Солея возвышена на 4 ступени и отделена от средины храма железной решеткой. Иконостас перенесен из прежнего соборного храма; он двух ярусный, резьба наложена по золотому полю: украшен золотыми колоннами. За столбами закрывающими клироса устроены два высоких киота, украшенные по зеленому полю золочеными колоннами и резьбой 26 25; в одном из этих киотов, правом, помещается храмовая икона Рождества Богородицы в серебрено-позлащенном окладе, а в другом икона Казанской Божией Матери в позлащенно же окладе, риза и убрус низаны жемчугом и украшены камнями, местночтимая, по бывшим от нее исцелениям. По монастырскому преданию, она стояла сперва на монастырской кухне, а после совершившегося по молитве пред ней чудесного исцеления больного ногами послушника, помещена в церковной трапезе и наконец поставлена на нынешнее свое место. В симметрию с левым приделом устроено в одной линии с иконостасами особое место для Чудотворной иконы Знамения Божией Матери, также в виде иконостаса, который по серебреному полю украшен золочеными колоннами и резьбой. Икона помещена в нем в особенном позолоченном киоте, за стеклом, по сторонам занавес, а снизу привешена пелена. Над нею в арке резное изображение Св. Духа с сиянием. Перед иконою устроена возвышенная площадка, обведена перилами (на равне с нижним краем местных икон) на которую всходят для того, дабы приложиться к иконе с двух сторон по деревянным лесенкам, (по одной всходят, по другой сходят), для избежания тесноты. Стены храма внутри местами расписаны: над боковыми окнами священныя изображения Евангельских притчей, в трибуне между окнами в простенках также 8 изображений. На восточной стороне: коронование Божией Матери, на других 7 ангельских чинов, в замках сводов 4 евангелиста с их символическими знаками. Местные иконы Спасителя и Божией Матери большого размера в серебренных ризах, венцы сребро-позлащенные гладкие, убраны разноцветными камнями. На месте храмоваго образа Феодоровской Божией Матери в сребро-позлащенном окладе, убрус низан жемчугом, на ризе вычеканена надпись: «1757 года сей Св. Образ списан с чудотворного образа Св. Богородицы нарицаемый Феодоровской явися ….. »; икона вставлена в золоченую дску равную по размерам величине местных икон, на полях коей в клеймах изображены разные святые; на ней внизу надпись: «Сооружен сей образ иждивением секунд-майора Матвея Васильева Мужланова, и тщанием супруги его Анны Ивановой в 1796 году, 12 апреля» 27 26.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

То, что делается ради Бога, никогда не бывает напрасным. Мы можем не увидеть плодов, но другие войдут в наш труд, и вся Церковь будет облагодатствована верностью Богу, которую являют скромные, никому не известные рабы Божии. Обратим сегодня внимание и на то, через чьи руки передается для Церкви икона Казанской Божией Матери. Через руки ребенка — чистые руки — передает нам Божия Матерь эту святыню. Чтобы мы, во-первых, сами научились детской вере — непорочной, простой — и чтобы задумались, чисты ли наши дети, способны ли они принять дар, который хочет передать нам Господь. Когда первый раз икона Божией Матери явилась девочке Матроне, на ее слова не обратили внимания, так же было и во второй раз. У нас должно быть благоговейное и трезвенное отношение к святыне, и мы должны всегда проявлять сугубую чуткость к нашим детям. Нельзя также не напомнить, что эта икона была передана в руки достойнейших священнослужителей. Первый молебен после крестного хода был совершен в Казанском храме святителя Николая, в котором служил священником будущий патриарх Ермоген. Им было составлено описание этих чудесных событий. Он написал тропарь «Заступнице усердная», который мы поем уже в течение нескольких веков. Его святительским подвигом и заступничеством Божией Матери, явленном через этот образ, будет спасена наша земля. Мы должны увидеть также, что и внешние обстоятельства обретения Казанской иконы Божией Матери глубоко символичны. Из самой гущи народной, из страдания, из пепелища — там, где, кажется, уже все разорено, — являет Божия Матерь Свою помощь, Свой благодатный образ. Наша Одигитрия пророчески показывает весь путь русского православного народа, всегда исполненный многих скорбей. Этот путь раскрылся великими огненными испытаниями двадцатого столетия. И продолжает раскрываться сегодня на наших глазах. Чем больше скорбей, тем ближе к нам Господь. И тем сильнее предстательство Божией Матери, потому что Она, как никто, знает, что такое скорби. У Креста Христова, там, где собраны все скорби, которые когда-либо были и будут, — в час, когда оружие Страданий Христовых прошло Ее душу, — Она молилась за всех людей, в скорби пребывающих. И эта молитва Ее сугубым образом присутствует в Казанском образе, которым Она благословила русскую землю.

