Книга, которую не хочется оставлять на потом Эта книга получилась очень цельной, как и сам автор 29 октября, 2015 Эта книга получилась очень цельной, как и сам автор Моя подруга — журналист — вернулась с первого интервью, которое брала у Марины Андреевны Журинской, с непонятным для меня тогда открытием. «Ты даже представить не можешь! Она меня встретила в футболке с “битлами” (группа “The Beatles”.— Ред.), а на столе у нее стояло несколько пузырьков с лаком для ногтей!» — «Ишь,— подумала я про подругу,— интервьюировала вообще-то серьезного человека. А запомнила почему-то футболку и лак для ногтей!» Но когда я сама оказалась в роли интервьюера, то вынесла со встречи не намного более осмысленную информацию: у Марины Андреевны есть сумка с нарисованными на ней котиками, которую ей привезли с Кипра и которой она очень радовалась. Нет-нет, мы с моей подругой не такие уж легкомысленные особы. И другие впечатления от общения с Мариной Андреевной мы получили. И даже написали потом вроде бы более-менее осмысленные тексты. Но в этом и заключается парадокс Журинской. Марина Андреевна — человек очень глубокий, очень интересный и очень цельный, но при этом очень простой и открытый. Поэтому в наших рассуждениях о высоком могли быть и разговоры про забавные сумки. Каждая встреча с ней — очень ценный опыт и для журналиста, и для читателя. Марины Андреевны нет уже два года, а некоторое время назад в издательстве «Правмир» вышел сборник ее статей, эссе и интервью. И у всех нас появилась возможность вновь прикоснуться к мировосприятию этого человека, очутиться в пространстве беседы с ней. Название сборника «Альфа и Омега Марины Журинской» отсылает к главному делу ее жизни — журналу «Альфа и Омега», создателем и вдохновителем которого она была. Отличительной чертой этого журнала была его интеллигентность. Про тексты, которые в нем публиковались, Марина Андреевна сама сказала, ссылаясь на чью-то похвалу, что все они — «без московской ругани». «У нас нет московской ругани, потому что мы про Христа. С самого начала журнал был христоцентричен и экклезиоцентричен, поскольку главное из того, что есть в мире,— это Церковь, которая пребудет и плавно въедет в вечность. А Церковь существует, поскольку она христоцентрична. Вот и всё, вот вам альфа и омега, начало и конец»,— так объяснила Марина Андреевна концепцию своего детища в одном из интервью.

http://pravmir.ru/kniga-kotoruyu-ne-hoch...

Крещенская вода, богоявленская вода – вера, мифы и суеверия Можно ли добавлять в ванну, давать животным и обливаться «от сглаза» 17 января, 2020 Можно ли добавлять в ванну, давать животным и обливаться «от сглаза» Каждый год в преддверии праздника Крещения Господня на сайт приходят десятки вопросов о крещенской воде, богоявленской воде, святой воде – где брать, как принимать, надо ли купаться, сколько раз набирать? Публикуем ответы священников на самые частые вопросы о крещенской воде. Будет ли купание крещенским, если мороза нет В какой день брать святую воду, 18 или 19 января? Чем отличается крещенская вода от богоявленской воды? Освящение воды совершается по одному чину (одинаково) и 18 и 19 января. Поэтому нет разницы, когда вы возьмете воду — 18 или 19 января, и та и другая вода является крещенской. Никакой разницы между водой, освященной 18 и 19 января, НЕТ. Иоанн Креститель совершал обряд, называемый «крещением». Но само понятие креста, как символа христианства, от которого, как мне кажется, происходит слово «крещение», пришло с распятием Христа, то есть позднее самой смерти Иоанна Крестителя. Тогда почему у Иоанна было «крещение», а не, к примеру, «омовение»? В греческом тексте Евангелий Крещение обозначено глаголом «баптизо» — погружать, а в первом значении — хоронить. Это вполне соответствует контексту и смыслу действий Иоанна Крестителя. Термин «Крещение» возник при собственно славянском переводе Евангелий, когда такое специфическое действие было свойственно, прежде всего, христианству. Однако точных сведений об истории данного термина мне найти не удалось. Весьма вероятно, что Таинство Крещения пришло в славянский мир раньше, чем термин для него. Возможно, именно поэтому был избран именно такой термин, как более наглядно объясняющий то, что происходило на Иордане, и теперь уже неразрывно связанный в представлении людей с принятием Христа. Обязательно ли купаться на Крещение? А если нет мороза, то будет ли купание крещенским? В любом церковном празднике необходимо различать его смысл и сложившиеся вокруг него традиции. В празднике Крещения Господня главное — это Богоявление, это Крещение Христа Иоанном Предтечей, глас Бога Отца с небес «Сей есть Сын Мой возлюбленный» и Духа Святого, сходящего на Христа. Главное для христианина в этот день — это присутствие на церковной службе, исповедь и Причащение Святых Христовых Таин, причащение крещенской воды.

