RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_70120.html 12 ноября 2009 Александр Щипков Пришло время заключать договоры между Церковью и законодательными собраниями в регионах Источник:  Интерфакс-Религия В беседе с корреспондентом " Интерфакс-Религия " советник спикера Совета Федерации, главный редактор портала " Религия и СМИ " Александр Щипков подробно описал практику церковно-государственных отношений в России и за рубежом. – Александр Владимирович, в интервью Вашему порталу отец Всеволод Чаплин рассказал о возможности заключения договоров между органами власти и Церковью. Означает ли это, что готовится новая форма государственно-церковных отношений? – Нет, не означает. В России отношения между Церковью и государством развивались всегда по синусоиде – от тесного сотрудничества до полного взаимного непонимания и обратно. Но, как бы эти отношения ни развивались, они всегда горячие, нетеплохладные. Поэтому говорить о том, что договорная система приведет к принципиально новым формам отношений нельзя. Речь идет о развитии исторически сложившейся традиции. Договорные отношения призваны способствовать поиску ответов на " трудные " вопросы. Например, в сфере образования наблюдается достаточно серьезное непонимание. Церковь настаивает на том, чтобы каждая семья могла выбрать для своего ребенка изучение той или иной религиозной системы из числа традиционных или изучать светскую этику, если семья нерелигиозна. Государство же в лице министерства образования долгое время предлагало принципиально иной подход: изучение курса мировых религий, то есть введение религиоведения в школьный курс. Религиоведение – одна из серьезных академических гуманитарных дисциплин, но она не касается морально-нравственных сторон жизни человека. Воспитание гражданина невозможно вне определенной системы ценностей. Утверждение, что существует единая универсальная система ценностей, есть ложь и демагогия. Такая система может существовать либо в рамках одной из религиозных традиций, либо вне ее – то, что мы называем светской этикой. Эти традиции так или иначе трактуют понятия добра и зла и регламентируют поведение человека, поэтому Церковь настаивала на том, чтобы семья имела право свободного выбора. После длительных переговоров удалось приблизиться к компромиссу. Договорная система позволит окончательно решить не только эту, но и другие проблемы, связанные с благотворительной и социальной деятельностью, работой в армии и тюрьмах, передачей имущества и так далее.

http://religare.ru/2_70120_1_21.html

     В опубликованном в преддверии праздника Пасхи интервью председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион по просьбе корреспондента информационного агентства ТАСС коснулся темы православно-католических отношений. — Владыка, в этом году Пасха в один день у православных и католиков. Насколько это совпадение может стать символичным для укрепления отношений между двумя Церквами? — Уже не первый раз даты Пасхи Христовой в Православной Церкви и Римско-Католической Церкви совпадают. В этом веке такое совпадение происходит с регулярностью в четыре-пять лет. Конечно, это событие радостное, потому что позволяет православным, католикам, а также христианам других конфессий одновременно исповедовать перед миром чудо Воскресения Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа. Хотелось бы, чтобы у всех христиан была единая дата празднования Пасхи. Папа Римский Франциск некоторое время назад выступил с инициативой совместно установить такую дату. Однако полагаю, что эта инициатива могла бы стать успешной только в том случае, если бы остальной христианский мир перешел на православную пасхалию. Пасхалия Православной церкви основана на решениях I Вселенского Собора в Никее в 325 году и поэтому имеет основополагающее значение для православных. — Планируются ли 16 апреля встречи представителей двух Церквей или совместные мероприятия? — К празднику Пасхи православные и католики посылают друг другу поздравления. Обмен поздравлениями, как и в прежние годы, состоится между Папой Франциском и Патриархом Кириллом. Каких-то особых встреч и совместных мероприятий мы на пасхальные дни не планируем, поскольку и православные, и католики будут совершать праздничные богослужения в своих общинах. — Как Вы оцениваете состояние православно-католических отношений в России? Какие вопросы и проблемные темы сейчас на повестке дня? — В последнее время отношения между Русской Православной Церковью и Римско-Католической Церковью в России получили плодотворное развитие. За прошедшие 25 лет значительно расширилась сфера межцерковного взаимодействия, охватывающая разные стороны общественной жизни, что было совершенно невозможно в советское время, когда деятельность Церквей ограничивалась властями. Обе Церкви в нашей стране заботят одни и те же проблемы: кризис нравственности в современном обществе, очень высокий уровень разводов и абортов, социальное неблагополучие.

