Многие молодые настоятели жалуются, что на их приходах не складывается община. А что такое община? Что делает приход общиной? В этих и других связанных с общиной вопросах пытался разобраться диакон Федор КОТРЕЛЕВ. Любовь «Извините, в вашем храме есть община?» Глаза моей собеседницы, старосты одного из храмов в центре Москвы, делаются испуганными, мой вопрос как будто бы привел ее в замешательство. «Нет, нет, -- наконец находится она, -- у нас никакой общины нет!» Подобную реакцию можно наблюдать в разговоре с современными православными довольно часто. Вероятно, это связано с тем, что современный человек с трудом представляет себе сущность этого явления -- общины. В одном из московских храмов на вопрос об общине мне сказали прямо: «У нас здесь не секта, у нас приход: хороший, дружный, сплоченный приход». Так что же это такое -- община? Само слово, как нетрудно догадаться, происходит от слова «общее». То есть община предполагает наличие каких-то связей, объединяющих людей в группу. «Мне кажется, -- говорит протоиерей Александр Ильяшенко, настоятель московского храма Всемилостивого Спаса на Новослободской, -- что православная община -- это большая семья, которая собирается в определенном храме, где люди друг друга знают, где люди друг другу дороги, друг о друге молятся, им хорошо друг с другом». Основателем первой христианской общины стал Сам Христос, заповедовав ученикам пребывать в единстве и любви. На илл.: мозаика церкви Сант-Аполлинаре Нуово в Равенне (Италия), VI век Теперь на минуту вернемся к испуганной моим вопросом про общину старосте. Продолжая разговор, я узнал, что хоть общины у них и «никакой нет», но все же многие люди общаются между собой помимо храма, имеют какие-то общие интересы. «Ну а предположим, если кто-то из прихожан заболеет, попадет в больницу, будет ли приход участвовать в его судьбе?» -- спросил я. «Ну конечно! -- ответила староста. -- У нас есть на приходе небольшое сестричество -- несколько женщин, которые всегда в курсе дел всех наших прихожан, особенно пожилых и одиноких.

http://pravoslavie.ru/36334.html

Об истинном священстве в Церкви Христовой «Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова, доколе все придем в единство веры» ( Ефес. 4: 11–12 ). Церковь Христова есть хранительница истинной веры, христианского благочестия и святых таинств, в которых подается верующим благодать Св. Духа для получения вечной жизни. Для научения людей вере и благочестию и особенно для совершения святых таинств и богослужения и поставлены Христом в Его святой Церкви особые люди– пастыри ее. Таким образом, Церковь состоит из мирян и пастырей, поставляемых на это высокое и святое служение чрез таинство священства. Что же такое таинство священства? Таинство священства это такое священное действие, в котором чрез епископское молитвенное руковозложение, преемственно идущее от св. Апостолов, подается избранному лицу «дар Божий“ ( 2Тим. 1: 6 ), то есть, благодать Св. Духа ( Деян. 20: 28 ), дающая ему право и власть учить мирян истинам веры, управлять мирянами в делах веры и священнодействовать, то есть совершать для них богослужение и преподавать им спасительные таинства. Новозаветное священство имеет три степени: епископы, пресвитеры и диаконы. Епископ, как преемник всей полноты апостольской власти, совершает все таинства и рукополагает пресвитеров и диаконов; пресвитер совершает все таинства, кроме рукоположения, а диакон только служит пресвитеру при совершении им таинств и богослужения. Истинное и законное священство должно вести свое начало от самих Апостолов. Священное рукоположение – непростой знак избрания или полномочия на служение, но чрез него подается «дар Божий“ ( 2Тим. 1: 6 ), подается Сам Дух Святой, дающий рукоположенному божественное право «пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею“ ( Деян. 20: 28 ). Где нет законно рукоположенного, чрез преемственно идущее от Апостолов епископское руковозложение, священства, там нет и Церкви Христовой, там нет домостроителей таин Божиих» ( 1Кор. 4: 1 ), нет благодати, а следовательно и спасения.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Ответы на вопросы детей о Боге, Церкви и вере в современном мире. (Часть 2) 7 июня, 2005. Протоиерей Максим Козлов Почему Пасха – самый главный праздник? Почему на Рождество ставят елки? Можно ли читать детективные романы? Можно ли читать фантастику? Можно ли рассказывать анекдоты? Есть ли у животных душа? Если есть, то куда она попадает после смерти? Можно ли верить снам? Почему еще не изобрели эликсир бессмертия? Почему Пасха – самый главный праздник? Потому что Пасха – Воскресение Христово . Это – действительная основа нашей веры. Какие бы мы поклоны ни клали, как бы ни молились, какие бы добрые дела ни делали, но, если бы не было Воскресения Христова, мы бы ничем не отличались от людей хороших, но не верующих. Ведь много вокруг нас людей, которые по мировоззрению атеисты или близкие к ним, но которые, бывает, ведут себя нравственно и живут порой лучше, чем мы живем. Но у них нет того, на чем основать вот эту свою добрую внешне жизнь. Мы живем, потому что знаем: будем Христовыми и воскреснем со Христом. А они делают добрые дела по характеру хорошему, по инерции, по воспитанию, а основания нет, а у нас есть: Воскресение Христово – основа всей нашей жизни. Почему на Рождество ставят елки? Елки на Рождество в России стали ставить поздно, во времена императора Петра I. Но думается, что в этом обычае нет ничего противного для христианства православного, потому что елка исполнена жизни, зелени, свежести; в зимнюю мертвую пору – единственное, пожалуй, такое дерево в наших пределах, и оно как бы символически указывает нам, что такое Рождество Христово. Тоже, как вот эта жизнь, пробивающаяся сквозь холод и снег, продолжает существовать там, где уже ни сил, ни надежды, ни тепла никакого нет, а вот елочка живет. Так же и Христос родился среди холода, равнодушия, злобы – равнодушия такого, что даже не нашлось Ему места, кроме пещеры темной, для рождения, но Он родился и принес жизнь и радость спасительную всем нам. Елочка – образ этой радости. Восьмое марта – день женщин? Что это за праздник и подходящ ли он для православного человека?

