Да на той же церковной земле церковь теплая Нерукотворенного образа Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа с приделами: придел Григория старстотерпца, да придел Макария Желтоводского чудотворца, древяна на клетцы, глава и крест обиты жестью. А в церкви Божией милосердия образ местный Нерукотворного Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа на золоте, венец серебрян позолочен, да образ местный Георгия страстотерпца, да образ местный Воскресения Христово, образ местный Пречистой Богородицы, образ Макария Желтоводского чудотворца, образ Николы чудотворца с чудесами. Деисус и праздники и пророки и праотцы все на золоте. Двери Царские и сень и столбцы на золоте ж. Да в приделе Георгия страстотерпца образ местный Георгия страстотерпца с чудесами. Двери Царские и сень и столбцы все на золоте. Другой придел Макария Желтоводского чудотворца. В приделе образ местный Макария Желтоводского чудотворца на золоте. Двери Царские и сень и столбцы на золоте ж. Да на жертвеннике сосуды церковные блюдца и потир и лжица оловянные. Да книг: Евангелие напрестольное печатное евангелисты серебреные позолочены, да в двух приделах Евангелия письменные; Устав печатный; 12 миней месячных; два Пролога письменные; Служебник печатный; Потребник печатный; Псалтырь печатный; Апостол; Часовник - печатные; Псалтырь печатная. Да в ризнице ризы камчатые белые, стихарь дорогильный, пояс шелковый, поручни, епатрахили. Да на колокольнице 7 колоколов, весу в них по смете 50 пуд. И церковь с приделы и в церквии в приделах Божии милосердия образы и книги и ризы и всякое церковное строение и на колокольнице колокола строение гостиной сотни тогового человека Федора Лукьянова Веневитинова. А земли под теми церквами и под кладбищами в длину 26 сажен, поперек 24 сажени. Да на церковной же земле дворы поповы: двор попа Федосия, в длину двора его и с огородом 36 сажен с четью, поперек 25 сажен. Двор попа Василия, в длину двора его и с огородом 35 сажен с четью, поперек 14 сажен. Да на церковной же земле кельи бобыльские: келья Якушки Смольнина, келья Олешки Федорова отпущенника Веневитинова, келья Олешки плотника, келья Ивашки Осипова, келья Васьки Шабардина, келья Кондрашки портного мастера, келья Микитки пастуха, келья Елисейки Иванова. И всего на церковной земле 8 келий бобыльских, а людей в них тож, кормятся работою своею, люди бродящи, а иные нанимаются на судах в ярыжные. А оброку они платят попу Федосею да попу Василию на год с кельи по две гривны, итого рубль 12 алтын. А земли под теми бобыльскими кельями в длину 47 сажен, поперек 23 сажени. Да на церковной же земле по другой стороне улицы двор бобыльский Андронки Федосеева. В длину двора его и с огородом 22 сажени. Оброку он попам платит по десяти алтын " .

http://sobory.ru/article/?object=35995

В 1709 году накануне Полтавской битвы Петр молился со своим войском перед Казанской иконой, и им была одержана победа. В 1812 году этот же образ осенял русских воинов, отражавших нашествие французов. И именно 22 октября русские войска нанесли противнику первое крупное поражение. Во все трудные для России времена, во всех походах и войнах (не исключая и последнюю Великую Отечественную войну) русские войска неизменно брали с собой иконы Божией Матери Казанской, Смоленской, Донской. И всегда страна наша ощущала помощь Заступницы Усердной рода христианского. Три раза в году совершается празднование Владимирской иконе в благодарность за избавление Ее помощью нашего Отечества от врага. Церковь вспоминает эти события 21 мая, 23 июня и 26 августа. А псковская земля особенно отмечает еще и день 7 октября, когда чудотворный образ Псково-Печерский " Умиление " , находящийся в нашей святой обители, оградил Псков и Псковскую землю от посягательства иноверцев. Икона эта неоднократно спасала и Псков и обитель нашу от различных врагов, искони желающих завладеть русской землей. Смоленская икона Божией Матери (она же " Одигитрия " или " Путеводительница " ) была привезена в XII веке в город Смоленск. Тогда совершилось возвращение Российской державе города, 110 лет пребывавшего под властью литовских князей. В XIII веке Феодоровская икона спасла город Кострому от нашествия татар. Князь Василий велел нести сей образ во главе своего войска. Яркие лучи, исходящие от святой иконы, ослепляли врагов, и нашествие было разгромлено. Прославилась она и во время стихийных бедствий, моровых язв, чумы и холеры, распространявшихся в народе. И особенно надо отметить чудесное явление иконы Божией Матери " Державная " . Это произошло в год отречения от престола последнего русского Императора. Явилась икона 2 марта одной крестьянке в селе Коломенском под Москвой. На иконе в руках у Матери Божией были царские скипетр и держава. И сказала Она, что отныне Сама будет охранять Россию. И теперь в России царство не от мира сего. Теперь вместо Царя руководит страной Матерь Божия. И мы с вами ощущаем на себе Ее Державный Покров и заботу о русском народе. Матерь Божия всегда защищала и миловала Русь, наказывала и вновь возвращала свою любовь людям, прошедшим ради грехов своих сквозь страдания, покаянием и страданием очистившим свои сердца.