http://pravoslavie.ru/102785.html

  разделы   рассылка  распечатать Камиль Тангалычев Перед Богом все равны. А перед совестью? Интервью с председателем Комитета Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций Сергеем Поповым Источник:  Парламентская газета Во все времена Россию отличал приоритет духовного над материальным. Об этом историческом своеобразии свидетельствуют наша литература с ее морально-нравственными исканиями, наша философия, обращенная к душе человека. И одним из основных социальных институтов, концентрировавших в себе духовность, была и остается церковь. Причем в качестве своего главного союзника в деле духовного укрепления человека церковь всегда стремилась видеть государство, которое сегодня и само Открыто для конструктивного союза со всеми конфессиями. Естественно, что сотрудничество государства и церкви не обходится без проблем. О некоторых из них мы беседуем с председателем Комитета Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций, членом фракции " Единая Россия " Сергеем ПОПОВЫМ. Он – православный христианин, председатель Парламентской ассамблеи православия, ему хорошо известны и понятны проблемы всех конфессий нашей страны. " ПГ " : В последнее время мы много говорим о духовности, признаем значение религиозного фактора в жизни гражданского общества с его установками на свободу совести и вероисповедания. Но наше общество пока еще не смогло четко определиться со статусом религиозного образования. Явно затянулась и дискуссия о целесообразности преподавания в общеобразовательных школах предметов, связанных с религией... С. П. : В новой редакции Закона РФ " Об образовании " нам, к сожалению, не удалось сохранить понятие " религиозное образование " . Если это понятие присутствует в базовом законе о свободе совести, то оно должно быть и в Законе РФ " Об образовании " . А ведь обучение азам религиозной культуры крайне необходимо, если мы действительно хотим воспитать подрастающее поколение патриотами нашей страны. И надо для себя четко уяснить то, о чем говорил и Патриарх Московский и всея Руси Алексий II: основы православной культуры – это не религиозный предмет, его нельзя сравнивать, как делают многие, с Законом Божьим.

http://religare.ru/2_36119.html

Беседа 59. Евангелие от Матфея, глава 16, 21–28. «Предсказание Господа о Своей смерти, Воскресении и Втором Пришествии» Сегодня мы продолжаем наши беседы по Евангелию от Матфея на радио «Радонеж». На прошлой беседе мы говорили о Камне Церкви, каковым является Господь и Бог наш Иисус Христос. Святой Августин Блаженный учил, что « Церковь созидается не на человеке Петре, но на исповедании Петра, на вере в Иисуса Христа как Сына Божия, то есть Богочеловека» . С точки зрения святого Августина, верх кощунственного безумия считать, что у Церкви может быть другой Глава-Жених, кроме Христа Спасителя. Он пишет: «Жених, готовый отойти (то есть перед вознесением на Небо – О.С.) , поручил Невесту Свою друзьям Своим (то есть апостолам – О.С.) не для того, чтобы она возлюбила кого-либо из них, но чтобы осталась верной единому своему Жениху; они же – только друзья Его, защищают горячо и не потерпят со стороны Церкви преступной любви» . То есть, «преступной любовью» (как неким духовным блудом) святой Августин называет любую нашу попытку начать любить в Церкви человека, любого человека, любую иерархическую должность, выше, чем Божественного Жениха, Христа Спасителя, или приоритеты Богочеловека связать с некой церковной должностью. Блаженный Августин пишет: «Павел, истинный друг Жениха, не захотел быть любимым вместо Жениха» . Говоря о равенстве всех апостолов, а в их лице и всех священнослужителей Церкви, святой Августин учит: «Неужели, ключи те получил Петр, а Павел не получил? Петр получил, а Иоанн, Иаков и прочие апостолы не получили? Не в Церкви ли те ключи, где ежедневно отпускаются грехи? Эти ключи и право вязать и решить получил не один человек, но единая вселенская Церковь » . И хотя Златоуст и называет в своем истолковании апостола Петра «уста всех апостолов, глава того братства, предстоятель всей Вселенной» , однако ни он (Златоуст), ни другие авторитетные отцы Церкви не рассматривали личность апостола Петра и его положение в Церкви в той особой исключительности, как то делают современные нам римо-католики. Первоверховный апостол Петр был именно, как пишет Златоуст: «глава того братства» , то есть старший, возможно и по возрасту, в общине уверовавших в Иисуса из Назарета как в Сына Божия (то есть Богочеловека). «Глава того братства» , то есть братства как союза, основанного не на преимуществах должности или иерархического положения, но на любви и братских взаимоотношениях.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Единство Русской Церкви год спустя: ожидания, впечатления, размышления Год назад 17 мая 2007 года, в день Вознесения Господня, две части Русской Православной Церкви взошли на небеса, официально вступив в каноническое общение друг с другом. Тем самым в лице Московского Патриархата и Русской Православной Церкви Заграницей вся многонациональная и многоязычная паства соединилась в объятиях Матери-Церкви. Разом Единая Русская Православная Церковь стала Церковью всемирной, простирающейся на пространстве не только от Бреста до Владивостока, но и от Амстердама до Алма-Аты, от Буэнос-Айреса до Байкала, от Канн до Курска, от Каракаса до Кишинева, от Кельна до Киева, от Монреаля до Минска, от Мюнхена до Москвы, от Нью-Йорка до Новгорода, от Сан-Франциско до Сочи, от Сиднея до Санкт-Петербурга. Изживая последствия трагических событий, происшедших 90 лет назад в 1917 г., Русь не только воссоединилась со своим прошлым, но и стала всемирной, универсальной. Меня просили написать о моих ожиданиях, впечатлениях и размышлениях после того солнечного московского дня. Вот они: Ожидания Я не думал в то время, что кто-то из нас по настоящему понимал, что мы делаем, мы не осознавали великого исторического значения Акта о Каноническом Общении, мы знали лишь то, что то, что мы делаем – абсолютно верно. Это была уверенность, которая быстро созрела в нас после августа 2000 г. и решающего Юбилейного Собора Патриаршей Церкви. Что касается моих ожиданий – у меня их не было. После моего 23-х летнего служения в качестве клирика Православной Церкви, я давно научился ничего не ждать, также как научился ничего не планировать. Есть такое известное высказывание, что если мы хотим чтобы Бог посмеялся, мы должны поведать Ему о своих планах. Возможно, это верно и в случае с ожиданиями. Мы не должны ничего ожидать, это Церковь должна ожидать от нас чего-либо. С другой стороны, если мы не должны ничего ожидать, мы можем надеяться. И мы надеемся на спасение, в какие бы ситуации не ставил нас Господь, и твердо надеемся на то, что Акт о Каноническом Общении послужит спасению многих.