http://pravmir.ru/kreshhenskaya-voda-bog...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИНДУИЗМ традиц. религия Индии. Термин «И.» возник на основе персид. варианта названия р. Синдху (греч. Индос, ныне Инд), к-рое позже стало обозначать не только реку и страну Индию, но и населяющий ее народ. Мусульм. и европ. завоеватели называли приверженцев местной религии хинду, противопоставляя их мусульманам и христианам. Сами же хинду (индусы, индуисты) стали употреблять англ. слово hinduism лишь в XIX в. и наряду с ним используют определение «санатана дхарма», что означает «извечный порядок», «извечный закон». Будучи слишком общим по смыслу, оно отражает суть самой религии, не поддающейся исчерпывающему описанию. И. представляет собой комплекс религ. представлений и культов, распадающихся на множество направлений, ветвей, школ, толков, нередко основанных на взаимоисключающих идеях и практиках. В И. огромное число богов, но нет единого для всех бога; нет основателя религии или пророка, но есть основоположники (часто легендарные) отдельных учений и развитый культ духовного наставничества; нет единого сакрального текста, но авторитет признаваемых каждым направлением основных текстов и преданий чрезвычайно высок; отсутствует общепризнанная доктрина, но есть понятия, общие для индуистов ( дхарма , карма , сансара , мокша , брахман , атман , варна , каста и др.). Индуистский принцип ахимса (непричинение вреда живым существам) сочетается в И. с кровавыми жертвоприношениями, практикуемыми нек-рыми адептами. Монотеизм и представление о высшем духовном начале, не требующем воплощения в образах или храмах, соседствуют с идолопоклонством и примитивными обрядами. Открытость и массовость индуистских праздников не противоречат наличию в И. эзотерических учений и закрытых сект. В И. нет ничего, что безоговорочно признавалось бы всеми его носителями и рассматривалось бы лишь с одной, раз и навсегда закрепленной т. зр. Изменчивость, многоликость И. вынуждает нек-рых исследователей утверждать, что И.

