Святыни храма Ярославских чудотворцев сегодня: Главной святыней церкви является список середины XVIII века чудотворной Казанской иконы Божией Матери, находящийся в передней части у правого клироса. Другая величайшая святыня – рака с мощами святителя чудотворца Гурия, первого архиепископа Казанского. В 1955 году от возглавил новообразованную казанскую епархию и много потрудился для создания и утверждения в крае храмов и святых обителей. Мощи святителя Гурия до революции находились в Благовещенском кафедральном соборе, а с осени 1918 года пребывали в Казанско-Богородицком монастыре, затем в приходской церкви Параскевы Пятницы, в Петропавловском соборе, с середины 1930-х годов почивают в храме Ярославских Чудотворцов. Над ракой с мощами Гурия находится большой Нерукотворный образ Спасителя. Этот образ является копией той иконы, которая находилась на знамени Иоанна Грозного при взятии Казани осенью 1552 года. По всей видимости, икона написана тогда же в XVI веке и долгое время находилась в специальной нише над проездными воротами Спасской башни Казанского кремля. В 1862 г. была перенесена в часовню, сооруженную перед башней, а в 1905 г – в часовню построенную в псевдорусском стиле на средства П.В. Щетинина по проекту. Ф.Н. Малиновского. Эта часовня в 1927 году была разобрана, а образ нашел свое последнее пристанище в кладбищенской церкви. У левого клироса в передней части храма - чтимый образ иконы Пресвятой Богородицы «Толгская», которая по приданию находится здесь с момента его открытия. - Рядом с ракой с мощами Гурия находится икона Казанских святителей Казанских святителей Гурия, Германа и Варсонофия с частицами их святых мощей. Справа от этой иконы находится другая святыня закрытого в конце 30-х годов Федоровского женского монастыря - икона Пресвятой Богородицы «Федоровская». В задней части храма в левой стороне центральное место занимает образ преподобного Сергия Радонежского. По преданию этот образ был написан монахами иконописцами Свято-Троице-Сергиевской Лавры и дан в благословение войску Иоанна Грозного.

http://sobory.ru/article/?object=08647

Большой интерес представляет рассказ о чуде при взятии Нарвы кн. А. М. Курбского в «Истории о вел. князе Московском» (1-я пол. 70-х гг. XVI в.), к-рый также близок по времени создания к названным летописям, но во многом отличен от них. Князь не был непосредственным свидетелем событий при Ругодиве, но участвовал в Ливонской кампании в 1-й пол. 1558 г. и, как показывают его воспоминания, бывал в Ивангороде, расположенном напротив Нарвы, на др. берегу р. Наровы. В пространном варианте кн. Курбского события преподнесены с элементами назидательности и аллюзиями на эпизоды библейской истории; начинаются они с рассказа об иконе Божией Матери, тогда как образ свт. Николая Чудотворца не упоминается вовсе: «Егдаж приидоша войско немецкое во гради… и обретше икону Пресвятыя Богородицы, у Неяже на руку написан во плоти Превечный Младенец… в коморах оных, идеже купцы русские у них некогда обитали, воззревше на нее, господин дому с некоторыми новопришедшими немцы начаша ругатися глаголюще: «сей болван поставлен был купцов ради русских, а нам уже ныне не потребен, приидем и истребим его»»; икону сняли со стены и бросили в огонь, где «потребные питья свои в котле варяше… Аеру [воздуху] чисту бывшу и тиху, и абие внезапу прииде буря великая и загорелося»; согласно этому источнику, пожар начался в 3-м часу (Сказания кн. Курбского. 1868. С. 49 - 50). В версии кн. Курбского сохранена лишь общая канва с версией летописной (икона брошена в огонь под котел с варевом, пожар и взятие города русскими, обнаружение иконы невредимой); кроме того, текст насыщен деталями. Напр., фигурируют «коморы» - оставленные жилища рус. купцов, в одном из к-рых и при новом хозяине продолжала висеть на стене икона Божией Матери. Можно только предполагать, насколько близок этот эпизод к действительным событиям, но желание связать наличие иконы с правосл. купечеством обоснованно. Вопросы торговли и прав купцов, в т. ч. русских, регулировались подписанием документов всякий раз после разрешения конфликтов. Среди таких документов, в частности, известен договор от 1420 г., в к-ром рус. купцам давалось право беспрепятственного въезда в Ливонию и торговли там, а в нач. XVI в., когда р. Нарова признавалась границей между рус. и ливонскими владениями, существовало обязательство сторон покровительствовать торговле даже во время войны (см.: Петров. 1901. С. 41-42, 54). Можно допустить, что у рус. купцов, подолгу находившихся в Нарве, был дом, в к-ром они могли в т. ч. и молиться. После рассказа о взятии Нарвы кн. Курбский подытоживает повествование, возвращаясь к иконе Божией Матери: «О образе же оном тогож дня исповедано стратилатом нашим. Егдаж до конца погашен огнь в той нощи, обретен образ Пречистыя в пепле, идеже был ввержен, наутрии цел, ничем же не рушен, Божия ради благодати» (Сказания кн. Курбского. 1868. С. 51).