http://pravoslavie.ru/1351.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Лавры объединителя Ушел из жизни митрополит Лавр, первоиерарх РПЦ за границей, при котором состоялось объединение русского православия 19.03.2008 421 Время на чтение 3 минуты В пригороде Нью-Йорка Джорданвилле на 81-м году жизни скончался первоиерарх Русской православной церкви за границей митрополит Лавр. " Новопреставленный Высокопреосвященнейший владыка Лавр подвигом добрым подвизался, течение скончал, веру соблюл и победителем многолетнего разделения в Русской Церкви явился " , - сказано в сообщении Архиерейского синода РПЦЗ МП. На этом можно было бы и закончить статью, посвященную памяти этого великого архиерея, про которого отныне можно с гораздо большим основанием, чем католики про Иоанна Павла II, говорить: " Уже святой " . Что тут можно сказать еще, кроме слов молитвы? Но, к сожалению, приходится продолжить. Сразу же после появления известия раздались комментарии околоцерковных " аналитиков " , в основном на сайтах различных раскольнических групп, каждая из которых именует себя не иначе как " православной церковью " . " Что будет теперь с объединением РПЦЗ и Московской патриархии? " - десятки раз был задан вопрос. Задан с тайной надеждой, что после кончины митрополита объединению придет конец. Поскольку нет сомнения, что в ближайшие дни хор этот будет усиливаться, следует ответить сразу: с объединением все будет в порядке. Потому что оно уже состоялось и стало достоянием истории. Нет больше раскола, есть единая Церковь, неотъемлемой частью которой является РПЦЗ Московской патриархии. И в этом - главное дело жизни почившего предстоятеля. " Чем ближе будем мы к Богу, тем ближе будем и друг к другу. Таким мне представляется путь к духовному единству народов нашего Отечества. Идя этим путем, мы будем действенно участвовать в великом деле " соединения всех " , - сказал владыка в одном из интервью. В этом - самая суть. 17 мая 2007 года в храме Христа Спасителя патриарх Алексий и митрополит Лавр сотворили не самочинное дело. Не в результате церковной интриги и воли российских властей был подписан Акт о каноническом общении, а по воле Того, Кто сказал: " Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее " .

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/0...

