27 августа делегация Коптской Церкви посетила Нило-Столобенскую пустынь на озере Селигер и побывала в Богородицком Житенном женском монастыре в Осташкове. В Житенной обители состоялось теплое общение гостей с настоятельницей игуменией Елисаветой (Евдокимовой) и сестрами. Матушка рассказала гостям об истории и современной жизни монастыря, показала главную святыню обители — чудотворный Смоленский образ Божией Матери «Одигитрия», надвратный храм, жилые корпуса XVIII века и монастырский Дом милосердия, где проживают одинокие матери с детьми, престарелые люди и инвалиды, потерявшие кров и нуждающиеся в поддержке, которую им оказывает Житенная обитель. Глава делегации епископ Вукол подарил игумении Елисавете, сестрам и каждому жителю Дома милосердия по иконе преподобного Макария Великого. В тот же день делегация прибыла в пределы Новгородской митрополии, где первой остановкой стал Валдайский Иверский Святоозерский монастырь. Гостей встретил викарий Новгородской митрополии  епископ Юрьевский Арсений  и наместник обители иеромонах Антоний (Битьмаев). Египетские монашествующие поклонились чудотворной Иверской иконе Божией Матери. Вечером паломники прибыли в Великий Новгород. В Юрьевом монастыре — одной из древнейших обителей России — владыка Арсений провел для гостей экскурсию по соборному храму в честь Преображения Господня, являющемуся объектом всемирного культурного и исторического наследия; в настоящее время святыня бережно реставрируется. Епископ Арсений дал прием в честь делегации игуменов и насельников монастырей Коптской Церкви. В ходе братского общения по просьбе гостей иерарх рассказал о современном служении Русской Православной Церкви и о ее истории, в которой немалую роль играла Новгородская земля. 28 августа, в праздник Успения Пресвятой Богородицы, члены делегации присутствовали на праздничной Божественной литургии в Софийском кафедральном соборе Новгорода, служение которой возглавил  митрополит Новгородский и Старорусский Лев . По окончании богослужения глава Новгородской митрополии обратился с приветствием к представителям коптского монашества, отметив: «Мы сердечно приветствуем вас в Софийском соборе — древнейшем храме России, в котором пребывает чтимый чудотворный образ иконы Божией Матери " Знамение " . Пресвятая Богородица не раз являла Свое великое заступление за наш город и несметное число раз — за всю нашу Русь. Но Покров Ее незримо пребывает над всем миром, и особенно над Египетской землей — землей, где начинало зарождаться монашество».

http://patriarchia.ru/db/text/5839570.ht...

Согласно «Историческому описанию…» 1889 г., в соборе Вознесения Господня в Ельце «на левом переднем» столпе в нижнем ярусе помещалась Е. А. и. «в сребропозлаченной ризе; икона вставлена в деревянный с резьбою вызолоченный киот». Как указано в надписи на иконе, это список образа, созданного в 1735 г. для ц. в честь Рождества Пресв. Богородицы в Аргамаченской слободе Ельца. По преданию, икона поступила в Вознесенский собор из Свято-Троицкого мон-ря. Известно о том, что она поновлялась в 1779 г. К иконе был устроен ступенчатый всход из белого мрамора, украшенный мозаикой. На стене над иконостасом левого придела во имя блгв. вел. кн. Александра Невского в 1887 г. худож. А. И. Корзухиным был написан образ полного извода. В елецком Знаменском жен. монастыре в нижней церкви Знаменского собора за левым клиросом в киоте под стеклом находилась Е. А. и. По описанию, сделанному в 1895 г., на иконе «Матерь Божия стоит на облаках, окруженная воинством Ангелов. Десною рукою она указует на изображение внизу, с правого угла иконы,- сонма Святителей у стен Московского Кремля, торжественно сретающих образ Богоматери, принесенный из Владимира; левою же рукой как бы грозит стоящему во всеоружии тут внизу с левой Ея стороны Тамерлану, в ужасе смотрящему вверх на Богоматерь. Образ этот 1 аршин вышины и 13 вершков ширины (71×58 см.- Авт.) в вызолоченном киоте. Точно такая же св. икона Елецкой Божией Матери в иконостасе в Елецком Троицком и в церкви Аргамаченской слободы» (Геронтий (Кургановский). 1895. С. 46). В Троицком соборе (1820-1836) елецкого Троицкого мон-ря по левую сторону царских врат находился «Образ Пресвятыя Богородицы Елецкия в изящном киоте столярной работы, украшен сребропозлащенной ризой» (Он же. 1894. С. 39-40). Риза была создана на средства ельчанина купца П. К. Горшкова (Былое. П., 1911. С. 10-11. Ил. на титульном листе и на с. 11). Е. А. и. была написана в 1915 г. на холсте для иконостаса ц. в честь Елецкой иконы Божией Матери в Ельце. В наст. время в храме находится 2 больших размеров иконы краткого извода: в иконостасе на сев. столпе и на сев. центральном столпе с юж. стороны.

