Некоторым православным, из нынешних, Есенин очень не нравится. Ещё бы! Ведь он в Инонии пишет: « Тело, Христово Тело,//Выплёвываю изо рта.//Не хочу восприять спасения//Через муки Его и Крест...». И в самом деле: не кощунство ли это? Но почему тогда Есенина не считали за своего профессиональные богохульники и безбожники типа Демьяна Бедного? И в то же время, почему эти строки не вызывали у людей, крещёных людей, неприязнь, а, скорее, побуждали к сочувствию. Почему? А потому, что в то время люди были более душевные, более духовные и более жили сердцем, т.е., чувством, а не холодными логическими формулами, и они чувствовали, ЧТО сказал поэт, они слышали в этих словах не порыв безумной, сатанинской радости, а, скорее, ужас, – ужас содеянного самого страшного преступления; и когда душа мучительно страдает от богооставленности. Есенин показал всему народу как бы самому себе, в чём заключается истинный смысл совершившейся революции: «Тело, Христово Тело…» – и что такое богооставленность, как следствие содеянного… Можно сказать: «Я убил», – с чувством радостного возбуждения, а можно произнести те же слова, но с чувством горького раскаяния. Так вот: мы люди с глухими сердцами – и не чувствуем, ЧТО сказал поэт. А поэт говорил с чувством такого горя, которого нам, грешным, и не пережить… Я опять отсылаю вас к «Солнцу мертвых» Ивана Шмелёва. Иван Шмелёв трагедию гражданской войны тоже пережил в своём сердце… И, перестрадав, возродил в сердце светлые образы своей Родины. Так родились «Лето Господне», «Богомолье». Это подвиг: не поддаться унынию, не сойти с ума, но преодолеть такое душевное состояние, которое, собственно, и есть «Тело Христово выплёвываю изо рта» – и тогда фаворский свет воссиявает в душе. Есенин же, пережив боль богооставленности, в 1923-1925 годах, создаёт целый ряд стихов о матери. « Ты одна мне помощь и отрада, Ты одна мне несказанный свет». Образ есенинской матери выходит за понимание матери как обычной, хоть и по-сыновьему любимой, женщины, которая родила и воспитала. Это глубоко сакральный образ. Поэт привнёс в лирику молитвенные интонации; в стихах о матери они особенно сильны, и, вольно-невольно, возникает вопрос: а точно ли он обращается к простой смертной женщине? Гений национального поэта сумел заключить в образе матери-женщины, как в ковчеге, образ Самой Матери Божией. Я смею утверждать, что такой результат творческого труда невозможен без молитвенного напряжения. Не будем забывать, что стихи юного Есенина – это стихи минейного, житийного, плана. И, если с детства Сергей Есенин уже имел опыт молитвы, то – не факт, что молитвенный настрой был ему чужд и в зрелом возрасте.

http://ruskline.ru/news_rl/2020/09/28/ne...

