Закрыть itemscope itemtype="" > Боюсь вымолвить Несмотря на техническое превосходство, мы можем проиграть, не имея идеологии 11.04.2022 2660 Фото: из личного архива автора У нас, у России, нет идеологии. И это – решающее обстоятельство в войне с Украино й. Хотя может показаться, что это не столь уж и важно, а важно количество солдат, танков, самолетов. Нет, если у народа и его армии нет идеологии, если он не знает, за какие ценности он идёт в бой, то не помогут никакие «Кинжалы» и «Искандеры». Но наши православные скажут: «У нас есть идеология – это Православие». Нет. У нас есть великое сокровище – православная вера. Но в том виде, как она досталась нам от предков, она представляет собой теорию (и практику) личного спасения. Личного. Идеология же это существенно иное – это то, что двигает народами и государствами в земной истории. И как раз с идеологией в России дела неважнецкие – прямо по дедушке Крылову: «Лебедь рвется в облака, Рак пятится назад, а Щука тянет в воду». Как в воду глядел баснописец – Лебедь-Церковь тянет в мир иной, раки-консерваторы призывают вернуться к царской России, а либеральная щука тащит нас в омут рыночной экономики. «А воз и ныне там», – никакой идеологии нет. А поскольку «свято место пусто не бывает», то воцарилась эгоистичная идеология власти денег, когда каждому предлагается «идеал» грести деньги себе любимому. А на войне нужно как раз противоположное: взаимовыручка, жертвенность, неподкупность, подвиг ради ближнего. Совершенно очевидно, что эта война – не конфликт с Украиной. Это схватка России и Запада, причём, не на жизнь, а на смерть, как и в Великую Отечественную войну. Тогда и наша армия, и весь народ имели чёткую идеологию. Люди могут по-разному к ней относиться, но факт наличия идеологии, разделяемой подавляющим большинством народа, оказал решающее влияние на нашу Победу. Но тогда был социализм. Теперь же, при капитализме, попытки создать идеологию оказываются неудачными. И не удивительно: при капитализме сплачивающая людей идеология может быть только фашистского толка, и, Слава Богу, у нас она не возникла. Так и живём, утопая в стяжательстве. Но выиграть с такой «идеологией» войну нельзя.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/04/11/bo...

Лески. Церковь Николая Чудотворца. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Село Лесковское, Тобольской губернии, Тюкалинского уезада, Драгунской волости, расположено при озере; ближайший вокзал станция Кочубаево, 60 верст; Почтово-Телеграфная Контора в гор. Тюкалинске, 60 верстах; корреспонденция получается при Драгунском Волостном Правлении. Расстояние от уездного города 60 верст, от Епархиального и от местного Благочинного 120 верст. Церковь во имя Святителя и Чудотворца Николая, каменная, построена в 1860-1866 годах, частью на средства благотворителя тюкалинского купца Исаака Андреевича Лантратова, частью на средства прихожан; прочна, но не вместительна. Чудотворных и местно чтимых икон нет. Крестные ходы бывают - один на Пасхе, а другой в июне месяце по полям. Приписные деревни: Долгановка - в 12 вер., Королево - в 18 вер., Шипачево - в 13 вер., Черноостровка - в 18 вер., Драгунская - в 15 вер., Утечья - в 25 вер., Назарова - в 17 вер., Черемновка - в 10 вер., Фомиха - в 30 вер., Лебедка - в 40 верстах. Часовен и молитвенных домов в приходе нет. Для священника и двум псаломщикам дома есть, а для диакона нет. Усадебной земли 3 десятины, пахотной, сенокосной и под лесом 99 десятин, но вся она не удобна. священнику жалования положено 140 руб. в год, диакону жалования нет, псаломщикам по 40 руб. в год; жалование получается от казны. Капиталов причта нет. Капиталы церкви в банковских билетах 1900 рублей, процентов получается 76 руб. в год. В братскую кружку дохода бывает до 900 руб. в год. В Лесковском приходе есть две школы грамоты: одна в деревне Драгунской, с жалованием от казны 36 руб. в год, учитилем в ней состоит крестьянин Николай Лесков, детей в ней учится 5 человек, а вне школы остается до 60 человек; вторая в деревне Утечьей, с жалованием от крестьян по 3 рубля за учебный месяц, учителем в ней состоит солдат Василий Бачин, детей в ней учится 15 человек, а вне школы остается до 40 человек. Населения в приходе: муж. пола 1632, из них раскольников 3, жен. - 1737, из них раскольниц 4; раскольники принадлежат к беспоповской секте; население относится к ним с презрением, а равно и раскольники к православным.

