Содержание Информация о первоисточнике При использовании материалов библиотеки ссылка на источник обязательна. При публикации материалов в сети интернет обязательна гиперссылка: " Православие и современность. Электронная библиотека. " ( www.lib.eparhia-saratov.ru ). Преобразование в форматы epub, mobi, fb2 " Православие и мир. Электронная библиотека " ( lib.pravmir.ru ). Предисловие Эта книга посвящается новомученикам, которые великим подвигом в трудные времена засвидетельствовали свое исповедничество (исповедничество - приверженность Господу нашему Иисусу Христу, несмотря на уничижения, гонения, истязания. Исповедниками называли тех, кто во время гонений открыто объявляли себя христианами, претерпевали мучения, но не отступали от веры). Она является также признанием уважения к благочестивому русскому народу, который я для себя открыл и живой вере которого изумился. Архимандрит Нектарий Мы часто слышим вокруг, да и сами говорим про кого-то " хороший человек " или " плохой человек " . То есть делим людей на " хороших " и " плохих " , высказываем какие-то суждения на основании собственных оценок. Такая установка противна Богу и Церкви. Во-первых, у нас нет права судить ближних, поскольку обычно мы знаем их очень мало и только по внешним проявлениям; нам неведомы глубины их сердца. Во-вторых, для Церкви не существует " хороших " и " плохих " , но есть люди внутри Церкви и вне ее. Лишь пребывая в церковной ограде, мы можем надеяться на спасение. Вне Церкви такой возможности нет, даже если ты " хороший " человек. " Вне Церкви нет спасения " , - говорит святитель Киприан Карфагенский. Иисус Христос пришел в мир не для того, чтобы учить какой-то новой философии, и не для того, чтобы привнести еще одну религию вдобавок к уже существующим. Он основал Свою Церковь, Богочеловеческое Тело, внутри которой человек спасается. Следовательно, если кто-то действительно жаждет спастись, то у него нет другого пути, кроме как стать членом Церкви, как бы привиться к Телу Христову. Это наше единение с Церковью осуществляется через Таинство Крещения. В этом Таинстве мы отрекаемся от диавола, его дел, его служения, его тьмы и соединяемся с Христом, становимся членами Его Церкви. Другими словами, мы становимся детьми Бога Отца, членами Его семьи, братьями другим христианам.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Среди «Церковных Преданий без Писания» есть еще одно, тоже чрезвычайно важное - прославление Святых. В отличие от римо-католиков, у нас, православных, нет никаких четко (то есть формально) зафиксированных положений на этот счет. Этот факт ставят православным в упрек, или точнее, говорят об этом как о признаке нашей «отсталости» некоторые богословы (наиболее «просвещенные и продвинутые»). Если не вдаваться в подробности, то разница здесь следующая: у католиков канонизация проходит в виде, напоминающем юридический процесс, в ходе которого изучается соответствие канонизируемого сумме некоторых заранее сформулированных критериев Святости. У нас таких критериев нет, как нет и процесса. Церковь земная сама Святых не прославляет, она лишь принимает прославление, совершенное Церковью Небесною, поэтому епископ, Собор епископов или «комиссия по канонизации» изучает не критерии, на основании которых можно прославить Святого, а лишь достоверность свидетельств о состоявшемся прославлении Святого Церковью Небесною. И свидетельства, и достоверность этих свидетельств даются действием Духа Святого. Хотя нет никакого писаного правила, прославление Святых в Православной Церкви осуществляется на основании Священного Предания Церкви и в Духе Святом, а не по человеческому разумению. Понимаем мы подвиг Святого или не понимаем - это не может препятствовать прославлению. Уже почти тысячу лет мы не понимаем подвига Святых Страстотерпцев Князей Бориса и Глеба, как не понимали его греки митрополиты тысячу лет назад. Под пониманием следует подразумевать какое-то словесное описание того, что они совершили - их подвиг, но всю эту тысячу лет на Руси почитание Святых Князей продолжается, а подвиг «непонятен». Непонятен, как? - умственно. Но так ли уж это нам необходимо, ибо главное для нас - духовное понимание. Ведь в каждом Святом просиял отблеск Божественной Славы Иисуса Христа. И легко представить, что это вполне может быть нечто неизреченное, что не поддается выделению, классификации, описанию и так далее. Очевидно, что так и обстоит дело с подвигом Святых Князей. Так может ли быть это наше непонимание препятствием к прославлению? Будь у нас порядки, заведенные латинянами, - не знали бы мы ни о Святых Князьях Борисе и Глебе, как не было бы и этого чина Святости. Вот в чем в конечном итоге сказывается разница между «передовыми» латинянами и «отсталыми» православными. У нас прославление Святых совершается по свидетельству Духа Святого, а у римо-католиков канонизация осуществляется неким комитетом и папой Римским.