http://pravenc.ru/text/2564680.html

12 июля 2016 г. в г. Казани - в Кабинете Министров РТ - под председательством Руководителя Аппарата Президента РТ А.А. Сафарова прошло рабочее совещание по вопросам подготовки и проведения мероприятий, приуроченных к закладке памятной капсулы в основание собора Казанской иконы Божией Матери и визиту Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, в котором принял участие митрополит Казанский и Татарстанский Феофан (И.А. Ашурков), руководители ряда министерств и ведомств. На нём был утверждены состав рабочей группы, план подготовки и проведения мероприятий, определены ответственные. 18 июля 2016 г. в Информационном агентстве «Татар-информ» прошла пресс-конференция с участием митрополита Казанского и Татарстанского Феофана (И.А. Ашуркова), посвящённая предстоящему первосвятительскому визиту в Татарстан. Рассказав об основных пунктах его программы, правящий архиерей, в частности, заметил, что: «И руководство республики, и общественность, и город Казань делает всё, чтобы визит Святейшего прошёл в духе молитвы, в духе единства. Мир и согласие всегда Святейший Патриарх ставит одной из приоритетных задач».(2) В тот же день в Духовном управлении мусульман (ДУМ) РТ состоялась встреча секретаря Отдела внешних церковных связей (ОВЦС) Московского Патриархата по межрелигиозным отношениям, исполнительного секретаря Межрелигиозного совета России, иерея Д.В. Сафонова с Председателем ДУМ РТ, муфтием К.И. Самигуллиным и его первым заместителем Р.Г. Батровым, на которой обсуждались вопросы православно-исламского диалога и сотрудничества.(3) Выставка «Чудотворный Казанский образ Богоматери. Казанский Богородицкий монастырь» В рамках мероприятий, приуроченных к закладке памятного камня (капсулы) в основание возрождаемого собора Казанской иконы Божией Матери, 2 июля 2016 г. в Государственном музее изобразительных искусств (ГМИИ) РТ (г. Казань, ул. К. Маркса, д. 64) состоялась торжественная церемония открытия выставки «Чудотворный Казанский образ Богоматери. Казанский Богородицкий монастырь» (3 июля - 30 сентября 2016 г.). Перед её началом выступил архиерейский хор Казанской епархии РПЦ, который исполнил тропарь Казанской иконе Божией Матери «Заступница усердная».

http://ruskline.ru/analitika/2018/02/13/...