http://pravicon.com/info-3821

Граф Витгенштейн, узнав, что в Печерском монастыре предполагается воздвигнуть новый храм в память избавления Пскова от врагов и поставить в этом храме обелиск в честь виновника сего избавления, хотел, в свою очередь, принести Псково-Печерскому монастырю жертву благодарения — украсить ту святую чудотворную икону, молитвам пред которой он вполне приписывает успех своего великого дела. С этой целью он сделал воззвание ко всем подведомственным ему воинам: " Воины, сражавшиеся при штурме Полоцка! В 56 верстах от города Пскова, в Печерском монастыре находится чудотворный образ Успения Божией Матери, который почитается всеми жителями окружностей вернейшим щитом их безопасности, изливающей на них небесное милосердие; и древний обычай существует к сему образу прибегать в смутные обстоятельства и тяжкие времена. Во время нашествия на любезное наше отечество французских войск, вся Псковская губерния и, следовательно, Печерский монастырь, находились в опасности. Для умоления Всевышнего Подателя всех благ, следуя древнему обычаю, пошли Псковские граждане в Печерский монастырь, и чудотворный образ Успения Божией Матери, после 230 лет, в кое время он же был их спасителем от врага, в первый раз, 6-го числа октября 1812 года, был поднят во Псков, принесен и с этим образом по всем обрядам совершен был вокруг города крестный ход, октября 7 числа, в тот самый день, когда Полоцк был взят (русскими). Сии два столь знаменитые и в летописях чрезвычайные события не показывают ли Божеское, удивительным образом, на Россию излившееся, благословение? В 16-м столетии (1581 год), сей чудотворный образ поднят, и враг истреблен; в 1812 году был вторично сей образ поднят, и Полоцк штурмом от неприятеля освобожден, и сильная его рать покорилась победоносному оружию российских войск. Сие было поводом испрашивания у Государя Императора о построении в Печерском монастыре новой церкви, во имя чудотворной иконы Богоматери (так первоначально предполагалось назвать новый храм) и установления ежегодного праздника, в тот же самый день, с поднятием сего чудотворного образа. Все воины, сражавшиеся за Веру, Отечество и Великого Государя, и победившие под Полоцком сильного врага, верою пламенно чувствуют в сердцах своих милосердие Всевышнего и соединятся со мною составить значительную сумму для сделания богатой ризы на Святую Богородичную икону, которая в величине около двух аршин. Я непременно препровожу в Печерский монастырь имена всех пожертвовавших для сей цели, и остаюсь в полном уверении, что всякий, не только за удовольствие, но и за счастие поставит себе участвовать в сем случае " (Митава, Октября 10 дня, 1814 г.).