http://ruskline.ru/analitika/2015/10/22/...

Kairos и революция человеческой судьбы. Над книгой протопресвитера Александра Шмемана Это страшно, но слова благовестия о том, что смерти нет, стали всем известными и пресными 3 августа, 2015 Это страшно, но слова благовестия о том, что смерти нет, стали всем известными и пресными Мы знаем о том, что Христос победил смерть, но почему же мы продолжаем жить так, словно это нас не касается? – размышляет Ольга Шульчева-Джарман. Спасай взятых на смерть, и неужели откажешься от обреченных на убиение? Скажешь ли: «вот, мы не знали этого»? А Испытующий сердца разве не знает? (Притч. 22:11-12) Все мертвы — не только те, кто покинул эту жизнь, но и все те, кто умер в воде Крещения и вкусил Христово воскресение в воскресении Крещения (протопресвитер Александр Шмеман). «Я вижу главную опасность для богословия смерти – любопытство», – со свойственной ему мудрой трезвостью говорит в одной из этих четырех лекций отец Александр Шмеман. В них нет рассказов о жизни после смерти, о доказательстве существования разумной души после смерти тела, о полезности погребальных обрядов. Горизонты светлого и святого Православия бескрайни – «со Христом надежда может войти и во ад. Это надежда не просто на мое чудесное возвращение, это — космическая надежда на победу Бога». Лекции прочитаны отцом Александром для западной аудитории, и это, несомненно, наложило на них определенный отпечаток. О «незнакомстве» со смертью западных людей мне пришлось узнать на личном опыте. Близкий мне человек, будучи воспитан в западной культуре и перейдя в Православие, встретился в одной православной церкви со смертью лицом к лицу – буквально. «Знаешь, я не пойду в тот придел», – сдержанно, как и положено англичанину, проговорил он. – «Там, кажется, забыли закрыть гроб с мертвым пожилым джентльменом. Я ничего не имею против, конечно, но я постою здесь». Он никогда не видел человека в гробу. Он видел только гроб . Добавлю, что он был англиканским священником. Потом он стал подходить к гробам – пожилых джентльменов, а чаще пожилых леди (так он называл наших церковных бабушек). Не знаю, что творилось в его душе, он был немногословен. Но как-то он сказал – «Раньше я их боялся. А теперь вижу, что ничего страшного здесь нет. В этом есть что-то мистическое, торжественное и одновременно простое. До этого человек стоял рядом со мной, а теперь он лежит в гробу, мертвый, и я стою рядом с ним».

http://pravmir.ru/kairos-i-revolyutsiya-...