http://sobory.ru/article/?object=52445

о.Мелхиседек: Нет, это факт жизни и истории. Там копии величайших христианских святынь: Гроб Господень, гробница Божией Матери, Камень помазания. Мы пообещали, что возобновим ту прекрасную традицию, когда были вместе тогда, хотя душой мы всегда вместе, конечно. А неделю назад с одним близким мне человеком мы шли на престольный праздник Крестовоздвижения. Я подумал, как прекрасно, что у нас такая осознанная жизнь, через преподобного Сергия – история России, через Иоанна Богослова – история святых. Мы внутри этой истории. Мы так ее переживаем. А люди какие несчастные, которые живут вне христианства, вне православия. Ну разве Новый год, день рождения, юбилей могут сравниться с нашими церковными праздниками? Не все знают историческую деталь, связанную с подворьем Оптиной пустыни, храмом Петра и Павла в Ясенево. Там 1821 году венчались родители Льва Николаевича Толстого. Поэтому Толстого приходится часто вспоминать. Пусть это не удивляет. Мудрые греки говорили, что и во врагах достойное похвалы нужно хвалить. Я почему-то часто цитирую Толстого. Когда он был еще в трезвом уме, говорил: на могильном памятнике миллионов людей можно было бы написать: «они жили и не знали, зачем они живут». Мы счастливы тем, что уже одно понятие имеем, что жизнь наполнена смыслом, содержанием, перспективой, что смерть - это ворота, дверь, в ней нельзя удержаться. Когда умерла моя мама, и мы хоронили ее, то на могильном памятнике написали не слова из Писания, а слова, которые я когда-то прочитал: смерть есть к жизни приближенье, к жизни той, где смерти нет. С одним этим упованием только насколько легче! Я по роду службы столько людей отпеваю, и на лицах неверующих людей всегда вижу - тупик. Для меня это самое страшное таинство: люди стоят, ничего не соображают, у них нет веры, перспективы, нет надежды. Не знаешь, как достучаться. Какие они несчастные. Вспоминаю одного из святых. Ему угрожали отрубить голову, сжечь. Он соглашался, не противился. А ты не боишься? – Нет, ведь так вы меня быстрее отправите к моему любимому Христу. С такой-то перспективой жить?! Смерть не страшна! Надо не бояться смерти, надо бояться пустой жизни. Книга ценится не за толщину, но содержание. Неважно, сколько лет в твоей жизни, важно, сколько жизни в твоих летах. Мы стараемся жить так. Вот посмотрите, какие у нас имена - они наполнены смыслом. Это перспектива на вырост. Нам есть куда расти, на кого равняться. Святые Вера, Надежда, Любовь и мать их София - их путь – путь тысяч мучеников. Путь исповедания. Крест или жизнь? Крест! У них всех такой путь. Почему такие почитаемые на Руси эти мученицы? Их имена означают добродетели.

http://radonezh.ru/2023/10/13/zlo-vokrug...

