Внимательно изучив «Древо» в процессе подготовки выставки, эксперты смогли уточнить дату его создания. Как выяснилось, эта икона на пять лет старше и написана Ушаковым в 1663 году. Наследник Византии Реставрационные исследования позволили уточнить датировку еще одной знаменитой ушаковской иконы из того же храма — самого раннего из созданных им образов Спаса Нерукотворного. До последнего времени первоначальный авторский слой находился под частичной записью XVIII–XIX веков. После его раскрытия оказалось: предыдущее прочтение года создания как 1658-го неверно, икона тремя годами моложе. Это обстоятельство хорошо объясняет всё те же ясно читающиеся новаторские мотивы в живописных приемах, приближающие изображение к натуральности. Позднее русский иконописный стиль, при котором образ приобретает собственный объем, назовут живоподобием. Но вплотную разработкой его принципов Ушаков получает возможность заняться только с переходом в Оружейную палату в начале 1660-х годов. Предыдущие же его иконы — времен службы в Золотой (а ранее в Серебряной) палатах кремлевских государевых мастерских — созданы в традиционной манере. Они встречают посетителей у входа на выставку. Это Владимирский образ Божией Матери, «в меру и в подобие» скопированный в 1652 году с находившегося в Успенском соборе исторического оригинала (ныне — в домовом Никольском храме ГТГ), и Казанская икона Божией Матери (1658). Еще одна работа-копия — Кик­кская икона Божией Матери для московского храма Святителя Григория Неокессарийского в Дербицах — представляет собой пример уже зрелого воплощения живоподобных принципов. Она написана в 1668 году одновременно с парным образом Христа Вседержителя. Этот тематический ряд продолжает небольшой образ Спаса Нерукотворного 1673 года (ГТГ), хранившийся в ризнице Троице-Сергиевой лавры (специально к выставке он также расчищен от слоя почерневшей олифы). «Позднее, на рубеже 1660–1670-х годов, Ушаков начинает использовать в интерьерах и в пейзажах приемы линейной перспективы. Это хорошо заметно на иконе Пресвятой Троицы из домовой Воздвиженской церкви Таврического дворца в Санкт-Петербурге, — продолжает Шередега.

http://e-vestnik.ru/culture/vystavka_sim...

Внутри церковь Воскресенская окрашена краской, а чугунный пол в ней весь почти пожертвован графом Петром Борисовичем Шереметевым, после упраздненного им в Павлове железного завода. Из икон Воскресенской церкви замечательны по древности и украшениям следующие: храмовый образ Воскресения Христова, длиной в два аршина с четвертью, а шириной в аршин и два вершка, в сребропозлащенной ризе. Владимирская икона Божией Матери, длиной в полтора аршина, а шириной в аршин, с убрусом и ризой из разного сорта жемчуга и драгоценных камней. Смоленская икона Божией Матери, длиной в аршин и 10 вершков, а шириной в аршин и 3 вершка, с убрусом и ризой также из разного сорта жемчуга и драгоценных камней. В киоте на тумбе образ нескольких угодников Божиих, на кипарисной доске длиной в 7 1/2, а шириной в 6 1/2 вершков, в сребропозлащенной ризе. Среди образа врезан сребропозлащенньй крест длиной в 3 1/2 а шириной в 3 вершка, с частями святых мощей, о коих на исподней доске оного надписано: «Мощи св. Ап. Ан. первозв., Ап. Варфоломея, Ап. Iakoba, Петра митроп., Алексан. Свирского, Гр. Нисскаго, Ант. Римлян., М. Харалам., М. Ипатия, Ам. Медиолан., Пантел. Целебника, м. Власия, м. Татианы, Евдокии, княз. Даниила Москов., Исид. Пилусиота, благов. княз. Константина и чадъ его Михаила и Феодора Муромск. При сихъ мощахъ еще земля отъ Голгофы». В подобном же киоте образ Сошествия Спасителя во ад, длиной в аршин и три четверти, а шириной в аршин с четвертью, с венцом, крестом и ризой сребропозлащенными, какие имеются и на первых трех иконах. Икона сия приложена в церковь князьями Черкасскими, а писана придворным иконописцем Ушаковым, славившимся при царе Алексее Михаиловиче и Петре Великом. В таком же киоте Казанская икона Божией Матери, длиной в аршин с четвертью, а шириной в аршин, с убрусом и ризой, украшенными разного сорта жемчугом и драгоценными камнями в серебряных оправах. Икона сия писана также иконописцем Ушаковым, хотя по виду представляется древнее всех прочих. Она особенно пред другими иконами чтится жителями села Павлово и часто носится по домам для молебствия. К числу икон, писанных Ушаковым, принадлежат также иконы: святителей Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоустого и Николая Мирликийского чудотворца, Благовещения Пресвятой Богородицы, архангела Гавриила, евангелистов Матфея, Марка, Луки и Иоанна Богослова.