http://pravmir.ru/otvety-na-voprosy-dete...

Разделы портала «Азбука веры» Простится ли хула на Святого Духа человеку? Бог говорил, что всякая хула простится человекам, а хула на Духа Святого не простится человекам ни в сем веке, ни в будущем. Да, Бог не говорил, не отпустится хулившему и покаявшемуся, но хулящему, то есть пребывающий в хуле. Но Бог и не сказал, что если мы покаемся, нам простится хула на Духа Святого. Почему люди считают, что это тоже прощающий грех, почему же тогда он не вошёл в список семи смертных грехов? Если спросить прощающий это грех или же нет, кто то отвечает что да, кто-то что нет. Если так же спросить почему не прощается хула, то кто-то говорит что это самоосознанное отвержение истины, кто-то говорит, что произношение плохих слов о Святом Духе просто не прощаются, ведь так было сказано Богом. Если я хулила Святого Духа, пренебрегала Богом, грешила и просто надеялась на прощение, то сейчас мне очень стыдно за это и мне хочется жить по новому, заново, получив Божье Прощение. Я не знаю, есть ли ещё надежда что я могу попасть в рай или же мне уже дорога в ад? Кому верить? Может я чего-то не знаю? Похожие вопросы 4 Ответа Мы должны понимать Священное Писание так, как учит Святая Церковь. А она учит нас, что искреннее покаяние смывает ЛЮБОЙ грех. Конечно, грехи могут быть настолько тяжелыми, что такой человек просто уже не будет иметь духовных сил для покаяния, даже если при этом и будет понимать свою неправоту. Так было с Иудой Искариотом, Львом Толстым и т. п. Хула на Святого Духа — тяжелейший грех. Но уже тот факт, что Вы каетесь, надеетесь на Божию милость и желаете начать жизнь заново, свидетельствует о том, что процесс Божьего прощения уже начался. Продолжайте каяться и двигаться по направлению к Богу. Он Сам уже вышел Вам навстречу. С уважением, Нет греха не прощаемого, кроме нераскаянного. Настоятельно рекомендую Вам ориентироваться на мнение святых отцов, чей ум просвящён Богом, а не на чьи-то мнения. См. Хула на Духа Святого . Бог есть абослютная и всесовершенная Любовь и Он хочет чтобы все люди спаслись. Осознание этих двух простых истин  даёт единственный ответ на Ваш вопрос. Нет такого греха, который бы не простил нам Бог в нашем покаянии. При толковании слов Священного Писания всегда лучше сверять своё понимание с толкованием авторитетных богословов и святых нашей Церкви. Святые мученики своей жизнью и смертью засвидетельствовали правду Божию о любви, спасении и покаянии. Помогай Вам Христос!