http://zavet.ru/kalendar/bm/pokr-001.htm

Маровская чудотворная «И.» и. из Маровского в честь Воздвижения Креста Господня мон-ря Макарьевского у. Нижегородской губ. датируется кон. XIX в. По преданию, она была написана для с. Сорвижское Котельнического у. Вятской губ. в Греции или в Иерусалиме. 3 года икону несли из Палестины. После остановки в мест. Ст. Мары на отдых несшие образ не смогли продолжить шествие, т. к. икона стала неподъемной. Глас от иконы возвестил им, что образ должен остаться в Ст. Марах. Икону перенесли в Троицкую ц. (не сохр.) Маровского жен. мон-ря, основанного в 1885 г. на территории упраздненной в 1780 г. Маровской муж. пуст.; она стала его главной святыней. После закрытия обители (1927) монахиням удалось спрятать икону. В настоящее время икона, тайно передававшаяся в советское время из рук в руки, хранится у жительницы с. Вазьянка Спасского р-на Нижегородской обл. В. А. Афониной. По молитвам перед этой иконой получают защиту и избавление от врагов, от всевозможных бед и гибели, от различных страстей, от тюрьмы. Э. П. И. Ташлинская икона Божией Матери «Избавительница» («Избавительница от бед»), возможно, является списком афонской «И.» и. Она была обретена 8 окт. (н. с. 21 окт.) 1917 г. в с. Ташла (ныне Ставропольский р-н Самарской обл.). Ташлинская икона Божией Матери «Избавительница». Обретена в 1917 г. Оклад 2003 г. (ц. Св. Троицы в с. Ташла Ставропольского р-на Самарской обл.) Ташлинская икона Божией Матери «Избавительница». Обретена в 1917 г. Оклад 2003 г. (ц. Св. Троицы в с. Ташла Ставропольского р-на Самарской обл.) По свидетельству жительницы с. Мусорка Ф. Д. Атякшевой, заверенному в 1981 г. архиеп. Куйбышевским и Сызранским Иоанном (Снычёвым), уроженке с. Ташла девице Екатерине Никаноровне Чугуновой во сне трижды являлась Божия Матерь с повелением обрести Ее икону, находящуюся в земле в овраге близ этого села. Утром 8 окт. 1917 г., когда Чугунова шла мимо оврага в церковь, ей трижды был явлен в ярком сиянии образ Божией Матери, несомый 2 ангелами, спускающимися в овраг. В тот же день икона была извлечена из земли.