С начала 1930-х гг. в храме размещалась главная кафедра обновленческой церкви. В 1944 г. настоятель Воскресенской церкви протоиерей А.И. Расторгуев вместе с общиной верующих вернулся в Московскую Патриархию. В феврале 1945 г. здесь проходили заседания Поместного Собора, избравшего на патриарший престол Алексия I. Памятная доска об этом событии находится в северном приделе. В 1948 г. в храме праздновали 500-летие автокефалии Русской Православной Церкви. Со времени закрытия и разорения московских храмов и часовен церковь Воскресения Христова хранит множество чудотворных и древних икон. В 1929 г. сюда перенесли одну из главных святынь Москвы – чудотворную Иверскую икону Божией Матери XVII века. Из Боголюбской часовни у Варварских ворот Китайгородской стены передали Боголюбскую икону Божией Матери, написанную в конце XIX века с древней иконы XII века, прославившейся чудесами. Сюда же передали Страстную икону Божией Матери из Страстного монастыря, Грузинскую икону Божией Матери и образ Господа Вседержителя «в червленых ризах» из Алексеевскою монастыря, образ святого Пантелеймона из Пантелеимоновской часовни у Владимирских ворот и многие другие чтимые иконы. В храме хранятся ковчежки с частицами мощей святого Пантелеймона, Сорока Севастийских мучеников и других святых. В 1960-1970-е гг. невысокую окружающую застройку уничтожили, и ее место заняли сначала пятиэтажки, а позднее современные многоэтажные дома. Некогда популярные у монарших особ охотничьи угодья в Сокольниках превратились сначала в парк, окружённый дачами, а затем в промышленный квартал с фабриками, заводами, домами для рабочих, и множеством, как сказали бы теперь, социально значимых объектов - больниц, богаделен и приютов. Все они строились на деньги фабрикантов и промышленников - благотворительность у торгового сословия в России всегда была в особом почёте. Одно из таких медучреждений - это Бахрушинская (Остроумовская) больница, при которой существовала больничная церковь. Больничный священник Иоанн Кедров был очень любим прихожанами. Известно, что жители Сокольников долго уговаривали отца Иоанна возвести в Сокольниках большой просторный храм. И вот в 1909 году батюшка решил исполнить пожелание своих прихожан и объявил сбор средств на новую церковь. Вот уже и место для сокольнического храма выбрали, а священник всё не решался дать добро непосредственно на строительство: смущали нехватка средств и множество других препятствий. Однажды священнику явилась Божия Матерь и повелела начать строительство. Второе явление Богородицы тоже не убедило батюшку. Лишь после третьей встречи с Царицей Небесной священник приступил к строительству.

http://sobory.ru/article/?object=03335

Советский исследователь О.П. Булич в очерке о Коломне 1928 года свидетельствовала, что Владимирская икона и крест Пожарского хранились в Никитском храме вплоть до 1920-х годов. Вот что она записала об этих святынях: «В Никитской городской церкви еще недавно хранился крест, принадлежавший, по словам местного причта, князю Пожарскому. Крест этот был передан в церковь позднейшей владелицей с. Лукерьино (Коломенский уезд), бывшего когда-то, вместе с с. Марчугами, вотчиной князей Пожарских. В той же Никитской церкви находится Владимирская икона, тоже будто бы принадлежавшая князю Пожарскому и всегда сопровождавшая его в походах». По местному преданию в Никитской церкви прославилась чудесами еще одна икона Божией Матери – Силуамская. В давние времена одной слепой крестьянке приснилось, что она выздоровеет, если пойдет в церковь Никиты Мученика в Коломне и отслужит молебен перед Силуамской иконой Божией Матери. Про эту икону ни она, ни даже никитский священник до этого не слышали. Однако такой образ Божией Матери в церкви нашли и отслужили молебен. Крестьянка прозрела и с тех пор каждый год приходила в Никитскую церковь на богомолье. Несмотря на удивительное исцеление, местный священник не стал придавать этому случаю огласки, и широкого почитания образ Силуамской Божией Матери в дальнейшем не получил. В XIX веке в Никитской церкви Коломны существовали еще два интересных обычая. Из окрестных коломенских деревень в церковь приносили младенцев, страдающих «колотьем». Священник благословлял детей, а потом брал копие с жертвенника и прикладывал к больному месту. Другой обычай был связан с особым почитанием святой воды «от Никиты Мученика». На протяжении всего года в Никитскую церковь приходили богомольцы за водой, и в церкви всегда стояли приготовленные на этот случай бутылки со святой водой. Об этих забытых церковных обычаях Никитского прихода мы сегодня знаем, благодаря Никите Петровичу Гилярову-Платонову, которых описал их в своем сочинении «Из пережитого». Большая памятная доска с портретом Гилярова-Платонова сегодня установлена у входа на территорию Никитской церкви.