“Зачем Герасим утопил Муму?” Тургенев. Думайте сами Сегодня — 200 лет со дня рождения классика русской литературы 9 ноября, 2018 Сегодня — 200 лет со дня рождения классика русской литературы 9 ноября 1818 года – ровно 200 лет назад – родился Иван Сергеевич Тургенев. Значительная дата всегда влечет за собой массу официальных мероприятий и программных заявлений, за которыми пропадает живой человек и возводится памятник. Но у великих мира сего есть замечательная особенность: их наследие нельзя присвоить, оно в равной степени принадлежит каждому, способному его прочувствовать и оценить. Отцы и дети Говорить о Тургеневе одновременно и сложно, и просто. Просто – потому что его произведения входят в школьную программу, герои на слуху и во многом стали нарицательными, а его жизнь известна до мельчайших подробностей. Сложно – по той же причине. Потому что кажется, что никакой загадки в его наследии нет, все лежит на поверхности и более чем очевидно. В пятом классе прочитали «Муму», в десятом – «Отцы и дети». Обсудили, сделали правильные выводы – и забыли. При этом образ богатыря-Герасима, наделенного недюжинной силой, но поразительно хрупкого и даже нежного душой – остался неразгаданной тайной. Да и на самый простой вопрос – «Зачем Герасим утопил Муму?» — ответа нет как нет… Так же, как нет ответа, на чьей стороне автор в своем знаменитом романе об отцах и детях. Советские идеологи с легкостью подхватили это произведение как политический роман, манифест о зарождении в России нового социального типа – революционера-нигилиста, не признающего никаких авторитетов. «Мы наш новый мир построим…». Такая трактовка оказалась очень живучей. А ведь если уйти от школьных схем и шаблонов критиков, «Отцы и дети» – о том, что из поколения в поколение с ужасающей точностью повторяется один и тот же сценарий: все отцы просто обречены вступать в серьезные идейные споры со своими детьми. «Эта молодёжь растленна до глубины души. Молодёжь злокозненна и нерадива и не походит на молодёжь наших дней. Молодое поколение сегодняшнего дня не сумеет сохранить нашу культуру и донести её до наших далёких потомков» — надпись, обнаруженная в развалинах Вавилона в глиняном горшке около 3000 лет до Рождества Христова.

http://pravmir.ru/zachem-gerasim-utopil-...

     Некоторые люди боятся Великого поста . Потому что пост – это время особенной проверки каждого, кто называет себя христианином. Время, когда мы должны показать, прежде всего, самому себе, что можем не только говорить о молитве и воздержании, но на самом деле – молиться и воздерживаться. Но люди боятся даже не этого. Пост – это еще время добровольных духовных усилий. И если Господь видит, что с нашей стороны усилий нет, нет вольных скорбей, то Он может дать невольную скорбь, чтобы хотя бы благодаря ей мы усилили молитвы. Вот как ребенок, когда должен научиться ездить на велосипеде. Сам он боится и не может. Оттолкнется, проедет два метра – и останавливается. Тогда отец берется рукой за седло и помогает ехать. А потом – отпускает. И тогда можно упасть – и удариться. Но без этого не научишься ездить. Вот этого-то отпускания руки Божией и боятся в пост. Великий пост – это не просто семь недель воздержания, отмеченных в календаре серым цветом. Это потенциал совсем другой жизни, которая может развернуться в нашей обыденности. Ведь мы в большинстве своем не несем каких-то особенных подвигов или молитв, просто плывем по течению, живем как живется, в общем – как все. Да, молимся; да, причащаемся. В церковь ходим. Однако жизнь наша качественно не меняется. Она все же укладывается в привычные нормы бытия даже для людей маловерующих. Великий пост переключает тумблер на 180 градусов. В Великий пост Церковь предлагает нам иной образ жизни, в котором плоть занимает далеко не первое место. Это время, когда в Церкви нет уже монахов и мирян, потому что вся Церковь превращается в Церковь иночествующих. И обет, что будем так жить в период Великого поста, мы даем в день Прощеного воскресенья. Все, наверное, чувствовали, как вечером в Прощеное воскресенье, когда священнослужители уже переоблачились в темное, нечто меняется в храме. Священник первый раз читает молитву преподобного Ефрема Сирина – и ощущаешь, что что-то в сердце оборвалось, лопнула какая-то струна и возврата к прежней жизни больше нет. И от сознания этой невозможности возврата в сердце рождается умиление и чувство вины перед всеми ближними – как у человека, влекомого на казнь. Это чувство выливается в слова: «Прости меня, грешного». И когда мы так молитвенно припадаем друг ко другу, просим прощения ради Христа и ради Христа прощаем – это и есть наш иноческий обет на весь пост и одновременно воинская присяга.

