Источники: Глава «Красота минувших веков» В.В. Кокарева в книге «Великий Устюг». – Архангельск.: Северо-Западное книжное издательство, 1976. http://www.ikz.ru/siberianway/ustug-museum Первоначально на месте нынешней церкви во имя преподобного Симеона Столпника стояло две деревянных холодная во имя преподобного Симеона Столпника и теплая во имя Василия Кесарийского, когда заложены неизвестно, первые сведение о них встречаются в конце XV столетия, в 1471 году, в описании первого чуда над гробом праведного Прокопия Устюжского чудотворца. Также упоминаются в Сотной книге 1630 года. По описи 1676 – 1683 годов числится церковь холодная пятиглавая во имя Симеона Столпника с тремя приделами, теплая двуглавая во имя святого Василия Великого (во имя благоверного князя Владимира Киевского, нареченного во святом крещении Василием), колокольня с 9-ю колоколами. Сгорели во время пожара 1715 года. 20 июня 1725 года архиепископ Великоустюжский и Тотемский Боголеп дал грамоту на строительство каменной двухэтажной Симеоновской церкви. Первый этаж теплая – во имя преподобного Симеона Столпника с приделом во имя святого апостола Иакова Алфеева. Второй этаж холодная – во имя Рождества Пресвятой Богородицы с приделами во имя святого Николая Чудотворца и во имя благоверного князя Владимира. Строительство закончилось в 1747 году. В 1757 году во время большого пожара, храм сильно обгорел, в 1765 году был перестроен на средства купца И. Я. Курочкина. Интерьер и иконостас церкви Симеона Столпника относится так же к 1765 году. Основное помещение храма было обильно украшено разнообразной лепниной. В нижнем этаже располагался теплый храм во имя преподобного Симеона Столпника. В разных местах храма в киотах находилось несколько старых икон, украшенных серебром и жемчугом. Среди них можно отметить: образ Божией Матери Владимирской - с рукоятием, оклад серебряный, золоченый, украшенный мелким жемчугом; образ Знамения Божией Матери, богато украшенный, с подписью внизу: „истинное изображение, подобие и мера с самаго чудотворнаго образа Знамения Пресвятыя Богородицы, яже в великом Нов-граде, писан 1715 году. " ; образ Божией Матери Тихвинский, с подписью внизу: „образ Пресвятыя Богородицы мирою и подобием с самаго чудотворнаго образа Пресвятыя Богородицы Тихвинския, писан 1720 году " ; образ преподобного Симеона Столпника с житием, храмовая икона (XVI век), происходит из древнего деревянного храма, сейчас находится в Государственной Третьяковской Галерее. Трапезный иконостас столярный, крашеный, с карнизами и резьбой золочеными. Образа в нем обложены резными золочеными рамами; всего образов одиннадцать, на образе Вседержителя, написано: „сии одиннадцать образов написал ключарь Афанасий с товарищем 1752 года " .

