Людям с чистым сердцем Господь обещает в награду, что они увидят Бога. Здесь, на земле, они увидят Его благодатно-таинственно, духовными очами сердца. Они могут видеть Бога в Его явлениях, образах и подобиях. В будущей же вечной жизни они будут видеть Бога так, «как Он есть» (1 Ин.3:2). А так как лицезрение Бога есть источник высочайшего блаженства, то обещание видеть, созерцать Бога есть обещание высшей степени блаженства. О седьмой заповеди блаженства 7. Блажени миротворцы, яко тии сынове Божии нарекутся.   Блаженны миротворцы, потому что они будут названы сынами Божиими.    Миротворцы — люди, живущие со всеми в мире и согласии и устанавливающее мир между людьми; сынове Божии — сыновьями Божиими; нарекутся — назовутся.    Миротворцами называются те люди, которые сами стараются жить со всеми в мире и согласии, и других людей, враждующих между собою, стараются примирить, или, по крайней мере, молят Бога об их примирении.    Миротворцы помнят слова Спасителя: «мир оставляю вам, мир Мой даю вам» (Ин.14:27).    «Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми», говорит апостол Павел (Рим.12:18).    Миротворцам Господь обещает, что они назовутся сынами Божиими, т. е. будут самыми близкими Богу, наследниками Божиими, сонаследниками Христу. Миротворцы своим подвигом уподобляются Единородному Сыну Божию Иисусу Христу, который пришел на землю, чтобы примирить согрешивших людей с правосудием Божиим и поселить мир между людьми, вместо господствовавшей среди них вражды. Поэтому миротворцам и обещается благодатное наименование сынов Божиих, т. е. детей Божиих, а с этим и неизъяснимое блаженство.    Апостол Павел говорит: «А если дети, то и наследники, наследники Божии, сонаследники же Христу, если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться. Ибо думаю, что нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас» (Рим.8:17-18). О восьмой заповеди блаженства 8. Блажени изгнани правды ради, яко тех есть Царствие Небесное.    Блаженны изгнанные за правду, потому что их есть Царство Небесное.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3880...

О восьмой и девятой заповедях блаженства Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Возлюбленные во Христе братия и сестры, смысл нашей христианской жизни заключается в достижении главной нравственной цели – спасении своей души. К тому должно быть устремлено все внимание каждого христианина, чтобы благоразумно и богоугодно провести короткое свое земное странствование и сподобиться вечного блаженства. В прошлых беседах мы говорили, что, для того чтобы уверенно шествовать по пути христианской жизни, необходимо христианину прежде всего исполнять нравственный закон Божий и волю Божию, которая выражена главным образом в так называемых девяти заповедях блаженства, изложенных Спасителем в Его Нагорной проповеди. Мы говорили, что без исполнения нравственного закона Божия не примет Господь и наших молитв, которые будут Ему неугодны, как свидетельствует об этом Священное Писание . За нарушение заповедей Божиих, за порочную и безнравственную жизнь Господь обличал в Ветхом Завете иудейский народ и отвращал от него Свое лицо. Также и Сын Божий, обличая современных Ему иудеев, говорил им: Приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня; но тщетно чтут Меня... Что вы зовете Меня: Господи! Господи! – и не делаете того, что Я говорю? Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного ( Мф. 15, 8–9 ; Лк. 6, 46 ; Мф. 7:21 ). Таким образом, каждый христианин должен обратить все усердие и старание свое на исполнение воли Божией. Мы говорили, и вы знаете, что Господь от нас требует, чтобы мы имели нищету духовную, то есть смиренное сознание своей полной зависимости от Бога, благоговение пред Ним, Подателем всех даров, относили все свои совершенства лишь к Нему единому, а себя самих смиренно считали за ничто. Далее требуется от нас сокрушение и плач о грехах своих: Блажени плачущии, яко тии утешатся ( Мф. 5:4 ). Господь требует, чтобы мы не предавались движениям гнева, досады, мщения, вражды, зависти, а ради любви к Нему все оскорбления и поношения от людей переносили великодушно.

http://azbyka.ru/otechnik/arhimandrit_Ki...

