Мф.6:26 И об ________________ что заботитесь? Посмотрите __________________________, как они растут: ______________,____________. Если же траву полевую… Бог так одевает, ___________, мало ____________! Мф.6:28–30 3 . Бог знает вас так хорошо, что даже______________ на ______________все ____________. Итак не бойтесь: вы дороже многих ____________________. Лк.12:7 Есть ли между вами такой человек , который когда сын его попросит у него____________, подал бы ему _________________? И когда попросит _______________, подал бы ему змею? Итак если вы, будучи грешным, умеете даяния благие давать ________________ вашим. Будьте уверены, _______________ Небесный даст блага просящим у Него. Мф.7:11 Господь возвещает о Своем Царстве Иисус Христос обошел всю Галилею, уча в синагогах и благовествуя о Царствии Небесном. Он лечил всякую болезнь и немощь человеческую. Слава о Нем распространилась далеко за пределы Палестины. Народ вел к нему недужных, паралитиков, эпилептиков и других болящих. И всех Он исцелял. Огромные толпы следовали за Ним из Галилеи и Десятиградия (область южнее Галилеи), из Иерусалима, Иудеи и из-за Иордана. Заповеди блаженств Однажды, когда Спасителя окружала огромная толпа, Он взял с Собой учеников и, взойдя на гору, сел и стал учить. Вы сами можете прочитать в пятой главе Евангелия от Матфея (ст. 3– 12) те воистину прекрасные слова, какие Иисус Христос сказал тогда народу. Его заповеди на поминают нам, как мы должны жить. В них непреложная основа основ христианской жизни. Поэтому и поются они каждый день на Божественной Литургии (только в великие праздники Господни слова заповедей блаженств заменяются праздничными стихами из Псалтири, возносящими славу и хвалу Господу). Заповеди блаженств поются и на заупокойной службе, провожая к Богу душу усопшего. По мере того, как Спаситель открывал людям смысл каждой заповеди, он помогал им понять, как сделаться ближе к Богу. Каждая заповедь Христова состоит из двух частей. В первой части ее Спаситель напоминает нам о высоком духовном состоянии и праведном образе жизни, о том, чего Бог ожидает от нас. Господу угодно, чтобы мы были смиренны духом, милосердны и сострадательны к другим, готовы примирить ссорящихся, и готовы были претерпеть страдания за добро и правду, не взирая на ложь и клевету. Поступая по заповедям Божиим, мы становимся к Нему ближе и постигаем дивную красоту и величайшее счастье, открывая сердце свое Христовой любви ко всем людям. Соль земли и свет мира