http://azbyka.ru/vopros/prostitsya-li-xu...

Разделы портала «Азбука веры» «У вас попы на Мерседесах ездят, а старухи на паперти побираются», «У вас в храмах все за деньги», «У вас в храмах хамят и грубят», «У вас священники какие-то не духовные, нам бы к старцу на прием». Эти и многие другие претензии нередко приходится слышать священникам и церковным работникам. Не рассматривая каждую претензию в отдельности, попробуем дать ответы на них. Это, пожалуй, самый очевидный и часто высказываемый аргумент. Его не раз слышали те, кому не нравятся «жадные попы и злые старухи». И все же стоит повториться. Храм – это место особого присутствия Божия. Бог, несомненно, Вездесущ, обращаться к Нему можно в любом месте, и нет причин сомневаться в том, что Бог слышит такие молитвы. Но жизнь православного христианина непременно должна включать в себя не только домашнюю, но и совместную с другими христианами молитву. К такой молитве призывает Господь Иисус Христос: «где двое или трое собраны во имя Моё, там Я посреди них» ( Мф.18:20 ). Именно храм был, есть и будет тем самым местом, где совершаются богослужения, где можно приступить к церковным Таинствам. Исповедь, причастие, крещение, венчание – все это никак не зависит от личностных качеств священника, совершителем Таинств является Бог. От приступающего к Таинствам требуется вера в Бога, а не уверенность в безусловной праведности, святости священнодейстующего священника. Но именно с этим и возникает проблема, когда человек, не веря «жадным попам и злым старухам», не хочет идти в храм. Вера, может и есть, а участия в Таинствах нет. «Не отдаляйтесь от храма, какой бы негатив не увидели в людях, посещающих церковь и даже служащих в ней. Всё это оболочка, а сущность Церкви — благодать Божия, невидимая сила, без которой нет ни вечного спасения, ни мира души на земле», — пишет архимандрит Рафаил Карелин . Не ходя в храм, человек добровольно лишает себя той самой благодати, которая могла бы вести его в Царство Небесное. Теми путями, что ведомы только Богу. Каждый человек отвечает перед Богом исключительно за свои грехи. Нежелание ходить в храм не должно оправдываться чужими грехами или поведением других людей. Конечно, случаются ситуации, когда человек поставлен в очень стесненные и затруднительные обстоятельства и грехи других людей сильно влияют на жизнь. Но и в этом случае есть выбор грешить или нет. И уж точно, к таким ситуациям не относится обида или недовольство священнослужителями или церковными работниками. Сознательное уклонение от участия в церковной жизни не может быть оправдано перед Богом чьим-то неугодным поведением.

http://azbyka.ru/chto-delat-esli-vy-nedo...