http://sobory.ru/article/?object=06422

Неизвестна судьба копии образа работы худож. И. Шреттера, находившейся накануне закрытия доминиканского костела в его главном алтаре. Согласно правосл. лит-ре нач. XX в., в церкви она находилась на столбе за левым клиросом. В 1916 г. ввиду угрозы оккупации Красностока герм. войсками чтимые иконы были вывезены в Гродно, но среди них эта копия К. и. не упоминается. В 1917 г. красностокские монахини выехали в Москву, взяв с собой обе К. и.- древнюю чудотворную и чтимую копию, а также мироточивую Владимирскую икону Божией Матери ( I. Вывезена Першую сусветную вайну//Вяртанне-2. Mihck, 1994. С. 145-147). В Москве их разместили в монастырях и Нескучном дворце возле Кремля. В 1918 г. красностокским монахиням был передан бывш. муж. монастырь под Москвой - Екатерининская пуст., куда был перевезен список К. и. В 1931 г., после закрытия последнего храма пустыни, копия К. и. наряду с др. церковными ценностями была передана в храм подмосковного с. Ермолина, дальнейшая ее судьба неизвестна. Древний чудотворный образ был перевезен монахинями в С.-Петербург в храм подворья Красностокского мон-ря в Полюстрове. После его закрытия одна из сестер вывезла образ в Новгород, затем - во Псков. После ее смерти икону хранила вдова свящ. Вельского, а в 1956 г. по попечению игум. Гавриилы (Рисицкой) святыня была передана в храм Рождества Пресв. Богородицы Гродненского жен. мон-ря. В 1960 г. мон-рь был закрыт, монахини перемещены в Жировицкий Успенский мон-рь, туда же ими была привезена К. и. В 90-х гг. XX в., после восстановления полоцкого Евфросиниева в честь Преображения Господня жен. мон-ря, в него из Жировиц передана К. и. (Гродненский жен. монастырь Рождества Богородицы. Гродно, 1997. С. 22). Ныне К. и. находится в Крестовоздвиженском соборе полоцкого Евфросиниева мон-ря. Написана по очень тонкому грунту на 2-частной доске со следами более ранней шпонки. Ее высота (50 см) совпадает с указанной в источниках нач. XX в. Иконографически образ представляет собой список Ченстоховской иконы Божией Матери . По свидетельству свящ. Николая Семеняко, на рубеже XIX и XX вв. на пожертвования православных образ украшен чеканной ризой, большинство драгоценных камней к ней были подарены еп. Гродненским и Брестским Михаилом (Ермаковым).

http://pravenc.ru/text/2458961.html

Это не просто Наполеон, с группой вооруженных французских воинов, а это объединенная Европа напала на Россию, чтобы захватить наше Отечество, чтобы переформатировать нашу жизнь, оторвать нас от источников нашей веры и превратить нас в некую колонию могущественных западных держав. И что же происходит? Тогда является дивный Смоленский образ Божией Матери, с которым Михаил Илларионович Кутузов и пришел на Бородинское поле. И хотя, как утверждают исследователи, силы наступавшей французской — а вообще-то общеевропейской — армии превосходили силы русских, мы знаем, что наша армия, как бы не одержав видимой победы, добившись некоей «ничьи» в Бородинской битве, на самом деле одержала великую победу. Потому что Наполеон понял, что есть сила, способная быть, по крайней мере, равной его силе. Изгнание Наполеона из Москвы, а затем из России имело своей первопричиной ту самую битву на Бородинском поле, когда был принесен дивный Смоленский образ Пресвятой Богородицы. И мы знаем, что в момент тягчайших революционных потрясений в нашей стране, когда на волоске повисло само существование исторической России, был явлен другой — Державный — образ Пресвятой Богородицы. Царь был свергнут, трон остался свободным, и на этот трон более не взошел ни один человек в России, ибо никто не был достоин через это высочайшее служение управлять народом. Но явился Державный образ Божией Матери, и люди восприняли это как воцарение Царицы Небесной на престоле всея Руси. Конечно, если рассказать все это людям сторонним, не знающим нашу историю, не сопереживающим нам, то, наверное, они и не поймут, о чем речь. Но мы-то понимаем: речь идет о явлении Божией Матери в самые критические моменты нашей истории, и через это явление — даровании нам спасения. Вот и сегодня достаточно непростые обстоятельства, связанные происходящим на внешних рубежах нашего Отечества. Опять восстают силы, которые мечтают разрушить и покорить Россию. Сегодня все это облекается в иные словесные формы, но за всем этим стоит неизбывная мечта тех, кто нападал с Запада на Русь: разрушить наш суверенитет, лишить нас свободы, а затем использовать все ресурсы богатейшей страны мира для своих собственных целей.