http://pravenc.ru/text/389589.html

О встрече Сретения и Валентинова дня Случайно ли, что «Валентинов день» вплотную предшествует Сретению Господню? Нет ли здесь указания на их встречу, а вместе с тем и на встречу близких, хотя и весьма разноуровневых ценностей?.. 14 февраля, 2014 Случайно ли, что «Валентинов день» вплотную предшествует Сретению Господню? Нет ли здесь указания на их встречу, а вместе с тем и на встречу близких, хотя и весьма разноуровневых ценностей?.. «Сретение» в переводе на русский значит «встреча». Сопоставляя эти два слова, вроде бы, одинаковые по смыслу, невольно ловлю себя на мысли, что есть в церковно-славянских названиях событий библейской истории, а также посвященных им праздников, что-то неистребимо оправданное. Несомненно, в определенном контексте и слово «встреча» наполняется религиозным смыслом, однако, скажи «сретение»… и всё. Мы оказываемся в определенном понятийном пространстве, в котором слово «сретение» тоже остается многозначным, указывая и на соответствующее событие, и на личный опыт встречи с Богом каждой верующей души. Но оно прочно остается в рамках христианского, я бы даже уточнил: православного дискурса. «Встреча» – это другое не только слово, но и понятие. Не тождественное «сретению», а более широкое по объему, родовое по отношению к нему. «Встреча» по содержанию меняется в зависимости от контекста, тогда как «сретение» само определяет контекст, как бы погружает нас в него. В слове «встреча» есть какие-то едва уловимые смысловые оттенки случайного (хотя, всем понятно, что зачастую встречи разного уровня и типа заранее планируются), стихийного, хотя и не бессмысленного, наоборот, скорее, чего-то судьбоносного, предопределенного, быть может, даже рокового… «Сретение» – тут нет никакой стихийности, но и о предопределенности как-то неприлично, что ли, говорить… Сущность этого явления – особая промыслительность (а Промысел Божий – это в первую очередь забота Божия). Встречи могут быть, условно говоря, случайными или вынужденными. Сретение – нет. В нем проявляется какое-то умонепостижимое сочетание промыслительной предопределенности и нравственной свободы выбора: св. Симеон не ведется помимо своей воли на предопределенную встречу с Богомладенцем, он извещен свыше и стремится к ней; Богородице предстает Архангел Гавриил независимо от Ее желания, но встреча – это контакт, на который Приснодева могла и не пойти, а явление Архангела так и осталось бы явлением, не перейдя во встречу. Однако: «Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему» (Лк. 1; 38).

http://pravmir.ru/o-vstreche-sreteniya-i...

«Обидел я тебя? Так тебе только лучше для смирения!» Почему разводятся православные? 9 октября, 2015 Почему разводятся православные? Количество разводов сегодня зашкаливает. Нельзя сказать, что проблема касается только далеких от Церкви людей. Нет, распадаются венчанные браки, разводятся воцерковленные люди. Что тут можно сделать? «Правмир» начинает серию бесед с протоиереем Александром Дягилевым, председателем Комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства Санкт-Петербургской епархии, и его матушкой Любовью, которые имеют опыт по сопровождению супружеских пар и помощи им в трудной ситуации. «Обидел я тебя? Так тебе только лучше!» И другие «православные» проблемы – По-вашему, счастливый брак – это реальность? На каких основаниях он возможен? То есть с Богом – понятно, что да. А без Бога, своими силами люди могут этого достичь? Отец Александр: – Смотрите, Господь осуждал фарисейство. Причем Он использовал термин «лицемеры» (Лк. 11:44; 13:15) и призывал беречься лицемерия (Лк. 12:1). Лицемер – это кто? υποκριτς , «надевающий маску». Лицемерие возможно по отношению к Богу: внешняя набожность при внутреннем «Да не нужен Ты мне, только я боюсь Тебя, поэтому так и быть, изображу из себя праведника». Лицемерие возможно и в семье, когда люди по какой-то причине пытаются изображать, что у них всё хорошо. Бывает, когда про людей говорят, что «они живут душа в душу», «у них вообще проблем нет», или они сами говорят, что «у нас проблем нет», – то чаще всего (я не дерзну утверждать, что всегда, но чаще всего) мы имеем дело с красивыми масками. Признак счастливой семьи, на самом деле, – это семья, в которой, как ни странно, бывают конфликты, но которая умеет их разрешать и оставаться счастливой, несмотря на несогласия, несмотря на какие-то спорные вопросы. Когда есть искренность, тогда возможен и искренний брак. Когда искренности нет, то будет просто благочестивая внешность. Это внутреннее состояние, которое на самом деле зависит от внутреннего настроя каждого человека в этой семье. Это, в общем-то, не столько семейная, сколько духовная проблема.

http://pravmir.ru/razvestis-ne-razvestis...