преподобный Ефрем Сирин Исполняя сии заповеди, плоды их предпошлем туда: ибо исполняются они здесь, а предваряют нас, возлюбленные, там. Здесь, братия, кажутся они малыми, а там уготовляют великую и несравненную награду. Там всякая заповедь предваряет, ожидая исполнившего ее. Туда идут всякая заповедь и всякое доброе дело, велико оно или мало, и полагаются они в небесные сокровищницы, идеже ни червь, ни тля тлит, ниже татие не подкапывают (Мф.6:20). Туда постараемся предпослать доброе делание своих деяний, чтобы, когда кончим эту многоскорбную жизнь, идти нам туда смело и радостно, в ожидании сретения на облаках, и сподобиться войти туда, где в великой радости царствуют все святые, умоляя за нас Владыку, чтобы и мы сподобились войти в сию неизглаголанную, несравненную, неописанную радость, в которую Ангелы желают приникнуть, где лики и чины праведных. Там Авраамово лоно приемлет претерпевших скорби, подобно Лазарю; там отверзаются сокровища вечных благ. Там горний Иерусалим, матерь первородных, как украшенная невеста, принимает исполнивших Господни заповеди. Там на блаженной земле кротких, где все тихо и безмятежно, где все светло и богоугодно, где нет ни обидчика, ни притесненного, где нет греха и огорчения, где свет неприступный и радость неизглаголанная, где нет ни труда, ни слез, где нет ни заботы, ни попечения, ни сетования, где несть ни мужеск пол, ни женск, где нет ни диавола, ни смерти, ни поста, ни печали, ни вражды, ни ревности, но в высочайшей степени есть радости, мир, веселие, где вода упокоения и место злачное, и источник четверочастно разделяемый, и виноград, возделываемый Богом всяческих, на той блаженной земле, которая приносит прекрасные плоды, произращает древо жизни, орошается источниками духовных дарований, на которой растет истинный виноград, которого делателем, как слышим, есть Дух; беспримесная жизнь, неизреченное и неименуемое благо, где оная невыразимая красота, где истинный свет и источник всякой благостыни, все превышающая власть, единственное вожделенное, всегдашнее радование, вечное веселие, невечерний свет, незаходящее солнце, где град Царя, о котором преславная глаголашася (Пс.86:3), где глас празднующих, где утаенные сокровища премудрости и разума.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/769/...

Рассуждения на послание Иоанна к парфянам, рассуждение пятое. на 1 ин 3:9–17 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 36, 2003 30 декабря, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 36, 2003 Рассуждение пятое. На 1 Ин 3:9–17 От переводчика. Накануне Августин произносил четвертое “Рассуждение на Послание Иоанна к Парфянам”, в конце которого определил тему следующего рассмотрения — противоречие между 1 Ин 1:8 и 1 Ин 3:9: «Есть вопрос, над разрешением которого нам предстоит потрудиться, так как мы называем себя грешниками, ведь если кто скажет, что он без греха, он лжец. Но в послании того же Иоанна мы находим слова: Если скажем, что греха в нас нет, мы сами себя обманываем. Вы ведь должны помнить из ранее читанного: Если скажем, что греха в нас нет, мы сами себя обманываем, и истины в нас нет (1 Ин 1:8) 1 . А дальше, напротив, слышишь: Кто рожден от Бога, не грешит; согрешающий не видел Его и не познал Его; всякий, кто творит грех, от диавола (1 Ин 3:9, 3:6, 3:8) 2 . Не бывает греха от Бога. Снова нам страшно от слов Иоанна. Как это мы рождены от Бога — и при этом признаем себя грешниками? Сказать ли нам, что мы не рождены от Бога? Но тогда каково действие этих тайнств во “младенцах” (то есть крещения в новокрещенных — С. С.)? Что сказал Иоанн? Кто рожден от Бога, тот не грешит. И сам же Иоанн сказал: Если скажем, что греха в нас нет, мы сами себя обманываем, и истины в нас нет. Вопрос большой и трудный, и я призываю ваши силы, возлюбленные, к его решению» (Ep. Io. tr. 4, 12). Озадачив таким образом свою паству, Августин приступил к решению этого вопроса на следующий день — в четверг Пасхальной недели. Исследователи давно отметили, что сталкивание двух по видимости противоречащих друг другу мест Писания (прием, к которому Августин вообще прибегает нередко) при изъяснении Первого послания Иоанна встречается особенно часто. Однако случай пятого “Рассуждения на Послание…” особенный. Во-первых, здесь сталкиваются два стиха самого толкуемого Послания (1 Ин 1:8 и 1 Ин 3:9). Во-вторых, решая это противоречие, Августин предлагает такой выход: в 1 Ин 3:9 имеется в виду лишь один грех, который не может совершить “рожденный от Бога” — это грех отсутствия любви; а ведь именно любовь, по мысли Августина, является центральной темой Послания.

http://pravmir.ru/rassuzhdeniya-na-posla...

