Закономерно возникает вопрос: почему именно эти даты? Потому что по промыслу Божию как раз реставрация этой иконы, которая происходила в течение двух лет была завершена к интронизации Святейшего Патриарха. И мы с вами знаем, что сам кафедральный Храм Христа Спасителя был построен русскими людьми в благодарность за победу в Отечественной войне 1812 года. И Смоленский образ, как мы с вами знаем из истории, играл самую важную духовную роль в этом событии более чем двухсотлетней давности. Поэтому в 2012 году по благословению Святейшего Патриарха икона Божией Матери в празднование двухсотлетия победы над войсками Наполеона была принесена на Бородинское поле. Так же как она была принесена за двести лет до того в войска Кутузова, и всякий русский солдат поклонялся ей, прося помощи Божией Матери в приобретении мужества и сил для победы над врагом. И вот волею судеб Смоленская икона посещает кафедральный Храм Христа Спасителя, который связан с этими всеми событиями. И ее принесение в кафедральный собор города Смоленска также знаменательно, поскольку оно произойдет в день Сретения Господня, и встреча иконы состоится в этот же день. Во всем этом мы усматриваем благословение Царицы Небесной, Которая Сама определяет эти все даты. Не буду очень долго говорить о том, какое значение Смоленская икона имела для города Смоленска за все эти века, зная, как каждый смолянин почитает наш Смоленский образ и хорошо знает историю его, поэтому я не буду напоминать, понимая, что все мы, живущие в нашем регионе хорошо знаем историю этой чудотворной иконы. Но особо хочу отметить ту обеспокоенность и те многочисленные вопросы, которые уже задают Русской Православной Церкви и специалистам, которые производили реставрацию, связанные с тем: та же ли это икона, которая весь предшествующий век, XX столетие, была в Успенском кафедральном соборе? И мы утвердительно отвечаем все вместе, что это та же самая икона, никакой иной список, нет никакой подмены, это тот же образ. Но мы с вами должны обратить внимание, что те реставрационные работы и тот первоначальный лик, открытый специалистами-реставраторами, самыми ведущими в нашей стране, конечно же, вызовет у всех нас удивление тем, что мы теперь увидим не образ Божией Матери " Умиление " , а строгий образ Царицы Небесной, свидетельствующий о том, что Она является защитницей города Смоленска от неприятеля. И это связано с тем, что она изначально была подарена Борисом Годуновым в 1602 году как надвратная икона Смоленской Божией Матери. И потом волею судеб она оказалась и была помещена в Успенский собор на то место, на котором она пребывала последнее столетие, как минимум, на том месте – с правой стороны собора.

http://religare.ru/2_106025.html

Перед Грузинской иконой Божией Матери было совершено славление. Владыка Кирилл осенил святым образом участников праздничного богослужения. Глава Татарстанской митрополии поздравил духовенство и мирян с праздником Грузинской иконы Божией Матери и юбилейной датой с момента возрождения Раифского монастыря: «Дорогие владыки! Всечестные отцы! Дорогие братья и сестры! Сегодня праздник Грузинской иконы Божией Матери, и к нам приехали сами дети Грузинской земли, вчера и сегодня они участвовали в богослужениях. Мы особо рады, что чудотворный образ Пресвятой Богородицы, носящий имя народа грузинского, находится здесь, в Раифском монастыре. Эта икона собрала сюда, под крыло Божией Матери, многих и многих людей, почитателей из нашего Татарстана и других мест. И владыка из Йошкар-Олы и Марийской Республики, и владыка из Чувашской Республики, и братья и сестры из других регионов нашей страны сегодня пришли почтить Пресвятую Богородицу. Но, я думаю, всем нам особенно приятно, что приехали грузины к иконе Божией Матери, именуемой " Грузинской " . Мы сегодня от всей души благодарим отца Кахабера и паломников из Грузии, которые вместе с ним приехали сегодня сюда, к Божией Матери. Очень надеемся, что тропа эта не зарастет для людей, живущих в Грузии и в России, но равно почитающих Пресвятую Богородицу. И мы сегодня также молимся усердно Божией Матери, чтобы Она, как и раньше, призирала на нашу землю и на наш народ, на всех тех, кто приходит к Ней и просит Ее о помощи. Просим и молим, чтобы Господь Бог даровал всем и здоровье, и благочестивую жизнь, и спасение во Христе Иисусе, Господе нашем. В сегодняшний день особенно хочется воспеть всем сердцем молитву Пресвятой Богородице. Давайте же обратимся к Ней, и в этой молитве вспомним также и тех, кто начинал труды по восстановлению, казалось бы, навсегда разрушенного Раифского монастыря. Они смогли это сделать, потому что не сами трудились, а рука Божия вела этих верующих людей. Сколько людей поучаствовали в том, чтобы монастырь вернулся к жизни! Сколько людей любят Раифу как родной дом! Сколько людей начинали здесь свой церковный путь, путь священнослужения, а кто-то вообще здесь становился христианином! Все это благодаря тому, что Пресвятая Дева Мария над всеми нами здесь простирает Свой небесный Покров.