Парадоксы Рождества В Рождестве еще нет ничего, что требовало бы от человека определенного выбора. Это дар всему человечеству. 12 декабря, 2013 В Рождестве еще нет ничего, что требовало бы от человека определенного выбора. Это дар всему человечеству. С протоиереем Андреем Лоргусом, ректором Института православной психологии, мы говорим, по выражению Александра Блока, о «вещах несказуемых». И поэтому разговор иногда идет на грани понимания того, что вообще можно или уже нельзя понимать. Есть гигантская тайна Боговоплощения и вечный вопрос о том, зачем оно все-таки произошло, хотя уже две тысячи лет даются на него ответы. Мир переворачивается от одного того, что все это действительно было и время, оказывается, начинает идти вспять. — Приближается Рождество, а с ним бесконечная череда застолий, обязательного веселья, зализанная открыточность традиционного « святочного» антуража… СМИ уверяют, что на Западе уже задают вопрос: «What has Christ to do with Christmas?» Мы до этого еще не дошли, но и у нас голова забита покупками к новогоднему столу, елками, подарками, планами, куда поехать с детьми на каникулы. Как содрать с Рождества эту пленку, продраться к ощущению события Рождества, или это уже невозможно? — Возможно. Но это зависит от того, как вообще человек строит свою жизнь, в чем она заключается. Если в некотором следовании календарю, тогда, наверное, да, он так и останется в этой плоскости — с подарками, каникулами и поездками. Если же его интересует онтологический план, план бытия, он строит свою жизнь от сущности к явлению, а не наоборот. Но в жизни бывают моменты какого-то прозябания, когда что-то там внутри зреет, зреет, а потом вдруг прорастает. Но перед обращением всегда что-то происходит: кризис среднего возраста, юношеский поиск смысла, любовь, трагедия. Иными словами, для прорыва часто бывает необходимо некое пиковое переживание. И тогда перед человеком вдруг открывается онтология бытия, он начинает различать уже не открыточный, а сущностный уровень. При этом он может пойти и не по религиозному, а по какому-то другому пути. А может сказать: «Нет, ребята, мне этого ничего не надо, я пивка попил, сериал посмотрел и спать лягу». То есть заявить отказ от глубины, если она его напугала. И мы должны уважать и такой выбор: может быть, у него сегодня просто-напросто нет сил для переворота. Но он может вернуться к этому потом.

http://pravmir.ru/paradoksy-rozhdestva/

Поговорим о Страшном суде. У микрофона протоиерей Дмитрий Смирнов в студии священник Александр Березовский. 07.04.2014 06:42:35 Кульков Сергей Андреевич -Добрый вечер, дорогие братья и сестры. Мы с отцом Александром вновь начинает нашу программу. Радио «Радонеж» в прямом эфире. Вы можете звонить по телефону и задавать свои вопросы. У микрофона протоиерей Дмитрий Смирнов.  -Добрый вечер, дорогие слушатели, напоминаю также, что вы можете присылать свои вопросы к нам в студию по смс. Поговорим сегодня о Страшном суде. Страшный суд - очень важный момент. Это фундамент нашего благочестия. Поэтому каждый христианин должен глубоко понять и прочувствовать этот евангельский текст. Потому что Страшный суд - это не то, что будет для человечества в отдаленном будущем. Нет. Страшный суд -он происходит с каждым из нас ежедневно и ежечасно. Потому что мы находимся все время перед очами божьими. И как только мы об этом забываем, мы сразу погружаемся в грех. А человек, христианин должен нести полную личную ответственность за свои чувства, за свои мысли, за свои слова, за свои поступки. Поэтому не случайно наша церковь размышляет об этом. О предстоянии перед Богом, которое для человека есть Страшный суд.  -То -есть суд уже совершается, а приговор отложен?  -Нет, приговор тоже совершается. Потому что мы своими поступками, и своим отношением к Богу и ближним, часто вызываем всякие прещения на себя. Просто отложен окончательный приговор. Да. Окончательный приговор скажем, будет у нас после нашей смерти. Потому что когда человек умирает, он переходит в пространство, где нет времени. Поэтому для любого умершего окончательный страшный суд происходит практически в то же самое мгновение, когда душа оставляет тело. Это здесь на земле мы можем говорить: ну вот, время тянется, душа там где-то пребывает, но это все равно мгновение, потому что душа не может наблюдать течение времени. Его вообще там нет. Поэтому и Второе пришествие, и самый окончательный Суд осуществляется практически сразу. Поэтому у нас возникает иллюзорная ситуация со временем. Она разворачивается перед нашими глазами, но только в течение нашей жизни.