http://sobory.ru/article/?object=04425

С востока к колокольне примыкает небольшая каменная пристройка, во втором ярусе которой и колокольне поме­шается ризница и монастырская библиотека. Там хранятся старинные дорогие священные облачения: там много аналойных икон, замечательных по древ­ности, — например, древний образ святителя Мартирия и Евфимия в крещатых архиерейских облачениях с видом древнего монастыря, или образ Спаса Нерукотворенного, по­жертвованный, по преданию, в монастырь Императором Петром Первым. (Образ находится обычно в храме Старор. Б. Мат.). Тут же образ Владимирской Божией Матери чудного древнего письма, по преданию, данный обители в благословение святителем Евфимием при возобновлении Преображенского храма. Образ написан на доске со впа­диною. Корону с венцом на нем относят к 15 столетию, а икона может быть еще более древнейших времен. Хранится в ризнице и старинная драгоценная церковная утварь: 1) Кадило серебряное, литое с крышкою в виде башенки и с крестом, 1641 года, с надписью на нем вязью в 4 клеймах о времени появления его. 2) Евангелие, печатное в лист, 1644 года, пожертво­ванное митрополитом Ростовским Варлаамом — «по отце своем священно-иноке иерее Карпе и по матери своей инокине схимнице Евфимие и по сродиче своем иноке схимнике Иоасафе». При архимандрите Дионисии на это Евангелие сделан был серебряный оклад, о чем сделана и надпись. 3) Евангелие 1685 года, вклад келейника-биографа Патриарха Никона, Иоанна Корнильева Шушерина — «крестоваго дьяка государынь, благоверных царевен... по себе и по своих родителех в век неотъемлемо, а поминать о здравии Иоанна, Дарии один год и сродников их и о упокоении Корнилия, Агрипины один год и родственников их». 4) Евангелие Московской печати 1698 г. а положил его в 1699 г. Яков Иванов, сын Челищев. 5) Еще Евангелие в лист в корешковом переплете, написанное священноиноком Андреем полууставом с киноварью. На обороте последнего листа есть собственноруч­ная надпись жертвователей: «Лета 7100 (1592) года марта 26 дня положил сию книгу евангелие в дом Всемилости­вому Спасу в Старой Руссе священно-инок Андрей». Несколько пониже другая надпись. «Лета 7117 (1609) г. апреля 23, пан ляховския земли Иван Феодоров сын Черновский, услышав, что то евангелие святое всемилостиваго Спаса и взял у государева войска у казаков и отдал ко всемилостивому же Спасу в монастырь в Старой Русе и о здравии его за то Бога молить, а по смерти его поминати, а подписал многогрешный Богданко Петров»...

http://sobory.ru/article/?object=57035

Написать икону для России было благословлено священнику Иамвлиху Романову. Перед этим вся братия монастыря (триста шестьдесят пять монахов) сотворила великое молебное пение с вечера и до рассвета и освятила воду со святыми мощами. Святой водой облили чудотворную икону Пресвятой Богородицы «Портаитиссу» и вновь облили уже новую доску, приготовленную для написания иконы, сделанную из кипарисного дерева. После Божественной литургии святую воду и частицы святых мощей передали иконописцу, который, смешав их с красками, приступил к написанию иконы. 13 октября 1648 года икона была привезена в Москву и торжественно встречена у Воскресенских ворот множеством народа, царём Алексеем Михайловичем и Патриархом Иосифом. Когда на патриарший престол вступил Никон, то он задумал на одном из островов Валдайского озера устроить монастырь в честь Иверской иконы Божией Матери, по подобию Афонского Иверского монастыря. На Афон были посланы искусные живописцы, чтобы написать новую копию с древней Иверской иконы Божией Матери и составить точный план Иверской обители. Стараниями русских зодчих на Валдае был основан Иверский Богородицкий Святоозерский монастырь, в который в 1656 году с Афона была принесена новонаписанная Иверская икона. Другие чтимые списки Иверской иконы, установленные в Иверской часовне у Воскресенских ворот, были также написаны на Афоне. Тысячи православных со всей России приходили поклониться чудотворному образу (одна икона никогда не покидала своего места, другую же возили по домам Москвы в специальной карете). Прибывая в Москву, русские государи, прежде чем войти в Кремль, всегда молились в часовне у Воскресенских ворот перед чудотворным образом Пресвятой Богородицы. В 1929 году часовня была разрушена, икона исчезла, передвижная же икона сохранилась и находится ныне в храме Воскресения в Сокольниках. В наши дни часовня воссоздана, и православная Россия 26 октября 1995 года вновь встречала образ Иверской Божией Матери, написанный на Святой Горе Афон. Существуют иконы Иверской Божией Матери с ранкой на правой щеке Богородицы, источающей капли крови, и без ранки.