http://pravoslavie.ru/148741.html

Согласно грузинской легендарной истории, Грузия является апостольским жребием Божьей Матери. Вскоре после этого события, Апостол Андрей отправился проповедовать христианство. Сначала он пошёл на север от Палестины, затем повернул на восток, достиг города Трапезунда, находившегося в тот период в пределах Эгриси (современная Мингрелия), после проповедования там Евангелия перешёл в пределы Иверии, в землю Дид-Адчары. Там апостол проповедью и творением чудес обратил множество людей в христианство и крестил их. По рассказу царевича Вахушти, сына царя Вахтанга V, на том месте, на котором Апостол Андрей поставил икону Божией Матери, открылся целебный источник. Поставив новообращенным христианам иереев и диаконов, построив храм в честь Божией Матери и установив церковный порядок, оставил их апостол. Перед уходом святого Андрея из той земли, новообращенные просили его оставить икону Божией Матери, но апостол не согласился на таковую просьбу, а велел сделать доску, величиной, как эта икона, и принести ему. Когда доска была готова, он положил её на икону Божией Матери, и икона полностью изобразилась на доске. Апостол отдал христианам новый образ, который они поставили в своей новой церкви. Затем святой Андрей отправился в другие земли. Перейдя через гору, называемую горой Железного Креста, и дзархийское ущелье, он вступил в пределы Самцхе и остановился в селении Заден-гора. Отсюда он отправился в город Ацкури, называвшийся в древности Сосангети. Достигнув Ацкури, апостол выбрал один дом близ главного капища города и поселился в нём. В то время там царствовала одна вдова, имевшая единственного сына, которого любила более всего в мире, который был единственным наследником её царства. К несчастью, сын вдовы скончался незадолго до прихода апостола в Ацкури. Согласно преданиям, во время пребывания апостола Андрея в Ацкури произошло несколько чудес — главным из которых является воскрешение сына вдовы и уничтожение статуй языческих богов. Затем, поставив новообращённым епископа, иереев и диаконов, святой Андрей хотел уже отправиться в другие страны, однако царица и её подданные просили Андрея не оставлять их, или же оставить им нерукотворную икону Божьей Матери. Оставленную Святым Андреем икону поставили в новом храме, воздвигнутом в честь Богородицы.

http://azbyka.ru/palomnik/Категория:Груз...

К собравшимся обратился митрополит Ферапонт. Он поблагодарил владыку Георгия за приглашение принять участие в торжествах и поздравил всех с великой милостью Божией — обретением святой иконы. Со словом к арзамассцам и гостям города обратился и глава Нижегородской митрополии: «Наше время — это время собирать камни. Встают храмы, открываются святые обители. И тем, кто трудится ниве возрождения духовной жизни, иногда кажется, что нет никаких сил и возможностей продолжать дело. Но это так, если человек надеется только на свои силы. Дело возрождения должно осаливаться благодатью Божией. Сейчас славная Алексеевская обитель пребывает в небрежении. Но мы верим, что с обретением иконы Божией Матери " Достойно есть " обитель, последняя игумения которой Олимпиада причислена к лику святых, обязательно возродится». Владыка Георгий поблагодарил архипастырей за участие в торжествах и преподнес им вышитые иконы Божией Матери «Достойно есть», а все участники крестного хода получили небольшие иконы Пресвятой Богородицы. Чудотворный образ Царицы Небесной «Достойно есть» был подарен сестрам Алексеевской обители братией Афонского Свято-Пантелеимонова монастыря в августе 1853 года. Сразу же по прибытии святыни в Арзамас по молитвам пред ней начали происходить чудесные исцеления, и в обитель во множестве стали притекать страждущие. Трудами елабужского купца Кирилла Стахеева образ Богородицы был украшен дорогой сребропозлащенной ризой. До революции в арзамасском Новодевичьем Алексеевском монастыре хранилось несколько списков с чудотворной святыни. Арзамасский новодевичий во имя Алексия, человека Божия, женский монастырь был основан в 1634 году по указу царя Михаила Федоровича арзамасским воеводой князем Н. Шаховским как «царское богомолие, Новодевичь монастырь». Ктитор обители, царь Михаил Феодорович, прислал в новоустроенный монастырь Казанскую икону Божией Матери, а также икону преподобных Михаила Малеина и Алексия, человека Божия, — небесных покровителей царской семьи. В 1764 году Алексеевский монастырь был упразднен. Казанская и Алексеевская церкви стали приходскими, все имущество обители было передано Арзамасскому Свято-Николаевскому женскому монастырю.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/4...