154 гарантии счастья, бедность и тяготы быта Мы все время хотим гарантий. А нам гарантирован только крест. 23 августа, 2016 Мы все время хотим гарантий. А нам гарантирован только крест. «Патриаршая комиссия РПЦ призывает женщин привыкать к бедности и рожать больше детей. Епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон, разработавший рекомендации, считает, что женщины должны родить больше двух детей. Священник признает, что многодетным семьям в России часто не хватает средств, поэтому рекомендует привыкать к скромной жизни. А если у мужа будет низкая зарплата — то и к бедности, к стесненным жилищным условиям. Среди пожеланий патриаршей комиссии — «не покупать каждый год по новому телефону», «обходиться тем ноутбуком, что уже есть», «не скупать новые платья на распродажах», «научиться избавляться от лишних вещей». Эта новость породила очередную информационную волну возмущения и обсуждения того, как несправедлива Церковь к женщине. Это меня удивило и не удивило одновременно. С одной стороны, нет никакого сюрприза в том, что из любой фразы или высказывания, произносил его человек или нет, был ли контекст или нет, можно в считанные минуты запустить вот такую волну яростного гнева. Написанная в правильной тональности новость, несколько перепостов «лидеров мнения» с правильными возмущенными комментариями, и все «в шоке», все «обсуждают». С другой стороны,  разве есть в этом тексте что-то неожиданное? Что, для кого-то секрет, что и одного ребенка вырастить непросто, а двоих-троих тем более? А особенно — если ты работаешь в бюджетной организации? Или владыке Пантелеимону надо было вслед за печально знаменитой Печерской и прочими тренершами выступить с речью, что, мол, девушки, первым делом узнаем про зарплату? Если меньше 100 000 р. – кандидат не рассматривается, а вообще для многодетной православной семьи сразу ищите отца, чтобы от 500 000 рублей зарабатывал. А вот «избавляться от лишних вещей» – и вообще абсолютный тренд прогрессивных лайфхакеров, метод Мари Кондо и так далее. А еще меня удивило, почему пассажи из женского глянца не попадают в такие вот новости, а ведь можно было бы сделать бомбу — «воронка женской силы», «дыхание маткой» (это из последних номеров женских журналов, кстати, тираж — сотни тысяч): «Ты не планировала ничего серьезного и хотела просто получить удовольствие, но на следующий день оказываешься во власти чувств. Ну уж нет, мы так не договаривались! Отнесись к тому, что чувствуешь, как к защитной реакции психики. Нас воспитывали с установкой «Хорошие девочки не занимаются сексом без любви», поэтому подсознательно ты, возможно, пытаешься оправдать ночное приключение более глубокими причинами».

http://pravmir.ru/154-garantii-schastya-...

1) Павел, Апостол Иисуса Христа, по воле Божией, и Тимофей брат, церкви Божией, которая в Коринфе, со всеми святыми, что суть во всей Ахаии. 2) Благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа. 3) Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, Отец милосердия и Бог всякого утешения, 4) утешающий нас во всякой скорби нашей, чтобы и мы сами могли утешать находящихся во всяком стеснении чрез увещевание, которым и мы сами от Бога увещеваемся! 5) Потому что [по мере], как умножаются в нас страсти Христовы, так умножается через Христа и утешение наше. 6) Скорбим ли мы, [скорбим] для вашего увещевания и спасения, утешаемся ли, [утешаемся] для вашего утешения, увещеваемся ли, [увещеваемся] ради вашего увещания и спасения, которое совершается претерпением тех же страданий, какими и мы страждем; 7) да будет надежда наша о вас тверда; зная, что как вы есть соучастники как в страданиях наших, так будете и в утешении. 8) Ибо мы не хотим оставить вас, братия, в неведении о скорби нашей, случившейся с нами в Асии, потому что мы отягчены были чрезмерно и сверх силы, так что нам и жить-то стало противно. 9) Но сами в себе имели ответ смерти, для того, чтобы не были надеющимися на мертвых, но на Бога, воскрешающего мертвых, 10) Который от таких опасностей избавил нас и избавляет, на Которого надеемся, что и еще избавит, 11) при помощи и вашей в молитве о нас, дабы за дарованное для нас, посредством многих лиц, чрез многих [же] возблагодарили за нас. 12) Ибо похвала наша сия есть: свидетельство совести нашей, что мы в простоте сердца и Божественной искренности, и не по плотской мудрости, но по благодати Божией, обращались в мире сем, наипаче же у вас. 13) Ибо мы пишем вам не иное, как то, что вы читали и разумели. Надеюсь же, что даже до конца уразумеете, 14) как вы и отчасти познали нас, что мы будем вашею похвалою, как и вы нашею, в день Господа нашего Иисуса Христа. 15) И в этой уверенности я намеревался прийти к вам ранее, чтобы вы имели вторую благодать, 16) и через вас пройти в Македонию, и снова из Македонии прийти к вам; и вы проводили бы меня в Иудею. 17) Когда же я восхотел сего, не легкомысленно ли я поступил? Или, что я задумываю, по плоти задумываю, так что у меня то «да», то «нет»? 18) Верен же Бог. Ибо слово наше, которое было к вам, – нет в нем [такого] – то «да», то «нет». 19) Ибо Сын Божий, Иисус Христос, Который проповедан у вас нами: мною и Силуаном, и Тимофеем, не был «да» и «нет»; но в Нем было «да», – 20) ибо все обетования Божии в Нем – «да»; посему чрез Него «аминь» Богу, к нашему прославлению. 21) Утверждающий же нас с вами во Христе и Помазавший нас – Бог, 22) Который и запечатлел нас, и дал залог Духа в сердца наши. 23) Я же Бога призываю во свидетели на душу мою, что, щадя вас, я больше не приходил в Коринф, 24) не потому, что мы устанавливаем господство над верою вашею; но мы – споспешники радости вашей: ибо вы в вере стойки. Глава II