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Истаевают очи мои, ожидая спасения Твоего и слова правды Твоей ( Пс. 118:123 ). Правда Твоя – правда вечная, и закон Твой – истина... Правда откровений Твоих вечна: вразуми меня, и буду жить ( Пс. 118:142, 144 ). Таким образом, правда в Ветхом Завете выступает как одно из качеств Самого Бога. Человеческая же праведность является отражением этой божественной правды. Правда Божия имеет вневременной, вечный характер, но она отражена в заповедях, которые Бог дал людям, живущим во времени. В данном контексте алчущие и жаждущие правды – это те, кто горячо стремятся исполнять заповеди Божии. Можно также сказать, что алчущие и жаждущие правды – это те, кто всем сердцем ищут Бога, потому что Бог – источник всякой правды. Будучи Богом и человеком одновременно, Иисус являет Своей жизнью и правду Божию, и праведность человеческую. В Его опыте эти два понятия становятся нерасторжимыми. Подлинный смысл четвертой заповеди Блаженства, как и других заповедей, раскрывается через Иисуса. Григорий Нисский подчеркивает теоцентризм и христоцентризм этой заповеди: «Истинная добродетель, добро без примеси злого... это Сам Бог Слово... И весьма справедливо ублажены алчущие этой Божией правды; ибо подлинно вкусивший Господа, как говорит псалмопение ( Пс. 33:9 ), то есть принявший в себя Бога, наполняется тем, чего жаждал и алкал» 130 . 5. «Блаженны милостивые» Пятая заповедь Блаженства говорит еще об одном важнейшем человеческом качестве, являющемся отражением одного из свойств Божиих: Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут ( Мф. 5:7 ). Уже в Ветхом Завете Бог назван милостивым и милосердным: Моисею на Синае Бог является с именем Господь, Господь, Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный ( Исх. 14:6 ). Эти слова почти буквально повторяются в 85-м псалме: Но Ты, Господи, Боже щедрый и благосердный, долготерпеливый и многомилостивый и истинный ( Пс. 85:15 ). В 102-м псалме говорится: Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив ( Пс. 102:8 ). Подобные выражения мы встречаем и в книгах пророков: Он благ и милосерд, долготерпелив и многомилостив и сожалеет о бедствии ( Иоил. 2:13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Однако самым сильным и ярким примером смирения является Сам Иисус. Весь Его жизненный путь становится путем смирения и обнищания. Евангелист Матфей применяет к Иисусу слова из книги пророка Исаии об Отроке Божием, Который не воспрекословит, не возопиет, и никто не услышит на улицах голоса Его; трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит ( Мф. 12:19–20 ; ср. Ис. 42:2–3 ). Апостол Павел говорит о Христе, используя понятия смирения, послушания, уничижения и нищеты. По его словам, Христос – Тот, Кто уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной ( Флп. 2:7–8 ). Он Сам, будучи богат, обнищал ради вас, дабы вы обогатились Его нищетою ( 2Кор. 8:9 ). Эти слова Павла приводит в толковании на первую заповедь Блаженства Григорий Нисский (IV век), говоря о том, что подлинно блаженным является только один Бог ( 1Тим. 6:15 ), а для людей достижение блаженства возможно через уподобление Богу. Что же в Божестве предлагается желающим для подражания? «Как мне кажется, нищетой духа Слово именует добровольное смиренномудрие (δοκε μοι πτωχεαν πνεματος, τν κοσιον ταπεινοφροσνην νομζειν Λγος)» 93 . Вся жизнь Христа являет величайший пример смирения и обнищания: Какое большее обнищание – Богу быть в образе раба! Какое большее смирение – Царю существ прийти в общение с нашим нищим естеством! Царь царствующих, Господь господствующих добровольно облекается в рабский образ; Судия вселенной делается подданным (земных) властителей; Господь твари обитает в вертепе; Всеобъемлющий не находит места в гостинице, но кладется в яслях бессловесных животных; Чистый и Всецелый приемлет на Себя скверну естества человеческого, понесши на Себе и всю нищету нашу, доходит даже до испытания смерти. Видите ли меру добровольной нищеты? Жизнь вкушает смерть; Судия ведется на судилище; Господь жизни всего сущего подвергается приговору судьи; Царь всей премирной силы не отклоняет от Себя рук исполнителей казни. В этом образце, говорит апостол, да будет видима тобою мера смиреннномудрия 94 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Блаженны чистые сердцем, потому что нет времени, когда бы не услаждались они этой сладостью слез, и в ней всегда зрят они Господа ( Мф. 5:8 ). Пока еще слезы на глазах их, они сподобляются видения откровений Его на высоте молитвы своей; ибо нет у них молитвы без слез, и это есть то, о чем сказал Господь: Блаженны плачущие, ибо они утешатся ( Мф. 5:4 ). Ибо от плача приходит человек к душевной чистоте. Поэтому Податель жизни нашей, сказав ибо они утешатся, не сказал, каким утешением. Ибо когда инок сподобится с помощью слез перейти область страстей и вступить на равнину чистоты души, тогда на ней встретит он то утешение... Ибо не бывает, чтобы к сердцу человека, постоянно плачущего, приблизились страсти. Все святые стремятся к сему входу, и слезами отверзается перед ними дверь для вхождения в страну утешения 117 . Приведенные толкования достаточно далеко отстоят от буквального смысла слов Иисуса о блаженстве плачущих. Однако они выявляют внутреннее богатство содержания этих слов, возможность их многоуровневого толкования. Почти каждая из заповедей Блаженства может быть истолкована, исходя из разных уровней понимания. С подобным же феноменом мы сталкиваемся, когда изучаем притчи Иисуса. 3. «Блаженны кроткие» Третья заповедьБлаженны кроткие, ибо они наследуют землю ( Мф. 5:5 ) – является парафразом слов из 36-го псалма. В этом псалме злодеям, делающим беззаконие, противопоставляется тот, кто уповает на Господа и делает добро, кто хранит истину и утешается Господом, кто покорен Господу и надеется на Него ( Пс. 36:1–7 ). Кротость в псалме противопоставляется гневу и ярости: Перестань гневаться и оставь ярость; не ревнуй до того, чтобы делать зло, ибо делающие зло истребятся, уповающие же на Господа наследуют землю. Еще немного, и не станет нечестивого; посмотришь на его место, и нет его. А кроткие наследуют землю и насладятся множеством мира ( Пс. 36:8–11 ) 118 . Таким образом, формулируя третью заповедь Блаженства, Иисус вновь апеллирует к знакомой Его слушателям словесной формуле.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