http://pravenc.ru/text/293828.html

— Смотрите, Тамара Алексеевна, икона же не была такой! — Да, батюшка, — подтверждает она, потрясенная. Икона полностью на глазах обновилась, заиграла красками Действительно икона полностью на глазах обновилась, заиграла красками, — и это притом, что кисть художника-реставратора даже не прикоснулась к ней! Видите, какие на ней краски? А была просто черная доска, на которой разве что какие-то очертания проступали, а теперь вон как сияет! А вот еще образ «Неопалимая купина». Ее тоже мне прихожане подарили совсем темной. Я принес ее сюда в келью, а ничего на ней не видно: ни лика, ни подробностей не разобрать. Просто какие-то полосы на темной доске проглядывали. Только по этим линиям, сходящимся углами, я и понял, что это образ «Неопалимая купина». Повесил ее в келье... «Ладно, — думаю, — найду хороших художников». Я тогда как раз понял, что нельзя первым встречным отдавать икону на реставрацию, накануне мне испортили один образ. Так что решил подождать... И эта икона тоже сама проявилась! То, что на ней сейчас можно разглядеть, — всего этого и в помине не было! На ней сейчас даже голубая лазурь видна — этот цвет напрочь отсутствовал. Ангелов было не видно! А посмотрите, какой у иконы благородный лик! Вот вам, пожалуйста, чудеса нашего времени. Буквально на днях мне из храма иконы Божией Матери «Живоносный источник» в Царицыно, где я также раньше был настоятелем, передали, что там три иконы заблистали. Съездите туда, посмотрите! Это иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость» и «Взыскание погибших», а также образ великомученика Георгия Победоносца. И у меня в келье тоже помимо богородичных икона Георгия Победоносца обновилась. Также помню, когда меня только назначили настоятелем в Крылатское, одна художница принесла мне икону Божией Матери «Избавительница». — Возьмите ее в алтарь! — просит меня. — Почему в алтарь? — уточняю. И тогда она мне рассказывает свою историю. Она тяжело заболела и дала обет Божией Матери, что напишет Ее икону. А когда поправилась, то в нахлынувшей суете забыла об обещанном. Прошло года два, она как-то утром выходит прогуляться с собачкой и вот, что видит. Идет ей навстречу высокая стройная монахиня... Та приструнила пса, а сама думает: «Какая же величественная...»

http://pravoslavie.ru/111681.html

  Весть же о чуде пронеслась по всему Афону, так что многие монахи прибыли в Дохиар поклониться иконе Божией Матери «Скоропослушница» и увидеть исцеленного трапезаря. После этого события в обители было установлено особое и постоянное чествование чудотворной иконы. Проход же в трапезную, над которым находился святой образ, был закрыт, так что образовалось подобие часовни, или молитвенной комнаты, а справа от иконы, по другую сторону входа в трапезную, выстроили прекрасный храм в честь образа Божией Матери «Скоропослушница». Икона Божией Матери «Скоропослушница» относится к иконографическому типу «Одигитрия». Младенец, сидящий на левой руке Богоматери, благословляет правой рукой, а в левой держит свиток. Для образа характерна обращенность правой пяточки Богомладенца к молящимся. Позднее Богоматерь на иконе подобного типа стали писать в короне. Празднование иконе Пресвятой Богородицы «Скоропослушница» совершается 9/22 ноября. Перед образом Божией Матери происходило и происходит множество чудес. По молитве перед чудотворной иконой прозревали слепые, начинали ходить хромые и расслабленные, несчастные спасались из плена и оставались целыми при кораблекрушении.   На Руси списки с иконы Божией Матери «Скоропослушница» всегда пользовались большой любовью и почитанием, многие прославились чудесами, особенно исцелениями от падучей болезни (эпилепсии) и беснования.   В 2011 году по благословению игумена Дохиара архимандрита Григория (Зумиса) на средства благодетеля Спасо-Евфросиниевской обители Константина Георгиевича Шавеля дохиарской братией для Полоцкого монастыря был сделан список с иконы Божией Матери «Скоропослушница». 25 декабря сего года святыня была доставлена в Спасо-Евфросиниевскую обитель. Комментарии Всего комментариев: 19 2013/02/11, 10:38:11 Царица небесная, Пресвятая Богородица, Скоропослушница! Прости прегрешения вольные и невольные!Даруй выздоровление р.Б.Марине. Смиренно прошу тебя о помощи! Выслушай мои молитвы и не отвергай меня,грешную! Пошли мне удачу, помоги мне найти работу по возможностям моим,чтобы трудом своим честно зарабатывать деньги и избавиться от долгов. На все воля твоя,услышь молитвы мои,матушка,помоги,рабе Б.Марине.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=5&iid=1011