http://sobory.ru/article/?object=01984

Существующие ныне белые с позолотой резные иконостасы относятся, насколько можно судить по их стилю, к самому концу XIX в. Скорее всего и большая часть икон для главного иконостаса была написана тогда же. В 1930-е гг. храм не закрывался, но колокола были сняты. В 1963-1964, 1979, 1982-1986 гг. в храме были проведены реставрационные работы. Источник: Впервые этот храм упоминается в 1548 г., в 1560 г. он сгорел во время пожара. Освящение новой каменной церкви Воскресения Словущего с приделом мученицы Параскевы Пятницы состоялось в 1634 г. Вскоре был освящен и Никольский придел. Это сооружение является древнейшей частью существующего храма. Небольшой одноглавый храм освещают многочисленные окна, расположенные на фасадах в два уровня. Окна и порталы завершаются поясом кокошников, который опирается на мощный профилированный карниз. В начале XVIII века после ремонтных работ придел мученицы Параскевы был заменен приделом Покрова Пресвятой Богородицы, который освятили в 1705 г. В 1812 г. храм был разграблен французскими солдатами. В 1816–1820 гг. во время восстановления храма были выстроены трапезная и четырехгранная классическая колокольня с ротондой, увенчанной шпилем. В середине XIX века, после упразднения храма пророка Елисея (существовал как придел храма с 1620 г.), его престолы были перенесены в церковь Воскресения Словущего. В честь пророка Елисея был переосвящен Покровский предел. Тогда же появился и придел мученика Иустина Философа, упраздненный, вероятно, в 1870-е гг. Став наследником святынь храма пророка Елисея, церковь Воскресения Словущего до сих пор сохраняет чтимый образ святого Иустина. Воскресенский храм не закрывался в советский период. Здесь сохраняется образ преподобного Саввы Сторожевского из находившегося на Тверской улице подворья Саввино-Сторожевского монастыря, Казанский акафистный образ Божией Матери из располагавшегося неподалеку Казанского храма, икона великомученика Георгия Победоносца из Георгиевского монастыря, иконы Николы Можайского (XVI в.), чудотворная икона Божией Матери «Взыскание погибших», перенесенная сюда из разрушенного храма Рождества Богородицы в Палашах. В храме находится также чтимый образ святителя Спиридона, епископа Тримифунтского. В церкви сохранились росписи и лепнина XIX в.

http://sobory.ru/article/?object=02258

В память о встрече Святейший Патриарх Кирилл передал в дар образ Божией Матери " Одигитрия " . По завершении заседания делегация Русской Православной Церкви осмотрела экспозицию музея в честь первого Президента Кипра Архиепископа Макариоса III. Далее Святейший Патриарх Кирилл посетил в Никосии мемориал в честь борцов за освобождение Кипра от колониального гнета " Филакизмена мнимата " , где совершил заупокойную литию. Затем Предстоятели Русской и Кипрской Церквей осмотрели экспозицию музея на территории Центральной тюрьмы. Святейшему Патриарху был преподнесен образ святого великомученика Георгия Победоносца, который заключенные тюрьмы написали на керамике. Далее состоялось посещение мемориала на воинском кладбище " Тимвон Македонитиссис " , что в трех километрах к западу от Никосии рядом с монастырем Македонитисса. В тот же день Святейший Патриарх Кирилл посетил женский монастырь святого Ираклидия, где совместно с Блаженнейшим Архиепископом Хризостомом совершил молебен в монастырском соборе. По окончании богослужения Святейшего Патриарха приветствовали митрополит Тамасосский и Оринийский Исаия и настоятельница монастыря игумения Продромия. Предстоятелю Русской Церкви преподнесли ковчежец с частицами мощей Тамасосских мучеников, икону с их изображением и образ святого Мнасона, а также вышитый монахинями обители образ святого Ираклидия, омофор, епитрахиль и поручи. Святейший Патриарх обратился к собравшимся в храме с кратким словом и передал в дар обители икону-плащаницу Божией Матери, митрополиту Исаии — крест и святую панагию, а игумении Продромии — крест. В обители состоялась встреча Святейшего Патриарха Кирилла с родственниками игумена Ватопедского афонского монастыря архимандрита Ефрема. Мать, братья и сестры архимандрита Ефрема и другие члены семьи выразили Предстоятелю Русской Церкви глубокую благодарность за участие в судьбе архимандрита Ефрема, оказавшегося в сложных жизненных обстоятельствах. " Апостол Павел нас научил, как поступать в тех случаях, когда один из нас страдает, — со своей стороны заметил Святейший Патриарх. — Все мы члены одного тела — Церкви Христовой. Если один член болит, то с ним должно состраждать всё тело (ср.: 1 Кор. 12, 26). Поэтому я не совершил ничего особенного, это даже не мой долг, а просто естественное поведение христианина при виде страданий своего брата " .

http://e-vestnik.ru/reports/na_ostrove_s...