http://moral.ru/kazanskaya-ikona/

Горня – живописная земля, приобретенная подвижником архимандритом Антонином (Капустиным) на подставных лиц у османских властей полтора века назад. Сегодня хранит, опекает и строит матушка Георгия – игумения монастыря. На особом месте в ее кабинете – образ Богородицы. Матушка Георгия: «Внизу у нас под горой источник, куда Матерь Божия с праведной Елисаветой за водичкой ходили. И мы каждый день тоже ходим туда за водичкой. Вот уже две тысячи лет, а водичка все идет и идет, течет и течет»… Здесь, в семейном склепе на берегу Кедрона, на западном склоне Масличной горы, закончила земной путь Мария Дева. Отсюда она вознеслась. И опоздавший на похороны апостол Фома видел Вознесение Богородицы и сохранил как зримое подтверждение чуда оставленный Ею поясок. Начальник Русской духовной миссии архимандрит Исидор ежедневно возносит молитвы у образа Пресвятой Богородицы в домовом храме священномученицы Александры в самом центре Иерусалима. Архимандрит Исидор: «Тема материнства, которая всегда отображается на иконах Божией Матери, очень близка людям. И даже если люди, допустим, не знают каких-то догматических установок, но этот образ Матери Божией как молитвенницы, как заступницы, как ходатаицы, очень близок». Ежегодно гремят барабаны и поют волынки у древнейшего христианского храма Святой Земли – храма Рождества. Его императрица Елена воздвигла над пещерой с яслями, где две с лишним тысячи лет назад произошло чудо рождения младенца Христа. К великой радости Марии Девы добавились волнение и трепетный страх великой и трудной миссии матери Христа – матери Господа. Бесконечных волнений и долгих дорог, бессонных ночей и страшного горя стояния у подножия Голгофы, когда единственный Сын за мгновения до смерти поручил заботу о Матери любимому ученику своему. И настала великая тьма. Тьма перед рассветом. Сергей Пашков, Варвара Галемба, Сергей Ауслендер. Вести. Иерусалим. ИС: Мы получаем вопросы от верующих других конфессий. В частности, от протестантов. Они спрашивают: о Божией Матери в Евангелии говорится очень мало. Почему же Православная Церковь так Ее почитает и так Ей молится?

http://pravmir.ru/cerkov-i-mir-pochemu-m...