Вот смотрите – пред вами образ Владимирской Иконы Божией Матери. Когда-то этот образ был совсем темным, и ничего нельзя было на нем рассмотреть. На руках у покойной матушки игуменьи Руфины образ чудесно просветлел и засиял. Этим поразительным чудом Господь приводит нас к тому, чтобы мы вспомнили о том, что и в нас – образ Божий, и мы должны стремиться к тому, чтобы подобие Божие сияло бы в нас, и чтобы человек уподоблялся бы не «скотам несмысленным» , а Господу Богу своему. Который создал его по Своему образу и подобию, и ждет, что он не станет на путь неверности Богу и отступления от Него, и это подобие не утеряет, а будет идти путем доброй христианской жизни и угождения Богу. Этим путем шли угодники Божии, которых мы именуем как сказано выше, преподобными, за то, что они обновили и раскрыли в себе подобие Божие и достигли высшего духовного совершенства, какое достижимо для человека в его земной временной жизни. Аминь. Евангелие на Богородичные праздники Сегодня в день праздника в честь Божией Матери, слышали мы с вами то Евангелие, которое почти всегда, за исключением праздника Благовещения Божией Матери, читается за литургией во все богородичные праздники – Евангелие, хорошо нам знакомое, о том, как Господь наш Иисус Христос посетил благочестивое семейство Марфы и Марии, как Он там беседовал и как на это отозвались те, кто слушали Его божественное слово. Мы знаем, что Евангелие это оканчивается словами: «Бысть егда глаголаше сия (когда Он говорил это) одна женщина из народа воскликнула: блаженно чрево, носившее Тя, и сосца, яже еси ссал» ( Лк.11:27 ), т.е. блаженна Та, Которая сподобилась быть Материю Твоею. И знаете вы ответ Спасителя: «Емже убо (тем более) блаженнее слышащие слово Божие и хранящие его». Отсюда может появиться, если не недоумение, то, во всяком случае, некоторое удивление: Что же получается? Когда ублажают пренепорочную Матерь Господа, то Сам Он утверждает, что тот, кто слушает слово Божие и хранит его, тем более блажен... Здесь вспоминается еще один случай, о котором говорит Евангелие. Когда Господь был окружен народом, а Ему сказали, что Матерь Его и братья Его хотят Его видеть, Господь ответил: «Кто Матерь Моя и братья Мои?» ( Мф. 12:48 ). И показав рукой на окружавших Его, говорит: " Кто творит волю Отца Моего, тот Мне и брат и сестра и Матерь» ( Мф. 12:50 ), т.е. поставил духовное родство выше кровного. Вот и тут можно, казалось бы, понять, что, действительно, те, которые Его слово понимают и исполняют, ближе Ему, чем Матерь Его и братья по плоти.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Voznes...

Радуйся, Скоропослушнице, помощь отчаянным посылающая. Радуйся, млеком любви Божественныя нас напояющая. Радуйся, Благая Вратарнице, двери райския нам отверзающая. Радуйся, милосердие к падшим являющая. Радуйся, Матерь щедрот и утешения. Радуйся, Пречистая, попечение о нас, грешных и немощных, выну имущая. Кондак 7. Милосердие Твое на нас изливающая выну, к Сыну Твоему руце простираеши, яко зане не отвратится от Тебе, но исполнит вся прошения Твоя. Мы же, радуяся заступлению Твоему, и обетования Сына Твоего знающи, Богу воспеваем: Аллилуия. Икос 7. Грешных милуеши, страждущим помощь посылаеши, хулящих Тя и иконы Твоя строго наказуеши. Сарацина из стана вражия, противу обители стоявшаго и хотящаго дерзостно осквернити икону Твою, слепотой наказала еси. Мы же ведущи сие, тако воспеваем: Радуйся, Радосте наша. Радуйся, Врагов одоление. Радуйся, нечтущих Тя посрамление. Радуйся, врагов дерзости разоряющая. Радуйся, нечестивых наказующая. Радуйся, хульников вразумляющая. Радуйся, присное спасение обидимым. Радуйся, купель, в ней же вся скорби наша погружаются. Радуйся, Пречистая, попечение о нас, грешных и немощных, выну имущая. Кондак 8. Споспешники сарацина незрящаго, видяще таковое наказание, устрашилися еси. Святый образ Божией Матери ввергли в кладезь глубокий и скрыша на дне его. И осмьдесят лет икона святая почиваша в кладезе сем, сокрытая от очес братии, обаче незримо храняще обитель сию. Яко не можаше свещу держати под спудом, но токмо на свещнице, тако и иконы Божией Матери не можаху быти сокрыты от любящих Ея, но бывают явлены грешным и немощным во утешение. Ведая сие, радостно воспоим Богу: Аллилуия. Икос 8. Слепый сарацин смертный час свой зряще, покаялся еси и сродником своим иноверцам завещал еси Святый Афон посетити, в кладезе образ Владычицы сыскати и братии святыню вернути. Обретоша образ сокрытый, братия воздала еси благодарение Господу и восславила еси Матерь Божию песнословиями и моленьми многими. И по сей день милости Божией Матери на обитель сию изобильно изливаются, и како елей во дни глада кувшин преисполнил еси, тако и милость Царицы Небесной николиже не иссякнет еси. Мы же радуяся, сице воспоим:

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-pre...