Говорили, будто икона в действительности была куплена Шевлягиным, после революции уехавшим в Англию и продавшим ее там в частные руки. В 1960-х на Западе действительно появилась Казанская икона в драгоценной ризе. Образ этот оказался мастерски исполненным уже в XX столетии списком; но вот риза на нем, судя по всем свидетельствам, подлинная — та самая, что была на пропавшей в 1904 году чудотворной. Православные американцы пытались было выкупить этот образ, он даже выставлялся для молебна в бостонском православном храме, где его видели тысячи людей, но собрать средства не удалось. В итоге эта Казанская вместе с украшающей ее ризой была куплена в 1970 году католиками, долгое время хранилась в португальском городе Фатима, а с 1982 года находится в Ватикане. Но если так, если не была распилена подлинная риза, то мог сохраниться и первый чудотворный образ Казанской, во что верили и продолжают верить тысячи православных людей. Кто знает, о чем думал Чайкин, многие годы медленно угасавший в одиночной камере Шлиссельбурга, о чем он лгал, а о чем говорил правду? Трудно представить себе злодейство более страшное, нежели сожжение в печи образа, к которому веками припадали мириады паломников, к которому обращались самые горячие мольбы всей России… Доподлинно же известно другое. Все время, пока образ Казанской красовался в соборе Богородицкого монастыря, России ничто не угрожало с востока. А как только пропала Заступница, страну постигло поражение в Русско-японской войне 1905 года, которая стала одним из первых ударов, за двенадцать последующих лет расшатавших и разрушивших великую империю. Но любые смутные времена по милости Божией кончаются. Кончилась та смута, кончится и нынешняя, и, быть может, чудотворная еще вернется к нам. Когда пресеклась благочестивая династия Рюриковичей, наступило междуцарствие, сопровождавшееся насилиями, расхищением казны, распадом государственности и многими иными бедами. И когда, уповая на Господа и молитвы Его Матери, русские люди взялись спасать Россию, то земская рать несла с собой список с иконы Казанской Богородицы. 22 октября 1612 года православное воинство вошло в Московский Кремль, и этот день также посвящен Казанской иконе.

http://pravoslavie.ru/1947.html

Храм святых Константина и Елены, находившийся у подножия Кремлевского холма и несколько удаленный от жилых домов, до назначения в него прот. Валентина фактически не имел прихода. По этой причине никакого дохода его духовенство не имело, и священники тяготились служением там. Однако, когда о. Валентину предложили это место, он с радостью принял его, за что многие прониклись к нему большим уважением. Об этом рассказывал служащий дворцового ведомства Сергей Васильевич Гурьянов, который именно по этой причине начал посещать батюшку и стал его духовным сыном 19 . В первое время новому настоятелю нередко приходилось служить в почти пустом храме. Несмотря на то, что в нем издавна находился чудотворный образ Божией Матери «Нечаянная Радость», храм не был известен и посещаем, и лишь немногие благочестивые окрестные жители знали о благодатном образе. Однако с приходом о. Валентина все побывавшие в храме стали отмечать установившуюся там особую атмосферу искренности, сердечности и теплоты. Батюшка свято верил в силу и всемогущество молитвы. «Молитва, – говорил о. Валентин, – необходима для каждого человека. Будем же молиться, праведны мы или грешны» 20 . Именно с прославления чудной иконы и начал ревностный пастырь возрождение храма. Образ Царицы Небесной был поставлен на видное место и пред ним стали ежедневно совершаться молебные пения с акафистом. Вскоре икона прославилась многочисленными чудесами: исцелениями слепоты, паралича и других болезней, и по некоторым свидетельствам, обновилась. Со временем Константино-Еленинский храм стали чаще называть по имени святого образа – храмом «Нечаянной Радости»; и так повелось до самого его разорения безбожниками в 1928 году. В храме «Нечаянной Радости» был еще один особенный чтимый образ – икона Спасителя «Пастырь Добрый». Эту икону отец Валентин особенно любил, носил с собой ее изображение, и впоследствии этот образ был помещен во второй книге новомученицы Анны о его пастырской деятельности – «Истинный пастырь Христов». Чудеса Божией Матери и ревностное, благоговейное служение отца Валентина вскоре привлекли в забытый храм множество православных, так что даже в будние дни в нем стало тесно. Слух о священнике из храма свв. Константина и Елены быстро распространился по всей Москве, а затем и за ее пределами. Очевидно, что причина такого огромного стечения народа была не в одном только ревностном благоговейном служении. Несомненно, здесь действовала благодать Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Amfit...