В 1887 году Святейший Синод Русской Православной Церкви установил общецерковное почитание Барской иконы Божией Матери 1 (14) октября - в день празднования Покрова Пресвятой Богородицы. 14 октября 1921 игуменьей Софией (Рачинской) был составлен Акафист Пресвятой Богородице в честь Барского чудотворного образа. В начале 60-х годов ХХ века Барский Свято-Покровский женский монастырь был закрыт безбожной властью, а сестры переведены в Браиловский женский монастырь. Чудотворный Образ монахиням удалось спасти - насельницы успели передать икону благочестивым местным жителям. А в 1962 году закрыли и Браиловский женский монастырь, тогда игуменья Клавдия с монахинями Серафимой, Херувимой, Амвросией и инокиней Гавриилой купили половину дома в г. Бар, забрали туда икону и спрятали ее. Они свято чтили этот Образ и просили Царицу Небесную об открытии обители, ведь издавна эта икона находилась в монастырских стенах и ее называли Барской-монастырской. В подполье древний образ находился до 90-х годов ХХ века. Тогда же вышло постановление правительства о передаче культовых сооружений верующим, но Барский монастырь был передан католической церкви. Последней хранительницей чудотворного Образа Божьей Матери была матушка Гавриила. В старости и по болезни ей пришлось передать икону в 1994 году в Одесскую епархию, где она находилась до 1999 года. В 1999 году древняя святыня была привезена в город Бар и Крестным ходом принесена в Свято-Успенский собор, где ее установили в особом киоте у иконостаса. Верующие снова потянулись к чудотворному образу, с молитвой прибегая к заступничеству Царицы Небесной. В 2002 году митрополит Винницкий и Могилев-Подольский Макарий благословил создать в городе Бар общество в честь Барской иконы Божией Матери. Вскоре на окраине города началось строительство храма блаженной Матроны Московской, возле которого и образовалась община. 1 июня 2010 Указом архиепископа Симеона, Винницкого и Могилев-Подольского, храм блаженной Матроны Московской и земли были переданы под скит Браиловского женского монастыря. Игуменья Антония с сестрами постепенно начали восстанавливать монашескую жизнь в новой обители. Началось строительство ограждения, Святых ворот и сестринского корпуса с трапезной и кельями. В этом же году 19 октября состоялось освящение Храма блаженной Матроны Московской.

http://azbyka.ru/palomnik/Женский_монаст...

Именно святитель Гавриил обнаружил псалтирь с записью XVI столетия об основании в лето 6603 (1095) города Переяславля Рязанского (теперешней Рязани). Об этом прямо указывает С.Д.Яхонтов в своем реферате «По тому же вопросу» (о дате основания города Переяславля-Рязанского), подготовленному им к празднованию 800-летия города Рязани. С.Д.Яхонтов пишет в своем труде, что об основании нашего города имелось две записи. Первая запись была найдена в рукописной следованной псалтири, хранящейся в библиотеке Рязанской духовной семинарии, а вторая, «по всей вероятности» (по мнению С.Д.Яхонтова), была извлечена из документов консистории самим преосвященным Гавриилом (Городковым) «большим собирателем Рязанской старины». Такое предположение он сделал вследствие того, что к ней было сделано шесть примечаний собственной его рукой. Позже и эта запись так же была передана в библиотеку семинарии. Степан Дмитриевич привел в своей работе эти примечания преосвященного, которые подтверждают факт его непосредственной работы над документом. Многие документы, сохранившиеся в Государственном архиве, свидетельствуют о том, что Владыка сам непосредственно занимался историческими изысканиями: делал замечания на документах, собственноручно писал письма с просьбами собрать те или иные сведения. Особенно его интересовали исторические сведения о чудотворных иконах. В 1845 году произошел удивительный случай исцеления слепой крестьянской жены Евдокии Ивановой через образ Казанской Божией Матери из Казанского девичьего монастыря города Рязани. Архиепископ предписал тогда «отобрать обстоятельное историческое сведение об образе Казанския Божия Матери». Ему были присланы исторические сведения об этой иконе. В Рязанской губернии как чудотворный образ почитался образ Божией Матери из села Красного Пронского уезда, называемый «Туровским» (турецкий). О ней сейчас практически никто не помнит. Эту икону – копию с Одигитрии, написанную в Константинополе, – привез в свою вотчину, как написано было в Рязанских епархиальных ведомостях, татарский мурза, уверовавший во Христа. Какое-то время эта икона была в его храме в бывшей Мурзинской пустоши, но после пожара она несколько раз являлась на дереве в селе Красном Пронского уезда. После такого чуда икона Божией Матери была перенесена в храм села Красного вместе с деревом, на котором являлась.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Gorodk...