Скоро Л... избрала уютную приличную местность для своих, можно без преувеличения сказать, грандиозных для женского труда работ (пещер) на правом берегу р. Хопер, на значительной высоте над уровнем реки, близ Каменного барака и недалеко от сада Дьяконова. Работая в безвестности, незаметно для людских глаз, Лазаревна с своими сотрудницами в течение нескольких лет устроила правильные пещеры, выложенные внутри диким камнем и со сводами, в окружности не менее 20-ти сажень. Пещеры были снабжены двумя отверстиями, в виде небольших дверей, из коих одна служила для входа во внутрь пещер, а другая для выхода наружу. Спереди пещеры были защищены каменным крытым коридором, также с двумя дверьми. Стоустая молва об этом таиственном сооружении скоро разнеслась по окрестным весям и привлекала взоры любопытных, приходивших посмотреть на здание, обставленное ореолом некоей чудесности... Нельзя не пожалеть, что местная окружная полиция, осведомившись также об этом сооружении, не замедлила, в силу каких-то полицейских законов, оказать на него свое разрушительное действие; в 60-х годах, пишущий эти строки видел коридор уже в развалинах; но до самих пещер еще не решалась коснуться ни одна рука... Эта же смиренная труженица, вблизи своего сооружения, удостоилась первая узреть чудотворный н овоявленный образ Знамения Божией Матери, как несомненный залог благословения Божия на ее честные, многолетние труды. На юг от созданных ею пещер, почти при подошве Каменного барака, в нескольких саженях от Хопра, выходил из расщелин камней источник чистой прозрачной воды и своим течением орошал на пути растущие молодые дереья-ветлы. На вершине одного из этих дерев и благоволил Милосердый Бог я вить смиренной труженице св. образ Царицы Небесной. О сем чудном событии раба Божия Л..., исполненная духовной радости и умиления, поспешила возвестить местному церковному причту. Но сей последний, в простоте своего незлобивого сердца, отнесся недоверчиво к ее сказанию, мотивируя, по всей вероятности, сие недоверие тем, что не употребила ли она здесь подлога, дабы придать характер чудесности своим сооружениям и более надежно обеспечить их существование?! ...

http://bogoslov.ru/article/1435189

Можно привести возражения и по поводу другого князя, о котором также в научной литературе выдвигалось предположение, будто икону увез он. Это Юрий Лугвеневич. Такую мысль высказал А. А. Зимин, она получила обоснование А. А. Турилова, была поддержана Л. А. Щенниковой . Однако, как уже говорилось, князь, да еще столь высокого статуса по рождению, не мог именоваться Юргой. Его отец – Лугвень (Семен) Ольгердович, мать – дочь Дмитрия Донского. В Москву Юрий приезжал в конце 1440 г. (после смоленского восстания), но, видимо, лишь затем, чтобы получить наместничество в Новгороде. Не следует полагаться в оценке ситуации 1440 г. лишь на Новгородскую первую летопись. Согласно новгородской версии, Юрий Лугвеневич, «възгордився, засяде Смоленско, и Полоческъ, и Витепьскъ, и бяше ему не полезно и людемъ на мятежь великъ и на брань. Тои же осени, убоявся, видя свою дерзость, еже не разумьемъ створи, избже на Москву» . Здесь Юрий Лугвеневич предстает авантюристом, пытавшимся воспользоваться ситуацией. Однако белорусские летописи говорят о том, что восставшие смольняне (точнее «черные люди») требовали Юрия Лугвеневича князем в Смоленск («черныя люди призваша к соб оспадаремь князя Юря Лигвенивича» ), желая «отложиться» от Литвы . Он воспринимался и сам позиционировался как «русский князь» , оставался православным. Будучи человеком набожным (тесно общавшимся с митрополитом Ионой, попечительствующим Онуфриеву монастырю в Мстиславле), он не стал бы отдавать знаменитый образ, дабы получить наместничество. Позже, после 1446 г., он вернулся в Литву, получил свой Мстиславль и стал жить там безвыездно, о чем свидетельствуют сохранившиеся датируемые акты. В частности, им были выданы одна грамота в 1452 г., две – в 1455 г., две – в 1456 г., одна грамота – в 1457 г. Возвращаясь к Юрию Дмитриевичу Звенигородскому, нужно рассмотреть возможные пути получения им иконы, не касающиеся связей супруги. И эти пути очевидны. Известно, что на Русь иконы Смоленска приехали с великой княгиней Софьей Витовтовной, женой великого князя Василия Дмитриевича, которая посещала в Смоленске своего отца в 1399 г. и вернулась с дарами: «Многы иконы, обложенныя златом и сребром, еще же часть Святых страстеи Спасовых, иже давно принесены были в Смоленескъ от Царягорода» . А после смерти Василия Дмитриевича в 1425 г. между Василием II и Юрием Дмитриевичем была целая серия вооруженных конфликтов с пограблением казны московского князя и его матери, захватом Софьи в плен, причем о требовании возврата награбленного есть текст в договоре между князьями 1432 г.: «А что ся оучинило в наше м розмирьи, что поимана твоя казна, великого кн(я)зя, и твое матери, велики княгини, или поклажаи ваши, или бояръ твои х поклажеи… или что будетменя того дошло, и мн то отьдати по сему целованью» . Но это не значит, что пограбленное было действительно отдано. Договор тут же начал нарушаться.