В Повести сообщается о явлении иконы: 23 июня 1579 г. Казань пострадала от сильного пожара, начавшегося недалеко от кремля, у ц. свт. Николая Чудотворца (т. н. Николы Тульского), во дворе «некоего воина царева» Данилы Онучина. Огонь перекинулся на кремлевские постройки - Спасо-Преображенский мон-рь и царский двор, выгорел почти весь посад. Пожар вызвал брань на христиан. Для укрепления православной веры, которая стала подвергаться поруганию, Бог «яви от земли» чудотворную икону Божией Матери с Младенцем Христом. Икона неоднократно являлась во сне «дщи юной десяти лет сущей» по имени Матрона, дочери стрельца (в повести подчеркивается: ни архиерею, ни начальнику града, ни вельможе или богатому, ни мудрому старцу, а чистой девице). Она повелевала поведать о ней архиепископу и воеводам города, чтобы те вынули ее из земли в указанном месте. О явлениях иконы девица рассказывала матери, но та не верила ей. В один из дней в полдень икона вновь явилась Матроне, но уже «огненным образом, лучи испущая огнены, пресветлы и страшны». От видения девица упала на землю и лежала «яко мертва» неск. часов, а затем «возопи велиим гласом» к матери. Тогда мать тотчас пошла с дочерью к воеводам, но они не поверили им. Мать, прослезившись, повела Матрону к архиепископу, но и он не внял их речам. Мать поведала людям о чудной иконе, те удивлялись, но тоже не верили ей, она же взяла заступ и стала копать в указанном месте. Копали и другие, но ничего не находили. Когда же на пепелище дома, на месте, где была печь, начала копать Матрона, то на глубине чуть более 2 локтей (ок. метра) она обрела небольшую икону Божией Матери, завернутую в ветхий суконный рукав однорядки (верхней одежды) вишневого цвета. Икона сияла, как только что написанная. Вскоре собрался народ, послали весть к Иеремии, архиеп. Казанскому и Свияжскому (1576-1581). Архиерей повелел звонить в колокол и крестным ходом со всем освященным собором пришел на место явления. Увидев образ, он дивился его необычному виду («переводу», иконографии) и молился с плачем о прощении согрешений. Воеводы также слезно просили милости и каялись в нерадении и неверии. Народ с радостью воздавал хвалу Спасителю и Богородице. По благословению архиепископа буд. митрополит Ермоген (тогда священник, видимо по имени Ермолай) благоговейно взял икону, и крестным ходом ее понесли в ближайшую ц. во имя свт. Николая Чудотворца (Николы Тульского), где был отслужен молебен. Далее огромный крестный ход направился в Благовещенский собор Казанского кремля. По пути от явленной иконы прозрел проситель милостыни Иосиф, не видевший 3 года (в Повести указано как чудо 1). Когда икону внесли в собор, исцелился слепец Никита (чудо 2). На следующий день архиеп. Иеремия совершил в соборе Божественную литургию.