2) Вся церковь с пристройками имеет 13 сажен длины, 11 1/2 ширины и 12 вышины вместе с крестом. Главная часть храма посвящена Святому Духу. Четырехъ­ярусный иконостас, отделяющий алтарь, представляет собою как бы церковь о трех верхах. Он украшен золо­ченою резьбою по дубовому полю. Такого же характера все киоты в этой части храма. На всем здесь отпечаток но­визны. Образа писаны очень недавно. Самые древние из них относятся к основанию церкви, и все они находятся или по стенам храма, или в нижнем ярусе иконостаса, например, образ Знамения Божией Матери. В притворах золо­ченая резьба идет по розовому фону. В приделе св. Епифания Кипрского (с северной стороны храма) образа в ико­ностасе овальной формы итальянского письма, а в приделе преп. Марии Египетской (с южной стороны) — обычной формы. Из икон обращает на себя внимание образ святителя Николая Чудотворца в чудесах. Стоит он в пролете, к Епифаниевскому приделу. Это древний, почитаемый рушанами образ. По преданию, рассказанному наследниками строителя церкви, он сохранился из какой-то древней сгоревшей новгородской церкви и подарен строителю митрополитом Амвросием, как благословение на доброе дело храмоздательства. В правом приделе, в честь преп. Марии Египетской, опять-таки в пролете, стоит почитаемый образ препо­добной в чудесах. За правым клиросом придела нахо­дится древний образ Тихвинской Божией Матери из какой-то домашней божницы. При входе в церковь, в притворе, можно видеть образа прежнего иконостаса, — существовавшего до 1897 года, а на западной стене храма до сего времени висит уже плохо разбираемая картина на полотне — Исцеление ап. Петром хромого. Она пожертвована ген. Филипповым (1824 г.), как образец западного итальянского искусства. В церковных летописях можно видеть, как старались украшать храм и другие военные начальники, прежние прихожане его. Только мало что сохранилось от их усердных приношений. Хранится лишь серебряное блюдо, на котором подносили старорусские горожане хлеб — соль Государю Императору Ни­колаю Павловичу. Государь и пожертвовал это блюдо в военный храм.