Священник Николай Булгаков Святые отцы говорят нам: прежде смерти ни в ком не отчаивайся. А в России как мы можем отчаиваться? Вся история ее говорит нам: по-человечески не было выхода, конец наступал, – а она после этого поднималась и становилась еще сильнее. И при этом всегда шла молитва – на земле и на небе. Так было и тогда, когда святые князья страстотерпцы Борис и Глеб решили помочь святому благоверному князю Александру Невскому, тогда еще ратоборствовавшему на земле. А потом и Александр Невский с Небес вместе с ними помогал святому благоверному князю Димитрию Донскому на Куликовом поле – вместе с преподобным Сергием… А уж столько русских святых на небе, сколько сегодня, и не было никогда еще в русской истории! Да разве молитву любого из них не примет Господь за его и наше земное Отечество? И если наши робкие молитвы усилят молитвы всех святых, в земле Российской просиявших, – разве это так мало? Разве это не может преложить на милость суд Божий об Отечестве нашем – как это и было ровно 400 лет назад? Как все эти века, до сего дня… Нет, нет у нас причин колебаться, сомневаться: примут ли наши тихие молитвы, не примут ли Господь, Матерь Божия, все святые… Что я могу… И, тем более, нет нам дороги унывать. Нет на это нынче времени! Нет времени на сомнения, на колебания. Есть еще, слава Богу, время на молитву! Лучшим ничем нам это время не наполнить. А еще есть пост! Сей род изгоняется только молитвою и постом (Мф. 17, 21), – открыл нам наш Спаситель. Непобедимое оружие – молитва и пост, – говорит нам Святая Церковь. Более двадцати лет назад наше единое великое государство распалось. Сбылась мечта всех его врагов. Вскоре, 17 января 1992 года, в Москве проходило памятное Всесоюзное офицерское собрание, которое весь день транслировалось по телевидению. Армия тогда, можно сказать, криком кричала о том, что после развала Советского Союза ее режут по живому. От Церкви на этом собрании выступал митрополит Кирилл, нынешний Святейший Патриарх Московский и всея Руси. Его низкий голос прекрасно звучал в той аудитории. Он, что называется, по полочкам всё разложил для военных людей. Один из них потом сказал:

http://pravoslavie.ru/55775.html

Фома Аквинский (католический святой) Трактат О Пресвятой Троице. Вопрос 27. О происхождении Божественных лиц Относительно происхождения надлежит исследовать пять [пунктов]: 1) имеет ли место в Боге происхождение; 2) можно ли происхождение чего-либо в Боге назвать порождением; 3) может ли иметь место в Боге [такое] происхождение чего-либо, которое не охватывается понятием порождения; 4) может ли этот случай происхождения быть назван порождением; 5) имеют ли место в Боге более чем два случая происхождения. Раздел 1. Имеет ли место в Боге происхождение? С первым [положением дело] обстоит следующим образом. Возражение 1. Кажется, что никакое происхождение не может иметь места в Боге. Ибо происхождение подразумевает движение вовне. Но в Боге нет ничего подвижного, равно как и ничего внешнего. Поэтому в Боге нет места происхождению. Возражение 2. Далее, все, что происходит, отличается от того, из чего оно происходит. Но в Боге нет различия, но – только высшая простота. Поэтому в Боге нет места происхождению. Возражение 3. Далее, происходить из другого кажется противным природе первоначала. Но, как было показано выше (2,3), Бог и есть первое начало. Поэтому в Боге нет места происхождению. Этому противоречат слова, сказанные нашим Господом: «Я от Бога исшел и пришел» ( Ин. 8, 42 ). Отвечаю: в Священном Писании по отношению к Богу употребляются имена, означающие происхождение. Это происхождение понималось различным образом. Некоторые понимали егов смысле следствия, исходящего из своей причины. Так, Арий утверждал, что Сын происходит от Отца как Его первичное творение, а Святой Дух исходит от Отца и Сына как творение Их обоих. В этом случае ни Сын, ни Святой Дух не были бы истинным Богом, и это противоречит тому, что сказано о Сыне: «...да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и жизнь вечная» ( 1Ин. 5, 20 ). О Святом Духе также сказано: «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа...» ( 1Кор. 6, 19 ). Но ведь иметь храм – это исключительное право Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