http://sobory.ru/article/?object=09076

Во время своего посещения Валаама, в июне 1914 г., на «царском месте» близ В. и. молился вел. кн. Николай Николаевич. Позже для него была сделана рукописная копия Сказания (АФВМ. 1915. 23. Л. 6-16) и в иконописной мастерской Валаама выполнен список В. и., посланный в С.-Петербург через духовника вел. князя иеросхим. Ефрема (Хробостова). После вступления России в первую мировую войну вел. кн. Николай Николаевич в дек. 1914 г. пожертвовал мон-рю тысячу рублей «с тем, чтобы капитал этот оставался неприкосновенным, а проценты от него были употребляемы на вечное возжение лампады перед образом Пресвятыя Богородицы Валаамския» (АФВМ. 1915. 23. Л. 2-5). В. и. пребывала на Валааме, отошедшем в 1917 г. к Финляндии, до 1940 г., когда после присоединения Ладоги к СССР иноки, вынужденные покинуть о-в Валаам, перенесли образ в мон-рь Новый Валаам, в Преображенском соборе к-рого (за левым клиросом) В. и. находится в наст. время. Одно из последних чудес от В. и. зафиксировано со слов настоятеля Финляндского Валаамского мон-ря архим. Сергия: в 1996 г. получил исцеление сын греч. свящ. Илии, просившего молитв братии у В. и. Празднование иконе Финландской Православной Церковью совершается 20 авг. Архиеп. Павел (Олмари) написал тропарь В. и. Кондак иконе по благословению настоятеля Финляндского Валаамского мон-ря составила фин. правосл. поэтесса Валентина (Туула) Пеннонен, к-рая, будучи слепой, духовно увидела образ Божией Матери. В России остался чтимый список иконы (135 ´ 82 см), созданный валаамскими монахами в 1900 г. Он находился в часовне Валаамского монастыря на Васильевском о-ве, затем, очевидно еще до ее закрытия в 1932 г., был перенесен в ц. в честь Смоленской иконы Божией Матери на Смоленском кладбище. Образ особенно почитался прихожанами храма, были зафиксированы случаи исцеления. 9 июля 1992 г. Патриархом Московским и всея Руси Алексием II с клириками С.-Петербургской епархии и валаамской братией В. и. была торжественно перенесена на Валаамское подворье в С.-Петербурге. В том же году 11 июля к празднику преподобных Сергия и Германа икону временно перевезли на Валаам, а затем вернули на подворье.