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

В Неделю 5-ю по Пасхе, о самарянине Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Христос Воскресе! Возлюбленные во Христе братия и сестры, Господь наш Иисус Христос приходил на землю, учил людей добру и истине, даровал нам Свое Евангелие, явил пример Своей жизни и обещал не оставлять нас сиротами без помощи и наставления. И потому мы должны верить, что нет никакого случая в нашей жизни, нет никакого дела, в котором бы Господь Сам ли, или евангельскою заповедью, или заповедью апостольскою, или примером Своей жизни не научал нас, как нам поступать. Напротив, Он ежедневно и ежечасно научает нас, как мы должны жить, чтобы благоугождать Богу. Вот и нынешнее евангельское чтение служит для нас величайшим назиданием и руководством в нашей духовной жизни, учит, как управлять нам свой путь ко спасению. В ныне читанном Евангелии содержится беседа Господа с самарянкой. Поводом к этой беседе послужило следующее обстоятельство. Господь наш Иисус Христос после праздника Пасхи проходил из Иерусалима в Галилею через Самарийскую область. Утомившись от длительного пути и полуденного зноя, Господь сел отдохнуть у колодца вблизи города Сихарь. И в это время подошла за водою женщина-самарянка. Было это в шестом часу, по нашему счету – в двенадцатом часу дня. Господь обратился к ней, прося воды, чтобы утолить Свою жажду, и состоялась между ними беседа, в результате которой самарянка не только уверовала в Спасителя, но и сделалась проповедницей Его учения и впоследствии, крещенная с именем Фотины, приняла мученическую кончину за твердое исповедание имени Христова. В беседе сей Господь обещает и самарянке, и всем верующим в Него дать воду живую, текущую в жизнь вечную. Нам известно, что без воды все умирает. Где нет дождей, где не текут реки, там не произрастает никаких деревьев и растений, но все бывает покрыто песком, и такие места называются пустынями. Одним видом своим наводят они на душу человека страх и отчаяние. Такое значение в нашей жизни и жизни растительного мира имеет вода вещественная. Но есть еще и вода живая, небесная, которая еще нужнее и которую Господь заповедует всем искать. Вода эта есть прежде всего благодатное учение Христово: когда оно принимается душой, то дает душе блаженство и жизнь. Напротив, когда в душе нет сего учения, тогда душа томится, сохнет, каменеет и вся человеческая жизнь становится похожей на пустыню, где для человека только страх, или скорбь, или терзание.

http://azbyka.ru/otechnik/arhimandrit_Ki...