Идея преложения, таким образом, содержит в себе антиномию, которая преодолевает закон тожества, однако его не только не упраздняя, но даже утверждая: преложение есть тожество различного или различие тожественного. Оно не есть превращение с поглощением одного другим, но есть единство и вместе противостояние обоих, чудо антиномическое. И это выражено прямо в словах Господних «сие (то есть хлеб) есть Тело Мое» и «сие (то есть вино) есть Кровь Моя». Сие (хотя и в среднем роде, τοτο) есть обозначение предлежащих хлеба и вина как вещей или предметов, доступных чувственному восприятию (а не просто словесный указательный жест в отношении к Телу и Крови). Сие есть Тело Мое, сие есть Кровь Моя есть формула антиномии, тожество различного и различение тожественного, преложение – как отожествление in actu, а не неподвижное тожество, при котором разные вещи остаются в своей разности и обособлении, чуждые всякого отожествления. Чудо антиномии, преложение, состоит в том, что нечто есть то, что оно не есть, и не есть то, что оно есть: хлеб и вино становятся Телом и Кровью Христовыми, как и наоборот, Тело и Кровь суть эти (евхаристические) хлеб и вино. Преложение не есть физическое превращение, которое мы имеем в обмене веществ: дрова сгорают, превращаясь и заменяясь теплом, газами, пеплом; дров уже нет, они были. Превращение состоит именно в снятии противоположения между terminus a quo и terminus ad quern, и после сгорания дров их уже просто нет, а потому нет места и преложению. Евхаристическое чудо преложения Святых Даров нельзя уразумевать и как физическое превращение хлеба и вина в тело человеческое, подобно тому как это мы имеем в питании, при усвоении пищи организмом и ее ассимилировании (хотя эта аналогия имеет и немалое значение для Евхаристического догмата). Преложение Святых Даров такое физическое превращение даже прямо исключает. 133 Правда, среди благочестивых сказаний, имеющих целью утверждение веры в Божественную Евхаристию, имеются такие, в которых особым видением подтверждается такое превращение для уверения неверующих или для утешения верующих. (Таково, например, сказание из жития святого Григория Двоеслова , папы Римского VII века, далее сказание, странствовавшее на Западе и на Востоке, о видении заклания Младенца и излитии Его Крови Ангелами.) Однако этим сказаниям не может быть придаваемо догматического значения при уразумении самого Евхаристического чуда, они могут быть приняты самое большее, как имеющие лишь символическое значение во свидетельство истинности Божественной Евхаристии. (Аналогичное же значение имеет и известное видение из жизни прп.Сергия о том, что при благословении Святых Даров в Чашу вошло свившееся пламя огня, и преподобный Причащался огнем. Святые Дары нередко именуются огнем в молитвах, хотя это и не означает, что хлеб и вино прелагаются в огонь, но сим лишь указуется Божественная огненность Святых Даров от почивающего на них Духа Святого.)