Закрыть itemscope itemtype="" > Максим Мищенко: Россия должна преодолеть созданный Западом порочный круг Депутат Госдумы о встрече Святейшего Патриарха Кирилла с российскими парламентариями, в ходе которой обсуждались вопросы молодежной политики 29.12.2010 519 Время на чтение 4 минуты «Встреча прошла достаточно оживленно, весело, интересно. Главное, на мой взгляд, из того, что я услышал, заключается в следующем. Патриарх высказал мысль, что настает исторический момент, когда России, как государству, которое имеет богатейший уникальный опыт государственности, необходимо сформировать некий новый политико-философский дискурс задач, т.е. дискурс, основанный на понятии народной справедливости», - заявил в интервью «Русской народной линии» депутат Государственной Думы (фракция «Единая Россия»), член Комитета ГД по делам молодежи, лидер молодежного движения «Россия молодая» Максим Мищенко , комментируя итоги встречи Святейшего Патриарха Кирилла с группой депутатов Государственной Думы. Как сообщает Патриархия.Ru, 27 декабря 2010 года в рабочей Патриаршей резиденции в Чистом переулке Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл принял группу депутатов Государственной Думы ФС РФ. Во встрече участвовали председатель Комитета по делам молодежи Госдумы П.В.Тараканов, первый заместитель председателя С.Ю.Белоконев, заместители председателя А.М.Кабаева, С.В.Хоркина, члены Комитета М.Н.Мищенко, Ю.В.Афонин, П.А.Зырянов, М.П.Иванов, а также член Комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи Госдумы Р.А.Шлегель. Русскую Православную Церковь на встрече представляли председатель Синодального отдела по делам молодежи епископ Бронницкий Игнатий, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин, а также ответственный секретарь Экспертного совета «Экономика и этика» при Святейшем Патриархе Московском и всея Руси, секретарь Клуба православных предпринимателей П.А.Шашкин. Святейший Патриарх Кирилл тепло приветствовал гостей, отметив, что Русская Православная Церковь придает большое значение работе с молодежью. По словам Его Святейшества, подобная расстановка акцентов — «результат очень серьезного, вдумчивого анализа того, что происходит сегодня не только в молодежной среде, но и в нашем обществе». Обратившись к недавним событиям на Манежной площади, Святейший Патриарх выразил уверенность, что они, при всей экстраординарности случившегося, «лишь отразили внутреннее состояние нашего общества».

http://ruskline.ru/news_rl/2010/12/29/ma...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Православный консерватор» Мединский оскорбил ряд архиереев Министр культуры обозвал кликушами и сектантами всех противников «Матильды», между тем председатель Госдумы Вячеслав Володин и вице-спикер Петр Толстой не снимают вины за происходящее с режиссера Учителя 13.09.2017 2862 Время на чтение 4 минуты Сегодня министр культуры России Владимир Мединский выступил с заявлением по поводу кощунственного и пошлого фильма Алексея Учителя «Матильда». В частности, в своем обращении он безосновательно и самонадеянно обвинил православных активистов в провокациях, угрозах и преследовании авторов фильма и поджогах кинотеатров, отметив, что «подобные самозваные " активисты " дискредитируют и государственную культурную политику, и Церковь». Напомним уважаемому господину министру, что против «Матильды» выступил ряд архиереев, священнослужители, маститые ученые, общественные деятели и т.д. Неужели господин Мединский действительно полагает, что архипастыри, выступившие против кощунственного фильма, дискредитируют Русскую Православную Церковь? Допустимо ли, чтобы государственный деятель столь высокого уровня называл архиереев и многих уважаемых людей сектантами, кликушами и другими оскорбительными словами? Тем временем себя господин Мединский, напротив, самонадеянно называет «православным консерватором» и поучает архипастырей, как им следует понимать суть Православия. Безответственное заявление министра Мединского вызвало недоумение у руководителей правящей партии «Единая Россия». Председатель Государственной Думы Вячеслав Володин заявил, что без наличия весомых доказательств нельзя усматривать прямую связь между позицией депутата Натальи Поклонской и действиями противников кинофильма Алексея Учителя «Матильда», сообщает «Интерфакс-Религия». Очевидно, спикер говорит о провокаторах, пытающихся дискредитировать противников «Матильды» . «Чтобы давать такие оценки, нужно иметь доказательную базу в первую очередь. И исходить из того, что это очень серьезное обвинение», - сказал В.Володин, отвечая на вопрос «Интерфакса», не связывает ли он выступления «активистов» - противников этого фильма с позицией депутата. «Так нельзя - брать и выносить обвинение кому-то», - подчеркнул спикер.

http://ruskline.ru/news_rl/2017/09/13/pr...