http://sedmitza.ru/lib/text/10003829/

Крест исчезал постепенно, а затем явилась яркая звезда. Вслед за этим он видел на Млечном пути черную стрелу. Острием она была обращена на город. Стрела показывалась и исчезала несколько раз так примерно в течение трех минут». Показания подчиненных подтвердил старший унтер-офицер того же полка Василий Варнашев. Он показал, что сам не видел этого явления, так как находился в доме помещика, но, узнав об этом, опросил нижних чинов, и они все подтвердили факт появления на небе Божией Матери. К делу были приобщены и показания командиров этих воинских частей, которые подвергали сомнению показания своих подчиненных, так как, по их мнению, такое должно было явиться только боевым частям, а не тыловым «обозникам». Поэтому особенно важными оказались показания поручика Кирасирского Ее Величества полка А.Н. Зернеца. Он рассказал, что обозы вышеуказанных полков, отставшие от главных русских сил, героически сражаясь, отступали из Восточной Пруссии под непрерывным огнем неприятельских войск, что неминуемо должно было привести их или к плену, или разгрому противником. Измученные и израненные воины с обозами остановились на ночлег в верстах 6—7 от города Мариамполя, в немецком имении, и вскоре услышали в ночи движение крупных конных германских разъездов и шум неприятельских машин на близлежащем шоссе. Вскоре разведчики доложили, что по дороге двигаются германские блиндированные автомобили с пулеметами. Русских солдат ожидала неминуемая гибель в случае боевого столкновения. Обоз занял круговую оборону, и все стали истово молится Богоматери во спасение своих жизней. В ответ на их молитвы на звездном небе появился образ Божией Матери с Младенцем Иисусом Христом на руке. Комиссия Синода сочла показания поручика Зернеца очень важными и провела с ним дополнительный опрос. При этом опросе он добавил следующее: «Приблизительно в 11 или в начале 12-го часа ночи вбегает ко мне нижний чин и говорит: «Ваше Высокоблагородие, пожалуйте на двор». Думая, что и на этот раз принесли какое-либо новое тревожное известие, я не спешил выходить.