http://pravoslavie.ru/69127.html

     Оптинские старцы всегда утешали тех, кто перенёс потерю родных и близких, находили для них слова любви, давали советы, как правильно поминать усопших. Судьбы Божии непостижимы Смерть может постигнуть любого человека в любое время. Преподобный Антоний писал своей духовной дочери о неожиданной смерти ее отца: «Что ж касается до Вашей печали о том, что родитель якобы без напутствия окончил жизнь, то сего нам неизвестно; может быть кончина ему случилась мученическая, которая навершает все обряды; ибо известно, что и преподобного Афанасия Афонскаго строение церковное задавило, но душа его во благих водворилась у Господа. Много и ныне умирают от грома, молнии, от огня, от воды, от угара, от падений нечаянных и прочее, и всех таковых кончина мученическая, в коей своею кровию очищаются грехи, и святая церковь наша особенное о них имеет ходатайство ко Господу. А посему успокойтесь, матушка, и кончину родителя своего неблагополучною не считайте; поелику судьбы Божии нам грешным непостижимы; ибо Господь Бог глубиною мудрости Своея человеколюбно всё строит и полезное всем подаёт. Мы по безумию своему вменяем некоторых кончину быти безчестну, а они напоследок окажутся в числе сынов Божиих, то есть, праведников. Вот и старец наш отец Г. был жив, весел и здоров, и Христа рождшагося прославлял, и вдруг заболел, и вскоре окончил дни. Истинно, человек яко трава, и дние его яко цвет сельный!» Жизнь наша состоит в воле Божией Преподобный Лев так писал о смерти: «Святое Писание показывает нам, что мы чрез смерть теряем в жизни сей и что приобретаем в будущей: приобретаем жизнь вечную, безболезненную, – жизнь, в которой нет страсти смущающей, нет зависти изсушающей, нет бед оскорбляющих, в которой нет дряхлой старости и младенческой слабости, но – состояние присноцветущее, никаким переменам неподлежащее, пребывание блаженное, никаких пределов неимущее; житие непорочное, от всяких соблазн житейских удаленное. Сие в высокой мысли своей воображая, блаженный Давид с радостным восторгом возопил: «Господи сил! Блаженни живущии в Дому Твоем – в веки веков восхвалят Тя! Лучше день един во дворех Твоих паче тысящ».

http://pravoslavie.ru/62568.html

  разделы   рассылка  распечатать Выступление Предстоятеля Русской Церкви на открытии выставки " Православная Русь " 4 ноября 2009 года, в праздник Казанской иконы Божией Матери и День народного единства, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил торжественное открытие VIII церковно-общественной выставки-форума " Православная Русь – к Дню народного единства " . Дорогие участники праздничного собрания! Я хотел бы обратиться к вам не только от своего собственного лица, но и от лица руководителей традиционных религий России, которые вместе с Русской Православной Церковью трудятся сегодня рука об руку, чтобы содействовать духовному, нравственному возрождению страны и народа, укреплению могущества нашего Отечества. Сегодня мы празднуем День народного единства, который установлен в честь победы нашего народа – в память освобождения Москвы в 1612 году от иностранных интервентов. Но то была не только военная победа. С военной точки зрения это была очень скромная победа: народное ополчение выбросило из Китай-города, а потом и из Кремля польских захватчиков. И что это по сравнению с великими битвами, которые происходили затем в разных местах мира? Но то сражение было совершенно особым – оно завершило эпоху Смутного времени. И потому сегодня мы празднуем не только победу над иноземными захватчиками – мы отмечаем историческую победу нашего народа над Смутным временем. А что такое Смутное время? Поводом к нему было пресечение царской династии в России. Ослабла центральная власть, и это ослабление спровоцировало страшные по своей разрушительности действия внутри самого народа. Очень многим показалось, что наступило время, когда можно получить для себя максимум того, что только можно взять: " нет силы, нет организующего начала, нет власти, нет дисциплины? Так у меня самого есть сила; я хочу власти, я хочу денег, и что мне до других людей? Я этих людей буду побеждать во имя собственных своих интересов " . И Русь погрузилась в кровавый хаос, который усугубили еще и погодные катаклизмы: засуха, голод. По стране передвигались воинские соединения интервентов, а еще вооруженные люди, казаки, банды кого только не было! Все они обрушивали свою силу на беззащитные города и села, жгли, убивали, насиловали, грабили каждый стремился в этом хаосе урвать что-то для себя, и страна оказалась на грани полного уничтожения.