«Правда Божия чрез веру в Иисуса Христа во всех и на всех верующих: ибо нет различия; потому что все согрешили и лишены славы Божией, получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе, Которого Бог предложил в жертву умилостивления в крови Его чрез веру, для показания правды Его в прощении грехов, соделанных прежде» ( Рим. 3:22–25 ). 453. Кто такие алчущие и жаждущие правды? Алчущие и жаждущие правды – это те, кто делают добро, но не считают себя праведниками; не полагаясь на свои добрые дела, признают себя грешными и виновными перед Богом. Те, кто желанием и молитвой веры, как подлинной пищи и пития, алчут и жаждут благодатного оправдания через Иисуса Христа. 454. Что обещает Господь алчущим и жаждущим правды? Господь обещает алчущим и жаждущим правды, что они насытятся . 455. Что мы здесь понимаем под насыщением? Подобно телесному насыщению, которое приносит, во-первых , прекращение чувства голода и жажды, во-вторых , подкрепление тела пищей – духовное насыщение означает: внутреннее успокоение помилованного грешника; приобретение силы для делания добра, а эта сила подаётся оправдывающей благодатью. Впрочем, совершенное насыщение души, сотворённой для наслаждения бесконечным благом, последует в вечной жизни, по слову Псалмопевца: «Насыщуся, когда откроется слава Твоя» (см. Пс 16:15 ). О пятой заповеди Блаженства 456. Какая пятая заповедь Господа для достижения блаженства? Желающие блаженства должны быть милостивы . 457. Как следует исполнять эту заповедь? Исполнить эту заповедь следует посредством телесных и духовных дел милости. Святой Иоанн Златоуст замечает, что «есть различные виды милости и широка эта заповедь» (Толкование на Евангелие от Матфея, беседа 15). 458. Какие дела милости телесные? Дела милости телесные следующие: накормить голодного; напоить жаждущего; одеть нагого (имеющего недостаток в необходимой и приличной одежде); посетить находящегося в темнице; посетить больного, послужить ему и помочь его выздоровлению или христианскому приготовлению к смерти; странника принять в дом и предоставить отдых; погребать умерших в бедности и нищете.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Но, будучи кроток и смирен сердцем, Он предложил учение Свое об этих подвигах не повелевая, а ублажая тех, которые свободно примут и будут исполнять его. Господь призывает нас, братие, к исполнению учения Своего не как рабов, боящихся господина своего, а как детей, любящих родителей своих. «Все, водимые Духом Божиим», писал ап. Павел христианам, «суть сыны Божии. Потому что вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, которым взываем Авва, Отче! Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы дети Божии» ( Рим.8:14–16 ). Посему, братие, и будем исполнять учение Спасителя так, как дети исполняют желания своих любимых родителей. В дальнейших беседах мы и рассмотрим с вами, братие, какие Господь указал нам подвиги в Своих изречениях о блаженстве, чтобы затем приложить их к делу, исполнить в жизни своей, и быть таким образом творцами слова, а не точию слышателями ( Иак.1:22 ). Спаситель ублажает не слушающих только слово Божие, но и исполняющих его. Блажени, говорил Ои, слышащие слово Божие, и хранящии е ( Лк.11:28 ). Так как Господь в Своих изречениях, ублажая исполняющих Его учение, обещает и особую награду за исполнение, то в каждом изречении о блаженстве мы, братие, будем рассматривать во-первых, учение или заповедь; во-вторых, ублажение или обещание награды. Аминь. Беседа XVI. О первой заповеди блаженства Первая заповедь блаженства читается так блажени нищии духом, яко тех есть Царствие небесное. Этими словами Господь научает нас, братие, что желающие блаженства должны быть прежде всего нищими духом. Быть нищим духом значит иметь духовное убеждение, что мы ничего своего не имеем, а имеем только то, что дарует Бог, и что ничего доброго не можем сделать без Божией помощи и благодати; и таким образом вменять себя за ничто и во всем прибегать к милосердию Божию. Кратко, по изъяснению святого Златоуста, нищета духовная есть смиренномудрие. Таким образом те люди, которые имеют сердце сокрушенное и смиренное, которые сознают, что они сами по себе ничто, а все, что имеют и что делают доброго, приписывают божественной помощи, и суть нищие духом.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