Заповеди блаженства начинаются со слов: «блаженны нищие», потому что Христос явил нам прежде всего Свою нищету. Ничего не имеющий, обнаженный на Кресте от Своей славы, оставленный и преданный всеми, — среди этого предательства, среди смерти, среди этой нищеты Он в руки Отца Небесного предает дух Свой. Нет ничего более поразительного, чем это предание Господа Своему Отцу. Это то, что мы должны делать каждое мгновение нашей жизни — предавать себя воле Отчей, которая есть воля блаженства. Господь хочет нашего вечного блаженства. Может быть, кого-то удивляет, как мы смеем столь дерзновенно утверждать, что Господь хочет, чтобы мы были счастливы в этом мире, в таком, каким мы его знаем, но это так, это — абсолютная правда. В центре нашего мира — воскресший Христос. Он избавляет нас от наших грехов, Он дает нам надежду, Он открывает нам небо. Он дает нам жизнь. Христос воскрес из мертвых, и не стало больше ничего невозможного. Если бы вся жизнь кончалась здесь, мы были бы несчастнее всех человеков. Но заповеди блаженства существуют, потому, что Христос воскрес. Заповеди блаженства — не бегство от реальности, не сдача всех позиций перед этим жестоким миром. Это торжество Воскресения Христова в нашей жизни, которое ныне сокровенно, но раскроется в полноте в конце времен, когда Господь явится во славе, чтобы преобразить нас. Да будет Господь всегда нашим утешением, милостью и миром, приведением нас в свободу чад Божиих, предающих себя до конца в руки Его. Чтобы уже теперь мы были воскресшими со Христом! Мф, 11 зач., 5, 14—19 Сказал Господь Своим ученикам: вы — свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного. Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все. Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном.

http://pravoslavie.ru/3956.html

Под плачущими можно в расширительном смысле понимать всех страдающих 107 , находящихся в отчаянных обстоятельствах 108 , скорбях и гонениях 109 , ощущающих свою беспомощность и уязвимость 110 . Вторая заповедь Блаженства, возможно, имеет параллель в книге пророка Исаии – в том самом отрывке, который Иисус прочитал в назаретской синагоге ( Лк. 4:16–20 ). Приведем его по версии Септуагинты: «Дух Господень на Мне, ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, послал Меня исцелять сокрушенных сердцем... утешить всех плачущих (παρακαλσαι πντας τος πενθοντας), дать плачущим (πενθοσιν) Сиона славу вместо пепла, елей радости плачущим, одежду славы вместо духа уныния» ( Ис. 61:1–3 ). Словесное сходство двух греческих переводов – книги пророка Исаии и слов Иисуса – очевидно; подобным же сходством должен был, вероятно, обладать и еврейский оригинал. Слова Иисуса содержат прямую аллюзию на текст Исаии 111 . Тот факт, что Иисус в назаретской синагоге применяет эти слова пророка к Самому Себе, свидетельствует о том, что именно в Себе Он видит источник радости: именно Он призван утешить всех плачущих. Это утешение сфокусировано в Его личности, подобно тому как Царствие Небесное, обещанное нищим духом, также имеет Его своим источником. Христоцентризм обеих заповедей очевиден. Иисус не только заявляет о блаженстве людей, обладающих теми или иными качествами: Он Сам и является подателем этого блаженства. Здесь уместно вспомнить слова Иисуса о скорби и радости, обращенные к ученикам на Тайной Вечере: Вы восплачете и возрыдаете, а мир возрадуется; вы печальны будете, но печаль ваша в радость будет ( Ин. 16:20 ). Скорбь учеников при разлучении с Ним Иисус сравнит со страданиями женщины при родах, а радость о Его воскресении – с радостью о рождении ребенка. Опять же, источником радости оказывается Он Сам: Так и вы теперь имеете печаль; но Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас ( Ин. 16:22 ). Утешение, о котором Иисус говорит в заповедях Блаженства, и радость, о которой будет говорить ученикам на Тайной Вечере, имеют вечный, вневременной характер и проистекают от встречи с Ним – Богом воплотившимся.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Лк.6:45 . Мк.7:21 –23. Больше всего хранимого храни сердце твое, потому что из него источники жизни. Притч.4:23 . Солнце да не зайдет во гневе вашем. Еф.4:26 . В прошлый раз были указаны те дела милости, посредством которых христианин может угодить Богу и заслужить помилование для себя. Спрашивается теперь, откуда проистекают эти дела? Где их источники? Слово Божие научает нас, что таким источником их служит наше собственное сердце. Сам Господь Иисус Христос говорит о сем: «добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сокровища своего выносит злое». Так, и добрые, и худые дела проистекают из нашего собственного сердца. Вот почему Господь в числе заповедей для блаженства предложил и заповедь, касающуюся собственно сердца. Заповедь эта читается так: «блаженны чистые сердцем, ибо те Бога узрят». Посмотрим, чему научает нас эта заповедь. По смыслу ее все, желающие блаженства, должны быть чистыми сердцем. Но что же есть чистота сердца, о которой говорится здесь? В обыкновенной жизни если человек говорит и поступает с другими откровенно, как внушает ему сердце, то о нем говорят, что он чистосердечен. Таким образом, чистосердечие, понимаемое в этом смысле, есть то же, что искренность или прямота, и противоположно лукавству и лицемерию. Примером людей нечистосердечных и лицемерных служат фарисеи, ибо они по наружности казались благочестивыми, исполненными любви и добрых дел, а внутри, в сердце своем были нечестивы, исполнены хищения и неправды. На такое качество их указал Сам Господь, когда назвал их гробами окрашенными, которые снаружи кажутся красивыми, а изнутри исполнены смрадных костей. Между тем, не таковы люди чистосердечные; они не показывают лицемерно добрых расположений, не имея их в сердце своем, но в добрых поступках своих всегда проявляют только добрые расположения своего сердца. Чистосердечие посему есть качество весьма похвальное в человеке, но оно еще не составляет той чистоты сердца, которая требуется шестою заповедью для блаженства.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