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

II. Женские монастыри I. Богородицкий девичий монастырь в Казани Каменных церквей 6 с 6 престолами; каменная богадельня дл. 7 с. шир. 4 с. Деревянного строения: настоятельских и братских келий 99, дл. 194 с. ш. от 3 до 8 с. Около монастыря каменная ограда, школ и гошпиталей нет. По древнему установлению должна быть игуменья, на лицо: игуменья, рядовых монахинь 84, белиц 11. Бельцов – протопоп 1, ключарь 1, попов 2, дьяконов 3, дьячков 2, пономарей 2, сторож 1, звонарь 1. Монастырских служителей: стряпчий 1, ему жалованье 3 руб., слуг 3 чел., им дается каждому по 1 руб. 50 к. в год. Затем монастырем по свидетельству Генералитета вотчин имеется крестьян и бобылей 86 душ, земли по даче по 10 четвертей в поле, сенных покосов на 10 копен. В разных местах рыбных ловель 2, с них собирается оброку по 56 руб. 72 коп. в год, каковые платятся в Казанскую Губернскую Канцелярию. Из Казанской Губернской Канцелярии ружного половинного жалованья в монастырь дается 228 руб. 55 коп., которые все расходуются в монастыре. Монастырские крестьяне исправляют в монастыре всякую монастырскую постройку и починку, да возят дров по 11 сажен. В Коллегию Экономии ничего не платится. II. Благовещенский девичий монастырь в Чебоксарске Каменного строения – церковь 1 с одним престолом и с двумя пределами, а в них два престола; под колокольней один предел с одним престолом. Келья 1 с сенями дл. 6 и шир. 2 саж. Деревянного строения – настоятельских и монашеских келий 25 дл. 110 саж. шир. 5 с. Около монастыря деревянная ограда. Школ и гошпиталей нет. По древнему установлению должно быть и есть игуменья, рядовых монахинь 57, бельцов попов два, дьякон 1, дьячков 2, пономарь 1. За тем монастырем ни вотчин, ни угодий, ни служителей нет. Монахини питаются рукоделием и мирским подаянием. III. Богородицкий девичий монастырь при г. Сызрани Каменного строения – церковь 1, деревянного – 1 церковь , в них три престола, деревянных келий 17, дл. 42 саж., шир. 2; школ и гошпиталей нет. Надлежит быть игуменье. На лицо Игуменья, рядовых монахинь 17, белиц 20. Бельцов – 2 попа, дьякон 1; отставных на пропитании и прочих служителей нет.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Дни майских праздников добровольцы посвятили поздравлениям своих подопечных в округах и подопечных Комиссии со светлым праздником Пасхи. От каждого округа в выходные дни отправлялись несколько машин с добровольцами, подарками и отличным настроением. 1 мая группа добровольцев Северо-Западного округа успели посетить подопечных по 8 адресам. Читайте их отчет: Сегодня все одеты в красное: кто-то собрался на митинг, а кто-то делится пасхальной радостью. Мы – из числа вторых. Задача максимум на сегодня – объехать 8 адресов и поздравить людей, которые не могут выйти из дома, а иногда даже встать на ноги. Они уже настолько привыкли к одиночеству, что наш визит становится событием поистине эпохальным. Но пока мы этого еще не знаем. Первая остановка на улице 1905 года. В списке подопечных значится пожилая пара – Иван Моисеевич и Нина Ивановна. У нее плохое зрение, но разглядывает нас с интересом. Кроме добровольцев и мужа она видит только облезлые стены и пожелтевший потолок. С постели она не встает уже давно. Пытается запомнить наши имена, но… «А ну-ка не рыдать тут перед гостями!» - строго грозит ей пальцем муж. Нина Ивановна послушно утирает глаза и, улыбаясь, прислушивается к нашему разговору. Судя по старой фотографии на стене, Иван Моисеевич в молодости был очень красив. Да и сейчас он красив, но уже по-иному: статная походка, белая борода, мудрый и глубокий взгляд. Голос – низкий и грудной. Тихо и неспешно он начинает: «Вот не знаю, на кого бы были похожи наши дети… Нина еще в молодости на работе застудилась – нет детей. Остались одинокими. Стали отдавать все силы государству. А сейчас сил нет. Да и государства того тоже нет». Да и в комнате ничего нет, замечаю про себя, – только кровать, какое-то тряпье, коробки и икона Богородицы. «Вы уж простите, что нечего вам дать», - говорит Иван Моисеевич. Хотя… он вскакивает и ищет что-то в шкафу. «Есть у меня аккордеон и гитара. Забирайте! Отдайте тому, кто играет». Он снова сел в кресло и облокотившись на ручку, продолжал: «Я вот смотрю на молодежь. Думаю, что они ненормальные, осуждаю постоянно, морщусь, отворачиваюсь от них… А потом смотрю внимательнее в их глаза – нет, не погибла Россия… И хотя мы с Ниной особо то нужны никому не оказались, ваши ребята приходят и»… закрыл глаза рукой и низко склонился, чуть подергивая плечами.

http://pravoslavie.ru/36738.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010