http://religare.ru/2_69830.html

архимандрит Савва (Мажуко) Скачать epub pdf Пётр и Павел: одна икона на двоих Когда я показываю детям иконы нашего храма, мне всегда приятно видеть их удивление перед Августовской иконой Божией Матери, которая очень почитается в наших краях. Её особенность в том, что она написана по обету русскими солдатами, спасёнными из окружения явлением Богородицы. Дело было в Первую империалистическую, поэтому солдаты на иконе изображены по моде того времени: усы а-ля Сальвадор Дали, винтовки, портупеи, револьверы. – Как же так? На иконе – и вдруг современные одежды и причёски? Ведь это же икона! Почему нас так это удивляет? Дело в привычке воспринимать церковное как нечто архаичное и законченное, даже, скорее, завершённое. Но ведь это ошибка. Церковная полнота – не только сонм прославленных святых, но и мы, ныне живущие, и те, кто придёт после нас. Поэтому и возникает дерзкая до головокружения мысль: Без меня нет Церкви! Подумайте над этим, произнесите снова: Без меня нет Церкви! Страшно! Ответственно! Но это правда нашей церковной жизни. Не только без меня, но и без тех людей, что стоят со мной рядом на службе, тех, кто молился здесь в прошлом веке, и, более того, тех, кто ещё не родился, но будет молиться здесь через столетие, – без нас нет Церкви! Без нас она ещё не проявлена, не открыта! Иконное искусство смело вбирает в себя меты времени, включая одежду, стиль жизни и даже технику. Но самое важное в иконе не это. Икона не памятник и не летопись. Её дело – являть лик и быть местом присутствия. Это понятно даже малоцерковным людям. Но есть в иконе и иное откровение, которое вместе и озадачивает, и пугает. Это откровение настигло меня в не самый подходящий момент моей монастырской биографии. Под одним окладом Монастырь – это семья. В семье бывает всякое. Всякое было и у нас. Один начальствующий брат просто спать не мог, так невзлюбил меня, и это продолжалось годами. Ничего тут страшного нет. Мы всего лишь люди. Один старенький монах, наблюдая эту распрю, повторял: – В дурь бросае! В дурь!