Мы уже знаем, что в Ветхом Завете учение о подвиге, необходимом для благоугождения Богу, кратко предложено было в десяти заповедях Закона Божия. Но для достижения блаженства и утверждения в совершенной надежде на спасение, этого подвига было еще недостаточно. Чтобы исполнить, например, заповеди: не убий, не укради и т.д., для этого особого труда не требовалось. Трудно при этом не самое дело, запрещенное этими заповедями, а приобретение такого внутреннего настроения к деланию добра, при котором и на мысль не приходило бы причинять ближнему вред. Учения о нравственном подвиге, ведущем к такому настроению, заповеди Закона Божия не содержали. Это учение преподал нам только Господь наш Иисус Христос, и оно именно и есть то руководство, следуя которому христианин может приобресть совершенную надежду на спасение и вечное блаженство. В кратком виде учение это предложено в следующих девяти изречениях: 1. Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. 2. Блаженны плачущие, ибо они утешатся. 3. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. 4. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. 5. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. 6. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. 7. Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими. 8. Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное. 9. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас. Изречения эти называются иначе заповедями блаженства: ибо в них Господь заповедал нам разнообразные подвиги для достижения блаженства, каковы: нищета духовная, плач о грехах, кротость, алчба и жажда правды, милосердие, чистота сердечная, миролюбие, перенесение гонений за правду, а также – поношений и всяких преследований за имя Христово. Но, будучи кроток и смирен сердцем, Господь предложил это учение Свое, не повелевая, а ублажая тех, которые примут и будут исполнять его. Посему в каждом изречении должно рассматривать: во-первых, учение или заповедь, во-вторых, ублажение или обещание награды. Мы рассмотрим здесь каждое изречение по порядку. Начнем с первого.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