Константином Острожским в Спасо-Преображенский монастырь в Дубно (см. ст. Дубенская Острожская икона Божией Матери ). Икона не приведена и в подробном перечне «Икон Богородицы в России, дни празднования которым неизвестны или сами иконы малоизвестны», составленном архиеп. Сергием (Спасским) в кон. XIX - нач. XX в. Ее изображение не представлено ни в одном из известных сводов икон Богородицы, как гравированных, так и иконописных. Об иконографии древней иконы можно судить по литографии. Д. и. относится к типу «Умиление» и близка к изводу Владимирской иконы Божией Матери . Младенец Христос сидит на правой руке Богородицы, охватив левой ручкой Ее шею и приникнув головкой к щеке Матери; левая ножка Богомладенца открыта выше колена. В наст. время известно неск. списков Д. и. Один из них, украшенный чеканным окладом с камнями, был похищен 29 окт. 1994 г. В наст. время в мон-ре находится 2 списка Д. и.: небольших размеров чтимый образ в окладе помещен в киоте на сев. стене ц. в честь Покрова Пресв. Богородицы; другой, самый ранний подписной и датированный список Д. и.,- в алтаре того же храма. Он был привезен в мон-рь в 2004 г., накануне празднования иконе в день Преполовения Пятидесятницы. Его обрели в одном из заброшенных домов недалеко от Вологды. Икона по письму и особенностям надписи имеет западнорус. происхождение и неск. отличается от древнего образа; возможно, принадлежала переселенцам с Украины. В сравнении с изображением на литографии Мафорий Богоматери имеет треугольный, а не квадратный вырез у горловины. Младенец Христос облачен в белый хитон и охристый гиматий, а не в рубашечку, подвязанную пояском. Его лик повернут почти фронтально, глаза смотрят прямо. В положении фигур и рук расхождений нет. Фон красноватый, нимбы выполнены в виде свечения охристого цвета с прорисованными в нем красными лучами. Надпись на нижнем поле сделана темно-коричневой краской по зеленому фону: «                               1864        ». Ежегодно 24 авг. вокруг монастырской горы совершался крестный ход с Д. и. с чтением акафиста иконе Божией Матери «Всех скорбящих Радость» . Празднование в день Преполовения Пятидесятницы было установлено в память избавления от пожара и эпидемии оспы. В этот день в наст. время список Д. и. обносят крестным ходом по всем кельям и помещениям мон-ря с чтением Акафиста Божией Матери. Празднование Д. и. совершается по службе иконе Божией Матери «Утоли моя печали» . Ист.: ГАЧО. Ф. 131. Оп. 1. Д. 37. Лит.: Думитрашко Н., прот. Ист.-стат. очерк Золотоношского Красногорского Богословского 2-кл. жен. мон-ря Полтавской епархии. Полтава, 1859; Сагарда Н. Город Золотоноша и его святые храмы//Полтавские ЕВ. 1897. 33, 20 нояб. С. 1316-1317; Сергий (Спасский). Месяцеслов. 1901. Т. 3. Указ. 3. С. 659; Толкушин О. Свет земли Антиповской. Черкассы, 2006. С. 15. Э. В. Шевченко Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/180510.html