Суть и смысл евангельского закона не могут быть осознаны и усвоены помимо, вне евангельских «блаженств»; неслучайно содержание этого «закона» в самом евангельском тексте, в основном, следует непосредственно после «блаженств». Сами эти «блаженства» при рассмотрении их с точки зрения возможности практического опыта, представляют собой с одной стороны, ту нравственную почву, на которой возрастает и процветает личностная жизнь каждого христианина; с другой – метафизические горизонты возможных этических достижений. С точки зрения возможного практического опыта они представляют собой наибольшую ценность в нравственном отношении. Иначе они – не более чем великолепный литературно-философский памятник, очень важный с позиции исторического изучения этических проблем, но совершенно бесплодный с позиций собственно жизни. «Блаженства» ориентируют на жизненное, но вместе с тем и на идеальное воплощение. Нравственный закон, предложенный Христом «за» «блаженствами» и в свете «блаженств» « как раз и раскрывает пути их воплощения. Нет, он не принижает, ни «заземляет», не утилизирует их, но раскрывает их подлинную жизненность. Правда, эта «жизненность», в полноте совершенно недостижима с позиций «естественной» нравственности. «Вышеестественность» евангельского закона особенно ярко раскрывается в свете следующей природно-непостижимой заповеди: «Вы слышали, что сказано: «око за око и зуб за зуб». А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другу. И кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду» ( Мф. 5, 38–40 ). «Око за око и зуб за зуб» – заповедь естественной человеческой справедливости, предложенная ветхозаветным откровением – в некотором смысле была нравственным шагом вперед, по сравнению с «нижеестественным» законом, по которому за око следовало взять два ока, за два ока скальп, за скальп – жизнь целого рода или, по крайней мере, семейства. Конечно, справедливость лучше, чем непрерывный всечеловеческий бой ненавистей, но несравненно выше и непостижимее – «обрати к ударившему и другую щеку...»; т.е. не просто не ответь ударом на удар и оком за око, – но согласись со справедливостью понесенного удара; признай: Я еще и не такое заслужил! – и дай возможность обидчику еще обидеть тебя!

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/och...

Горе же непраздным и доящим в тыя дни ( Мф.24:19 ). «Горе же беременным и питающим сосцами в те дни!» Обаче горе вам богатым: яко отстоите утешения вашего [яко восприемлете утешение ваше]. Горе вам, насыщеннии ныне: яко взалчете. Горе вам смеющимся ныне: яко возрыдаете и восплачете. Горе, егда добре рекут вам вси человецы: по сим бо творяху лжепророком отцы их  ( Лк.6:24-26 ). «Напротив, горе вам, богатые! ибо вы уже получили свое утешение. Горе вам, пресыщенные ныне! ибо взалчете. Горе вам, смеющиеся ныне! ибо восплачете и возрыдаете. Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо! ибо так поступали с лжепророками отцы их». По благовестию славы блаженнаго Бога, еже мне уверено бысть ( 1Тим.1:11 ). «По славному благовестию блаженного Бога, которое мне вверено». Еже во своя времена явит блаженный и един сильный, Царь царствующих и Господь господствующих ( 1Тим.6:15 ). «Которое в свое время откроет блаженный и единый сильный Царь царствующих и Господь господствующих». Бывайте же творцы слова, а не точию слышатели, прельщающе себе самех ( Иак.1:22 ). «Будьте же исполнители слова, а не слышатели только, обманывающие самих себя». Блаженнейша же есть, аще тако пребудет, по моему совету: мнюся бо и аз Духа Божия имети ( 1Кор.7:40 ). «Но она блаженнее, если останется так, по моему совету; а думаю, и я имею Духа Божия». Вся сказах вам, яко тако труждающимся подобает заступати немощныя, поминати же слово Господа Иисуса, яко Сам рече: блаженнее есть паче даяти, нежели приимати ( Деян.20:35 ). «Во всем показал я вам, что, так трудясь, надобно поддерживать слабых и памятовать слова Господа Иисуса, ибо Он Сам сказал: «блаженнее давать, нежели принимать». Если вся Нагорная проповедь есть учение Христово о том, как нужно людям жить, чтобы устроить Царство Божие здесь, на земле, и тем предуготовить себя к блаженству вечной жизни в Царстве Небесном, – то это особенно должно сказать о Христовых заповедях блаженства. В этих заповедях – полнота христианской праведности и христианского счастья, а в последовательности ступеней этой праведности, указанных заповедями блаженства, – истинное развитие новой жизни от ее начала до ее завершения.

http://azbyka.ru/evangelskie-blazhenstva...

