении, что уже относится к гордости. Истинное смирение «не видит себя», оно закрыто простотой или молчанием. Смиряться пред некоторыми – ложное смирение; следует быть смиренным пред всеми. Слепое суждение часто видит смирение в человекоутоднике. " Никто да не обольщает вас самовольным смиренномудрием» ( Кол. 11, 18 ). 209. Что Бог открыл нам о внутренней природе смирения? Смирение есть блаженное ощущение в душе благодати Божией, что возможно познать только своим опытом. «...возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем и найдете покой душам вашим» ( Mф. XI, 29 ). Христос говорить: научитесь не от Ангела, не от человека, не от книги, но – от Меня, то есть от Моего в вас вселения и осияния и действия. Потому и говорить пр. Иоанн Леств., что смиренномудрие есть Божие наименование. 210. Что обещано нищим духом по 1-й Заповеди Блаженства? Блаженство , как предощущение вечного блаженства и приобщение к Царству Небесному . См. учение о Царстве Небесном в Части Второй в изучении 12-го члена Символа Веры . § 27. О второй заповеди блаженства 211. Кого Господь Иисус Христос ублажает во 2-й Заповеди Блаженства? " Блажени плачущии, яко тии утешатся» ( Mф.V, 4 ). Сокрушение, охватившее душу, об удалении от Бога, скорбь о разлучении с Богом, есть духовный плач. После нищих духом Господь причисляет к блаженным тех, кто слезно скорбит о крайнем своем недостоинстве. Так взывал в покаянной скорби пророк царь Давид: «...каждую ночь омываю ложе мое, слезами моими увлажняю постель мою» ( Nc. VI, 7 ). Так скорбел отрекшийся Апостол: «И вспомнил Петр слово, сказанное ему Иисусом: прежде нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня. И вышед вон, плакал горько» ( Mф. XXVI, 75 ). Так блаженство первое – нищета духа, рождает второе – блаженный плачь.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Само греческое слово, которое переведено у нас как «правда», имеет в греческом языке несколько смыслов. Это слово можно понять и как праведность (такое истолкование мы нашли у Иеронима Стридонского). Но, совместив понимание Иеронима и Феофилакта, мы поймем, что речь идет о праведности Христовой, исполнения которой надо искать в своей жизни. Апостол Павел писал: «Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа и найтись в Нем не со своею праведностью, которая от закона, но с тою, которая через веру во Христа, с праведностью от Бога по вере» (Флп. 3: 8–9). Вот библейский текст, который поясняет нам, каким должно быть наше стремление ко спасению и поиску высшей правды: «не со своею праведностью, которая от закона, но с тою, которая через веру во Христа». Все, что делал Христос, живя на земле, Он делал «нас ради человек и нашего ради спасения» 18 . Христос единственный, Который и исполнил весь закон, чтобы в Нем Самом и мы могли бы оказаться праведниками, которые стремятся приблизиться к Богу «не со своею праведностью, которая от закона, но с тою, которая через веру во Христа». Итак, алкание и жаждание правды – это естественное стремление, вложенное в человеческую душу, к источнику всякого блаженства и всякой праведности и правды во Христе и со Христом. И мы читаем далее: «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» (Мф. 5: 7). Слово «блаженны», которое мы встречаем перед каждой из Заповедей блаженства, имеет свою и ветхозаветную историческую предысторию (выше мы уже рассмотрели филологическое его значение): этим словом приветствовали паломников, которые в Иерусалиме восходили на Храмовую гору. Каждая из Заповедей блаженства при ее исполнении возводит нас в Небесный Иерусалим. Ни одна из этих заповедей не несет в себе чисто формального повеления или приказа. Скорее всего, эти Заповеди блаженства есть некий религиозный манифест, исполнение которого проистекает из самого нашего акта веры, нежели чем из всех наших механических усилий (чисто внешних и лишенных религиозного смысла и значения). «Возвожу очи мои к горам, откуда придет помощь моя» (Пс. 120: 1)!

http://pravoslavie.ru/94562.html

16. Четвертая заповедь блаженства Праведен Ты, Господи, и справедливы суды Твои. Откровения Твои, которые Ты заповедал, – правда и совершенная истина. Пс.118:137 –138. Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его. Ин.4:34 . Дан.9:24 –25. Правда Божия через веру в Иисуса Христа во всех и на всех верующих, ибо нет различия, потому что все согрешили и лишены славы Божией, получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе, которого Бог предложил в жертву умилостивления в Крови Его через веру, для показания правды Его в прощении грехов, соделанных прежде. Рим.3:22 –25. Кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой. Ин.7:37 –38. А я в правде буду взирать на лице Твое; пробудившись, буду насыщаться образом Твоим. Пс.16:15 . Они не будут уже ни алкать, ни жаждать… ибо Агнец, Который среди престола, будет пасти их и водить их на живые источники вод. Откр.7:16 –17. Кто сознает свою греховность и духовную нищету, кто сердечно скорбит о том, что грехами своими прогневляет Бога, тот имеет и ту алчбу, и жажду, о которых Спаситель говорит в четвертой заповеди блаженства: «блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо те насытятся». Заповедь эта стоит поэтому в тесной связи с предыдущими заповедями, ибо подвиг, предписываемый ею, служит следствием подвигов, предписываемых теми заповедями. К изъяснению этой заповеди мы и приступим теперь. Итак, желающие блаженства должны быть алчущими и жаждущими правды. Прежде всего здесь возникают два вопроса: что должно разуметь в этой заповеди под именем правды? И кто суть алчущие и жаждущие этой правды? Праведным называется тот, кто поступает во всем праведно или согласно с Законом Божиим. Неправедным же называется тот, кто поступает неправедно или несогласно с Законом Божиим. На это указывает псалмопевец, когда говорит: «праведен Ты, Господи, и справедливы суды Твои. Откровения Твои, которые Ты заповедал – правда и совершенная истина». Откровения, заповеданные Богом, псалмопевец называет здесь правдою потому, что они должны вести к оправданию человека перед Богом. А так как исполнение каждой заповеди Закона Божия составляет добродетель, то и каждая добродетель, поскольку она ведет нас к оправданию, может быть названа иначе правдою. Таким образом, под правдою в обширном смысле можно разуметь в четвертой заповеди блаженства вообще исполнение Закона Божия и всякую добродетель, которая должна быть вожделенна для души христианина, как пища и питие вожделенны для тела его. Этой правды алкал и жаждал на земле Сам Господь наш Иисус Христос, как это видно из следующих слов его: «Моя пища есть творить волю пославшего Меня, и совершить дело Его». Этой же правды алкали и жаждали и все святые угодники Божии. Стремление к ней вытекает из самой природы человека, который сотворен, как учит Писание, по Богу в правде и преподобии истины.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010