http://patriarchia.ru/db/text/5840642.ht...

Время явления иконы – XIV век, а также следующий за ним XV – это период освобождения Руси от татаро-монгольского ига, время концентрации русских княжеств вокруг Москвы и зарождения русской национальной государственности. Не стоит забывать, что чудесное пришествие на Русь Тихвинского образа произошло спустя всего три года после победы русских войск на Куликовом поле. Явление образа Божией Матери именно в это время общество расценило как особый знак благоволения Божиего к России. Постепенно к Тихвинской иконе начинают стекаться не только паломники, но и государи Земли Русской. Так, например, великий Московский князь Василий III Иоаннович (1479–1533) неоднократно обращался к Тихвинскому образу. По его указу в 1507–1515 годах в Тихвине был возведен каменный Успенский храм, в который и была перенесена чудотворная икона Божией Матери. Сам же он посетил Тихвин в 1527 году в сопровождении архиепископа Макария Новгородского. В этой поездке великий князь молился перед Тихвинским образом о даровании ему наследника, что и произошло чуть позже, когда родился Иоанн IV. Наследник Василия III – Иоанн IV Грозный (1530–1584) также относился к Тихвинскому образу с величайшим благоговением и почтением. Он посетил Тихвин в 1547 году накануне своего Казанского похода, а также за несколько дней до венчания на царство. Именно Иоанн IV основывает в Тихвине Богородицкий Успенский мужской монастырь. Тихвинский образ Божией Матери неоднократно помогал России во времена войн и смут. Так, во времена Смуты XVII века образ Божией Матери «Тихвинская» спас город Тихвин и Тихвинский монастырь от шведских войск. Во время Отечественной войны 1812 года Тихвинская икона Божией Матери также неоднократно помогала русским войскам в сражениях с французами. В целом в XIX веке с образом Тихвинской иконы Божией Матери связано несколько значимых событий. Так, например, в начале века в честь Тихвинского образа был назван фрегат «Тихвинская Богородица», который входил в эскадру контр-адмирала Сарычева. Также известно, что монахи Тихвинского Богородицкого монастыря духовно окормляли военный флот Российской Империи. В историю вошел подвиг иеромонаха Тихвинской обители Кирилла, который в течение двух дней – 28 и 29 июля 1855 года – служил молебны во время бомбардировки на палубе корабля «Иезеркиль», который оборонял крепость Свеабу от неприятельского флота.

http://foma.ru/tihvinskaya-ikona-bozhiey...