Эти четыре заповеди – суть заповеди проявления любви к Богу. Только четвертая заповедь испытала теперь изменение, что вместо дня субботнего мы празднуем день воскресный вследствие Воскресения Христова. А следующие шесть заповедей относятся к любви к ближнему. Итак, пятая заповедь: «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы тебе было хорошо и чтобы продлились дни твои на земле». Шестая: «Не убивай». Седьмая: «Не прелюбодействуй». Восьмая: «Не кради». Девятая: «Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего». Десятая: «Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего… ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего». Таковы заповеди, данные Господом Богом через Моисея на горе Синайской. Господь наш Иисус Христос пришел не для того, чтобы разорить закон, не для того, чтобы разорить старые заповеди, а для того, чтобы исполнить их. И в то же время Христос Спаситель дал новый взгляд на заповеди Божии. Он дал так называемые заповеди блаженства. Что значит быть блаженным? В переводе на более простой язык это значит быть счастливым. Итак, эти заповеди блаженства можно назвать заповедями счастья. Христос Спаситель показал нам, что, исполняя заповеди Божии, будешь счастливым. В то же время эти заповеди блаженства относятся больше не столько к действиям человеческим, сколько к внутреннему миру, е человеческой душе. Вот они ( Мф.5:3-12 ). Первая: «Блаженны нищие духом, ибо их есть царство Небесное». Вторая: «Блаженны плачущие, ибо они утешатся». Третья: «Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю». Четвертая: «Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся». Вот четыре заповеди, которые относятся именно к устроению внутреннего мира – души человеческой. А вот пятая: «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут». Милостивый человек любит ближнего. Эта любовь находится как свойство в его душе, но в то же время она обязательно должна сказываться в действии. Шестая: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (это опять заповедь, которая касается состояния человеческой души).

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-mit...

В. С чем соединяется воскресение мертвых в истории земли? О. С кончиной этого видимого мира, ибо и мир тогда из тленного преобразится в нетленный, когда всё тленное сгорит в последнем огне, у которого будет особая природа. Ап. Петр говорит о христианах, что они «ожидают и желают пришествия дня Божия, в который воспламененные небеса разрушатся, и разгоревшиеся стихии (земные элементы) растают. Впрочем, – добавляет он, – мы по обетованию Его ожидаем нового неба и новой земли, в которых – правда (одна правда) живет» ( 2Пет. 3, 12–13 ). В. Что такое ЖИЗНЬ БУДУЩЕГО ВЕКА? О. Та жизнь, которая начнётся после воскресения мертвых и Страшного Суда Христова, и которая для верующих, любящих Бога и делающих добро, будет столь блаженною, что мы теперь этого блаженства и вообразить не можем. Апостол так и говорит, что и око не видело и ухо не слышало; и не приходило на сердце человека то, что уготовал Господь любящим Его ( 1Кор. 2, 9 ; Рим. 8, 18 ). В. На чём будет основано это будущее блаженство? О. На созерцании Бога в свете и славе и на теснейшем соединении с Ним, как это обещано уже в 6-й заповеди блаженства: «блаженни чистии сердцем, яко тии Бога узрят». – «Будет Бог всяческая во всех» ( 1Кор. 15, 28 ). В. Одно ли духовное блаженство ожидает нас, или в нём будет участвовать и тело? О. Будущее блаженство богообщения в основе будет духовным, но в нём будет участвовать и наше тело. И потому-то, хотя уже и теперь все умершие праведники блаженствуют своими душами на небе, но так как тела у них там еще нет, то это их блаженство неполное, и называется предначинательным. «Всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить, что он В ТЕЛЕ СОДЕЛАЛ, доброе или худое» ( 2Кор. 5, 10 ), – писал св. ап. Павел. «Сеется в уничижении, – говорит он о погребении тела, – возстает во славе» ( 1Кор. 15, 43 ). В. Все ли равно будут блаженствовать? О. Нет, будут разные степени блаженства, соответственно тому, кто сколько подвизался здесь в вере, любви и добрых делах. Так, по притче Спасителя о минах, приобретшему на мину 10 мин, даётся в управление 10 городов, а приобретшему на свою мину пять мин – пять городов, а затем первому же отдаётся и та мина, которую отобрали от ленивого эгоиста, завязавшего свою мину в платок ( Лк. 19, 10 и 26). И ап. Павел пишет: «иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд, и звезда от звезды разнится во славе. Так и при воскресении мертвых» ( 1Кор. 15, 41–42 ).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010