http://pravoslavie.ru/73673.html

Одно время Вера работала в СМУ, и там ей настойчиво предлагали квартиру в новом доме 620 («моя очередь была первая»), но владыка не хотел идти в «большие дома», и она, видя его отношение к переезду, отказалась получить ордер. –Что вы, Вера Васильевна, вам скоро на пенсию, будет угол на всю жизнь. И вы вдруг отказываетесь. –Нет-нет, мне не надо, у меня дядя. –Что за такой дядя? Живет для какого-то дяди! – шумели возмущенные сотрудники. Она объясняла: – Это брат моей матери, все, что от нее осталось. Он меня воспитал. Он больной, вы его на второй этаж запрячете, и будет он целый день там сидеть без меня. А тут у нас все же сад. Иногда она сокрушалась тем, «как у нас неказисто: земляной пол, течет все, а владыка в ответ: «Нам с тобой еще хуже надо. Чем это плохо? Смотри, как у нас хорошо! Почему? А потому что мы с тобой душа в душу живем " ». Лариса Семеновна Озерницкая, посещавшая епископа в последние пять лет его жизни, предложила переехать жить к ней в квартиру «с удобствами». Он сказал: – Когда я был без угла и просил Бога о помощи, то Он Сам дал мне это пристанище. («Комнатка и кухня в полуразваленном... домике с низкими потолками и глиняным полом», – замечает Озерницкая.) Старчество владыки 1948–1963 Киев. Образ жизни «дяди Коли» в Киеве. Старческая педагогика. Постоянное молитвенное усилие. Отношение к мирским делам и заботам. Внутреннее и внешнее в духовной практике Образ жизни «дядя» с «племянницей» вели тихий, неприметный, но незаметность, прежде всего, происходила от их самоуничижения и, вследствие этого, от распростертого над ними молитвенного покрова. (Иначе внутренний и внешний облик постояльцев резко бы бросался в глаза своей необычностью.) Ночью, сидя на раскладушке, владыка писал очередные заметки, читал. Часто читал вслух по-гречески: Евангелие и канон (Параклис) Божией Матери. Диктовал письма; пока медленно обдумывал фразу, Вера, сидя за столом, засыпала. Иногда будил ее, часа в два ночи, и спрашивал: «Вера, а как дальше по-славянски это место?» – и говорил песнь из Параклиса, на которой запнулся. Она придет в себя, подскажет, и он вновь возвращался к молитве, таким образом (как любили подчеркивать в старинных жизнеописаниях) не столько избавляясь от мнимой забывчивости, сколько врачуя ее от беспамятства: «Аз сплю, а сердце мое бдит».

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

Но автора статьи интересуют даже не столько проблемы литературы, сколько вопросы женской нравственности. По мнению А. Мурашова, " вопрос противостояния православной этики либеральной культуре стал уже вопросом жизни и смерти самых важных понятий ЖЕНЩИНЫ И СЕМЬИ " . " В русской православной этике образ женщины - это образ Божией Матери, самый почитаемый и светлый образ. И именно желающие расшатать наши устои, дискредитируя доминирующий социальный идеал, расшатывают идеал прочной семьи веры в семейное счастье, подсовывая русской женщине суррогат идеала индивидуалистского подхода к жизни, потребительского подхода, где нет места семье, верности и детям, но есть пьянство, легкая жизнь, любовники и наркотики " , - отмечает автор. Газета " Pocciя " публикует статью " Антихрист на продажу " , в которой описывается " опыт общения с колдунами " . Корреспондент газеты " решила проверить на себе, насколько они эффективны " Для этого автор материала Н. Аманова нашла нужное объявление: " Магистр черной и белой магии решает личные, семейные, финансовые и другие проблемы в течение трех дней " … и в тот же день отправилась по указанному адресу " . В статье автор рассказывает о своих посещениях магистра магии: за один раз он не " решил проблемы " журналистки, после чего она отправляется к нему снова, но теперь уже для того, чтобы получить обратно деньги за " неудачный сеанс " , а, по сути, а обман. " Как выяснилось, за год " работы " находчивый студент сколотил капитал в десятки тысяч долларов " . Далее автор цитирует Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, вступивший в силу 1 июля 2002 года, где впервые предусматривает административное наказание за нарушение установленного законом порядка занятия народной медициной (целительством) и предпринимательской деятельности без специального разрешения. Также приводятся слова директора Федерального научного центра традиционных методов диагностики и лечения Минздрава России Алексей Карпеев: " Среди целителей и знахарей полно мошенников, психически больных и некомпетентных людей. По закону заниматься медицинской практикой должны граждане с высшим или средним медицинским образованием. На деле - 99% целителей такого образования не имеют " . Статья создает у читателя представление об оккультистах и колдунах как об обычных мошенниках.