Совпадение дня явления чуда от М. и. с празднованием в Мирожском мон-ре памяти 1-го игумена обители Авраамия, поставленного, вероятно, Новгородским владыкой Нифонтом († 1156), указывает на связь чудотворного образа с деятельностью Авраамия. Т. о., появление в обители образа Божией Матери, прославившегося чудесным истечением слез, следует связывать с именем основателя и строителя Спасо-Преображенского собора (1137-1140) архиеп. Нифонта и относить к начальному периоду истории мон-ря, т. е. к сер. XII в. По мнению Т. В. Кругловой и В. Д. Сарабьянова, этим образом могло быть сохранившееся фресковое изображение молящейся Божией Матери Параклесис (Просительницы, Молебницы), исполненное ок. 1140 г. при росписи храма ( Круглова, Сарабьянов. 2002). Впрочем, остается вероятность того, что чудо 1192 г. было связано с иной иконой, близкой по иконографии к позднейшей М. и. и представлявшей собой образ Божией Матери «Оранта» с Младенцем на лоне. Фресковый образ Божией Матери Параклесис расположен слева от алтарной арки собора Мирожского мон-ря и вместе с изображением Христа Елеимона (Милостивого), находящимся напротив, фланкирует алтарь, составляя элемент декорации алтарной преграды ( Сарабьянов В. Д. Новгородская алтарная преграда домонгольского периода//Иконостас: Происхождение - развитие - символика/Ред.-сост.: А. М. Лидов. М., 2000. С. 324). Эта парная композиция представляет собой одно из самых устойчивых диалогических изображений Христа и Божией Матери, которое с древнейших времен часто встречается в качестве традиционного обрамления алтаря и входит в состав изобразительной программы алтарной преграды ( Бутырский М. Н. Богоматерь Параклесис у алтарной преграды: Происхождение и литург. содержание образа//Там же. С. 207-222). Иконография парных образов Христа и Божией Матери в росписи Спасо-Преображенского собора традиционна. Христос представлен в рост, Его правая рука сложена в жесте благословения, в левой - раскрытое Евангелие со славянским текстом: «Приидите ко Мне вси труждающие и обремененные» (Мф 11.

http://pravenc.ru/text/2563324.html

Успенский собор закрыли в 30е гг. XX в. В годы Великой Отечественной войны он был сильно поврежден, а после окончания войны его руины окончательно разобрали. Источник: В. Неделин " Архитектурные древности Орловщины (ушедшее) " . Стр. 115. Соборная Успенская церковь. Приход этой церкви по времени своего происхождения принадлежит к числу древних приходов города. Его составляла первоначально военная команда города: казаки, пушкари и стрельцы, а также и гражданские чиновники. До 1880 г. прихожане этой церкви были рассеяны по всему городу, но в этом году определен был настоящий район прихода. Кроме городской части, в состав прихода издавна входит дер. Михалева Пустошь, в 6 в. от города. Всех прихожан в настоящее время числится м. п. 630 д. и ж. п. 687 д. Самыя ранние сведения о соборном храме относятся в концу XVII-ro ст. В описи стольника Ивана Золотарева да подъячего Василия Заварзина от 1695 г. в городе Новосиле записана церковь деревянная Собор во имя Пресвятыя Богородицы, в земляной крепости. Из описи 1856 г. видно, что на том месте, где теперь стоит соборная церковь, выстроена была около 1764 г. каменная церковь во имя Казанской Божией Матери, с приделом во имя св. Пр. Илии орловской купчихой Дубровиной, в память бывшего тут Ильинского женского монастыря, упраздненного в 1764 г. Церковь эта была приписана к старому Успенскому Собору, что в земляной крепости. В 1803 году этот собор, за ветхостью, был упразднен. Казанская же церковь была переименована в Соборную Успенскую. В 1829 г. с левой стороны этой церкви устроен придел во имя Преполовения Пятидесятницы. В 1842 г. в трапезной теплой церкви устроены два придела: с правой стороны во имя св. Николая и с левой во имя Казанской Божией Матери. В 1871 г. вместо обветшавшей трапезной церкви построена новая, с приделами во имя Казанской Божией Матери и Святителя Митрофана Воронежского. Церковь построена на кошельковые средства и на жертвы частных благотворителей. В 1882 г. приступлено было в постройке настоящей церкви, каковая и была окончена только в 1893 г. В храме три алтаря: главный, во имя Успения Божией Матери, был освящен 10 окт., левый во имя Св. Николая 12 окт. и правый во имя Прор. Илии 14 окт. 1893 г. Храм этот построен тщанием и иждивением главным образом ц. старосты купца Н. И. Ворогушина, при чем привнесены были значительныя пожертвования и со стороны многих других лиц. Особенно чтимые иконы храма: 1) образ Успения Божией Матери, который, как гласит предание, находился в прежней Успенской церкви и остался невредимым во время пожара этой церкви; 2) образ Смоленской Божией Матери, точная копия чудотворной иконы Смоленской Богоматери и 3) икона Божией Матери «Взыскание погибших», присланная с Афона. Причт состоит из протоиерея, священника, дьякона и двух псаломщиков.