http://pravenc.ru/text/1320206.html

В 1958 году игумен Кассиан окончил заочный сектор Ленинградской духовной академии со степенью кандидата богословия, в январе 1961 года был вновь назначен настоятелем Димитриевского храма в Угличе и вскоре возведен в сан архимандрита. 26 марта 1961 года состоялась его хиротония во епископа Угличского, викария Ярославской епархии. Владыка вспоминал: «25 марта в Троице-Сергиевой Лавре состоялось мое наречение, а 26 марта — моя хиротония во епископа Богоспасаемого града Углича... К вечеру того же дня — в канун праздника иконы Божией Матери Феодоровской — я с епископом Никодимом (Ярославским и Ростовским, впоследствии митрополитом Ленинградским и Новгородским — А.А.) прибыл в г. Ярославль, а на другой день вместе с ним служил Божественную литургию первый раз в архиерейском сане... Святое крещение мое, принятие низшего чина церковного (чтеца — А.А.) и возведение в высший сан архиерейский осенены благословением Божиим чрез пречестный образ Богоматери Феодоровский». С 14 мая 1963 года Преосвященный Кассиан являлся епископом Новосибирским и Барнаульским, а с 20 мая 1964 года до ухода на покой в декабре 1988 года — архиепископом Костромским и Галичским. Почти четверть века его жизни прошли в Костроме, главная святыня которой — чудотворная Феодоровская икона Божией Матери — осеняла весь земной путь архипастыря. Жил он в небольшом деревянном доме на улице Лавровской рядом с Иоанно-Златоустовским храмом; здесь же, в трех маленьких полуподвальных комнатах, размещалось епархиальное управление. Гонения на Православную Церковь в ХХ веке не обошли Кострому стороной: вскоре после революции были закрыты все монастыри Костромской епархии, в 20—30-х годах происходило массовое закрытие приходских храмов, в 1934 году подвергся полному уничтожению соборный ансамбль Костромского кремля. Тем не менее на всем протяжении эпохи богоборческих гонений только в областном центре оставались действующими три храма, богослужение в них не прекращалось; продолжалась церковная жизнь и в немалом (для того времени) числе сельских приходов. В этом нельзя не видеть особой милости Божией к Костроме: ведь к началу сороковых годов ХХ столетия в 25 российских областях не было ни одного действующего храма, в 20 областях оставалось не более 5 церквей... Промысл Божий сохранил в церковных стенах и главную святыню Костромского края — чудотворную Феодоровскую икону Божией Матери. Ко времени вступления на кафедру архиепископа Кассиана она пребывала в костромском Воскресенском кафедральном соборе (с 1991 года образ Царицы Небесной находится в восстановленном Богоявленско-Анастасиином кафедральном соборе г. Костромы).

http://e-vestnik.ru/history/svidetel_epo...

О чудесном явлении ничего не знал Император, однако по воле Божией именно эта икона была вместе с Царской Семьей в день их мученической кончины. Незадолго до этого Великая Княгиня Елизавета Феодоровна через графиню Зинаиду Толстую отправила копию Державного образа и текст молитвы Государю. 17 июля 1918 года в Ганиной яме после убийства страстотерпцев мужики нашли образ Державной иконы Божией Матери, которая была исколота «штыками». Об этом говорится в материалах следствия Николая Соколова. Следовательно, икона находилась у кого-то на груди из царственных мучеников во время убийства. Царица Небесная и в последние минуты жизни Николая II и его Семьи защищала их. Державная икона Божией Матери стала одной из самых почитаемых православными святынь. Известно множество чудес, связанных с этим образом. В книге приводятся рассказы самовидцев. После начала прославления Державной иконы Божией Матери, в период гонений на христиан богоборцы сделали все, чтобы уничтожить упоминание о ней. Составители службы были расстреляны, а на людей, у которых хранились списки образа, открыли настоящую охоту. На протяжении долгих лет: и в войну, и в послевоенное время иконы находили у многих, однако сам Явленный образ считался утраченным. Второе же обретение Державной иконы состоялось 14(27) июля 1990 года. Она была обнаружена в запасниках Государственного исторического музея. И ее снова передали в Коломенское. Сергей Фомин на примере множества исследований обстоятельно описывает каждое событие, связанное с Державным образом. Он прослеживает историю создания этой иконы, ее взаимосвязь с другими изображениями Богородицы, смысловое наполнение, а также определяет место этой святыни в Домостроительстве Руси. Подробно православный историк рассматривает Отчину «Державцев Русской земли», коей является Коломенское. Не случайно именно здесь произошло первое явление иконы. Перед читателями открывается смысловое пространство Коломенского, его храмов, внутрицерковной символики. В книге представлены также службы, акафисты и молитвы Державному образу.

http://ruskline.ru/analitika/2018/04/16/...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010