Вселенские Соборы решали кардинальные внутрицерковные проблемы. У нынешних собраний православных людей таких задач нет На экстренном заседании Священного Синода принято решение о том, что Русская Православная Церковь не примет участие во Всеправославном Соборе на Крите и обратится к Константинопольскому Патриарху о переносе сроков проведения Собора. О своем видении ситуации «Правмиру» рассказал иеромонах Макарий (Маркиш). В ситуации по подготовке Собора нет и не было ничего напряженного. Если мы посмотрим, во-первых, на историю Церкви, а с другой стороны – на текущую ситуацию – общерядовую и церковную, мы увидим, что это дело – поверхностно, но оно привлекает огромнейший интерес именно средств массовой информации. Приведу сравнение: какой-нибудь крупный политик ведет серьезные переговоры, допустит незначительную оговорку, и журналисты сразу цепляются: «Вот что такой-то сказал!» Суть дела не понимают, а только привяжутся к одному слову… Таких ситуаций очень много, и они весьма характерны для нынешней информационной обстановки. А в итоге – грубое отупление масс и их падкость на поверхностное и малоинтересное, малозначимое, на самом деле. Те люди, который называют Собор Восьмым Вселенским – следуют своей антицерковной политике, своей раскольнической практике, своим искаженным взглядам. Это их полное право. Хотя Собор, о котором идет речь, ставит задачи не декларативные. Он и не должен решать никаких глубоких церковных проблем, которые были характерны для Соборов прошлого. Перед нами нет сегодня таких проблем. Желательно, конечно, достичь какого-то единообразия, более-менее однородных формулировок в позициях различных Поместных Церквей. И высказанное Русской Церковью требование консенсуса, полного единогласия очень разумно. Грубо говоря, ситуация выглядит так: давайте по тем моментам, которые у нас есть, сформулируем единый взгляд, а там, где его нет, оставим пока всё до лучших времен и будем следовать тем позициям, которые есть у каждой Поместной Церкви. Поскольку здесь не затрагиваются основы веры, то разногласия или отсутствие единогласия вполне допустимо в соответствии со словом апостола Павла: «Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами» (1 Кор. 11:18). Календарь и не только

http://pravmir.ru/ieromonah-makariy-mark...

Государственное бюджетное учреждение культуры " Мордовский республиканский музей изобразительных искусств имени С.Д. Эрьзи " см. Автор не известен Икона " Мир дому. Пресвятая Богородица Праворучица. " Местонахождение Муниципальное бюджетное учреждение культуры " Музей Орджоникидзевского района " Икона " Мир дому. Пресвятая Богородица Праворучица " с образами Девы Марии и Иисуса Христа. .................... Над головами сияющие жёлтые лучи на светлоголубом. Надписи: " МР.ДУ. ПР.БОГ. ПРАВОРУЧИЦА " 4. Музейные спецы вообще отдельная история можете проверить в Госкаталоге Икону Ярославская (Печерская) http://pravicon.com/image-33842 Период создания: XVIII в Местонахождение Государственное автономное учреждение культуры Ярославской области " Ярославский художественный музей " А в клеймах события 19 в. после 1823 г. значит икона пророческая. Попытки опознаний [ 2022-01-26 01:54:27 ] marinakova : Благодарю за ответ. Другой связи с Вами у меня нет. На форуме я не регистрировалась, там я только гость. Иногда хочется у Вас что-то спросить, но... Если у Вас есть свой сайт, с удовольствием к нему подключусь. С уважением, Маринакова.(Марина). [ 2022-01-27 23:52:41 ] qwerty : сайта не имею, соц сетями не пользуюсь даже Госуслуги , этот сайт едтинственный где зарегистрирован, форумом в отсутствии полемики пользуюсь как записной книжкой чтобы если что вспомнить и быстро найти изображение и информацию ну может кому будет интересно и полезно. что я могу ответить или что либо советовать в датировке икон я не понимаю я не искусствовед и даже не гуманитарий я технарь, интерес к иконам хоби, иконы имею только на компе. нас учили искать информацию инет хотя и помойка дает такую возможность [ 2022-01-28 16:59:03 ] marinakova : Ещё раз благодарю. Поняла Вас. Просто помогаете тем, кто прислал вопрос. А вот если нет вопроса? Поместили икону и ждут. Я так бодро с инетом не работаю, не умею. Сайта нет, но разложила в папки 70000 образов,это не много, но нет задачи перенести к себе всё, без описания, ведь описания есть и на этом сайте и на других.Стараюсь, чтобы не было ошибок, что тоже нереально.Вот и возникают иногда вопросы. Часто и образ Богородицы не имеет конкретного наименования. Нельзя всё взять в систему. Надеялась на поддержку, ну и на том спасибо, что как и я, отправили меня в инет.

http://pravicon.com/unknown-3112

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010