http://pravoslavie.ru/press/obzor12.htm

В эти бессонные ночи и всплыла в памяти Марии ее мольба к Господу: “Любой ценой!” Вот в эти бессонные ночи и всплыла в памяти Марии ее мольба к Господу: любой ценой! Закрались мысли: «Не я ли виной всему, что происходит, не мое ли неумение быть благодарной Господу за все, что Он дает?» К душевной боли добавилось чувство собственной вины за происходящее. Сколько же слез было пролито, сколько молитв было прочитано Марией к Господу, Божией Матери и всем святым о даровании здоровья и ума непутевому сыну. Слава Богу за все! Господь был невероятно милостив к Марии. Страшный диагноз врачей не подтвердился, а для сына такая неприятная новость стала своего рода встряской, он увидел, к чему может привести его непутевый образ жизни, увидел – и испугался, что может остаться на обочине жизни, без здоровья, без образования, без товарищей. Мнимые друзья сразу отвернулись от него: еще бы, такой диагноз. И только мать, как и прежде, готова была безоговорочно отдать все, что имела, ради него. Слава Богу за все! Сын взялся за ум, окончил колледж и поступил в институт, продолжая жить в том же городе. Пару лет спустя он перевелся на заочное отделение, стал пытаться устроиться на работу. Но ничего толком не получалось: только найдет хоть какую-то работу, поработает несколько месяцев до сессии – и его увольняют, не отпускают на экзамены. Может, и не было с его стороны сильного желания работать, ведь легче было просто получать деньги от матери. Ничего не изменилось и после окончания института: нет у сына постоянной работы – и всё тут. Мария из последних сил содержала сына, выгораживая и заступаясь за него перед отцом. Сколько она ни молилась о даровании сыну работы, сколько ни плакала, ни просила Господа – ничего не получалось. Огорчалась: на этот раз не слышит ее Всевышний. Женщина даже не подозревала, как велика к ней любовь и милость Господа! Видя неустроенность и неприкаянность младшего брата, старший сын Марии предложил: «Пусть приезжает жить ко мне. Здесь возможностей больше, да и будет под моим присмотром». Старший сын был серьезный, окончил с отличием школу и академию; в то время уже самостоятельно жил и работал в столице. Так и решили сделать.

http://pravoslavie.ru/87446.html

Так часто случается и с детьми, чьи отцы и матери не желают отказаться от курения, употребления спиртных напитков, наркотиков. «Зависимость» — даже в светском обществе на такие проявления «свободы» смотрят с укоризной. Подверженный вредной привычке отказывается считаться с близкими. Неслучайно слово «страсть» родственно слову «страдание»: зависимый от порока человек мучается и доставляет боль окружающим. Хорошо, если он приходит к пониманию, что без Божией помощи избавиться от изъяна просто не под силу. Необязательно греховные зависимости так очевидны, как алкоголизм или наркомания. Порой невнимание к детям из-за стремления отца или матери «обеспечить благосостояние семьи» может сделать их несчастнее, чем ребенка того же выпивающего человека. Игромания, увлечение социальными сетями, «открытые браки», решение молодых родителей оставить детей дедушкам и бабушкам, чтобы подольше пожить в свое удовольствие, — все это проявление себялюбия и неумение заботиться о самых близких. К сожалению, сегодня информации, направленной на молодежную аудиторию и рассказывающей о «красивой» жизни, несравнимо больше, чем социальной рекламы. Тем не менее можно заметить, что в городах все чаще появляются плакаты, которые призывают задуматься о последствиях своих действий. Например, напоминание, что «свободные отношения» часто приводят к заболеванию СПИДом. Ответственность нужно прививать, не стесняться каждый раз проговаривать возможные реальные последствия каких-то действий. Нужно не бояться называть вещи своими именами. Не открытый брак, а блуд; не свобода, а зависимость курильщика; не самостоятельность, а непочтение к родителям. В чем же тогда проявляется воля человека? Он выбирает себе профессию и род занятий, во многом определяет образ жизни, принимает решение о браке или не создает семью и принимает монашество, становится верным чадом Церкви или остается зависимым от своих желаний и привычек. Но по-настоящему мир свободы открывает «закон духа жизни во Христе Иисусе» (Рим. 8:2). Человек получает возможность проявить самые лучшие стороны своей души, прощать, любить, радоваться каждому мгновению, благодарить Творца. Такую личность любые жизненные невзгоды, смерть и жизнь, будущее и настоящее не смогут отлучить от Божественной любви и вечного блаженства (см. Рим. 8:38).

http://pravoslavie.ru/118854.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010