http://radonezh.ru/text/pogovorim-o-stra...

Разделы портала «Азбука веры» Николай Всеволодович Котрелев " decoding="" data-lazy-srcset="" data-lazy-sizes="" title="" ( 1  голос:  5.0 из  5) О том, почему в семье ничего обязательного нет, но нужно на деле, а не на словах “носить тяготы друг друга”, рассказывает Николай Всеволодович Котрелев, филолог, переводчик, библиограф, папа 4 детей и дедушка 15 внуков.  Нужно понимать самое простое, что христианство – это, прежде всего, жизнь. И раз мы молимся о «тихом и безмолвном житии», то о нем нужно в первую очередь и заботиться. На мой взгляд, а я говорю уже как старик, жизнь предпочтительна для человека и для христианина совместная, не индивидуальная, не личная. И «положить жизнь за други своя», и все притчи библейские и евангельские, о блудном сыне в частности, напоминают о том, что важно помнить всегда: жизнь человека — не его, и не его одного. Поэтому ценность не только в моей «духовной диете» (это слово из латинского церковного обихода), а в моей жизни – с женой, с родителями, детьми, родственниками, друзьями, моим народом, моей Церковью, прежде всего. Собственно говоря, что такое традиция? Это очень точно переводится на русский язык как преемство. Но тут нужно понимать, что мы люди материальные все, и материальная сторона жизни, условия существования человека – это не чисто символическое. Для православного сознания, по крайней мере, они исполнены подлинной жизни. Когда мы говорим о слове «традиция», «преемство», то как ни вспомнить об апостольском преемстве, без которого нет священства. А оно в наложении руки, рукоположении: то есть от Христа, от апостолов идет череда рук, ложащихся на плечи от одного к другому. Поэтому очень важна именно материальная сторона жизни, чтобы все были вместе. К сожалению, многие говорят, что главное быть честным с самим собой, детям ничего не навязывать, детей можно в церковь не водить, мол, главное – мое отношение к Богу, а дети потом сами выберут по собственной совести и своему уму. Но у человека нет ничего «своего», все у него общее, даже жизни своей у человека нет. Хотя есть, но не она важна.

http://azbyka.ru/semya/nikolaj-kotrelev-...