В неспокойное для России время накануне Русско-японской войны обитель посетил будущий страстотерпец Император Николай II, пожелавший поклониться чудотворному образу Божией Матери. О том, что Козельщанская икона Божией Матери помогла многим людям, рассказывали письма, которые часто стали приходить графу В. И. Капнисту. Так, одним из первых пришло письмо из села Солоныци Кременчуцкого уезда от мещанина М. К. Миргородского. Житель этой деревни Г. И. Пилипенко по совету мещанина посетил Козельщанскую чудотворную икону вместе с сыном, больным тяжелой падучей болезнью. После молебна и прикладывания к иконе мальчик получил исцеление. Во времена господства безбожной власти Козельщанская обитель подверглась разорению. Монахини был разогнаны, некоторые арестованы. Накануне закрытия монастыря в 1929 году на лике образа Божией Матери, находившемся на вратах обители, выступили кровавые слезы. Советская власть, чтобы не привлекать внимания к чуду, принуждала игуменью Олимпиаду и еще нескольких сестер подписать ложную бумагу, подтверждающую, что на иконе проступила краска. Сестры отказались и были отправлены в Полтавскую тюрьму. В 1938 году игуменья Олимпиада (Вербицкая) была зверски замучена в тюрьме – на груди ей вырезали крест. Место ее погребения осталось неизвестным. С начала Великой Отечественной войны и до своего второго закрытия в 1949 году обитель функционировала. В период гонений и закрытия чудотворный образ хранился в разных местах, а с 1961 года – в киевской квартире у бывших насельниц монастыря. В 1993 году после восстановления обители чудотворная икона вернулась в Козельщину. Первые чудеса начались сразу же еще по пути следования иконы в обитель. В г. Кременчуге, где она была выставлена для поклонения, получил исцеление мальчик с опухолью на ноге, которого готовили к операции. 23 февраля 1993 года, когда сестры монастыря вышли встречать образ, совершилось новое чудо: исцеление от болезни архимандрита Антония с Гомельской епархии, который был болен гриппом, но, невзирая на недомогание, все же приехал на торжество. Как только он принял на руки чудотворный образ, то сразу же запел, хотя до того не мог даже разговаривать. Присутствовавшие при этом люди свидетельствовали, что архимандрит пел громче и лучше всех. Весной того же года приехавший с паломниками из Кировограда мужчина с экземой получил уврачевание от своего недуга после использования масла от лампады чудотворной иконы. О многих чудесах, происходящих по обращению и молитве к этому чудотворному образу, можно узнать из монастырской книги, в которой ведется учет необычных случаев.

http://pravoslavie.ru/91250.html

С весны 1848 года в г. Алатыре сильно свирепствовала холера, и какие врачебные средства ни принимались к её прекращению, ничто не помогало, и болезнь чем далее, тем с большею силою распространялась и уносила в безвременную могилу массу жертв. Тогда алатырцы вспомнили о своей усердной Заступнице и просили архимандрита монастыря Иезекииля сделать распоряжение о возвращении в Алатырь из уезда иконы Казанския Божией Матери. Возвращенная икона была встречена крестным ходом со всех приходских церквей далеко за городом и при большом стечении народа обнесена с молебным пением вокруг города, и на другой же день холера в городе прекратилась. Получив от Заступницы Небесной такое непостижимое милосердие, городской голова Новиков, в память такого события, исходатайствовал разрешение совершать крестный ход с этой иконою ежегодно 9 августа вокруг города. На месте первого сретения святой иконы воздвигнута на счет города каменная небольшая часовня. После крестного хода святой образ Казанския Божией Матери, предносимый монастырскими священнослужителями и братией, отправляется для молебствия по окрестным городам и селам, и продолжается это обхождение до самой Пасхи; на Пасху же святой образ возвращается опять в обитель, в г. Алатырь, и тогда обходит опять весь город по домам. О порядке обхода домов с иконою изложено в особом приложении к настоящему описанию. Святой образ Казанской Божией Матери иконописной работы, написан на липовой доске вышиной 6 1/2, а шириною 5 1/2 вершков. До 1803 года икона эта находилась в медном позлащенном киоте, а с того года настоятель Свято-Троицкого монастыря архимандрит Авраамий поместил ее в новый серебряный позлащенный киот с изображениями: на верху Св. Троицы и по сторонам св. Иоанна Богослова и преп. Сергия, а по углам икон Пресвятой Богородицы: Смоленской, Феодоровской, Иверской и Владимирской. На святую икону Казанскую архимандрит Авраамий в то же время сделал серебряную позлащенную ризу, украшенную драгоценными каменьями, с венцом из червонного золота, с надписью: «Изображение чудотворныя Иконы Казанския Божией Матери, что состоялось в городе Алатыре, в Свято-Троицком монастыре трудами архимандрита Авраамия».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