http://pravenc.ru/text/153887.html

Волоколамская икона О Волоколамском образе Божией Матери известно, что прославление его последовало 3 марта 1677 года, и с тех пор он сделался источником многих чудес. Преподобный Иосиф (скон. 9 сент. 1515 года), основатель известного Иосифова Волоколамского монастыря, привез его из Москвы в свой монастырь, от имени которого чудотворный образ Богоматери и получил наименование Волоколамского. Икона «Знамение» в Златоустовском монастыре Сведения о ней помещены под 27 ноября. 5 марта Икона «Воспитание» На иконе, именуемой «Воспитание», Богоматерь изображается с Предвечным Младенцем, сидящим на Ее левой руке. Правая рука Христа простерта вверх к лику Пречистой Девы. Один из списков с этой иконы Божией Матери, прославившийся по всей России своими чудотворениями, ныне находится в московском Казанском соборе. 6 марта Ченстоховская икона На Ясной горе, близ города Ченстохова Петроковской губернии, есть Ченстоховский католический монастырь, в котором хранится древний чудотворный образ Пресвятой Девы, известный под именем Ченстоховского. Есть мнение, что св. евангелист Лука написал всего до 70-ти икон Богоматери. Нам нет необходимости сейчас разбираться в том, насколько это мнение справедливо. Для нас важно то, что предание действительно приписывает написание Ченстоховской иконы Пресвятой Девы, празднование которой совершается ныне, именно св. евангелисту Луке. Оно даже указывает на Иерусалим, как на место написания этого образа, и частнее еще указывает на так называемую в Иерусалиме Сионскую горницу, в которой Господь наш Иисус Христос совершил Тайную Вечерю накануне Своих крестных страданий и смерти и в которой сошел Дух Святой на апостолов. В 66—67 годах, когда на Иудею напали римские войска под предводительством полководцев Веспасиана и Тита, желавших совершенно уничтожить политическую самостоятельность Иудеи, христиане, опасаясь разрушения Иерусалима, удалились из него заблаговременно в местечко Пеллу, лежавшее между горами. Туда же они перенесли и Ченстоховский образ Божией Матери и сохраняли его вместе с другими святынями в пещерах.

http://sedmitza.ru/lib/text/440281/

По дороге не доходя пятисот метров на просторном и единственном в своём роде горном плато в преддверии вершины располагался храм Панагии – в честь Божией Матери. Хотя есть и другие таинственные и древние пути на вершину, большая часть паломников шла и идёт именно этим путём, иногда относясь и к Панагии, как к подлинной вершине. В истории русского Афона Панагия особо значима как живая связь Афона и Иерусалима. Сюда пришёл старец из Русского Пантелеимонова монастыря в крайне благочестивом и возвышенном настроении. По преданию, когда он зашёл в храм Панагии, ему явилась Божия Матерь и вручила образ Иерусалимской иконы Божией Матери. Этот образ до сих пор в особо торжественные моменты спускается на ленте перед царскими вратами верхнего Покровского храма русского Пантелеимонова монастыря, а в XIX веке – по аналогии – он спускался также и в Никонов ском храме Троице-Сергиевой Лавры. Итак, по сути Афон – это гора и святые окрестности; вершина, к которой вс ё стремится и от которой всё расходится; подлинная высота, обозначающая то духовное совершенство, которое нуж но достигнуть неимоверными трудами; средоточие монахов ведущих на земле равноангельный и небесный образ жизни. Это святое пространство особо выделяется как удел мужского монашества – без возможности вступления сюда жён за исключением Божией Матери. Монастыри, обладавшие правом βατον, существовали издревле. По законодательству византийских императоров лица противоположного пола не могли и при паломничестве ночевать в одном монастыре, а некоторые обители становились совершенно невходимыми. Афон получил особый статус монашеского государства при первом императоре Македонской династии Василии. Таким образом ещё до Крещения Руси Святая Гора оказалась особым древним монашеским уделом и центром, естественно сосредоточившим в себе древнее многообразие восточного монашества. Арабы, а затем турки упразднили по сути свободу египетской Фиваиды. Такая же участь постепенно приближалась и к Малой Азии, которая была ещё способна готовить для Афона таких величайших подвижников, как прп. Афанасий Афонский , родоначальник общежительного Афонского монашества, – на Олимпе Вифинском под водительством прп. Михаила Малеина – но не была способна надолго сохранить свои центры под натиском врагов. В духовное оскудение Малой Азии внесли свой вклад и гонения в период иконоборческих споров, несколькими десятилетиями упредившие афонский βατον. Монахи, скрывавшиеся от гонений иконоборцев в горах Малой Азии или Южной Италии, постепенно будут постигать духовный смысл пребывания на Афоне. Иверская икона Вратарницы станет символом торжества православия на Афоне и монашеской свободы и защищенности.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