http://pravmir.ru/tserkov-prazdnuet-pamy...

После Октябрьской революции 1917 года Успенский собор начал приходить в упадок, а во время Великой Отечественной войны сильно пострадал от немецко-фашистских оккупантов. В 1942 году после одной из бомбардировок четыре малых купола и сводчатые перекрытия над галереей вокруг собора были полностью разрушены. Кроме того, во время оккупации из храма бесследно исчезла чудодейственная Иверская икона Божьей Матери. Когда немецко-фашистские захватчики были изгнаны из Моздока, здание собора, к сожалению, восстанавливать не стали. А в июле 1958 года решением исполкома Моздокского горсовета остатки когда-то величественного храма были полностью снесены. Так погиб бесценный памятник архитектуры. Позднее на его месте построили здание райкома. Сергей Алагаты. Комментарии и обсуждение В 1913 г. священник С. Быстров обращал внимание, что Моздокская икона Божией Матери, имеющая за собой 700-летнюю историю, представляет самобытную кавказскую святыню, ничего общего не имеющую с Иверской Афонской или Московской. «Хотя в сказании и говорится, что образ писан по образцу Иверской чудотворной иконы Божией Матери, но это не совсем правильно. На последней вверху, по сторонам Богоматерного венца, в углах изображены два архангела: Гавриил и Михаил, а на двух боковых полях двенадцать апостолов, по шести на каждой стороне. На правой ланите лица Б.М. виден след от раны (сказание об иконе Божией Матери Иверской-портаитиссы). В бытность свою в г. Моздоке я и о. диакон Сергий Кукушкин, промывавший снятую серебряную ризу с Моздокской чудотворной иконы Божией Матери, тщательно осматривали самую живопись и ничего подобного там не нашли. Даже короны, которая вычеканена на серебряной ризе, на подлиннике не оказалось. Так как с того времени прошло уже около 7 лет, то, не доверяя своей памяти, для проверки я запросил бывшего сослуживца, о. диакона Моздокского Успенского собора Иоанна Павильонова, и он ответил то же самое, прислав в доказательство фотографический снимок без ризы, который там имеется теперь для продажи. Очевидно, таким образом, художник писал лик Моздокской иконы Богоматери по вдохновению. Иверской же она вполне самостоятельно называется потому, что свое происхождение получила в Иверии, т. е. Грузии и имеет грузинские надписи…