1999.С. 97). Козельщанская икона Божией Матери (Козельщинский Рождества Богородицы мон-рь) В семье Капнистов икона явила свое первое чудо исцеления. Старшая графская дочь Мария училась в Полтавском ин-те благородных девиц. В марте 1880 г., на Масляной неделе, семья получила весть о недомогании девицы, которая подвернула ногу. Харьковские доктора диагностировали вывих и дали соответствующие предписания. Однако улучшение не наступило, и спустя полтора месяца у Марии искривилась др. нога. Больную отправили на лечение на Кавказ, затем в Москву на консультацию к врачам, наконец, приняли решение показать парижскому проф. Ж. М. Шарко. Ожидая приезда профессора в Москву, графиня с дочерью отправилась в свое имение в Малороссию. 21 февр. 1881 г. граф вызвал их телеграммой обратно в связи с приездом Шарко. Начались приготовления к отъезду в Москву. О дальнейших событиях сохранились свидетельства самой Марии Владимировны (по мужу Армашевской), к-рые она в 1920 г., незадолго до своей кончины, сообщила прот. А. П. Введенскому: «Мама... приносит мне образ Божией Матери и говорит: «...вот наш фамильный образ. И в нашей семье живет такое предание: если кто из больных приложится к образу и почистит его, тот обязательно выздоровеет». Я образ… взяла и полотенцем отерла его и, усмотревшись в лик Божией Матери, стала молиться: «Пречистая Богомати! Я - калека. Мне горькая жизнь уготована. Возьми меня к Себе или восстави от одра болезни». В один миг сильная боль, появившаяся в позвоночнике, заставила меня закричать и лишила меня сознания. Все сбежались на мой крик. Я вскоре очнулась и почувствовала, что ко мне вернулась способность владеть ногами» (Письмо прот. А. П. Введенского мон. Антонии (Н. М. Желтовской). 1953 г.; Жук, Сердюк. 2004. С. 7-10; Электр. ресурс: www.vvedensky.com/razd_103). По приезде в Москву Марию осмотрели прежде лечившие ее доктора, а также проф. Шарко, все констатировали факт исцеления, отказавшись объяснить его с научной т. зр. (копии медицинских документов стали приложением к Сказанию: Сказание. 1999. С. 100-103. Прил.). В письме сестре гр. Капнист сообщил, что «религиозная Москва, заслышав о чуде от святой иконы» моментально отозвалась желанием «поклониться святыне», буквально засыпав просьбами об этом семью, поселившуюся в гостинице «Лоскутная» (находилась на пересечении улиц Охотный Ряд и Тверской). По благословению Алексия (Лаврова-Платонова), еп. Дмитровского, викария Московской епархии, в нач. марта 1881 г. икона была выставлена для поклонения в храме, куда приходили «тысячи молящихся… толпы давили друг друга за клочок ваты от иконы или за каплю святой воды» (Там же. С. 15). Были зафиксированы первые случаи исцеления. Происшедшее сильно повлияло на религ. чувства графа и его семьи.

http://pravenc.ru/text/1841680.html

Один из этих дворов принадлежал инокине Марфе - матери будущего государя Михаила Федоровича. В Костроме долго сохранялась народная легенда о том, как местные жители, узнав о приближающемся Московском посольстве, уговорили инокиню Марфу с сыном перебраться из Костромского кремля в Ипатьевский монастырь, как место " подобающее их царскому достоинству " . Но, скорее всего, царский Ипатьевский монастырь был определен как место призвания новой династии заранее. Эта обитель была построена предком царя Бориса Федоровича Годунова - татарским мурзою Четом (в крещении Захарием) на месте явления ему в сонном видении Богородицы с предстоящими свщмч. Ипатием Гангрским и ап. Филиппом. Борис Годунов был уверен, что Богородица явилась его предку именно в Феодоровском образе, - в подтверждение этого в конце XVI века по его заказу в дар Ипатьевскому монастырю была впервые написана тронная Феодоровская икона Божией Матери с предстоящими святыми Вполне возможно, что связь рода Годуновых с образом Покровительницы власти была одним из аргументов позволившим Борису занять царский престол. Помимо его сестры Ирины, супруги царя Федора Иоанновича, удалось войти во власть и Сабуровым - другой ветви, ведущей свое происхождение от мурзы Чета. Речь идет о первых женах Ивана III и сына Ивана Грозного - царевича Ивана И вот теперь, колыбели Годуновых-Сабуровых суждено было стать колыбелью новой династии. Демонстрация преемственности новой власти выразилась и в том, что почти все детали призвания на царство Бориса Федоровича были воспроизведены при призвании Михаила Романова, а многие речи, произнесенные в московском Новодевичьем монастыре (месте призвания Годунова), были повторены в Ипатьевской обители Московское посольство, войдя в Кострому, прежде отправилось в Успенский собор, где был отслужен молебен Феодоровской иконе Богородицы и лишь затем, взяв образ, двинулось крестным ходом с костромским духовенством и народом в Ипатьевский монастырь. Присутствие при призвании святыни Рюриковичей и Годуновых, а так же принесенной из столицы Петровской иконы Божией Матери - символизирующей власть московских патриархов, наглядно показывало приверженность новой династии древнему завету о симфонии царской и церковной власти. Именно к Петровскому образу обращалась инокиня Марфа: « Се Тебе, о Богомати, Пресвятаа Богородице, и в Твои пречистеи руце, Владычице, чадо свое предаю и, яко же хощеши, устроиши ему полезнаа, и всему православному христианьству » Примечательно, что в столичных кремлевских храмах в день мартовского праздника, согласно " Чиновникам " Московского Успенского собора было предписано выкладывать на аналой не список с костромской святыни, а Петровскую икону Божией Матери, тем самым уже литургически показывая образ симфонии властей, преподанный когда-то в лесу под Костромой князю рода Рюриковичей. Само же празднование, всегда совпадавшее со временем Великого поста, было уравнено с двунадесятым праздником Благовещения Пресвятой Богородицы.