М.В. Дмитриев Глава 1. Православие в Великом княжестве Литовском и Польском королевстве во второй половине XVI в.: церковные институты и перемены в религиозной культуре Основная задача настоящей главы книги состоит в том, чтобы охарактеризовать институциональные основы развития православной церкви украинско-белорусских земель в XVI в., показать, каково было состояние православной культуры и в чем состояли сдвиги в интеллектуально-религиозной жизни православных земель Речи Посполитой во второй половине XV–XVI в. Взаимное обособление Киевской и Московской митрополий в XV веке Один из самых кардинальных фактов в истории Украины, Белоруссии и России – разделение их церквей вслед за разрывом политического единства в XIII–XIV вв. Некогда единая православная церковь Киевской митрополии в XIV веке оказалась разделена на две части. Одна оказалась теснейшим образом связана с Московским княжеством и затем Русским государством, другая – с Великим княжеством Литовским и Литовско-Русским государством. Митрополичий престол был перенесен в XIV веке (в 1322 г.) в Москву. Литовские князья, разумеется, стремились добиться независимости духовенства украинско-белорусских земель от московского митрополита. В какой степени крепкими и систематическими оставались связи московских митрополитов с литовско-русскими епархиями, сказать трудно из-за скудости источников и неразработанности проблемы. Процессы церковно-административного обособления Московской и Киевской митрополий привели к возникновению двух автокефальных церквей в середине XV века. Формальной акт разрыва церковного единства выразился в том, что в 1458 г. папа Каллист III рукоположил в митрополиты Киевские и всея Руси Григория, ученика перешедшего в унию с Римом и ставшего кардиналом Исидора, а собравшийся 1459 г. в Москве церковный собор заявил о непризнании новопоставленного киевского митрополита, который в 1469 г. восстановил канонические связи с Константинопольской патриархией. Хотя московский митрополит не признал власти Григория над украинско-белорусскими землями, разделение митрополий стало свершившимся фактом 110 . Оно было обусловлено двумя основными причинами: во-первых, развитием украинско-белорусского и русского православия в границах двух отдельных государств, каждое из которых стремилось подчинить церковь своему контролю и оградить ее от вмешательства извне; во-вторых, крахом Византии в 1453 г., что окончательно подорвало и без того достаточно эфемерную к XV в. власть константинопольских патриархов над восточно-славянскими церквами. Правда, в конце XVI в. роль патриархов в жизни украинско-белорусского православия снова возрастает, что было связано, однако, не столько с усилением их власти как таковой, сколько с ходом религиозно-политической борьбы в Речи Посполитой накануне заключения Брестской унии и культурными процессами этого времени.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/mezh...

М. Лукренин Введение. В каждом человеке есть врожденная потребность разъяснить и установить свои отношения, как разумного существа, ко всему сущему. Вера есть форма личных отношений человека ко всему сущему. Она «означает признание чего-либо истинным с такой решительностью, которая превышает силу внешних фактических и формально-логических доказательств» (Энцикл. Словарь, m.VII). «Если вера утверждает более того, что содержится в данных чувственного опыта и выводах разумного мышления, то, значит, она имеет свой корень вне области теоретического познания и ясного сознания вообще». Положительные учения, признаваемые за истины, данные Богом, создают религию. Она не есть создание одного человека, но естественное явление духовной природы человеческой. Люди, признающие одну и ту же религию, соединяющиеся для удовлетворения своих личных религиозных потребностей, образуют религиозные или вероисповедные общества. Из совокупности последователей веры Христа образовалась единая Вселенская церковь . Но уже в первых веках из неё стали выделяться отдельные общины, сначала признанных за еретические, но в последствии получившие самостоятельное значение. Так отделилась В V в. Армяно – Грегорианская церковь ; в IX в . образовалась Римско-католическая, в XVI в . Лютеранская и т. п. За последнее время распространилось сильное выделение различных поместных церквей; секты все более и более умножаются, а вместе с тем умножается и отпадение последних обществ от догматического учения, сохраняющогося во Вселенской церкви. Под церковным правом разумеется наука, занимающаяся исследованием религиозного общежития. Поэтому в курсе церковного права должно быть изложено: учение об источниках церковного права, об устройстве церкви, об организации и предметах церковного управления и о положении, занимаемом церковью в государстве. По своему характеру церковное право есть наука социально-юридическая, стоящая в связи с богословием. Источники церковного права Общие: Священное писание, практика церкви, законодательство церкви, законодательные положения государства, научнал деятельность правоведов и церковно-судебные решения. – Священное писание – главнейший по степени важности и обязательности источник церковного права; оно дает общие теоретические начала, служащие основным источником права всякого религиозного общества.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/konspe...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010