http://sobory.ru/article/?object=48496

В соборном храме Введения Пресвятой Богородицы во храм хранился также и ковчег с частью мощей другого основателя обители, святителя митрополита Алексия. Кроме этих святынь Введенский собор хранил много других древних и досточтимых святых икон. Особенно чтилась жителями города Серпухова храмовая чудотворная икона Введения Богоматери, написанная в 14 веке и украшенная драгоценным окладом древней работы. В храме находился чудотворный образ святого Иоанна Воина и икона Владимирской Божией Матери, запрестольный образ Богоматери «Умиление» древнего письма, Нерукотворенный образ Христа Спасителя, иконы св. Георгия Победоносца, святителя Николая Чудотворца и св. Алексия, митрополита Московского. Не менее привлекали внимание богомольцев и любителей православной древности и три находящихся в соборе старинных складня, один из которых помещался над царскими вратами, два других - на правом и левом столпах храма. К северной стороне Введенского соборного храма Владычной обители примыкала древняя каменная церковь 15 века во имя трех святителей московских: Петра, Алексия и Ионы. Под ним находилась усыпальница с древними каменными надгробиями. Третий храм обители - двухярусная церковь во имя св. великомученика Георгия Победоносца, который всегда был особенным покровителем Владычного монастыря. К северной стороне Георгиевской церкви был пристроен придел во имя св. царевича Дмитрия, воздвигнутый повелением царя Василия Ивановича Шуйского. Этот придел - один из первых, если не первый в России храм, посвященный св. Дмитрию. Помещающийся же в этом приделе храмовый чудотворный образ св. Дмитрия представляет самое первое и самое верное изображение царевича. Под Георгиевском храме в нижнем ярусе прежде была монастырская хлебопекарня, а с 1818 года там помещалась церковь во славу Вознесения Господня. Под приделом св. Дмитрия в 1840 году устроен придел во имя св. Николая Чудотворца. Храмовая икона святителя чудесным образом явилась в упомянутой хлебопекарне. Пятый храм Владычного монастыря, посвященный Нерукотворенному образу Спасителя, находился над монастырскими вратами. Церковь была построена в 16 веке по благословению патриарха Иова, грамота которого хранилась в обители. Святынями храма были храмовый образ Нерукотворенного Спаса и икона Иверской Божией Матери, привезенная с Афонской горы архимандритом Ксенофонского монастыря Матфеем.

http://patriarchia.ru/db/text/30218.html

Но подробности, связанные с историей ее перемещения в институт реставрации после торжественных событий на Бородино 2012 года и особенностями самой реставрации, я хотел бы передать моим коллегам, которые присутствуют на этой пресс-конференции. Прежде всего, позвольте кратко дать слово Александру Александровичу Дубровскому, который является официальным древлехранителем Смоленской епархии. Прошу Вас, Александр Александрович... А. А. Дубровский: Благодарю Вас, Владыко. В настоящее время после завершения двухлетней реставрации, конечно, повторю слова Владыки, ходят слухи усиленно, что икону подменили, конечно, нет – икона та же, но икона преобразилась, икона совершенно другая. Но во-первых, мы привыкли видеть тот живописный образ, который наблюдали всегда, подходя к иконе, в окладе. Оклад, который большую часть иконы закрывал, видели лик, лик Младенца, ручки. На сегодняшний день икона будет установлена без оклада, оклад будет отдельно установлен в соборе. Во-вторых, этот образ Божией Матери Смоленской " Одигитрии " , как мы уже все знаем из истории, был подарен Константином Мономахом дочери, благословляя ее замуж, в 1046 году, соответственно – это список с той древней иконы, и на сегодняшний день мы видим, выставлена в Храме Христа Спасителя наша икона, – это византийский образ Богоматери, это тоже нужно понимать. Мы неоднократно в процессе реставрации обращались к реставраторам ГосНИИ реставрации, как представители епархии, что данная икона является не музейным экспонатом, а все-таки молельный образ, культовая вещь, к которой люди идут молиться, и мы просили, чтобы места утрат многочисленные, которые на иконе при расчистке были выявлены, были затонированы, пусть даже они будут, скажем так, несколько отличаться от общего фона, пусть они будут на полтона разниться, но это должен быть цельный образ, который не мешает верующему в восприятии всей иконы. Как вот сейчас реставраторы ответят на вопросы, расскажут нам, мы просили утраты эти подлевкасить, затонировать и так далее, самое интересное, это не противоречит законам и правилам реставрации. На многочисленных советах реставрационных с участием ведущих специалистов реставрационных центров города Москвы было принято решение эти места утрат оставить, так как нехорошо записывать автора, и не вносить в изображение иконы ничего нового.

http://religare.ru/2_106025.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010