http://sobory.ru/article/?object=42988

Образ пожертвован обители в 1994 г. С этого времени зафиксировано обновление иконы. К сер. лета 2000 г. очистились лики Спасителя и Богоматери, стала видна корона на голове Царицы Небесной, правая рука Младенца и Его ножки, опирающиеся на правую руку Богородицы, выявились цвета одежд. Летом 2001 г. стало возможно идентифицировать иконографию образа. Сестрами обители составлен акафист этой иконе на основе акафиста Божией Матери Избавительнице. Другие иконы «И. от б. с.» Икона Божией Матери «Избавительница от бед страждущих». Нач. XIX в. (собор Богоявления мон-ря во имя свт. Николая, Арзамас) Икона Божией Матери «Избавительница от бед страждущих». Нач. XIX в. (собор Богоявления мон-ря во имя свт. Николая, Арзамас) Поясной образ Богоматери в короне, в распахнутом мафории, с Младенцем на левой руке, с подписью: «От бед страждущих» приведен в кн.: Изображения Богоматери/Изд.: С. Т. Большаков; ред.: А. И. Успенский. М., 1992. С. 8. На нем Богоматерь представлена с поднесенной к груди правой рукой, Богомладенец касается правой ручкой не шеи Матери, но чуть ниже, Его головка обращена в сторону предстоящих. По прориси известен иконный образ «Обет страждущих» из собрания Г. Д. Филимонова (в нач. XX в. хранился в ОЛДП: Кондаков. 1999р. С. 78. Рис. 67): Младенец, сидящий на правой руке Богоматери, приник к Ее плечу, касаясь челом щеки; Его левая рука поднесена к вороту платья Матери, правая сжимает свиток (тип «Умиление»), что сближает этот образ с изводом «Богоматерь Почаевская». Н. П. Кондаков соотносил подобный вариант изображений Богоматери и Младенца с произведениям итал. мастеров XIV в. (умбрийской и сиенской школы) и иконами итало-критской школы XIV-XV вв., к-рые в XV в. стали известны на Руси и послужили основой для возникновения изводов мн. чудотворных икон Богоматери, в т. ч. «И. от б. с.» и Почаевской иконы Божией Матери. (Там же. С. 75-79, 201-202). Икона «И. от б. с.». иногда встречается с изображениями святых на полях, являясь, вероятно, личным моленным образом (икона невьянской школы, XIX в., Областной краеведческий музей, Екатеринбург).

http://pravenc.ru/text/293830.html

Каково же было их изумление, когда они увидели в Тихвинском монастыре множество иноков, предстоящих пред св. образом Богородицы и воспевающих: «Радуйся, Владычица, милостивая о нас пред Богом заступница». Услышали посланные и рассказ о чудесном пребывании св. образа в обители. Образ сей был написан в Царьграде святым апостолом Лукой, но за прегрешения жителей города трижды скрывался и появлялся. Последний раз образ не вернулся в Царьград, а был носим Ангелами на воздусе над Русской землей. Первыми его увидели рыбаки, ловившие рыбу на Волге. Они побежали в город и рассказали о видении священникам и жителям. Быстро собравшись, все духовенство и горожане вышли к берегу, молебно взывая: «Прииди к нам, Царице, сниди, Владычице». Над городом Тихвином св. образ остановился и опустился на место, где ныне устроена обитель. По месту явления св. икона стала называться Тихвинской. Она является главной святыней обители и всего города. При нашествии татар в 1533-1534 годах образ Божией Матери был вставлен в монастырскую стену с маленьким оконцем, перед которым была зажжена лампада. Но в монастырском храме был оставлен его список, написанный на деревянной доске. Татары сожгли многие храмы, пожар коснулся и Тихвинского монастыря, но список образа Богородицы один остался несгоревшим, а только почернел. Этот список и был передан обители города Екатеринослава в благословение. Икону с пением акафиста иноки внесли на пароход, затеплили пред ней лампады, и под колокольный звон пароход направился по рекам Тихвинке, Волге и Днепру к Екатеринославу. На сретение св. образа вышли преосвященный Платон с духовенством и множество народа.  Архиерей снял с парохода образ Божией Матери. На берегу был отслужен молебен с пением акафиста по чину, совершаемому каждую субботу. Крестным ходом образ, под пение тропаря «Днесь, яко солнце пресветлое возсия…», был перенесен на место основания обители. Здесь также был совершен молебен. Икону временно, до окончания строительства зимнего храма, поставили в Троицкой церкви у первой правой колонны. В 1867 году, к празднику святой равноапостольной Марии Магдалины, образ был торжественно перенесен в храм обители и водворен за правым клиросом. Здесь он находился до окончания строительства собора, а в 1874 году перенесен в собор и также поставлен за правым клиросом. Св. образ Владычицы прославился многими чудесами.