Реконструкцию церкви впоследствии сделал В.В.Чернявский на основании плана, выполненного архитектором Постниковым. Проект перестройки церковного флигеля архитектор А.И.Постников полностью осуществил в 1828 г. Кроме того, он установил в церковном дворе чугунную решетку. О дальнейших изменениях в планировке церкви можно судить по планам церковного флигеля Института Корпуса горных инженеров 1855 г. Своеобразным украшением и символом храма являются наборные мозаичные иконы из минералов и горных пород, присланные сюда в 1826 году из города Екатеринбурга. Одна икона изображает Преображение Господне, другая – Воскресение Христово. Церкви Горного института также были пожертвованы другие иконы: в 1847 г. – икона св. кн. Александра Невского в серебряной ризе, в 1855 г. – Плащаница, в 1863 г. – образ Божией Матери в серебряной позолоченной ризе. В 1864 г. произошел пожар в алтаре церкви из-за возгорания в печной трубе. В результате пожара прогорел потолок алтаря, были повреждены иконостас и другие церковные принадлежности. В 1865 г. для руководства работами по перестройке церкви Института Корпуса горных инженеров на должность архитектора Института был назначен архитектор Санкт-Петербургского Монетного двора В. Е.Стуккей, и начались работы по перестройке церкви. Интерьер церкви архитектор выполнил в эклектическом стиле. Потолок, имеющий профиль трапеции, был разделен двумя декоративными рамами на три части, потолок и стены декорированы панелями и филенками, имитирующими отделку мореным дубом. Над карнизом стен проходил лепной фриз. В композиции антаблемента и колонн хор были стилизованы формы романской архитектуры. По проекту архитектора В.Е.Стуккей построили новый иконостас. Композиция иконостаса представляла собой двухъярусную алтарную преграду в эклектическом стиле. Пилястры с капителями на постаменте завершались антаблементом. Высокие и широкие Царские врата находились в портале с двойной аркой. Группа икон второго яруса: центральная икона Вседержителя, слева и справа от него – образа Предстоящих Божией Матери и Иоанна Предтечи – были обрамлены в киоты трехлопастной формы с крестами. В местном ярусе слева от царских врат находилась икона Божией Матери, справа – икона Христа Спасителя, обе – в серебряных ризах. Здесь же находился образ св. Макария Египетского в золоченой раме и образ св. Александра Невского в серебряной ризе. В створках дверей – образа Архангелов Михаила и Гавриила. Над Царскими вратами находилась икона " Тайная Вечеря " . В створках врат были установлены иконы Благовещения и Четырех евангелистов. Иконы в рост были помещены в позолоченных рамах с полукруглыми перемычками. Архитектурные детали иконостаса: капители пилястр, колонок и объемная резьба царских врат - были позолочены.

http://pravoslavie.ru/10384.html

С 1924 г., когда мон-рь закрыли, «И.» и. хранилась у одного из монахов Новоафонского мон-ря, оставшегося жить в Абхазии. По окончании второй мировой войны он был определен приходским священником в открывшуюся в Гудауте ц. Покрова Пресв. Богородицы. Туда он принес чудотворную икону. До наст. времени в этом храме находится киот, сооруженный для «И.» и., очевидно, еще в дореволюционное время в Новоафонском мон-ре. В этом киоте хранится список чудотворного образа. По непроверенным сведениям, во 2-й пол. XX в. «И.» и. была вывезена на Украину в Почаевскую в честь Успения Пресвятой Богородицы лавру . Миниатюрная по размерам икона (ок. 14×13 см) написана на доске. На ней представлена Божия Матерь «Одигитрия» с благословляющим Младенцем Христом на левой руке. Богомладенец в левой руке держит опущенный вертикально свиток. «И.» и. была украшена ризой филигранной работы и вложена в медный позолоченный киот. Созданный в XIX в. в мастерской Новоафонского мон-ря образ отражает историю «И.» и., к-рая связывала Старо- и Новоафонскую обители: на иконе, на фоне собора Новоафонского мон-ря, изображены ап. Симон Кананит и вмч. Пантелеимон, держащие образ Божией Матери «Избавительница». Такие иконы встречались чаще, чем «И.» как отдельный образ. Один из ранних списков, очевидно нач. XX в., хранится в соборе Новоафонского мон-ря. В советское время он находился в Майкопе и был возвращен монастырю в 90-х гг. XX в. Новописаная икона той же иконографии была передана в дар мон-рю вмч. Пантелеимона на Афоне Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II, когда он посетил мон-рь в февр. 1998 г.; икона пребывает в соборе Покрова Пресв. Богородицы. В честь «И.» и. освящен один из храмов Новоафонского мон-ря. Лит.: Рус. паломник. 1887. 38. Ил. на с. 462; Сказание о чудотворной иконе, именуемой «Избавительница». Серг. П., 1893; Вышний покров над Афоном. М., 1997р. С. 112-122; Сказание о чудотворной иконе Божией Матери, именуемой «Избавительница»//К свету. 1997. 16: Храмы и святыни Ново-Афонского Симоно-Кананитского мон-ря. С. 62-68; Поселянин. Богоматерь. С. 668-674.