http://sobory.ru/article/?object=42523

В городе Калуге жила одна вдова, которая имела большое усердие к Калужской иконе Божией Матери. Утешением вдовы была единственная дочь, отроковица двенадцати лет. Внезапно девочка заболела и умерла. Несчастная женщина, обезумевшая от горя, пришла в собор и здесь, у образа Божией Матери, начала свою безумную молитву: «Я всегда Тебе молилась, Матерь Божия, всегда чтила Твой образ, но Ты, невзирая на мое усердие, лишила меня единственной радости и утешения. Ты не спасла мою дочь от смерти». И затем осыпала Божию Матерь упреками, называя Ее немилосердной и жестокосердной. У образа Божией Матери женщина впала в какое-то бессознательное состояние, в котором увидела лучезарно сияющую Царицу Небесную. Божия Матерь обратилась к ней с такими словами: «Неразумная жена! Я всегда слышала твои молитвы о дочери и умолила Сына и Бога Моего, чтобы Он взял ее чистой в лик девственниц. Она вечно восхваляла бы имя Господне с другими, подобными ей, но ты воспротивилась этому. Да будет же по-твоему. Иди, дочь твоя жива…» После этих слов женщина очнулась и направилась домой. Дочь ее уже лежала в гробу, готовая к погребению. Но вдруг неожиданно для всех щеки ее покрылись румянцем. Послышался глубокий вздох, и отроковица живая поднялась из гроба. Радости матери не было конца. Но счастье было непродолжительным. Выросшая девица повела разгульную и порочную жизнь. Для матери она стала не утешением, а большим несчастьем. Она била мать, бранила и всячески издевалась над ней, причиняя ей слезные обиды. Так страшно и опасно не подчиняться воле Божией. Неубедительно. Младенец не может быть в ответе за родителей. Не судите… Для того, чтобы убедиться, уточните кем (в большинстве своём) являются родители малолетних пресупников и учеников школ для умственно отсталых. И рекомендую Вам не приводить библейские цитаты, смысл которых Вы не понимаете. Кирилл, разве ребенок виновен в том, что он родился в такой семье? Родителей не выбирают. По поводу цитат: — каждому ищущему истину Библия открывается по-своему, ведь она открыта для всех? Я считаю, что всегда нужно обращаться к первоисточнику за ответами.

http://azbyka.ru/vopros/nuzhno-li-obrash...

Это богословие в иконе «Одигитрия» представлено в живописном повторе, создающем круг зрительных ассоциаций, в котором смыкаются символы свитка, образы Христа и Божией Матери. Во многих иконах существует четкая согласованность в положении рук Божией Матери с Богомладенцем и Христа со свитком. При существующем к тому же общем подобии фигур Божией Матери и Христа возникает своеобразный композиционный повтор, как «колесо в колесе». Богородица держит Христа словно Евангелие, а Он Её в образе свитка, в котором написался Сам. Но Богородица являет в иконах не только Себя, но и Церковь , а значит, в руках Божиих оказывается всё Творенье (другой символ свитка), которое Он для спасения соединяет в Церковь . Для этого Он воплотился и принёс Себя в жертву. Так рождается образ Новой Церкви, в которой Христос соединил творение ради вечной жизни и вручил Ей Евангелие – Благой закон, ведущий ко спасению. Новая прославленная Церковь , единая с Небесным Иерусалимом, соединит землю с Небом после всех времён: И услышал я громкий голос с неба, говорящий: се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их. И сказал Сидящий на престоле: се творю все новое. И сказал мне: совершилось! Я есмь Альфа и Омега, начало и конец ( Откр.21:2–3,5,6 ). «Воплощенна родивши Божественнаго Слова, благолепное освящение Благодатная, сего оказала еси: темже Твой храм обновляем» 73 . Богородица, «Взбранная Воевода победительная», Своим образом «Одигитрии» утверждает, что побеждающий наследует все ( Откр.21:7 ). Это проповедь Церкви о Себе Самой, свидетельствующей, что только через Неё человечество может восстать и соединиться с Богом. Её Он очистил Духом Святым, в Ней восседает на престоле и в Ней благословляет всех на крестный путь спасения. Поэтому иконография «Одигитрии» более других связана с апостольским служением Пресвятой Богородицы. При жизни Божия Матерь путешествовала мало, но после Своего воскресения Она начала проповедовать учение Сына Своими иконами. Именно в Сказаниях об «Одигитрии» больше всего говорится о самостоятельном передвижении образов, о нисхождении с них Самой Богородицы, о таинственных назиданиях и пророчествах. Римская, Иверская, Тихвинская, Выдропусская… – иконы-путешественницы, которые сами приходят туда, где нужно живое свидетельство о Христе или заступление Его Пречистой Матери. В иконах Смоленской, «Отрада и Утешение», «Скоропослушница» и других Божия Матерь являлась ожившей, внушая благоговейный страх.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/bozhija-...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010