http://sobory.ru/article/?object=23258

06.04.2021 Сегодня, 27 марта, Церковь чтит Феодоровскую икону Божией Матери Чудотворную Феодоровскую икону Божией Матери, сыгравшую важную роль в истории России XVII века, чествует Православная Церковь 27 марта. По Преданию Церкви, Феодоровская икона была написана святым апостолом Лукой. Когда эта икона была принесена на Русь точно неизвестно, но в начале XII века она уже была в нашей стране. Именно в начале XII века Великий князь Георгий (Юрий) Всеволодович, дядя святого благоверного князя Александра Невского, при обустройстве города Китеж пожелал перенести в него икону Богородицы. Однако, как ни старался князь, икона не сходила с места. Приняв это за особый знак от Матери Божией, князь основал на месте нахождения иконы, в небольшой часовне,… 27.03.2019 Икону в храме Василия Блаженного опознали как считавшийся утраченным образ из снесенной кремлевской часовни Специалисты Государственного исторического музея (ГИМ) идентифицировали икону «Спас Смоленский с припадающими преподобными Сергием Радонежским и Варлаамом Хутынским» из храма Василия Блаженного (Покровский собор) как образ, который ранее находился в Спасской часовне Московского Кремля. После сноса часовни в советское время эта икона считалась утраченной. «С большой долей вероятности можно предположить, что эта икона происходит из Спасской часовни, которая была построена справа от Спасской башни Московского Кремля в начале XIX века», – цитирует пресс-служба ГИМ слова гендиректора музея Алексея Левыкина, передает РИА Новости. Гендиректор Исторического музея рассказал, что Спасская часовня находилась в ведении священников Покровского собора, «которые ежедневно служили в ней молебны,… 22.03.2024 21 марта Церковь вспоминает спасение Курской-Коренной иконы Божией Матери Память одной из древнейших икон Русской Православной Церкви – Курской-Коренной иконы Божией Матери «Знамение» празднуется 21 марта. В этот день вспоминается спасение образа от злоумышленников, пытавшихся его уничтожить в Знаменском соборе Курска в 1898 году. Курский-Коренной образ был обретен 8 сентября 1295 года в окрестностях Курска, который до того был разорен полчищами хана Батыя и пришел в запустение. Однажды в близлежащем от города лесу охотник нашел образ, лежавший у корней дерева ликом вниз. Подняв икону, мужчина заметил, что она схожа с известным образом Богородицы «Знамение» из Великого Новгорода. В тот же момент от обретенного образа произошло первое чудо – на месте, где он лежал,…