http://ruskline.ru/analitika/2019/8/2019...

В 1730 г. опять монастырь горел. Полное восстановление Отни осуществилось лишь в начале 19 века " тщанием игуменов Мефодия, Захария и Михаила " . По штатам 1764 г. он был отнесен к 3 классу. Полагалось кроме настоятеля иметь казначея, 4 иеромонаха, 2 иеродиакона, 4 послушника и 9 штатных служителей. Настоятельствовали, как правило, игумены, но были и архимандриты: сан этот давался исключительно по личным заслугам настоятеля. В 1800 году все постройки монастыря были упразднены, и в центре обители был возведен грандиозный барочный одноглавый собор с классическим портиком и двумя фланкирующими его колокольнями в северо-западном и юго-западном углах. Большую пользу монастырю принесло игуменство Мефодия (1795-1801 гг.). При нем были возведены новые строения и полностью обеспечено содержание братии. Еще архимандрит Макарий в середине 19 века отмечал наличие в монастыре таких особо чтимых икон как образ св. Ионы, известный под названием " Покров на Раку " , образ Старорусской Божией Матери, местночтимая икона Божией Матери Тихвинской. Кроме праздника, совершавшегося в память св. Ионы (5 ноября по ст. ст.) торжественное богослужение совершалось в Ильинскую пятницу, с крестным ходом из Новгорода, а потом — из ближайших сел — Мытенского погоста и Змейского. Тогда же из монастыря шел крестный ход в часовню, находившуюся от монастыря на версту по дороге к Волхову. Там совершался молебен с водоосвящением. Внутри этой часовни находился неглубокий колодец, выкопанный, по преданию, святителем Ионой. В сруб колодца был вделан деревянный крест с изображением Распятия Господня, а также были иконы Божией Матери с младенцем и предстоящими св. мучениками Акилиной и св. благоверным кн. Романом, а также образы св. Иоанна Крестителя и Николая Чудотворца, вставленные в иконостас. Здесь же находился и образ св. Ионы на холсте в рост в святительском облачении и образ преп. Онуфрия Великого такого же размера. Всех приходящих в монастырь на поклонение св. Ионе устраивали в монастырскую гостиницу и снабжали хлебом и пищей.