«Но я верую, что увижу благость Господа на земле живых» ( Nc. XXVI, 13 ). »Впрочем мы по обетованию Его, ожидаем нового неба и новой земли, на которой обитает правда« ( 2Nem. III, 13 ). § 29. О четвертой заповеди блаженства 226. Кто является алчущим правды по Заповеди: »Блажени алчущии и жаждущии правды, яко тии насытятся» ( Mф. V, 6 )? Господь сказал в этой заповеди не о тех, которые оказывают предпочтение правде и не о тех, которые желали бы осуществление правды. Христос удостоил блаженства того, кто мучительно негодует на всякую неправду и так ожидает торжества истины, как голодный ищет насытиться и как нужна вода изнуренному жаждой . Ибо: " Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо: дабы мы, умерши для грехов, жили бы для правды« ( 1Nem. II, 24 ). 227. Что разумеется в 4-й Христовой Заповеди под словом правда? В славянских языках имеются однозначащия наречия: прямо, право, просто, правильно, верно. Правда – значит прямой, без изгибов путь, простое, верное направление к цели. В области нравственных понятий правда есть не только верный подступ к истине, но это – земной образ истины, ея свершение, истина на деле. Исполнение правды – то же самое, что служение истине . " Уповай на Господа и делай добро; живи на земле и храни истину» ( Nc. XXXVI, 3 ). Спаситель, принимая Крещение от Предтечи, назвал правдою исполнение ветхозаветного закона, т.е. того, в чем заключается истина. »Но Иисус сказал ему в ответ: не удерживай; ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда Иоанн допускает Его» ( Mф.III , 15). 228. Был ли дан образ истины человекам? Живой образ истины дан миру в лице Иисуса Христа, вочеловечшагося Сына Божия. «И Слово стало плотию: и обитало с нами, полное благодати и истины« ( Uoah. I, 14 ). »Пилат сказал Ему: что есть истина?» ( Uoah. XVIII, 38 ). Чувствовал язычник, колебался, но не признал в себе, что пред ним в ту минуту предстояла воплощенная Истина; и предал Ее на распятие. 229. Что есть Истина? «А Господь Бог есть истина; Он есть Бог живый и Царь вечный» ( Иер. Х, 10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Удивительно, но получается, что ничего нового по сравнению с Моисеем Господь и не сказал. Он привнес новое дыхание в заповеди, дал им новую жизнь. Сообщить дополнительные знания Бог мог бы, послав на землю еще одного пророка, оживить же нас Он мог только через Своего Сына. ХристосУчитель – это родник живой воды, текущий в жизнь вечную. Если все же говорить об учении Христа, то центральное место в нем занимает, конечно же, Нагорная проповедь. Сначала Иисус дал ученикам заповеди блаженства, которые мы слышим на каждой службе: Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство небесное 83 Девять раз Христос возглашает блаженства. В чем их особенность? Заповеди всегда формулируются в повелительном наклонении: Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно. Не убивай. Не кради. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего… 84 Заповеди блаженства не содержат приказов, в них просто провозглашается блаженство, раскрывается его секрет. Человек, делай, о чем Я говорю, и ты будешь блажен! Нищета духовная, плач о грехах своих, кротость, миротворчество, чистота сердца… Вот в чем суть учения Христа. Секрет Его учительства в том, что Он ничего не приказывал, Он радовал и показывал людям эту радость. Вот она где! Ты ее хочешь? Принимай! Вот оно блаженство, счастье в Царствии Божием! Далее Иисус обращается к ветхозаветным заповедям и говорит: Вы слышали, что сказано древним: не убивай… ( Мф.5:21 ). Сказано кем? Самим Богом, а не Моисеем. Ведь Моисей только поднялся на гору, и Господь дал ему скрижали Завета, запись на камне. Слышал же эти заповеди весь народ. Иисус говорит: Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. Если кто разведется с женою своею, пусть даст ей разводную. Не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои. Око за око и зуб за зуб. Люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего ( Мф.5:21–43 ). Все это Бог говорил древним людям. А дальше потрясающее: …а Я говорю вам. Такое может говорить только Сам Бог. Иисус – это Слово Живого Бога. При этом Христос ничего не отменял. Он говорил:

http://azbyka.ru/kto-zhe-sej-kniga-ob-ii...