http://foma.ru/themes/ikona

«Подле того образа 5) образ осьмилистовой Пречистой Богородицы на престоле со Превечным Младенцем, пречуден, лица у Богородицы и у Спаса, и ризы, и престола чеканены по золоту, и средина, и поля, и киот меньшой обложены золотом, и чеканены Архангелы и Апостолы, и украшен каменьем и яхонты червчатыми и лазоревыми и жемчуги, и писано по золоту мусиею (т. е. эмалью византийскою, перегородчатою); а большой киот, в чем тот образ поставлен, и тот киот затворы обложены весь серебром, в чекань позолочен, и вычеканены по киоту и по затвором Господские праздники и Святые, да у того же Богородицына образа позади во цке ее сделаны пятьдесят семь ковчежцев; а в них мощи пророческие и мученические и преподобных многих Святых, в мелочи, укреплены в ладону». «Подле того 6) образ осьмилистовой же Пречистой Богородицы Умиления, стоящей со Превечным Младенцем, строение и оклад, и средней киот, и Святые, и дробницы, и большой киот, и затворы устроены так же, что и выше сего образ Богородицы слово в слово». «В алтарным северным дверем против митрополитова места и левого крылоса 7) образ Пречистой Богородицы поясной молящейся, как пишется на Деисусе, воздав руку ко Господу»… и пр. оследует описание Хахульской иконы Божией Матери (см. ниже). «А сказывал (Толочанову) Митрополит Захарей: образ Пречистой Богородицы, письмо Луки Евангелиста и два образа Богородииыных, и крест принесла с собою из Цареграда благочестивого царя Константина дочь Ирина, которую он выдал замуж за Милитийского Царя Давыда». «Надъ Царскими дверьми 8) Деисус поясной большой Спасов образ и Пречистой Богородицы лица писаны, обложены серебром, ризы и венцы, и поля чеканены, позолочены, поверх Деисуса 9) крест в полсажени, обложен серебром в чекан, распятие Господне вычеканено и позолочено». «Да на правой же стороне 10) образ Георгия Страстотерпца осьми листов, обложен серебром, не золочен, Мученик Георгий и конь под ним и змей в ногах вычеканен; и сказывал Митрополит про тот Георгиев образ вычеканен на том серебре, как Господа нашего Иисуса Христа предал жидам Иуда Искариотский, и та икона чудна делом; да иные иконы многие обложены поля и венцы золотом, и писаны по полям Святые и дробницы мусиею, а лица и ризы выпали все, не знать ничего, и стоять просто по церковному помосту».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

В монастырской библиотеке числилось более 700 книг, в том числе на латинском, французском и греческом языках, учебники по философии, логике, словесности, риторике, словарь церковно-славянского языка, философская энциклопедия, латино-российкий лексикон, еврейский словарь и т.д. В библиотеке хранились старинные карты Китая, Тибета, Маньчжурии, Монголии. Содержались, согласно описи, собрания сочинений: Естественная история, Быт русского народа в 7 томах, Описание Отечественной войны 1812 года М. Данилевского в 4 томах, Русская история Карамзина в 12 томах, Русская история Устрялова, Булгарина, Всеобщая история и др. ценные книги. В каменной Троицкой церкви содержатся: Иконостас резной работы «с колоннами и тумбами на голубом поле, с резными святыми изображениями, иконостас позолочен листовым золотом, царские врата той же работы позолочены – южные и северные врата с изображениями архангелов Михаила и Гавриила (Рафаила)». Далее идут описания икон: Успения Божией Матери, Иоанна Предтечи, Нерукотворного Образа в серебряной ризе, Владимирской иконы Божией Матери, за правым клиросом – икона Божией Матери. Две хоругви – при правом клиросе с изображением Святой Троицы и Успения Божией Матери, при левом – Нерукотворного Образа Христа Спасителя и Казанской иконы Божией Матери. На левой стороне – икона Тихвинской Божией Матери «в серебряном под золотом окладе и в таком же высоком венце, по краям изображены разные святые высотою 7 верхов и шириною 6 верхов». В сей церкви (Троицкой) - шесть больших пред иконами лампад. В Троицком храме «над иконостасом – большое резное изображение распятия Господа нашего Иисуса Христа в рост человека». В Никольском приделе, расположенном от входа с правой стороны, было следующее имущество и церковная утварь. Иконостас резной работы под листовым золотом на голубом поле с резными святыми изображениями. В иконостасе царские врата такой же работы. Местные иконы: «Вседержителя с серебряным венцом и с привескою серебряного креста на такой же цепочке»; «Божией Матери с Предвечным Младенцем в серебряном под золотом венце с привескою серебряного креста на такой же цепочке», «Святителя Николая с благословляющим его Спасителем и Божию Материю в серебряных венцах. На стене против правого клироса – «образ Святой Троицы с предстоящими Авраамом и Сарою, все пять лиц в серебряных под золотом венцах и гривнах». В этом же приделе имелись две большие лампады и несколько малых лампах в алтаре и пред иконами у клиросов. Близ правого клироса – деревянное настоятельское место и деревянный крашеный шкаф для книг.

http://sobory.ru/article/?object=14366

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010