http://pravenc.ru/text/293828.html

Согласно этому преданию на иконе «Нечаянная Радость» и пишется «человек некий беззаконный», молящийся на коленях пред образом «Одигитрии», под которым обычно начертаны первые слова самого повествования или же особая молитва. На ризе чудотворной из храма во имя Ильи Обыденного надпись: «По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия на иконе Божией Матери " Нечаянная Радость " восстановлена риза в лето 1959 при настоятеле храма Святого Пророка Божия Илии Обыденного протоиерее А. В. Толгском». Покойный патриарх Пимен особенно любил эту икону и потому считал себя прихожанином храма Ильи Обыденного, часто приезжая сюда к вечерней службе. Рассказывают, будто однажды он увидел этот образ в тонком сне, а оказавшись первый раз в храме Ильи пророка, тотчас узнал именно такой список «Нечаянной Радости». Скажем здесь и о других святынях этого храма. Прекрасный образ Казанской Богородицы письма Симона Ушакова. Икона «Успения», перешедшая сюда из закрытой церкви Успения на Могильцах. Когда в 1924 году был закрыт близлежащий Зачатьевский женский монастырь, то его последняя игуменья принесла сюда иконы «Троеручицы» и Богоматери «Милостивой» (ровно семьдесят лет спустя эта обитель была восстановлена, а ее иконы возвращены на свое исконное место, в монастырь). Икона Державной Богоматери, написанная художником Николаем Чернышевым, арестованным и погибшим за веру в декабре 1924 года. Священномучеником митрополитом Серафимом (Чичаговым), одним из первых агиографов преподобного Серафима Саровского, были в свое время написаны образы Спасителя и преподобного, причем икона Спасителя была конфискована при аресте владыки в 1937 году и неведомо как попала в храм уже после расстрела святителя Серафима. Храм собирал в своих стенах удивительных людей. Недавно окончил свой земной путь отец Александр Егоров: скольких людей окормлял этот истинно русский пастырь, сколько мудрых советов дал, сколько любви и утешения видели от него прихожане... Мир праху его... Еще один местночтимый образ «Нечаянная Радость» издавна пребывает в московском храме во имя иконы Божией Матери «Нечаянная Радость» в Марьиной роще.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2012/1...