А.Г. Долженко Скачать epub pdf Пояснение восьмой Заповеди Блаженства Восьмая заповедь блаженства гласит: «Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное» ( Матф.5,10 ). В этой заповеди говорится о людях, которые в своей жизни во всем живут по правде, придерживаясь справедливости. Под правдой в этой заповеди понимается исполнение Закона Божьего. Правдолюбцы, то есть люди, которые выше всего на свете чтят Слово Божие и исполняют Божий Закон во всем, согласны добровольно переносить лишения, бедствия, страдания и даже быть гонимыми, но не отступать от соблюдения правды, (то есть от Закона Божьего) будут блаженны, счастливы и получат Царство Небесное. Иисус Христос предвидел, что многие Его ученики и последователи из-за того, что они стали приверженцами и распространителями Его Учения, будут подвергаться гонениям, испытают много лишений и страданий. Но тем не менее люди не должны пугаться страданий, так как ничто не может повредить человеку если он любит Иисуса Христа и следует Его учению. Иисус Христос будет с таким человеком во всякое время и во всяком месте, и увенчает его за подвижнический подвиг неувядаемым венцом славы. «Помните слово, которое Я сказал вам: раб не больше господина своего. Если Меня гнали, будут гнать и вас; если Мое слово соблюдали, будут соблюдать и ваше. Но все то сделают вам за имя Мое, потому что не знают пославшего Меня» ( Иоан.15:20–21 ). Истинные христиане, живущие по Христу (то есть соблюдающие учение Христово), всегда будут преследоваться темными естественными и сверхъестественными силами, также как преследовался Иисус Христос. Истинные христиане за правду Христову, которую они исповедуют, и за добрые дела, которые они делают во имя Христово, будут подвергаться преследованиям и страданиям. «Да и все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы» ( 2Тим.3:12 ). Однако христиан не должны пугать муки и страдания. Так как тот человек, который за правду Христову подвергается гонениям и страдает, будет охраняем и утешаем Христом, как три верных отрока в Вавилоне. «Ибо по мере, как умножаются в нас страдания Христовы, умножается Христом и утешение наше» ( 2Кор.1:5 ). То есть, видя наши страдания, Христос воздаст нам за них утешением. И тот, кто станет участником страданий Христовых, тот станет участником победы и славы Христовой. «Кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу» ( 2Кор.4:17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/nagorna...

«Мудр ли и разумен кто из вас, докажи это на самом деле добрым поведением с мудрою кротостью... Но мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов» ( Иак.3:13,17 ). Святой Иоанн Лествичник о кротости сказал так: «Кротость есть неизменное устроение ума, которое и в чести и в бесчестии пребывает одинаковым. Кротость состоит в том, чтобы при оскорблениях от ближнего, без смущения и искренно о нем молиться. Кротость есть скала, возвышающаяся над морем раздражительности, о которую разбиваются все волны, к ней приближающиеся; а сама она не колеблется. Кротость есть утверждение терпения, дверь, или, лучше сказать, матерь любви, начало рассуждения духовного; ибо Писание говорит: научит Господь кроткия путем Своим ( Пс.24:9 ). Она есть ходатаица отпущения грехов, дерзновение в молитве, вместилище Духа Святого. «На кого воззрю, – глаголет Господь, – токмо на кроткого и безмолвного» (Исаии 66,2). «... В кротких сердцах почивает Господь, а мятежливая душа – седалище диавола» («Лествица», Слово 24). Семья, в которой господствует кротость и любовь, имеет истинное счастье. Ведь кротость не вызывает ссор и раздоров, успокаивает возбуждения и обиды, распространяя на всех членов семьи чувство удовлетворения, ласки, любви и смирения. Такая семья будет частью Великой Семьи Небесной. Истинная тайна благочестивой жизни проявляется в сердечном смирении и кротости Христовой. Ибо Господь «прославляет смиренных спасением» ( Пс.149:4 ). Поэтому в Своей третьей заповеди блаженства Иисус Христос провозглашает о том, что кроткие блаженны, то есть счастливы, «ибо они унаследуют землю». В другом месте Библии говорится так: «Кроткие наследуют землю и насладятся множеством мира» ( Пс.36:11 ). Итак, в третьей заповеди Блаженства говорится о том, что кроткие станут блаженными, то есть счастливыми и унаследуют землю. По поводу того, о какой же земле идет речь, в богословской литературе существует несколько пояснений. Целый ряд богословских авторов считает, что в третьей заповеди идет речь о земле духовной. Кроткие «получат во владение Небесное жилище, то есть новую (обновленную) землю в Царстве Небесном» («Закон Божий», составитель Протоиерей Серафим Слободской , 1987 г. стр.310). Сторонники этого объяснения утверждают, что обещанная земля не будет омрачена страданием и проклятием, так как в Библии сказано: «Мы, по обетованию Его, ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда» ( 2Петр.3:13 ). «И ничего уже не будет проклятого; но престол Бога и Агнца будет в нем, и рабы Его будут служить Ему» ( Откр.22:3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/nagorna...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010