По прошествии времени Никольский храм обветшал и был снесен, а на его месте построили вот этот, каменный, в честь Успения Божий Матери – в память об Успенском монастыре – с двумя боковыми приделами. Один придел освящен во имя святителя Николая, поскольку ранее здесь стоял Никольский храм, другой – во имя преподобного Сергия Радонежского, потому что он бывал здесь и сам указал место будущей обители. Стромынская Кипрская икона Божией Матери прославилась тем, что по молитвам перед ней происходили исцеления людей, страдавших различными недугами. Начало почитанию этого образа было положено в 1841 году, когда уроженка Стромыни девица Мавра – кстати, в некоторых описаниях ее ошибочно называют Марфой, – восемнадцати лет, страдавшая расслаблением, почти потеряв всякую надежду на исцеление, выздоровела после молебна, совершенного перед Кипрской иконой. Это событие произошло относительно недавно, и в Стромыни до сих пор помнят место, где стоял дом Мавры, и до сих пор здесь живут ее потомки. Другой очень известный случай произошел с крестьянином одного села Воскресенского уезда Московской губернии Алексеем Порфирьевым. Он тоже страдал немощью и расслаблением рук и ног. Когда его привезли в стромынский храм и отслужили водосвятный молебен Божией Матери перед Кипрской иконой, то он получил исцеление, сначала начал двигать руками и ногами, а затем сам стал ходить. Засвидетельствовано много чудес; мы сейчас ведем запись тех, что происходят в наши дни. Празднование в честь Кипрской иконы Божией Матери совершается дважды в году – в первую неделю Великого поста и летом – 9/22 июля. К нам обычно приезжает очень много паломников – не только из нашего Ногинского, точнее – Богородского района, но и из других мест Подмосковья. Не раз доводилось слышать от паломников, что, молясь перед иконой, они чувствуют какую-то сердечную теплоту. Это объяснимо, ведь наш храм намоленный, и каждый ощущает присутствие Божий Матери, Которая невидимо пребывает здесь, ведь не мы же храним Ее образ, а Она Сама бережет его и нас. Люди уезжают после службы одухотворенные и радостные, со слезами радости на глазах, поскольку чувствуют, что получают здесь духовную поддержку.

http://pravoslavie.ru/54903.html

Слух об избавлении крепости от захвата Божией Матерью стал распространяться и, икона Божией Матери Смоленская, стала почитаться как Хранительница и Защитница русской морской крепости Свеаборг. Ежегодно, 28 июля (9 августа), в день избавления крепости от захвата, стали совершаться крестные ходы на оборонительные валы Волчих островов, где совершался благодарственный молебен. Финский флаг в Свеаборге был поднят в мае 1918 года а, крепость была переименована в Суоменлинна (Финская крепость). Собор был опустошен, иконостас был разделен на две части, роспись со стен Собора была убрана. Купола были сняты а, вся внешняя архитектура с ее орнаментами, была выровнена. В настоящее время Собор представляет четырехугольную башню, на вершине которой установлен маяк, являющийся отправным пунктом для самолетов и кораблей. В нижней части башни лютеранская кирха. Во время гражданской войны летом 1918 в Финляндии в крепости был концлагерь для финских красногвардейцев. Смоленский Образ Божией Матери был передан в церковь Свято-Троицкую в Хельсинки. Образ Божией Матери Смоленская в массивном стоячем киоте из красного дерева с позолоченными украшениями в серебряной ризе, в настоящее время закрывает правый клирос. Игорь Куркимиес, пишет: «В описи Свято-Троицкой церкви 1925 года о Смоленской иконе сказано: " Икона местная с правой стороны клироса, Смоленская Бож. Мат. - вся икона в серебр. 84 пр. окладе, с позолоченными венчиками, при ней брошь с жемчугом и мелкими бриллиантами и над Главой Богоматери малые бриллианты. Размер иконы без киота, продольной величины 1 метр 45 сантиметр. и ширины 1 метр 6 сантиметр. Означенная икона находится в большом стоячем деревянном киоте разукрашенном позолочёнными украшениями. Сооружена сия икона 1859 год " . На иконе серебряный медальон с текстом: " В память бомбардирования 28-го июля 1855-го года в крепости Свеаборга и избавления в сей день города Гельсингфорса; воздвигнута же сия икона 1859-го года в Царствование Государя Императора Александра II-ro " .