http://sobory.ru/article/?object=49884

Кстати, мое собственное отношение к иконам, моя собственная реакция на них для меня загадочны. У меня много икон в доме — как у всякого православного человека, и я ни за что не хотела бы, чтоб их у меня не было. Я готова сравнить эту свою потребность с потребностью иметь в доме фотографии любимых людей; это помогает помнить, любить, верить. Но, коли так — зачем я прилаживаю иконку над постелью больной мамы (человека не очень верующего и невоцерковленного), зачем я стараюсь, чтобы в домах моих родных и друзей тоже были иконы — хотя бы по одной? Значит, верю все же, что они берегут, что они практически помогают? Как это все понять? Татьяна Васильева, читательница «Православной веры» Для начала нужно напомнить: если мы не будем как дети(ср.: Мф. 18, 3) не уверуем подобно детям — просто, чистым, неколеблющимся сердцем,— мы не войдем в Царство небесное. Почитание икон — это не вера одного или нескольких человек, это вероисповедание всей Церкви. На рубеже VIII–IX веков Церковь пережила эпоху иконоборчества — страшная бесовская сила, та самая, которая восставала прежде на Божество Иисуса Христа и на Божественность Святого Духа, ополчилась на икону. Почитание иконы в Церкви неугодно врагу рода человеческого! Почему? Потому что каждый образ, который внешне является лишь изображением (Спасителя, Божией Матери или кого-то из святых), есть прежде всего свидетельство о конкретном опыте Церкви или кого-то из ее чад. Почему они почитаемы Церковью — Казанская икона Божией Матери, или Владимирская, или Семистрельная? Как возникало это почитание? В Москве, в Ярославле или в какой-то глухой деревушке вдруг появлялся образ, неизвестно кем и при каких обстоятельствах написанный, и от него (очень явственно, что именно от него) совершались чудеса. Да, он написан человеком; но не человеческой же волей творятся через него чудеса! И как они обретались, эти чудесные образы? Человек спит, и ему во сне является Богородица и говорит: пойди в такой-то храм, там, на чердаке, в пыли, среди ненужных досок лежит Мой образ. Возьми его, приведи в порядок, скажи, чтоб повесили в храме на видном, почитаемом месте, пусть ему поклоняются люди, они будут получать от него исцеления. Подобных примеров не счесть. За каждым из образов Богоматери — целая череда чудес. Поэтому мы не случайно называем образ чудотворным — это свидетельство Божией Матери, это Она Сама избрала такую форму, такой характер покровительства чадам Своим в Церкви.

http://pravoslavie.ru/37681.html

В 1646 г. вместо старой обветшавшей церкви была построена другая деревянная двухпрестольная во имя Николая Чудотворца и Алексия,  человека Божия. Оловянные посуды, книги, ризница, вся утварь церковная в эту новую церковь пожалованы царём Алексеем Михайловичем, по указу которого в 1654 г. придел во имя Алексия, человека Божия, был освящён, а другой придел остался неосвящённым навсегда. В то же время около монастыря сделана новая деревянная ограда, на построение которой царём Алексеем Михайловичем пожаловано потребное количество денег. В 1694 г. вступила в Христорождественский девичий монастырь из дворян девица Евдокия Ростопчина/в монашестве Елена/. После принятия ею монашеского пострижения родители её препроводили к ней в монастырь дедовское и вместе своё родительское благословение - Тихвинский образ Божией Матери. Икона эта впоследствии соделалась главной святыней Христорождественского монастыря, прославившись множеством чудотворений. В 1716 г. по благословенной грамоте преосвященного Варлаама вместо обветшавшего Христорождественского храма заложена новая деревянная  церковь, которая освящена в следующем 1717 г. В 1723 г. по упразднении Афанасьевского девичьего монастыря игумения и монахини этого монастыря переведены в Христорождественский монастырь. С тем вместе к Христорождественскому монастырю причислены все вотчины и земли, принадлежавшие Афанасьевскому монастырю/от Афанасьевского монастыря ныне осталась только Покровская церковь/. По ведомостям 1727 г., в Христорождественском монастыре значилось: 2 церкви деревянные, 27 монашеских келий, 2 игумений, 36 монахинь. В 1739 г. по благословению Преосвященнейшего Митрофана чудотворный Тихвинский образ Божией Матери из-за огромного количества богомольцев, стекавшихся к оному, был взят из келий старицы схимницы Елены в Кафедральный собор. В 1763 г. игумения Иулиания настоятельно просила Преосвященного Гавриила вернуть Чудотворный Тихвинский образ Божией Матери в Христорождественский монастырь. Прошение было исполнено и чудотворный образ был торжественно перенесён обратно в монастырь.

http://sobory.ru/article/?object=00002

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010