В тот же день состоялось братское собеседование Святейшего Патриарха Кирилла и Блаженнейшего Патриарха Феофила. 10 ноября Святейший Патриарх Кирилл посетил Гробницу Божией Матери на Елеонской горе в Иерусалиме, где совершил молебен с чтением евангелия, поклонился Гробу Пресвятой Богородицы и чудотворному образу Божией Матери " Гефсиманская " . В слове, обращенном к наместнику Иерусалимского Патриарха в Гефсимании архимандриту Нектарию, духовенству и многочисленные верующим, собравшимся в храме Успения Богородицы, построенном над Гробницей, Святейший Патриарх напомнил об особом почитании Божией Матери в России: " На просторах Святой Руси люди издревле хранили веру в то, что они находятся под особым покровом Пресвятой Богородицы. И это действительно так: в самые судьбоносные, самые страшные моменты нашей истории, когда решался вопрос, быть или не быть Руси, всегда возникал образ Пресвятой Богородицы, и по молитвам перед этими чудотворными иконами наше Отечество избавлялось от погибели. И сегодня мы глубоко верим в то, что Пресвятая Богородица с нами и в наших радостях, и в трудностях; с помощью и заступничеством Божией Матери мы связываем будущее нашего Отечества " . После этого Патриарх Кирилл и сопровождающие его лица направились в Гефсиманский сад, где также был совершен молебен с чтением Евангелия. Затем Предстоятель Русской Православной Церкви посетил базилику Рождества Христова в Вифлееме, где в пещере Рождества Господа Иисуса Христа совершил молебен. В монастыре Рождества Христова Предстоятель Русской Православной Церкви встретился с градоначальником Вифлеема Виктором Батарси, который в ходе беседы подчеркнул огромное значение визита Патриарха Кирилла для христианского населения Палестины, преодоления вражды и разделения в регионе. Предстоятель Русской Церкви отметил особый благодатный статус Святой Земли, - места, " где человек вне зависимости от своей национальности, своей культуры чувствует особое присутствие Божией благодати " и важность сохранения мира и согласия на Ближнем Востоке.

http://e-vestnik.ru/news/patriarh_kirill...

К началу XIX века территория современной Курганской области входила в состав трех епархий: Тобольской, Оренбургской и Пермской, которые соответствовали Тобольской, Оренбургской и Пермской губерниям и Курганскому, Челябинскому и Шадринскому уездам. До середины XIX века население нашего региона было, в основном, православного вероисповедания. Но с 1863 г. после подавления восстания в Польше, в Зауралье резко возросло число ссыльных поляков, появились немцы, евреи, люди других национальностей, которые создавали свои религиозные общины. В 1885 г. Шадринский уезд Пермской епархии отошел ко вновь образованной Екатеринбургской епархии. С 1923 года территория современной Курганской области вошла в состав Екатеринбургской епархии, из которой была выделена решением Священного Синода 23 февраля 1993 года. За три с половиной века существования православия на территории Курганской области были построено свыше 140 храмов. Святыни [ править править код ] - Ковчег с частицей мощей святого благоверного великого князя Александра Невского. - Ковчег с частицами мощей св. благ. вел. кн. Александра Невского; святителя Николая Чудотворца; священномученика Харалампия, еп. Магнезийского; мученика Трифона; св. прав. Иоанна Русского, исповедника. - Икона «Спас Нерукотворный». - Икона Пресвятой Богородицы «Целительница». Икона Пресвятой Богородицы «Целительница» является особо почитаемой верующими, так как она прославилась многими исцелениями страждущих. За помощью к ней прибегают во всяких скорбях и недугах, в том числе и при онкологических заболеваниях. - Икона Божией Матери «Скоропослушница». На передней стороне иконы имеется надпись: «Сия икона написана и освящена на Св. Афонской горе в Скиту Св. Пророка Илии при Архимандрите Максиме с братиею 1902 г.». — Икона св. великомученика и целителя Пантелеимона. На передней стороне иконы имеется надпись: «Сия Св. Икона писана и освящена на Афоне в Русском Св. Пантелеимона Монастыре». — Чудотворная Югская икона Божией Матери «Одигитрия» (1615 г.). Явление чудотворной иконы Божией Матери Одигитрия (Путеводительница) Югская произошло в Псково-Печерском монастыре в 1615 году схимонаху Дорофею. Святой образ прославился многочисленными чудесами и знамениями милости Божией к людям. Некогда Матерь Божия обещала преподобному Дорофею даровать спокойное, мирное и благоденственное житие. Об этих же дарованиях ныне молятся Божией Матери пред перед Ее чудотворной иконой, сохранившейся до наших дней.

http://azbyka.ru/palomnik/Курган

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010