http://pravicon.com/info-3693

униат. митрополитов. СПб., 1907. Т. 2. 2130. С. 311-312). На упоминании в этом судебном разбирательстве имени дочери Иоанна III Васильевича и Софии Палеолог вел. кнг. Елены («королевы Олены»), к-рая в 1495 г. стала женой вел. кн. Литовского Александра Ягеллончика, строится еще одна версия появления в Минске в нач. XVI в. почитаемого образа Божией Матери. Согласно ей, икона является вкладом великой княгини в замковый храм Рождества Пресв. Богородицы, упоминание о чем и сохранилось в указанном документе. В 1502 г. вел. княгиня побывала в Минске. Тогда она даровала минскому Вознесенскому мон-рю имение Тростенец, где поставила церковь, в которую вложила образ Божией Матери (упом. в описи 1687 г., далее не встречается). По словам священников, М. и. прежде находилась не в храме Рождества Пресв. Богородицы, а была перенесена туда из стоявшей по соседству ц. Спаса ( Mikyльcki. 2014. С. 71). Как утверждается в документе митр. Иосифа Рутского, вписанном в городские книги игум. Феоктистом Самотыей 16 июля 1635 г., в связи с объединением монастырей Св. Духа, Вознесения и св. Николая со двором митрополита, за недолгий период пребывания в базилианском мон-ре (с 1616) «…в королевском месте Минске, из-за небрежения священников соборная церковь пришла в великое убожество с находящимся в ней чудотворным образом Пресвятой Богородицы, а на данные сему образу и существующему «при нем» братству имения… перешли было в чужие руки и только вследствие больших стараний… снова возвращены церкви Божией»; митр. Иосиф разрешил мещанам построить новую ц. Рождества Пресв. Богородицы (взамен сгоревшей в 1626.- Авт.), но чудотворный образ Божией Матери митрополит не позволил перенести в новую церковь, а велел оставить ее «на вечные времена» в ц. Св. Духа, поскольку «большая учтивость от законников ему се деет и братство при том образе в церкви Святого Духа заложено есть, до которого так панове бурмистрове, яко теж и иные панове мещане именья свои вписали се, большое помноженье берет; над то, же образ в церкви соборной, некогда ошарпаный, законники коштом своим болей ниж на 500 золотых накладуючи порадне оправили…» (Описание док-тов архива западнорус.

http://pravenc.ru/text/2563282.html

Рекомендованные харьковскими врачами гипсовые повязки и поездка на Кавказские минеральные воды не принесли облегчения. Практикующий на Кавказе врач советовал обратиться в Москву, Петербург, Германию или Францию, в последнем случае – к невропатологу Шарко. Но и осенне-зимняя поездка в Москву, где в лечении девушки принял участие Николай Склифосовский, не изменила положения. «Отец… написал Шарко, – вспоминала Мария Капнист. – Тот ответил, что специально в Полтаву не поедет, но в Москве готов осмотреть больную» (врач собирался туда по приглашению – к больной дочери купца Ивана Лямина). Граф остался в Москве ожидать телеграммы о выезде Шарко в Россию и отпустил дочь с женой на отдых в Козельщину. 21 февр. 1881 г. он прислал телеграмму с вызовом. В тот же день Господь даровал Марии исцеление через фамильную святыню Капнистов – икону Пресвятой Богородицы. Мария Владимировна рассказывала: «Начались приготовления к отъезду… Мать почти оставила меня одну. А я каждую минуту зову ее посидеть, поговорить, успокоить. Наконец, мама устала от моих просьб и раз приходит и приносит мне образ Божией Матери и говорит: «Маша, вот наш фамильный образ. И в нашей семье живет предание: если кто из больных приложится к образу и почистит его, тот обязательно выздоровеет». С этими словами и подает мне образ Божией Матери, а я тут же подумала: хочет отвязаться от меня… Но я образ все-таки взяла, и полотенцем отерла его, и, усмотревшись в лик Божией Матери, стала молиться: «Пречистая Богомати! Я – калека. Мне горькая жизнь уготована. Возьми меня к Себе или восстави от одра болезни». В один миг сильная боль, появившаяся в позвоночнике, заставила меня закричать и лишила меня сознания. Все сбежались на мой крик. Я вскоре очнулась и почувствовала, что ко мне вернулась способность владеть ногами. «Мама! Я исцелилась!» – воскликнула я. «Перестань, Маша, этим не шутят». «Но посмотри, посмотри, я шевелю ногами». …Позвали врача, сняли гипс, я поднялась, села на кровати, а потом бросилась на шею матери. Но ноги ослабели, и я снова улеглась на постель.

http://azbyka.ru/palomnik/Козельщанский_...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010