Семнадцатый день. Поучение 2-ое. Св. препод.-муч. Андрей критский. (Как мы относимся к исполнению своих обязанностей?). I. В день св. препод.-муч. Андрея критского , который из ревности к славе Божией и спасению ближних, обличал нечестивого иконоборческого императора Константина Копронима (жившего в 8 веке) и за это подвергся самым жестоким мучениям и смерти на виду православных, которых он не переставал до последняго издыхания научать истине и послушанию св. матери церкви, прилично, возлюбленные мои братие, побеседовать о том, так ли мы исполняем свои христианские обязанности, как исполнял их св. Андрей критский . II. Христиане-братие! На каждом из нас лежит свой долг, своя обязанность, у каждого есть свое дело, на которое он послан в мир сей по воле и распоряжению божественного промысла. Все ли мы смотрим на обязанности, лежащия на нас, так, как смотрел на Свои обязанности Начальник нашего спасения? Так ли уважаем свой долг, так ли преданы своему делу, чтоб готовы были из-за него не доесть, не допить, не доспать, – чтоб могли самое исполнение своего долга считать своею пищею? Так ли мы ревнуем о славе Божией и спасении души ближняго, как ревновал об этом ныне ублажаемый св. Андрей критский ? Ах, нет и далеко нет! а) Мы первее всего – члены семейства. Известно всем и каждому, какие обязанности лежат на супругах в отношении друг к другу. Но каждый ли относится к своей жене, как к богодарованной ему помощнице и сотруднице на пути жизни? Каждый ли уважает ее настолько, насколько от нея требует уважения себе? Каждый ли любит ее так, как самого себя? Разве нет у нас таких супружеств, где муж и жена являются почти совершенно чужими один другому? Разве нет еще таких, где муж является самовластным владыкою, свирепым тираном, а жена безгласною, безответною рабою? У мужа свои деньги, у жены свои; у мужа свои хлопоты, заботы, намерения и планы, у жены свои; муж отлучается по целым неделям и месяцам, жена не знает, где он, куда и зачем отлучился, скоро ли воротится и т. д. Иные мужья требуют от своих жен рабских услуг, налагают на них непомерные тяжести, вместо того, чтоб снисходить их природной немощи, позволяют себе тешиться над ними, ругаться, иногда и оскорблять действием. Есть и жены, которые также не по-людски относятся к своим слабым мужьям, – постоянно злятся на них, бранят их, стесняют во всех делах их, стыдятся показаться с ними в люди и т. п. Горе жить жене с таким мужем, горе жить и мужу с такою женою!

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Скачать epub pdf Неделя 14-я по Пятидесятнице Господь пришел к Своему народу, который Он избрал давно, много-много сотен лет назад. Но этот народ Его не принял, за исключением немногих людей. Слово Божие обращено ко всем живущим на земле, но одни народы приняли его, а другие нет. Бывает и так, что кто-то сначала с радостью воспринимает, а потом отвергает слово Божие. Господь пришел на землю и зовет всех на пир веры, зовет всех в Царствие Небесное, которое Он уподобляет свадьбе, потому что из всех праздников человеческих свадьба – самый радостный. Сейчас, правда, это во многом ушло, но даже то, что люди на свадьбе стараются друг перед другом выставиться как можно больше и больше пир закатить, есть свидетельство той прежней радости, которая шла от сердца, а не от того, чтобы другим показать, каковы, мол, мы. Вот поэтому Господь и уподобляет Царствие Небесное брачному пиру. Кто же вступает в брак на этом божественном пире? Дух Божий и душа человека сочетаются навсегда в любви. К этому союзу Господь и зовет всех людей, но они находят уважительные причины, чтобы уклониться от Его зова. Одни говорят: меня мама и бабушка ничему не научили, поэтому я ничего не знаю и не слышу этот голос. Другие: я родился и вырос в другой вере, поэтому буду веровать так, как мои предки, независимо от того, правильно это или нет. А третьим просто некогда: всякие дела, заботы, к кому родственники приехали, кто просто устал, у кого-то стирки много. Другой говорит: а я вчера был, зачем и сегодня идти? И таких оправданий множество: один, как говорит Господь, село купил, второй бизнесом занят и так далее и тому подобное. И некогда человеку откликнуться на зов Божий. Почему так? Потому что сердце не отзывается, молчит, оно принадлежит чему-то иному. Зовет Господь всех, а идут далеко не все. Мы вот с вами пришли на этот пир веры, потому что церковь , Божественная литургия – это и есть Царствие Небесное на земле. Знаем мы это или нет, чувствуем или нет, но Царствие Небесное – оно вот здесь, сейчас явлено во всей своей полноте. Только воспринять его мы можем каждый в ту меру, насколько кто подготовился, насколько смог облачиться в брачную одежду.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Smirn...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010