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! В сегодняшнем Евангелии Христос дает нам такую заповедь, которой больше нет ни в одной религии мира. Часто говорят, что религии все похожи, в них все одинаковое. Но, вот такой заповеди нет нигде, даже нет ни в одной светской этической системе. Ни в каком моральном облике строителя коммунизма даже близко нет, и не может быть такой заповеди. Это – заповедь о любви к врагам. Скачать (MP3 файл. Продолжительность 12:38 мин. Размер 9.1 Mb ) скрыть способы оплаты Комментарии Наталья 4 ноября 2013, 11:12 Если сам не можешь простить человека, как надеяться на то, что Господь простит тебя за великие грехи наши. И этого прощения мы спросим каждый час, за самые великие прегрешения. Найди хотя бы одну черту, за которую можно любить; создал Господь всякую тварь и мы должны любить ее хотя бы за то, что это создание Всевышнего. Н.Н. 21 октября 2013, 20:14 Андрей : Здравствуйте, вы знаете, простить и даже полюбить врага это довольно обобщенные и абстрактные плнятия, для людей, обычных людей, простых, не столь просвещенных, и вчастности мне, трудно понять здесь - КТО ОН ВРАГ? Что значит- он ВРАГ которого я должен любить, а перед этим простить, где те признаки по которым я ЕГО причислил ВРАГУ? Мне не понятно......., а хотелось бы понять, но трудно ответ найти. Андрей, один мудрый человек сказал: найди в себе силы простить человека (обидчика, клеветника, предателя...) - и он тебе уже не враг; и будет с тебя, если встретив его на улице, ты не будешь стремиться перейти на другую сторону... Но, мне думается, духовная мера тут у каждого своя: одному человеку - не убить врага - подвиг, а для другого - помыслить о нём плохо - падение. Ирина 20 октября 2013, 17:42 Замечательная проповедь!!! Спасибо большое, о. Симеон. Ольге: На своём опыте (через страдания и преодоление гордыни)убеждаюсь: ВРАГИ - это наши лучшие лекари и друзья. Только надо правильно увидеть ситуацию. В своё время меня тоже уволили с работы. Хлестанула моя начальница по " звезде " ... Потом оказалось - это было необходимо мне самой. В результате увольнения (но, прежде всего, прощения!!!)у меня всё пошло по-другому, более плодотворно, и жизнь моя изменилась. То есть, я уверена: люди только орудия в исполнении Воли Божией.

http://pravoslavie.ru/64886.html

Дж. Коллинс (католический священник) Часть вторая. Воскресение и современность Глава 6. Оправдание пасхальной веры в наши дни В этой главе мы рассмотрим первый и самый фундаментальный вопрос, касающийся воскресения и современности: возможно ли сейчас в него верить? Может ли вера в то, что Христос преславно воскрес из мертвых, быть в наши дни разумным выбором? Зачем нам принимать, что после распятия умерший Иисус телесно восстал из могилы и воскрес, чтобы жить новой, чудесно преображенной жизнью, что силой Святого Духа это преображение распространяется на жизнь всех людей и всего мира, что именно оно является всеобщей целью в будущем Царстве Божьем? Такая пасхальная вера – несомненно, личное дело, и вариаций у нее может быть множество. Здесь можно вспомнить знаменитое изречение Блеза Паскаля: «У сердца есть свой разум» 179 . У разных сердец – разные «разумы», а из них вырастают различные верования. Путь веры каждого человека, христианина или нет, остается тайной, порой даже для него самого. Однако, если отойти от индивидуальных разумов и сердец, мы увидим, что вера или неверие в пасхальные события затрагивает три области человеческой жизни: философию (и науку), историю и личный опыт. Философия и история В первой главе настоящей книги я уже предупреждал читателей о той роли, которую играют в решении вопроса о воскресении наши теории, как правило, философские или научные. Мы принимаем или отрицаем возможность пасхальной веры в зависимости от нашего мировоззрения. Те философии, в которых немыслимо существование всемогущего и всеблагого Бога, исключают и возможность того, что Иисус воскрес из мертвых. Бога нет – значит, нет и воскресения. Эта теория сразу отметает напрочь все разговоры о том, что Бог воскресил Иисуса из мертвых. В первой главе я упоминал и о позиции тех, кто исповедует веру Бога, однако сотворенную вселенную рассматривает как закрытую, жесткую и единообразную причинно-следственную систему. В такой вселенной «нет ничего нового под солнцем», а значит и телесного воскресения из могилы подавно быть не может. Так, Артур Пикок (1924– 2006) настаивал на «необратимости смерти». Если человек умер, то обращение вспять химических процессов разложения «крайне маловероятно», даже «вплоть до невозможности, ведь эта необратимость естественных процессов обусловлена вторым законом термодинамики». Законы термодинамики описывают направление изменений во вселенной в целом. Согласно второму закону, в замкнутой системе энергия неизбежно стремится распределиться наиболее беспорядочным образом 180 . По-видимому, все, что Пикок может вообразить о судьбе тела Иисуса после смерти и погребения, жестко контролируется тем, что сам он именует «общими принципами науки» 181 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vera...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010